Учебно-методические комплексы используемые в работе

Бариева Лейсан Фахаметдиновна

1. Учебно-методический комплекс С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин "Общая биология"  

2. Учебно-методический комплекс С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин "Биология. Человек"

3.Учебно-методический комплекс В.В.Пасечник "Биология.Бактерии.Грибы .Растения"

4. Учебно-методический комплекс  В.В.Латюшин "Биология.Животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_programma_latyushin.docx67.29 КБ
Файл 6_kl_pasechnik.docx56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Министерство образования и науки РТ

                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муслюмовская гимназия»

                                                                 Муслюмовского муниципального района РТ

Рассмотрено на заседании                            Согласовано                                                         Утверждено приказом

ШМО протокол №1 от                                  Заместитель директора по УР                            директора гимназии

 «__» августа 2014 г.                                     __________ Р.М. Марданшина                           ________А.Ф.Мирзаянов

Руководитель ШМО                                   «___» ___________2014г                                       Приказ № ____                                                                                               _____ И.Н.Юлдашев                                                                                                                    от «___»  ________ 2014г

                                                                                                                                               

Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

7 класс

   

                                                                                                                                                                                Разработана

Бариевой Лейсан Фахаметдиновной

учителем биологии  второй

квалификационной категории

2014


 Пояснительная записка

 Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089 и  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина,  В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования  к уровню подготовки обучающихся.  

      В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

     Рабочая программа для 7ого класса включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

 Используемый  учебник:

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 2010. - 304с: ил.

        Место предмета в учебном плане : в соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ Муслюмовская гимназия данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю.

       

                                                                                                        Цели изучения курса

    Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Годовой календарный график текущего контроля по биологии

на 2014-2015 учебный год

Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Контрольная работа, дата проведения

Лабораторная работа, дата проведения

1.

Введение.

1

2.

Многообразие животных.

     *Беспозвоночные

   *Тип Хордовые  

38

К.р. № 1

К.р. № 2

Л.р. № 1

Л.р. № 2

Л.р. № 3

Л.р. № 4

Л.р. № 5

3.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

10

К.р. № 3

Л.р. № 6

4.

Индивидуальное развитие животных

4

Л.р. № 7

5.

Развитие животного мира на Земле.

4

6.

Биоценозы.

6

К.р. № 4

7.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

7

К.р.№ 5

                                                                                         

                                                                                                                  Структура курса

Модуль (глава)

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Многообразие животных.

38

3.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

10

4.

Индивидуальное развитие животных.

4

5.

Развитие животного мира на Земле.

4

6.

Биоценозы.

6

7.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

7

                    Итого

70

                                                                              Перечень лабораторных работ

Тема

1.

Лабораторная работа № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей.

2.

Лабораторная работа № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных.

3.

Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых.

4.

Лабораторная работа № 4 Изучение   внешнего  строения рыб.

5.

Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц.

6.

Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела.

7.

Лабораторная работа № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Содержание курса

Введение. Общие сведения о животном мире (1 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1.Многообразие животных. Простейшие (3 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа      Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных

2. Многообразие животных.Беспозвоночные (17 часа)

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 1

Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа     Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

 Лабораторная работа № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа   №3     Изучение представителей отрядов насекомых.

3.Многоклеточные организмы. Хордовые (18 часов)

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа № 4    Изучение внешнего строения рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.          Лабораторная работа   №5   Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

4. Эволюция строения и функций органов и их систем. (10 часов) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работа № 6 Изучение особенностей различных покровов тела.

 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Индивидуальное развитие животных (8ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.Органы размножения .Продление родаСпособы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

6. Биоценозы (6ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

                                                        Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

          В результате изучения биологии ученик должен

знать / понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности строения организмов животных разных систематических групп;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • оказания первой помощи при укусах животных;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения


 Календарно – тематическое планирование

Тема

Тип урока

к/р

л.\р

Требование к уровню  подготовки учащихся

д/з

Дата по плану

Дата фактич.

                      Введение – 1 ч

1. (1)

История развития зоологии.

Современная зоология.

Вводный урок

Называть:

  • Предмет изучения зоологии
  • Систематические категории

Описывать: методы изучения животных

Объяснять: значение классификации животных

Характеризовать этапы развития зоологии

Называть области применения зоологических знаний

Отличать животных от растений

§ 1  

§ 2

1.09

 Глава 1. Многообразие животных – 38 ч

Простейшие -3ч

1. (2)

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Определять принадлежность организмов к простейшим.

Характеризовать типы простейших

§ 3

5.09

  2.(3)

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.

комбинированный

Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев.

