Хранитель памяти

Фартушнова Марина Александровна

Наша гимназия была основана в 2003 году, а в 2007 году мы переехали в более удобное и комфортное новое здание. Работы по сбору экспонатов и оформлению музейной комнаты в самом начале, но ряд находок хотелось бы представить вашему вниманию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По следам давно минувших лет…. Историко-краеведческий музей МОУ «Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»

Слайд 2

Наша гимназия была основана в 2003 году, а в 2007 году мы переехали в более удобное и комфортное новое здание. Работы по сбору экспонатов и оформлению музейной комнаты в самом начале, но ряд находок хотелось бы представить вашему вниманию.

Слайд 3

На наш призыв о сборе материалов для краеведческого музея, учащиеся откликнулись с большим энтузиазмом. Они приносили все, что отражало бы нашу историю в рассказах, вещах и предметах, начиная от колеса телеги до монет европейских государств.

Слайд 4

Основные направления работы музея: Исследование материалов об истории освоения края и основания нашего села. Освоение края. Становление духовной культуры нашего края. Места паломничества верующих. Духовная жизнь. Культура и быт нашего края. Культура и быт. Приобщение учащихся ко всеобщей мировой культуре. Произведения русской живописи.

Слайд 5

Освоение края. Освоение нашего края началось значительно раньше, чем это принято считать. Исходя из анализа источников, эти земли осваивались поэтапно. Наиболее значимым событием стало заселение этих земель старообрядцами при Петре I . Иргиз – большой приток Волги, протекающий в юго-во­сточной половине Саратовской и Самарской губерний. В царствование Екатерины II старообрядцы продолжали заселять этот край в большом количестве и основали здесь множество скитов и монастырей. Из них особенно славились три мужских монастыря: Авраамиев, Пахомиев и Исаакиев и два женских: Маргаритин и Анфисин. Все они объединялись одним общим именем – Иргиз. Как монастыри, так и окрестности их населяли старообрядцы, вызванные императрицей из-за границы.

Слайд 6

Основание села. В начале XIX века переселенцами из Тульской губернии при речке Чернаве была основана деревня Козловка, которая впоследствии объединилась с деревней Англеевкой и составила село Ивантеевка Николаевского уезда Самарской губернии. В составе Пугачевского округа из бывшего Пугачевского уезда (до 1918 - Николаевского) Самарской губернии в 1928 году село Ивантеевка было включено в состав Нижне-Волжского края с центром в Саратове. Затем cело - центр Ивантеевского района Саратовской области. В 1982 году Ивантеевка получила статус посёлка городского типа, но в настоящее время вновь имеет статус села. Объединённое муниципальное образование (ОМО) включает село Ивантеевку и сельские округа в границах административного Ивантеевского района Саратовской области.

Слайд 7

Духовная жизнь. Строгая подвижническая жизнь иргизских иноков и инокинь привлекала к себе внимание всей старообрядческой России, ибо рассказы и слухи о святости отшельников доносились до самых дальних уголков великой страны. Иргиз стал руководителем старообрядческих приходов. От него зависели целые сотни священников, служивших по многочисленным старообрядческим приходам. Были периоды в истории Иргиза, когда в его ведении состояло более двухсот священников. Слава и значение Иргиза превзошли и Керженец, и Ветку, и Стародубье. Построенные на Иргизе церкви отличались великолепием и богатством внутрен­него украшения.

Слайд 8

Святой источник Вавилов Дол. По документам староверческих скитов Прииргизья в долу поселился монах-отшельник по имени Авил , который «…исправно и денно и нощно… отмаливает грехи покаянные… в степном лесу за отцом Иргизом…» Он вылечил предводителя разбойников по кличке «Чёрная борода», назвал его своим братом по служению богу и дал ему монашеское имя Ефимий. После смерти Святого Авилы у его могилы совершались молитвенные службы, а байрачный лес с подземными родниками стали называть Авиловым святым местом.

Слайд 9

Источник Авилова дола. До 1870 – х годов Авилов Дол являлся одним из староверческих центров Заволжья, когда на территории нашего края к этому времени сформировались поселения и в них стали открываться православные церкви. Авилов Дол был в 1870 – х годах освящен в православное христианское культовое место поклонения.

Слайд 10

Известность к Вавилову Долу пришла не сразу. В течение долгого времени монахи-затворники в тайне, сокрытые от людских глаз, несли свой невидимый миру подвиг. И лишь в начале двадцатого века Богу было угодно открыть это место людям и призвать сюда множество богомольцев.

