Родительская страничка

Фартушнова Марина Александровна

Предварительный просмотр:

10 заповедей для родителей

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или таким, или как Вы хотите. Помогите ему стать самим собой.

2. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.

4. Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может и больше, поскольку у малыша нет опыта.

5. Не унижайте!

6. Не забывайте, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Старайтесь сделать для ребенка как можно больше. Но не мучайтесь, если не можете сделать для него все.

8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали Вашему.

10. Любите своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с Вами.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАПРОСОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Уважаемый, родитель! Прошу  Вас ответить на вопросы данной анкеты. Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности нашего образовательного учреждения.

Ф.И.О.______________________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что важнейшей задачей современного образования является повышение качества образовательных услуг?

а) Да     б) Нет     в) Затрудняюсь ответить

2. Получил ли Ваш ребенок предшкольное образование?

а) Да    б) Нет

3. Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования, музыкальные школы (студии), спортивно-оздоровительные учреждения?

а) Да (какие)______________________________________________________________

б) Нет

4. Чем интересуется Ваш ребенок? Постоянны ли его интересы?___________________________________________________________

5. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты, способности?

а) Да(какие)___________________________________________________________

б) Нет

в) Затрудняюсь ответить

6. Оцените важность образовательных услуг в гимназии. Поставьте в ячейке рядом с каждым высказыванием номер места по важности от 1 (самое важное) до 5 (менее важное).

Образовательные услуги

Место

1.

Укрепление здоровья и развитие физической культуры детей

2.

Развитие индивидуальных способностей ребенка в соответствии с возрастными особенностями и государственными образовательными стандартами (развитие образовательных интересов)

3.

Развитие художественно-эстетических способностей у детей (музыка, рисование и т.д. и т.п.)

4.

Приобщение к культурным, нравственным  ценностям

5.

Занятия с нужными специалистами (логопед, психолог, дефектолог...)

Другое (Что именно?) ____________________________________________________________________

7. Какие дополнительные (платные) услуги Вы хотите получить от образовательного учреждения?

а) Изучение второго иностранного языка (какого)_________________________________________________________

б) Углубленное изучение предметов (каких)________________________________________

в) Изучение новых предметов (курсов) (каких)__________________________________________

8. Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса Вы хотели бы получить?

а) от администрации__________________________________________________

б) от классного руководителя __________________________________________

в) от учителя - предметника____________________________________________

г) от педагога-психолога_______________________________________________

д) от социального педагога_____________________________________________

е) от медицинского работника___________________________________________

спасибо!



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей "Безопасный Интернет"

 

 «Безопасный интернет» - рекомендации экспертов родителям.
Данные рекомендации – практическая информация для родителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»:

- Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения.

- Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет, чтобы вовремя предупредить угрозу.

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:

- Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие» и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.

-Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.

- Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки sms, – во избежание потери денег.

- Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:

- Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля и антивирус.

- Если ваш ребенок – учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания вашего ребенка в Интернете.

- Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.

-Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.

-Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок.

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:

-Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по безопасному использованию сети Интернет

         Если ваши дети пользуются Интернетом дома, вы уже знаете, насколько важно защитить их от неподобающего содержимого и нежелательных контактов.

         Подростки могут  иметь практически неограниченный доступ к содержимому, сайтам или действиям. Они хорошо разбираются с тем, как использовать Интернет, однако родителям все равно следует напоминать им о соответствующих правилах безопасности. Родители всегда должны быть готовы помочь своим детям-подросткам разобраться, какие сообщения являются непристойными, а также избегать опасных ситуаций. Родителям рекомендуется напоминать детям-подросткам о том, какую личную информацию не следует предоставлять через Интернет.

Советы по безопасности, которые рекомендуется выполнять, когда ваши дети-подростки используют Интернет:

 

 1. Старайтесь по-прежнему поддерживать как можно более открытое общение внутри семьи и позитивное отношение к компьютерам. Обсуждайте с детьми их общение, друзей и действия в Интернете точно так же, как другие действия и друзей. Просите детей-подростков рассказывать вам, если что-то или кто-то в Интернете доставляет им чувство неудобства или страха. Если вы подросток и вам не нравится что-то или кто-то в Интернете, расскажите об этом.

 2. Создайте список семейных правил использования Интернете дома. Укажите виды сайтов, которые можно посещать без ограничений, время подключения к Интернету, расскажите, какую информацию не следует разглашать в Интернете, а также предоставьте инструкции по общению с другими в Интернете, включая общение в социальных сетях.