Описывать органоиды передвижения простейших.

Объяснять общность происхождения животных и растений.

Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности.

§ 4 Подгот.к зачету

8.09

3. (4)

Урок обобщения по теме «Простейшие»

Урок-обобщения

Нет д.з

12.09

Беспозвоночные- 17 часов

1. (5)

Тип Губки. Класс: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть способы защиты от врагов

Распознавать и описывать строение слоев губок

Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими

Доказывать, что губки- многоклеточные организмы.

Характеризовать значение губок

§ 5

15.09

2. (6)

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

комбинированный

Распознавать и описывать строение кишечнополостных

Объяснять значение термина «кишечнополостные».

Выделять сходства между губками и кишечнополостными 

Доказывать принадлежность представителей к одному типу

§ 6

19.09

3. (7)

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение основным понятиям.

Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви

Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей..

§ 7

22.09

4. (8)

Тип Круглые черви.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Выделять особенности строения.

Объяснять меры профилактики заражения.

Сравнивать плоских и круглых червей.

Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека

§ 8

26.09

5. (9)

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые.

комбинированный

Перечислять внутренние органы различных систем.

Объяснять значение полихет в природе.

Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви.

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

§ 9

29.09

6. (10)

Классы кольчецов: Малощетинковые, Пиявки. Лабораторная работа № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей.

комбинированный

+

Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании..

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

§ 10

3.10

7. (11)

Тип Моллюски.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать и описывать животных типа Моллюски.

Выделять особенности внешнего строения моллюсков.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

§ 11

6.10

8. (12)

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Объяснять значение в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания.

Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

§ 12

10.10

9. (13)

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

Описывать строение иглокожих в природе.

Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания.

Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных.

§ 13

13.10

10.(14)

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных.

комбинированный

+

Распознавать животных типа Членистоногих, класса ракообразных

Распознавать и описывать внешнее строение членистоногих класса ракообразных

Выделять особенности строения ракообразных.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека 

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни..

§ 14

17.10

11.(15)

Класс Паукообразные.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Перечислять роль в природе и жизни человека.

Доказывать принадлежность паукообразных к Типу Членистоногие 

Определять принадлежность членистоногих к классам.

Объяснять значение в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.

Сравнивать по плану членистоногих разных классов.

§ 14

20.10

12.(16)

Класс Насекомые. Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых.

комбинированный

+

Распознавать и описывать представителей отрядов.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Предлагать меры борьбы с насекомыми- вредителями растений и переносчиками заболеваний человека.

..

§ 15

24.10

13.(17)

Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать и описывать представителей отрядов таракановые. прямокрылые..

Определять принадлежность к отряду, классу, типу

 Объяснять название «прямокрылые», «таракановые».

Характеризовать роль в природе и жизни человека..

§ 16

27.10

14.(18)

Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

комбинированный

Распознавать и описывать представителей отрядов.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Предлагать меры борьбы с насекомыми- вредителями растений и переносчиками заболеваний человека.

§ 17

31.10

15.(19)

Отряды Насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

комбинированный

Распознавать и описывать представителей отрядов.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Предлагать меры борьбы с насекомыми- вредителями растений и переносчиками заболеваний человека

§ 18

10.11

16.(20)

Отряд насекомых: Перепончатокрылые.

комбинированный

Определять принадлежать к отряду, классу, типу.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Объяснять, почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми.

§ 19

14.11

17.(21)

Контрольная работа № 1 по теме: «Беспозвоночные».

Урок контроля знаний

+

Определять принадлежать к отряду, классу, типу.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Объяснять роль  в природе и жизни человека

17.11

Тип Хордовые -18 часов

1. (22)

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

комбинированный

Распознать животных типа Хордовых.

Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

§ 20

21.11

2. (23)

Классы рыб: Хрящевые, Костные.  Лабораторная работа № 4. Изучение внешнего  строения рыб .

комбинированный

+

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Распознавать и описывать внешне строение и особенности передвижения.

Выделять особенности строения рыб.

§ 21

24.11

3. (24)

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные.

комбинированный

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.

Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками.

Выявлять приспособленность хрящевых рыб

§ 22

28.11

4. (25)

Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

комбинированный

Распознавать и описывать представителей костных рыб.

Приводить примеры видов рыб, обитающих в Красноярском крае.

Характеризовать по плану отряды костных рыб.

Объяснять значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.

§ 23

1.12

5. (26)

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать и описывать внешнее строение Земноводных.

Выделять особенности строения в связи со средой обитания.

 Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб.

Объяснять:

  • Роль  в природе и жизни человека
  • Происхождение земноводных.

