Диагностический инструментарий для обучающихся

Уфимцева Виктория Алексеевна

В данном разделе представлен диагностический инструментарий педагога-психолога для работы с обучающимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика психолого-педагогического обследования детей 7 лет

______________________________________________________________________

Цель: изучение особенностей психоэмоционального состояния и личностного развития детей.

Диагностический комплекс включает 3 теста:

  1. Тест «Лесенка» (автор С.Г. Якобсон, В.Г. Щур).
  2. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен).
  3. Методика диагностики мотивации учения у детей 7 лет (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан).

  1. Тест «Лесенка»

(С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)

Цель: изучение самооценки и уровня притязаний детей.

Диагностическое оборудование: картинка с изображением лестницы, состоящей из 7 ступенек; вырезанные из бумаги фигурки мальчика и девочки.

Процедура проведения: Методика проводится индивидуально. Ребёнку предъявляется рисунок лесенки и зачитывается инструкция.

        «Это волшебная лесенка. Давай представим с тобой, что на ней располагаются все ребята: на верхней ступеньке – самые лучшие дети, на следующей – тоже хорошие, но всё-таки чуть-чуть похуже. Чем ниже по лесенке – тем хуже дети (показывает рукой). Посередине – так себе ребятишки, не хорошие и не плохие. На последней, самой низкой ступеньке – самые плохие дети. Запомнил? Сможешь повторить?»

        После того, как психолог убедился, что ребёнок правильно понял и запомнил инструкцию, он последовательно задаёт ребёнку следующие вопросы:

  1.  На какую ступеньку ты себя поставишь?

2. Почему?*

    II.   1. На какую ступеньку тебя поставит мама? папа?

2. Почему?

    III.  1. Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит воспитательница?

 (Воспитательницу следует назвать по имени-отчеству. Если в группе две воспитательницы, то вопросы желательно задать о каждой).

2. Почему?

Ответы детей фиксируются в протоколах.

*Примечание:  если ребёнок затрудняется в ответах на вопросы «Почему?», то не следует настаивать. Однако необходимо повторять этот вопрос во всех требуемых случаях.

Обработка и интерпретация результатов.

Количественный анализ.

  • Завышенная самооценка – ступенька № 7.
  • Возрастная норма (оптимально высокая самооценка) – ступеньки № 4, 5, 6.
  • Заниженная самооценка – ступеньки № 2, 3.
  • Низкая самооценка – ступенька № 1.

Качественный анализ.

  1. Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.
  2. Неблагоприятный вариант - дети ставят себя на ступеньках выше, чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребёнком неприятия со стороны  взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» - помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя.
  3. Положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
  4. Если дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, то это свидетельствует:

              а) об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может      ответить на вопрос «почему?»);

                    б) о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное).  

        

  1. Тест тревожности

(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Цель: исследование тревожности ребёнка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Диагностическое оборудование: 14 рисунков (размер 8,5х11 см). Каждый    рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

Рис. 1. Игра с младшими детьми (Ребёнок играет с двумя малышами).

Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем (Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везёт коляску с младенцем).

Рис. 3. Объект агрессии (Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника).

Рис. 4. Одевание (Ребёнок сидит на стуле и одевает ботинки).

Рис. 5. Игра со старшими детьми (Ребёнок играет с двумя старшими детьми).

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (Ребёнок идёт к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).

Рис. 7. Умывание (Ребёнок умывается в ванной комнате).

Рис. 8. Выговор (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то).

Рис. 9. Игнорирование (Отец играет с малышом, ребёнок стоит в одиночестве).

Рис. 10. Агрессивное нападение (Сверстник отбирает у ребёнка игрушку).

Рис. 11. Собирание игрушек (Мать и ребёнок убирают игрушки).

Рис. 12. Изоляция (Двое сверстников убегают от ребёнка, стоящего в одиночестве).

Рис. 13. Ребёнок с родителями (Ребёнок стоит между матерью и отцом).

Рис. 14. Еда в одиночестве (Ребёнок один сидит за столом, держа в руке стакан).

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в протоколе.

              Процедура проведения.

              Рисунки предъявляются ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Показав ребёнку рисунок, взрослый даёт инструкцию следующего содержания:

  1. Игра с младшими детьми.  «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
  2. Ребёнок и мать с младенцем.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».
  3. Объект агрессии.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое? Он (она) одевается».
  5.  Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное?»
  10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое?»
  11. Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое?»
  13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое? Он (она) ест».

Обработка и интерпретация результатов.

Предлагаемые рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске.

Положительную эмоциональную окраску имеют такие ситуации:

  • Игра с младшими детьми (рис. № 1)
  • Игра со старшими детьми (рис. № 5)
  • Ребёнок с родителями (рис. № 13)

Отрицательная эмоциональная окраска наблюдается в ситуациях:

  • Объект агрессии (рис. № 3)
  • Выговор (рис. № 8)
  • Агрессивное нападение (рис. № 8)
  • Изоляция (рис. № 12)

Ситуации, имеющие двойной смысл, изображены на таких рисунках:

  • Ребёнок и мать с младенцем (рис. № 2)
  • Одевание (рис. № 4)
  • Укладывание спать в одиночестве (рис. № 6)
  • Умывание (рис. № 7)
  • Игнорирование (рис № 9)
  • Собирание игрушек (рис. № 11)
  • Еда в одиночестве (рис. № 14)

Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку»: то, какой эмоциональный смысл придаёт им ребёнок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.

        Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.

        Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

                 Число эмоционально негативных выборов  

ИТ  =        14        *  100%

        В зависимости от уровня  индекса тревожности дети подразделяются на

3 группы:

        а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

        б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

        в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%)

Качественный анализ.

