Работа с родителями (семинары-практикумы)

Бутенко Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский

Семинар – практикум для родителей

«Логопедический массаж в домашних  условиях»

                                                                Подготовила учитель-логопед:

                                                   Бутенко А.С

г. Советский 2021 г

Роль логопедического массажа

Логопедический массаж ~ активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи .

Положение тела при логопедическом массаже

При массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным. При массаже языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидящего ребенка.

- Зубная щетка и напальчники для массажа должны быть индивидуальными для  каждого ребенка. Щетку и напальчники необходимо промывать горячей водой с мылом после каждого применения. Надетые на пальцы напальчники нужно протереть медицинским спиртом перед применением.

Марлевые салфетки предназначены для одноразового использования.         

- Массаж выполняют большим и указательным пальцами правой руки, одетыми в напальчники, или зубной щеткой. Большим и указательным пальцами левой руки аккуратно придерживают язык. Пальцы необходимо обернуть стерильной марлевой салфеткой.        

- Каждое движение повторяют 4—6 раз.         

- Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастиками. Комплексы составляются индивидуально¬ для каждого ребенка с учетом характера нарушений произношения.

Приёмы массажа

1.Массируются продольные мышцы направления движения от  корня или средней части  к кончику поглаживающими движениями.  

Описание: http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/144/143109/143109_html_m2383fb3e.png

2.Выполнять поглаживающие движения щеткой языка в различных направлениях от центра.

3.Выполнять поглаживающие движения щёткой с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно.


4.Производить поглаживающие движения щёткой из стороны в сторону, постепенно продвигаясь от кончика к корню.

5.Производить поглаживания щёткой боковых поверхностей языка от кончика к корню.

6.Выполнять круговые растирающие движения щёткой

7.упр. «Дождик» Выполнять легкое похлопывание языка щёткой.


8.Выполнять легкие ритмичные надавливания щеткой на язык.


9.Производить вибрацию языка с помощью щётки, которая накладывается на кончик языка в течение 10-15 с.


10.Производить поглаживающие движения щеткой от подъязычной уздечки к кончику языка.


Желаю успеха!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Мастер-класс для родителей

«Звуковой анализ слова. Работа со схемой предложения »

Подготовила учитель –логопед: Бутенко А.С..

г. Советский,  2020 г.

В-воспитатель(логопед)  Р-ребенок( в роли ребёнка, родитель)

В:(аудитории): Перед звуковым анализом  вспоминаем, какие звуки бывают.

Р: гласные и согласные.

В: чем они отличаются друг от друга?

Р: при произношении  гласных звуках воздушная струя не встречает преграды, при произношении согласных звуков есть преграда-зубы, язык, губы.

В: какие бывают согласные звуки?( твердые и мягкие.)

Звуковой анализ слова ЛИСА

В: посмотри на картинку. Кто это?

Р: Это лиса.

В: правильно, это лиса. Произнеси слово ЛИСА медленно, выделяя голосом каждый звук.

Ребёнок произносит.

В:Сколько звуков в слове Лиса? ( Можно считает звуки, загибая пальцы, по количеству звуков в схеме).

Р : В слове Лиса 4 звука.

В: какой первый звук в слове лиса?

Р: Первый звук [ль].

В: Скажи, какой это звук? (характеристика звука).

Р: согласный, мягкий. Обозначается зеленой фишкой.

В: какой второй звук в слове лиса?

Р: Второй звук [и]

В: Расскажи какой это звук?

Р: гласный, обозначается красной фишкой.

В: третий звук какой?

Р: [с]. Он согласный, твердый. Обозначается синей фишкой.

В: Назови четвёртый звук в слове лиса ?

Р: Четвёртый звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

В: сколько всего звуков в слове?

Р: В слове лиса 4 звука.

В: Назови гласные звуки в слове Лиса? (покажи их место).

Р: И,А

В:Сколько гласных звуков в слове?

Р: 2 гласных звука.

В: Назови согласные звуки?

Р: Ль, С.

В: Назови согласный твёрдый звук?

Р: С

В: Назови согласный мягкий звук?

Р: Ль.

В: Раздели слово Лиса на слоги.