§ 24

5.12

6. (27)

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса.

§ 25

8.12

7. (28)

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

комбинированный

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса.

Выявлять особенности строения пресмыкающихся.

Доказывать:

  • Что пресмыкающиеся – более высокоорганизоыанрные животные по сравнению с земноводными
  • Происхождение пресмыкающихся от земноводных.

§ 26

12.12

8. (29)

Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

+

Распознавать и описывать внешнее строение птиц.

Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полёту.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями..

Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся.

§ 27

15.12

9. (30)

Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

комбинированный

§ 28

19.12

10. (31)

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.

комбинированный

Распознавать и описывать представителей отрядов птиц, обитающих в  Татарстане

Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Необходимость защиты гусеобразных.

§29

22.12

11. (32)

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

комбинированный

Распознавать и описывать наиболее распространённых представителей класса птиц, домашних птиц

Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Необходимость защиты

§ 30

26.12

12. (33)

Экскурсия № 1. Изучение многообразия птиц.

Урок-практикум

+

Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц.

Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

12.01

13. (34)

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

комбинированный

Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих.

Выявлять  приспособления  во внешнем строении млекопитающих к среде обитания.

§ 31

16.01

14. (35)

Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.

комбинированный

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Меры охраны

Выявлять  приспособления  во внешнем строении к среде обитания.

§ 32

19.01

15. (36)

Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

комбинированный

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Меры охраны

Выявлять  приспособления  во внешнем строении к среде обитания.

§ 33

23.01

16. (37)

Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Определять принадлежность млекопитающих к определённому отряду

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Меры по охране

§ 34

26.01

17. (38)

Отряд млекопитающих: Приматы.

комбинированный

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять роль в природе и жизни человека

Объяснять родство человека с приматами.

§ 35

30.01

18. (39)

Контрольная работа № 2 по теме: «Многообразие животных. Тип Хордовые.

Урок контроля знаний

+

Определять принадлежность млекопитающих к отряду.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

2.02

Глава 2. Эволюция строения.  Взаимосвязь строения и функции органов и их систем у животных.

1. (40)

Покровы тела. Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела.

Урок-практикум

+

Называть функции покровов тела.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих.

Выявлять приспособления в покровах тела к среде обитания.

§ 36

6.02

2. (41)

Опорно-двигательная система.

комбинированный

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы ОДС

Называть функции ОДС, типы скелетов

Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих.

§ 37

9.02

3. (42)

Способы передвижения животных. Полости тела.

комбинированный

Приводить примеры животных, имеющие разные полости тела.

Давать определения терминам: полость тела, первичная полость тела, вторичная полость тела.

Распознавать и описывать способы передвижения животных.

Выявлять приспособления организмов к передвижению.

§ 38

13.02

4. (43)

Органы дыхания и газообмен.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть пути поступления кислорода в организм животных.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Сравнивать строение органов дыхания.

§ 39

16.02

5. (44)

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

комбинированный

Называть функции органов пищеварения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения

Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания.

Объяснять взаимосвязь  строения органов пищеварения и их функций.

§ 40

20.02

6. (45)

Кровеносная система. Кровь.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть функции кровеносной системы.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы.

Сравнивать строение органов кровеносной системы у разных групп организмов.

§ 41

23.02

7. (46)

Органы выделения.

комбинированный

Называть функции выделительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

§ 42

27.02

8. (47)

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть функции нервной системы.

Распознавать и описывать на таблицах  и рисунках органы нервной системы и поведение животных.

Давать определение терминам: нейрон, аксон, дендрит, рефлекс, инстинкт и др.

Сравнивать строение органов нервной системы.

Объяснять взаимодействие между строением и функцией органов нервной системы.

Выявлять приспособления с строении органов нервной системы к среде обитания.

Наблюдать за поведением животных.

§ 43

2.03

9. (48)

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

комбинированный

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Сравнивать строение органов чувств.

§ 44

6.03

10. (49)

Контрольная работа № 3 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».

Урок контроля знаний

+

9.03

Глава 3. Индивидуальное развитие животных – 4 ч

Называть функции органов размножения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения.

Приводить примеры животных с различным типом размножения.

1. (50)

Продление рода. Органы размножения.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Приводить примеры:

  • Животных с различными видами бесполого размножения
  • Животных  с внешним и внутренним оплодотворением.

Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания

§ 45

13.03

2. (51)

Способы размножения животных. Оплодотворение.

комбинированный

Приводить примеры:

  • Животных с различными видами бесполого размножения
  • Животных  с внешним и внутренним оплодотворением.

Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания

§ 46

16.03

3. (52)

Развитие животных с превращением и без превращения.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

. Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза..

Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза.

§ 47

20.03

4. (53)

Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа  № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Урок-практикум

+

Называть периоды в жизни животных 

Характеризовать возрастные периоды домашних животных

§ 48

3.04

Глава 4. Развитие животного мира на Земле – 4 часа

Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (4 часа)

1. (54)

Доказательства эволюции животных.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение термину эволюция

Называть доказательства эволюции,  факторы эволюции

Приводить доказательства эволюции животного мира, примеры действия факторов эволюции

§ 49

6.04

2. (55)

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение наследственности, измен-чивости, борьбы за существоваие, отбор.

Называть причины эволюции

 Приводить примеры причин  эволюции

§ 50

10.04

3. (56)

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

комбинированный

Называть основные этапы развития животного мира на Земле

Выделять приспособления  в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов

Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.

§ 51

13.04

4. (57)

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

комбинированный

Называть причины миграций.

Приводить примеры мигрирующих животных.

Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных.

§ 52

17.04

Глава 5. Биоценозы – 6 часов

Тема 6. Биоценозы . (2 часа)

1. (58)

Естественные и искусственные биоценозы.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение понятию биоценоз.

Приводить примеры биоценозов

Распознавать и описывать компоненты биоценоза.

.

§ 53

20.04

2. (59)

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть основные среды жизни.

Описывать условия среды обитания..

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных

§ 54

24.04

3. (60)

Цепи  питания. Поток энергии.

комбинированный

Давать определению понятиям цепь  питания, пищевые связи

Приводить примеры цепей питания, взаимосвязей компонентов биоценоза

§ 55

27.04

4. (61)

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Урок- обобщения

Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду.

Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных.

Распознавать и описывать домашних животных.

Приводить примеры промысловых животных.

§ 56

1.05

5. (62)

Экскурсия № 2. Изучение взаимосвязей  животных с другими компонентами биоценоза.

Урок-практикум

+

Приводить примеры редких и охраняемых животных.

Объяснять меры по охране животных 

Выделять основные признаки животных разных систематических групп.

4.05

6. (63)

Контрольная работа № 4 по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы».

Урок-контроля знаний

+

8.05

Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 7 часов

1. (64)

Воздействие человека и его деятельности на животных.

комбинированный

Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду.

Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных.

Распознавать и описывать домашних животных.

Приводить примеры промысловых животных.

§ 57

11.05

2. (65)

Одомашнивание животных.

комбинированный

Знать предки домашних животных

§ 58

15.05

3. (66)

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Приводить примеры редких и охраняемых животных.

Объяснять меры по охране животных 

Выделять основные признаки животных разных систематических групп.

§ 59

18.05

4. (67)

Охрана и рациональное использование животного мира.

комбинированный

Знать меры рационального использования животного мира

§ 60

22.05

5. (68)

Обобщающий урок по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

Урок-обобщение

25.05

6.(69)

Итоговая контрольная работа .К.Р. № 5

Урок-контроля знаний

29.05

7.(70)

 Обобщающий урок.

Урок-обобщение

29.05


                Информационно – методическое обеспечение

 

Основная литература:

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
  2. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник для  общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.
  3. В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа, 2011. – 144с.
  4. В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2007. – 192с.
  5. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. К учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: ВАКО, 2006. – 432с.
  6. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.

Дополнительная литература:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
  2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».
  3. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
  4. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
  5. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

 6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  2. http://bird.geoman.ru/ - Птицы
  3. http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые
  4. http://animal.geoman.ru/ - Животные
  5. http://fish.geoman.ru/ - Рыбы
  6. http://www.gbmt.ru/ - Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева. Виртуальные экскурсии: Животные в мифах и легендах, Животные-строители, Забота о потомстве, Опасные животные. Цифровые копии фонда музея могут быть использованы в качестве иллюстраций на уроках и рекомендованы для самостоятельной работы при изучении мира животных.
  7. http://www.moscowzoo.ru/ -  Московский зоопарк
  8. http://www.paleo.ru/museum/ - Палеонтологический музей
  9. http://zmmu.msu.ru/ - Зоологический музей Московского университета
  10. http://iceage.ru/ - Музей-театр «Наш ледниковый период



Предварительный просмотр:

                                                                     Министерство образования и науки РТ

                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муслюмовская гимназия»

                                                                 Муслюмовского муниципального района РТ

Рассмотрено на заседании                            Согласовано                                                         Утверждено приказом №

ШМО протокол №1 от                                  Заместитель директора по УР                            директора гимназии

 «_29_» августа 2014 г.                                     __________ Р.М. Марданшина                          ________А.Ф.Мирзаянов                                                

Руководитель ШМО                                       «__29» августа 2014г                                          от «___»  ________ 2014г

 _____ И.Н.Юлдашев

                                     

Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

6 класс

   

                                                                                                                                                                                Разработана

Бариевой Лейсан Фахаметдиновной

учителем биологии  второй

квалификационной категории

2014


                                                                Пояснительная записка.