        Каждый ответ ребёнка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребёнка в данной ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рисунки № 4 (Одевание), № 6 (Укладывание спать в одиночестве), № 14 (Еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях № 2 (Ребёнок и мать с младенцем), № 7 (Умывание), № 9 (Игнорирование), № 11 (Собирание игрушек), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

        Наибольший уровень тревожности может проявляться в ситуациях, моделирующих отношения ребёнок – ребёнок  (Игра с младшими детьми. Объект агрессии. Игра со старшими детьми. Агрессивное нападение. Изоляция).  Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребёнок – взрослый (Ребёнок и мать с младенцем. Выговор. Игнорирование. Ребёнок с родителями), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Собирание игрушек. Еда в одиночестве).  

                                                                                                                                           

  1. Методика диагностики мотивации учения у детей 7 лет

Методика представляет собой модификацию для использования в коллективном эксперименте «Беседы о школе» (Т.А. Нежновой) и предназначена для учащихся первых классо. Модификация осуществлена А.М. Прихожан.

 Материал:

Бланк ответов, на котором ребенок  обозначает свой  выбор.

Процедура проведения:

Диагностика проводится индивидуально или с подгруппой детей. Работа может быть организована психологом с помощью ассистента, но не учителя или воспитателя, работающего с данной группой детей. Каждому ребенку выдается бланк методики, на котором уже заранее написаны фамилия, имя ребенка и другие требуемые данные .

Детям предлагается рассмотреть бланки, затем дается инструкция:

«Вы все знаете буквы  А и Б» - психолог пишет на доске буквы А и Б, поочередно указывает на каждую из них и спрашивает: «Это какая буква? А это?». После ответов детей вновь указывает на каждую букву: «Это А. Это Б".                                          

В классах, где все дети читают свободно достаточно просто написать буквы на доске и показать их.

«А теперь каждый пусть посмотрит на лист, который ему дали. Что вы видите на нем?» (дети отвечают). «Правильно: строчки-прямоугольники, а в каждом из них буквы А и Б. Посмотрите». Психолог поднимает бланк, показывая на буквы А и Б, называет их.

«Я буду рассказывать вам истории про две школы А и Б, а каждый из вас должен самостоятельно, ни с кем не советуясь, выбрать, какая из школ ему больше нравится и подчеркнуть нужную букву. Давайте попробуем».                                                                                                                

«Представь, что есть две школы А и Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, но цветов в этой школе очень мало. В школе Б  наоборот живого уголка нет, но много цветов. В какой школе ты хотел бы учиться? Если тебе больше нравится школа А, подчеркни букву А (показывает на доске, затем стирает), а если школа Б - букву Б (показывает на доске, затем стирает). Помни, надо подчеркивать только одну букв».

«Это первый рассказ и, букву вы должны подчеркнуть в верхней строчке-прямоугольнике. Все нашли? Покажите».  Психолог вместе с ассистентом ходит по классу, проверяя нахождение детьми верхней строчки прямоугольника.

«Сейчас я повторю первый рассказ, каждый из вас зачеркнет букву той школы, в  которой хотел бы учиться».

«Представь, что есть две школы А и Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, но цветов  в этой школе очень мало. В школе Б наоборот живого уголка нет, но много цветов. В какой школе ты хотел бы учиться? Если тебе больше нравится школа А, подчеркни букву А (показывает на доске, затем стирает). А если школа Б - букву Б (показывает на доске, затем стирает). Помни. Надо подчеркивать только одну букву».

Вместе с ассистентом ходит по классу, проверяя, как дети поняли инструкцию и выполнили первое задание. В ходе дальнейшей работы инструкция может быть повторена как для группы в целом, так и для отдельного ребенка. Важно, однако, чтобы это не влияло на делаемый ребенком выбор. За правильным выполнением инструкции следует следить на протяжении всего выполнения методики.

«Теперь поставьте ручки на следующую строчку-прямоугольник с цифрой 1 (рисует на доске перед буквами) и буквами А и Б. Все нашли? Покажите. (вместе с ассистентом проходит по рядам, проверяя). Слушайте следующий рассказ».

Эта процедура должна повторяться перед каждым заданием. Перед заданием 10 – «В этой строчке - две цифры 1 и 0», а перед заданием 11 – «последняя строчка». В тех случаях, когда все дети в группе хорошо ориентируются на плоскости листа и знают цифры, подобная процедура может быть ограничена первыми тремя заданиями.                

Текст надо читать дословно. Повторять его психолог может столько раз, сколько потребуется для того, чтобы все дети в группе поняли задание, но заменять слова или перефразировать нельзя.

Задания:

1. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки чтения, математики, а уроки рисования, физкультуры, музыки - не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

2.  В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь с соседом, выйдешь из класса вез спросу. А в школе Б от первоклассника  требуют, чтобы он внимательно слушал учителя - и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку. Если надо что-то сказать или выйти. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

3. В школе А дети должны ходить в школу каждый день, а в школу Б ходят только, если хотят. В  какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

4. В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б все дети носят школьную форму. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

5. В школе А дети приходят в  класс и их всех учит одна учительница, а в школе Б учительница может сама приходить к ребенку и учить его одного всему, что проходят в школе. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

6. В школе А детей учат учителя, а в школе Б уроки часто проводят воспитатели или другие взрослые: они им что-нибудь читают, показывают или рассказывают. В какой школе ты хотел вы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

7. В школе А первоклассникам никогда не ставят отметок, но всегда объясняют, что сделано правильно, а что неправильно.  А В школе Б детям за выполнение заданий ставят отметки. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

8. В школе А дети на уроках узнают много нового и мало играют, а в школе Б много играют, а нового узнают мало. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

9. В школе А читают разные книжки и смотрят мультфильмы, а в школе Б - учатся по учебникам. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

10. В школе А часто читают сказки. А в школе Б детям сказки читают редко, зато часто рассказывают о других странах, о природе, о том, как что устроено - о том, что на самом деле бывает. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

11. В школе А у каждого ученика есть дневники, куда учитель ставит отметки, и ученик обязательно показывает дневник воспитателям. А в школе Б дневников нет, детям и воспитателям рассказывают, как дети учатся, что у них получается и что не получается. В какой школе - ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

Обработка результатов.

