Самообразование

Рыбалко Антонина Владимировна

Предварительный просмотр:

 план работы по самообразованию

воспитателя МБДОУ №32 «Лесная сказка» Рыбалко А.В.

Тема: «Развитие связной речи, памяти и воображения  детей средствами мнемотехники»

Цель: облегчить у детей процесс становления связной речи, памяти и воображения средствами мнемотехники.

Задачи: 

- повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, интернет – ресурсов.

- развивать связную речь, память и воображение детей, учить изображать картинку каждой фразы, воспроизводить по опорным рисункам стихи, развивать умение самостоятельно по памяти собирать стихотворение.

- подготовить и провести консультацию на тему: «Развитие связной речи и памяти детей средствами мнемотехники»;

- создать  и пополнить картотеку  мнемотаблиц,

- поделиться опытом составления мнемотаблиц  на персональном  сайте

Перспективный план самообразования на 2020-2021 уч.год:

Месяц

Тема и содержание

Работа с детьми

Сентябрь

Подбор литературы. Составление плана по самообразованию

Проведение диагностического обследования с целью выявления у детей уровней развития речи

Октябрь

Изучение опыта работы по заданной теме, работа на интернет – сайтах

Рисование схемы по составлению рассказа про осень

Ноябрь

 

Составление таблицы по теме «Зима»

«Нарисуй своё стихотворение»

Декабрь

 Продолжение изучения методической литературы по данной теме:

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;

Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

«Нарисуй свою сказку»

(развивать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц)

Январь

Подбор практического материала работы с мнемотаблицами. Составление картотеки мнемотаблиц

Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательного рассказа.

( формировать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц, выразительно передавая диалоги персонажей)

Февраль

Составление таблицы по картине  «Зима»

Составление описательного рассказа по картине (формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы)

Март

Оформление папки « Учим стихи с помощью мнемотехник».

Создание картотеки мнемотаблиц

Рассматривание иллюстраций к стихам.

Апрель

Продолжение изучения   литературы:        Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» 

Составление рассказа «Космос», составить вместе с детьми описательный рассказ.

Май

Составление анализа о проделанной работе. Работа с персональным сайтом

Повторение  ранее разученных стихотворений по мнемотаблицам



Предварительный просмотр:

                                                                             Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №32 «Лесная сказка»

 г. Пролетарска Пролетарского района

Ростовской области

                                                                             

План по самообразованию на 2021-2022г.

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста» 

                                       

                                         Воспитатель: Рыбалко А.В.                

                                                 

Пролетарск

 2021г.

Период работы над темой: 9 месяцев

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2021 г.

Месяц окончания работы: май 2022 г.

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста» 

Цель: Развитие связной речи посредством мнемотехники. 

Задачи:

1. Совершенствовать диалогическую  форму речи;

2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рас-          

сказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;                                                

развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность,

умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать мышление,

внимание, воображение, память;

3. Создать условия для развития связной речи: разработать и апробировать се-

рию занятий с использованием мнемотехники; создать наглядный материал,

включающий в себя приемы мнемотехники; 

5.Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

Предполагаемый результат

- У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

- Появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- Словарный запас выходит на более высокий уровень;

- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед

аудиторией;

- Родители вовлечены в процесс речевого развития детей.

Актуальность выбранной темы 

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему                                                                     Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,                                                                 Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,                                                                  Их он усвоит на лету.                                                                                                                            

                                                            К. Д. Ушинский.

С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития - это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.

В речи детей существует множество проблем: односложная речь, неспособность построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ); отсутствие навыков культурной речи.

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:

-Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка;

-Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка;

-Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания;

-Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

  Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста. А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.

1. В пересказе;

2. В составлении рассказов;

3. В заучивании стихотворений;

4. В формировании грамматически развитой речи.

 Формы работы с детьми

- Совместная работа с детьми; индивидуальная работа с детьми

   

Перспективный план работы с детьми на 2021-2022 учебный год.

   Месяц

             Тема                      

                               Задачи

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Мнемотаблицы, мнемодорожки»

Знакомство с мнемотаблицей, мнемодорожкой, мнемотехническим запоминанием слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения, развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти.

«По дороге в детский сад».

Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки.

Русская народная сказка «Рукавичка».

Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Стихотворение Е. Трутневой «Листопад».

Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Описательный рассказ «Расскажи про осень»

Учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки, расширение словаря существительных, прилагательных, употребление сложноподчиненных предложений с союзом «а».

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень», развитие зрительного восприятия, логического мышления, учить составлять мнемотаблицу.

«Моя семья»

Составление рассказа «Моя семья».

Упражнять детей в составлении рассказа по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.

Стихотворение «День и ночь» П. Соловьева

Заучить стихотворение с помощью мнемотаблицы. Поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

«Моя любимая сказка»

Предложить детям самим составить мнемотаблицу о своей любимой сказке.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Расскажи о профессии»

Активизация предметного словаря: название профессии, орудий труда, расширение словаря действий; учить составлять мнемодорожку.

«Мое село»

Расширение словаря существительных по теме «Мое село», обучение составлению связного рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина.

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу, соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Русская народная сказка «Жихарка».

Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Расскажи о зиме»

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима», развитие зрительного восприятия, логического мышления, составление предложений, учить составлять мнемотаблицу.

Русская народная сказка «Снегурочка»

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Встречаем Новый год»

Расширение словаря существительных по теме «Новый Год», развитие фразовой речи, учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление.

Январь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Мое здоровье»

Расширение словаря существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой речи, употребление предложений с распространенными однородными членами, учить составлять рассказ по мнемотаблице.

Стихотворение «Что нужно делать каждый день?» Н. Д. Ходжимирова

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Дикие животные»

Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Мои игрушки»

Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой»«моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Стихотворение «Два флота»

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Мои защитники»

Расширение словаря существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

Русская народная сказка «Каша из топора».

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Как я помогаю маме»

Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки.

Стихотворение «Сказки слушать я люблю»

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

Русская народная сказка «Теремок»

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Расскажи о деревьях»

Расширение словаря существительных по теме «Деревья», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Расскажи о весне»

Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

Стихотворение «Апрель» С. Маршак

Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Транспорт»

Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт», согласование количественных числительных с существительными, употребление предложений разных типов, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы.

«Составление творческих рассказов»

Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Расскажи о своем крае»

Расширение словаря существительных по теме «Мой край», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

Стихотворение «Что мы Родиной зовем?»  В. Степанов

Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

«Расскажи о цветах»

Расширение словаря существительных по теме «Цветы», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

«Стихи, рассказы по выбору детей»

Дать возможность детям выбрать стих или рассказ по его интересам, проявить инициативу, закрепить умение составлять мнемотаблицы.

 

      Работа с родителями в течение года

1. Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

2. «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

3. «Развитие речи детей средствами мнемотехник».

Изучение методической литературы по данной теме в течение года, создание картотек

 -Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;

- Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»;

- Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»;

- Изучение методик и технологий в интернет-ресурсах;

- Создание картотек: «Словесный каскад», «Составь рассказ», «Расскажи стихотворение».



Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

«Использование приема мнемотехники, как средство заучивания стихов среднего дошкольного возраста по программе

"От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой»

                                     


План работы по самообразованию

Тема: «Использование приема мнемотехники, как средство заучивания стихов среднего дошкольного возраста по программе "От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой»

Цель: познакомить дошкольников с простым приёмам запоминания стихов.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  2. Способствовать развитию основных процессов: памяти, внимания, образного мышления.
  3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  4. Способствовать формированию интереса у детей к заучиванию стихов с помощью приема мнемотехники.
  5. Вовлечение родителей в совместную работу по теме приема мнемотехники, как средство заучивания стихов среднего дошкольного возраста

Литература:

  1. Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
  2. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985.
  3. Матюгин И., Жемаева Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. — М.: «Рипол Классик», 2000.
  4. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6.
  5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста // С. Петербург, Учеб но-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.
  6. Роговенко Т. Речевые тренажеры? Да! // «Воспитание и обучение». — 2004,— №10.
  7. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.
  8. Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.
  9. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». — 2006 (июль—август).

I Этап  Сентябрь

Подбор материала по данной теме: «Использование приема мнемотехники, как средство заучивания стихов среднего дошкольного возраста»

Постановка целей и задач по данной теме.

II Этап  Октябрь Подбор и изучение литературы

Составление перспективного плана на год стихов для заучивания

III Этап Перспективный план на год стихов для заучивания

Ноябрь

1.Заучивание стихотворения В. Волининой «Осень добрая пришла» используя прием моделирования.