 3. Компьютеры, подключенные к Интернету, должны находиться в открытом месте, а не в спальне ребенка-подростка.

 4. Изучите средства фильтрации Интернет - содержимого (такие как Windows Vista, средства родительского контроля Windows 7и Функции семейной безопасности Windows Live) и используйте их в качестве дополнения к контролю со стороны родителей.

 5. Защитите ваших детей от всплывающих окон с оскорбительным содержимым с помощью функции блокировки всплывающих окон, встроенных в браузер. Internet Explorer.

 6. Следите за тем, какие сайты посещает ваш ребенок-подросток и с кем он общается. Просите их пользоваться контролируемыми чатами, настаивайте на том, чтобы они использовали только общедоступные чаты.

 7. Настаивайте на том, чтобы они никогда не соглашались на встречу с друзьями, с которыми они познакомились в Сети.

 8. Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения. Обмен файлами и использование текста, изображений или рисунков с веб - сайтов может привести к нарушению авторских прав и может быть незаконным.

 9. Поговорите со своими детьми-подростками о содержимом в Интернете, предназначенном для взрослых, и порнографии, а также укажите им позитивные сайты, посвященные вопросам здоровья и сексуальности.

 10. Помогите им защитить себя от спама. Проинструктируйте своих детей-подростков никогда не давать свой адрес электронной почты при общении в Интернете, не отвечать на нежелательные почтовые сообщения и пользоваться фильтром электронной почты.

 11. Знайте, какие сайты ваши дети-подростки посещают чаще всего. Убедитесь, что ваши дети не посещают сайты, содержащие оскорбительные материалы, и не публикуют свою личную информацию. Следите за тем, какие фотографии публикуют ваши дети-подростки и их друзья.

 12. Учите своих детей отзывчивости, этике и правильному поведению в Интернете. Они не должны использовать Интернет для распространения сплетен, клеветы или запугивания других.

 13. Проследите за тем, чтобы дети спрашивали у вас, прежде чем совершать финансовые операции в Интернете, включая заказ, покупку или продажу товаров.

 14. Обсудите со своими детьми-подростками азартные игры в Интернете, а также потенциальные риски, связанные с ними. Напомните им о том, что азартные игры в Интернете являются незаконными.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА

РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

 

1. Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его.

 

2. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше восемь раз в день

 

3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

 

4. Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.

 

5. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

 

6. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

 

7. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.

 

8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать — не наказывайте.

 

9. За один раз — может быть одно наказание. Наказан — прощен.

 

10. Ребенок не должен бояться наказания.

 

11. Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания — сообщайте ему об этом.

 

12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.

 

13. Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

 

14. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.

 

Любите своего ребенка!



Предварительный просмотр:

Рекомендации  родителям

  • Испытывать  уважение  к  ребенку  как  к  личности.
  • Сохранять  доброжелательную  эмоциональную  атмосферу  в  семье.
  • Развивать  и  поддерживать  интерес  ребенка  к  обучению.
  • Убеждать  ребенка  соблюдать  правила  поддерживания  здоровья,  развивать  необходимые  для  этого  навыки.
  • Поощрять  успехи («Ты  сможешь,  ты  способен»),  не  акцентировать  внимание  на  неудачах  при  обучении.
  • Не  требовать  любой  ценой  только  высоких  результатов  и  оценок.
  • Объяснять,  как  важно  получать  новые  знания  и  развивать  свои  способности.
  • Не  наказывать  ребенка  ограничением  его двигательной  активности (не  запрещать  гулять  вместе  с  другими  детьми  на  свежем  воздухе).
  • Строго  придерживаться  режима  дня.
  • Перенести  на  субботу  просмотр  телевизионных  передач,  компьютерные  игры (с  целью  ограничения  времени  пребывания  в  статичной  позе).
  • Совершать  в  выходные  дни  семейные  прогулки  на  свежем  воздухе,  выезды  на  природу,  по  возможности  организовать  посещение  бассейна.
  • Во  время  домашнего  задания (не  более  90  минут)  проводить  физкультминутки,  следить  за  осанкой  ребенка.
  • Для  мобилизации  внимания  ребенка  напоминать  правило «Успеваек»:
    «Делай  все  скорее  сам,  не  смотри  по  сторонам, Делом  занимайся,  а  не  отвлекайся!»
  • Два  раза  в  неделю  выполнять  с  ребенком  комплекс  из  семи  упражнений  для  укрепления  мышц  спины,  плечевого  пояса  и  живота (с  целью  сохранения  правильной  осанки).
  • Вместе  с  ребенком  как  можно  чаще  делать  «пальчиковую»  гимнастику,  используя  песенки  для  улучшения  вентиляции  легких  и  поддерживания  хорошего  настроения.
  • Проводить  релаксационную  гимнастику  с  использованием  аудиозаписи  звуков  природы  (лежа  на  спине  в  расслабленном  состоянии  с  закрытыми  глазами,  в  течение  10 минут).
  • Следить,  чтобы  после  школы  ребенок  гулял  на  свежем  воздухе  30 – 60  минут.
  • Обеспечить  отход  ребенка  ко  сну  не  позже  21.00.
  • За  10  минут  до  отхода  ребенка  ко  сну  проветрить  комнату. 
  • Посидеть  на  кровати  рядом  с  ребенком;  мягко,  плавно  погладить  его  по  спине  вдоль  позвоночника,  поцеловать,  сказать,  что  завтра  все  будет  хорошо,  все  у  него  получится,  что  он  очень  умный  и  добрый.
  • Следить,  чтобы  пробуждение  ребенка  было  плавным (он  должен  полежать  в  кровати  не  менее  10  минут;  ставить  будильник  у  изголовья  детской  кровати  противопоказано).  
  • Проводить  с  ребенком  водные  гигиенические  процедуры,  а  после  проветривания  комнаты – утреннюю  гимнастику  под  музыку.
  • Перед  завтраком  дать  ребенку  выпить  стакан  фруктового, овощного  сока или стакан воды.
  • Использовать  при  приготовлении  блюд  продукты,  богатые  минералами  и  микроэлементами,  белками,  легкими  углеводами,  витаминами.
  • В  период  риска  заболевания  ОРВИ  давать  в  виде  добавки  к  супам  чеснок  и  зеленый  лук. 
  • Обеспечить  ребенка  одеждой  из  натуральных  волокон,  чтобы  она  способствовала  полноценному  кожному  дыханию  и  правильному  теплообмену.
  • Нужно  убедительно  сказать  ребенку,  что  после  физкультуры  необходимо  снять  спортивную  майку  и  надеть  сухую  сменную.
  • Предупредить  ребенка,  что  сразу  после  физкультуры  нельзя  пить  холодную  воду  (если  очень  хочется  пить,  взять  в  столовой  бутилированной воды)



Предварительный просмотр:

Советы врача

Как правильно собрать ребенка в школу знает не каждый взрослый, вот несколько полезных советов:

  1. Пустой ранец не должен быть тяжелым: детям можно носить груз, не превышающий 10% собственного веса, таким образом, пустой ранец должен весить 500-800 грамм.
  2. Чтобы детей хорошо было видно на дороге, желательно купить ранец, на передней стороне которого, по бокам и на ремнях имеются светоотражающие значки – дополнительная защита на дорогах.
  3. У ранца обязательно должна быть твердая спинка. Только ее наличие может обеспечить правильную осанку малыша. При этом не забудьте, что ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка, а высота должна быть не более 30 см.
  4. Ранцы должны быть удобными: сумка не должна давить, ремни не должны врезаться или впиваться в плечи.
  5. Ранец должен быть снабжен удобными мягкими лямками, равномерно распределяющими груз. Лямки и ремешки должны обязательно регулироваться с тем, чтобы ранец одинаково удобно надевался и на легкое платье, и на пуховую куртку.
  6. Хороший ранец должен иметь несколько отделений и карманов – тогда ребенок сможет аккуратно, в определенном порядке раскладывать свое богатство.
  7. Все швы – внутренние и внешние – на ранцах и пеналах должны быть тщательно обработаны, в противном случае порезов на руках не избежать.
  8. Не рекомендуется сильно нагружать рюкзак. Тяжелые рюкзаки при неправильном ношении могут испортить осанку ребенка.
  9. Необходимо позаботиться и об обуви ребенка. Помните, что обувь должна быть удобной, высота каблука не более 4 см., высота платформы 3,8-4,3 мм для кожи и 4,5-5,0 мм для пористой резины. Обувь должна быть кожаной, с достаточно гибкой подошвой и обязательно с жестким задником.



Предварительный просмотр:

советы логопеда

Эта страничка расскажет вам, уважаемые родители на что необходимо обратить внимание, проверяя письменные работы своих детей, ответит на актуальные для вас вопросы.

Какие причины приводят к нарушению чтения и письма?

  1. Нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из главных причин дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).
  2. Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.
  3. Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для нашего региона эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.
  4. Причиной нарушения чтения и письма может быть расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.
  5. Особого внимания также требуют те дети, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (про таких говорят, что у них «каша во рту»).