1.Ответы ребенка сопоставляются с ключом:

                                                            Мотивация

№ вопроса

11

12

23

44

45

66

77

88

99

110

111

Учебно-познавательная

АА

А

АА

ББ

ББ

ББ

Внешняя, «позиционная»

Б

АА

ББ

АА

Ориентация на отметку

АБ

А

АА

Игровая, дошкольная

ББ

АА

ББ

АА

ББ

ББ

БА

ББ

АА

АА

  1. Подсчитывается общее количество ответов, свидетельствующих о преобладании учебной или «дошкольной» мотивации.

Интерпретация результатов

1.  Преобладание в ответах игровой, дошкольной мотивации свидетельствует  о несформированности учебной мотивации,  об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности.

2. Суммарное преобладание трех типов ответов, характеризующих       учебную мотивацию, - собственно учебно-познавательной, основанной на желании узнать, научиться, т.е. на познавательной потребности позиционной, связанной с внешней атрибутикой учения, "позицией ученика", и ориентации на отметку - свидетельствует о наличии учебной мотивации разного типа.

В случаях, когда ребенок дает 5 или 6 ответов, относящихся к трем категориям учебных мотивов, и 5 или 6, - свидетельствующих о преобладании дошкольных видов деятельности или наоборот, делается вывод о примерном равенстве этих типов мотивации.

3. Соотношение числа ответов относящихся к каждой из категорий  мотивов   позволяет представить  "мотивационный профиль" ребенка.

1.  Методика «Лесенка»

  1. Тест тревожности

Изображение 8

Изображение 7

Изображение 6

Изображение 5

Изображение 4

Изображение 3

Изображение 2

Изображение 1

  1. Бланк к методике «Диагностика мотивации учения».

Фамилия, имя ребенка________________________________                                   Возраст___________

Группа______________________________

Дата проведения_____________________

Педагог-психолог_____________________

0                А         Б

1                А                                                                Б

2                А                                                           Б

3                А                                                           Б

4                А                                                           Б

5                А                                                           Б

6                А                                                                Б

7                А                                                                Б

8                А                                                                Б

9                А                                                           Б

10              А                                                                Б

11              А                                                                Б

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики “Лесенка”, “Какой Я?”.

Методика "Лесенка"

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Лесенка

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки:

Протокол методики “Какой я”

№ п/п

Оцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

 

 

 

 

2

Добрый

 

 

 

 

3

Умный

 

 

 

 

4

Аккуратный

 

 

 

 

5

Послушный

 

 

 

 

6

Внимательный

 

 

 

 

7

Вежливый

 

 

 

 

8

Умелый (способный)

 

 

 

 

9

Трудолюбивый

 

 

 

 

10

Честный

 

 

 

 

10 баллов - очень высокий 

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Для учащихся 5-7 классов можно предложить следующие методики для определения самооценки

Самооценка "Опросник"

Отвечаем на вопросы: “да” (+), “нет” (-)

  1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?
  2. Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
  3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?
  4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?
  5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
  6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
  7. Вам трудно сказать себе “нет”, даже если ваше желание неосуществимо?
  8. Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?
  9. В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
  10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?

Обработка результатов:

Подсчитайте количество “да” (+).

6-7 положительных ответов (+) - завышенная самооценка;

3-5 (+) - адекватная (правильная);

2-1 (+) - заниженная.

Изучение общей самооценки

Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: “да” (+), “нет”(-), “не знаю” (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Текст опросника 

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном состоянии.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно также способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество согласий (“да”) под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 - о средней самооценке

Результат от +4 до +10 - высокой самооценке.

Для старшеклассников

Как у тебя с самооценкой?”

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда - 0 баллов

  1. Я часто волнуюсь понапрасну.
  2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  3. Я боюсь выглядеть глупцом.
  4. Я беспокоюсь за свое будущее.
  5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  6. Как жаль, что многие не понимают меня.
  7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
  8. Люди ждут от меня очень многого.
  9. Чувствую себя скованным.
  10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
  12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
  13. Я не чувствую себя в безопасности.
  14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Подсчитать сумму баллов.

30 баллов - ты недооцениваешь себя.

10-30 баллов - правильная (адекватная) самооценка

10 и ниже - завышенная самооценка.



Предварительный просмотр:

АКТИВИЗИРУЮЩАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ МЕТОДИКА

(Н. ПРЯЖНИКОВ)

Цель этой методики – повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), а можно – в индивидуальной профконсультации, в последнем случае ее возможности существенно расширяются. Проводя работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора. Так же как и другие активизирующие опросники, методика «Будь готов!» ни в коем случае не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Ее главная цель – активизация самопознания человека и его размышлений о собственных возможностях, что так или иначе способствует успешности самоопределения.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Учащиеся на чистом листе в клеточку рисуют бланк ответов, а психолог при этом показывает на доске, как это лучше сделать.

Затем психолог разъясняет учащимся инструкцию. Он говорит, что сейчас учащимся будет предложен перечень различных трудовых действий. Учащиеся должны оценить, смогли бы они на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если то или иное действие представляется учащимся трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если они считают, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл. Нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь идет речь не об их желаниях, а только об их возможностях и способностях. Все баллы проставляются справа от номера утверждения в графе «Самооценка».

Психолог зачитывает «Перечень трудовых действий», а учащиеся на бланках оценивают, насколько они готовы выполнить каждое из этих действий. Как и при работе с другими активизирующими методиками, психолог может уточнять и комментировать отдельные утверждения. Это отличает данную методику от «настоящих» тестов, где подобные комментарии недопустимы.

Следует отметить, что при зачитывании некоторых утверждений, например «Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом» (№ 17), целесообразно напомнить учащимся, что речь идет именно об их способностях. Даже если «грязная» работа (или другие явно непривлекательные трудовые действия) кому-то очень неприятны, но он все-таки легко их выполняет, то следует ставить высокий балл. И наоборот, если какое-либо действие нравится, но хорошо выполнять его сейчас человек пока не может, то в бланк проставляется невысокий балл.

