Краткосрочный проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Рыбалко Антонина Владимировна
  • Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
  • Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
  • Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
  • Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
  • Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mnemoshem.docx204.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №32 г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Проект

по познавательно-речевому развитию

«Использование мнемотехники

 для развития связной речи дошкольников»

Структурный компонент

Содержание

Паспорт проекта

  1. Тема проекта: «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
  2. Адресация проекта: дошкольники 5-6 лет., родители, специалисты ДОУ.
  3. Разработчики проекта: воспитатели старшей группы
  4. Тип проекта: - познавательный, краткосрочный, групповой, детско-родительский, для детей старшего возраста

Актуальность проекта

Проблема: Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

Актуальность темы

  • Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
  • Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
  • Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
  • Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
  • Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

В ходе проектной деятельности была сформулирована гипотеза:

Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Задачи проекта:

- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.;

- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

- формировать навыки культурного речевого общения;

- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Содержание/реализация проекта

Этапы реализации проекта:

Организационный

- Постановка проблемы и цели.

- Подбор методической, дидактической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

- Составление перспективного плана работы по проведению проекта. (Приложение № 1)

- Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой.

- Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала.

- Участие в анкетировании родителей.

Основной

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

- Подбор иллюстраций с изображением зимы, животных, растений и сюжетных картин.

- Организация и создание предметно-развивающей среды по теме.

- Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

- Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

- Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике.

- Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

- Проведение семинара – практикума для педагогов.

Заключительный

- Презентация детско-родительских мнемотаблиц, презентация проекта.

- Оформление наглядной информации в родительском уголке.

 Практическая часть проекта.

  1. Рассматривание мнемотаблиц и пересказ по теме «Здравствуй, зимушка-зима!».
  2. Заучивание стихотворений А. Прокофьев «Снегири», С. Дрожжин

 «Улицей гуляет», отгадывание мнемозагадок.

  1. Игровая деятельность: подвижные игры «Дед Мороз-красный нос», «Снежки», дидактические игры «Собери слова», «Назови ласково», «Один много», «Найди лыжника», «Подбери признак».
  2. Экскурсии вокруг садика. (Приложение № )
  3. Решение проблемных ситуаций: «Незнайка первый раз видит зиму»
  4. Занятия познавательного цикла: «Зимой в лесу», «Пришла зима…»
  5. Продуктивная деятельность: рисование по наблюдениям.
  6. Взаимодействие с родителями: консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи», изготовление с детьми мнемотаблиц «Вот пришла зима, всем нам нравиться она!»
  7. Взаимодействие с педагогами: семинар – практикум.

7.Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта

Ожидаемые результаты:

Дети:

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.

2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.

3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).

4.Расширение знаний о характерных особенностях    предметов и явлений окружающего мира;

5.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).

Родители:

1.Потребность в сотрудничестве с ДОО

2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания

3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи

4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми

5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.

Педагоги:

1. Повышение профессионального мастерства

2.Овладение проектной деятельностью.

3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и  их практическим значением в различных сторонах жизни.

4.Внедрение в пед.процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.)

Форма подведения итогов – совместное создание собственных мнемосхем на тему «Зима»

Список использованной литературы/научно – методических материалов

  1. 1. Большова Т.В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью приёмов мнемотехники.- СПб.: : « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.
  2. 2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.-.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
  3. 3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи. « Логопед» 2008.
  4. 4. Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Дошкольное воспитание. 1990.-%10
  5. 5. Ефименкова Л.Н. « Формирование речи у дошкольников». М. Дрофа 1985.
  6. 6. Широких Т.Т. «Учим стихи – развиваем память» Ребёнок в детском саду. 2004.
  7. 7. Акимова Г.Память-на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: « У-Фактория», 2006.
  8. 8. В.К. Воробьёва. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи»
  9. 9. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

10.  Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

  1. 11. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2009.
  2. 12. Т.Ю Бардышев, Е.Н. Моносова «Обучение связной речи детей 6-7 лет.

Приложение №1

Перспективный план по познавательно-речевому развитию

для детей старшей группы

Дата

Дети

Родители

Педагоги

Примечание

10.12.

Заучивание физминутки «Снеговик» по мнемотаблице.

Приложение № 2

11.12.

Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Снегири» с использованием мнемотехники.

Приложение № 3

12.12.

Анкетирование родителей «Мнемотехника»

Приложение № 4

13.12.

Работа с мнемодорожками по теме «Времена года. Зима».

Приложение № 5

14.12.

Консультация для родителей

Мнемотехника - искусство запоминания

Приложение № 6

17.12.

Д/и «Собери слова», «Найди место лыжнику» и т. д.

Приложение № 7

18.12.

Составление загадок с помощью мнемотаблиц.

Приложение № 8

19.12.

Заучивание стихотворения Р.Кудашевой «Вот пришла зима серебристая» с использованием мнемотехники.

Приложение № 9

20.12.

Консультация для педагогов

«Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

Приложение № 10

21.12.

Представление собственных мнемотаблиц

Приложение № 11

Приложение № 2

Заучивание физминутки «Снеговик» по мнемотаблице.

        Задачи:

1. Развивать связную речь детей через разучивание стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники.

2. Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя слова и выражения из текста.

3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи).

        Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.

        Словарная работа: давай дружок, солнце припечёт, снежный ком, превратится.

        Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски, листы бумаги.

Ход занятия

- Хотите я загадаю вам загадку?

«Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой)

- Поверим, правильно ли вы отгадали. (появляется картинка на интерактивной доске)

- Подумайте и скажите, какое время года изображено на картинке и почему вы так решили? (Зима)

- Почему ты так думаешь? (Зима, потому что снег и в шубе они. Кругом снег)

- Посмотрите, здесь художник ничего не напутал?

- Таня, скажи, пожалуйста, что лишнее здесь? (Ягодка, зимой не бывает. Она растет летом)

- Почему?

