Самообразование по теме "Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет, посредством нейроигр и упражнений"

Бутенко Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Перспективный план работы по теме самообразования:

«Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет, посредством нейроигр и упражнений»

Учитель-логопед МАДОУ д/с «Алёнка»

Бутенко А.С.

г. Советский

Перспективный план работы по теме самообразования « Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет, посредством  нейроигр и упражнений»

Новая игра (упражнение) проводится 4 раза в месяц.

Если игра (упражнение) не усвоено ребёнком, то оно используется в последующие месяцы.        

Неделя

Тема

(название игры, упражнения и т.п.)

Задачи

Материал, оборудование, литература…

(в зависимости от темы)

 Сентябрь

1

Пальчиковая игра

«Черепаха» (с шариком)

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Мяч «Су-джок»

2

Артикуляционная гимнастика «Бегемотик»

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Затем подключаем кисть руки.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз.

Зеркало, картинка Бегемот, муляж языка

3

Развитие мелкой моторики «Соедини точки»

Цель: соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине(с начало правой рукой, затем левой)

Карандаш, лист с заданием.

4

Развитие фонематического слуха «Волшебная дорожка»

Цель: активизировать речь детей, развивать пространственную ориентацию.

Описание: Чтобы пройти по дорожке нужно внимательно смотреть, какие символы на ней изображены. Если символ звука [А], наступать нужно правой ногой, если символ звука [У] – левой ногой. 

Круги с изображением символов звуков [А]-[У]

Октябрь

1

Упражнение на развитие воздушной струи

«Сдуй листочек»

Цель:  выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка.

Описание:  Кладём листочек на правую ладошку, глубокий вдох носом и плавный выдох ртом, затем поменять руку и выполнить глубокий вдох носом и сильный короткий выдох ртом.

Листочек с дерева.

2

Развитие мелкой моторики «Падающий листочек с дерева»

Цель: соединить точки по пунктирным линиям сверху вниз (с начало правой рукой, затем левой)

фломастер, карточка с заданием

3

Артикуляционная гимнастика «Лягушка»

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Лягушка»

4

Развитие фонематического слуха «Разложи шарики»

Цель: активизировать речь детей, развивать пространственную ориентацию.

Описание: Если в названии картинки есть звук [О], нужно положить синий шарик в правую корзинку. Если звук [И] – зелёный шарик в левую корзинку. 

Картинки с заданным звуком, шарики, щипцы.

Ноябрь

1

Пальчиковая игра

«Ёжик» (с шариком)

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.        

Мяч «Су-джок»

2

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

Цель: выработать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз.

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Заборчик»

3

Развитие мелкой моторики «Веселый лабиринт»

(квадраты)

Цель: стимулировать работу обоих полушарий головного мозга, развивать  синхронизацию работы глаз и рук, а также развивать концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Описание: Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно.

Межполушарные доски с зеркально отображенными лабиринтами

4

Развитие фонематического слуха «Весёлые ритмы»

Цель: Развитие чувства ритма у детей, а также фонематический слух.

Логопед предлагает «нажимать» пальцем сначала правой рукой, затем левой рукой на черные клавиши и произносить слог, например, «Ла» или другой слог, соблюдая паузы там, где черные клавиши далеко друг от друга.

Карточки с заданным задание

Декабрь

1

Пальчиковая игра

«Мальчик-пальчик».

(с массажными кольцами)

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.        

Мяч Су-джок и пружинки для массажа

2

Артикуляционная гимнастика

«Чашечка»

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Заборчик»

3

Упражнение на развитие воздушной струи

«Сдуй снежинку с варежки»

Цель: выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка.

Описание:  Кладём снежинку на правую ладошку, глубокий вдох носом и плавный выдох ртом, затем поменять руку и выполнить глубокий вдох носом и плавный выдох ртом.

Варежка, снежинка

4

Развитие фонематического слуха «Проиграй мелодию»

Цель: Развитие чувства ритма у детей, а также фонематический слух.

Описание: ребёнку предлагается «нажимать» пальцем сначала правой рукой, затем левой рукой на черные клавиши и произносить слог, например, «Ла» или другой слог, соблюдая паузы там, где черные клавиши далеко друг от друга.

Карточки с заданным задание

Январь

1

Пальчиковая игра

«Я мячом круги катаю»

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.        