Далее психолог зачитывает примерные нормы по каждому трудовому действию, отдельно для девушек и отдельно для юношей. Учащиеся же в это время проставляют в бланке ответа в графе «Соответствие норме» баллы своего соответствия этим нормам: если они попадают в норму (включительно), то ставится «О», если больше нормы – «+1», если меньше – «–1». Например, если по первому вопросу кто-то из юношей оценил свои возможности в шесть баллов, а норма для юношей по этому вопросу соответствует интервалу от 4 до 8 баллов, то проставляется «0».

Затем каждый учащийся подсчитывает алгебраическую сумму своих баллов (+1, –1, 0) и записывает ее в нижней части бланка ответов. Полученный таким образом результат также сопоставляется с общей для всех нормой. Такой нормой является результат от –5 до +6 баллов.

Если полученный результат попадает в данную норму (включительно), то, скорее всего, общая самооценка подростка адекватная («нормальная»), если результат выше нормы – самооценка несколько завышенная, а если ниже нормы – заниженная. (Конечно, такие выводы о завышенной или заниженной самооценке носят условный характер, ведь некоторые подростки способны с успехом выполнять самые разные действия. Тем более что представленные в методике нормы далеки от совершенства и служат не столько для психодиагностики, сколько для активизации самопознания подростков.)

Однако эти выводы о самооценке пригодятся в дальнейшем – при общей оценке готовности учащихся к конкретным профессиям.

Психолог обращается к классу и просит назвать те профессии, готовность к которым учащиеся хотели бы проверить. В результате на доске должен появиться список из 8–12 профессий.

Далее с помощью «Меню профессий» определяется, имеются ли такие профессии в методике, и если имеются, то рядом с выписанными профессиями проставляются их порядковые номера из этого списка. Если тех профессий, которые интересуют подростков, не окажется в списке, то можно по согласованию с учащимися рассматривать близкие к ним профессии.

В «Меню профессий» нами включены некоторые виды деятельности, которые традиционно в подобные списки не включают: бомж, бродяга, попрошайка, квартирный вор, проститутка, рэкетир, торговец наркотиками. Но в современных условиях именно такие способы зарабатывания денег вызывают у подростков повышенный интерес, и педагог-психолог должен проявить к этим «профессиям» очень даже нешуточное внимание, иначе такие виды деятельности будут обсуждать с подростками совсем иные «педагоги» и «психологи»... Не нужно бояться говорить с учащимися о подобных «профессиях», ведь все равно подростки живо обсуждают их в своей среде. Так пусть лучше профессиональные психологи держат эти обсуждения хоть под каким-то своим контролем... Психологи мы, в конце концов, или нет!

В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА

Далее психолог показывает на примере, каким образом определяется готовность к профессии. Учащиеся повторяют за психологом соответствующие подсчеты, а в дальнейшем самостоятельно определяют готовность к тем профессиям, которые их интересуют. Каждый школьник может проверить свою готовность как минимум к четырем профессиям.

Правая часть бланка ответов делится на четыре части, в каждой из которых оценивается готовность к какой-то профессии (в нашем заполненном бланке на с. 10 приведен пример определения готовности к профессии «программист»).

Подробный расчет готовности к профессии «программист» приведен в таблице «Пример расчета готовности к профессии «программист».

Сначала в бланк записывается название профессии – «программист». Затем в списке «Набор профессий» отыскивается профессия «программист», где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах. Все это записывается в бланк ответов в соответствующую графу.

Далее справа, рядом с показателями значимости действий, записываются те ответы (баллы самооценок), которые ранее выставил в своем бланке учащийся. Например, первое трудовое действие (следить за показаниями приборов) – 7 баллов; третье (выполнять расчеты) – 5 баллов; восемнадцатое (переносить монотонную работу) – 3 балла и т.д. После этого показатели значимости перемножаются на соответствующие баллы самооценок подростка, затем полученные результаты суммируются. Общий показатель готовности подростка к профессии, выраженный в процентах, записывается внизу. Если он ниже 60–70%, то могут возникнуть сомнения в готовности этого ученика к данной профессии.

Нужно также учесть самооценку подростка. Если она – повышенная, то полученный показатель готовности к профессии «программист» умножается на корректировочный коэффициент 0,7, если пониженная – на 1,3, а если самооценка оказалось нормальной, то никаких корректировок можно не делать. (Естественно, такая корректировка является условной и служит не столько для получения более «объективного» диагноза, сколько для знакомства подростка с логикой размышлений о своей готовности к той или иной профессии).

В нашем примере первоначальный, невысокий показатель готовности, равный 47%, был умножен на корректировочный коэффициент 1,3, и в итоге получилось 61,1%, что говорит о хорошей готовности к профессии «программист».

Аналогичным образом учащиеся самостоятельно подсчитывают свою готовность к другим, наиболее интересным для себя профессиям. Иногда оказывается, что у кого-то появляется желание рассмотреть таким образом 6–8 и более профессий (тогда учащиеся выполняют расчеты не на бланке ответов, а на дополнительных листочках). Психолог в этом случае просто зачитывает показатели по интересующим подростков профессиям в индивидуальном порядке.

В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

При использовании методики в индивидуальной работе (или в работе с микрогруппой в 3–5 человек) общая логика процедуры сохраняется, но появляется возможность сделать существенные добавления.

Несколько расширяется инструкция, где учащемуся предлагается не только оценить свои возможности («могу») выполнять те или иные действия, но и свое желание выполнять эти действия («хочу») и даже необходимость выполнения такой работы (своеобразное «надо»). После зачитывания психологом каждого трудового действия учащийся в трех колонках на бланке ответов проставляет соответствующую самооценку, используя шкалу от 0 до 10 баллов.

К сожалению, для подведения итогов и, в частности, для определения самооценки в методике предлагаются примерные нормы, относящиеся лишь к способностям учащихся (см. таблицу «Примерные нормы»). Но при желании психологи могут получить такие нормы для своих регионов. (Порядок получения таких норм представлен в пособиях: Словарь-справочник по психологической диагностике. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Киев: Наукова думка, 1989; Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во  МГУ, 1987.)

