Аналитические отчёты
Аналитический отчет — это, во-первых, отчет о проделанной работе по изучению и обобщению новационного опыта, во-вторых, это аналитический отчет, что предполагает не простой перечень выполненной работы, а прежде всего анализ материалов, полученных в результате ее выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитический отчёт 2019-2020 уч.год | 78.22 КБ |
Аналитический отчет 2020-2021 уч.год | 67.27 КБ |
Аналитический отчёт 2021-2022 уч.год | 76.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Аналитический отчет о деятельности
учителя – логопеда Бутенко А.С.
за 2019 – 2020 уч. году
г. Советский 2020 г.
Основной целью логопедической службы в детском саду является коррекция и профилактика речевых нарушений у детей, посещающих компенсирующую группу в детском саду.
Успех коррекционной работы во многом зависит от учёта типических и индивидуальных особенностей проявления речевого недоразвития детей.
Структура речевого дефекта и степень его выраженности определяют задачи коррекционной работы:
- Осуществлять индивидуальный подход при преодолении у детей речевых нарушений, учитывая физические и психические возможности детского организма.
- Формировать правильное произношение звуков, развивать фонематические процессы.
- Формировать лексико-грамматическую структуру речи у детей.
4. Формирование связной речи в соответствии с возрастными нормами и подготовке детей к
овладению грамотной, совершенствование познавательных процессов.
Коррекционное обучение носит комплексный характер, обозначила для себя следующие направления работы:
- коррекционно – развивающая работа по устранению нарушений звукопроизношения:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук
- совершенствование навыка речевого дыхания
- развитие навыка фонематического восприятия
- обогащение словарного запаса детей
- развитие грамматических навыков
- развитие психических процессов
- работа с педагогами
- работа с родителями
В начале 2019-2020 учебного года на основании проведённого речевого обследования на логопедический пункт было зачислено 20 детей.
группа | ФФНР | ФНР | ОНР 3 ур. | итого | |
Старшая группа общеразвивающей направленности № 5 «Колобок» | 9 | 4 | 1 | 14 | 20 |
Старшая группа общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки» | 6 | - | - | 6 |
На каждого ребенка составлен перспективный план работы, рассчитанный на ФФНР, ФНР на 1 год, ОНР 3 ур. на 2 года. Занятия с детьми были организованны в индивидуально-подгрупповой форме, проводились 2 раз в неделю (ФФНР), 3 раза в неделю (ОНР 3ур) по преодолению нарушения звукопроизношения, развитию фонематического слуха и восприятия, развития мелкой моторики пальцев рук.
При планировании перспективных планов использовались программы и учебно-методические пособия:
1.«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»» Т.Б.Филичива, Г.В.Чиркина.
2.«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет), 2006 г. Н.В. Нищева
3. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.
4. «Научи меня говорить» И.О.Крупенчук (пособие для логопедов).
5. «Уроки логопеда» (исправление нарушений речи) Н.С.Жукова.
Работа была построена на общедидактических принципах: комплексного воздействия, системности, наглядности. На начало учебного года уровень речевого развития показал
средний уровень – 11 детей (55 %);
низкий уровень – 9 детей (45 %).
Коррекционная работа проводилась поэтапно.
Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация и звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность.
Цель второго этапа – уточнение значение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического строя речи;
На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания)
В январе 2020 года была проведена промежуточная диагностика по речевому развитию детей, где 3 ребенка в старшей группе общеразвивающей направленности № 5 «Колобок» показали положительный результат и были выведены с логопедического пункта с нормой речи. Вместо этих детей были зачислены 3 ребёнок старшей группы общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки» с речевым диагнозом ФФНР. На детей был составлен перспективный план на 1 год по преодолению нарушения звукопроизношения, развитию фонематического слуха и восприятия, развития мелкой моторики пальцев рук.
В марте 2020 года логопедический пункт посещали 20 детей из них 11 детей старшей группы общеразвивающей направленности № 5 «Колобок» и 9 детей старшей группы общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки».
По результатам диагностики по альбому Иншаковой О.И. уровня речевого развития детей показали положительную динамику.
высокий уровень – 4 ребёнка (27 %);
средний уровень – 11 детей (73 %);
низкого уровня - нет.
Для детей большой акцент делаю на развитие мелкой моторики пальцем рук. Цель подготовить руку к письму. Для того чтобы дети с интересом развивали свои пальчики, стала использовать на занятиях массаж пальцев рук СУДжок терапия и нетрадиционный бросовый материал: семечки, косточки фруктов, стеклышки. В свою работу внедряла интерактивные игры «Мерсибо», «Дидактические игры» на развитие фонематических процессов, связную речь, лексико-грамматических категорий. Дети с интересом проходили все этапы от простого к сложному и получили положительную динамику 65%.
Реализация программы индивидуальных занятий в период с 2.09.2019 по 27.03.2020 г.