Слайд 11

1905 год –Игумен Анфим основал скит, монахами была построена часовня. 1914 год – построена церковь в честь Святителя Николая, отстроена колокольня, сторожка и общежитие для странников. Сюда начали приходить богомольцы, и многие действительно становились свидетелями благодатных явлений. С 1917 г. насельники Вавилова Дола в послереволюционные годы все свои силы отдавали на проповедь покаяния, так как ужасы, творимые пришедшими к власти силами, позволяли думать о пришествии антихриста. И проповеди эти были воистину действенными, так как в округе срывались все мероприятия советской власти, не принятые сельским населением. Здесь стояла церковь святителя Николая. На месте алтаря церкви – горка собранных по всему полю камней от фундамента храма.

Слайд 12

Могила неизвестного монаха. Советская власть приняла решение об уничтожении монастыря и всех его насельников. О. Анфим- подвижник и прозорливец Вавилова Дола был расстрелян. С 1929 года прошли массовые аресты вавиловцев. По решению суда к высшей мере «социальной защиты»- расстрелу были приговорены: Иван Осипович Дорофеев (монах Святой Горы Афон, монашеское имя неизвестно) священники: Иван Павлович Журавлев, Анисим Алексеевич Пряхин; старцы Степан Агапович Турапин, Кондратий Федорович Молодых; попечитель Дола:Федор Александрович Малов.

Слайд 13

Культура и быт. На новых местах эти поселенцы-старообрядцы, обладая крепкой общинной и религиозной спаянностью, взаимопомощью, уверенностью в себе и в товарищах, трезвым и здоровым образом жизни, приверженностью и любовью к земле-матушке, неистощимым трудолюбием, наблюдательностью и смекалкой, выносливостью в борьбе с суровой природой, стойкостью перед невзгодами, деловым практицизмом и трезвым расчётом, проявили себя как истинные пионеры освоения новых девственных мест.

Слайд 14

Важная особенность старообрядчества - почтение к книге. Многие общины имели библиотеки в сотню и более книг, принадлежащих всей общине ("соборные книги"). В Саратовском крае, и на Иргизе, проживало более 63,5 тысяч (по другим материалам около 100 тысяч) староверов, при этом процент малограмотных крестьян (12 тысяч – 19 %) был низок. [1] [1] В.Ю. Душков. Исторический очерк о Российском освоении Поволжья и заволжском городе Пугачеве. Саратов. 2007.

Слайд 15

Семейный быт старообрядцев отличала замкнутость, вызванная их религиозной обособленностью от остального русского населения. Эта замкнутость способствовала сохранению патриархальных нравов. Глава семьи обладал практически неограниченной властью над своими домочадцами. Существовали запреты, есть из одной чашки и пить из одной посудины с не старовером, что всегда вызывало недоумение со стороны людей малознакомых с жизнью и традициями старообрядцев. Появилось расхожее мнение, что старообрядец прохожему воды не подаст. Однако это не было связано с жадностью или немилосердностью. Просто посуда эта станет, непригодна для использования в быту семьей. Каждая вещь в доме старообрядца имеет свое хозяйственное назначение. Например, ведро, в котором, приносят воду, используют только для этих целей, в отдельных емкостях стирают верхнее и нижнее белье. Не оставляют пустую посуду открытой. Однако это порядок, вполне можно объяснить с чисто гигиенической целью, избежать распространения инфекционных заболеваний и не перенять болезнь от другого человека.

Слайд 16

Домашняя утварь. Для варения пищи использовались чугунные или глиняные горшки. В них варили мясо, каши, кипятили воду. Для приготовления теста использовалась квашня в виде долбленой кадушки. Непременными принадлежностями в домашнем хозяйстве были деревянная лопата для сажания хлеба в печь, лотки для муки, деревянные скалки для раскатывания теста и т. п.

Слайд 17

Традиционно крестьянская пища отличалась простотой и грубостью (была "сурова", как говорили в XVIII веке). Однако под простотой и грубостью надо иметь в виду лишь степень реализации экономических возможностей русского крестьянского хозяйства. Община следила и за поведением крестьян. Осуждалось пьянство, лень, тунеядство. Староверы не брили бороду, считая бритье грехом, отвергали табак; картофель и чай вошли в их жизнь очень поздно. Огромный объем работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и обыденная пища отличалась однообразием. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Известная поговорка «Щи да каша - пища наша» верно отражала обыденного содержания еды жителей деревни.