Р: ЛИ – СА.

В: Сколько слогов в слове лиса?

Р: В слове лиса 2 слога.

В: (На слоги можно делить хлопками, по количеству красных фишек, голосом).

Важно:

  • К концу обучения дети должны овладеть чётким навыком звукового анализа, и выполнять его  самостоятельно).
  • На разбор не брать слова с йотированными гласными( Яблоко, Ёлка), с мягким знаком (елЬ), !!!Гласный звук в словах должен быть в сильной позиции, звучать четко. НЕ БРАТЬ слова: Осёл, Оса и т.д.– слабая позиция звука О.
  • Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
  • Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Работа со схемой предложения.На этом этапе работы дети знают, что такое предложение. Умеют выкладывать схему предложения. Знают, что первые слова пишутся с большой буквы, и в конце предложения ставится точка.

В: посмотри на картинку и составь предложение.

Р: Мальчики играют в мяч.

В: выложи схему этого предложения.

Р: (выкладывает схему предложения).

В: Сколько слов в этом предложении?

Р: в этом предложении 4 слова.

В: назови первое слово в твоем предложении?

Р: первое слово: мальчики

В: назови второе слово?

Р: второе слово: играют

В: назови третье слово?

Р: третье слово: в

В: назови четвертое слово?

Р: последнее слово: мяч

В: назови короткое (маленькое, предлог) слово в предложении? Поясняем, что в разной методической литературе предлог обозначается по-разному :треугольник, круг, квадрат, короткая черта.

Р: короткое слово в предложении: в.

В: еще раз прочитай свое предложение.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга

"Скоро в школу мы пойдем"

                                                                                    Подготовили:

                                                                                    педагог-психолог: Наталья Станиславовна  Смирнова

                                                                                    учитель – логопед: Анна Сергеевна Бутенко

г. Советский 2022 г.

 Цель:

- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.

- Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Задачи:

  • Повышение родительской компетентности по вопросам психологической готовности к школе
  • Развитие коммуникативных умений родителей
  • Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником. 
  • Расширение возможностей понимания своего ребенка. 
  •  Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны
  • Показать родителям как помочь своему ребенку освоить основы обучения грамоте.
  • Как развивать дома логическое мышление ребенка, слуховое восприятие. 

Ход работы:

Логопед: Добрый вечер! Мы рады вас видеть на сегодняшней встрече!  Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о школе, о подготовке к школе. А сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга (родители встают в круг)

Приветствие. Каждому участнику, предлагается, передавая мяч, сказать свое имя и назвать транспорт, на котором он приехал. Транспорт должен начинаться с буквы  вашего имени. (Например: меня зовут Таня, я приехала на трамвае)

Психолог:

Логопед: Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть вы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  •  сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  •  сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  •  готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
  •  знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  •  умение работать со схемой слова, разрезной азбукой
  •  владение навыками послогового чтения.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях. В результате родители понимают, что в обучении грамоте нет ничего сложного.

  • Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.
  • Речь бывает: устная и письменная.
  • Состоит наша речь из предложений.
  • Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из слогов

Как мы делим слова на слоги? при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.

  • Слоги состоят из звуков.
  • Какие бывают звуки? (гласные, согласные)        

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки  обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.  

 Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Звуки на письме обозначаем буквами.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, даём  только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

- написать букву в воздухе, на столе;

- выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

- написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;

- вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;(Напишите первую букву своего имени)

- вылепить из пластилина, теста;

- написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

- выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (мак).

Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. (Например: ммак, маак, макк)

Работы со схемой слова: Марина     

- кладём длинную полоску  (обозначаем слово)

- делим слова на слоги (выложили короткими  полосками)      

- сколько слогов в слове марина?

- какой первый слог в слове марина?

- какой 2 слог в слове марина? И т.д.  

-какой первый звук  в слове мммарина?

- первый звук в слове марина [м]

- какой он?

- звук [м]- согласный, твёрдый, звонкий.  и т.д.

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.

Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого родителя картинка и набор букв и  звуковых символов)

Рекомендации по обучению грамоте детей.

1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв,  в  звучащую речь.

2. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т.е. так, как звучит звук.

4. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим, пишем и читаем.

5. Максимальная продолжительность занятий для 6-7летних детей составляет 30-35 минут.

6. Хвалите ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

7. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.

Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы без труда осилите дорогу к школе.

Психолог:  игра (почеши мне спинку)





Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Семинар-практикум для родителей

для старшей группы общей направленности  

«Учимся играя»

г. Советский 2020 г.

Игра – основной вид деятельности, следовательно, высока и потребность детей в игре. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: « У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра». Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевые отклонения. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.

В дидактических играх широко используются разнообразные предметы, игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей, развивается их память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения.

Среди дидактических игр для детей преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины: одна – легковая, другая – грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также проводятся игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справа, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки».

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов».

В играх типа «Лабиринт» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин». Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Из дидактических игр с предметами в старшей логопедической группе очень актуальны игры на развитие слухового внимания, например,

 игра "УГАДАЙ ПО ЗВУКУ". Для этой игры подойдут любые предметы, способные производить характерные звуки. Всё, что можно бросать, рвать, пересыпать и т.д. Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д. За каждый правильный ответ — поощрение в виде фишки или звездочки. В эту игру можно вовлечь и других малышей. Тогда игра по развитию речи станет не просто игрой, а игрой-соревнованием.

Также среди игр с предметами в старшей логопедической группе большое значение имеют игры на развитие мелкой моторики рук, в частности развития чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук. Презентация по данной теме позволить познакомить вас с этими играми.

Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях. Из словесных дидактических игр в старшей логопедической группе используются разнообразные «звуковые» игры.
Установление изучаемого звука в словах («КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?»), определение места звука («ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?»), придумывание слов на заданный звук в определенной позиции («КТО БОЛЬШЕ?»). В играх «ТОМ - ТИМ» (или «КАМЕНЬ - ВАТА») дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. В игре

 «ЦЕПОЧКА» взрослый предлагает ребенку по очереди придумывать новое слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова. Например: дом – мак – кот – торт – тапки - индюк и т.д. В игре «СОБЕРИ СЛОВЕЧКО» взрослый предлагает ребенку собрать слово из звуков: я назову слово по звукам, а ты его собери. Например: м, а, к – мак.

Данные «звуковые» игры развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

Проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием “слово”. Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные игровые задания. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам – пушистая, рыжая, хитрая… (лиса). Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя). Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-…). Называние общего слова (стол, стул, шкаф-…). В играх типа «Доскажите словечко» дети не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью.

ИГРА "ЦЕПОЧКА СЛОВ".

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная...

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор...

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым...

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд... и т.д.

Ещё из словесных игр я хочу предложить вам игры, которые не требуют подготовки. Вы можете играть в машине, в самолете, по пути в детcкий cад или домой. Игры просты и понятны, поэтому с ребенком могут играть не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры, а ребенку подарят радость общения с близкими ему людьми. Играя с ребенком, вы развиваете у него внимание, знакомите с новыми словами и грамматическим строем речи, расширяете его активный словарь.

ИГРА «КАКИМ БЫВАЕТ ДЕНЬ». Взрослый предлагает ребенку по очереди подбирать слова - признаки к любым словам-предметам, окружающим нас. Например: день (какой?) веселый, солнечный, дождливый, выходной и т.д.

ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ». Взрослый предлагает ребенку подбирать слова-противоположности. Например: добрый - злой, веселый - грустный и т.д.

ИГРА «РИФМЫ». Взрослый предлагает ребенку придумывать слова похожие по звучанию: кошка – ложка - картошка, зайка - майка и т.д.

ИГРА «ОН, ОНА, ОНО». Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты говори: он, она или оно. Например: дом - он, машина - она, яблоко-оно. Можно поменяться с ребенком ролями.

ИГРА «КТО ИЛИ ЧТО?». Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты отвечай, если предмет живой - кто, а если неживой - что. Например: мячик - что, мальчик - кто. Можно поменяться с ребенком ролями.

ИГРА «ЧТО ДЕЛАЕТ ЗАЙКА?». Взрослый предлагает ребенку: я буду называть действия, а ты подумай кто это. Например: прыгает (кто?) зайка, летит (кто?) птица и

т д.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. 

