Аналитические отчёты

Бутенко Анна Сергеевна

Аналитический отчет — это, во-первых, отчет о проделанной работе по изучению и обобщению новационного опыта, во-вторых, это аналитический отчет, что предполагает не простой перечень выполненной работы, а прежде всего анализ материалов, полученных в результате ее выполнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Аналитический  отчет  о деятельности

учителя – логопеда  Бутенко А.С.

за 2019 – 2020 уч. году

г. Советский 2020 г.

Основной целью логопедической службы в детском саду является коррекция и профилактика речевых нарушений у детей, посещающих компенсирующую группу в детском саду.

Успех коррекционной работы во многом зависит от учёта типических и индивидуальных особенностей проявления речевого недоразвития детей.

Структура речевого дефекта и степень его выраженности определяют задачи коррекционной работы:

  1. Осуществлять  индивидуальный  подход  при  преодолении  у  детей  речевых  нарушений, учитывая  физические  и  психические  возможности  детского  организма.
  2. Формировать  правильное  произношение  звуков, развивать фонематические процессы.
  3. Формировать  лексико-грамматическую  структуру  речи  у  детей.

4.   Формирование связной речи в соответствии с возрастными нормами и подготовке детей к  

 овладению грамотной,  совершенствование познавательных процессов.

  Коррекционное обучение носит комплексный характер, обозначила для себя следующие направления работы:

  • коррекционно – развивающая работа по устранению нарушений звукопроизношения:
  • развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук
  • совершенствование навыка речевого дыхания
  • развитие навыка фонематического восприятия
  • обогащение словарного запаса детей
  • развитие грамматических навыков
  • развитие психических процессов
  • работа с педагогами
  • работа с родителями

В начале 2019-2020 учебного года на основании проведённого речевого  обследования на логопедический пункт было зачислено 20 детей.

группа

ФФНР

ФНР

ОНР 3 ур.

итого

Старшая группа  общеразвивающей направленности  № 5 «Колобок»

9

4

1

14

 20

Старшая группа общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки»

6

-

-

6

На  каждого  ребенка  составлен  перспективный  план  работы, рассчитанный  на  ФФНР, ФНР на 1 год, ОНР 3 ур. на 2  года. Занятия  с  детьми   были  организованны  в  индивидуально-подгрупповой  форме, проводились  2  раз в неделю (ФФНР), 3 раза в неделю (ОНР 3ур)  по преодолению нарушения звукопроизношения,  развитию фонематического слуха и восприятия, развития мелкой моторики пальцев рук.

При  планировании  перспективных  планов  использовались  программы  и  учебно-методические  пособия:

1.«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»» Т.Б.Филичива, Г.В.Чиркина.

2.«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет), 2006 г. Н.В. Нищева

3. «Программа  обучения  и  воспитания  детей  с  ФФНР» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.

4. «Научи  меня  говорить» И.О.Крупенчук (пособие  для  логопедов).

5. «Уроки  логопеда» (исправление  нарушений  речи) Н.С.Жукова.

Работа  была построена  на  общедидактических  принципах: комплексного  воздействия, системности, наглядности. На начало учебного года уровень речевого развития  показал  

средний уровень – 11 детей (55 %);

низкий уровень – 9 детей (45 %).

 

           

Коррекционная работа проводилась поэтапно.

Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация и звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность.

Цель второго этапа – уточнение значение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического строя  речи;

На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания)

      В январе 2020 года была проведена промежуточная диагностика  по речевому развитию детей,  где 3 ребенка в старшей группе общеразвивающей направленности № 5 «Колобок» показали положительный результат и были  выведены с логопедического пункта с нормой речи. Вместо этих детей были зачислены 3 ребёнок старшей группы  общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки» с речевым диагнозом ФФНР. На детей был составлен перспективный план на 1 год по преодолению нарушения звукопроизношения, развитию фонематического слуха и восприятия, развития мелкой моторики пальцев рук.

   В  марте  2020 года логопедический пункт  посещали 20 детей из них 11 детей  старшей  группы общеразвивающей направленности № 5 «Колобок» и 9 детей старшей группы общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки».

   По результатам  диагностики по альбому Иншаковой О.И.  уровня речевого развития детей показали  положительную динамику.

высокий уровень – 4 ребёнка (27 %);

средний уровень – 11 детей (73 %);

низкого уровня - нет.

Для  детей  большой  акцент  делаю  на  развитие  мелкой  моторики  пальцем  рук. Цель подготовить руку к письму. Для  того  чтобы  дети  с  интересом  развивали  свои  пальчики, стала  использовать  на  занятиях массаж пальцев рук СУДжок терапия и нетрадиционный  бросовый  материал: семечки, косточки  фруктов, стеклышки. В свою работу внедряла интерактивные игры «Мерсибо», «Дидактические игры» на развитие фонематических процессов, связную речь, лексико-грамматических категорий. Дети с интересом проходили все этапы от простого к сложному и получили положительную динамику 65%.