Слайд 18

Для того чтобы достать из печи горшок, наши прабабушки использовали ухваты, они были разных размеров в зависимости от диаметра горшка. На смену деревянным доскам для глажения, рубилам, пришли тяжелые чугунные утюги, которые нагревались в печи до определенной температуры.

Слайд 19

Рабочие моменты. Описание находки.

Слайд 20

Рабочие моменты. Изучение механизма работы прялки.

Слайд 21

А знаете как освещались дома, когда не было электричества? Лучинами?! В XIX в широко использовались керосиновые лампы. Они становились причиной многих пожаров из-за неосторожного обращения с огнем, но были единственным доступным источником освещения, хотя наши предки и экономили керосин, почти в каждом доме стояли вот такие лампы.

Слайд 22

Одежда. Огромное влияние на стиль в одежде в нашем крае оказало старообрядчество, для которого была характерна закрытая одежда темных тонов. Основными элементами ее были: кофты, юбки, платки, передники. Юбки и кофты шились, в зависимости от достатка и назначения, из шерсти, поплина, миткаля, ситца, домотканого сукна. В начале XX века вошли в моду «парочки» — юбки с кофтами, сшитые из одного материала. До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д.

Слайд 23

Во второй половине XIX — начале XX веков крестьянки носили небольшой платок — подшальник, а сверху надевали, выходя из дома, шаль. Зажиточные крестьянки носили кашемировые или шелковые шали с кистями.

Слайд 24

Женщины носили вязаные из шерсти чулки собственного изготовления. И только в начале XX века в селах появляются хлопчатобумажные чулки, «бельевые» как их называли.

Слайд 25

Лапти на Руси доставались крестьянину путем затрат большого труда, времени и постоянной заботы. Вот что писал об этом в конце XVIII в. академик И. Лепехин: "Для каждой пары лаптей потребны две толстыя лутошки (липовые стволы или заготовки, — Л. М.), а мелких 3 и 4 надобно. В зимнюю пору мужик проносит лапти 10 дней, а в рабочую летнюю пору и в 4 дни истопчет. И так ему потребно в год по крайней мере 50 пар, на которые, взяв среднее число, до 150 лутошек потребно. Каждый отпрыск лутошки на влажных местах не прежде 3-х лет может быть годным для драния лык, а по крепкой земле еще более требует времени: почему липняк завсегда вдвое уменьшается против приросту".

Слайд 26

В конце XIX века стан рубашки стали шить из ситца или другого покупного материала, а подставу из домотканого холста «замашную» или же бязевую, из миткаля, ситца, отделывая их на груди и внизу прошвой или вязаным кружевом шириной в ладонь. Вышивка была весьма скромной с растительным орнаментом.

Слайд 27

Таким же образом украшались шторы «ночников» (небольших вышитых или вывязанных занавесок, закрывающих окно на ночь) и наволочки на подушки.

Слайд 28

Деньги. И еще об одном экспонате нашего музея хотелось бы рассказать. Это денежные купюры 1909 и 1919 гг. К началу ХХ века технология печатания денег переживала расцвет. Именно в это время Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг (ныне фабрика Гознак) привлекла к сотрудничеству знаменитых живописцев и граверов - Я. Рейхеля, А. Зауэрвейда, Ф. Лундина, П. Ксидиаса. В результате многолетних творческих поисков был найден образ "русской валюты". "Николаевский" рубль отличался виртуозной сложностью исполнения, изображения на нем нередко превосходили по сложности и утонченности рисунки и гравюры лучших художников. В этот период были выпущены в обращение знаки достоинством 3 рубля, (образца 1905 года), 5, 10 и 25 рублей (1909 года)., 100 рублей (1910 года) и 500 рублей (1912 года). Последнюю купюру, безусловно, можно отнести к лучшим образцам мировых валют. Кроме того данная купюра по покупательной способности была одной из самых крупных в истории бумажных денег. На купюрах достоинством 25 рублей и выше были изображены портреты царей Александра III, Екатерины II и Петра I.

Слайд 30

Советской власти нужны были новые деньги, которые бы соответствовали по духу и несли на себе символику новой власти. 28 сентября 1918 года Коллегия по управлению Народным банком РСФСР поручила техническому советнику банка П.М.Богданову выяснить в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг в Петрограде техническую возможность изготовления разменных марок или казначейских знаков мелких достоинств. Первоначально были выпущены купюры 10 номиналов, от 1 до 1 000 рублей, а затем в декабре 1919 года - дополнительно ещё два номинала - 5 000 и 10 000 рублей. Разработанные в экспедиции знаки были упрощённого образца - без нумерации и указания года выпуска и имели небольшой формат, на них впервые был изображён государственный герб РСФСР, утверждённый Конституцией, принятой Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года.

