Работа с родителями (консультации)

Бутенко Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Следите за своей речью и речью ребенка! Успехи Вашего ребенка в обучении и воспитании, в преодолении дефектов речи зависят от совместных  усилий логопеда и родителей!

Памятка для родителей!

Верьте в успех!

Необходимо верить в успех! Вера в ребёнка творит чудеса: «Ты же у меня умный», «Тебе это легко», «Отдохни, а потом у тебя обязательно получится»…

Всегда обращайте внимания на то, что у ребёнка получается правильно. А если он ошибся, то ещё раз покажите, как делать правильно. Громко радуйтесь каждому маленькому успеху. Рассказывайте при ребёнке о его достижениях другим членам семьи.

Продолжайте осваивать  упражнения, выбирая из них те, которые больше всего нравятся вашему ребёнку, и постепенно меняя их, старайтесь увеличивать скорость выполнения.

При соблюдении основных принципов обучения мы получим: целевую деятельность в определённом состоянии, по определенной программе, то есть развитого, тренированного ребенка.

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело , даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение, и труд все перетрут. И вы с вашим ребенком обязательно добьётесь успехов.

Удачи вам и терпения!

Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения  звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Начинать делать гимнастику лучше с 3-4 раз в день по 3-5 минут. Длительность всего занятия без перерыва должна быть не больше 20 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более  сложным. Проводить их лучше эмоционально,  в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений (используя зеркало),

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроения у ребёнка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять  движение. Лучше покажите ребёнку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься вверх»).

                                                                                              Учитель-логопед – Анна Сергеевна.

  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Упражнение «Улыбочка»  (статическое).

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы.

Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. 

2. Упражнение «Дудочка» (статическое).

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки.

Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. 

3. Упражнение «Хоботок»  (статическое).

Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела.

Удерживать губы в таком положении следует 10 с. 

4. Упражнение «Лопаточка»  (статическое).

Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу.  Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

5. Упражнение «Иголочка»  (статическое).

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам.

Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

6. Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое).

Цель. Развивать подвижность мышцы спинки языка.

Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

7. Упражнение «Желобок»  (статическое).

Цель: выр-ть плавную длит., воздуш. струю идущую по середине яз. Улыбнуться, положить широкий, передний край яз. На ниж.губу и длительно произносить зв.Ф, сдуть ватку с ладони.. Выполнять упражнение следует 3—4 раза по 5—7 с.

8. Упражнение  «Парус»  (статическое).

Цель. Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза.

9. Упражнение «Чашечка» (статическое).

Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам.

Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3—4 раза. 

10. Упражнение  «Заборчик» (статическое).

Цель. Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с. 

11.Упражнение «Утиный клювик» (динамическое).
Цель. Развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.

Губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.

\

12. «Гармошка»

Цель. Растягивать подъязычную связку языка.

Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба,  открывать и закрывать рот.

13. Упражнение  «Лошадка» (динамическое).
Цель. Растягивать подъязычную связку языка.

Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз.

14. Упражнение  «Грибок»  (динамическое).
Цель. Растягивать подъязычную связку языка.

Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз. 

15. Упражнение «Маляр» (динамическое).

Цель. Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5—6 раз

16. Упражнение «Дятел» (динамическое).
Цель. Вырабатывать подвижность кончика языка.

Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с. 

17. Упражнение  «Утюжок» (динамическое).
Цель. Активизировать кончик языка на бугорках.

Рот   приоткрыт. Широким   кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Упражнение проводить 20—25 раз. 

18. Упражнение  «Прогони комарика» (динамическое).
Цель. Вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза. 

19. Упражнение  «Покусывание кончика языка»  (динамическое).

Цель. Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8—10 раз. 

20. Упражнение «Качели» (динамическое).

Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз).

Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы.

Упражнение повторить 15—20 раз.

21. Упражнение «Катание шарика»  (динамическое).
Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) — 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) — 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять. 

22. Упражнение «Часики»  (динамическое).

Цель. Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).

Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ.

Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения — 20 с. 

23. Упражнение  «Мясорубка»  (динамическое).

Цель. Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.

Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3—4 раза. 

24. Упражнение  «Прятки»  (динамическое).

Цель. Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.

Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз. 

25. Упражнение  «Вкусное варенье» (динамическое).

Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5—6 раз.

26. Упражнение «Змейка» (динамическое).

Цель. Развивать боковые мышцы языка.

Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. 

Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5—6 раз.

Блинчик.jpg

27. Упражнение «Блинчик – трубочка».

