Диагностический инструментарий для педагогов

Уфимцева Виктория Алексеевна

В данном разделе представлены тесты и анкеты для работы педагога-психолога с педагогическим коллективом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)

Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) коллектива.

Социально-психологический климат - это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Социально-психологический климат (Б.Д. Парыгин) - важный показатель уровня развития коллектива.

В предлагаемом задании уровень благоприятности психического климата определяется методом опроса. Методика ценна тем, что позволяет квантифицировать (изучать) не только степень благоприятности, но и выявить те свойства коллектива, которые объединяют его (+), и те, которые разобщают коллектив (–).

Уровень социально-психологического климата в коллективе оценивается по полярным профилям: 3 2 1 0 -1 -2 -3.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Оценки :
3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
2 – свойство проявляется
в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом  (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:

22 и более

высокая степень благоприятности социально-психологического климата

от 8 до 22

средняя степень благоприятности социально-психологического климата;

от 0 до 8

низкая степень (незначительная) благоприятности;

от 0 до (-8)

начальная неблагоприятность социально-психологического климата;

от (-8) до (-10)

средняя неблагоприятность;

от (-10) и ниже

сильная неблагоприятность

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать, затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительно), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).

Приведенная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые заложены в опросном листе).

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

ФИО_________________________________________________________________

Стаж работы__________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________


/3 2 1 0 –1 -2-3/


1.

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения


Преобладает подавленное настроение


2.

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии


Конфликтность в отношениях и антипатии


3

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание


Группировки конфликтуют между собой


4.

Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности


Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.


5.

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива


Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство


6.

С уважением относятся к мнению друг друга


Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.


7.

Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные


Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива


8.

В трудные минуты для коллектива происходим эмоциональное единение «один за всех и все за одного»


В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения


9.

Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители


К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно


10.

Коллектив активен, полон энергии


Коллектив инертен и пассивен


11.

Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе


Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность


12.

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно


Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах


13.

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту


Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым




Предварительный просмотр:

Профилактика «Эмоционального выгорания»

ФИО_________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ:

  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2—3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
  10. Моя работа притупляет эмоции.
  11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. .
  13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
  14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  16. Меня часто расстраивают то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу. помощь.
  17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  20. Из-за нехватки времени, усгалости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
  21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
  24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
  25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
  26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.
  29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
  31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
  33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  34. Я очень переживаю за свою работу.
  35. Партнерам по работе oтдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от ниx признательности.
  36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу. людям.
  39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
  40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
  42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».
  43. Усталость .от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
  44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
  46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
  47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
  49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
  50. Успехи в работе вдохновляют меня.
  51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
  52. Я потерял покой из-за работы.
  53. На протяжении последнего .года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов). .
  54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
  55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
  56. Я часто работаю через силу. .
  57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
  59. Иногда иду ни работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не cлышать.
  60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
  61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
  62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  64. Я в отчаянии из-за того, что на работе, у меня серьезные проблемы.
  65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
  66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
  67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься. домашними делами.
  68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
  70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
  71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
  72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
  73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  75. Моя карьера сложилась удачно.
  76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
  79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
  80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
  81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
  82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
  83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
  84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных 

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов – указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

  1. определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,
  2. подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания»,
  3. находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12 симптомов.

«НАПРЯЖЕНИЕ»

  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10),+61(5), -73(5)
  2. Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2).+26(2),-38(10),-50(5),+62(5),+74(3),
  3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5),+63(1), -75(5)
  4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3),+28(5),'+40(5), +52(10), +64(2), +76(3) .

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»

  1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
  2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3). +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
  3. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2),.+43(5), +55(3), +67(3),-79(5)
  4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3),.+68(3), +80(10)

«ИСТОЩЕНИЕ»

  1. Эмоциональный дефицит: +9(3),+21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10)., +81(2)
  2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5). +70(5), +82(10)
  3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5),+72(2), +83(10)
  4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), 36(5), 48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Покaзатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов – не сложившийся симптом,

10—15 баллов – складывающийся симптом,

16 и более – сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической зашиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

37—60 баллов – фаза в стадии формирования;

61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
  • какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
  • в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

АНТИСТРЕССОВАЯ ПРОГРАММА

СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ СТРЕССА

Стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им?

