Готовимся к экзаменам по обществознанию

Фартушнова Марина Александровна

Данные позволят учителю отобрать на урок те виды условной наглядности, которые по его усмотрению сделают учебный процесс более результативными, а выпускникам – более эффективно подготовиться к текущей, промежуточной и итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы по курсу обществознания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прикладная экономика

Слайд 2

«ЭКОНОМИКА» Происхождение термина 2,5 тыс.лет назад «ойкос» + «номос» дом,хозяйство правила, законы

Слайд 3

Экономика Желания Ресурсы ОГРАНИЧЕННОСТЬ

Слайд 4

«ОГРАНИЧЕННОСТЬ» Всего на всех не хватит Всего на всех не хватит Всего на всех не хватит

Слайд 5

Экономика * наука хозяйство - изучает наиболее рациональные пути максимального удовлетворения неограниченных потребностей при использовании ограниченных ресурсов ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ: * дом, хозяйство * фирма * государство

Слайд 6

Экономика Микроэкономика Макроэкономика изучает: отдельных агентов изучает всю систему отдельные отрасли хозяйствования в отдельные рынки целом

Слайд 7

I . Ответить на вопросы: Какое из следующих утверждений относится к микроэкономике, а какое — к макроэкономике: а) уровень безработицы в России в 1998 г. составил 11,5% б) в декабре 1999 г. было уволено 30 рабочих с обувной фабрики «СКОРОХОД» в) за 1996 г. цены на потребительские товары в нашей стране выросли в 1,22 раза г) неурожай мандаринов в Грузии привел к повышению цен на мандарины на московских рынках д) Совет директоров корпорации « General Motors » принял решение о базовой цене на новую марку автомобиля е) на российском рынке сократилось количество продаваемых иностранных автомобилей в связи с тем, что были увеличены таможенные пошлины на их ввоз ж) в течение 1998 г. объем национального производства в России сократился в реальном выражении по сравнению с декабрем 1997 г.

Слайд 8

Экономика Желания Ресурсы ОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЫБОР Перед каждым человеком и обществом всегда стоит проблема выбора способа и цели использования ресурсов

Слайд 9

Пример НЕФТЬ – сырье для получения топлива (котельного, дизельного, реактивного) В результате ее вторичной переработки получают исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств и т.д. Валютная выручка от продажи нефти и продуктов нефтепереработки может быть использована для закупок продовольствия, медикаментов, оборудования для промышленности, новейшей техники и технологий. Предположим, что экспорт нефти увеличился сократятся поставки топлива для сельского хозяйства уменьшится объем сельскохозяйственного производства

Слайд 10

Выбор: Выручка от экспорта дает средства на импорт продовольствия, перекрывая его потери. Закупить на вырученные от экспорта средства нефтегазовое оборудование увеличить добычу нефти увеличить поставки топлива для сельского хозяйства

Слайд 11

От чего зависит выбор семьи? доход, благосостояние (сбережения), возможность взять взаймы

Слайд 12

От чего зависит выбор фирмы? доходы накопления кредитоспособность

Слайд 13

От чего зависит выбор государства? Возможность собирать налоги Возможность получать кредиты

Слайд 14

Вывод Доходы, сбережения, прибыль, налоги дают возможность людям, фирмам и государству покупать товары (вещи) и услуги , выполняемые за деньги.

Слайд 15

Задание Придумайте примеры, которые бы подтверждали необходимость для каждого человека изучения основ экономической науки. ДОМА: Найти определения экономики как науки (с указанием источника информации)

Слайд 17

Блага - То, что ценится людьми, приносит пользу, удовлетворяет потребности

Слайд 18

Пирамида Маслоу Пирамида Маслоу

Слайд 20

БЛАГА Свободные Экономические (неограниченные) (их меньше, чем требуется) Солнечный свет Вода океанов Воздух

Слайд 21

Можно ли считать, что бедность и ограниченность экономических благ – это одно и то же? Почему?

Слайд 22

Ответ: Нет. Бедность – человек или страна владеют слишком малым количеством экономических благ. Ограниченность экономических благ означает, что этих благ мало не в абсолютном исчислении, а относительно гораздо большего количества потребностей, которые мы удовлетворяем при помощи этих благ. Поэтому принцип ограниченности применим и к нищим, и к миллионерам, и к бедным, и к богатым странам

Слайд 23

Вопросы: У господина Скептика возникла насущная потребность в операции по удалению бородавки на носу. Он имеет достаточно денег, чтобы эту операцию осуществить. Разделавшись со своей бородавкой, Скептик заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны ли вы с господином Скептиком? Ответ обоснуйте. Как вы думаете, почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как два разных экономических ресурса, ведь предприниматель, так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затрачивает свой труд?