Мяч Су-джок и пружинки для массажа

2

Артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»

Цель: выработать умение удерживать язык вне рта широким и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Лопаточчка»

муляж языка

3

Развитие мелкой моторики «Веселый лабиринт»

(зигзаги)

Цель: стимулировать работу обоих полушарий головного мозга, развивать  синхронизацию работы глаз и рук, а также развивать концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Описание: Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно.

Межполушарные доски с зеркально отображенными лабиринтами

4

Развитие фонематического слуха «Проиграй мелодию»

Цель: Развитие чувства ритма у детей, а также фонематический слух.

Описание: Логопед предлагает «нажимать» пальцем сначала правой рукой, затем левой рукой на черные клавиши и произносить слог, например, «Ла» или другой слог, соблюдая паузы там, где черные клавиши далеко друг от друга.

Карточки с заданным задание

Февраль

1

Пальчиковая игра

«Я мячом круги катаю»

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Мяч Су-джок и пружинки для массажа

2

Артикуляционная гимнастика

«Трубочка»

Цель: учить вытягивать губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении несколько секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Трубочка»

3

Развитие мелкой моторики «Веселые круги»

(круги)

Цель: стимулировать работу обоих полушарий головного мозга, развивать  синхронизацию работы глаз и рук, а также развивать концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Описание: Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно.

Межполушарные доски с зеркально отображенными лабиринтами

4

Развитие фонематического слуха «Скажи и покажи нужной рукой» 

Цель: активизировать речь детей, развивать пространственную ориентацию, дифференцировать оппозиционных звуков.

Описание: Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (пример: если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой).

Картинки (игрушки) с

заданными звуками.

Март

1

Пальчиковая игра

«Массаж пальцев эластичным кольцом»

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.(правая рука, левая рука)

Мяч Су-джок и пружинки для массажа

2

Артикуляционная гимнастика

«Парус»

Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до

Описание движений киста и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Парус»

3

Развитие мелкой моторики «Нарисуй крылья бабочке»

Цель: стимулировать работу обоих полушарий головного мозга, развивать  синхронизацию работы глаз и рук, а также развивать концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Описание: Каждая рука рисует свою половинку рисунка, все движения выполняются двумя руками одновременно и симметрично

карточка с зеркально отображенным рисунком бабочки, маркеры

4

Развитие фонематического слуха «Хлопни, топни» 

Цель: активизировать речь детей, развивать пространственную ориентацию, дифференцировать оппозиционных звуков.

Описание: Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание)

Карточки символы.

Апрель

1

Пальчиковая игра

«Зайки на лужайке»

(с шариком)

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.(правая рука, левая рука)

Мяч Су-джок и пружинки для массажа

2

Артикуляционная гимнастика

«Иголочка»

Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот, вытянуть вперед ) губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Иголочка»

3

Развитие мелкой моторики «Нарисуй облачко»

Цель: стимулировать работу обоих полушарий головного мозга, развивать синхронизацию работы глаз и рук, а также развивать концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Описание: Каждая рука рисует свою половинку рисунка, все движения выполняются двумя руками одновременно и симметрично

карточка с зеркально отображенным рисунком облачко, маркеры

4

Развитие фонематического

слуха «Фонарики» 

Описание: надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку, если слышите звук [У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).

Браслеты с символами

Май

1

Пальчиковая игра

«Колючий ежик» (с шариком)

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.(правая рука, левая рука)

Мяч Су-джок и пружинки для массажа

2

Артикуляционная гимнастика

чередование

«Бегемотик» - «Заборчик»

Цель: укрепление мышц губ и тренировка их подвижности путём переключения позиций губ.

Описание артикуляционного упражнения.

«Бегемотик»Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно  за зубами.      

«Заборчик» Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Затем подключаем кисти рук.

Зеркало, игрушки «Бегемотик»-«Заборчик»

3

Развитие мелкой моторики «Нарисуй дом»

Цель: стимулировать работу обоих полушарий головного мозга, развивать  синхронизацию работы глаз и рук, а также развивать концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Описание: Каждая рука рисует свою половинку рисунка, все движения выполняются двумя руками одновременно и симметрично

карточка с зеркально отображенным рисунком дом, маркеры

4

Развитие фонематического слуха «Волшебная песочница» 

Описание: Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.