Реализация программы  индивидуальных  занятий  в период с 2.09.2019 по 27.03.2020 г.

старшей группе общеразвивающей направленности  № 5 «Колобок»

код

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

21

по плану

102/80

40/34

70/55

71/56

71/56

41/34

75/58

71/57

70/56

73/58

72/55

41/32

71/56

74/57

29/15

по факту

62

33

33

50

36

34

44

46

43

44

37

15

43

44

13

реализация

программы

76%

97%

60%

89%

64%

100%

76%

81%

77%

76%

67%

47%

77%

78%

87%

Среднее посещение индивидуальных занятий  77 %

Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия, самоизоляция в  связи с риском распространения новой короновирусной инфекции  (COVID – 2019) и угрозой заражения с 30.03.2020 по 31.05.20 г были перевены на дистанционную форму выполнения трудовых функций.

 Освоение программы 94% -  15  детей.

Реализация программы  индивидуальных  занятий  в период с 2.09.2019 по 27.03.2020 г.

старшей группе общеразвивающей направленности  № 4 «Почемучки»

код

ребенка

15

16

17

18

19

20

22

23

по плану

74/58

75/59

112/ 88

75/59

93/77

79/63

57/24

34/18

по факту

39

44

65

48

54

41

18

10

реализация

программы

67%

75%

74%

81%

70%

65%

75%

56%

Среднее посещение индивидуальных занятий  70 %

Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия, самоизоляция в  связи с риском распространения новой короновирусной инфекции  (COVID – 2019) и угрозой заражения с 30.03.2020 по 31.05.20 г были переведены на дистанционную форму выполнения трудовых функций.

 Освоение программы 74%.

Все дети старшей группы общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки» и № 5 «Колобок» были оставлены на дальнейшее обучение.

Итого в 2019-2020 учебном году логопедический пункт посещали

группа

ФФНР

ФНР

ОНР 3 ур.

N

выведено

итого

Старшая  группа общеразвивающей направленности № 5 «Колобок»

8

3

1

3

15

24

Старшая группа общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки»

9

-

-

-

9

 И получили следующие результаты

высокий уровень – 4 ребёнка  (17 %);

средний уровень – 18 детей (75 %);

низкого уровня –  2 ребёнка (8 %)

Качественное  освоение  коррекционно - развивающей  работы детей  93 %

Была простроена  работа с родителями:

  • анкетирование
  • беседа
  • рекомендации        
  • консультации

          «Значение артикуляционной гимнастики и развитие речи»

  • родительская гостиная
  • наглядная агитация
  • Квест-игра «День добрых дел»
  • Квест – игра «Наш детский сад всех видеть рад»;
  • Творческий конкурс мастеров  «Первая буква моего имени»
  • Смотр-конкурс мини-книги «Моя любимая буква!»
  • Семинар-практикум «На пороге школы»
  • Семинар-практикум «Игры и упражнения для развития фонематического слуха»
  • Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика-залог чистой речи!»
  • Родительское собрание на тему «В слова играем – речь развиваем»

Консультации на стендах:

  •  «Советы логопеда»
  • «Почему ребенок плохо говорит»
  • «Скоро в школу»
  • «Развиваем речь дома»
  • «Развития дыхания и силы голоса»
  • «Уроки фонетики  для взрослых»
  • «Пальцы дружная семья»
  •  «Я учусь рисовать по клеточкам»
  •  «Как учить с детьми стихи»
  • «Речевой и неречевой (фонематический) слух»

   Работала над темой самообразования «Преодоление речевых нарушений у дошкольников посредством интерактивных дидактических игр и упражнений»

Использовала виды  заданий и упражнений  по развитию общих речевых навыков

  • «Массаж лица»
  • «Развития дыхания»
  • «Артикуляционная гимнастика»
  • «Пальчиковая гимнастика»
  • «Миогимнастика»

   Разработала методическое пособие с использованием ИКТ «Логопедические игры и упражнения на автоматизацию звуков»; «Развиваем мелкую моторику»; «Развиваем фонематический слух». Подобрала  материал, картинки, пособия, дидактические игры с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте.

Принимала участия в устном выступлении.

  • КВЕСТ – игра «Наш детский сад всех видеть рад»;
  • Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с учётом  требований ФГОС»;
  • МО педагогов «Подготовка детей к школе»;
  • Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Создание единого коррекционно-образовательного процесса в группах»;

Прошла курсы повышения квалификации.

  • г. Красноярск ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний»

«Организация обучения, воспитания, и коррекции нарушений развития и социальной   адаптации воспитанников с ОВЗ, имеющие тяжёлые нарушения речи (ТНР)»

Провела открытое мероприятие с воспитанниками, проведённые педагогом.

  • Индивидуальное занятие «по постановке звука Р»;
  • Детско-родительское практическое занятие старшей группы общеразвивающей направленности  № 4 «Почемучки» «День добрых дел»;
  • Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте «Письмо тётушки Совы»;

В течении учебного года посетила мероприятия других педагогов.