- Молодцы, какие вы у меня внимательные.

- А любите ли вы зиму и почему?

- Я тоже очень люблю зиму, потому что можно и на санках, и на лыжах покататься и снега много- много.

- А что мы с вами делали из снега?

- Молодцы, всё-всё вспомнили.

        Дыхательная гимнастика.

- Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их.

- Ой, смотрите, снежинки и на вашей руке, сдуйте их.

- Таня, вдох носом, выдох через рот. Молодец

- Какие красивые и лёгкие снежинки кружились под музыку. Молодцы.

- Давайте поиграем со словом «снежинка» скажем его весело (произносят), хорошо. А грустно, (произносят) молодцы. А теперь удивленно. А Кирилл как удивлённо скажет. Молодец. А громко(произносят) – ай молодцы, и тихо (произносят)– замечательно. (Произносят с различным выражение и мимикой.)

- Ну а сейчас усаживайтесь на стульчики и отдохните. (Дети садятся на стулья).

- А я расскажу вам стихотворение-физминутку. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие).

Стихотворение-физминутка называется «Снеговик», написала М. Познанская.

Давай дружок, давай, дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком,

Его улыбка так светла!

Два глаза…шляпа…нос…метла…

Но солнце припечет слегка-

Увы! – и нет снеговика.

1.Как позвали друзей?

(После ответов детей произношу строчку точно по тексту)

2.Как будем лепить снеговика?

3.Во что превратится снежок?

4.Кем станет ком?

5.Какая у него улыбка?

6.Что есть у снеговика?

7.Что припечет снеговика?

8.Что стало?

- Ну как, понравилось стихотворение?

- Сегодня, мы ещё раз попробуем выучить его с помощью рисунков-помощников. А вы мне помогайте.

(Показываю схему при повторном чтении).

- Ну а теперь вместе расскажем и смотрим на таблицу.

(Хоровое проговаривание с опорой на таблицу, показываю каждую строчку).

-Кто смелый, и расскажет нам выразительно?

(3-4 ответа)

- Молодцы, почти все запомнили и сумеете его рассказать дома и друзьям.

- Вспомните, как называется стихотворение?

- Какие вы молодцы, ребята!

- Скажите, а кто написал это стихотворение?

- Автор стихотворения Мария Познанская.

- Засиделись, устали?!

Эй, ребята, не зевайте

Снежный ком быстрей катайте

Катим к вам, катим к вам,

А теперь катите нам.

(беру мяч, качу) Занятие переходит в игровое упражнение с прокатыванием мяча.

Приложение № 3

Конспект к занятию по развитию речи «Разучивание стихотворения Н.Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники».

Цель: помочь детям запомнить стихотворение с помощью мнемотехники, выразительно читать.

Задачи:

Образовательные: расширять представление детей о многообразии птиц. Закрепить знания детей о зимующей птице нашего края – снегире. Приобщать детей к поэзии, учить слушать стихотворение, отвечать на вопросы.

Развивающие:

- развивать у детей умение с помощью графической аналогии рассказывать стихотворения по мнемотаблице;

- развивать общие речевые навыки (голос, выразительность речи) развивать память, внимание.

Воспитательные: воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Тип занятия: закрепление ранее приобретённых знаний и усвоение новых.

Интеграция образовательных областей«Речевое развитие», «Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»,«Художественно-эстетическое творчество».

Материал к занятию: мнемотаблица по содержанию стихотворения, раскраска «Снегирь», музыкальная запись.

Предварительная работа: беседа с детьми о временах года, о птицах, рассматривание зимних пейзажей и иллюстраций с птицами, чтение стихов и рассказов о птицах, лепка птицы.

Методы и приёмы: словесные, наглядные и практические (беседа, вопросы, чтение художественного произведения, демонстрация наглядного пособия, мнемотаблицы, практическая продуктивная деятельность, игровые методы).

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, в окно. Какое сейчас время года?(Ответы детей)

Воспитатель: Да, на улице зима. А почему вы так думаете?

Дети: Холодно, мороз, всюду лежит снег.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Каждому из вас на стол упала снежинка. Давайте возьмем ее за ниточку и подуем. У кого снежинка дольше будет летать? Воздух вдыхаем носом, щеки не надуваем, губы трубочкой.

Воспитатель: Давайте скажем слово «снежинка» по-разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.

Воспитатель: Можно ли услышать зимой пение птиц?

Дети: Можно услышать чириканье воробья, карканье ворон.

Воспитатель: А еще я слышала, как стрекочет сорока. Ребята, я приглашаю вас на прогулку в зимний парк. Который подарит вам интересные встречи. Но чтобы нам туда попасть, нужно произнести заклинание «Раз, два, три – повернись, в зимнем парке окажись!».

Воспитатель: Вот мы с вами и в парке. Давайте подойдем к березе. (Дети подходят к мольберту с нарисованной березой). Я буду вам загадывать загадки, а в ответ вы должны найти среди картинок и поместить найденную картинку на березу.

ДИ «Отгадай и найди».

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая.

Вещунья белобока,

А зовут ее … (Сорока)

(Звучит аудиозапись сороки).

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей).

(Звучит аудиозапись воробья).

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица).

(Звучит аудиозапись синицы).

Окраской - сероватая,

Повадкой – вороватая.

Крикунья хрипловатая – известная персона.

Кто она? … (Ворона).

(Звучит аудиозапись вороны).

Воспитатель: Ребята, а кто знает, чье это пение? Какая птица так поет? (Дети слушают).

Я вам подскажу. Угадайте загадку и тогда догадаетесь, кто так поет.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг спорхнули яблоки,

Ведь это … (Снегири).