При индивидуальной работе оцениваются не только способности, но и желание и необходимость заниматься подобной работой.


Бланк ответов

Номера действий

Самооценка

Соответствие норме

Четыре

профессии

1

 

 

1. ______________

2. _______________

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

3._______________

4.________________

15

 

 

 

 

16

 

 

 

 

17

 

 

 

 

18

 

 

 

 

19

 

 

 

 

20

 

 

 

 

21

 

 

 

 

22

 

 

 

 

23

 

 

 

 

24

 

 

 

 

25

 

 

 

 

26

 

 

 

 

27

 

 

 

 

28

 

 

 

 

29

 

 

 

 

30

 

 

 

 

31

 

 

 

 

32

 

 

 

 

33

 

 

 

 

34

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

1.       Следить за показаниями приборов, за информацией на экране (дисплее).

2.       Работать с текстами (много читать, изучать что-либо).

3.       Выполнять расчеты (на ЭВМ, микрокалькуляторе, в уме).

4.       Много чертить, рисовать.

5.       Вести записи, печатать на машинке, на компьютере.

6.       Много говорить, выступать перед аудиторией, беседовать с людьми.

7.       Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам.

8.       Соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения).

9.       Управлять техникой (машинами, станками, агрегатами).

10.   Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений.

11.   Часто работать на открытом воздухе, на природе (в любую погоду).

12.   Много запоминать по ходу работы.

13.   Часто разъезжать (командировки, экспедиции).

14.   Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание.

15.   Проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз.

16.   Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но по-умному).

17.   Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом).

18.   Переносить однообразную, монотонную работу.

19.   Терпеть насмешки, грубость.

20.   Испытывать длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, переносить вибрацию, перепады температуры).

21.   Уметь организовывать, руководить людьми.

22.   Владеть иностранным языком.

23.   Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций.

24.   Не обманывать других и самого себя (говорят, это не каждому дано).

25.   Уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от вашей работы кому-то будет плохо).

26.   Часто работать по вечерам и без выходных.

27.   Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно).

28.   Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок).

29.   Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать себе на хлеб насущный).

30.   Постоянно следить за собой, тренироваться, репетировать, быть в хорошей форме.

31.   Свято верить во что-то (в великую идею, в Бога, в обожаемого человека, в начальника).

32.   Постоянно придумывать на работе что-то новое и необычное.

33.   Создавать красоту, уметь ценить прекрасное.

34.   Быть проворным, уметь работать быстро.

ТАБЛИЦА «ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ»

Номера трудовых действий (в соответствии с перечнем)

Диапазон баллов для девушек

Диапазон, баллов для юношей

1

4 - 8

4 - 8

2

3 - 7

3– 7

3

2 - 6

4 - 7

4

2 - 7

5 - 8

5

6 - 9

5 - 9

6

5 - 8

2 - 6

7

6 - 9

4 - 7

8

3 - 8

2 - 8

9

5 - 8

6 - 9

10

3 - 7

4 - 8

11

5 - 8

6 - 9

12

3 - 6

3 - 7

13

5 - 9

4 - 8

14

5 - 8

5 - 7

15

4 - 8

3 - 6

16

6 - 9

4 - 8

17

1 - 6

1 - 5

18

1 - 6

2 - 6

19

2 - 5

2 - 6

20

3 - 7

4 - 8

21

4 - 7

3 - 6

22

6 - 9

2 - 6

23

6 - 9

5 - 7

24

3 - 6

2 - 6

25

3 - 7

3 - 6

26

2 - 5

3 - 7

27

4 - 7

4 - 8

28

6 - 9

4 - 8

29

6 - 9

6 - 8

30

5 - 8

6 - 8

31

6 - 9

4 - 8

32

5 - 8

4 - 8

33

6 - 9

4 - 7

34

4 - 8

5 - 8

 


МЕНЮ ПРОФЕССИЙ

1.       Автослесарь

2.       Агроном

3.       Артист драматического театра

4.       Археолог, этнограф

5.       Библиотекарь

6.       Бомж, бродяга, попрошайка

7.       Водитель городского автобуса

8.       Водитель-«дальнобойщик»

9.       Воспитатель в детском саду, яслях

10.   Врач-терапевт

11.   Врач-хирург

12.   Геолог

13.   Дизайнер (техническая эстетика)

14.   Домохозяйка (воспитание детей, создание уюта в доме, обслуживание мужа)

15.   Животновод (зоотехник)

16.   Инженер на промышленном производстве

17.   Инспектор ГИБДД

18.   Кассир-оператор кассовых аппаратов (в магазине, в банке)

19.   Квартирный вор

20.   Коммерсант

21.   Конструктор (чертежник-конструктор)

22.   Продавец в кооперативном ларьке

23.   Лесник, инспектор рыбнадзора

24.   Летчик (пилот гражданской авиации)

25.   Манекенщица, фотомодель.

26.   Мастер телеателье

27.   Матрос, рыбак на сейнере

28.   Машинист поезда

29.   Металлург

30.   Монах, человек-отшельник, послушник

31.   Офицер армии (десантные войска)

32.   Официант

33.   Парикмахер

34.   Переводчик (текстовый перевод)

35.   Писатель, поэт, публицист, журналист

36.   Повар (в престижном ресторане)

37.   Пограничник (сухопутная граница)

38.   Пожарник, спасатель

39.   Политический деятель, дипломат

40.   Портной по пошиву верхней одежды

41.   Приемщица белья в прачечной, в химчистке

42.   Программист

43.   Продавец

44.   Проводник железнодорожных составов

45.   Проститутка

46.   Психолог, психотерапевт

47.   Редактор, корректор

48.   Руководитель, менеджер

49.   Рэкетир

50.   Священнослужитель

51.   Секретарь-референт

52.   Сельский механизатор (комбайнер, тракторист)

53.   Слесарь-ремонтник

54.   Спортсмен-профессионал (командный спорт)

55.   Станочник широкого профиля (токарь, фрезеровщик)