  
Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089 и  примерной программы основного общего образования по биологии .

      В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Место предмета в учебном плане: в 6 классе отводится 35 часов, то есть 1 час в неделю.
Используемый учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват.учеб. заведений. - М: Дрофа, 2010. – 304с.  В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. 

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

дать общее представление о трех царствах живых организмов- бактериях, грибах и растениях;

изучить особенности строения жизнедеятельности и значение отделов растений; строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их;

дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ.

Задачи:1.  Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.2.  Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.3.  Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.4.  Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.5.Продолжить формирование УУД.

                       

                                                      Основное содержание

                                                  Введение( 2 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Экскурсия Осенние явления в жизни растений и животных. Основные систематические категории: царство, тип , класс, отряд.

                                                               Раздел 1

                                   Клеточное строение организмов (3ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».Виды тканей.

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы №1 и № 2.

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

                       Раздел 2

                                      Царство бактерии (1 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Использование бактерии в биотехнологии. Значение бактерии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера.

                                                               Раздел 3

                                            Царство грибы (2 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Использование грибов в биотехнологии.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы № 3 и № 4.

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.

                                                            Раздел 4

                                            Царство растения (4 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работа № 5 Изучения строения и многообразия голосеменных растений

                                                                    Раздел 5

                            Строение и многообразие покрытосеменных растений (7ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы № 6, 7, 8, 9.

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка.

                                                               Раздел 6

                                              Жизнь растений (8ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа № 10

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Лабораторная работа № 11 Вегетативное размножение комнатных растений.

                                                             

                                                             Раздел 7

                               Классификация растений (6 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа № 12

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

                                                      Раздел 8

                     Природные сообщества. Развитие растительного мира ( 2ч)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.


                                                      Учебно-тематический план, 6 класс

Название темы

Количество часов

Лабораторная    

Проверочные работы  

Экскурсии

Тема№1.Введение. Биология как наука.

2

1

Тема №2. Клеточное строение организмов.

3

2

Тема№3. Бактерии. Царство грибы.

3

2

Тема№4. Царство Растения.

4

1

1

Тема№4. Строение и многообразие покрытосеменных растений.

7

4

1

Тема№5. Жизнь растений.

8

2

Тема№6. Классификация растений.

6

1

Тема№7. Природные сообщества. Развитие растительного мира.

2

1

Всего

35

12

3

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и  организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов Республики Татарстан;
  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организмов растений, грибов, лишайников;
  • значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
  • влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
  • строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
  • особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
  • отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Республики Татарстан;
  • основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
  • правила и нормы поведения в природе.
  • пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и   объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Республики Татарстан ;  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространённые растения Республики Татарстан, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
  •  выявлять приспособления организмов в среде обитания;
  •  сравнивать биологические объекты  ( клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  •  определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
  •  проводить самостоятельный поиск биологической информации:  с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мир профилактики заболеваний,  вызываемых растениями, бактериями и грибами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
  •  соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  •  выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

                                   КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ, 6 КЛАСС

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Лабораторные работы

экскурсии

     Дата проведения

Д.З.

План

Факт

1

Биология – наука о живой природе.

Урок изучения нового материала

Беседа на основе демонстрационного материала; анализ по тексту учебника содержания терминов; анализ схемы учебника; организация»

Знать термины Биология, Экология, Фенология, знать основные царства живых организмов – Бактерии, Грибы, Растения, Животные; уметь выделять в структуре определения ключевые слова, видовые признаки; уметь самостоятельно формулировать определения терминов (названия биологических дисциплин);

С.9-12

5.09

2

Классификация растений

Урок-экскурсия

Беседа, анализ рисунков и растении на приусадебном участке

уметь самостоятельно вести фенологические наблюдения «Осенние явления в жизни растений», выделять признаки царства растений

Экскурсия «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений

Оформить работу

12.09

3

4

Устройство увеличительных приборов.