старшей группе общеразвивающей направленности № 5 «Колобок»
код ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 21 |
по плану | 102/80 | 40/34 | 70/55 | 71/56 | 71/56 | 41/34 | 75/58 | 71/57 | 70/56 | 73/58 | 72/55 | 41/32 | 71/56 | 74/57 | 29/15 |
по факту | 62 | 33 | 33 | 50 | 36 | 34 | 44 | 46 | 43 | 44 | 37 | 15 | 43 | 44 | 13 |
реализация программы | 76% | 97% | 60% | 89% | 64% | 100% | 76% | 81% | 77% | 76% | 67% | 47% | 77% | 78% | 87% |
Среднее посещение индивидуальных занятий 77 %
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия, самоизоляция в связи с риском распространения новой короновирусной инфекции (COVID – 2019) и угрозой заражения с 30.03.2020 по 31.05.20 г были перевены на дистанционную форму выполнения трудовых функций.
Освоение программы 94% - 15 детей.
Реализация программы индивидуальных занятий в период с 2.09.2019 по 27.03.2020 г.
старшей группе общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки»
код ребенка | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 22 | 23 |
по плану | 74/58 | 75/59 | 112/ 88 | 75/59 | 93/77 | 79/63 | 57/24 | 34/18 |
по факту | 39 | 44 | 65 | 48 | 54 | 41 | 18 | 10 |
реализация программы | 67% | 75% | 74% | 81% | 70% | 65% | 75% | 56% |
Среднее посещение индивидуальных занятий 70 %
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия, самоизоляция в связи с риском распространения новой короновирусной инфекции (COVID – 2019) и угрозой заражения с 30.03.2020 по 31.05.20 г были переведены на дистанционную форму выполнения трудовых функций.
Освоение программы 74%.
Все дети старшей группы общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки» и № 5 «Колобок» были оставлены на дальнейшее обучение.
Итого в 2019-2020 учебном году логопедический пункт посещали
группа | ФФНР | ФНР | ОНР 3 ур. | N выведено | итого | |
Старшая группа общеразвивающей направленности № 5 «Колобок» | 8 | 3 | 1 | 3 | 15 | 24 |
Старшая группа общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки» | 9 | - | - | - | 9 |
И получили следующие результаты
высокий уровень – 4 ребёнка (17 %);
средний уровень – 18 детей (75 %);
низкого уровня – 2 ребёнка (8 %)
Качественное освоение коррекционно - развивающей работы детей 93 %
Была простроена работа с родителями:
- анкетирование
- беседа
- рекомендации
- консультации
«Значение артикуляционной гимнастики и развитие речи»
- родительская гостиная
- наглядная агитация
- Квест-игра «День добрых дел»
- Квест – игра «Наш детский сад всех видеть рад»;
- Творческий конкурс мастеров «Первая буква моего имени»
- Смотр-конкурс мини-книги «Моя любимая буква!»
- Семинар-практикум «На пороге школы»
- Семинар-практикум «Игры и упражнения для развития фонематического слуха»
- Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика-залог чистой речи!»
- Родительское собрание на тему «В слова играем – речь развиваем»
Консультации на стендах:
- «Советы логопеда»
- «Почему ребенок плохо говорит»
- «Скоро в школу»
- «Развиваем речь дома»
- «Развития дыхания и силы голоса»
- «Уроки фонетики для взрослых»
- «Пальцы дружная семья»
- «Я учусь рисовать по клеточкам»
- «Как учить с детьми стихи»
- «Речевой и неречевой (фонематический) слух»
Работала над темой самообразования «Преодоление речевых нарушений у дошкольников посредством интерактивных дидактических игр и упражнений»
Использовала виды заданий и упражнений по развитию общих речевых навыков
- «Массаж лица»
- «Развития дыхания»
- «Артикуляционная гимнастика»
- «Пальчиковая гимнастика»
- «Миогимнастика»
Разработала методическое пособие с использованием ИКТ «Логопедические игры и упражнения на автоматизацию звуков»; «Развиваем мелкую моторику»; «Развиваем фонематический слух». Подобрала материал, картинки, пособия, дидактические игры с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте.
Принимала участия в устном выступлении.
- КВЕСТ – игра «Наш детский сад всех видеть рад»;
- Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с учётом требований ФГОС»;
- МО педагогов «Подготовка детей к школе»;
- Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Создание единого коррекционно-образовательного процесса в группах»;
Прошла курсы повышения квалификации.
- г. Красноярск ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний»
«Организация обучения, воспитания, и коррекции нарушений развития и социальной адаптации воспитанников с ОВЗ, имеющие тяжёлые нарушения речи (ТНР)»
Провела открытое мероприятие с воспитанниками, проведённые педагогом.
- Индивидуальное занятие «по постановке звука Р»;
- Детско-родительское практическое занятие старшей группы общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки» «День добрых дел»;
- Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте «Письмо тётушки Совы»;
В течении учебного года посетила мероприятия других педагогов.