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку. Развивать детям фонематический слух и память, правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, взрослый закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи. Скороговорки для развития речи у детей были придуманы еще в старину. Повторение и перестановка одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения, - прекрасное дополнение для детских занятий по развитию речи. А малышу такие стишки наверняка покажутся милыми и забавными.

Купили каракатице

Кружевное платьице.

Ходит каракатица,

Хвастается платьицем.

Встретил в чаще еж ежа:

- Как погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Маланья болтушка

Молоко болтала – болтала,

Да не выболтала.

Бублик, баранку,

Батон и буханку

Пекарь из теста

Испек спозаранку.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы можно найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям могут приходить, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении звука А – Айболит. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает образовательный процесс более эффективным и полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, что необходимо для ребёнка дошкольного возраста.

Настольно-печатные игры также значимы и занимают важное место в развитии дошкольника, посещающего логопедическую группу. Такие игры есть на прилавках магазинов. А также их можно изготовить и своими руками. К конкурсу, который проходил в нашем детском саду, я как учитель-логопед придумала и изготовила игру, полезную детям старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Хочу вам её продемонстрировать.

Вы также можете изготавливать игры и использовать их в работе с вашим ребенком. В старшей группе полезно изготавливать игры на развитие дыхания. Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Простые в осуществлении игры и упражнения помогут развить в малыше не только дыхание, но и станут хорошей профилактикой заикания, «глотания» звуков и слов.

 

УПРАЖНЕНИЕ "БАБОЧКА, ЛЕТИ!"

Подвесить несколько изготовленных из бумаги или картона ярких бумажных бабочек на уровне лица ребенка. Малышу нужно дуть на бабочки, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

УПРАЖНЕНИЕ "СНЕЖИНКИ"

Необходимо вырезать из бумажных салфеток красивые узорные «снежинки». Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

Компьютерные игры приобрели также немало важную роль в развитии дошкольников в последние годы. Хочу познакомить вас с дисками, которые были приобретены нами для группы. Мы с детьми уже с некоторыми играми на дисках познакомились и далее будем их активно внедрять в учебный процесс. В дальнейшем я планирую и родителей подключать к их использованию в домашней коррекционной работе.

Таким образом, сегодня на семинаре-практикуме «Учимся, играя» мы с вами познакомились с большим количеством разных игр и проиграли многие из них. В целом все эти игры для развития речи дошкольников способствуют не только непосредственно развитию речи у детей, но и общему развитию ребенка, включая развитие способностей. Игры для развития речи позволяют малышу научиться сравнивать предметы, явления, способствуют наблюдательности и помогают узнать много нового и интересного из окружающей нас действительности. Для того, чтобы заниматься развитием речи дошкольников, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Мы сегодня узнали о том, что существует множество игр, скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном малыша.

Предложенные мною игры и упражнения по развитию речи ребенка можно использовать не только для дошкольников, но и для совсем маленьких деток (братишек и сестренок), если выбрать подходящий уровень сложности.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Как видите, все предложенные мною игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное — находить для этого время и не лениться. Чем добросовестнее вы будете оказывать помощь специалисту логопеду по развитию речи вашего малыша, чем внимательнее вы будете относиться к проблемам речи вашего ребенка, тем быстрее и лучше мы вместе с вами сможем их устранить.

БЛАГОДАРЮ ВАС ВСЕХ ЗА ВНИМАНИЕ И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ, ПОСВЯЩЕННОМУ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ИГРАМ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский» « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи» Учитель – логопед: Бутенко А.С

Слайд 2

Органы артикуляционного аппарата

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Слайд 4

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома: Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение. Следите за качеством выполняемых ребенком движений.

Слайд 5

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз. Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении) . Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Слайд 6

Артикуляционные упражнения

Слайд 7

Артикуляционная сказка «Язычок и змейка».

Слайд 9

Источники http://www.logolife.ru/novosti/artikulyacionnaya-igra-skazka.html http://tvojlogoped.blogspot.ru/2010_10_01_archive.html http://logoportal.ru/artikulyatsionnyie-uprazhneniya/.html