Слайд 31

Произведения русской живописи. В фойе нашей гимназии размещены репродукции известных картин Айвазовского, Шишкина, Левитана и других художников. Вместе с учащимися мы проводим экскурсии, знакомимся с биографиями художников.

Слайд 32

И в заключении….. Хотелось бы отметить, что мы еще только в начале, этого большого интересного пути в мир истории, но мы обладаем большим и жгучим желанием узнать много нового и полезного для себя, определить свое место в этом мире. В планах музея: изучение генеалогических древ наших учащихся; создание электронной базы фотографий из семейных альбомов об истории освоения нашего края; составление тематических презентаций; посещение музеев и выставок. Нельзя расти молодому поколению «иванами непомнящими родства» для того, чтобы процветала наша страна нужно изучать и приумножать ее культуру и уважать переданное нам наследие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Край серебристого ковыля Работа учащихся 10 класса МОУ «Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области» Волкогон О., Митяевой Т., Учитель истории Фартушнова М.А.

Слайд 2

Фонтан на улице Кооперативная Фонтан на центральной площади села Аллея героев Цветы на площади 60-летия Победы Цветы у здания Управления сельского хозяйства

Слайд 3

Карта Саратовской области Ивантеевка Саратов

Слайд 4

Герб Ивантеевского района Геральдическое описание Герба объединенного муниципального образования Ивантеевского района гласит: “В зеленом поле на серебряной поросшей ковылем земле идущая золотая косуля; оконечность зеленая. В левой вольной части - Герб Саратовской области (три положенные в вилообразный крест сообращенные серебряные стерляди в лазоревом поле)”.

Слайд 5

Расположение Ивантеевки Иванте́евка — село, административный центр и крупнейший населённый пункт Ивантеевского района Саратовской области. Население — 6,1 тысяч жителей. Общая площадь территории района –2 тыс. квадратных километров Состоит из 9 муниципальных образований, в которых находится 25 населенных пунктов. Село расположено на берегах реки Малый Иргиз (правый приток Волги) при впадении в неё притока Чернава, на расстоянии 150 км от города Самары и 300 км от областного центра — города Саратова. Железнодорожная станция Тополёк на линии Пугачёв — Чапаевск расположена в 4 км северо-западнее центра села у села Арбузовка. Координаты: 52°16′00″ с. ш. 49°05′00″ в. д. / 52.266667° с. ш. 49.083333° в. д. (G)52.266667, 49.08333352°16′00″ с. ш. 49°05′00″ в. д. / 52.266667° с. ш. 49.083333° в. д. (G) Часовой пояс UTC+3, летом UTC+4

Слайд 6

Вид Ивантеевки из космоса

Слайд 7

История возникновения села Поселение Ивантеевка было основано в 1768 году на берегу реки Чернава раскольниками, беглыми крестьянами, казаками, солдатами по предписанию Екатерины II . Поселенцы прибывали из центральных губерний России: Тульской, Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Воронежского, Козловского уезда (ныне город Мичуринск). Отсюда название построенных улиц - Рязановка (ныне Свободы), Тулевка (ныне Кооперативная), Козловка-Рязановка (ныне Набережная). Само поселение получило название Козловка. В Козловку в дальнейшем прибыла группа подмосковных крестьян из Ивантеевского уезда. Ивантеевцы сумели завладеть преимуществом перед козловцами в местном самоуправлении, и поселение стало называться Ивантеевка. Образовалась Ивантеевская волость, входившая в состав Николаевского уезда (ныне Пугачевского). Заселение нашего края ускорилось вследствие реформы 1861 года и земельной реформы П.И Столыпина. Это послужило некоторым стимулом в развитии земледелия в Заволжье. В Ивантеевской волости из числа приезжих и местных крестьян образовались хутора. Увеличилось производство зерна, мяса, масла, льна и конопли для текстильной промышленности.

Слайд 8

В середине XIX века в связи с быстрым ростом Ивантеевки (свыше тысячи крестьянских дворов) Николаевский уездный пристав обратился с ходатайством в Самарское губернское правительство о строительстве в Ивантеевке земской начальной школы и церкви. Была построена Михайло-Архангельская церковь на левом берегу реки Чернава. А в конце XIX в начале XX века на правом берегу реки Чернава была выстроена Свято-Троицкая церковь. Одновременно с православными церквями в Ивантеевке сохранились и старообрядческие церкви. Все они были разрушены в 30-е годы во время борьбы с религией. Ивантеевская волость Николаевского уезда Самарской губернии по административному делению просуществовала до 1930 года. В 1930 году был образован Нижне-Волжский край, куда стал входить вновь образованный Ивантеевский район. В 1934 году он вошел в Саратовскую область, образованную из реорганизованного Нижне-Волжского края. В 1964 году, после реформ по укрупнению, район вновь вошел в состав Пугачевского района, однако уже в конце 1967 года стал самостоятельной административно-территориальной единицей.