Строение растительной клетки

Урок-практикум

Описание содержания рисунков учебника; фронтальная беседа по демонстрационной таблице на доске; анализ текста учебника; сравнительный анализ содержания рисунков учебника; . Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом»

Знать клеточное строение кожицы чешуи лука и мякоти листа; знать понятия Хлоропласты, хлорофилл, хромопласты; уметь формулировать определение терминов; уметь сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы чешуи лука и клетки мякоти листа

 лабораторная работа № 1

Лабораторная работа №2

П.1

П.2

19.09

26.09

5

Жизнедеятельность клетки

Комбинированный урок

Фронтальная беседа по рисунку учебника; участие в беседе по вопросам учебника; самостоятельный анализ содержания рисунка учебника по плану

ТКАНИ, виды тканей. Знать определение термина Хромосомы; уметь описывать по рисунку деление клетки; Знать структуры клетки, участвующие в делении, знать роль хромосом; уметь объяснять механизм роста клетки; уметь объяснять биологическое значение движения цитоплазмы; уметь определять последовательность стадий деления клетки; уметь отличать старую клетку от молодой

П.3,4

3.10

                                                                                                Бактерии.Царство Грибы.(3 ч)

6

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Комбинированный урок

Анализ по тексту учебника содержания определения терминов; поиск по рисунку и демонстрационной таблице отличий; эвристическая беседа;

Знать строение бактерий, их питание, рост, развитие, отличительные особенности, роль бактерий в природе и жизни человека; уметь узнавать части бактериальной клетки по немому рисунку; уметь описывать повреждение растений бактериями; знать способы защиты продуктов питания от бактерий и способы защиты человека от заражения болезнетворными бактериями; уметь характеризовать клубеньковых бактерий; уметь доказывать, что бактерии – это живые организмы; знать определения терминов бактерии, паразиты, сапрофиты, спора, симбиоз; уметь прогнозировать последствия жизни на земле бактерий , знать роль бактерий в природе и жизни человека

П.5,6

10.10

7

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Комбинированный урок

Фронтальная и эвристическая беседы, запись тезисов в тетрадь,  анализ по тексту учебника определений терминов, составление опорного конспекта, анализ содержания рисунков; выполнение

Знать определения терминов грибница, сапрофиты, паразиты, симбиоз; знать строение грибов и способы их размножения; уметь выделять различия между грибами сапрофитами и паразитами; знать признаки царства Грибы; уметь узнавать по немому рисунку структуры шляпочных грибов; знать характерные особенности жизнедеятельности грибов; уметь различать ядовитые и съедобные грибы

Лабораторная работа №3

П.7,8

17.10

8

Плесневые грибы и дрожжи.Грибы-паразиты.

Комбинированный урок

Беседа на основе содержания рисунков, сравнительный анализ содержания рисунков

Знать строение мукора и пеницилла и уметь сравнивать их; уметь узнавать по немому рисунку структуры плесневых грибов

Лабораторная работа №4

П.9,10

24.10

                                                                                             Царство Растения( 4 ч)

9

Водоросли

Комбинированный урок

Вводная беседа, анализ содержания рисунков, выполнение Проверочная работа по теме» Клеточное строение организмов»

Знать особенности строения низших и высших растений; знать определение терминов низшие растения, таллом, ризоиды; уметь описывать внешнее строение водорослей; знать доказательства принадлежности водорослей к низшим растениям; уметь отличать строение одноклеточных водорослей от растительной клетки; уметь находить в структуре определения ключевые слова, характерные признаки; знать направления использования водорослей

П.11,

12

31.10

10

Лишайники. Мхи

Комбинированный урок

Вводная и эвристическая беседа

Знать строение, жизнедеятельность, размножение лишайников, мхов и их значение в природе и жизни человека; знать определение термина симбиоз; знать взаимосвязь о состоянии окружающей среды и наличии в данной местности лишайников

П.13,14

14.11

11

Папоротники,хвощи, плауны.

Комбинированный урок

Эвристическая беседа, анализ рисунков

Знать строение папоротников, хвощей, плаунов; уметь определять компоненты мхов, папоротников, хвощей и плаунов по немому рисунку; знать многообразие мхов, папоротников, хвощей и плаунов и их роль в природе и жизни человека

П.15,

21.11

12

Голосеменные и Покрытосеменные.

Комбинированный урок

Вводная и эвристическая беседа, самостоятельный анализ текста учебника, этимологический анализ структуры термина, анализ содержания рисунков

Знать определения терминов Голосеменные растения, Фитонциды; уметь давать определение термину Высшие растения, описывать направления использования голосеменных растений, сформировать умение самостоятельно формулировать определения терминов, знать особенности строения голосеменных растений и приспособления их для жизни в условиях дефицита влаги, уметь различать по строению шишек и хвои виды голосеменных растений

Лабораторная работа № 5

П.16,17

28.11

                                                     Строение и многообразие покрытосеменных растений.( 7 ч)

13

Строение семян .