Что может быть противопоставлено стрессу?

Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма. Их можно попытаться разделить на три группы:

Первая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д. 

Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз. 

Третья группа – способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.

Начало этого явления уходит в далекую древность, а масштабы потрясающи.

Распространение кокаина в Южной Америке (XIV в.) и опия на Среднем Востоке (XVII в.) произошли в критический период, когда в этих районах Земли свирепствовал голод. Попытки лечить депрессию (влиять на пониженное настроение) относятся к глубокой древности: так еще в VIII в. до нашей эры ассирийцы употребляли листья кокаина, чтобы “создать сытость у голодных, силу у слабых и забвение невзгод”.

Определенной притягательной силой обладает и алкоголь, которая заключается в особенностях его действия на человеческую психику. Воздействие алкоголя разносторонне. Умеренное и эпизодическое употребление алкоголя повышает настроение, смягчает беспокойство, тревогу, напряженность, делает человека более общительным, контактным.

Не будем отрицать временное антистрессорное действие алкоголя и никотина, но наряду с этими особенностями им присуща еще одна, - болезненное пристрастие к их употреблению. Но по сравнению с хроническим алкоголизмом или наркоманией стрессор – просто ягненок. Мы можем представить действие стрессора на организм в виде небольшой схемы.

https://refdb.ru/images/632/1263037/6219ee43.gif

Обладая антистрессорным действием, алкоголь, очевидно, должен оказывать определенное влияние на центральную нервную систему, хотя нет практически ни одной системы, ни одного органа в организме человека, которые не подвергались бы изменениям под воздействием систематического приема алкоголя.

Таким образом, не вызывает сомнения, что алкоголь - не лекарство от стрессора, а очень опасная вещь. Притупив несколько ощущение отрицательных эмоций, люди рискуют попасть в сети хронического алкоголизма, что несоизмеримо хуже любого стрессора.

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта.

Первый из них можно охарактеризовать словом “зато”. Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения – доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем («а другому гораздо хуже») позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу “зелен виноград”: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

Один из лучших способов успокоения – это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку.

Важный способ снятия психического напряжения – это активизация чувства юмора. Суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что его называют даже «стационарным бегом трусцой».

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

«Закаливание» от стрессов

Для успешного противостояния воздействию стрессовых факторов человек должен обладать определенными характеристиками, которые сделают его более адаптивным и помогут пережить стрессовую ситуацию. Такие особенности мы сами можем в себе развивать и совершенствовать.

К ним относятся:

1. Анализ ошибок мышления

Существует ряд ошибок мышления, которые могут приводить к неоправданно сильному, чрезмерному стрессу.

К наиболее частым ошибкам относятся:

  • «Чёрно-белое мышление». Мир видится в чёрно-белых тонах, без цвета и полутонов. Человек мыслит категориями «всё» или «ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью.
  • Чрезмерные обобщения. На основании единичных фактов формулируется глобальный (и ничем не подтверждённый) вывод. Часто используются слова «никогда, никто, ничего, все, всё, всегда».
  • Катастрофизация. Это своеобразное «раздувание из мухи слона». Происходит преувеличение негативного события до тех пор, пока оно не вырастает в сознании человека до размеров катастрофы. Могут использоваться слова «кошмарный, ужасный, страшный, трагический» и т.д.
  • Субъективизация. Другой вариант «превращения мухи в слона», когда человек настроен на определённое объяснение событий и упорно пытается найти этому подтверждение. Если же подходящих фактов не обнаруживается, «подтверждения» формируются из всего, что находится под рукой, в том числе из собственных эмоций.
  • Чрезмерный пессимизм. «Эффект подзорной трубы», при котором преуменьшаются хорошие новости и преувеличиваются плохие. Человек обращает внимание только на негативные стороны жизни, при этом упорно игнорируя позитивные моменты.
  • Мечтательность и отрицание реальности. Человек полон красочных, но абсолютно нереалистичных ожиданий насчёт себя, других людей, работы, профессии, окружающего мира и т.д. При этом часто не видит реальной проблемы или убеждает себя, что проблемы не существует, хотя на самом деле она очень актуальна.
  • Чрезмерная требовательность. Человек предъявляет к себе, другим людям и миру в целом неадекватные, завышенные требования и прикладывает неимоверные усилия к выполнению этих требований. Часто используются слова «должен, обязан».
  • Осуждение и ярлыки. Человек занимает позицию строгого судьи и выносит мысленный приговор себе или другому. Например: «я неудачник», «он плохой человек», и т.д.
  • Гедонистическое мышление. Мышление, нацеленное на максимальное удовольствие и полное устранение страданий и любых ограничений. Часто встречаются фразы: «я этого не выдержу», «мне это нужно прямо сейчас», «это слишком тяжело».
  • Вязкое мышление. Человек снова и снова возвращается к одной и той же мысли, пока она не заполняет собой все пространство сознания. При этом каждая последующая попытка решить проблему все менее успешна.