- КВН «Нет краше – Югры нашей» в подготовительной к школе группе;
- Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зимушка – зима»;
- Семинар – практикум «Конфликты и родители»;
- Семинар – практикум «Психолого–педагогическое сопровождение воспитанников с учетом индивидуализации образовательного процесса»;
- Семинар – практикум «Управление конфликтами дошкольников со сверстниками».
Участвовала в профессиональных конкурсах.
- Всероссийский творческого конкурса Методические разработки педагогов на тему «Письмо тётушки Совы»;
- Всероссийский профессиональный конкурс для педагогов «Ступени мастерства» интеллектуально-речевого досуга для детей и родителей «Путешествие на остров знаний»;
- Опубликовала на сайте «Изумрудный город» авторский материал памятка для родителей «Игры и упражнения со звуками и словами».
Принимала участие в вебинарах.
- «Профилактика дислексии у детей с помощью игровых технологий».
- «Преодоление трудностей постановки и автоматизации шипящих и свистящих звуков с помощью интерактивных игр».
- «Проведение коррекционной работы с дошкольниками и младшими школьниками ТНР с использованием интерактивного материала».
- «Эффективная организация игрового процесса в работе над звукопроизношением детей с ОВЗ».
- «Успехи и заблуждения методик раннего развития детей».
- «Основные компетенции педагога коррекционного профиля в области ИКТ».
- "Технология «Круг» в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»".
Участвовали с воспитанниками группы в конкурсах разного уровня.
- Первый региональный конкурс для детей и педагогов олимпиада по русскому языку для дошкольников «Скоро в школу» (Победитель I место);
- В районном интернет конкурс чтецов «Победа в наших сердцах» (участник);
- Детский сад «Алёнка» творческий конкурс мастеров « Первая буква моего имени» (Участники);
- Детский сад «Алёнка» смотр-конкурс мини-книги «Моя любимая буква!» (Участники, 1 ребёнок занял III место);
- Детский сад «Алёнка» интеллектуальная игра «Колесо знаний» (Победители).
Была награждена Благодарственным письмом Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры.
Достичь полученных результатов удалось за счет:
- проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи.
- тщательного планирования подгрупповой и индивидуальной работы с детьми с учетом уточнённого диагноза.
- проведение поэтапной коррекционной работы.
- проведение планомерной консультативной работы с родителями детей-логопатов по вовлечению их в коррекционный процесс.
Перспективы работы:
Заинтересовать и вовлечь как можно больше родителей и педагогов, специалистов к коррекционной работе, через мастер-класс, круглый стол, развлечения.
Пополнить педагогическую копилку дидактическими играми и наглядным материалом для коррекционной работы с детьми.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Аналитический отчет о деятельности
учителя – логопеда Бутенко А.С.
за 2020 – 2021 уч. году
г. Советский 2021 г.
Основной целью логопедической службы в детском саду является коррекция и профилактика речевых нарушений у детей, посещающих компенсирующую группу в детском саду.
Успех коррекционной работы во многом зависит от учёта типических и индивидуальных особенностей проявления речевого недоразвития детей.
Структура речевого дефекта и степень его выраженности определяют задачи коррекционной работы:
- Осуществлять индивидуальный подход при преодолении у детей речевых нарушений, учитывая физические и психические возможности детского организма.
- Формировать правильное произношение звуков, развивать фонематические процессы.
- Формировать лексико-грамматическую структуру речи у детей.
4. Формирование связной речи в соответствии с возрастными нормами и подготовке детей к
овладению грамотной, совершенствование познавательных процессов.
Коррекционное обучение носит комплексный характер, обозначила для себя следующие направления работы:
- коррекционно – развивающая работа по устранению нарушений звукопроизношения:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук
- совершенствование навыка речевого дыхания
- развитие навыка фонематического восприятия
- обогащение словарного запаса детей
- развитие грамматических навыков
- развитие психических процессов
- работа с педагогами
- работа с родителями
В начале 2020 - 2021 учебного года на основании проведённого речевого обследования на логопедический пункт было зачислено 25 детей.
группа | ФФНР | ФНР | ОНР 2 ур. | итого | |
Подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки» | 19 | 3 | - | 22 | 25 |
Подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности № 5 «Колобок» | 2 | - | 1 | 3 |
На каждого ребенка составлен перспективный план работы, рассчитанный на ФФНР, ФНР на 1 год, ОНР 3 ур. на 2 года. Занятия с детьми были организованны в индивидуально-подгрупповой форме, проводились 2 раз в неделю (ФФНР), 3 раза в неделю (ОНР 2ур) по преодолению нарушения звукопроизношения, развитию фонематического слуха и восприятия, развития мелкой моторики пальцев рук.
При планировании перспективных планов использовались программы и учебно-методические пособия:
1.«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»» Т.Б.Филичива, Г.В.Чиркина.
2.«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет), 2006 г. Н.В. Нищева
3. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.
4. «Научи меня говорить» И.О.Крупенчук (пособие для логопедов).