Ведь это снегири. Показываю детям картинку со снегирями. (Рассматриваем снегирей). У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрный. Спинка серого цвета. Грудка у снегиря красная. Природа становится ещё наряднее, когда на покрытых снегом ветках деревьев появляются снегири.

Воспитатель: Ребята, мы с вами отгадали всех птиц, которые сегодня прилетели в зимний парк. Но у нас впереди еще много нового и интересного. Сейчас нам надо подготовить ваши язычки и пальчики к работе.

Артикуляционная гимнастика «Конфета». (Объясняю и показываю: рот закрыт, напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щечку).

Пальчиковая гимнастика «Прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп",

спать легли (ладошки под щечку).

Воспитатель: А сейчас давайте с вами присядем и послушаем стихотворение Натальи Нищевой «Снегири».

Вот на ветках,

Посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Беседа по содержанию стихотворения.

-Кто сидел на ветках?

-В чем они сидели?

-Что делали снегири?

- Кто догадался, для чего нам картинки? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, они будут помогать нам заучивать стихотворение. А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка «Снег».

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки, согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти карточки. (Показываю мнемотаблицу). В этих карточках спряталось стихотворение «Снегири». (Рассказываю с помощью мнемотаблицы. Потом предлагаю рассказать 2-3 детям с использованием схем. Дети рассказывают стихотворение Н. Нищевой «Снегири».)

Воспитатель: Снегирь вам дарит раскраски. На них изображены снегири. Только раскрашены они не полностью. Чего не хватает на этих рисунках? Правильно, грудка не раскрашена. Сейчас мы с вами раскрасим грудки снегирям карандашами и у каждого из вас будет свой снегирь. (Дети раскрашивают грудки снегирям).

Демонстрация рисунков. (Дети демонстрирую свои рисунки).

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, как красиво раскрасили снегирей. Но пришло время нам возвращаться в свою группу. Давайте произнесем заклинание «Раз, два, три – повернись, в нашей группе окажись!»

Воспитатель: Ну вот, мы и вернулись из путешествия. Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Правильно! Вы выучили новое стихотворение про снегиря, поиграли. А что было для Вас трудным?

Приложение № 4

Анкета для родителей «Мнемотехника»

        Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

  1. Знаете ли Вы, что такое мнемотехника. (Да, нет.) Как понимаете значение этого слова. ____________________________________________________________________________
  2. Для чего используется мнемотехника?___________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Приведите пример использования мнемотехнических приёмов.____________________________________________________________________
  2. Хотели бы Вы узнать больше о мнемотехнике, освоить приёмы работы?_____________________________________________________________________
  3. Каким способом Вы хотели бы получить более подробную информацию (открытое занятие, консультация, информация на стенде, информационная папка, другое)______________________________________________________________________
  4. Как Вы считаете, необходимо ли проводить такую работу с детьми в дошкольном учреждении (да, нет), дома (да, нет). Объясните свой ответ._______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Хотели бы Вы, чтобы с вашим ребёнком проводилась такая работа. (Да, считаю необходимой, нет, не знаю.)____________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение № 5
Конспект занятия «Знакомство с временем года зима» с использованием мнемотехники

        Цель. Повышение уровня любознательности и речевой активности детей.

        Задачи: 

Речевое развитие:

- учить решать диалектические задачи с помощью диалектической схемы объединения;

- учить детей составлять рассказ с использованием мнемотаблиц, закрепить знания детей о приметах зимы;

- развитие связной речи;

- учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь детей;

- развитие интереса и любви к книге.

Познавательное развитие:

- развивать творческое воображение через использование мнемотаблиц;

- развивать пространственные представления;

- развивать внимание, память, мышление, связную речь детей, умение рассуждать.

Социально –коммуникативное развитие:

- воспитывать умение выслушивать взрослого и друг друга; воспитывать любовь к природе.

Физическое развитие:

- выполнять движения в соответствии с текстом.

Используемые современные технологии: игровая, коммуникативная, здоровьесберегающая, продуктивная.

Методы и приёмы:

Словесные:

Беседа, разъяснения, поощрение.

Наглядно-демонстрационные: Показ мнемотаблиц.

Форма проведения: совместная деятельность.

Материал и оборудование: Таблицы, магнитофон, заместители - (квадраты: белые, чёрные, зеленые, голубые, коричневые, текст стихотворения.

Ход НОД:

        Воспитатель: -Дорогие ребята. Я предлагаю вам отгадать загадку:

        Снег на полях,

        Лёд на водах,

        Вьюга гуляет,

        Когда это бывает?

        Дети: Зимой.

        Воспитатель: Правильно, у нас время года — зима. Но у нас случилась беда. Лесная ведьма не хочет, чтобы мы с вами встретили новый год, чтобы пришел Дедушка Мороз. Но она может передумать, если мы с вами отправимся в лес и отгадаем загадки лесной ведьмы. Вы готовы? Не испугаетесь? Сможем помочь всем встретить Новый год?

        Дети: Да.

        Воспитатель: Тогда сегодня я предлагаю всем совершить волшебную экскурсию. Поехали.

        Поедем, дети, с вами в лес,

        Много он хранит чудес.

        Мы узнаем тайны леса,

        Будет всем нам интересно!

        Воспитатель: Готовы? Ребята, лесная ведьма заколдовала снежинки волшебными письмами. И зима не может к нам прийти и все окрасить яркими красками, пока мы не отгадаем, что там написано. Поможем Зиме? Садимся в вагоны.

1,2,3,4,5 — будем поезд отправлять.

        Машинист гудок дает,

        Нас в вагончики зовет.

        Двери закрываются,

        Поезд отправляется.

        Музыкальная композиция «Поезд».

        Воспитатель: И вот мы оказались в лесу.

        Иду, иду, снежинки ищу.

        Иду, иду, снежинки ищу.

        Воспитатель: А вот и первая снежинка- загадка. Ребята, здесь какое-то странное письмо. Попробуем его прочитать?