Стол с кинетическим песком



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Перспективный план работы по теме самообразования:

«Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет, посредством нейроигр и упражнений»

Учитель-логопед МАДОУ д/с «Алёнка»

Бутенко А.С.

г. Советский

Перспективный план работы по теме самообразования « Коррекция речевых нарушений у детей 6-7 лет, через нейроигры и упражнения»

Новая игра (упражнение) проводится 2 раза в месяц.

Если игра (упражнение) не усвоено ребёнком, то оно используется в последующие месяцы.

Неделя

Тема

(название игры, упражнения и т.п.)

Задачи

Материал, оборудование, литература…

(в зависимости от темы)

 Сентябрь

1

Пальчиковая игра

«Черепаха» (с шариком)

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Мяч «Су-джок»

2

Артикуляционная гимнастика «Бегемотик»

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.  На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Затем подключаем кисть руки.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз.

Зеркало, картинка Бегемот, муляж языка

3

Развитие мелкой моторики «Соедини точки»

Цель: соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине (двумя руками вместе)

Карандаш, лист с заданием.

4

Развитие фонематического слуха «Волшебная дорожка»

Цель: активизировать речь детей, развивать пространственную ориентацию.

Описание:Чтобы пройти по дорожке нужно внимательно смотреть, какие символы на ней изображены. Если символ звука [А], наступать нужно правой ногой, если символ звука [У] – левой ногой. 

Круги с изображением символов звуков [А]-[У]

Октябрь

1

Упражнение на развитие воздушной струи

«Сдуй листочки с дерева»

Цель:выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка.

Описание: Кладёмлисточек на правую ладошку, глубокий вдох носом и плавный выдох ртом, затем поменять руку и выполнить глубокий вдох носом и сильный короткий выдох ртом.

Листочки  на дерева.

2

Развитие мелкой моторики «Падающий листочек с дерева»

Цель: соединить точки по пунктирным линиям сверху вниз (двумя руками вместе)

фломастер, карточка с заданием

3

Артикуляционная гимнастика «Лягушка»

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.  На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Лягушка»

4

Развитие фонематического слуха «Разложи шарики»

Цель: активизировать речь детей, развивать пространственную ориентацию.

Описание: Если в названии картинки есть звук [О], нужно положить синий шарик в правую корзинку. Если звук [И] – зелёный шарик в левую корзинку. 

Картинки с заданным звуком, шарики, щипцы, 2  корзинки

Ноябрь

1

Пальчиковая игра

«Ёжик» (с шариком)

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.        

Мяч «Су-джок»

2

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

Цель: выработать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз.

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Заборчик»

3

Развитие мелкой моторики «Веселый лабиринт»

(квадраты)

Цель: стимулировать работу обоих полушарий головного мозга, развивать  синхронизацию работы глаз и рук, а также развивать концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Описание: Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно.

Межполушарные доски с зеркально отображенными лабиринтами

4

Развитие фонематического слуха «Весёлые ритмы»

(дифференциация звуков)

Цель: Развитие чувства ритма у детей, а также фонематический слух.

Логопед предлагает «выложить ритмический ряд на парковке» 2-1; 3-2; 3-1.Стучим по столу пальцем сначала правой рукой, затем левой рукой и произносить слог, например, «Ла-ла-ля; ра-ла-ла» (можно прохлопать, протопать и т.д)усложняем задание, добавляем карточки позы пальцев рук, через хлопок.

Карточки с заданным задание, камушки, карточки с позами пальцев рук

Декабрь

1

Пальчиковая игра

«Мальчик-пальчик».

(с массажными кольцами)

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.        

Мяч Су-джок и пружинки для массажа

2

Артикуляционная гимнастика

«Чашечка»

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Заборчик»

3

Упражнение на развитие воздушной струи

«Раздуй сугроб»

Цель:выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка.

Описание: Кладёмнесколькоснежинок  на правую ладошку, глубокий вдох носом и плавный выдох ртом, затем поменять руку и выполнить глубокий вдох носом и плавный выдох ртом.

Варежка, снежинки

4

Развитие фонематического слуха «Проиграй мелодию»

Цель: Развитие чувства ритма у детей, а также фонематический слух.

Описание: ребёнку предлагается «нажимать» пальцем сначала правой рукой, затем левой рукой на черные клавиши и произносить слог, например, «Ла» или другой слог, соблюдая паузы там, где черные клавиши далеко друг от друга.