5. «Уроки логопеда» (исправление нарушений речи) Н.С.Жукова.
Работа была построена на общедидактических принципах: комплексного воздействия, системности, наглядности. На начало учебного года уровень речевого развития в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности показал
средний уровень – 11 детей (44 %);
низкий уровень – 14 детей (56 %).
Начало учебного года
Коррекционная работа проводилась поэтапно.
Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация и звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность.
Цель второго этапа – уточнение значение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического строя речи;
На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания)
В феврале 2021 года была проведена промежуточная диагностика по речевому развитию детей, где 3 ребенка подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки» показали положительный результат и были выведены с логопедического пункта с нормой речи. Вместо этих детей были зачислены 3 ребёнка с подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки» с речевым диагнозом ФФНР. На детей был составлен перспективный план на 1 год по преодолению нарушения звукопроизношения, развитию фонематического слуха и восприятия, развития мелкой моторики пальцев рук.
В мае 2021 года была проведена итоговая диагностика уровня речевого развития детей по методике Яшиной В.И.
Конец учебного года
высокий уровень – 5 детей (20 %);
средний уровень – 20 детей (80 %);
Всем детям подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности рекомендовано обучение в массовом классе.
Результаты коррекционной работы в МАДОУ д/с «Алёнка»
в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности
на 2020 - 2021 уч. год
№ | показатели | Кол-во детей | % |
1 | Общее количество детей | 28 | 100% |
2 | Выпущенные: | ||
| 16 | 57 % | |
| 12 | 43 % | |
| - | - | |
3 | Рекомендовано обучение в массовой классе | 28 | 100% |
4 | Рекомендовано посещение школьного логопункта | 6 | 21% |
5 | Рекомендовано контроль со стороны шк. логоп. | 3 | 11% |
6 | Рекомендовано коррекционный (речевой) класс | - | - |
7 | Остались на повторный курс в ДОУ | - | - |
8 | Выбыли в течении года | - | - |
Для детей посещающих логопедический пункт большой акцент делаю на развитие мелкой моторики пальцем рук. Цель подготовить руку к письму. Для того чтобы дети с интересом развивали свои пальчики, стала использовать на занятиях массаж пальцев рук СУДжок терапия и нетрадиционный бросовый материал. В свою работу внедряла нейропсихологические игры и упражнения, интерактивные игры «Мерсибо», «Дидактические игры» на развитие фонематических процессов, связную речь, лексико-грамматических категорий.
Дети с интересом проходили все этапы от простого к сложному и получили положительную динамику 92 %.
Реализация программы индивидуальных занятий в период с 1.09.2020 по 31.05.2021 уч.г.
Код ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 18 | 20 | 21 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
по плану | 67 | 67 | 67 | 67 | 67 | 68 | 68 | 65 | 66 | 66 | 70 | 69 | 67 | 67 | 67 | 67 | 67 | 61 | 65 | 64 | 66 | 68 | 24 | 24 | 24 |
по факту | 44 | 28 | 47 | 50 | 41 | 44 | 48 | 40 | 34 | 35 | 61 | 40 | 47 | 36 | 39 | 53 | 50 | 41 | 55 | 51 | 40 | 51 | 20 | 18 | 22 |
реализация программы | 66% | 42% | 71% | 75% | 62% | 65% | 71% | 62% | 52% | 53% | 87% | 58% | 71% | 54% | 58% | 79% | 75% | 67% | 85% | 80% | 61% | 75% | 83% | 75% | 92% |
Среднее посещение индивидуальных занятий 69 %
Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия, самоизоляция в связи с риском распространения новой короновирусной инфекции (COVID – 2019) и угрозой заражения, по болезни ребёнка.
Качественное освоение коррекционно - развивающей работы детей 96 %
Итого в 2020 – 2021 учебном году логопедический пункт посещали
группа | ФФНР | ФНР | ОНР 2 ур. | N выведено | итого | |
Подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки» | 22 | 3 | 3 | 25 | 28 | |
Подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности № 5 «Колобок» | 2 | - | 1 | - | 3 |
Была простроена работа с родителями:
- анкетирование
- беседа
- рекомендации
- консультации
- родительская гостиная «Что такое речь»
- наглядная агитация
- Квест – игра в старшей группе общеразвивающей направленности «День добрых дел»
- Квест-игра «Представляем детский сад»
- Творческий конкурс родители-дети «Первая буква моего имени»
- Смотр-конкурс мини-книги «Моя любимая буква!»