Комбинированный урок

Участие в беседе, описание рисунков в учебнике, выполнение Лабораторной работы»

Знать определение терминов Однодольные, Эндосперм, Двудольные; знать строение семян однодольных и двудольных растений, уметь узнавать по немому рисунку структурные компоненты семян однодольных и двудольных растений, уметь устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка, уметь сравнивать строение семян двудольных и однодольных растений

Лабораторная работа № 6

П.18

5.12

14

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня.

Урок изучения нового материала

Участие в эвристической беседе, работа с рабочей тетрадью, анализ текста учебника

Знать определение термина корневой волосок, знать строение корня и его функции, типы корневых систем; уметь приводить примеры видоизменений корней в зависимости от выполняемой функции, уметь по немому рисунку определять зоны корня, уметь устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и функциями, уметь объяснять механизм верхушечного роста и минерального питания

Лабораторная работа № 7

П.19,20

12.12.

15

Побег и почки.

Комбинированный урок

Участие в эвристической беседе, работа с рисунками учебника и с комнатными растениями, выполнение Лабораторной работы

Знать определение терминам Побег, Узлы, Междоузлия; знать строение побега, его функции и видоизменения; уметь по немому рисунку описывать строение почки, уметь отличать по строению вегетативную и генеративную почки, знать, что почка – это видоизмененный побег, уметь доказывать, что корневище, клубень, луковица – это видоизмененный побег, уметь объяснять механизм роста и развития побега

Лабораторная работа № 8

П.21,22

19.12

16

Строение и функции листа. Видоизменения листьев

Комбинированный урок

Участие в беседе, анализ содержания рисунков,

Знать строение, функции и видоизменения листьев; уметь по немому рисунку указывать структурные компоненты клеточного строения листа; уметь показывать взаимосвязь между клеточным строением листа и факторами окружающей среды (освещенности и влажности)

П.23,24,25

26.12

17

Строение стебля. Многообразие стеблей

Комбинированный урок

Участие в беседе, решение учебно-познавательных задач, анализ содержания рисунков,

Знать строение и видоизменения стеблей; уметь приводить примеры тканей, расположенных в стебле; знать функции слоев стебля; уметь называть по немому рисунку структурные компоненты клеточного строения стебля; уметь объяснять механизм образования годичных колец; уметь различать по строению стебли травянистых и древесных растений; уметь определять возраст дерева по спилу; уметь объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину

П.26,27

16.01

18

Цветок и его строение. Соцветия

Комбинированный урок

Участие в беседе, составление опорного конспекта, анализ содержания рисунков учебника

Знать определения терминов цветок, обоеполые цветки, раздельнополые цветки, однодомные растения, двудомные растения, соцветия; знать строение различных видов цветков, функции цветка, типы соцветий и их строение; уметь описывать по немому рисунку строение цветка и типы соцветий; уметь приводить примеры растений с разным типом соцветий; уметь отличать цветки с простым и двойным околоцветником, обоеполые и однополые цветки; уметь различать однодомные и двудомные растения; уметь сравнивать строение цветка вишни и тюльпана; знать и уметь объяснять биологическое значение соцветий; уметь составлять формулы различных видов цветков

Лабораторная работа № 9

П.28,29

23.01

19

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником,»

Знать функции плодов и способы их распространения; уметь приводить примеры различных видов плодов; знать критерии классификации плодов; уметь классифицировать плоды по различным признакам; знать приспособления к распространению плодов и семян; уметь устанавливать связь между строением семян и плодов и способом их распространения

П.30,31

30.01

                                                                          Жизнь растений ( 8 ч)

20

Минеральное питание. Передвижение воды и минеральных солей.

Урок изучения нового материала

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, наблюдение за ходом опыта

Знать значение испарения в жизни растений и факторы окружающей среды, влияющие на испарение; знать причины передвижения воды по древесине; уметь находить соответствие между условиями окружающей среды и характером испарения; знать понятие об обмене веществ; уметь прогнозировать результаты опытов

Лабораторная работа № 10

П.32,33

6.02

21

Фотосинтез.

Дыхание растений.

Комбинированный урок

работа с учебником, участие в беседе. Выполнение составление опорной схемы

Знать термин Фотосинтез; знать условия для образования крахмала и необходимые вещества для фотосинтеза и продукты; знать локализацию процессов фотосинтеза; уметь описывать механизм фотосинтеза, механизм передвижения органических веществ; уметь анализировать ход опыта и предсказывать его результаты; уметь определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических  веществ

П.34,35

13.02

22

Испарение воды растениями.Листопад.