(Называем приметы зимы.)

hello_html_m3565743.jpg

(Работа по мнемотаблице №1)

Воспитатель: А может кто-то из вас знает загадки или стихи про месяцы зимы? (Ответы детей). Воспитатель: Я вам помогу.

        1. Ну, когда же Новый год

        К нам с подарками придет?

        Пусть пришел бы к детворе

        Он пораньше …. в декабре

        2. Открываем календарь,

        Начинается январь.

        В январе, в январе

        Много снега во дворе.

        Снег на крыше, на крылечке,

        Солнце в небе голубом.

        В нашем доме топят печки.

        В небо дым идет столбом.

        3. В феврале бывает так:

        Посмотрел в окно, а там -

        Вот снежинка пролетает,

        А за ней летит другая,

        Третья, пятая, шестая,

        За окном летят порхая.

        В снежном вьюжном хороводе,

        Мимо нас зима проходит.

        Ну, что ж идем дальше.

        Иду, иду, снежинку ищу.

        Воспитатель: Что ж. А вот и еще одна снежинка. Ребята, это задание сложное, справимся с ним? Надо красиво рассказать о зиме. Давайте вспомним правило красивой речи: Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

        Воспитатель: Рассказ: У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди надевают теплую одежду. Животные леса зимуют по-разному: медведь спит в берлоге, белочка зимует в дупле. Зайчик сменил шубку на белую. Труднее лисе и волку. Люди зимой заботятся о птицах, вешают кормушки. У детей много разных развлечений — катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки.

hello_html_17588f22.jpg

(Работа по мнемотаблице №2)

        Воспитатель: А вот и следующая снежинка, и новое задание. Посмотрите, какое странное письмо. Вы знаете, в лесу живет лесная ведьма. Она заколдовала письмо. И она стало разноцветное. Что это? (Цвета зимы)

        (Задание №3).

        Воспитатель: Какие вы молодцы. Отгадали, что заколдовано было в письме. А теперь предлагаю согреться, ведь в лесу холодно.

        Физминутка

        На дворе мороз и ветер, Дети поднимают руки, качают в разные стороны

        Во дворе гуляют дети. Шагают на месте.

        Ручки потирают, Ладошки потирают

        Ручки согревают. Потирают сверху ладошек.

        Чтоб не мерзли наши ножки, Стучат по ногам

        Мы потопаем немножко. Топают.

        Плечиком подвигаем, Руки на пояс

        А потом попрыгаем. Прыжки.

        И не страшен нам мороз. Пальчик влево вправо.

        Хоть и щиплет щеки, нос. Показывают щеки, нос.

        Будем весело гулять, Хлопают

        И друг друга развлекать. Руки вверх.

        Воспитатель: Иду, иду, снежинку ищу. Следующая загадка. Нам надо выучить стихотворение о зиме.

        «Зима»

        Под с нежным покрывалом

        Покоится земля.

        В краю большом и малом,

        Всё снежные поля.

        Бери скорее санки,

        Из дома выбегай.

        Поедим утром рано

        Кататься в снежный край.

        Воспитатель: Посмотрите, а в лесу кто-то живет. Посмотрите у меня есть подсказка. (Мнемотаблица №3 с животными).

        Воспитатель: Предлагаю игру «Пантомима». Вы показываете животного, а мы отгадываем.

        Воспитатель: Ну, вот мы и совершили чудесную экскурсию в лес. Мы помогли Зиме. А сегодня у нас мороз и солнце, какое оно волшебное. Давайте скажем про него красивые слова-сравнения:

        Солнышко желтое, как. (лимон, одуванчик.)

        Солнышко круглое, как. (мячик, шарик.)

        Солнышко ласковое, как. (мама, бабушка.)

        Солнышко теплое, как. (печка, рукавичка.)

        Солнышко яркое, как. (фонарик, лампочка.)

        Солнышко жаркое, как. (костер, огонь.).

        Воспитатель: Возвращаемся назад. Ждет нас с вами детский сад. Под музыку «Поезд», дети проходят по кругу и садятся на стулья.

        Воспитатель: Вы все сегодня были молодцы. Отвечали на вопросы, составляли рассказы, превращались в разных животных. Помогли Зиме.

Приложение № 6.

Консультация для родителей

Мнемотехника - искусство запоминания

        Цель: Данная анкета позволяет узнать, насколько родители знакомы с приёмами мнемотехники, необходимо ли проводить такую работу с детьми.

        Что такое МНЕМОТЕХНИКА?

        «Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

        Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.

        Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.

        Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.

        Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации.

        Этот навык можно сравнить с работой компьютера:

        - сознательно стирать запомненные данные;

        - контролировать длительность запоминания;

        - перемещать запомненные данные.

        На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ.

        Так что же дает мнемотехника?

        - возможность накапливать огромное количество информации;

        - колоссальную экономию времени при запоминании;

        - возможность быстрого обучения;

        - мощное развитие мышления и внимания;

        - эффективную гимнастику для мозга.

        Суть методики для запоминания стихов.

        Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

        Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

        Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

        Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.

        Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным.         Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов.

        Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

        Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

        Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:

        • развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении;

        • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

        Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). На доске по одному полю заполняются пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.

        Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

        Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

        Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

        Описание методики;

        - Берем заданное на изучение стихотворение.

        - Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

        - Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

        - После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

        - Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

        Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Приложение № 7

Игра «Собери слова»

http://avspomni.ru/wp-content/uploads/2012/09/snezn-kucha.jpg

        Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

        Есть слово ласковое, маленькое – снежок. Есть слово длинное – снегопад. Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком). Есть слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка. Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик. Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка. Есть слово – цветок – подснежник.  Есть слово — птица — снегирь.

        Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

Приложение № 8

Составление загадок с помощью мнемотаблиц.