Слайд 25

Факторы производства Ресурсы – это то, чем располагает человек и общество. Факторы – это ресурсы, используемые для производства благ.

Слайд 26

Задание: Вам необходимо произвести мороженое. Что для этого нужно? Провести классификацию (разбить на категории).

Слайд 27

«ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА» Для того, чтобы что-то произвести, необходимы ресурсы, которые называют ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА . Земля Труд Капитал Предпринимательство (природные ресурсы) (людские ресурсы) (искусственные ресурсы) *Поверхность земли *Физические и *Здания, сооружения *Организация своего дела *Леса, луга, поля умственные * Станки, механизмы, *Водные и воздушные усилия машины, инструменты пространства *Участок земли *Полезные ископаемые в земле

Слайд 29

Задание. Перечислить ресурсы, необходимые для производства и доставки на рынок: 1 гр. – футболки; 2 гр. – буханки хлеба; 3 гр. – молотка; 4 гр. - газеты

Слайд 30

Плата за использование ресурсов Рента – цена, выплачиваемая за использование земли. Процент – плата за использование чужих денег или искусственных ресурсов. Зарплата – цена, выплачиваемая за труд. Прибыль – плата за риск, новые идеи и усилия.

Слайд 31

Пример У вас есть определенная сумма денег. Пока вы думали, что на эту сумму купить: CD -плеер или кроссовки, вышел из строя компьютер. Пусть вы выбрали КОМПЬЮТЕР. От чего пришлось отказаться? То лучшее, от чего приходится отказаться (пожертвовать), чтобы получить товар или услугу, называется ценой замены или альтернативной стоимостью.

Слайд 32

Альтернативная стоимость

Слайд 33

Кривая (граница) производственных возможностей КПВ показывает максимальный объем производства при полном (но не максимальном) использовании ресурсов.

Слайд 34

Задание Перед вами шкала производственных возможностей выпуска обществом военной продукции (танков) и гражданских товаров (стиральных машин). Используя эти данные, нарисуйте кривую производственных возможностей (КПВ) общества. Вид продукта Производственные альтернативы I II III IV V Танки (сот. шт.) 0 1 2 3 4 Стиральные машины (тыс. шт.) 10 9 7 4 0

Слайд 35

Ответьте на вопросы (письменно) 1 .Что показывают точки на КПВ? 2. Если экономика находится в данный момент времени в точке, соответствующей производственной альтернативе III, то какова будет альтернативная стоимость производства дополнительной — третьей сотни танков? 3 . Предположим, что экономика находится в точке, соответствующей производству 1 сотни танков и семи тысяч стиральных машин. Изобразите эту точку на графике. Что она показывает? 4. 0бозначьте на графике точку, соответствующую выпуску семи тысяч стиральных машин и трех сотен танков. Что показывает эта точка? 5 .Усовершенствовалась технология производства танков, тогда как технология изготовления стиральных машин осталась на прежнем уровне. Отобразите эту ситуацию на графике.

Слайд 36

Продолжение задания 6. Усовершенствовалась технология производства стиральных машин, тогда как технология изготовления танков осталась на прежнем уровне. Отобразите эту ситуацию на графике. 7. В обществе увеличилось количество используемого труда и капитала. Начертите новую КПВ, иллюстрирующую данную ситуацию. 8. Объясните, почему КПВ общества изображается в виде нисходящей линии. 9. Рассмотрите альтернативы I , II, III , IV, V. Как вы думаете, какая из этих альтернатив лучше для общества, т.е. эффективнее? Почему? 10. Почему КПВ обычно имеет выпуклый вид?

Слайд 37

Задание Необитаемый остров. Спички, топор, вокруг – лес, звери, океан, акулы. Задача: прожить на острове месяц. (предложить сценарий выживания)

Слайд 38

Три главных вопроса экономики ПОТРЕБНОСТИ РЕСУРСЫ ОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЫБОР ЧТО? КАК? КТО? ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Слайд 39

Типы экономических систем ТРАДИЦИОННАЯ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ (ПЛАНОВАЯ) РЫНОЧНАЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Экономические системы

Слайд 2

Главные вопросы экономики. Так как ресурсы у любого субъекта и в любое время ограниченные, то каждый из них стремился использовать эти ресурсы с наибольшей выгодой для себя. Вот почему перед каждым субъектом – собственником ресурсов всегда вставали три главных вопроса экономики: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?