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, выполнение виртуального опыта

Воспроизведение и описание .Объяснять  опыт показывающий испарение воды растениями, биологическое значение испарения

П.36,37

20.02

23

Растительный организм как единое целое.

Урок-контроля знаний

Участие во фронтальной беседе, решении задании ГИА

Решать задания ГИА, отвечать на вопросы

П.38,39

27.02

24

Размножение водорослей и споровых растений

Комбинированный урок

Участие в беседе по вопросам учебника, работа с учебником и рабочей тетрадью

Знать определение терминов спорангий, заросток, предросток, половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка, чередование поколений; знать этапы размножения и развития водорослей, мхов, папоротников; знать биологическое значение спор и условия оплодотворения у высших споровых растений; уметь по немому рисунку определять этапы размножения хламидомонады

П.40,41

6.03

25

Размножение голосеменных растений

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью

Знать определение терминов эндосперм, пыльцевая трубка, половое размножение, опыление, оплодотворение; знать особенности полового размножения у голосеменных растений, условия и приспособления для опыления и оплодотворения, строение пыльцы; уметь описывать этапы размножения голосеменных растений на примере сосны обыкновенной; уметь узнавать по немому рисунку этапы развития голосеменных растений

П.42

13.03

26

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, самостоятельный поиск ответов на вопросы

Проверочная работа «Жизнь растений»

Знать определение терминов вегетативное размножение, знать особенности бесполового размножения у покрытосеменных растений уметь приводить

Лабораторная работа № 11

П.43

20.03

27

 Половое размножение покрытосеменных растений

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником, рабочей тетрадью и демонстрационном материалом

Знать определение терминов половое размножение, опыление, двойное оплодотворение; знать особенности полового размножения у покрытосеменных растений и способы опыления; уметь узнавать по немому рисунку способы опыления растений; уметь описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений; уметь приводить примеры насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений

Знать термины сорт, вид; знать признаки классов Двудольные и Однодольные растения; знать основные признаки выделения семейств растений; уметь называть систематические группы растений; уметь на живых объектах определять типы жилкования и корневых систем;

П.44

3.04

                                                                            Классификация растений.  6 ч

28

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

Комбин ированный урок

 Участие в беседе,работа с учебником и рабочей тетрадью

Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Двудольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейств крестоцветные, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям

П.45,46

10.04

29

Семейство Крестоцветных.

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, выполнение Лабораторной работы

Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Двудольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейства; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям; знать редкие и охраняемые растения; знать лекарственные и декоративные растения семейства; уметь объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых видов

Лабораторная работа № 12.

П.47,48

17.04

30

Семейство Розоцветных.

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью,  гербарием

Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Двудольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейства; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям; знать редкие и охраняемые растения; знать лекарственные и декоративные растения семейства; уметь объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых видов

П.

24.04

31

Семейство Пасленовых и Мотыльковых

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью,  гербарием

Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Двудольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейства; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям; знать редкие и охраняемые растения; знать лекарственные и декоративные растения семейства; уметь объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых видов

П49,50

1.05

32

Семейство Сложноцветные

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью,  гербарием

Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Двудольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейства; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям; знать редкие и охраняемые растения; знать лекарственные и декоративные растения семейства; уметь объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых видов

П.51,

8.05

33

 Семейство  Лилейные и Злаковые

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью,  гербарием

Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Однодольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейства; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям; знать редкие и охраняемые растения; знать лекарственные и декоративные растения семейства; уметь объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых видов

П.52,53

15.05

                                                                                 Природные сообщества( 2 ч)

34

Основные экологические факторы и их влияние на растения

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами

Знать определения терминов экологический фактор, факты, группы экологических факторов: биотические и абиотические

П.54

22.05

35

Характеристика   основных экологических групп растений

29.05

Информационно-методическое обеспечение

1) Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват.учеб. заведений. - М: Дрофа, 2010. – 304с.

2) Парфилова Л.Д. Биология: 6-й кл.: Тематическое и поурочное планирование: К учебнику «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004»: Метод, пособие. / Л.Д. Парфилова. – Мл Издательство «Экзамен», 2004. – 126 с.

3) Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2005.-352с.

4) Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2007

5)  Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. -М.: Дрофа, 2004, - 128с;

6)  Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2009, -96с.

2)Учебные   издания  серии  «Темы  школьного  курса»   авт.   Т.А.Козловой,   В.И.Сивоглазова, Е.Т..Бровкиной и др. М.: Дрофа;

3)   Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с;

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области.
http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.