        Цель: Развитие связной речи детей.

        Задачи:

        Речевое развитие:        

Учить детей самостоятельно придумывать символы, составляя с помощью воспитателя таблицу с элементами мнемотехники.

        Тренировать в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных.

        Закрепить правильное звукопроизношение звуков «с», «ш», «з».

        Материал: Игрушки, картинки (с изображением животных, времен года.)

        Предварительная работа: Беседы о зиме, рассматривание картинок, составление схем с элементами мнемотехники.

Ход занятия

        Воспитатель: Ребята, какое время года вам больше всего нравится? Дети называют времена года.

        Воспитатель: А во что вам нравится играть зимой? Дети перечисляют игры. Воспитатель предлагает детям придумать символы, обозначающие «дождь», «лужу», «снег», «солнечные лучи», «зиму», «падает», и т. д.

        В результате дети уже могут составить нужные схемы для составления загадок. Воспитатель показывает схему загадки и предлагает детям отгадать.

1 загадка. В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Воспитатель: Когда это бывает? (зимой)

2 загадка. Все белым-бело сегодня,

И светло, хоть солнца нет,

С неба сыплется холодный,

Белый, белый, мягкий … (снег)

3 загадка. Хоть сама –и снег и лед,

А уходит-слезы льет (зима)

4 загадка. Падает снежинка-легкая звезда

А за ней вторая, третья,-без конца (снегопад)

5 загадка. С неба падают зимою и кружатся над землею

Легкие пушинки, белые (снежинки)

6 загадка. Снежок порхает, кружится, на улице бело,

И превратились лужицы в прозрачное стекло (зимой)

7 загадка. Рано утром вышел дед, в шубу новую одет,

Захотел проверить сам по лугам и по лесам,

Все ли ждут в наряде новом? Все ль его встречать готовы (Дед Мороз)

8 загадка. Под голубыми небесами, великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит (зимой)

9 загадка. Идет- по деревьям шагает, трещит по замерзшей воде,

И яркое солнце играет в косматой его бороде (Дед Мороз)

Воспитатель хвалит детей.

Приложение № 9

Заучивание стихотворения Р.Кудашевой «Вот пришла зима серебристая» с использованием мнемотехники.

        Задачи:

Речевое развитие

1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима».

2. Совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам

3. Упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «Какая», «Какой».

4. Упражнять в подборе слов-родственников.

5. Совершенствовать интонационную выразительность речи

Физическое развитие:

1. Обеспечить развитие мелкой моторики рук

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
  2. Воспитывать любовь к природе.

Художественно – эстетическое развитие:

  1. Вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений о зиме, интерес к художественному слову.

Словарная работа: иней, серебристая, снежные огоньки

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы и рассматривание картин по теме «Зима».

- Наблюдение за снегопадом на прогулке.

Материал:

Демонстрационный:

- Атрибуты для создания «Зимней» атмосферы в группе;

- Мнемотаблицы для заучивания стихотворения

- Ноутбук - для показа презентации, интерактивная доска

- Устройство для прослушивания записи MP - 3 физкультминутка

Раздаточный:

Бумага с таблицей, клей-карандаш, простые карандаши по количеству детей и один комплект для воспитателя

Методы и приемы:

- Загадывание загадок

- Беседа

- Рассказ воспитателя (о поэте)

- Рассказывание стихотворения

- Игра

- Объяснение инструкция

- Самостоятельная работа

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их, скажем «Здравствуйте»

Воспитатель: Сегодня к вам в детский сад пришло письмо, адресованное детям старшей группы. Что же в нем написано?

«Здравствуйте ребята. Вы умеете отгадывать загадки? Попробуйте отгадать, кто я?

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня.. (Зима)

Читаю дальше. Девочки и мальчики, для начала хотелось бы мне узнать, сможете ли вы отгадать загадки о том, что бывает зимой.

Рисовать на окнах - мастер,

Но не требует фломастер...

Щиплет щёки, щиплет нос

Надоедливый... (мороз).

- Посмотрите, правильно ли вы отгадали.

Воспитатель: Слушайте следующую загадку, и попробуйте её отгадать.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. - Молодцы, отгадали.

Холодный, но не лед,

Белый, но не сахар,

Легкий, но не пух,

Мягкий, но не вата.

Что это такое? (Снег.)

Башмаки - Озорники

Мчат меня по льду реки. (Коньки)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Слушаем дальше.

Завывает за окошком,

Ледяною сыпет крошкой.

Снегом мягкую постель

Стелет по полям ... (Метель)

Воспитатель: Хорошо, молодцы. Слушайте последнюю загадку.

В белом бархате деревня —

И заборы, и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт.

Воспитатель: Молодцы ребята! Хорошо отгадываете загадки. Посмотрите, вы отгадали все признаки зимы. Сейчас давайте ещё раз все вместе назовём их.

Воспитатель: Что же пишет нам Зима еще:

«Ребята, шла я к вам в детский сад издалека, повстречала «Осень», она мне рассказала, как замечательно вы её провожали, какие красивые стихи читали!»

Воспитатель: Но и про зиму сложено много красивых стихотворений. Многие поэты прославляли зиму в своих произведениях. Это, мы знаем, и А.С. Пушкин «Буря мглою небо кроет», и С. Есенин «Белая береза». А сегодня я хочу вас познакомить еще с одним автором и его произведения. Для этого я вас приглашаю в литературную гостиную.

Это поэт Раиса Адамовна Кудашева. Раиса Адамовна уже с детства писала стихи. Много лет работала учителем в школе, а потом библиотекарем. Раиса Кудашева — автор стихотворения «Ёлка», часть этого стихотворения была положена на музыку. Так появилась песня «В лесу родилась ёлочка». Эту песенку знают и любят все и взрослые, и дети. Но кроме этого, поэт Р.К написала еще очень много стихотворений для детей. И вот с одним из я хочу вас сегодня познакомить. Называется оно «Вот пришла зима серебристая»

Воспитатель: Итак, я буду читать стихотворение, а вы в это время можете закрыть глаза.