2. Распределение времени

Проанализируйте, как вы используете свое время.

  • Составьте список из шести наиболее важных целей вашей жизни, конкретного месяца, недели, дня. Включите в список то, что вам трудно делать, и обязательно хотя бы одну глубоко личную и приятную цель.
  • Составьте полный отчет об одном своем самом обычном дне, указывая, чем вы занимались и сколько времени на это потратили. Обратите внимание, сколько времени исчезает неизвестно куда! Затем составьте список этих дел, выделив среди них наиболее важные. В конце дня, пока все еще свежо в памяти, запишите время, которое вы затратили на выполнение основных дел. Сравните это время с тем, какое вы предполагали затратить.

График позволяет сразу заметить, где вы потратили время впустую, а где торопились безо всякой на то необходимости.

Вот два полезных совета, помогающих «найти» потерянное время:

  • ведите учет времени;
  • составляйте себе план на каждый день, неделю, месяц или год.

3. Позитивное мышление

Люди, овладевшие навыками позитивного мышления, воспринимают возникшую проблему как возможность развить свое умение справляться со сложными ситуациями. Вы можете влиять на свой образ мыслей.

  • Возьмите себе за правило думать позитивно о любой проблеме, не лишайте себя права быть оптимистом.
  • Избегайте чувства безысходности. Поймите: всегда есть нечто, что вы можете сделать для изменения ситуации.
  • Смотрите на проблему широко, стараясь проанализировать ее со всех сторон.
  • Создайте себе мысленную модель, позволяющую найти успешное решение, находясь в состоянии стресса.
  • Относитесь спокойно к неопределенности.
  • Ищите в неприятностях скрытые преимущества. Используйте свои ошибки и просчеты для того, чтобы лучше разобраться в проблеме.

Упражнение «Проблемная ситуация»

Инструкция: вспомните любую проблемную ситуацию, которая случилась с вами недавно, лучше в профессиональной деятельности. Выделите в ней:

  1. положительные и отрицательные моменты сложившейся ситуации;
  2. свои положительные и отрицательные черты в данной ситуации;
  3. положительные и отрицательные черты человека, с которым произошел конфликт.

4. От отрицания к утверждению.

Научитесь проделывать такое трехэтапное преобразование:

  • В каждом предложении найдите слово с отрицанием или негативным смыслом.
  • Исключите это слово или перефразируйте предложение так, чтобы оно звучало позитивно, позволяя «проявиться» вашему желанию.
  • Чтобы сделать свое желание более реальным, добавьте к позитивному высказыванию конструкцию с «если...» или «когда...».

Пример. Есть предложение «Никогда этого не переживу».

1. Отрицательные слова: Никогда. Не переживу. Исключите их из предложения и измените его так, чтобы оно выражало ваше желание.

2. Желание, сформулированное позитивно: «Я это переживу».

Оно реалистично? Не очень. Если вас настигли травмирующие переживания, нужно...

3. Добавить к полученному предложению что-нибудь, делающее его более реалистичным. Например: «Я это переживу, если получу квалифицированную помощь», — или любой другой вариант в соответствии с вашими обстоятельствами. С этого начинается решение проблемы.

5. Позитивные утверждения

Иногда нужно иметь в запасе позитивные высказывания, особенно если вы испытываете постоянный стресс или сталкиваетесь время от времени с одной и той же проблемой. В таких случаях помогает периодическое повторение утвердительных позитивных фраз. Вот несколько примеров простых утверждений относительно целей и возможностей.