  • КВН «Нет краше – Югры нашей» в подготовительной к школе группе;
  • Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зимушка – зима»;
  • Семинар – практикум «Конфликты и родители»;
  • Семинар – практикум «Психолого–педагогическое сопровождение воспитанников с учетом индивидуализации образовательного процесса»;
  • Семинар – практикум «Управление конфликтами дошкольников со сверстниками».

Участвовала в профессиональных конкурсах.

  • Всероссийский творческого конкурса Методические разработки педагогов на тему «Письмо тётушки Совы»;
  • Всероссийский профессиональный конкурс для педагогов «Ступени мастерства» интеллектуально-речевого досуга для детей и родителей «Путешествие на остров знаний»;
  • Опубликовала на сайте «Изумрудный город» авторский материал памятка для родителей «Игры и упражнения со звуками и словами».

Принимала участие в вебинарах.

  • «Профилактика  дислексии у детей с помощью игровых технологий».
  • «Преодоление трудностей постановки и автоматизации шипящих и свистящих звуков с помощью интерактивных игр».
  • «Проведение коррекционной работы с дошкольниками и младшими школьниками ТНР с использованием интерактивного материала».
  • «Эффективная организация игрового процесса в работе над звукопроизношением детей с ОВЗ».
  • «Успехи и заблуждения методик раннего развития детей».
  • «Основные компетенции педагога коррекционного профиля в области ИКТ».
  • "Технология «Круг» в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»".

Участвовали с воспитанниками группы в конкурсах разного уровня.

  • Первый региональный конкурс для детей и педагогов олимпиада по русскому языку для дошкольников «Скоро в школу» (Победитель  I место);
  •  В районном интернет конкурс чтецов «Победа в наших сердцах» (участник);
  • Детский сад «Алёнка» творческий конкурс мастеров « Первая буква    моего имени» (Участники);
  • Детский сад «Алёнка» смотр-конкурс мини-книги «Моя любимая буква!» (Участники, 1 ребёнок занял III место);
  • Детский сад «Алёнка» интеллектуальная игра «Колесо знаний» (Победители).

Была награждена Благодарственным письмом Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры.

Достичь полученных результатов удалось за счет:

- проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи.

- тщательного планирования подгрупповой и индивидуальной работы с детьми с учетом уточнённого диагноза.

- проведение поэтапной коррекционной работы.

- проведение планомерной консультативной работы с родителями детей-логопатов по вовлечению их в коррекционный процесс.

Перспективы работы:

Заинтересовать и  вовлечь как можно больше  родителей и педагогов, специалистов к коррекционной работе, через мастер-класс, круглый стол, развлечения.

Пополнить педагогическую копилку дидактическими играми и наглядным материалом для коррекционной работы с детьми.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Аналитический  отчет  о деятельности

учителя – логопеда  Бутенко А.С.

за 2020 – 2021 уч. году

г. Советский 2021 г.

Основной целью логопедической службы в детском саду является коррекция и профилактика речевых нарушений у детей, посещающих компенсирующую группу в детском саду.

Успех коррекционной работы во многом зависит от учёта типических и индивидуальных особенностей проявления речевого недоразвития детей.

Структура речевого дефекта и степень его выраженности определяют задачи коррекционной работы:

  1. Осуществлять  индивидуальный  подход  при  преодолении  у  детей  речевых  нарушений, учитывая  физические  и  психические  возможности  детского  организма.
  2. Формировать  правильное  произношение  звуков, развивать фонематические процессы.
  3. Формировать  лексико-грамматическую  структуру  речи  у  детей.

4.   Формирование связной речи в соответствии с возрастными нормами и подготовке детей к  

 овладению грамотной,  совершенствование познавательных процессов.

  Коррекционное обучение носит комплексный характер, обозначила для себя следующие направления работы:

  • коррекционно – развивающая работа по устранению нарушений звукопроизношения:
  • развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук
  • совершенствование навыка речевого дыхания
  • развитие навыка фонематического восприятия
  • обогащение словарного запаса детей
  • развитие грамматических навыков
  • развитие психических процессов
  • работа с педагогами
  • работа с родителями

В начале 2020  - 2021 учебного года на основании проведённого речевого  обследования на логопедический пункт было зачислено 25 детей.

группа

ФФНР

ФНР

ОНР 2 ур.

итого

Подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности

 № 4 «Почемучки»

19

3

-

22

25

Подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности

№ 5 «Колобок»

2

-

1

3

На  каждого  ребенка  составлен  перспективный  план  работы, рассчитанный  на  ФФНР, ФНР на 1 год, ОНР 3 ур. на 2  года. Занятия  с  детьми   были  организованны  в  индивидуально-подгрупповой  форме, проводились  2  раз в неделю (ФФНР), 3 раза в неделю (ОНР 2ур)  по преодолению нарушения звукопроизношения,  развитию фонематического слуха и восприятия, развития мелкой моторики пальцев рук.