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое!

Днем с детьми на коньках все катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается.

В окнах пишет узор льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор свежей елочкой!

Воспитатель: Понравилось стихотворение? Представили зиму? Какая зима пришла? Что она сделала?

Воспитатель: Покажите движением, что вы представили. Вот зима пришла серебристая. Как ходит зима (неторопливо плавно)

-Каким снегом зима замела поле? А как она мела? А поле, какое до этого было (чистое) А стало каким (белым, снежным)

Воспитатель: Днем с детьми на коньках все катается, Днем (покажем руками, где у нас солнышко днем – высоко на небе)

Ночью в снежных огоньках рассыпается. (Что мы делаем ночью: спим)

В окнах пишет узор льдом-иголочкой.

И стучится к нам во двор свежей елочкой!

Воспитатель: Попробуем выучить это стихотворение наизусть?

Воспитатель: Тогда поиграем в игру «Шифровальщики», то есть попробуем это стихотворение нарисовать. Приглашаю сесть вас за столы. У каждого из вас лежат: лист белой бумаги с нарисованной таблицей, простой карандаш, клей-карандаш и несколько готовых картинок.

Воспитатель: Но для начала я вам предлагаю сделать массаж. Я говорю, а вы делаете.

Я желаю, чтобы голова ваша – думала,

Я желаю, чтобы глаза все видели,

Я желаю, чтобы рот – красиво говорил,

Я желаю, чтобы уши слушали внимательно,

Я желаю, чтобы руки рисовали аккуратно,

Я желаю, чтобы тело было здоровым,

Я желаю вам здоровья!

Воспитатель: Что ж приступим к заполнению наших таблиц.

Вот зима пришла серебристая, зима на какую букву начинается «З». Рисуем «З». Ходим мы с помощью чего (ноги). Зима пришла, какого цвета. Выберите этот цвет.

Белым снегом замела поле чистое. Найдите картинку белого снега. Хорошо. А чем мы метем (метлой) Рисуем метлу. И поле. Рисовать поле мы тоже умеем.

Днем с детьми на коньках все катается, днем солнышко где (высоко).

Дети это кто? Девочки и мальчики. Девочка (круг, треугольник; мальчик круг, перевернутый треугольник).

И картинка коньков (приклеиваем).

Ночью в снежных огоньках рассыпается.

Что бывает на небе ночью (Месяц, звезды). Ночью, при лунном свете снежинки, падая вниз, светятся как фонарики или огоньки. Находим картинку снежные огоньки, и приклеиваем

В окнах пишет узор льдом-иголочкой. Рисуем окна, а не одно окно, узор – волнистая линия, и льдинку острую, на льдинке рисуем ушко, потому что это иголочка.

И стучится к нам во двор свежей елочкой. Постучите. Чем обычно стучим (кулачком). Два кулачка – два кружочка.

Наш двор – это дом и забор. И рисуем елочку. Все успели? У всех получается? Хорошо, молодцы!

Воспитатель: Но пришло время немного отдохнуть

1. Вот так холод, вот мороз,

Больно щиплет нос. Больно щиплет нос.

Чтоб согреть его скорей,

Надо потереть сильней.

Чтоб согреть его скорей, потереть сильней.

2. Будем ножки согревать,

Прыгать и скакать. Прыгать и скакать.

Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.

Очень холодно стоять, стали замерзать.

3. Крепче стал мороз никак,

Мерзнем стоя так, Мерзнем стоя так

Нам пора бежать бегом.

Нам нельзя идти пешком.

Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.

4. Чтобы ручки согревать,

Будем их махать. Будем их махать.

И в ладоши будем бить.

И локтями шевелить.

И в ладоши будем бить, локтями шевелить.

5. Мы на месте не стоим,

Мы бежим, бежим, Мы бежим, бежим

Чтоб согреться поскорей,

Надо побежать быстрей.

Чтоб согреться поскорей, побежим быстрей.

Воспитатель: А теперь еще одна игра «Лучший чтец». Сначала послушайте меня, а пока я рассказываю, смотрите на свои таблицы и повторяйте про себя.

Воспитатель: Кто хочет сейчас с помощью своих рисунков рассказать стихотворение?

Дети читают стихотворение. За рассказанное стихотворение приз – снежинка

Воспитатель: Вот молодцы! Порадовали вы зимушку! А я хочу подарить вам эту волшебную таблицу, что бы вы ещё раз поучили стихотворение. И смогли рассказать его своим родителям или друзьям. А наша литературная гостиная закрывается.

Воспитатель: Понравилось ли вам гостить здесь? (А что понравилось больше всего? А что не понравилось совсем?) Если да- то возьмите улыбающееся солнышко, если нет - то грустное солнышко.

Приложение № 10

Семинар – практикум для педагогов

«Современные подходы к организации работы с детьми

по ознакомлению с художественной литературой»

Цель семинара:

Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».

Задачи семинара:

1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.

3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.

Ход мероприятия

Вводная часть:

Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда – то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Мы предлагаем вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вы читали или слушали в детстве. (Участники образуют круг, поочерёдно передавая друг другу предмет, называют произведения. Затем все садятся за столы)

Вступительное слово.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга — источник обогащения всех сторон речи ребенка.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, формирование его духовных ценностей!

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Главная миссия области «Чтение художественной литературы» – воспитание в ребёнке читателя, который «Начинается» в дошкольном возрасте.

Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель – дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важным моментами деятельности взрослого при реализации ОО «ЧХЛ» являются:

  • Формирование круга детского чтения (КДЧ)
  • Организация процесса чтения.