- Семинар-практикум «Шпаргалка для родителей: игры на развития звукобуквенного анализа и синтеза у детей в домашних условиях»
- Семинар - практикум «Графический диктант – готовим руку к письму»
- Мастер-класс «Звуковой анализ. Работа со схемой предложения»
- Мастер-класс «Логопедический массаж ложками, как нетрадиционная форма в коррекционной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями»
- Детско-родительское практическое занятие в подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Путешествие на остров знаний»
- Выступление на родительском собрании сообщение на тему «Развитие звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»
- Выступление на родительском собрании сообщение на тему «Игры и упражнения для развития фонематических процессов»
Консультации на стендах:
- «Советы логопеда»
- «Почему ребенок плохо говорит»
- «Скоро в школу»
- «Уроки фонетики для взрослых»
- «Графический диктант – подготовка руки к письму»
- «Как учить с детьми стихи»
- «Развиваем речь дома»
- «Развития дыхания и силы голоса»
- «Уроки фонетики для взрослых»
- «Речевой и неречевой (фонематический) слух»
- «Логопед – дома! Логопедические игры»
- «Дидактические игры посредством интернет технологий»
- «Дыхательная гимнастика»
- «Развиваем словарный запас»
- «Игры и упражнения для развития фонематического слуха»
- «Вместе играем — речь развиваем (игры на кухне)»
Работала над темой самообразования ««Коррекция речевых нарушений у дошкольников
5-7 лет, через нейропсихологические игры и упражнения»
Использовала виды заданий и упражнений по развитию общих речевых навыков
- «Массаж лица»
- «Развития дыхания»
- «Артикуляционная гимнастика»
- «Пальчиковая гимнастика»
- «Миогимнастика»
- «Нейропсихологические игры и упражнения»
Разработала методическое пособие «Нейропсихологические игры и упражнения по подготовке руки к письму», «Развиваем мелкую моторику»; Комплекс упражнений использованием балансировочной доски Бильгоу «Логопедические игры и упражнения на автоматизацию звуков»; «Развиваем фонематический слух». Подобрала материал, картинки, пособия, дидактические игры с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте.
Принимала участия в устном выступлении.
- Квест-игра «Представляем детский сад»
- МО «По подготовке детей к школе»
- Семинар-практикум для родителей подг. гр. №4 (онлайн) «Шпаргалка для родителей»
- РМО учителей-логопедов, преемственность со школой (круглый стол)
Провела открытое мероприятие с воспитанниками, проведённые педагогом.
- Индивидуальное занятие «по автоматизации звука Р в словах, предложениях»;
Были запланированы, но не проведены 2 мероприятия по причине: карантинные мероприятия, самоизоляция в связи с риском распространения новой короновирусной инфекции (COVID – 2019) и угрозой заражения.
- Квест – игра «День добрых дел» по развитию познавательному и речевому развитию (родители + дети) логопед, психолог (старшая группа № 11 « Рябинка»)
- Интегрированное детско – родительское занятие «Путешествие на остров знаний» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки»
В течении учебного года посетила мероприятия других педагогов.
- Мини-тренинг «После отпуска»
- Тренинг «Ресурсы и отдых в жизни педагога»
- Тренинг по снятию эмоционального напряжения педагогов
Участвовала в профессиональных конкурсах.
- Международной интернет-олимпиады «Солнечный свет»
- Всероссийском конкурсе «Родина» в качестве эксперта и члена жюри.
- Первый региональный конкурс для детей и педагогов «Моя Югра», региональная викторина: Юный гений в качестве руководителя.
Принимала участие в вебинарах.
- «Развитие профессиональной компетенции дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
- «Дистационное обучение: использование социальных сетей и вертуальной обучающей среды в образовании»
Участвовали с воспитанниками группы в конкурсах разного уровня.
- Первый региональный конкурс для детей и педагогов региональная викторина: Юный гений (Победитель I место);
- В районном интернет конкурс чтецов «Синяя птица» (участник);
- Детский сад «Алёнка» конкурс чтецов «Мы растём под мирным небом»;
- Детский сад «Алёнка» смотр-конкурс мини-книги «Моя любимая буква!» (Дипломы I, II, III степени, 1 ребёнок участник);
- Детский сад «Алёнка» интеллектуальная игра «Колесо знаний» (Победители).
Была награждена Почётная грамота главы Советского района.
Достичь полученных результатов удалось за счет:
- проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи.
- тщательного планирования подгрупповой и индивидуальной работы с детьми с учетом уточнённого диагноза.
- проведение поэтапной коррекционной работы.
- проведение планомерной консультативной работы с родителями детей-логопатов по вовлечению их в коррекционный процесс.
Перспективы работы:
Заинтересовать и вовлечь как можно больше родителей и педагогов, специалистов к коррекционной работе, через мастер-класс, круглый стол, развлечения.
Пополнить педагогическую копилку дидактическими играми, нейропсихологическими играми и упражнениями, наглядным материалом для коррекционной работы с детьми.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
учителя-логопеда Бутенко А.С.
о проделанной работе в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 8 «Речецветик»
за 2021 – 2022 учебный год
г. Советский 2022 г.
Основной целью логопедической службы является оказание специальной коррекционно-развивающей работы направленной на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи у детей в подготовке к школьному обучению (речевая готовность).