2.Консультация для родителей на тему «Развиваем память ребёнка»

Мнемотаблица стихотворения В. Волининой «Осень добрая пришла»

Декабрь

1.Заучивание стихотворения В.Петрова «Дед мороз прислал нам елку» используя прием моделирования.

2 .Консультация для родителей на тему «Развиваем речь ребёнка»

Мнемотаблица стихотворения В. Петровой «Дед мороз прислал нам елку»

Консультация для родителей

Январь

1.Заучивание стихотворения В.Орлова «Мишка, мишка, что с тобой» используя прием моделирования.

2 .Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет»

Мнемотаблица стихотворения В.Орлова «Мишка, мишка, что с тобой»

Февраль

1. Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири», используя прием моделирования.

Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами»

Мнемотаблица стихотворения Н. Нищевой «Снегири»

Март

1. Заучивание стихотворения Т. Дмитриева «Весна пришла» используя прием моделирования

2. Папка передвижка для родителей

«Составляем и используем мнемотаблицы дома».

Апрель

1.Заучивание стихотворения С. Маршака «Апрель» используя прием моделирования.

2. Мастер – класс «Заучивание стихотворение с помощью мнемотаблиц»

Мнемотаблица стихотворения С. Маршака «Апрель»

Май

1.Заучивание стихотворений Н.Майданник «День победы» используя прием моделирования

2.Доклад «Использование мнемотаблиц в заучиваний стихотворений среднего дошкольного возраста»



Предварительный просмотр:

Тема  самообразования

 «Использование приемов  эйдетики и мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей »

    Актуальность:

          Анализируя результаты наблюдения развития памяти детей дошкольного возраста, отмечаем следующую тенденцию: всё чаще наблюдаются ограниченное запоминание у детей. Образная, богатая описаниями запоминание у детей - явление очень редкое. Неполноценное развитие памяти накладывает отпечаток на формирование следующих психических процессов - недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания.  Дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно - обоснованных путей развития речи и памяти  у детей дошкольного возраста.

        Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». Эта возрастная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновременно видел, слышал, переживал и думал. В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации. Любой предмет представляется, сравнивается. Когда ребенок еще не говорит, родители с ним разговаривают и показывают ему все. Ребенок запоминает сказанное слово, также быстро, как он запоминает картинки и образы, если говорить это слово много раз, произнося его и указывая на предмет, который это слово обозначает, то ребенок, когда начнет говорить, он не просто говорит слова, он четко понимает, о чем идет речь. В мозге ребенка складывается следующая логическая схема: звук смысл графический образ. Следовательно, если дети мыслят образно, нам необходимо этим пользоваться в их обучении. Эйдетика метод, развивающая внимательность, мышление, она придает эмоциональную окраску познанию. Благодаря одновременности видения, слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью. По возможности надо стараться учить детей мыслить у первоисточника мышления, среди природы и труда. 

        Принцип Эйдотехники заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться.              

         Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский. Эффективность приемов эйдотехники основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. 

Цель:

Выявить эффективность использования  эйдетики  во всестороннем развитии дошкольников.

Задачи:

  • повысить свой педагогический уровень и профессиональную  компетентность; 
  • раскрыть понятие и значение метода эйдетики, как эффективного средства запоминания информации у детей и внедрение его в образовательный процесс;
  • создание условий и предпосылок,  способствующих  развитию связной речи, зрительной и слуховой памяти, воображения и творческой активности.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Срок 

Содержание работы

Сентябрь-октябрь

  • составить перспективный  план работы по самообразованию
  • спрогнозировать результаты по самообразованию
  • изучить нормативные акты в сфере дошкольного образования
  • подобрать и изучить методическую литературу
  • изучить публикации в периодических изданиях по теме самообразования
  •    провести анкетирование родителей по теме «Развитие памяти у дошкольников»
  •   провести консультацию с родителями по теме «Тренируем память и развиваем память у детей по методике Эйдетика»
  •   провести педагогическую диагностику детей
  •   подобрать дидактический материал
  •  провести  игровые упражнения  с детьми (картотека)

Ноябрь 

  •  изучить методическую литературу
  •  изучить публикации в периодических изданиях
  •  изучить передовой педагогический опыт
  •  оформить выставку литературы и  наглядного материала для родителей 
  •  проанализировать результаты анкетирования  и диагностики
  •  оформить папку-передвижку для педагогов  «Эйдетика как метод развития памяти у детей  дошкольного возраста»
  •  провести консультацию для педагогов  «Применение