При  планировании  перспективных  планов  использовались  программы  и  учебно-методические  пособия:

1.«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»» Т.Б.Филичива, Г.В.Чиркина.

2.«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет), 2006 г. Н.В. Нищева

3. «Программа  обучения  и  воспитания  детей  с  ФФНР» В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.

4. «Научи  меня  говорить» И.О.Крупенчук (пособие  для  логопедов).

5. «Уроки  логопеда» (исправление  нарушений  речи) Н.С.Жукова.

Работа  была построена  на  общедидактических  принципах: комплексного  воздействия, системности, наглядности. На начало учебного года уровень речевого развития  в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности показал  

средний уровень – 11 детей (44 %);

низкий уровень – 14 детей (56 %).

 

Начало учебного года

   

Коррекционная работа проводилась поэтапно.

Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация и звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность.

Цель второго этапа – уточнение значение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического строя  речи;

На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания)

      В феврале 2021 года была проведена промежуточная диагностика  по речевому развитию детей,  где 3 ребенка подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки» показали положительный результат и были  выведены с логопедического пункта с нормой речи. Вместо этих детей были зачислены 3 ребёнка с подготовительной к школе  группы общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки» с речевым диагнозом ФФНР. На детей был составлен перспективный план на 1 год по преодолению нарушения звукопроизношения, развитию фонематического слуха и восприятия, развития мелкой моторики пальцев рук.

    В  мае 2021 года  была  проведена  итоговая  диагностика уровня речевого развития  детей по методике Яшиной В.И.

Конец учебного года

высокий уровень – 5 детей  (20 %);

средний уровень – 20 детей (80 %);

Всем детям подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности  рекомендовано обучение в массовом классе.

Результаты коррекционной работы в МАДОУ д/с «Алёнка»

в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности

на 2020 - 2021 уч. год

показатели

Кол-во

детей

%

1

Общее количество детей

28

100%

2

Выпущенные:

  • с хорошей речью

16

57 %

  • со значительными улучшениями

12

43 %

  • без улучшения

-

-

3

Рекомендовано обучение в массовой классе

28

100%

4

Рекомендовано посещение  школьного логопункта

6

21%

5

Рекомендовано контроль со стороны  шк. логоп.

3

11%

6

Рекомендовано коррекционный (речевой) класс

-

-

7

Остались на повторный курс в ДОУ

-

-

8

Выбыли в течении года

-

-

Для  детей  посещающих логопедический пункт  большой  акцент  делаю  на  развитие  мелкой  моторики  пальцем  рук. Цель подготовить руку к письму. Для  того  чтобы  дети  с  интересом  развивали  свои  пальчики, стала  использовать  на  занятиях массаж пальцев рук СУДжок терапия и нетрадиционный  бросовый  материал. В свою работу внедряла нейропсихологические игры и упражнения, интерактивные игры «Мерсибо», «Дидактические игры» на развитие фонематических процессов, связную речь, лексико-грамматических категорий.

 Дети с интересом проходили все этапы от простого к сложному и получили положительную динамику 92 %.

Реализация программы  индивидуальных  занятий  в период с 1.09.2020 по 31.05.2021 уч.г.

Код

ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

18

20

21

23

24

25

26

27

28

по плану

67

67

67

67

67

68

68

65

66

66

70

69

67

67

67

67

67

61

65

64

66

68

24

24

24

по факту

44

28

47

50

41

44

48

40

34

35

61

40

47

36

39

53

50

41

55

51

40

51

20

18

22

реализация программы

66%

42%

71%

75%

62%

65%

71%

62%

52%

53%

87%

58%

71%

54%

58%

79%

75%

67%

85%

80%

61%

75%

83%

75%

92%

Среднее посещение индивидуальных занятий  69 %

Причины: по болезни детей, карантинные мероприятия, самоизоляция в  связи с риском распространения новой короновирусной инфекции  (COVID – 2019) и угрозой заражения, по болезни ребёнка.

Качественное  освоение  коррекционно - развивающей  работы детей  96 %

Итого в 2020 – 2021  учебном году логопедический пункт посещали

группа

ФФНР

ФНР

ОНР 2 ур.