- Что такое круг детского чтения? (ответы педагогов)

КДЧ – это круг произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми.

Задание: определить, какие произведения входят в КДЧ. (Педагогам предлагаются произведения разных авторов и жанров. Необходимо распределить их на 4-5 групп.)

Но для начала вспомним, какие литературные жанры вы знаете? (Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.)

В КДЧ входят (Гурович Л.М.):

  • произведения детского фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
  • произведения русской и зарубежной классики (А. С. Пушкина, К. Д. Ушинского, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, Г. Х. Андерсена, Ш. Перро и др.);
  • произведения современной отечественной литературы (В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, Е. Благининой, З. Александровой и др.).
  • произведения народов мира.

Формы работы по приобщению детей к чтению.

Освоение задач О.О. «ЧХЛ» осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности: развивающих, игровых, проблемно – игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх, а также средствами организации предметно – развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно – речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы. 

 Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой.

При ознакомлении с художественной литературой используются разнообразные методы литературного развития детей.

Задание: Подобрать приемы к методам ознакомления детей с художественной литературой. (Педагоги работают в группах.)

1 группа – словесные,

2 группа – наглядные,

3 группа – практические.

Словесный

-Чтение произведений. Чтение с продолжением.

-Вопросы к детям по содержанию произведений.

-Пересказ произведения

-Заучивание наизусть

-Выразительное чтение

-Беседа по произведению, о книге, после чтения

-Прослушивание грамзаписи

Практический

-Элементы инсценировки.

-Игры-драматизации

-Дидактические игры

-Театрализованные игры

-Использование разных видов театра

-Игровая деятельность. 

-Инсценирование.

Наглядный

-Показ иллюстраций, картинок, игрушек

-Элементы инсценировки

-Движение пальцами, руками

-Схемы

-Алгоритмы

-Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов.

-Оформление выставки

Изучив методическую литературу, мы нашли множество самых разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые используются в работе с детьмипо приобщению детей к ЧХЛ.

  • Традиция ежедневного чтения.
  • Оформление книжных уголков в группах детского сада.
  • Оформление выставок творчества отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.).
  • Выставки книг писателей-художников.
  • Тематические выставки: 

-книги народных детских песенок стран мира; 

-произведения, одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам.

-выставка книг, предназначенных разным возрастным группам читателей.

-выставки книг и детских журналов, издаваемых в отдельном городе или регионе.

-выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов.

-детские журналы.

  • Выставка – иллюстрация – выставка с рисунками читателей. Они могут быть: по определенной теме, к произведениям одного автора, по конкретной книге. Ее отличие от выставки — витрины в том, что рядом с рисунками размещаются цитаты из книг, к которым сделаны иллюстрации, стихи (если выставка тематическая).
  • Выставка – викторина. Вместе с литературой и оформлением, готовятся вопросы викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки. Вопросы могут быть составлены как ко всей выставке в целом, так и отдельно к каждому разделу.
  • Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
  • Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
  • Следующая форма работы — создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело — прочитать книгу, и совсем другое — сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами.
  • Неделя детской книги (книги-юбиляры, авторы-юбиляры, «Наши любимые сказки и т.д.)
  • Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого в ДОУ создаётся специальный календарь «Книжкины именины». В нем представлены писатели или книги, которые отмечают свой юбилей.
  • Еще одной формой приобщения детей к книгам является посещение занятий в местной детской библиотеке.
  • Использование проектного метода (Знакомство с писателями, изготовление книг и другое).
  • Создание макетов по любимым сказкам.
  • Вечера загадок, сказок.
  • Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.
  • Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям.
  • Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора
  • Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
  • Конкурсы
  • НОД по знакомству с художественной литературой, образовательные ситуации.

 Как продолжить работу по прочитанному произведению?

Нередко дети стремятся не только рассказывать произведения, но и придумывать продолжение любимой истории, новых приключений знакомых героев. Стремление к творческому рассказыванию необходимо поддерживать и помогать детям освоить некоторые приёмы фантазирования и сочинительства. Лучше всего для этого использовать народные сказки, которые, по меткому выражению Дж. Родари, являются прекрасным «строительным материалом» для детских историй. Раскроем некоторые приёмы развития детского речевого творчества на основе народных сказок (Акулова, Гурович «О.О. «Чтение художественной литературы»).

  • Метод «Сказка + слово».

Детям называют 5 слов — названий героев, предметов определенной сказки. Дошкольники узнают ее и кратко рассказывают содержание вместе с воспитателем. Затем педагог называет шестое слово (предмет или героя), не имеющее отношения к сказке, и предлагает сочинить историю (новую сказку), придумывая ему соответствующее назначение, характеристики, которые можно совершать при помощи данного предмета, характер и возможные действия героя.

На первых этапах детям потребуется наглядность: комплект сюжетных картинок (иллюстраций), на которых изображен главный герой в какой-либо ситуации, и вырезанные фигурки разных литературных и мультяшных героев. Задача детей — выбрать подходящего героя и придумать историю или ее фрагмент. Сначала можно ограничиться диалогами героев, которые рассказывают о себе и своих приключениях, затем главный герой «просит оказать ему помощь», а в заключение герои пускаются в новое путешествие, не похожее на уже знакомое.

  • Метод «Салат из сказок».

Дж. Родари предлагал вспомнить двух-трех героев разных сказок и объединить их в одну: их приключения будут переплетаться и приведут к новому сюжету. Эти герои могут быть названы взрослым или выбраны ребенком в ходе переворачивания карточек с изображениями героев из сказок и прозаических текстов.

  • Разыгрывание сказок, стихов с помощью пальцев.
  • Инсценирование произведения или его части в лицах (взрослый – автор, дети – герои).
  • Игра «Меняем сюжет». Например: сказка «Снегурочка». Предлагается изменить в сказке любую деталь.