Карточки с заданным задание

Январь

1

Пальчиковая игра

«Я мячом круги катаю»

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.        

Мяч Су-джок и пружинки для массажа

2

Артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»

Цель: выработать умение удерживать язык вне рта широким и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Лопаточка»

муляж языка

3

Развитие мелкой моторики «Веселый лабиринт»

(зигзаги)

(автоматизация изолированного звука, слога)

Цель: стимулировать работу обоих полушарий головного мозга, развивать  синхронизацию работы глаз и рук, а также развивать концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Описание: Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно и произносим на одном выдохе звук, слог.

Межполушарные доски с зеркально отображенными лабиринтами

Символ звука, слога

4

Развитие фонематического слуха «Проиграй мелодию»

Цель: Развитие чувства ритма у детей, а также фонематический слух.

Описание: Логопед предлагает «нажимать» пальцем сначала правой рукой, затем левой рукой на черные клавиши и произносить слог, например, «Ла» или другой слог, соблюдая паузы там, где черные клавиши далеко друг от друга.

Карточки с заданным задание

Февраль

1

Пальчиковая игра

«Я мячом круги катаю»

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Мяч Су-джок и пружинки для массажа

2

Артикуляционная гимнастика

«Трубочка»

Цель: учить вытягивать губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении несколько секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Трубочка»

3

Развитие мелкой моторики «Веселые круги»

(круги)

Цель: стимулировать работу обоих полушарий головного мозга, развивать  синхронизацию работы глаз и рук, а также развивать концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Описание: Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно с отработкой заданного звука, слога

Межполушарные доски с зеркально отображенными лабиринтами

Символ звука, слога

4

Развитие фонематического слуха «Скажи и покажи нужной рукой» 

Цель: активизировать речь детей, развивать пространственную ориентацию, дифференцировать оппозиционных звуков.

Описание: Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (пример: если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой).

Картинки (игрушки) с

заданными звуками.

Март

1

Пальчиковая игра

«Массаж пальцев эластичным кольцом»

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание:Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.(правая рука, левая рука)

Мяч Су-джок и пружинки для массажа

2

Артикуляционная гимнастика

«Парус»

Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до

Описание движений киста и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз .

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Парус»

3

Развитие мелкой моторики «Нарисуй крылья бабочке»

Цель: стимулировать работу обоих полушарий головного мозга, развивать  синхронизацию работы глаз и рук, а также развивать концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Описание: Каждая рука рисует свою половинку рисунка, все движения выполняются двумя руками одновременно и симметрично

карточка с зеркально отображенным рисунком бабочки, маркеры

4

Развитие фонематического слуха «Левая нога - правая нога» 

Цель: активизировать речь детей, развивать пространственную ориентацию, дифференцировать оппозиционных звуков.

Описание: Нужно ребёнку прыгнуть столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – правая нога, на звук [У] – левая нога. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание)

Карточки символы.

Апрель

1

Пальчиковая игра

«Зайки на лужайке»

(с шариком)

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание:Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.(правая рука, левая рука)

Мяч Су-джок и пружинки для массажа

2

Артикуляционная гимнастика

«Иголочка»

Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот, вытянуть вперед ) губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз

Зеркало, картинка с артикуляционным упражнением «Иголоча»

3

Развитие мелкой моторики «Нарисуй облачко»

Цель: стимулировать работу обоих полушарий головного мозга, развивать  синхронизацию работы глаз и рук, а также развивать концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Описание: Каждая рука рисует свою половинку рисунка, все движения выполняются двумя руками одновременно и симметрично(можно подключить автоматизацию заданного звука)

карточка с зеркально отображенным рисунком облачко, маркеры

4

Развитие фонематического

слуха «Фонарики» 

Описание: надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку, если слышите звук [У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).

Браслеты с символами

Май

1

Пальчиковая игра

«Колючий ежик» (с шариком)

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.

Описание:Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.(правая рука, левая рука)

Мяч Су-джок и пружинки для массажа

2

Артикуляционная гимнастика

чередование

«Бегемотик» - «Заборчик»

Цель: укрепление мышц губ и тренировка их подвижности путём переключения позиций губ.

Описание артикуляционного упражнения.