N

выведено

итого

Подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки»

22

3

3

25

28

Подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности № 5 «Колобок»

2

-

1

-

3

Была простроена  работа с родителями:

  • анкетирование
  • беседа
  • рекомендации        
  • консультации
  • родительская гостиная «Что такое речь»
  • наглядная агитация
  • Квест – игра в старшей группе общеразвивающей направленности «День добрых дел»
  • Квест-игра «Представляем детский сад»
  • Творческий конкурс родители-дети  «Первая буква  моего имени»
  • Смотр-конкурс мини-книги «Моя любимая буква!»
  • Семинар-практикум «Шпаргалка для родителей: игры на развития звукобуквенного анализа и синтеза у детей в домашних условиях»
  • Семинар - практикум  «Графический диктант – готовим руку к письму»
  • Мастер-класс «Звуковой анализ. Работа со схемой предложения»
  • Мастер-класс «Логопедический массаж ложками, как нетрадиционная форма в коррекционной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями»
  • Детско-родительское практическое занятие в подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Путешествие на остров знаний»
  • Выступление на родительском собрании   сообщение на тему «Развитие звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»
  • Выступление на родительском собрании   сообщение на тему «Игры и упражнения для развития фонематических процессов»

Консультации на стендах:

  •  «Советы логопеда»
  • «Почему ребенок плохо говорит»
  • «Скоро в школу»
  • «Уроки фонетики для взрослых»
  • «Графический диктант – подготовка руки к письму»
  • «Как  учить с детьми стихи»
  • «Развиваем речь дома»
  • «Развития дыхания и силы голоса»
  • «Уроки фонетики  для взрослых»
  • «Речевой и неречевой (фонематический) слух»
  • «Логопед – дома! Логопедические игры»
  • «Дидактические игры посредством интернет технологий»
  • «Дыхательная гимнастика»
  • «Развиваем словарный запас»
  • «Игры и упражнения для развития фонематического слуха»
  • «Вместе играем — речь развиваем (игры на кухне)»

   Работала над темой самообразования ««Коррекция речевых нарушений у дошкольников

   5-7 лет, через нейропсихологические игры и упражнения»

Использовала  виды  заданий и упражнений  по развитию общих речевых навыков

  • «Массаж лица»
  • «Развития дыхания»
  • «Артикуляционная гимнастика»
  • «Пальчиковая гимнастика»
  • «Миогимнастика»
  • «Нейропсихологические  игры  и  упражнения»

    Разработала методическое пособие «Нейропсихологические  игры  и  упражнения по подготовке руки к письму», «Развиваем мелкую моторику»;  Комплекс упражнений использованием балансировочной  доски  Бильгоу «Логопедические игры и упражнения на автоматизацию звуков»; «Развиваем фонематический слух». Подобрала  материал, картинки, пособия, дидактические игры с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте.

Принимала участия в устном выступлении.

  • Квест-игра «Представляем детский сад»
  • МО «По подготовке детей к школе»
  • Семинар-практикум для родителей подг. гр. №4 (онлайн) «Шпаргалка для родителей»
  • РМО учителей-логопедов, преемственность со школой (круглый стол)

Провела открытое мероприятие с воспитанниками, проведённые педагогом.

  • Индивидуальное занятие «по автоматизации звука Р в словах, предложениях»;

Были запланированы, но не проведены  2 мероприятия по причине:  карантинные мероприятия, самоизоляция в  связи с риском распространения новой короновирусной инфекции  (COVID – 2019) и угрозой заражения.

  • Квест – игра «День добрых дел» по развитию познавательному и  речевому развитию (родители + дети) логопед, психолог (старшая группа № 11 « Рябинка»)
  • Интегрированное детско – родительское  занятие «Путешествие на остров знаний» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки»

В течении учебного года посетила мероприятия других педагогов.

  • Мини-тренинг  «После отпуска»
  • Тренинг  «Ресурсы и отдых в жизни педагога»
  • Тренинг по снятию эмоционального напряжения педагогов

Участвовала в профессиональных конкурсах.

  • Международной интернет-олимпиады «Солнечный свет»
  • Всероссийском конкурсе «Родина» в качестве эксперта и члена жюри.
  • Первый региональный конкурс для детей и педагогов «Моя Югра», региональная викторина: Юный гений в качестве руководителя.

Принимала участие в вебинарах.

  • «Развитие профессиональной компетенции дошкольной образовательной организации в условиях  реализации ФГОС ДО»
  • «Дистационное обучение: использование социальных сетей и вертуальной обучающей среды в образовании»

Участвовали с воспитанниками группы в конкурсах разного уровня.

  • Первый региональный конкурс для детей и педагогов региональная викторина: Юный гений  (Победитель  I место);
  •  В районном интернет конкурс чтецов «Синяя птица» (участник);
  • Детский сад «Алёнка» конкурс чтецов «Мы растём под мирным небом»;
  • Детский сад «Алёнка» смотр-конкурс мини-книги «Моя любимая буква!» (Дипломы I, II, III степени, 1 ребёнок участник);
  • Детский сад «Алёнка» интеллектуальная игра «Колесо знаний» (Победители).

Была награждена Почётная грамота главы Советского района.

Достичь полученных результатов удалось за счет:

- проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи.

- тщательного планирования подгрупповой и индивидуальной работы с детьми с учетом    уточнённого диагноза.

- проведение поэтапной коррекционной работы.

- проведение планомерной консультативной работы с родителями детей-логопатов по вовлечению их в коррекционный процесс.

Перспективы работы:

Заинтересовать и  вовлечь как можно больше  родителей и педагогов, специалистов к коррекционной работе, через мастер-класс, круглый стол, развлечения.