- Представьте, что сказка будет называться «Деревяночка». Будет ли героиня бояться солнца? А чего она будет бояться больше всего? Начинается пересказ новой сказки.

  • Рисование мультика. Например: нарисуй рисунки к рассказу «Четыре желания». Затем пересказывает.
  • Рассказать по схемам.
  • Картинки с последующим сюжетом.

-перепутать картинки – иллюстрации (что неправильно, ставят в нужной последовательности и пересказывают).

- поставить одну картинку, найти, что было до и после.

  • Придумывание названия произведению.
  • Придумывание другого конца произведению (особенно с плохим концом: «Айога», «Лиса и журавль», «Кукушка»).
  • Письмо герою.
  • Рассказывание по цепочке.
  • Обыгрывание произведений.
  • Придумывание загадки о герое.
  • Рисование иллюстраций к придуманным сказкам.
  • Фантазирование.
  • Добавляется другой герой, или герой меняется, или изменяется элемент сюжета.
  • Игра «Заколдованные дети». Мимикой изображают по тексту.
  • Найди пазл, картинку. Во время чтения, рассказывания, дети находят детали пазла, картинку и т.д.

Методы и приемов ознакомления детей со сказками

Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, — познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Л.Б. Фесюкова в книге «Воспитание сказкой» предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).

Нетрадиционно — это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора (Памятка).

  • Знакомые герои в новых обстоятельствах.
  • Коллаж из сказок.
  • Сказка от смешного стишка.
  • Сказка от считалки.
  • Сказка от загадки.
  • Спасательные ситуации в сказках.
  • Сказки от странных историй.
  • Сказки от просто стишков.
  • Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
  • Сказки о чудищах.
  • Сказка продолжается.
  • Изменение ситуации в знакомых сказках.
  • Перевирание сказки.
  • Сказка, но по-новому.
  • Сериал в сказке.
  • Решение противоречий в сказке.
  • Моделирование сказок.
  • Сказки с новым концом.
  • Сказка с середины.
  • Частица «не» и новая сказка.
  • Из сказки убежали все глаголы (существительные).
  • Сказка от пословицы.
  • Моделирование сказок (обучение дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры).

Например, три одинаковых по величине и цвету кружка означают сказку «Три поросенка»

Задание для педагогов:

Какие геометрические фигуры можно подобрать к этим сказкам?

-Сказка «Три медведя»

-Сказка «Волк и семеро козлят»

-Сказка «Репка»

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит.

Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

В методике работы с художественной литературой определились те педагогические средства, которые содействуют повышению уровня восприятия детьми литературных произведений.

Об этих педагогических средствах мы и поговорим сейчас.

1) Из каких частей состоит книга?

Обложка – лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.

Форзац – разворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой.

Корешок – полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

Титульный лист – заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

Страница – одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

2) Какая самая главная задача при ознакомлении детей с художественной литературой, на ваш взгляд? Определите ее. (Ответы педагогов.)

Развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. Развивать чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительность средств (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

3) Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Ответы педагогов.)

Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить произведения о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т. д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

4) Какова схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой? (1 – вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения; 2 – основная часть – работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов; 3 – заключительная часть.)

5) Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (Ответы педагогов.)

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

6) Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

7) Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время?

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например, в ожидании еды, умывания и т. п. Ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте.

Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

Викторина «Мир литературы».

1. Из каких произведений эти отрывки:

  • «А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара – широкие карманы. Увидав великую груздеву силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть».

(В. Даль «Война грибов с ягодами».)

  • «Дети хлопали в ладоши и плясали от радости и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. И дети, и взрослые говорили:

- Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой».

(Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».)

  • «Пошла Аленушка в огород, а в огороде-то хорошо. А в огороде-то жарко-жарко, а в огороде-то тихо-тихо, только пчелики жужжат, да комарики пищат...

Пробежала Аленушка грядку с капусткой, пробежала грядку со свеклой, пробежала грядку с морковкой».

(«Пых», русская народная сказка.)

  • «Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком.

- Эх, братик, до чего же мне есть хочется, - пожаловался младший.

- И мне хочется! – сказал старший».

(«Два жадных медвежонка», венгерская сказка.)

  • «Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

- Как же это так? – спрашивает Митю отец.

- Ножик плохой, - отвечает Митя».

(Е. Пермяк «Торопливый ножик».)

  • Купит с горем пополам,

Повернется к зеркалам –

Вся портновская работа

Разъезжается по швам.

(С. Михалков «Дядя Степа».)

  • «Бабушка подала чай. За столом было тихо. Куски печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша».

(В. Осеева «Печенье».)

2. Назовите особенности сказок.

● Трехкратное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза не● Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго.

● Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка.

● Встречается число 7: в «Репке» 7 персонажей, «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов».

● Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.

● Почти во всех сказках счастливый конец.

● Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.

3.Сказочные заклинания:Кто говорил такие волшебные слова?

- По щучьему велению, по моем хотению. (Емеля в Р.Н.С. «По щучьем велению).

- Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. (Иванушка- дурачок в Р.Н.С. «Сивка- Бурка»).

- Сим- сим, открой дверь! (Али-Баба, арабская сказка «Алибаба и сорок разбойников).

- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…

(Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик»).

-Раз, два, три. Горшочек вари! (девочка из сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»).

- Кара-барас. (Мойдодыр К. Чуковского).

- Мтабор. (Калиф.В. Гауф «Калиф- Аист»).

- Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, Скорики, морики. (Бастинда из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

- Крекс, пекс, фекс. (А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).

- Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед луной. Бурум-шурум, шалты- балты. Кто ты? Кто я? Был-я, стал- ты. (Нильс.С Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).

4 Составьте небольшой рассказ или сказку по технологии мнемосхемы из картинок.