Однако все дети делают ошибки. Это естественно и нормально. Ведь процесс письма очень сложен. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи: фонематического восприятия, лексики и грамматики, звукопроизношения, а также таких психических процессов, как внимание и память.

Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению чтения и письма, все специфичны и носят стойкий характер.

Какие ошибки должны насторожить внимательных родителей?

Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.

  1. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
  2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), ямпа (лампа) и т.д.
  3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
  4. Пропуски букв, слогов, недописание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Ошибки, связанные с нарушением письма носят стойкий характер.

Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Однако, если какие-либо из вышеперечисленных ошибок встречаются в работах ребенка регулярно, необходимо проконсультироваться с логопедом.

Родители, чьи дети начали заниматься у логопеда, должны поддерживать с ним постоянный контакт, оказывать ему содействие в работе. Счастья и успехов вам!

Советы

  1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
  4. Выполняйте дома упражнение "корректурная проба”. Это принесет пользу любому ученику.

Корректурная проба

Ежедневно в течение не более пяти минут (не дольше) ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, потом перейти к согласным. Варианты будут самые разные. Например, букву "а” зачеркнуть, а букву "о” обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы. Например, ч-щ, с-ш, з-ж. Через 2-2,5 месяца таких упражнений при соблюдении условий ежедневности и продолжительности не свыше пяти минут улучшается качество письма.

Я не буду подробно останавливаться на методике преодоления нарушения чтения и письма - это дело специалистов. Вполне достаточно обратиться за консультацией к учителю, а он вас направит для коррекционной работы к логопеду.

Напоследок еще раз хочу призвать родителей к сотрудничеству. Только в тесном контакте мы сможем преодолеть все школьные трудности, имеющиеся у наших детей.



Предварительный просмотр:

Советы  для родителей

Развитие речи

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению и родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком.

Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в школьном возрасте пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.

Таким образом, основным двигателем развития речи является общение ребенка со взрослым.

Помощь родителей:

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

-старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью;

-чаще разговаривайте с ребёнком;

- пользуйтесь правильным русским языком

-следите за тем, чтобы каждый день ребёнок  читал книги.

-не поправляйте речь ребёнка, просто повторите ту же фразу правильно;

-поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос;

-не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

Игры на развитие речи:

1. Поиграйте с ними в Эхо, эта игра научит их различать и правильно произносить звуки. Попросите ребёнка отойти в противоположный конец комнаты и стать к вам спиной. Произносите разные слова, то негромко, то громко и отчетливо. Ребенок должен повторять за вами слова, соответственно то тихо, то громко и четко. Поменяйтесь с ним ролями – пусть теперь он произносит слова, а вы будете изображать эхо.

2.  Для обогащения словарного запаса играйте в «Назови меня, назови себя». Эта игра нравится всем детям. Если вы играете с ребенком вдвоем, то начните ее, назвавшись одним из окружающих предметов, например: «Я – дерево». Ребенок должен назвать вас новым именем и назвать себя другим, тоже подсмотренным вокруг: «Ты – дерево, а я - машина». Снова ход переходит к вам: «Ты – машина, а я - облако» и так далее. Если в игре есть еще участники, то она становится более интересной, развивающей еще и внимание и память.



Предварительный просмотр:

Советы психолога

Игры и задания для развития памяти

Человеку совсем не обязательно уметь запоминать все на свете, но хорошая память - верный помощник в жизни, а главное, в учебе.

        Детям память нужна не только для повседневной жизни: она влияет на их успехи в учебе. Дети  должны приобрести множество знаний: уметь умножать и делить, красиво и грамотно писать. Но вряд ли ребенок сумеет хорошо усвоить что-либо, если он не может удержать в памяти новую информацию или если через некоторое время он не способен вспомнить то, что учил.
Память и ее развитие напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка. Существует прямая зависимость между тем, о чем ребенок может думать и что делать, и тем, что он в состоянии запомнить. Поэтому очевидно, что с развитием умственных способностей, которое происходит по мере взросления, связано и развитие памяти.
        Наш багаж знаний тоже оказывает огромное влияние на способность запоминать новую информацию и вспоминать старую. Так что по мере увеличения объема знаний будет развиваться и память.
        Так же большое значение имеет и то обстоятельство, что новые знания должны иметь какое-то значение для ребенка. И чем более они соприкасаются с его интересами, тем легче ему будет их запомнить. Чтобы убедиться в этом, попросите вашего ребенка назвать имена его любимых мультипликационных героев: без сомнения, он выпалит их без единой запинки. Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными для изучающего.