  • «Я становлюсь сильнее и энергичнее, как в интеллектуальном, так и в физическом плане»
  • «День ото дня я становлюсь спокойнее и легче приспосабливаюсь к обстоятельствам»
  • «Я все больше верю в свою способность преодолеть трудности»
  • «Я могу научить свое сознание и тело работать согласованно»
  • «Я могу положительно относиться к людям и событиям»
  • «Я легче справляюсь со стрессом»

6. Умение брать ответственность за свою жизнь на себя

Жизненная установка оказывает громадное влияние на то, как мы переживаем стресс. Она представляет собой способ осмысления мира, проблем, возможностей и испытаний, встречающихся на нашем пути.

Установки людей, наилучшим образом справляющихся со стрессом, отличаются следующими тремя чертами.

  • Контроль над ситуацией. Эти люди — хозяева своей жизни, потому что они уверены в том, что смогут добиться поставленной цели, применив свои знания в решении стоящих перед ними задач.
  • Преданность цели. Эти люди видят смысл в том, что делают, и считают результаты своего труда нужными и полезными.
  • Радость преодоления. Эти люди рассматривают возникающие на их пути трудности и препятствия как вызов своим способностям, а не как преграды, поэтому воспринимают любые испытания не с негативной, а с позитивной точки зрения.

7. Уверенность в себе

Благодаря современным исследованиям психологи обнаружили очень простой способ, позволяющий повысить уверенность человека в себе: нужно предоставить возможность телу и сознанию действовать каждому по-своему, но совместно. Наше тело «помнит» эмоции, и мы можем научиться менять собственное настроение за счет сильных позитивных чувств, вспомнив их в нужную минуту, например, при столкновении со стрессовой ситуацией.

Если вы немного потренируетесь, чтобы связывать в своем сознании позитивные чувства с каким-либо действием, например, сжатием кулака, и будете повторять это довольно часто, то в скором времени столь простой жест поможет вам вспомнить это позитивное чувство!

В любой момент, когда вам понадобятся положительные эмоции, вы сможете воспользоваться этой связью, всего лишь сжав кулак.

Этот прием работает на увеличение силы вашей личности. Тренируйтесь описанным ниже способом хотя бы по 10 минут в день в течение месяца.

Упражнение. Сядьте удобно, глубоко расслабьтесь и «выдохните из себя» все напряжение. Представляйте себе приводимые далее сцены, вспоминая как можно живее зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Когда они достигнут уровня реальности, сожмите ведущую руку (ту, которой пишете) в кулак. Держите кулак в течение 30 секунд. Расслабьтесь и откройте глаза. Через минуту повторите упражнение.

  • Сцена 1. Вспомните тот момент в своей жизни, когда вы чувствовали абсолютную уверенность в себе и были собой довольны (какое-нибудь личное достижение, особый выходной, новое платье).
  • Сцена 2. Вспомните минуту, когда вы радовались чьей-то серьезной и очень важной для вас похвале (друга, отца, матери, учителя или возлюбленного).
  • Сцена 3. Подумайте о ком-нибудь, кем вы восхищаетесь. Неважно, приходилось вам встречаться с этим человеком или нет. Представьте себе, что вы стоите с ним рядом и по мановению волшебной палочки можете войти в его тело и посмотреть на мир его глазами! Пусть вызывающие ваш восторг качества этого человека наполнят вас.

8. Держаться с чувством собственного достоинства.

Это значит:

  • Дышать ровно и спокойно.
  • Использовать слово «я», говоря о себе, например: «Я предпочитаю, когда вы говорите более спокойно» или «Я хотел бы прояснить этот вопрос».
  • Поддерживать контакт глазами.
  • Использовать соответствующую мимику и жесты.
  • Говорить естественным, но решительным тоном.
  • Избегать упреков в адрес другого человека.
  • Быть оптимистично настроенным и надеяться на благополучный исход.

Задумав что-нибудь, посмотрите, соответствуют ли время и место вашим намерениям. К сожалению, приходится признать, что очень часто человек, с которым вы общаетесь, бывает не готов к сотрудничеству и, скорее всего, попытается уйти от предмета обсуждения всеми возможными способами. Ваш собеседник может прибегнуть к сарказму и другим проявлениям гнева, повести себя иррационально или просто вспылить. Вот несколько способов преодоления общепринятых приемов «блокировки», или противодействия.