     средств эйдетики на занятиях по развитию речи»

  • провести  игровые упражнения  с детьми (картотека)

Декабрь 

  •  изучить методическую литературу
  •  изучить публикации в периодических изданиях
  •  изучить передовой педагогический опыт
  • провести  игровые упражнения  с детьми (картотека)

Январь

  •  изучить методическую литературу
  •  изучить публикации в периодических изданиях
  •  изучить передовой педагогический опыт
  •  провести  игровые упражнения  с детьми (картотека)
  •  оформить папку-передвижку  для родителей «Развиваем образное мышление,  играя дома»

Февраль

  •  изучить методическую литературу
  •  изучить публикации в периодических изданиях
  •  изучить передовой педагогический опыт
  •  провести  игровые упражнения  с детьми (картотека)
  •  организовать совместное мероприятие для детей и родителей  «Тренируем память вместе»

Март

  •  изучить методическую литературу
  •  изучить публикации в периодических изданиях
  •  изучить передовой педагогический опыт
  •  провести  игровые упражнения  с детьми (картотека)

Апрель

  •  изучить методическую литературу
  •  изучить публикации в периодических изданиях
  •  изучить передовой педагогический опыт
  •  провести  игровые упражнения  с детьми (картотека)
  •  провести открытый показ  НОД  для родителей (итоговое занятие)

Май

  •  провести педагогическую диагностику детей
  •  провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию
  •  обобщить результаты самообразования, написать отчет
  •  подготовить фотоотчёт
  •  выступить с отчетом на педсовете
  •  подготовить материалы для публикации на своем сайте



Предварительный просмотр:

«Использование приемов  эйдетики и мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей »

Мой процесс подготовки  по теме самообразования включал в себя:

 1. Изучение условий создания благоприятной атмосферы для детей в процессе проведения игр или занятий направленных на развития памяти.

 2. Ознакомление с теоретическими основами применение методов и приемов Эйдетики.

3. Формирование умений и навыков практического использования методов и приёмов Эйдетики направленных:  

- на развитие и укрепление памяти у детей;

- на создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;

-на обучение запоминания различных формах и ситуациях.

-на апробирование методов проведения целенаправленной работы на развитие памяти у детей в семьях или домашних условиях. 

-на ознакомление и внедрение изученного материала в практических занятиях.

При решении поставленных задач постаралась придержаться следующим приемам работы:

-создание условий соответствующих для развития памяти и воображения детей;

-организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих развитие интереса к применяемой игре;

-создание условий для формирования навыков самостоятельной деятельности детей;

-систематическое усложнение материала с учетом плана самообразования  и возраста детей;

-включение  игр направленных на развитие памяти в повседневную жизнь детей.

Работа   с детьми:         

          В результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы старшего дошкольного возраста проведена работа:

- по развитию памяти у старших дошкольников разными методами эйдетики, направленные на развитие зрительной и тактильной памяти, улучшение памяти и навыкам запоминания большого количества информации;

- образно-ассоциативного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;

- развитие речи; стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе. 

В рамках реализации плана самообразования были проведены следующие занятие в игровой форме:

Сентябрь – октябрь. Изучение и сбор материалов. Создание картотек игр

Ноябрь – декабрь. Игры, направленные на развитие  памяти:

Игра «Запомни и нарисуй»

Рисование узора по памяти.

Игра «Детектив» Игра «Что пропало?», «Копируем художника», «Кукловоды».

Работа с родителями:

- Разработан буклет для родителей «Тренируем память дома» направленный на  формирование наглядно-образного мышления ребенка

- Памятки родителям по применению методов Эйдетики при закреплении дома освоенных материалов в ДОУ.

Разработала консультацию для воспитателей на тему: 

«Память и внимание дошкольника»

Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников проведены в течение 4 месяцев ( с сентября по декабрь).

 Результатом процесса самообразования считаю пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление детального анализа работы с детьми. Пополнение  педагогической копилки методическими материалами для детей и родителей.

 Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.

Основное направления темы самообразования на следующий период:

- формирование практических умений развивать зрительной и слуховой памяти  у детей дошкольного возраста.