улыбнуться приоткрыть рот  положить широкий язык на нижнюю губу – свернуть язык трубочкой. Чередовать эти движения.

Молоточек.jpg

28.«Молоточек».

Цель. Вырабатывать подвижность кончика языка.

Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами.. Упражнение проводится в течение 15—20 с.

tru1-14

29.“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

tru1-23

30.«Фокус»

Цель: Выраб-ть подъем яз.вверх, умение придавать ему форму чашечки и направлять широк.воздуш.струю посередине яз. Улыбнуться, приоткрыть рот, выполнять упраж. ЧАШЕЧКА и сдуть комочек ваты с кончика носа.

Индюк.jpg

31.«Индюк»

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад при этом произносить бл – бл.

32.«Пылесос».

Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

tru1-4

33.Упражнение «Ветерок» - сдувать ватку с ладошки со звуком «Д» сильной воздушной струёй.

tru1-8

34.Упражнение «Сдуй грибок» Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу ("Грибок")
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.



Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда

для родителей по речевому развитию детей

на тему «Скоро в школу…»

На седьмом году жизни словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в его возрасте. В активном словаре ребенка все чаще встречается дифференцируемый подход к обозначению предметов (машина легковая и грузовая, не просто машина; одежда и обувь зимняя и летняя). Ребенок начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).

Расширяется многозначность употребления слов (чистая рубашка, чистый воздух), ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы.

В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, рассказать о своих впечатлениях и чувствах.

Ребенок приобретает некоторые навыки элементов звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференциации (например, звонкие и глухие, свистящие и шипящие), устанавливает последовательность звуков в словах, членить слова на слоги, предложения на слова и т.д.

К моменту поступления в школу ребенок правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом, пользуется интонационными средствами выразительности.

Таким образом, ребенок, поступающий в школу, должен:

- правильно произносить все звуки родного языка;

- различать и называть слова с определенным звуком;

- уметь определять место звука в слове (начало – середина – конец);

- делить слова на слоги;

- составлять слова из слогов;

- иметь представление о предложении;

- уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

- подбирать синонимы, антонимы;

- использовать разные способы образования слов;

- пересказывать знакомые сказки и рассказы;

- составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

У ребенка могут возникнуть трудности в школе, если в 6 лет отмечаются следующие признаки:

- не любит рисовать или раскрашивать;

- не может запомнить названия и последовательность дней недели, месяцев;

- не может долго слушать сказки, которые ему читают взрослые;

- неправильно произносит многие звуки, переставляет в словах слоги;

- пользуется очень маленьким количеством слов в самостоятельной речи;

- не может повторить простой ритм (например, если постучать карандашом по столу и попросить сделать так же);

- путает лево – право;

- не может научиться кататься на велосипеде;

- не может выполнить просьбу, состоящую из нескольких частей;

- плохо запоминает стихи;

- не может научиться завязывать шнурки;

- в шумных местах (например, в магазине)не сразу реагирует, когда вы к нему обращаетесь.

Учитель-логопед: Бутенко А.С.



Предварительный просмотр:

«Профилактика дисграфии у дошкольников 5-7 лет»

Дисграфия - это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме.

При полноценном развитии фонематической системы, ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь определять следующее:

- какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;

- сколько всего звуков в слове;

- какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий)

- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.

«Игры и упражнения для устранения  предпосылок дисграфии»

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Взрослый произносит звуки, ребёнку необходимо поднять мячик над головой, как только он услышит гласный звук.

«Мячик поймал, звук назвал» Взрослый бросает мяч, называя слово, ребёнку необходимо назвать первый или последний звук в слове (в зависимости от задания) и вернуть мяч взрослому.

«Сигнальщики»  Взрослый произносит слова, ребёнок показывает зелёный сигнал, если слышит заданный твёрдый звук и зелёный, если мягкий.

«Подари картинки» Ребёнку даётся задание раздать картинки в названии которых есть любимые звуки персонажей. (Н. р. - Лошадке со звуком «Л», Рычалке со звуком «Р»).

«Отправь картинки в путешествие» Ребёнок располагает картинки в вагонах паровозика в зависимости от позиции заданного звука в слове. Если звук стоит в начале слова – то картинка помещается в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в последний.

«Собери ромашку» Ребёнку необходимо собрать лепесточки для цветка, но только те, на которых есть картинки, в названии которых есть заданный звук.