Целью коррекционно - развивающей работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, направленного на развитие речевых и неречевых процессов:
- реализация ФГОС ДО в образовательно-коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста;
- создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
- развитие речеслухового внимания;
- развитие фонематического восприятия;
- подготовка к анализу звукового состава слова;
- развитие слоговой структуры слова;
- расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие фразовой и связной речи;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие психических функций;
- воспитание у детей правильной, четкой речи;
- совершенствование взаимодействия между педагогами и родителями.
Коррекционно-логопедическая работа строилась с учетом следующих принципов:
- индивидуализации;
- систематичности;
- комплексности коррекционно-педагогического воздействия.
Коррекционное обучение носит комплексный характер, обозначила для себя следующие направления работы:
- коррекционно – развивающая работа по устранению нарушений звукопроизношения;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
На начало учебного года в старшую группу компенсирующей направленности для детей с ТНР «Речецветик» № 8 переведены 10 детей. В сентябре была проведена диагностика детей по методике Н. В. Нищевой. По результатам диагностики выявлено 2 ребёнка ОНР 3 ур., 3 ребёнка ОНР 2-3 ур, 4 ребёнка ОНР 2 ур, 1 ребёнок 1 ур.
На каждого ребенка составлен перспективный план работы, рассчитанный на 3 года (ТНР). Группа состоит из 10 воспитанников. I - я группа здоровья у 2 детей (20 %), II - я группа здоровья у 6 человек (60 %), III - я группа здоровья у 2 детей (20 %)
Разработана рабочая программа. Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 «Речецветик» (далее Программа) разработана на основе образовательной программы МАДОУ д/с «Алёнка», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной адаптированной программы коррекционно – развивающей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой.
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи:
- Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
- Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.
- Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности.
- Принцип последовательности реализуется в логическом по строении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.
- Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним, вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.
- Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
- Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники и пр.
- Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.
- Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
- Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.
- Единство диагностики и коррекции. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
- Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
Учебный план был разбит на 34 тематические недели. В течение учебного года было реализовано 34 тематических недели. Программа реализована на 100 %.
Список тем в старшей группе компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи № 8 «Речецветик» на 2021 – 2022 учебный год.
Месяц | Неделя | Даты | № темы | Лексические темы | № темы | Звуковая культура речи |
Сентябрь | 3 неделя | 13 - 17 | 2.1. | Осень. | 3.1 | Звук [А]. Буква А. |
4 неделя | 20 - 24 | 2.2 | Огород. Овощи. | 3.2 | Звук [У]. Буква У | |
5 неделя | 27 - 30 | 2.3 | Сад. Фрукты. | 3.3 | Дифференциация звуков [А]-[У]. Дифференциация букв А-У. | |
Октябрь | 1 неделя | 04 - 08 | 2.4 | Осень. Названия деревьев. | 3.4 | Звук [О]. Буква О. |
2 неделя | 11 - 15 | 2.5 | Лес. Грибы. Лесные ягоды. | 3.5 | Дифференциация звуков [У] - [О]. Дифференциация букв У - О. | |
3 неделя | 18 - 22 | 2.6 | Детский сад. | 3.6 | Дифференциация звуков [А] – [У] – [О]. | |
4 неделя | 25 - 29 | 2.7 | Игрушки. | 3.7 | Дифференциация букв А – У – О. | |
Ноябрь | 1 неделя | 01 - 03 | 2.8 | Одежда. | 3.8 | Звук [И]. Буква И. |
2 неделя | 08 -12 | 2.9 | Обувь. | 3.9 | Звук [Ы]. Буква Ы. | |
3 неделя | 15 - 19 | 2.10 | Мебель. Квартира. | 3.10 | Дифференциация звуков [И] - [Ы]. Дифференциация букв И-Ы. | |
4 неделя | 22 - 26 | 2.11 | Кухня. Посуда. | 3.11 | Дифференциация звуков [А]-[О]-[У]-[И]-[Ы]. Дифференциация букв А-О-У-И-Ы. | |
Декабрь | 1 неделя | 29 - 03 | 2.12 | Наш город. Моя улица. | 3.12 | Звук [Э]. Буква Э. |
2 неделя | 06 - 10 | 2.13 | Зима. Зимующие птицы. | 3.13 | Дифференциация звуков [Ы] – [Э]. Дифференциация букв Ы – Э. | |