9. Как погасить гнев

Откажитесь от разговора, пока собеседник не успокоится и не будет в состоянии вас выслушать. Скажите, например: «Я согласен говорить об этом, но не сейчас, когда ты так расстроена» или «Не кричи, пожалуйста. Успокойся и мы поговорим».

10. Избирательное игнорирование

Это означает, что не надо замечать провокационных или обидных замечаний.

Например:

Бывшая жена: «Когда ты будешь платить алименты на ребенка, как обещал?»

Бывший муж: «Ты ничего не понимаешь в деньгах. Ведешь себя, словно ребенок».

Экс-супруга не отвечает. Она отказывается реагировать на провокацию, но готова ответить на высказывание, касающееся предмета разговора, то есть вопроса о том, когда отец ребенка сможет заплатить алименты и почему он этого не делает. Любое деструктивное или несправедливое замечание должно быть встречено молчанием, причем вы сами должны сохранять полное спокойствие. Если собеседник продолжает грубить, всячески избегая ответа на вопрос, женщина может сказать: «Я слышу тебя, но надеюсь, ты понимаешь, что я не буду реагировать на подобные выпады. Я буду с тобой говорить только по делу».

Для того чтобы добиться успеха, нужно действовать последовательно. Не раздражайтесь ни на какие выходки собеседника, иначе он поймет, что сумел отвлечь вас от вопроса, который не хотелось обсуждать.

11. «Испорченная пластинка»

Спокойный отказ, повторенный несколько раз безо всяких пояснений и ответов на вопросы, также позволяет добиться желаемого.

Например:

Очень назойливый продавец: «Надеюсь, это изделие доставит вам массу удовольствия!»

Уверенный в себе покупатель: «Спасибо, оно мне не нужно».

Очень назойливый продавец: «Разве у вас нет детей? Им это понравится!»

Уверенный в себе покупатель: «Меня ваше изделие не интересует».

Очень назойливый продавец: «Оно сэкономит вам деньги!»

Уверенный в себе покупатель: «Меня это не волнует».

12. Чувство вины

Вы постоянно ощущаете на своих плечах груз упреков, и вам хочется все время оправдываться? Чувство вины — мощный источник стресса. Вы готовы взять на себя ответственность? Но есть более достойные способы сделать это. Вот пример.

Приятель А: «Ты заставил меня торчать на этом углу целых 20 минут!»

Приятель Б: «Извини, пожалуйста, за задержку: на мосту была пробка».

Приятель А: «Мне от этого не легче».

Приятель Б: «Случилось непредвиденное. Давай посмотрим, чем я теперь могу тебе помочь».

13. Отделите «мух от котлет»

Очень важно уметь отсечь вопросы, которые только запутывают разговор, отвлекая от того, что вы хотели сказать. Сосредоточьтесь на проблеме, которая для вас действительно важна.

Пример:

А: «Я обращаюсь к тебе насчет денег только потому, что считаю тебя своим настоящим другом».

Б: «Я рад бы тебе одолжить, но у меня сейчас ничего нет».

А: «А может, ты мне и не друг вовсе?»

Б: «Дружба здесь ни при чем. Просто у меня самого сейчас безденежье. А больше я тебе ничем не могу помочь?»

Высказав уверенно и с достоинством свои чувства, вы почувствуете удовлетворение: стрессовая ситуация разрядится, возрастет ваша уверенность в себе, давление со стороны окружающих станет слабее.

Всегда помните о том, что вы имеете право:

- совершать ошибки;

- менять свои взгляды;

- говорить «нет» и отказываться от объяснений;

- быть хозяином своей жизни.

Помните и о том, что окружающие люди обладают точно такими же правами.

14. Умение расслабляться и регулировать свое эмоциональное состояние

Методы и приемы самозащиты и саморегуляции

1. Методы саморегуляции

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Человеку свойственны естественные способы регуляции, которые включаются сами собой. Это – длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя использовать непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация.

Естественные приемы регуляции, которыми бессознательно пользуются специалисты:

- смех, улыбка, юмор;

- размышления о хорошем, приятном;

- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

- наблюдение за пейзажем за окном;

- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных для человека вещей;

- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

- вдыхание свежего воздуха;

- чтение стихов;

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Попробуйте задать себе вопросы:

Что помогает вам поднять настроение, переключиться?

Что я могу использовать из вышеперечисленного?