«Собери яблоки в корзину» Ребёнку необходимо положить в корзину только те яблоки, на которых есть картинки, в названии которых есть заданный звук.

«Построй дом» Ребёнку предлагается построить из кубиков дом, но для постройки выбирать только те кубики, на которых картинки, в названии которых есть необходимый звук.

«Наряди ёлочку» Ребёнку предлагается нарядить ёлочку, выбирая украшения с заданным звуком.

«Рыбалка» Ребёнок ловит только тех рыбок, на которых есть картинки, в названии которых есть нужный звук.

Очень хорошо зарекомендовали себя компьютерные игры и презентации. Они помогают усилить интерес ребёнка к занятиям, разнообразить их и сделать более современными.

Материал подготовлен учителем  - логопедом: Бутенко Анна Сергеевна  из источников: pandia.ru

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Консультация для родителей

Тема: «Дыхательная гимнастика».

г.Советский

 2020г.

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит  ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы  можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Вдох через нос, выдох осуществляется ртом.

2.Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»).

3. Выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка.

4. Не поднимать плечи.

5. Не надувать щеки при выдохе.

6. Упражнение на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз.

7. Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи).

8. Упражнения проводить  в игровой форме.

9. Помещение перед проведением дыхательной гимнастики необходимо предварительно проветрить.

Для тренировки речевого дыхания рекомендую следующие упражнения:

«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

Взрослый и ребенок рассматривают  и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами,  понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания)

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненному водой.

«Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

«Снежинка», «Листочек»

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

 «Кораблики»

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным.

 Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

Для тренировки речевого дыхания

рекомендую следующие упражнения:

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Вдох через нос, выдох осуществляется ртом.

2.Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»).

3. Выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка.

4. Не поднимать плечи.

5. Не надувать щеки при выдохе.

6. Упражнение на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз.

7. Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи).

8. Упражнения проводить  в игровой форме.

«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания)

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

«Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

«Снежинка», «Листочек»

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.



Предварительный просмотр:

«Знакомство с буквами!»

При знакомстве с буквой  детям предлагаются следующие упражнения. При их выполнении происходит и развитие

конструктивного праксиса и тактильных ощущений.

Важно: При выполнении всех заданий необходимо фиксировать внимание детей на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве.

1.    Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

2.     Выкладывание на столе букв из мелких предметов ( деревянных божьих коровок, сердечек, бусинок, фасоли  и т.д.)

3.     Выкладывание букв на ковролине из небольших одинаковых предметных картинок ( в соответствии с лексической темой, изучаемой на данной неделе.).

4.     Выкладывание букв горохом по пластилиновой основе.

5.     Выкладывание букв из шнурка, ниточки, проволочки, из карандашей, счётных палочек, верёвочек;

6.     Конструирование букв из элементов на ковролине с использованием ленты-липучки.

7.     Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка. Эта работа осуществляется как по образцу, так и по представлению.

8.     Реконструирование   букв. Например из буквы И можно сделать букву П , передвинув только одну палочку.Поначалу реконструкция букв происходить в наглядно-действенном плане, а затем отвлечённо, то есть по представлению.

9.     Написание графических диктантов.Например, поставить точку на листе бумаги в клеточку и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку4 – вправо, 4 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 2 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вверх. При правильном выполнении задания получается буква П, которую дети могут заштриховать или раскрасить.)Работа эта интересна, требует концентрации внимания, чёткости выполнения инструкции, сформированности зрительно-пространственного восприятия.

10.     Определение буквы,  написанной   на столе,  на спине (пальцем на коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе ( с закрытыми или открытыми глазами).

11.  Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слово на заданный звук, положить букву на стол так, чтобы она отражала верное написание.

12.    Ощупывание букв, выполненных из липучки, наждачной бумаги, меха и т. д. и наклеенных на картонную основу.

Материал подготовила  учитель-логопед:

Бутенко Анна Сергеевна



Предварительный просмотр:

6 приёмов для развития связной речи

Все  родители  мечтают  о  том,  чтобы  их  ребёнок  говорил  правильно  и  красиво.  К сожалению, иногда случается, что малыш растёт, но говорить полными предложениями,  последовательно  излагать  свои  мысли  у  него  не получается.  Речь  идёт  о  недостаточном развитии связной речи. Чтобы совершенствовать связную речь ребёнка, необходимо использовать всё, что ребёнок видит вокруг. Можно заниматься дома, на прогулке, и по дороге в детский садик.