Слайд 3

Способ, которым страна решает проблемы недостатка ресурсов и достигает своих экономических целей Экономическая система –

Слайд 4

Традиционная экономическая система (что вы знаете об этой системе ? )

Слайд 5

Традиционная экономика 1. В этой экономике создают блага все, кто могут. 2. Блага, созданные в этой экономике, являются продуктом. 3.Распределяются блага по принципам: социальной справедливости или равенства. 4 В этой экономике нет обмена (купли-продажи.) 5. Собственность принадлежит всему обществу.

Слайд 6

Традиционная система – способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями и обычаями. Элементы традиционной экономики встречаются в наиболее удаленных районах мира: в изолированных племенах или группах (народы Крайнего Севера, народы Африки)

Слайд 7

Достоинства и недостатки Традиционная экономика Стабильность общества Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса Плохая приспособляемость к изменению внешних условий Ограниченность числа производимых благ Кастовость, патриархальность Принцип наследственности Сырьевая направленность экономики В духовной и культурной областях консерватизм

Слайд 8

Командная (плановая) экономическая система (что вы знаете об этой системе ? ) Командная (плановая) экономическая система (что вы знаете об этой системе ? )

Слайд 9

Командная экономика 1. В этой экономике производство благ берет под свой контроль государство. 2. Оно же взяло в свои руки и все средства производства. 3. Государство определяет: кто будет производить блага, сколько благ производить, кому и по какой цене продавать. 4 .Государство запрещает частное предпринимательство.

Слайд 10

5. Торговля в этой экономике носит формальный характер. 6. Дефицитом в этой экономике является товар, так как, даже при большом желании, государство не может учесть и обеспечить все индивидуальные потребности граждан.

Слайд 11

Командная (плановая) система – способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом. Типичные страны с командной экономической системой: Куба, Северная Корея, Вьетнам, Китай, Албания, СССР, страны Восточной Европы В настоящее время такая экономика существует на Кубе и в Северной Корее.

Слайд 12

Достоинства и недостатки Командная экономика Удовлетворительный уровень жизни для всех Устойчивость цен Своевременная выплата зарплаты Уверенность в завтрашнем дне Отсутствие разрыва в доходах граждан Отсутствие безработицы Социальная защищенность Бесплатность основных услуг Отсутствие у предприятий возможности принимать самостоятельные решения. Нехватка товаров Невысокое качество товаров Слабое внедрение передовых технологий из-за его направленности на план, а не на прибыль. Низкий уровень развития сельского хозяйства. Продовольственная проблема.

Слайд 13

Рыночная экономическая система (что вы знаете об этой системе ? )

Слайд 14

Переход от командной экономики к рыночной В нашей стране этот переход начался в 1991 – 1992 годах. Начался он с приватизации, то есть, с передачи отдельных видов собственности от государства другим возможным собственникам

Слайд 15

Передача собственности происходила различными способами: Отдельные предприятия «продавались» коллективам за ваучеры с последующей денежной оплатой. Часть предприятий продавались только за деньги. Основным проводником приватизации был экономический советник Б.Н.Ельцина – Анатолий Борисович Чубайс

Слайд 16

Инициаторы приватизации в России Денежная приватизация проводилась так, что основная масса населения практически не могла принять участия в торгах из-за отсутствия средств. Поэтому владельцами важнейших для страны предприятий оказались люди, приближенные к власти и сумевшие найти необходимые средства,– именно они и стали олигархами.

Слайд 17

Рыночная экономика 1. Формируется сразу после традиционной. 2.В этой экономике господствует частная собственность на средства производства. 3.В этой экономике все является товаром. 4. Девиз этой экономики- найти новые потребности субъектов и предложить им такой товар.

Слайд 18

Рыночная система – способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка. Рыночная экономическая система характерна для стран: Аргентина, Индия, Турция, Индонезия и другие

Слайд 19

Достоинства и недостатки Рыночная экономика Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Широкий выбор товаров и услуг. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Воздействие конкуренции на эффективность, повышение качества Отсутствие дефицита Высокая продуктивность фермерских хозяйств Значительная разница в доходах граждан, в уровне жизни. Проблемы социальной справедливости Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады. Безработица Неуверенность в завтрашнем дне. Платность большинства услуг.

Слайд 20

Смешанная экономическая система (что вы знаете об этой системе ? )

Слайд 21

Смешанная экономика I – сфера действия рыночных механизмов II – сфера действия командных механизмов, т.е. контроля со стороны государства. Перераспределение доходов и ресурсов Создание общественных благ Ослабление внешних эффектов Право частной собственности Рынки ресурсов и товаров Частная хозяйственная инициатива Смешанная экономическая система

Слайд 22

Смешанная экономика 1.Это цивилизованный вариант рыночной экономики с положительным вмешательством государства в деятельность предпринимателей. 2 . Положительным вмешательством государства могут быть: дифференцированные налоги, защита предпринимателей от криминала, льготы по получению кредитов и.т.д.