«Бегемотик»Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно  за зубами.      

«Заборчик» Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Затем подключаем кисти рук.

Зеркало, игрушки «Бегемотик»-«Заборчик»

3

Развитие мелкой моторики «Нарисуй дом»

Цель: стимулировать работу обоих полушарий головного мозга, развивать  синхронизацию работы глаз и рук, а также развивать концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Описание: Каждая рука рисует свою половинку рисунка, все движения выполняются двумя руками одновременно и симметрично

карточка с зеркально отображенным рисунком дом, маркеры

4

Развитие фонематического слуха «Волшебная песочница» 

Описание: Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.

Стол с кинетическим песком



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   

«Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет, посредством нейроигр и упражнений»

Дошкольный  возраст – это  период,  когда  происходит  общее  развитие  ребёнка  и  закладывается  фундамент  этого  развития.  Определённое  направление  развития  получают  все  стороны  психики  ребёнка,  но  более  интенсивно  идёт  развитие речи. Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи детей.

      У  детей с речевыми нарушениями  нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь, слабое  быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность, что  затрудняет  процесс  развития  в  дошкольном  возрасте,  а  затем  школьного  обучения  детей. Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс.

Для решения этой проблемы в  коррекционной работе  учителя-логопеда внедрение  нейропсихологических  приемов становится актуальным. Коррекционная работа должна быть эффективной и динамичной. С этой целью чтобы разнообразить работу с детьми дошкольного возраста 5-7 лет, и повысить результативность логопедических занятий, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий, с применением нейроигр и упражнений.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через  тело воздействовать на мозговые структуры.

У детей с  речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, памятью, наблюдается моторная неловкость. Поэтому целесообразно включать в логопедическую работу игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание.

Для успешности, эффективности  работы  над речью это  определило тему моей углубленной работы  «Коррекция нарушения речи детей 5-7 лет, посредством  нейроигр и упражнений».

Цель: активизировать развитие речи у дошкольников 5-7 лет, посредством  нейроигр и упражнений   

Для достижения этой цели поставлены следующие

 Задачи:

- стимулировать речевую активность детей;

- развивать речеслуховое внимание детей;

- развивать нейродинамический процесс головного мозга, отвечающий за речь ребёнка;

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)

В методическую разработку по теме: «Коррекция нарушения речи детей 5-7 лет, посредством  нейроигр и упражнений», которое включает в себя диагностику речевых нарушений по

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие общей моторики;



Предварительный просмотр:

Диагностика общей, мелкой и артикуляционной моторики детей с тяжелыми нарушениями речи (по Н. В. Нищевой) для детей  5 – 6 лет

Содержание диагностики

Критерии оценки

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

Состояние общей моторики:

Выполняемые упражнения:

  1. попрыгать на двух ногах;
  2. попрыгать на левой ноге;
  3. попрыгать на правой ноге;
  4. прыгнуть в длину с места;
  5. потопать ногами и похлопать руками одновременно.

Оценивается: объем выполнения движений, темп, активность, координация движений.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Состояние ручной моторики:

Кинестетическая основа движений:

  1. одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки;
  2. одновременно вытянуть указательный и средний пальцы левой руки;
  3. одновременно вытянуть указательный и средний пальцы обеих рук.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Кинетическая основа движений:

  1. упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой;
  2. проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Навыки работы с карандашом:

  1. умение рисовать прямые;
  2. умение рисовать ломаные;
  3. умение рисовать замкнутые линии;
  4. умение рисовать человека.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Оценивается: объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости.

Манипуляции с предметами:

  1. умение застегивать и расстегивать пуговицы;
  2. умение завязывать и развязывать шнурки.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Выполнить  упражнения:

  1. поднять брови;
  2. нахмурить брови;
  3. надуть щеки;
  4. втянуть щеки;
  5. наморщить нос.

Оценивается: наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Движения нижней челюсти:

  1. Открыть и закрыть рот;
  2. подвигать нижней челюстью вправо-влево.

Движения губ:

Выполнить вместе с логопедом:

«улыбка», «трубочка», «улыбка — трубочка».

Движения языка:

Выполнить вместе с логопедом:

«лопата», «жало», «лопата — жало», «качели», «маятник».

Движения мягкого неба:

Широко открыть рот и зевнуть.