Рекомендую следующие приёмы, способствующие развитию связной речи:

1. «Как это было?» Вспомните  с  малышом  любое  интересное  событие,  в  котором  вы  принимали  участие.  Вместе  вспоминайте,  что     видели  и  что  делали  в  тот  момент.  Припоминайте  те  моменты, которые вызвали сильные эмоции у ребёнка.

2. «Что дальше?» Включите  интересный  мультфильм  и  начните  смотреть  его  вместе  с  ребёнком.  Затем  на  самом  интересном  месте  «вспомните»  про  срочные  дела  и  уйдите  в  другую  комнату.  Через  некоторое  время,  сделав  огорчённый  вид, попросите  ребёнка  рассказать,  что  вы  пропустили,  и  чем  закончился  мультфильм.  Обязательно  поблагодарите  его  за  рассказ!

3. «Закончи предложение» Предлагаем  ребёнку  продолжить  и  закончить  предложение,  которое  начал  взрослый. При этом помогаем наводящими вопросами: «Малыши играют... (Где? С чем?)» Можно немного усложнить: «Малыши играют на улице, потому что...»

4. «Попробуй, отгадай» Для этого лучше собрать несколько игроков, например, братьев, сестёр, друзей или бабушек и дедушек. Один  из  взрослых  показывает  мешочек  (непрозрачный)  и  сообщает,  что  он  волшебный. В нём лежат подарочки (мелкие игрушки, как из Киндер-сюрприза). Подарок  достанется тому, кто умеет хранить тайны. Затем взрослый подходит к ребёнку, который  должен зажмурить глаза и, вытащить из мешка игрушку, рассмотреть её, но не показывать  и не рассказывать, что там. Это необходимо держать в тайне. Когда все дети получат по  одной  игрушке,  взрослый  спрашивает  у  них,  хотят  ли  они  знать,  кому  что  досталось. Детям, конечно, хочется. Тогда он просит не показывать игрушки, а рассказать про них.  Дальше  ведущий  описывает  свой  подарок,  чтобы  детишки  поняли,  как  правильно  это  делать,  а  дети  отгадывают,  что  досталось  ведущему.  Затем  малыши  рассказывают  про  свои  подарочки  и,  когда  подарок  отгадан,  показывают  свою  игрушку.  Эта  игра  хорошо  подходит для детских праздников.

5. «Ах, если бы...» Взрослый  предлагает  малышу  пофантазировать  и  предлагает  следующее  начало:  «Если бы я была волшебницей, то...» «Если бы у меня была шапка-невидимка...

6. «Рисуем словами» Взрослый  говорит  ребёнку:  «Хочешь  превратиться  в  необычного  художника,  который умеет рисовать не кистью и акварелью, а словами? Тогда послушай. Я прочитаю  стих о зиме, а ты закрой глазки и представляй то, о чём услышишь. Затем опиши, какую картину ты представил». После этого можно нарисовать картинку к рассказу вместе с малышом.  Играя  со  своими  детьми,  вы  можете  добиться  хороших  результатов  в  развитии  связной речи.

Материал подготовила учитель-логопед Бутенко Анна Сергеевна с сайта - https://infourok.ru



Предварительный просмотр:

НОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7 лет

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ

Дети говорят внятно и четко. Ошибки бывают в правильности проставления словесного ударения. Взрослый всегда исправляет ребенка, давая правильный образец произнесения слова. Работа по грамоте способствует действию вычисления словесного ударения и осуществлению его переноса.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

К 7 годам ребенок в состоянии овладеть основами грамоты, познакомиться со всеми буквами алфавита и узнавать их. Проводить звуковой анализ слов, анализировать предложения и слова.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Дети правильно изменяют и согласовывают слова в предложении, могут образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Они самостоятельно образовывают слова, означающие человека определенной профессии, детенышей животных, предметов посуды, подбирают однокоренные слова (Зима – зимушка, зимний, зимовать).

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Словарь к моменту поступления в школу насыщен обогащенными существительными, прилагательными, обозначающими свойство предметов и явлений, названиями действий и их качеств и т.д. Речь обогащена синонимами и антонимами, дети в состоянии объяснить неизвестные и мало известные значения слов, умеют правильно сочетать слова по смыслу и осознанно употребляют видовые и родовые понятия. Например, понимают, что понятие «растения» шире и включает в себя понятия, как деревья, цветы, кустарники, а понятия «фрукты» шире слов яблоко, груша и др.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

У детей 7 лет хорошо развита диалогическая речь: отвечают на вопросы, подают реплики и т.д. В рассказах по картинке дети способны описать содержание, составить самостоятельный рассказ, придумать события, предшествующие и последующие изображаемому; могут дать описание пейзажа, предать построение картины, сравнить разные картинки. Дети могут передать, что с ними случилось, простые истории из собственной жизни, т.е. передавать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании, живо и интересно. У детей уже достаточно развит интерес к самостоятельному творчеству, они могут сочинять рассказы, истории, сказки, стихи.