Мысленно, а лучше на бумаге, составьте перечень этих способов.

Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность или усталость.

Смейтесь! Улыбайтесь! Как можно чаще! Давно известно, что смех - лучшее лекарство, которое особенно хорошо действует против стресса. Когда Вы смеетесь, отдыхают лицевые мышцы, падает эмоциональное напряжение, появляется положительное ощущение перспективы. Это самое лучшее средство борьбы с болезнями, больницами, врачами и, прежде всего, с самим собой. В следующий раз, когда возникнут трудности, вспомните два подходящих анекдота, позовите друзей, они будут рады посмеяться вместе с Вами.

В конце концов, если Вас что-то не устраивает, надо изменить либо ситуацию, либо свое отношение к ней. Во многих случаях, когда ситуация быстрому изменению не поддается, Вы можете себе позволить просто осмеять ее. Умение увидеть смешное или забавное в собственных трудностях - лучший способ изменения своего отношения к проблеме.

Надейтесь на лучшее. Если Вы ожидаете неприятностей, то чаще всего они и случаются. Из-за беспокойства и напряжения меняется Ваше поведение, Вы мысленно проиграли ситуацию и неосознанно несете ее образ перед собой. Такое «прогнозирование ситуации» вполне может являться причиной негативного самовосприятия. Вы предсказываете себе неудачу, Ваше поведение меняется, окружающие реагируют на это соответствующим образом, и неприятность происходит. С большой уверенностью можно сказать, что Вы сами виноваты во многих своих неудачах.

Попробуйте другое, позитивное восприятие мира, и Вы поможете себе снизить свой стресс. Посмотрите на себя другими глазами, измените свое представление о себе и о своем месте в этом мире. Как бы ни обстояли дела, радостное восприятие себя и своих перспектив существенно ближе к реальной жизни, чем пессимистический подход.

Избегайте уединения с проблемами. Не бойтесь объявлять окружающим ни о том, что у вас есть проблемы, ни о том, в чем, собственно, они заключаются. Стоицизм, который необходим, например, в кресле у зубного врача, совсем нежелателен при стрессах. Он лишает вас дружеской поддержки, возможности понять и принять другую точку зрения, истощает душевные и физические силы, отрицает сочувствие и симпатии, чувство локтя своего друга. Люди, у которых много друзей, оказываются в более выгодном положении: им легче выстоять в трудных жизненных ситуациях. Причина это или следствие, но социальная изоляция часто ведет к депрессии и даже суициду.

2. Упражнения на освоение навыков самозащиты и саморегуляции

Способы, связанные с управлением дыханием

  • Способ №1

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

  • Способ №2

Это упражнение можно делать в любом месте – на работе, в общественном транспорте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длительнее вдоха).

2. Закройте глаза. Снова посчитайте от десяти до одного, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.

3. Не раскрывая глаз, считайте от десяти до одного. На этот раз представьте, что выдыхаемый Вами воздух окрашен в теплые пастельные цвета. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.

Через неделю начинайте считать от 20 до 1, еще через неделю от 30 и так до 50.

Способы, связанные с нервно-мышечным расслаблением

  • Способ №3

Этот комплекс очень прост и эффективен. Для его выполнения Вам не потребуется ничего, кроме стены.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте - тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

  • Способ №4

Если обстановка вокруг Вас накалена, и Вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на рабочем месте или за столом совещаний практически незаметно для окружающих.

  • Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног (на счет 1, 2, 3). Затем расслабьте их (на счет 1, 2, 3).
  • Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
  • Напрягите и расслабьте икры.
  • Напрягите и расслабьте колени.
  • Напрягите и расслабьте бедра.
  • Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
  • Напрягите и расслабьте живот.
  • Расслабьте спину и плечи.
  • Расслабьте кисти рук.
  • Расслабьте предплечья.
  • Расслабьте шею.
  • Расслабьте лицевые мышцы.

Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда Вам покажется, что Вы медленно плывете, – Вы полностью расслабились.

Расслабляйтесь в любых ситуациях, как только почувствуете, что все идет не так, как Вам хотелось бы. Эти упражнения прекрасно блокируют проявления стресса, но Вы можете сделать для себя гораздо больше.

Способы, связанные с воздействием слова

Известно, что «слово может убить, слово может спасти».