Оцениваются: наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Диагностика общей, мелкой и артикуляционной моторики детей с тяжелыми нарушениями речи (по Н. В. Нищевой)  для детей  6-7  лет  

Содержание диагностики

Критерии оценки

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

Состояние общей моторики:

Выполняемые упражнения:

  1. попрыгать на двух ногах;
  2. попрыгать на левой ноге;
  3. попрыгать на правой ноге;
  4. прыгнуть в длину с места;
  5. потопать ногами и похлопать руками одновременно;
  6. забросить мяч от груди;
  7. забросить мяч из-за головы;
  8. подбросить и поймать мяч.

Оценивается: объем выполнения движений, темп, активность, координация движений.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Состояние ручной моторики:

Кинестетическая основа движений:

  1. одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
  2. одновременно вытянуть указательный палец и мизинец левой руки;
  3. одновременно вытянуть указательный палец и мизинец обеих рук;
  4. поместить указательный палец на средний и наоборот на правой руке;
  5. поместить указательный палец на средний и наоборот на левой руке.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Кинетическая основа движений:

  1. упражнение «Игра на рояле»;
  2. проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой;
  3. проба «кулак-ребро-ладонь» левой рукой;

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Навыки работы с карандашом:

  1. умение рисовать прямые линии;
  2. умение рисовать ломаные линии;
  3. умение рисовать замкнутые линии умение рисовать волнистые линии;
  4. умение рисовать человека.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Оценивается: объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости.

Манипуляции с предметами:

  1. умение застегивать и расстегивать пуговицы;
  2. умение завязывать и развязывать шнурки.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Оценивается: объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Выполнить  упражнения:

  1. закрыть правый глаз;
  2. закрыть левый глаз;
  3. прищурить глаза;
  4. нахмурить брови;
  5. поднять брови;
  6. надуть правую щеку;
  7. надуть левую щеку;
  8. втянуть правую щеку;
  9. втянуть левую щеку;

Оценивается: наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Движения нижней челюсти:

  1. Открыть и закрыть рот;
  2. подвигать нижней челюстью вправо-влево.

Движения губ:

Выполнить вместе с логопедом:

«улыбка», «трубочка», «улыбка — трубочка».

Движения языка:

Выполнить вместе с логопедом:

«лопата», «жало», «лопата — жало», «качели», «маятник», «чашечка», «вкусное варенье».

Движения мягкого неба:

Широко открыть рот и зевнуть.

Оцениваются: наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

         По результатам диагностики при использовании нейроигр и упражнений, показало положительную динамику в речевом развитии.

          В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия. В своей работе я использую нейроигры и упражнения на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука.

          Таким образом, Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей. Нейроигры и упражнения применяются с целью автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем и подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.



Предварительный просмотр:

Консультации:

  • «Советы логопеда»
  • «Почему ребенок плохо говорит»
  • «Скоро в школу»
  • «Уроки фонетики для взрослых»
  • «Графический диктант – подготовка руки к письму»
  • «Как  учить с детьми стихи»
  • «Развиваем речь дома»
  • «Развития дыхания и силы голоса»
  • «Уроки фонетики  для взрослых»
  • «Речевой и неречевой (фонематический) слух»
  • «Логопед – дома! Логопедические игры»
  • «Дидактические игры посредством интернет технологий»
  • «Развиваем речь детей, посредством нейроигр и упражнений»
  • «Нейроигры и упражнения для детей с проблемами речевого развития»

Семинары-практикумы:

  •  «Шпаргалка для родителей»
  •  «Артикуляционная гимнастика играет важную роль в речи ребёнка»
  •  «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»
  •  «С пальчиками играем- речь развиваем»

 Мастер-класс для родителей:

«Нейрогимнастика для дошколят»



Предварительный просмотр:

           Внедрение нейроигр и упражнения в систему коррекционной работы

по развитию речи у детей с ТНР.

          У детей с ТНР, как правило, наблюдаются нарушения высших функций, эмоционально психически - волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия.

           Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.  

           Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

             В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений. Данные игры на координацию речи с движением, позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения, ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания. Данные игры я применяю на логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до их автоматизации в речи.

Я хочу показать Вам несколько нейроигр.

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Её цель – способствование формированию артикуляционного уклада для нормативного произношения звуков речи, закрепление яркого, акустико-артикуляционного образа корригируемого звука.