3 неделя | 13 -17 | 2.14 | ХМАО - Югра | 3.14 | Звук [П. Буква П. | |
4 неделя | 20- 24 | 2.15 | Комнатные растения. | 3.15 | Звук [П']. Буква П. | |
5 неделя | 27 - 30 | 2.16 | Новогодний праздник. | 3.16 | Звук [К]. Буква К. | |
Январь | 2 неделя | 10 - 14 | 2.17 | Зимние забавы | 3.17 | Звук [К']. Буква К. |
3 неделя | 17 - 21 | 2.18 | Домашние птицы. | 3.18 | Звук [Т]. Буква Т. | |
4 неделя | 24 - 28 | 2.19 | Домашние животные и их детеныши. | 3.19 | Звук [Т']. Буква Т. | |
Февраль | 1 неделя | 01 - 04 | 2.20 | Дикие животные и их детеныши. | 3.20 | Дифференциация звуков [П]– [Т] – [К]. Дифференциация звуков [П']– [Т'] – [К']. |
2 неделя | 07 - 11 | 2.21 | Профессии. Продавец. | 3.21 | Звук [Г]. Буква Г. | |
3 неделя | 14 - 18 | 2.22 | Профессии. Почтальон. | 3.22 | Звук [Г']. Буква Г. | |
4 неделя | 21 - 25 | 2.23 | День защитника Отечества. | 3.23 | Дифференциация звуков [Г] – [К]. Дифференциация звуков [Г'] – [К']. | |
Март | 1 неделя | 01 - 04 | 2.24 | Мамин праздник. Профессии мам. | 3.24 | Звук [Б]. Буква Б. |
2 неделя | 07 - 11 | 2.25 | Транспорт. Профессии на транспорте. | 3.25 | Звук [Б']. Буква Б. | |
3 неделя | 14 - 18 | 2.26 | Цветущие комнатные растения. | 3.26 | Дифференциация звуков [П] – [Б]. Дифференциация звуков [П'] – [Б']. | |
4 неделя | 21 – 25 | 2.27 | Рыбки в аквариуме. | 3.27 | Звук [М]. Буква М. | |
5 неделя | 28 - 01 | 2.28 | Весна. | 3.28 | Звук [М']. Буква М. | |
Апрель | 1 неделя | 04 - 08 | 2.29 | Первые весенние цветы. | 3.29 | Звук [Н]. Буква Н. |
2 неделя | 11 - 15 | 2.30 | Птицы прилетели. | 3.30 | Звук [Н']. Буква Н. | |
3 неделя | 18 - 22 | 2.31 | Дикие животные весной. | 3.31 | Дифференциация звуков [М] – [Н]. Дифференциация звуков [М'] – [Н']. | |
4 неделя | 25 - 29 | 2.32 | Домашние животные весной. | 3.32 | Звук [Д]. Буква Д. | |
Май | 1 неделя | 03 - 06 | 2.33 | День Победы. | 3.33 | Звук [Д']. Буква Д. |
4 неделя | 23 - 27 | 2.34 | Насекомые. Лето. Цветы на лугу. | 3.34 | Дифференциация звуков [Д] – [Т]. Дифференциация звуков [Д'] – [Т']. |
Проведя обследование звукопроизношения, особую тревогу вызывает явное преобладание полиморфных форм нарушений над мономорфными, причем даже мономорфное нарушение в связи с тем, что у ребенка в структуре дефекта моторная алалия; стертая форма дизартрии, устраняется с большим трудом.
При обследовании речевой моторики на первом месте выходят такие нарушения: переключаемость артикуляционной позы. Кроме многочисленных нарушений звукопроизношения ярко выделяется нарушенное фонематическое восприятие (не выделяли ударные гласные, не различали на слух и в произношении близкие по звучанию звуки, не придумывали слова с заданным звуком. У детей нарушена слоговая структура слов (искажения, перестановки, опускания слогов, звуков, невозможность воспроизведения ряда слов, близкие по звучанию, звуковые и слоговые сочетания).
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния: предметов, прилагательных, глаголов, выражающих утонченность признаков, действий, антонимов, относительных и притяжательных прилагательных, синонимов.
В грамматическом строе речи распространены ошибки: в употреблении простых предлогов, согласовании различных частей речи, окончания слов.
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Для детей с ТНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: (нарушение внимание, памяти, мышления, нарушена пальцевая и артикуляционная моторика).
Результаты логопедического обследования детей в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №8 «Речецветик»
в начале второго года обучения
Логопедическое обследование Н.В. Нищева 10 человек
№ | Связная речь | Словарь | Грамматика | Фонематические процессы | Звукопроизношение | Уровень речевого развития |
1 | Средний | Средний | Низкий | Низкий | Средний | Средний |
2 | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий | Средний | Низкий |
3 | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
4 | Средний | Средний | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
5 | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
6 | Средний | Средний | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
7 | Средний | Средний | Низкий | Низкий | Средний | Средний |
8 | Средний | Средний | Низкий | Низкий | Средний | Средний |
9 | Средний | Средний | Низкий | Низкий | Средний | Средний |
10 | Средний | Средний | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
Уровень речевого развития:
Высокий уровень – 0 ч. (0 %),
средний уровень – 4 ч. (40 %),
низкий уровень – 6 ч. (60%).