  • Способ № 5 Самоприказы

Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе:

«Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами. Применяется самоприказ, когда человек уже убедился, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действия. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Мысленно повторите самоприказ несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Иногда приходится применять самоприказ несколько недель и даже несколько месяцев.

  • Способ № 6. Самовнушение

Самовнушение помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев, с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я спокойна в любых обстоятельствах», «Я владею собой» и т.д. Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.

Особенно действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном и сразу же после утреннего пробуждения, лежа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все формулы произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушения, который приводит к соответствующим изменениям в организме. Мысленные внушения должны быть простыми, краткими, не должны содержать частицу «не». Слова произносятся в медленном темпе, в такт дыханию.

  • Способ №7. Самоодобрение

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

  • Вспомните ситуацию, когда вы справлялись с аналогичными трудностями.
  • Сформулируйте текст программы; для усиления эффекта Д. Карнеги рекомендует

использовать слова «именно сегодня». Психологи называют их «зарядкой позитивного мышления»: «Именно сегодня у меня все получится!», «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной!», «Именно сегодня я буду ко всем доброжелательным!», «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной!».

  • Мысленно повторите эти утверждения несколько раз.

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, - одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.

  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».
  • Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

15. Умение сохранять эмоциональное равновесие с помощью любимых занятий

Наше бессознательное «успокаивается», когда мы занимаемся приятными делами – хобби, увлечениями.

Перестраивая свое внутреннее состояние с негативного на позитивное, человек может заниматься:

  • игрой на музыкальных инструментах, периодически посещать эстрадные концерты или консерваторию;
  • различным собиранием, коллекционированием, классифицированием, раскладыванием, упорядочиванием;
  • выращиванием цветов, редких растений, разведением сада или огорода на даче;
  • воспитанием щенка или котенка и в дальнейшем общением с ними;
  • созерцанием красивых природных ландшафтов, особенно хорошо успокаивает спокойная, зеркальная гладь озерной или речной воды.

Вспомните, что Вы делаете дома и на работе, чтобы улучшить свое настроение и успокоиться? Есть ли у Вас свои «секреты», помогающие Вам обрести эмоциональный баланс?

- ……

- ……

Некоторые практические советы

Начало рабочего дня

Первый совет: «Ваш будильник должен звонить мягко и нежно. Помните, что резкий звонок будильника - это стрессовый фактор, воздействие которого на наше настроение такое же, как и среднего по напряжению удара электротоком, не опасного для жизни. И тот, и другой - стресс-факторы, которые вызывают страх и напряжение. Стоит ли начинать свой день с таких неприятных эмоций?»

Второй совет: «Встаньте немного раньше обычного времени, чтобы утром не нужно было сразу начинать спешить. Ограничения во времени, которые испытывает спешащий человек - это тоже стресс. Если Ваше утро начнется с беспокойства, нервозность и раздражительность будут обеспечены Вам в течение всего дня».

Третий совет: «Не вставайте сразу и рывком! Поставьте будильник на несколько минут раньше необходимого времени, чтобы утром не спешить. Откройте глаза и потянитесь! Посмотрите на небо, почувствуйте начало нового дня - как начало новой жизни».

Четвертый совет: «Подумайте о приятном! Приучите себя к тому, что каждое утро Вы начинаете свой день с мысли о чем-то приятном. Так, потянувшись, спросите себя: «Что хорошего будет для меня в этот день?»

Пятый совет: «Встаньте и наденьте удобную одежду».

Шестой совет: «Сделайте несколько физических упражнений, чтобы зарядиться энергией. Сделанная утром гимнастика дает возможность почувствовать «мышечную радость».

Седьмой совет: «Идите в ванную и принимайте душ, который усилит Ваше чувство начала и свежести».

Восьмой совет: «Посмотрите на себя в зеркало: глаза лучатся энергией, кожа - свежестью. Можно причесаться и направиться в кухню».

Девятый совет: «Завтрак должен быть легким и состоять из любимых продуктов. Наверное, это - йогурты или каши. Кроме приятного вкуса, они еще и полезны. Затем - что-то горячее и жидкое, например, кофе или чай. Возможны также разные сухарики и джемы».

Десятый совет: «Не торопясь, оденьтесь и спокойно выходите из дома».

Завершение дня

Главное предназначение вечера – это отдых после напряженного дня и подготовка к сокойному сну, восстанавливающему силы.