Подготовила: Учитель – логопед Бутенко А.С

        По материалам: Т.Б.Филичевой «Основы логопедии»



Предварительный просмотр:

Дети, конечно, благодарные слушатели. Десятки раз пересказанная

история или сказка до какого-то момента не устраивает для них своего первоначального блеска и неизменно воспринимается с восторгом. Малыши любят слушать и смотреть сказки. Но если сказку прочитает близкий, родной ему человек, у ребёнка, кроме услышанного, останется чувство близости с читающим. Этот человек будут ещё любимее, ближе, роднее, желаннее.

Чем хороши эти сказки? Почему мы с вами воспитанные на этих, знакомых для нас сказок, перестали  читать их и рассказывать своим детям?

Сказка – это чудо! Это настоящий литературный калейдоскоп. Дети воспринимают сказки с радостью и интересом. Сказка основана на развитии у детей способности к содействию и сопереживанию героям и событиям. Сказки вызывают желание у ребёнка самому рассказывать о том, что случилось с героями, подсказывая им нужные слова, помогая правильно строить предложение.

Читайте детям сказки!!!

«КОЛОБОК»

«РЕПКА»

«КУРОЧКА  РЯБА»

«ТЕРЕМОК»

«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

После прочитанной или рассказанной сказки, уточните у ребёнка, понял ли он содержание. Пусть расскажет, что случилось со сказочными героями, выскажет свое отношение к некоторым из них, пусть покажет голосом, движениями как они разговаривают, как ходят.

Помогите ребёнку осмыслить сказку.

«Как это покатился по дорожке? Покатился по дорожке…?»

«Как ещё в теремочке жил? Должно быть, тот теремок до сих пор в поле стоит? Нет? А что случилось? Где же зверушки теперь живут?»

«Кому козлята отворили дверь? Куда пропали?»

Для того, чтобы РЕЧЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА была

богатой и яркой:

  • Читайте ребёнку как можно больше литературы самых разных жанров и особенно литературы юмористического плана, где обыгрывается слова, выражения, ситуации. Читайте больше смешных стихов.

  • Постоянно объясняйте ребёнку новые слова, понятия. Пусть каждый день ребёнок узнает значение хотя бы одного нового слова.

  • Чем богаче ваша собственная речь в общении с ребёнком, тем выше его словесный уровень.

  • Умение рассказывать, можно развивать. Важно, чтобы вы действительно испытывали неподдельный интерес к тому, что говорит ребёнок, задавали ему наводящие вопросы, помогая тем самым строить рассказ. Поощряйте  ребёнка делиться своими впечатлениями от прогулки, экскурсии, телепередачи и т.д.

D:\бутенко\АБВГДЕйка\Изображение 005.bmp

Подготовила

 учитель – логопед:  Бутенко А.С.



Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ ПАЛЧИКИ – СТИМУЛИРУЕМ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?

Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.

Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДОЖДИК»

Вышел дождик на прогулку.
Он бежит по переулку,
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих, 
Крыши дождик вымыл тоже. 
Сразу город мокрым стал.
Дождик кончился. Устал.

Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
На каждую строку загибаем на обеих руках пальцы, начиная с больших.
Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем их от воды.
Кладем ладони на стол

Подготовила: учитель – логопед   Бутенко А.С.

По материалам: Микляевой Н.В. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ».



Предварительный просмотр:

Речевая азбука для родителей младших дошкольников

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно. Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, кораблики. Если ребёнку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребёнка, тем дольше он будет молчать. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано научать иностранным.

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребёнка, - прекрасное пособие для развития речи. Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы: 3 – 4 года – (с), (з), (ц) уже должны правильно произноситься; 4 – 5 лет – (ш), (щ), (ч), (ж); 5 – 6 лет – (л), (й); до 6 – 7 лет допускается замена самого сложного звука (р) более простым звуком или его отсутствие в речи.

Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию. Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, затем игры с мелкими предметами, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц.

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Режим дня очень важен для маленького ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.