Слайд 9

Степные реки По территории нашего района протекает три крупных реки Малый Иргиз, Сухой Иргиз и Большой Иргиз. Общая длина рек в границах Ивантеевского района составляет около 400 километров. Самой короткой в нашей местности рекой является Сестра (левый приток Большого Иргиза) не более 25 км. Длина же Большого Иргиза составляет более 140 км. Большой Иргиз по количеству изгибов является рекордсменом среди рек европейской части России, к тому же в весенний период уровень воды в нем за сутки может подняться на 7 метров, зимой там самый толстый лед достигает 98 сантиметров! Река Б. Иргиз Река М. Иргиз Река Чернава

Слайд 10

Навесной мост через реку Чернаву Навесной мост по улице Набережной Навесной мост по улице Заречной Зимним утром

Слайд 11

Заказник «Змейка» Степные земли самые уязвимые почвенные системы, для восстановления их первозданной красоты необходимы длительные периоды времени. В связи с активным освоением их под сельскохозяйственные угодья изменяется естественная природная среда, флора и фауна нашего края. В 1956 г. принято решение создать заказник «Змейка», где на территории в 35 гектаров земли под охраной находятся уникальный участок ковыльных степей ( растет редкий вид серебристого ковыля) и растительности байрачного леса.

Слайд 12

Вавилов Дол Вавилов Дол— овраг около села Горелый Гай (Ивантеевский район Саратовской области). По одной из легенд, здесь в царствование Петра I, в лесу по течению реки Большой Иргиз находился схорон атамана разбойников Вавилы. Разбойник был схвачен солдатами, ослеплён и брошен в горящем лесу умирать. Спасаясь от огня, слепец вышел к дикому оврагу, на место своих будущих духовных подвигов. Близ ручья Вавила вырыл пещеру и оставшуюся жизнь посвятил покаянию, плачу и молитвам. Прослышав об отшельнике, к нему начали приходить искатели строгой жизни. Пещер становилось всё больше, и монахи соединили их галереями. Так возник пещерный монастырь. Вроде бы ещё сам Вавила заложил подземный храм, соединённый потаёнными ходами с катакомбами монастыря. В 1914 году на одном из холмов у оврага была построена Никольская церковь. В 1929 году церковь и входы в пещерный монастырь взорвали, часть иноков и старцев расстреляли на месте

Слайд 13

До 1870 – х годов Вавилов Дол являлся одним из староверческих центров Заволжья, когда на территории нашего края к этому времени сформировались поселения и в них стали открываться православные церкви. Авилов Дол был в 1870 – х годах освящен в православное христианское культовое место поклонения. В 1998 года –началось возрождение Вавилова Дола. Торжественное открытие обновленного святого источника. Вавилова Дола произошло в 30 августа 2004 г. Святой источник Часовня

Слайд 14

Хлеб – богатство края Сельское хозяйство. • 9 крупных сельскохозяйственных предприятий; • 86 крестьянско – фермерских хозяйств; Промышленность. 4 предприятия, в том числе: • 1 предприятие перерабатывающей промышленности; • 2 предприятия строительных материалов; • 1 предприятие мукомольной промышленности

Слайд 15

Культура и образование Культура: • детская школа искусств; • 17 библиотек; • Центральный Дом культуры; • Дом кино; • 10 сельских домов культуры и 7 сельских клубов;

Слайд 16

2. Образование: Всего учреждений образования - 32 • 15 общеобразовательных школ; из них средних – 9, основных – 4, начальных – 1, гимназия - 1; • 15 детских дошкольных учреждений; • Школа – детский сад - 1; • Детский дом • Муниципальное учреждение дополнительного образования для детей «Дом творчества»; • Муниципальное учреждение дополнительного образования для детей «Спортшкола»; • Ивантеевское ПУ- 30.

Слайд 17

Это интересно Необычное природное явление можно было наблюдать в этом году в селе Ивантеевка. Поток воздушных масс в верхних слоях атмосферы образовал воронку. К счастью, это не привело к необратимым последствиям, но желающие могли наблюдать это удивительное явление в течении часа.