«Игры со словами»

1.    Прочитайте эти слова. 
Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.(количество может быть увеличено)
Закройте их. Назови те, которые ты запомнил. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

 

2.     Прочитай эти слова.
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка. (количество можно увеличить)
Закрой их. Назови слова, которые ты запомнил. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?

 

3. Услышав каждое слово нужно представить внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать. Затем воспроизвести эти слова.
    Бумага, гнездо, кот, колесо, палка, фильм, блин, счастье.

«Что исчезло?»

    На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

«Что изменилось?»

     На столе раскладывают несколько предметов. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, один предмет добавляют, или предметы меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

«Художник»

     Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать разные предметы.

«Запомни и воспроизведи»

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести.
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Развитие мышления

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительными, короче говоря – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам природой с рождения? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но легче вырасти умным тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал свое мышление сам.

Помните!

  • Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
  • Ребенку интересней мыслить, чем запоминать.
  • Найденное в мышлении становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании ребенка, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
  • Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
  • Проблемные вопросы Почему? Как ты считаешь? Зачем? С какой целью? Из-за чего? Как сделать? направлены на развитие мышления.
  • Вопросы Где? Что? Когда? Какой? Сколько? контролируют память.
  • Никого нельзя ни заставить мыслить, ни запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Игры и задания для развития мышления

Поиск аналогов.

Называется какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и другие.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явление по их признакам.

Способы применения предмета

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, "книга". Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Игры  со словами

     Если правильно расставите буквы, получите названия животных, каждое из которых содержит букву Б.
БРУСКА, ВЮРДЛЕБ. АБЛЕК, ОБКАСА, БЕРЗА.

Найти лишнее слово.

Среди каждой группы слов найди лишнее слово.

1 группа слов:

Книга, портфель, чемодан, кошелёк;

Печка, керосинка, свеча, электроплитка;

Трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

Река, мост, озеро, море;

Бабочка, линейка, карандаш, ластик;

Добрый, ласковый, весёлый, злой;

Дедушка, учитель, папа, мама;

Минутка, секунда, час, вечер;

Василий, Фёдор, Иванов, Семён.

2 группа слов

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

«Говори наоборот»

   Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

«Бывает – не бывает»

    Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Упражнение на развитие скорости мышления.

   Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.

Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Угадай по описанию.

    Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком предмете) он говорит и дает его описание. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

«Придумай слово»

   Найди общее окончание для всех перечисленных наборов букв, чтобы в результате прибавления букв везде получились осмысленные слова.
Ко - ?     по -?       опр -?     ру -?
Ро -  ?  уго -  ?  тр -  ?  ре -  ?
По -?     сто -?      спр -?     пе-?
Пило -?  уко -?    вопр -?   све-?



Предварительный просмотр:

Советы психолога

Развитие внимания.

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш ребенок сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Игры и задания на развитие внимания.

Игра "Ищем буквы"

Эти задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты), карандаши, ручки. Для достижения какого-либо успеха это задание следует проводить минимум 5 раз в неделю по 5 минут. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.

Теперь сама инструкция: В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т.п. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков - слабая концентрация.

Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у детей, поэтому можно ввести веселые "штрафы": столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и так далее. Время игры не должно превышать 5 минут.

Вариант 2

Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.

АОБООУАДА -  ЙПЬРТПВЙРЕ -  ЭПВФЭСФПВ -  ВЮЛГВЛГЮ -  ЖЗУУЧЖЗ -

ЫОАСОТЛОЫ -  ГЦИДВГЦЫД –

« Какое имя спрятали?»

Пример. В предложении: "Принеси коФЕ ДЯде, сынок" - спрятано имя ФЕДЯ. А какие имена спрятаны в этих предложениях:

Где лежат бигуди мамы?

Я акварельными красками рисую радугу.

Прошу разрешить поставить на этом окне две рамы.

Что было раньше на месте панорамы?

Кошмар! Факел и фонари так им плохо светят!

Зашел баран на поле гороха и остановился.

Видны были лишь забор и стена, за которыми шагали дамы.

Кто варит арбузы с моими руками?

«Найди животное»

Hайдите ЖИВОТHОЕ в этих стихотворных строчках:

Меня пронырой совы дразнят,

Hырять и плавать плохо разве?

Развитие зрительного внимания.

НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК

Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.

СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ

Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

СКОЛЬКО ЧЕГО?

Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

РАЗВЕДЧИКИ

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.