 Соска вредна, если малыш сосёт её долго и часто. Во – первых, у него формируется высокое (готическое) нёбо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во – вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребёнок общается при помощи жестов и пантомимики. Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребёнком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие. Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, чётко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать. Информация, которая сообщается ребёнку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

Цветы (ромашки, одуванчика) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребёнку дуть на одуванчик (не раздувая щёки), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом.

Шёпотной речи тоже нужно учить. Ребёнку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10 – 12 лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.

Щётка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев.

Язык – орган артикуляции. Научите ребёнка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким. Достаточно 10 – 15 мин ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.



Предварительный просмотр:

8 игр на развитие грамматического строя речи

Овладение ребёнком грамматическими формами языка имеет важное  значения  для  его  полноценного  общения,  так  как  только  грамматически  правильная  речь  становится  понятной  для  собеседника.  У  детей  с общим  недоразвитием  речи  самостоятельное  усвоение  грамматического  строя  речи  вызывает  затруднения.  В  дошкольном  возрасте  очень  важно  уделять  внимание  совершенствованию  грамматического  строя  речи,  так  как  его  нарушение  в  дальнейшем  может привести к проблемам с письменной речью, чтобы избежать этого, можно  использовать  дидактические  игры.

•  «Один-много»  (работаем  над  образованием  множественного  числа  существительного) Взрослый говорит: «У меня собака», а ребёнок должен сказать: «А у меня собаки».  Взрослый: «У меня чашка», ребёнок: «У меня чашки» и т.д.

• «Кого увидели?» (учим использовать существительные в винительном падеже) Взрослый:  «Мы  пришли  в  лес  и  увидели...».  Взрослый  поочерёдно  выкладывает  картинки  с  изображением  диких  животных  и  птиц,  а  ребёнок  называет:  зайца,  медведя, белку, лису. Можно  играть  в  эту  игру,  используя  любой  речевой  материал,  одновременно  пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели... огурцы, лук, свёклу и т.д.»

•  «Кого  (чего)  не  стало?»  (учим  употреблению  существительных  в  родительном  падеже)  Раскладываем  любые  картинки.  Просим,  чтобы  ребёнок  закрыл  глаза,  и  убираем  одну  картинку.  Затем  спрашиваем:  «Кого  (чего)  не  стало?».  Одновременно  развиваем  зрительную память.

• «Большой зверь» (работаем над словообразованием). Взрослый говорит: «Это кот (слон и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы  его назовём?» Ребёнок: «Котище, слонище и т. д.).

• «Из чего сделано?» (образовываем относительные прилагательные) Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребёнок отвечает: «Деревянный». Задаём много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т.д.

• «Чьё это?» (образовываем притяжательные прилагательные) Задаём  следующие  вопросы:  «Клюв  птицы  –  чей    клюв?».  Ребёнок  отвечает: «Птичий». Можно спросить, например:  чья лапа у собаки – собачья; чьи крылья у птицы – птичьи, чей хвост у волка – волчий и т.д.

Поиграйте  в  эти  несложные  игры  с  ребёнком.  Поверьте,  что  как  бы  усердно  не  работал специалист, без участия родителей, без закрепления материала дома, работа над устранением речевых недостатков будет более длительной.

Материал подготовила учитель-логопед:  Бутенко Анна Сергеевна с сайта - https://infourok.ru



Предварительный просмотр:

"Речевая готовность ребенка к школе"

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

Звукопроизношение и   фонематический слух

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

       Владение навыками звукового анализа и синтеза:

  • умение выделять звук на фоне слова;
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  • называть слова с заданным звуком;
  • уметь составлять слова из звуков;
  • дети должны знать и правильно употреблять термины "звук", "слог", "слово", "предложение".

Слоговая структура слова

Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

        Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Сформированность грамматического строя речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Игры "Один-много", "Назови предмет ласково", "Назови детенышей", "Чей хвост и чьи уши", "Два и пять предметов".

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь

  • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
  •  составлять рассказ по картинке
  • составлять рассказ по серии картин
  • отвечать на вопросы по тексту

При пересказе (рассказе) обращается внимание:

  • на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
  • на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
  • на лексику (полнота и точность использования слов),
  • на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения.

Мелкая моторика рук

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

        Речевая коммуникация

  • Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
  • уметь слушать и понимать речь,
  • строить общение с учетом ситуации,
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • пользоваться формами речевого этикета.

                                                                                      С уважением учитель - логопед  Бутенко Анна Сергеевна