Слайд 23

3 .В смешанной экономике важным положительным результатом является заметное стирание границ между богатыми и бедными. Это проявляется в значительном росте числа «среднего» слоя населения. Особенно это видно на положении пенсионеров, материальное положение которых значительно лучше, чем в нашей стране на сегодняшний день.

Слайд 24

Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Практически все существующие в современном мире экономики следует отнести к смешанному типу. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система. В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.

Слайд 25

Типы экономических систем Тестирование ( один правильный ответ )

Слайд 26

1. Три типа экономических систем – это : А) феодальная, капиталистическая, коммунистическая; Б) развивающаяся, рыночная, централизованная; В) рыночная, смешанная, коммунистическая; Г) традиционная, рыночная, командная.

Слайд 27

2. Рыночная система базируется: а) на частной собственности на ресурсы и производимые блага; б) на общественной собственности на ресурсы и производимые блага; в) на частной собственности на ресурсы и общественной собственности на производимые блага; г) на общественной собственности на ресурсы и частной собственности на производимые блага.

Слайд 28

3. В какой из вариантов ответов включены основные вопросы экономики? А) Что потребляется, как производится, кто производит? Б) Что производится, как производится, кем потребляется? В) Что производится, как потребляется, кто производит? Г )Что потребляется, как производится, кто потребляет?

Слайд 29

4 . Проблемы: что, как и для кого производить – имеют отношение: а) только к командной системе; б) только к рыночной экономике; в) к любой экономической системе; г) только к традиционной системе.

Слайд 30

5 . Для общества наиболее предпочтительной экономической системой является: а) традиционная система; б) командная система; в) рыночная система; г) смешанная система.

Слайд 31

6 . В командной системе главные вопросы экономики: а) решаются рынком, б) решаются обществом посредством всеобщего обсуждения, в) решаются государством, г) не решаются.

Слайд 32

7 . Самой древней экономической системой является: а) традиционная; б) рыночная; в) командная; г) смешанная

Слайд 33

ПРОВЕРЬ ОТВЕТЫ: 1. Г 2. А 3. Б 4. В 5. Г 6. В 7. А

Слайд 34

Ответы к тестам гл.1 И Г К А Ж З Д Б Е В В Б Г В Б А Б В В А Г А Б А Г

Слайд 35

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 1 – 2 ошибки – оценка «5» 3 – 4 ошибки – оценка «4» 5 – 6 ошибок – оценка «3» Более 6 ошибок – оценка «2»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глава 2 Экономические системы

Слайд 4

Примечание:

Слайд 5

Типы рынков

Слайд 7

Домашнее задание: подготовить сообщение «Адам Смит – отец современной экономики»

Слайд 8

Экономические стимулы. Роль правительства в экономике Вопросы: Назвать основные составляющие системы свободного предпринимательства. Что нужно, чтобы система работала эффективно? Привести пример своих действий, которые можно объяснить их выгодой для себя. Назвать основной экономический стимул в рыночной системе. Можно ли объяснить любой человеческий поступок экономической выгодой?

Слайд 9

Ответы на вопросы: Частная собственность, система ценообразования, рыночная конкуренция, предпринимательство. Экономические стимулы , т.е. интерес, мотив прибыльности, выгода. Например, поиск товара по меньшей цене. Стремление получить максимальную прибыль (экономический эгоизм). Привести примеры бескорыстных поступков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка обучающихся к ЕГЭ по обществознанию

Слайд 2

Памятка-алгоритм по работе с текстом на ЕГЭ: 1. Внимательно прочитайте текст. Помните: подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте. 2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. 3. Дайте ответ на вопрос: «О чем текст?», - и определите его основную идею. 4. Отвечать на вопросы старайтесь по порядку, т. к. они сформулированы по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может быть основой для выполнения следующего. 5. Вопросы читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

Слайд 3

6. Отвечайте точно на поставленный вопрос, не выходите за рамки. 7. Помните, что выполнение задания требует опоры на текст, личный опыт, материал, изученный в курсе. 8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие формулировки. 9. Избегайте неполных ответов. 10. Если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ, т.к. оценивается каждый элемент ответа. 11. Сформулировав ответ, проверьте его правильность.