Занятия с детьми были организованны в индивидуально-подгрупповой форме, проводились индивидуальные занятия 3 раза в неделю. Так же проведено 68 фронтальных занятий из них 34 занятия по формированию навыков связной речи и лексико-грамматических категорий языка и 34 занятия по звуковой культуре речи. Из них 4 занятия была проведена корректировка программы 2 занятия по формированию навыков связной речи и лексико-грамматических категорий языка: первое – занятие на тему: «Одежда» с интегрировала с занятием по теме: «Обувь»; второе: «Комнатные растения» и 2 занятия по звуковой культуре речи третье - на тему: «Звук [Ы]. Буква Ы.» с интегрировала с занятием по теме: «Дифференциация звуков [Ы]-[И]; четвертое: «Звук [К].Буква К». По данным темам запланированные задачи реализованы в разных режимных моментах, во взаимодействии с родителями воспитанников и воспитателями группы на занятиях в дидактических играх и упражнениях подготовленные специалистом. По причине карантин по заболеванию детей.
Коррекционная работа проводилась поэтапно.
Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация и дифференциация звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность. Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их педагогическим заключением. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов. Дети, которые посещали непрерывно логопедические занятия, показали неплохие результаты по словообразованию, лексико-грамматических категорий языка, по звуковой культуре речи.
Цель второго этапа – уточнение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование лексико-грамматических категорий языка.
На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания).
В результате проведенной работы, дети показали следующие результаты.
Результаты логопедического обследования детей в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №8 «Речецветик» в конце второго года обучения по методике Нищевой Н.В.
№ | Связная речь | Словарь | Грамматика | Фонематические процессы | Звукопроиз-ношение | Уровень речевого развития |
1 | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
2 | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
3 | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
4 | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
5 | Низкий | Средний | Средний | Средний | Низкий | Средний |
6 | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
7 | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
8 | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
9 | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
10 | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний |
Уровень речевого развития:
Высокий уровень – 0 ч. (0%),
средний уровень – 10 ч. (100 %),
низкий уровень – 0ч. (0%).
Таким образом, у всех детей отмечается положительная динамика речевого развития 60 % (развития словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова и в развитии связной речи, перейдя с одного уровня развития на другой уровень. Освоение программы: 100 %
Реализация программы индивидуальных занятий в период с 01 сентября 2021
по 31 мая 2022 года.
Код ребенка | По плану | По факту | Реализация программы |
1. | 100 | 66 | 63 % |
2. | 106 | 89 | 83 % |
3. | 109 | 99 | 90 % |
4. | 113 | 82 | 73 % |
5. | 103 | 72 | 67 % |
6. | 107 | 83 | 76 % |
7. | 99 | 79 | 78% |
8. | 102 | 50 | 49 % |
9. | 101 | 96 | 95 % |
10. | 96 | 89 | 93% |
Общее количество индивидуальных занятий по плану 1036, по факту 805 , реализация 78 % посещения детьми индивидуальных занятий.
Причины: по больничным детей, карантинные мероприятия, по посещению детей реабилитационного центра «Солнышко» для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Проанализировав коррекционно-развивающую работу за 2021 - 2022 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что поставленные задачи, которые были поставлены в начале учебного года, решены.
Была проведена работа
Работа с педагогами:
Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):
- была подготовлена необходимая документация к заседанию ППК
- проводилось индивидуальное консультирование родителей и специалистов ДОО (по графику работы логопеда).
- При работе с педагогами группы № 8 «Речецветик» проводились беседы, консультации. В течении года давала рекомендации педагогам группы по работе в тетради взаимодействия. Консультировала о необходимости взаимодействия специалиста и воспитателей: по преодолению нарушений речи у детей.
- ознакомление воспитателей с итогами диагностики детей группы;
Работа с родителями:
Цель – активизировать родителей, вовлечь их в коррекционно-образовательный процесс ДОУ. Работа с родителями проводилась в соответствии с годовым планом. В работе с родителями использую различные способы и методы воздействия: уголок учителя-логопеда является одним из способов подачи информации, тетради для индивидуальных заданий, памятки, родительские собрания, открытые мероприятия, группы в мессенджерах.
- Были проведены индивидуальные консультации для родителей по их запросам. Были индивидуальные консультации с родителями и по приглашению учителя-логопеда.
- Выступила на родительском собрании с сообщением: «Знакомство с родителями. Наши достижения» были даны рекомендации:
- о необходимости ежедневных занятий с ребенком по заданиям и рекомендациям учителя-логопеда;
- автоматизации поставленных звуков в домашних условиях;
- проведения артикуляционной гимнастики»;
- «Взаимосвязь учителя - логопеда и родителей (законных представителей) в группе компенсирующей направленности детей среднего дошкольного возраста»;
Проблема – не все родители заинтересованы в помощи логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия с участием родителей это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют в них одни и те же родители. Работу с родителями оцениваю как удовлетворительно; в дальнейшем планирую продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.
Перспективы работы:
Проанализировав работу за данный период март-май, определила следующие задачи на 2022 - 2023 учебный год:
1. Необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи.
2. Продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.
3. Повышение своего профессионального уровня, через вебинары, семинары, повышение квалификации, аттестация.
4.Внедрить в работу с детьми нейропсихологические игры и упражнения с детьми.
5. Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
6. Оформление кабинета.