56.   Строитель-монтажник

57.   Стюардесса

58.   Таксист

59.   Телохранитель, охранник

60.   Торговец наркотиками

61.   Участковый милиционер

62.   Ученый-теоретик (биолог)

63.   Ученый-экспериментатор (научный сотрудник на био-, метеостанции)

64.   Учитель средней школы

65.   Фотокорреспондент

66.   Художник, скульптор

67.   Чиновник, служащий, инспектор

68.   Шахтер, проходчик

69.   Экономист

70.   Экскурсовод-переводчик

71.   Ювелир

72.   Юрист (адвокат)

Пример заполненного бланка

Номера действий

Самооценка

Соответствие норме

Четыре

профессии

1

7

0

1. программист

2. руководитель

2

5

0

1→ 2 х 7 = 14

 

3

5

0

3 → 4 х 5 = 20

 

4

8

+1

18 → 2 х 3 = 6

 

5

6

0

28 → 1 х 2 = 2

 

6

2

-1

32 → 1 х 5 =5

 

7

5

0

 

 

8

7

0

Сумма = 47%

 

9

2

-1

 

 

10

5

0

47х1,3=61,1%

 

11

3

-1

 

 

12

2

0

 

 

13

1

-1

 

 

14

4

-1

3. ювелир

4.таксист

15

6

0

 

 

16

8

0

 

 

17

2

0

 

 

18

3

0

 

 

19

3

0

 

 

20

2

0

 

 

21

1

-1

 

 

22

3

-1

 

 

23

6

0

 

 

24

2

0

 

 

25

1

-1

 

 

26

1

0

 

 

27

3

-1

 

 

28

2

-1

 

 

29

8

0

 

 

30

4

0

 

 

31

7

0

 

 

32

5

0

 

 

33

2

-1

 

 

34

4

0

 

 

 

Итого

-10

 

 

В итоге сумма баллов (-10) меньше нормы (диапазон которой от -5 до +6 баллов), что свидетельствует о возможной недооценке подростком своих возможностей.

Пример расчета готовности к профессии «Программист»

Номера действий

Названия действий для профессии

Значимость действий  для профессии

Самооценка готовности к действиям

Вероятность готовности к действиям

1

следить за приборами

2

х

7

=

14

3

выполнять расчеты

4

х

5

=

20

18

переносить монотонную работу

2

х

3

=

6

28

уметь работать в коллективе

1

х

2

=

2

32

Придумывать новое

1

х

5

=

5

 

 

Сумма по всем произведениям = 47%


НАБОР ПРОФЕССИЙ

Числа слева показывают, какими трудовыми действиями нужно владеть, чтобы быть успешным в данной профессии. Эти числа соответствуют порядковому номеру действий в «Перечне трудовых действий».

Числа справа – это значимость этих действий для успешной работы по рассматриваемой профессии. Заметим, что сумма этих чисел всегда равно 10 (что соответствует 100%), это позволяет подсчитать вероятность успешной работы по профессии в целом.

Каждый психолог, использующий данную методику, может по своему усмотрению усовершенствовать соотношение действий и показателей их значимости для той или  иной профессии.

 

1. Автослесарь

7 - 2

9 - 1

10 - 3

15 - 2

17 - 2

 

2. Агроном

2 - 2

5 - 2

11 - 2

20 - 2

21 – 1

26 - 1

 

3. Артист драматического театра

2 - 1

6 - 2

13 - 1

17 - 1

19 - 1

26 - 1

30 - 2

33 - 1

 

4. Археолог, этнограф

2 - 2

5 - 2

10 - 1

11 – 1

13 - 1

18 - 1

20 - 1

22 - 1

 

5. Библиотекарь

2 - 2

5 - 2

7 - 2

18 - 3

22 - 1


6. Бомж, бродяга, попрошайка

6 - 1

7 - 1

16 - 2

17 - 3

19 - 2

20 - 1

 

7. Водитель городского автобуса

9 - 2

14 - 2

16 - 2

19 - 1

20 - 1

23 - 1

26 - 1

 

8. Водитель - « дальнобойщик»

9 - 1

10 - 1

 12 - 1

13 - 1

14 - 1

16 - 1

18 - 2

22 - 1

 

9. Воспитатель в детском саду, яслях

6 - 3

14 - 2

21 - 3

 24 - 1

32 - 1

 

10. Врач - терапевт

5 - 1

6 - 2

7 - 1

12 - 1

15 - 2

17 - 1

19 - 1

26 - 1

 

 

11. Врач - хирург

6 - 1

10 - 2

14 - 1

15 - 1

19 - 1

20 - 1

26 - 1

27 - 1

 

12. Геолог

5- 1

10- 1

11-2

13- 1

16-1

17- 1

22-2

28- 1

 

13. Дизайнер (техническая эстетика)

3-3

4-4

18- 1

32-1

33-1

 

14. Домохозяйка (воспитание детей, создание уюта в доме, обслуживание мужа)

7- 1

17-2

19-1

21 – 1

23- 1

26-1

30- 1

33-1

34 -1

 

 

 

 

 

 

15. Животновод (зоотехник)

10 - 1

16 - 1

17 - 4

20 - 1

26 -2

34 - 1

 

16. Инженер на промышленном производстве

1 - 1

3 - 3

9 - 1

15 - 1

18 – 1

28 - 3

 

17. Инспектор ГИББД

6 - 1

11 - 2

14 - 2

15 - 1

16 - 2

19 - 1

26 - 1

 

18. Кассир - оператор кассовых аппаратов (в магазине, в банке)

3 - 4

7 - 1

19 - 3

23 - 1

24 - 1

 

19. Квартирный вор

10 - 2

12 - 1

15 - 1

16 - 2

19 - 1

23 - 1

25 - 2

 

20. Коммерсант

3 - 2

7 - 2

13 - 1

16 - 1

19 - 1

21 – 1

27 - 2

 

21. Конструктор (чертежник - конструктор)

3 - 2

4 - 2

9 - 1

10 - 1

13 - 1

15 - 1

32 - 2

 