Пополнить педагогическую копилку дидактическими играми, нейропсихологическими играми  и упражнениями, наглядным материалом для коррекционной работы с детьми.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

учителя-логопеда Бутенко А.С.

о проделанной работе в старшей группе компенсирующей направленности  

для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 8  «Речецветик»

за 2021 – 2022 учебный год

г. Советский   2022 г.

 Основной целью логопедической службы является оказание специальной коррекционно-развивающей работы направленной на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи у детей в подготовке к школьному обучению (речевая готовность).

          Целью коррекционно - развивающей работы являлось  воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, направленного на развитие речевых и неречевых процессов:

  • реализация ФГОС ДО в образовательно-коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста;
  • создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
  • развитие речеслухового внимания;
  • развитие фонематического восприятия;
  • подготовка к анализу  звукового состава слова;
  • развитие слоговой структуры слова;
  • расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие фразовой и связной речи;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие психических функций;
  • воспитание у детей правильной, четкой речи;
  • совершенствование взаимодействия между педагогами и родителями.

Коррекционно-логопедическая работа строилась с учетом следующих принципов:

  • индивидуализации;
  • систематичности;
  • комплексности коррекционно-педагогического воздействия.

Коррекционное обучение носит комплексный характер, обозначила для себя следующие направления работы:

  • коррекционно – развивающая работа по устранению нарушений звукопроизношения;
  • работа с педагогами;
  • работа с родителями.

На начало учебного года в старшую группу компенсирующей направленности для детей с ТНР «Речецветик» № 8 переведены 10 детей.  В сентябре была проведена диагностика детей по методике Н. В. Нищевой. По результатам диагностики выявлено 2 ребёнка ОНР 3 ур., 3 ребёнка ОНР 2-3 ур, 4 ребёнка ОНР 2 ур, 1 ребёнок 1 ур.

На каждого ребенка составлен перспективный план работы, рассчитанный на 3 года (ТНР).  Группа состоит из 10  воспитанников.  I - я группа здоровья у 2 детей (20 %), II - я группа здоровья у 6 человек (60 %), III - я группа здоровья у 2 детей (20 %)

          Разработана рабочая программа. Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 «Речецветик» (далее Программа) разработана на основе  образовательной программы МАДОУ д/с «Алёнка», в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной адаптированной программы коррекционно – развивающей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой.

Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи:

  1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
  2. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.
  3. Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности.
  4. Принцип последовательности реализуется в логическом по строении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.
  5. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним, вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.
  6. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
  7. Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники и пр.
  8. Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.
  9. Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
  10. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.
  11. Единство диагностики и коррекции. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
  12. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

Учебный план был разбит на 34 тематические недели. В течение учебного года было реализовано 34 тематических  недели. Программа реализована  на 100 %.

Список тем в старшей группе компенсирующей направленности для детей

 с тяжелыми нарушениями речи № 8 «Речецветик» на 2021 – 2022 учебный год.

Месяц

Неделя

Даты

темы

Лексические темы

темы

Звуковая культура речи

Сентябрь

3 неделя

13 - 17

2.1.

Осень.

3.1

Звук [А]. Буква А.

4 неделя

20 - 24

2.2

Огород. Овощи.

3.2

Звук [У]. Буква У

5 неделя

27 - 30

2.3

Сад. Фрукты.

3.3

Дифференциация звуков [А]-[У].

Дифференциация букв А-У.

Октябрь

1 неделя

04 - 08

2.4

Осень. Названия деревьев.

3.4

Звук [О]. Буква О.

2 неделя

11 - 15

2.5

Лес. Грибы. Лесные ягоды.

3.5

Дифференциация звуков [У] - [О].

Дифференциация букв У - О.

3 неделя

18 - 22

2.6

Детский сад.

3.6

Дифференциация звуков [А] – [У] – [О].

4 неделя

25 - 29

2.7

Игрушки.

3.7

Дифференциация букв А – У – О.

Ноябрь

1 неделя

01 - 03

2.8

Одежда.

3.8

Звук [И]. Буква И.

2 неделя

08 -12

2.9

Обувь.

3.9

Звук [Ы]. Буква Ы.

3 неделя

15 - 19

2.10

Мебель. Квартира.

3.10

Дифференциация звуков [И] - [Ы].

Дифференциация букв И-Ы.

4 неделя

22 - 26

2.11

Кухня. Посуда.

3.11

Дифференциация звуков [А]-[О]-[У]-[И]-[Ы].

Дифференциация букв А-О-У-И-Ы.

Декабрь

1 неделя

29 - 03

2.12

Наш город. Моя улица.

3.12

Звук [Э]. Буква Э.

2 неделя

06 - 10

2.13

Зима. Зимующие птицы.

3.13

Дифференциация звуков [Ы] – [Э].

Дифференциация букв Ы – Э.

3 неделя

 13 -17

2.14

ХМАО - Югра

3.14

Звук [П. Буква П.