 Условия для проведения нейроартикуляционной гимнастики.

  • Гимнастика проводится с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. для выполнения произвольных движений необходим определённый уровень развития самоконтроля.
  • Артикуляционные упражнения, включённые в специальную гимнастику, должны быть знакомы и доступны ребёнку.
  • Сначала упражнение проводится только с использованием ведущей руки, затем второй и только потом,- двумя руками вместе.
  • Все движения должны быть осознанными, чёткими и последовательными.
  • Необходимо добиваться того, чтобы движения руки и языка не «отставали» друг от друга и были скоординированными.
  • Для занятий используются мячи диаметром 5-6 сантиметров. Ребёнку должно быть удобно сделать захват, но не смыкать полностью пальцы.

Мячи могут быть:

рельефными, (с «колючками», «вмятинами», шероховатыми) способствующие дополнительной проработки биологически активных точек кистей рук;

гладкими, обладающими «пружинящими» свойствами для использования в упражнениях, требующих контроля мышечного тонуса.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/11/15/s_63736ddc14114/phpeeyj7X_dlya-sajta_html_b2f5976adbd26542.gif https://fsd.multiurok.ru/html/2022/11/15/s_63736ddc14114/phpeeyj7X_dlya-sajta_html_b2f5976adbd26542.gif https://fsd.multiurok.ru/html/2022/11/15/s_63736ddc14114/phpeeyj7X_dlya-sajta_html_668bd4deb5fbe260.gif

Нейроартикуляционная гимнастика с мячом может быть использована как отдельное занятие, так и её элементы могут быть включены в любое психолого-педагогическое занятие. Реализация возможна индивидуально, в паре, в группе.

Развитие артикуляционной моторики всегда нужно начинать с укрепления мышц артикуляционного аппарата (губы, язык). Упражнения делятся на статические и динамические.

- Статические направленны на удержание в одной позе артикуляцию (например, вытянутые губы). Важно именно удержание позы, а не ее повторение. Статические упражнения помогают нам укрепить мышцы губ, щек и языка.

- Динамические – направленны на переключение движений. Так же, в развитии артикуляционной моторики важны упражнения на речевой выдох, именно благодаря ему происходит голосообразование.

Для проведения упражнений использовалась логопедическая кукла. Мы предлагали детям сыграть в театр, где режиссером будет наша кукла. Актеры внимательно смотрели и повторяли движения за куклой. Благодаря использованию логопедической куклы, дети внимательно следили за правильностью выполнения заданий, а так же не отвлекались на посторонние вещи, были полностью поглощены процессом. После упражнений дети самостоятельно показывали место положения языка на кукле.

1. Упражнение «Смайлик».

Цель: укрепить мышцы губ. Губы вытягиваем вперед, как будто хотим поцеловать маму. Затем растягиваем в улыбке, не показывая зубы. Повторяем упражнение 5–6 раз.

2. Упражнение «Поцелуйчики». Исходное положение губы вытянуты вперед (поцелуй), затем на «раз» двигаем поцелуй вправо на «два» влево. Повторяем 5–6 раз.

3. Упражнение «Вибрация». Цель: укрепить язык. Губы слегка приоткрыты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставляем губы вибрировать. Повторяем 3 раза.

4. Упражнение «Жало». Слегка улыбнулись, высунули язычок вперед, напрягли его и сделали острым как жало. Держим 5 секунд, затем расслабляем. Повторяем 3–4 раза.

5. Упражнение «Чистый дом». Исходное положение в улыбке, рот приоткрыт. Кончиком языка водим по зубам снаружи, затем с внутренней стороны.

6. Упражнение «Блендер». Цель: научить речевому выдоху. Рот приоткрыт и растянут в улыбке. По команде «включаю» язык начинает хаотично двигаться во рту, по команде «выключаю» язык спокойно лежит во рту.

7. Упражнение «Буря морей». Вдыхаем носом, а выдыхаем в трубочку, которая опущена в стакан с водой, но так, чтобы ничего не пролилось.

 8. Упражнение «Назови больше». Перед ребенком лежат предварительно изученные картинки. Вдыхаем носом и на выдохе начинаем перечислять как можно больше картинок. С каждым разом пытаемся увеличить количество названных предметов.