 

22. Продавец в кооперативном ларьке

3 - 1

7 - 1

12 - 1

13 - 1

14 - 1

16 - 3

19 - 2

 

23. Лесник, инспектор рыбнадзора

10 - 3

11 - 3

16 - 1

17 - 1

20 - 2

 

24. Летчик (пилот гражданской авиации)

1 - 1

9 - 2

13 - 2

16 - 1

18 - 1

20 - 2

28 - 1

 

25. Манекенщица, фотомодель

6 - 2

13 - 2

19 - 1

26 - 1

30 - 3

33 - 1

 

26. Мастер телеателье

7 - 1

10 - 5

15 - 3

18 - 1

 

27. Матрос, рыбак на сейнере

8 - 1

10 - 2

11 – 1

13 - 2

16 - 1

17 - 1

20 - 1

18 - 1

 

28. Машинист поезда

1 - 1

9 - 3

10 - 2

13 - 1

17 - 2

18 - 1

 

 

 

 

 

29. Металлург

9 - 1

10 - 1

16 - 2

17 - 2

20 - 3

28 - 1

 

30. Монах, человек - отшельник, послушник

8 - 1

11 - 1

17 - 1

18 - 1

29 - 2

30 - 1

31 - 3

 

31. Офицер армии (десантные войска)

6 - 1

8 - 1

9 - 1

11 - 1

16 - 1

20 - 1

27 - 1

30 - 1

 

32. Официант

3 - 2

7 - 3

12 - 1

17 - 1

19 - 1

22 - 1

24 - 1

 

33. Парикмахер

7 - 2

10 - 1

17 - 1

19 - 1

20 - 2

32 - 1

33 - 2

 

34. Переводчик (текстовый перевод)

2 - 1

5 - 2

12 - 1

15 - 1

18 - 2

22 - 3

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Писатель, поэт, публицист, журналист

2 - 1

5 - 1

6 - 1

13 - 1

19 - 1

24 - 1

26 - 1

29 - 1

31 - 1

33 - 1

 

36. Повар (в престижном ресторане

7 - 1

10 - 3

15 - 1

17 - 3

20 - 1

34 - 1

 

37. Пограничник (сухопутная граница)

8 - 2

9 - 1

11 - 1

16 - 2

20 - 1

26 - 1

30 - 1

 

38. Пожарник, спасатель

8 - 1

9 - 1

14 - 1

16 - 2

17 - 1

20 - 1

27 - 1

30 - 2

 

39. Политический деятель, дипломат

6 - 1

13 - 2

16 - 1

 19 - 2

22 - 1

23 - 1

24 - 1

27 - 1

 

40. Портной по пошиву верхней одежды

4 - 1

7 - 3

10 - 4

15 - 1

33 - 1

 

 

 

41. Приемщица белья в прачечной, в химчистке

3 - 2

7 - 2

15 - 5

19 - 1

 

42. Программист

1 - 2

3 - 4

18 - 2

28 - 1

32 - 1

 

43. Продавец

3 - 1

7 - 2

11 - 1

15 - 1

17 - 1

19 - 2

20 - 1

24 - 1

 

44. Проводник железнодорожных составов

6 - 1

7 - 3

10 - 1

13 - 2

17 - 1

19 - 1

20 - 1

 

45. Проститутка

7 - 2

16 - 1

17 - 1

19 - 2

20 - 1

22 - 1

25 - 1

30 - 1

 

46. Психолог, психотерапевт

6 - 3

7 - 1

15 - 1

19 - 1

21 - 1

24 - 1

32 - 2

 

47. Редактор, корректор

2 - 3

5 - 1

15 - 1

18 - 2

22 - 1

24 - 1

33 - 1

 

 

48. Руководитель, менеджер

6 - 1

13 - 1

15 - 1

19 - 2

21 - 3

23 - 1

26 - 1

 

49. Рэкетир

3 - 1

8 - 1

14 - 2

16 - 2

19 - 1

25 - 2

30 - 1

 

50. Священнослужитель

2 - 1

6 - 1

7 - 1

19 - 1

24 - 1

26 - 1

29 - 1

30 - 2

31 - 2

 

51. Секретарь - референт

2 - 1

3 - 1

5 - 2

7 - 1

12 - 2

19 - 1

22 - 1

26 - 1

 

52. Сельский механизатор (комбайнер, тракторист)

9 - 2

10 - 1

11 - 2

17 - 1

20 - 2

26 - 1

34 - 1

 

53. Слесарь - ремонтник

9 - 1

10 - 3

15 - 1

16 - 2

17 - 2

20 - 1

 


54. Спортсмен - профессионал (командный спорт)

13 - 2

14 - 1

16 - 1

19 - 1

20 - 3

26 - 1

28 - 1

 

55. Станочник широкого профиля (токарь, фрезеровщик)

3 - 1

9 - 5

10 - 1

15 - 2

34 - 1

 

56. Строитель - монтажник

10 - 2

11 – 1

16 - 1

17 - 2

20 - 3

26 - 1

 

57. Стюардесса

6 - 1

7 - 2

13 - 2

14 - 1

19 - 1

20 - 2

22 - 1

 

58. Таксист

7 - 2

9 - 1

12 - 1

14 - 2

16 - 1

19 - 1

23 - 1

26 - 1

 

59. Телохранитель, охранник

7 - 1

8 - 1

14 – 3

16 - 2

19 - 1

25 - 1

30 - 1

 

 

 

 

 

 

 


60. Торговец наркотиками

7 - 2

8 - 1

12 - 1

16 - 2

17 - 1

19 - 1

25 - 2

 

61. Участковый милиционер

6 - 1

12 - 2

15 - 1

16 - 2

19 - 2

23 - 1

26 - 1

 

62. Ученый - теоретик (биолог

2 - 2

5 - 2

22 - 1

26 - 1

29 - 1

31 – 1

32 - 2

 

63. Ученый - экспериментатор (научный сотрудник на био-, метеостанции)