4 неделя

 20- 24

2.15

Комнатные растения.

3.15

Звук [П']. Буква П.

5 неделя

27 - 30

2.16

Новогодний праздник.

3.16

Звук [К]. Буква К.

Январь

2 неделя

10 - 14

2.17

Зимние забавы

3.17

Звук [К']. Буква К.

3 неделя

 17 - 21

2.18

Домашние птицы.

3.18

Звук [Т]. Буква Т.

4 неделя

24 - 28

2.19

Домашние животные и их детеныши.

3.19

Звук [Т']. Буква Т.

Февраль

1 неделя

01 - 04

2.20

Дикие животные и их детеныши.

3.20

Дифференциация звуков [П]– [Т] – [К].

Дифференциация звуков [П']– [Т'] – [К'].

2 неделя

07 - 11

2.21

Профессии. Продавец.

3.21

Звук [Г]. Буква Г.

3 неделя

14 - 18

2.22

Профессии. Почтальон.

3.22

Звук [Г']. Буква Г.

4 неделя

21 - 25

2.23

День защитника Отечества.

3.23

Дифференциация звуков [Г] – [К].

Дифференциация звуков [Г'] – [К'].

Март

1 неделя

01 - 04

2.24

Мамин праздник.

Профессии мам.

3.24

Звук [Б]. Буква Б.

2 неделя

07 - 11

2.25

Транспорт.

Профессии на транспорте.

3.25

Звук [Б']. Буква Б.

3 неделя

14 - 18

2.26

Цветущие комнатные растения.

3.26

Дифференциация звуков [П] – [Б].

Дифференциация звуков [П'] – [Б'].

4 неделя

21 – 25

2.27

Рыбки в аквариуме.

3.27

Звук [М]. Буква М.

5 неделя

28 - 01

2.28

Весна.

3.28

Звук [М']. Буква М.

Апрель

1 неделя

04 - 08

2.29

Первые весенние цветы.

3.29

Звук [Н]. Буква Н.

2 неделя

11 - 15

2.30

Птицы прилетели.

3.30

Звук [Н']. Буква Н.

3 неделя

18 - 22

2.31

Дикие животные весной.

3.31

Дифференциация звуков [М] – [Н]. Дифференциация звуков [М'] – [Н'].

4 неделя

25 - 29

2.32

Домашние животные весной.

3.32

Звук [Д]. Буква Д.

Май

1 неделя

03 - 06

2.33

День Победы.

3.33

Звук [Д']. Буква Д.

4 неделя

23 - 27

2.34

Насекомые.

Лето. Цветы на лугу.

3.34

Дифференциация звуков [Д] – [Т].

Дифференциация звуков [Д'] – [Т'].

Проведя обследование звукопроизношения, особую тревогу вызывает явное преобладание полиморфных форм нарушений над мономорфными, причем даже мономорфное нарушение в связи с тем, что у ребенка в структуре дефекта  моторная алалия; стертая форма дизартрии, устраняется с большим трудом.

При обследовании речевой моторики на первом месте выходят такие нарушения: переключаемость артикуляционной позы. Кроме многочисленных нарушений звукопроизношения ярко выделяется нарушенное фонематическое восприятие (не выделяли ударные гласные, не различали на слух и в произношении близкие по звучанию звуки, не придумывали слова с заданным звуком. У детей  нарушена слоговая структура слов (искажения, перестановки, опускания слогов, звуков, невозможность воспроизведения ряда слов, близкие по звучанию, звуковые и слоговые сочетания).

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния: предметов, прилагательных, глаголов, выражающих утонченность признаков, действий, антонимов, относительных и притяжательных прилагательных, синонимов.

В грамматическом строе речи распространены ошибки: в употреблении простых предлогов, согласовании различных частей речи, окончания слов.

           В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Для детей с ТНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: (нарушение внимание, памяти, мышления, нарушена пальцевая и артикуляционная моторика).

Результаты логопедического обследования детей в старшей  группе компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи №8 «Речецветик»

 в начале второго  года обучения

Логопедическое обследование  Н.В. Нищева 10  человек

Связная речь

Словарь

Грамматика

Фонематические процессы

Звукопроизношение

Уровень речевого развития

1

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Средний

Средний

2

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Средний

Низкий

3

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

4

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

5

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

6

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

7

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Средний

Средний

8

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Средний

Средний

9

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Средний

Средний

10

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Уровень речевого развития:

Высокий уровень – 0 ч. (0 %),

средний уровень –  4 ч. (40 %),

 низкий уровень –  6 ч. (60%).