Первый совет: «Не совершайте действий, идущих вразрез с Вашей совестью и Вашими убеждениями, это обеспечит душевное спокойствие вечером и хороший сон. Старайтесь быть самой собой, верьте и доверяйте себе».

Второй совет: «Не реагируйте на чужие поступки, особенно негативные».

Третий совет: «Цените свое человеческое достоинство. Чаще говорите себе фразу: «Я - умный, успешный и хороший человек». Свои поступки сверяйте по высоте этой фразы».

Четвертый совет: «В течение вечера поддерживайте в себе спокойствие, при возможности старайтесь перед сном погулять или принять теплую ванну. Позвольте себе быть вечером немного расслабленным и ленивым, никуда не торопитесь».

Пятый совет: «Каждый вечер делайте что-то приятное для себя: поваляйтесь немного на диване, просматривая иллюстрированный журнал, скушайте что-то легкое и вкусное, послушайте хорошую музыку или посмотрите хороший фильм».

Шестой совет: «Не пейте кофе или крепкий чай в вечернее время, чтобы не нарушить сон».

Седьмой совет: «Подведите итоги дня, выделяя самое позитивное. Засыпая, вспоминайте счастливые моменты своей жизни в течение дня, свои достижения и успехи, радости, добрые взгляды людей, их внимание и заботу».

Восьмой совет: «Каждый прожитый день воспринимайте как подарок жизни, чувствуйте удовлетворение, что этим подарком Вы владеете».

Девятый совет: «Не ругайте себя, если что-то не получилось в течение дня. Воспринимайте события дня с доверием к общему течению своей жизни. Думайте о том, что все, что происходит, - к лучшему.

Десятый совет: «Перед сном продумайте планы на будущий день, опираясь исключительно на собственные достоинства».

Вредные советы (или как довести себя до инфаркта)

  1. Работайте больше! Особенно по вечерам и выходным!!!
  2. Все время, даже не находясь на работе, думайте о своих самых трудных клиентах.
  3. Ругайте себя за то, что вы не делаете чего-то, что следовало бы делать.
  4. Верьте в то, что сможете помочь каждому, причем за очень короткий срок.
  5. Помните, что у вас никогда нет свободного времени, и вы не позволяете себе потерять ни секунды!
  6. Никому не рассказывайте о себе. Не общайтесь с коллегами. Не выражайте чувств.
  7. Ни в коем случае не теряйте время на такую ерунду, как наслаждение хорошей пищей или беседой, которая не имеет отношения к вашим делам и работе, а поэтому никакой практической отдачи от этой беседы не предвидится.
  8. Главное, не относитесь к вещам с юмором, так как в жизни все обстоит чрезвычайно серьезно. И все ужасно трудно и плохо.



Предварительный просмотр:

Анкета выявления факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов

 Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, саморазвитию педагогов

ФИО_________________________________________________________________

Стаж работы__________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________

Оцените по пятибалльной системе факторы, стимулирующие и препятствующие Вашему обучению и развитию:

  • 5 – да (препятствует или стимулирует),
  • 4 – скорее да, чем нет,
  • 3 – и да, и нет,
  • 2 – скорее нет,
  • 1 – нет.

Препятствующие факторы:

№ п/п

Вопрос

Баллы

1.

Собственная активность

2.

Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач

3.

Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей

4.

Враждебность окружающих, плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к лучшему

5.

Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, то есть отсутствие объективной информации о себе

6.

Состояние здоровья

7.

Недостаток времени

8.

Ограниченные ресурсы, обстоятельства жизни

Стимулирующие факторы:

№ п/п

Вопрос

Баллы

1.

Методическая работа

2.

Обучение на курсах

3.

Пример и влияние коллег

4.

Организация труда в ДОУ

5.

Внимание к этой проблеме руководителей

6.

Доверие

7.

Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментировать

8.

Занятия самообразованием

9.

Профессиональное «выгорание»

10

Возможность получения признания в коллективе

Обработка данных микроисследования:

В результате обработки анкет выявляются три категории педагогов:

  1. Активное саморазвитие – %
  2. Несложившееся саморазвитие, зависящее от условий – %
  3. Остановившееся развитие – %
  4. Стимулирующие факторы – %
  5. Препятствующие факторы – %