Слайд 5

Памятка для составления сложного плана: 1. Представьте содержание предложенной темы. 2. Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой главную мысль. 3. Озаглавьте каждую часть. 4. В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль. 5. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы. 6. В случае необходимости внесите корректировки. 7. План должен охватывать основное содержание темы.

Слайд 6

Алгоритм выполнения задания С8. 1.Внимательно прочитайте тему. 2.Выделите ключевое обществоведческое понятие. 3.Вспомните все, что знаете по этой теме. 4.Составьте план ответа: I. Понятие/суждение. II. Актуальность вопроса. а)…,б)… III. Признаки, принципы, свойства, черты, характерные отличия, классификация. а)…,б)…,в)… IV. Функции, назначение, проявления. а)…,б)…,в)… V. Роль, значение, проблема, пути решения.

Слайд 7

Как выбрать тему эссе? 1 . Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему. 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?

Слайд 8

Как научиться писать эссе по обществознанию 1 . Пойми, что эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций 2. Запиши тему эссе. 3. Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию , поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты , приемлемые для раскрытия данной темы. 4. Определи проблему . Проблема –это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения.

Слайд 9

Примеры некоторых видов проблем Виды проблем Примеры проблем 1.Философские Смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, потребности человека 2. Культурологические Современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, взаимоотношение науки и религии. 3. Экономические Уплаты налогов, конкуренции, собственности, значения денег, взаимосвязи экономики и политики 4. Социальные Богатства и бедности, межнациональных отношений, социальной стабильности, общественного прогресса, маргинальности 5. Политические Власти, взаимоотношения власти и народа, разделение ветвей власти, роли политических партий, народовластия, политического участия 6. Правовые Права и справедливости, справедливости и закона, соотношение морали и права, потребности права

Слайд 10

Найдите соответствие между проблемой и высказыванием Проблема Высказывание 1. Значение конкуренции в экономике. 1.«Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман». (В.Пакард) 2. Методы рекламы в экономике. 2.«Без конкуренции даже самая богатая страна может очень быстро прийти в упадок». (Э. Гроув) 3. Роль государства в экономике. 3.«Сбережения составляют самый богатый доход». (И. Стобей) 4. Значение сбережений в бизнесе. 4.«Реальным источником власти государства над потребителем является его контроль над производством» (Ф. Хайек).

Слайд 11

Сформулируйте проблемы, скрытые в темах эссе Высказывание Возможная проблема «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О. У. Холмс) Значение налогов в жизни общества «Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти». (А. Смит) Влияние недальновидной государственной политики на экономику «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». (Наполеон) Рациональное потребление Прибыль и моральные нормы «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру». (Пириандр)

Слайд 12

Схема эссе I. Вступление. II. Проблема. III. Тезис. Аргумент 1. Аргумент 2. IV. Вывод. Но! Запомни, эссе может придерживаться свободной структуры!

Слайд 13

Уместно использование клише: - Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что… - Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию. - Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое… - В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным. - Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для ... - С одной стороны я согласен, потому что… С другой – нет, так как… - Рассмотрим несколько подходов…Например,…

Слайд 14

Что может усилить и украсить эссе: 1 . Краткая информация об авторе высказываний. (например: «выдающийся французский философ просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ экзистенциалист» и др.) 2. Имена его предшественников, последователей или научных противников. 3 . Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. 4. Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.

Слайд 15

ПОПС - метод Ученик высказывает: ○ П - позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим: «Я считаю, что смертная казнь не нужна…»); ○ О - обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…»); ○ П - пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…»); ○ С - следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например: «В связи с этим (сохранением смертной казни), мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…»).

Слайд 16

Список литературы http://www.saripkro.ru/kpmo/project/DswMedia/analizrezul-tatovegye2009.doc Лазебникова А. Ю. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова, М.Ю. Брандт. — М.: Издательство «Экзамен», 2011. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» // Федеральный институт педагогических измерений. — http://www.fipi.ru/binaries/932/obsmp2009.doc — Загл. с экрана. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко: под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. Рутковская Е.А., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, 2010. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание/авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию. // Официальный информационный портал Единого государственного экзамена. — http://www1.ege.edu.ru/images/stories/ege_2011/spec_2011/ob_spetsif_2011.pdf — Загл. с экрана. Черепова П. ЕГЭ и другие вопросы образования // Левада-центр: аналитический центр Юрия Левады. — Режим доступа: http://www.levada.ru/press/2010060100.html — Загл. с экрана. Шаулин В.Н. О введении единого государственного экзамена в штатный режим: итоги и перспективы // Федеральный институт педагогических измерений. — Режим доступа: www.fipi.ru/binaries/784/shaulin.ppt — Загл. с экрана.