           Занятия с детьми были организованны в индивидуально-подгрупповой форме, проводились индивидуальные занятия 3 раза в неделю. Так же проведено 68 фронтальных занятий из них 34 занятия по формированию навыков связной речи и лексико-грамматических категорий языка и 34 занятия  по звуковой  культуре  речи. Из них 4 занятия была проведена корректировка программы 2 занятия по формированию навыков связной речи и лексико-грамматических категорий языка: первое – занятие на  тему: «Одежда» с интегрировала с занятием по теме: «Обувь»; второе: «Комнатные растения» и 2 занятия  по звуковой  культуре  речи третье - на тему: «Звук [Ы]. Буква Ы.» с интегрировала с занятием по теме: «Дифференциация звуков [Ы]-[И]; четвертое: «Звук [К].Буква К». По данным темам запланированные задачи реализованы в разных режимных моментах, во взаимодействии с родителями воспитанников и воспитателями группы на занятиях в дидактических играх и упражнениях подготовленные специалистом. По причине карантин по заболеванию детей.

Коррекционная работа проводилась поэтапно.

Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация и дифференциация звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность. Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их педагогическим заключением. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов. Дети, которые посещали непрерывно логопедические занятия, показали неплохие результаты по словообразованию, лексико-грамматических категорий языка, по звуковой  культуре  речи.

Цель второго этапа – уточнение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование лексико-грамматических категорий языка.

           На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания).

           В результате проведенной работы,  дети показали следующие  результаты.

Результаты логопедического обследования детей в старшей группе компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи №8 «Речецветик»  в конце второго  года обучения  по методике  Нищевой Н.В.

Связная речь

Словарь

Грамматика

Фонематические процессы

Звукопроиз-ношение

Уровень речевого развития

1

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

2

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

3

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

4

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

5

Низкий

Средний

Средний

Средний

Низкий

Средний

6

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

7

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

8

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

9

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

10

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

Уровень речевого развития:

Высокий уровень – 0 ч. (0%),

средний уровень –  10 ч. (100 %),

низкий уровень –  0ч. (0%).

     Таким образом, у всех детей отмечается положительная динамика речевого развития  60 % (развития словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова и в развитии связной речи, перейдя с одного уровня развития на другой уровень.   Освоение программы: 100 % 

Реализация программы индивидуальных занятий в период с 01 сентября 2021

по 31  мая 2022 года.

Код ребенка

По плану

По факту

Реализация программы

1.

100

66

63 %

2.

106

89

83 %

3.

109

99

90 %

4.

113

82

73 %

5.

103

72

67 %

6.

107

83

76 %

7.

99

79

78%

8.

102

50

49 %

9.

101

96

 95 %

10.

96

89

93%

Общее количество индивидуальных занятий по плану 1036,  по факту 805 ,  реализация 78 % посещения детьми индивидуальных занятий.

Причины: по больничным детей, карантинные мероприятия, по посещению детей реабилитационного  центра «Солнышко» для детей и подростков с ограниченными возможностями.

           Проанализировав коррекционно-развивающую работу за 2021 - 2022 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что поставленные задачи, которые были  поставлены в начале учебного года,  решены.

Была проведена работа

Работа с педагогами:

             Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):

-  была подготовлена необходимая документация к заседанию ППК

- проводилось индивидуальное консультирование родителей и специалистов ДОО (по графику работы логопеда).

- При работе с педагогами  группы № 8 «Речецветик» проводились беседы, консультации. В течении года давала рекомендации  педагогам группы по работе в тетради взаимодействия. Консультировала о необходимости взаимодействия специалиста и воспитателей: по преодолению нарушений речи у детей.  

- ознакомление воспитателей с итогами диагностики детей группы;

          Работа с родителями: 

Цель – активизировать родителей, вовлечь их в коррекционно-образовательный процесс ДОУ.  Работа с родителями проводилась в соответствии с годовым планом. В работе с родителями использую различные способы и методы воздействия: уголок учителя-логопеда является одним из способов подачи информации, тетради для индивидуальных заданий, памятки, родительские собрания, открытые мероприятия, группы в мессенджерах.

- Были проведены индивидуальные консультации для родителей по их запросам. Были индивидуальные консультации с родителями и по приглашению учителя-логопеда.

- Выступила на родительском собрании с сообщением: «Знакомство с родителями. Наши достижения» были даны рекомендации:

  • о  необходимости ежедневных занятий с ребенком по заданиям и рекомендациям учителя-логопеда;
  • автоматизации поставленных звуков в домашних условиях;
  • проведения артикуляционной гимнастики»;
  • «Взаимосвязь учителя - логопеда и родителей (законных представителей) в группе компенсирующей направленности детей среднего дошкольного возраста»;

Проблема – не все родители заинтересованы в помощи логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия с участием родителей это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют в них одни и те же родители. Работу с родителями оцениваю как удовлетворительно; в дальнейшем планирую продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.

Перспективы работы:

Проанализировав работу за данный период март-май, определила следующие задачи на 2022 - 2023 учебный год:

1. Необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи.

2. Продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.

3. Повышение своего профессионального уровня, через вебинары, семинары, повышение квалификации, аттестация.

4.Внедрить в работу с детьми нейропсихологические игры и упражнения с детьми.

5. Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.

6. Оформление кабинета.