9. Упражнение «Дегустатор». Просим ребенка закрыть глаза. Подносим к носу фрукты и спрашиваем что это, дети должны вдохнуть носом и на выдохе назвать фрукт.

Развитие мелкой моторики.

 Развитие мелкой моторики у детей с дизартрией, в первую очередь, должно быть направленно на переключаемость, на нормализации мышц кистей рук. Переключаемость движений является одним из самых важных факторов дальнейшего развития ребенка. Умение расслаблять и напрягать кисти рук способствует снижению тонуса в мышцах при письме. Цель: научить ребенка переключаться с одного движения на другое.

1. Упражнение «Светофор». Цель: подготовка к письму.

 Исходное положение рука согнута в локте и поднята на уровне головы. Кисть сжата в кулак и смотрит вперед. Когда мы говорим «загорается зеленый», кисть открывается, далее зелёный начинает «моргать» (сжимаем и разжимаем кисть несколько раз), загорается желтый, и красный. Так повторить игры несколько раз.

2. Упражнение «Эстафета». Руки лежат на столе ладонями вниз. Начиная с правой руки, мизинец поднимается и ложится обратно, передавая движение безымянному пальцу, он среднему и так далее до мизинца левой руки. Затем эстафета передается в другую сторону.

 3. Упражнение «Кран». Рука согнута в локте и твердо стоит на столе. Кисть параллельна столу. Задача ребенка, не отрывая локоть от стола, взять предмет (ластик, бумажка, ручка и так далее) с левой стороны и положить в корзинку, которая стоит с право.

4. Упражнение «Винтики». Используется массажер су-джок. Просим ребенка представить, что наша ладошка это стена, в которую нужно завинтить 6 винтиков. Кладем кисть на стол ладонью вверх, берем массажер и начинает потихоньку крутить на большом пальце, указательном, среднем и так далее. В конце «завинчиваем» в серединке ладони. Тоже самое выполняем на второй ладошке. Цель: расслабление мышц кисти. Используется массажер су-джок.

5. Упражнение «Мяч». Просим ребенка повторять слова и движения в соответствии с текстом. Я мячом круги катаю Назад вперед его гоняю. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

6. Упражнение «Пальчики». Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети повторяют слова и поочередно надевают массажные кольца на каждый палец. Раз – два – три – четыре – пять, (разгибаем пальчики по очереди) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. (Надеваем на большой палец эластичное кольцо) Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Развитие общей моторики

Развитие общей моторики сильно влияет на жизнь. Важно, что бы ребенок мог контролировать и планировать свои движения в пространстве. Умение ориентироваться является одним из главных показателей для жизни ребенка. Все упражнения выполняются при помощи такого современного подхода, как фитбол-гимнастика.

Цель: научить сохранять правильную осанку.

1. Упражнение «Ходьба сидя». Цель: формирование контроля и планирования движений. Сидя на фитболе, выполнять ходьбу на месте, высоко поднимая колени. Следить за равновесием.

2. Упражнение «Скалолаз». Ребенок стоя спиной к стене, держит в руках фитбол. Чтобы не сорваться с отвесной скалы, роль которой выполняет стена, ребенок должен шагать, перемещаясь вдоль стены и последовательно переставляя ноги, при этом не уронить мяч.

3. Упражнение «Иноходец». Цель: развитие пространственных представлений и координации движений.Исходное положение: ноги находятся на фитболе, а руки на полу. Ребенок должен по сигналу пройти вперед, на сколько, это возможно, не касаясь ногами пол. И по второму сигналу вернуться в исходное положение. Это упражнение можно разнообразить дополнительными деталями, например, дать задание дотронуться до предмета, при этом разрешается ставить его не только перед мячом.

4. Упражнение «Бревнышко». Ребенок ложится на ковре поперек комнаты, держа фитбол параллельно полу и перекатываясь в другой конец комнаты, учитывая ориентиры в виде поставленных с двух сторон игрушек так, чтобы игрушка все время находилась на уровне пояса.

5. Упражнение «Цирк». Цель: на расслабление мышц туловища.  Перед ребенком лежит канат, нужно пройти по нему держа в руках мяч.

6. Упражнение «Мостик». Исходное положение: сидя на полу с согнутыми ногами. Перед ребенком лежит мяч, на который он постепенно начинает облокачиваться, расслабляя мышцы спины, шеи.