2 - 2

3 - 1

5 - 1

11 - 1

15 - 1

24 - 1

29 - 1

29 - 1

32 - 1

 

64. Учитель средней школы

2 - 1

5 - 2

6 - 3

15 - 1

19 - 1

21 - 1

23 - 1

 

65. Фотокорреспондент

11 - 1

12 - 1

14 - 2

16 - 2

20 - 1

22 - 1

24 - 1

26 - 1

 


66. Художник, скульптор

2 - 1

4 - 1

7 - 1

17 - 1

24 - 1

26 - 1

29 - 1

31 - 1

33 - 2

 

67. Чиновник, служащий, инспектор

2 - 2

5 - 3

7 - 1

13 - 1

15 - 1

18 - 1

21 - 1

 

68. Шахтер, проходчик

9 - 1

10 - 1

16 - 3

17 - 2

20 - 2

34 - 1

 

69. Экономист

3 - 3

12 - 1

18 - 3

28 - 2

34 - 1

 

70. Экскурсовод - переводчик

2 - 1

6 - 2

7 - 1

13 - 1

19 - 1

22 - 2

26 - 1

33 - 1

 

71. Ювелир

7 - 1

10 - 3

15 - 2

18 - 2

33 - 2

 

72. Юрист (адвокат)

2 - 1

6 - 1

7 - 2

12 - 1

13 - 1

16 - 1

19 - 1

24 - 2



Предварительный просмотр:

Проективная методика «Человек и дерево»

Использование психографических методик П.И.Юнацкевича "Человек” и "Дерево” в выявлении группы риска.

Использование психографических методик "Человек” и "Дерево” предполагает владение общей методикой психографологического и проективного исследования личности. Применение этого диагностического аппарата в выявлении группы риска (лиц, склонных к суицидным реакциям) основано на определении адекватного суицидному состоянию критерию-признаку. Он был выведен из опыта использования данных методик на экспериментальной (105 суицидентов) и контрольной группе (525 человек).

Суть   данного   признака   состоит   в   незавершенном    рисунке   нижних конечностей "Человека” и корневой основы "Дерева”.  Выявление этого признака дает основание утверждать о недостаточно развитых способностях обследуемого  адаптироваться  в  среде и  склонностях  к различного рода срывам в поведении, в том числе и суицидным поступкам.

Инструкция: Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите ручку или карандаш, как вам удобнее и нарисуйте картинку. На рисунке обязательно должны присутствовать человек, дерево.

Интерпретация

Особенности изображения "суицидного человека

Изображение одной головы или лица без прорисовки тела (фигуры) свидетельствует об опасениях, напряжении обследуемого во время контактов с окружающими. Опущенные глаза, подбородок говорят о депрессивных переживаниях.

Укороченные верхние конечности (руки) говорят об избегании контактов, затрудненность их установления. Отсутствие изображения кистей рук – замкнутость характера.

Изображение людей в торжественной, парадной, театральной или сказочной одежде говорит о склонности к демонстративно-шантажному типу суицидального поведения.

Расположение фигуры, отклоненной от вертикали, характерно для лиц с неуравновешенным характером, резким преобладанием эмоций над интеллектом.

Разорванные (разомкнутые) линии рисунка показывают снижение психической энергии, неуверенность, депрессию и суицидные мысли.

Нечеткие (небрежные) линии рисунка показывают неуравновешенность психоэмоциональной сферы личности, легкое возникновение психопатизации. Кроме того, можно предполагать наличие у обследуемого изменчивости настроения.

Очень слабые линии рисунка могут указывать на подавленность обследуемого и равнодушие к себе.

Зачеркивания, затушевки, заштриховки изображений указывают на нервозность, беспокойство, напряжение и боязливость обследуемого.

Маленький рисунок (до 4 см) - сниженное настроение, подавленность, низкая и неустойчивая самооценка, ущербное представление о себе.Й

Рисунки, расположенные менее чем на 1 см. от края листа – повышенное психическое напряжение.

Основания для предварительного заключения о выявленном суицидальном состоянии обследуемого:
 повышенное психическое напряжение;
 оно не связано с обследованием, имеет длительный характер течения;
 повышенный уровень агрессивности (определяется по наличию угловатых частей рисунка или сильном нажиме на карандаш);
 упадок сил и настроения;
 штриховка и затушевка рисунка;
 самооценка завышена или занижена.



Предварительный просмотр:

Шкала безнадёжности

(HopelessnessScale, Becketal. 1974)

Ниже приводится 20 утверждений о Вашем будущем. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое и отметьте одно верное утверждение, которое наиболее точно отражает Ваши чувства в настоящее время. Обведите кружком слово ВЕРНО если Вы согласны с утверждением или слово НЕВЕРНО, если Вы не согласны. Среди утверждений нет правильных или неправильных. Пожалуйста, обведите ВЕРНО или НЕВЕРНО для всех утверждений. Не тратьте слишком много времени на одно утверждение.

ФИО_________________________________________________________________

Класс________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________

01

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я жду будущего с надеждой и энтузиазмом

02

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Мне пора сдаться, т.к. я ничего не могу изменить к лучшему

03

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Когда дела идут плохо, мне помогает мысль, что так не может продолжаться всегда

04

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я не могу представить, на что будет похожа моя жизнь через 10 лет

05

ВЕРНО

НЕВЕРНО

У меня достаточно времени, чтобы завершить дела, которыми я больше всего хочу заниматься

06

ВЕРНО

НЕВЕРНО

В будущем, я надеюсь достичь успеха в том, что мне больше всего нравится

07

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Будущее представляется мне во тьме

08

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я надеюсь получить в жизни больше хорошего, чем средний человек

09

ВЕРНО

НЕВЕРНО

У меня нет никаких просветов и нет причин верить, что они появятся в будущем

10

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Мой прошлый опыт хорошо меня подготовил к будущему

11

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Всё, что я вижу впереди – скорее, неприятности, чем радости

12

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я не надеюсь достичь того, чего действительно хочу

13

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Когда я заглядываю в будущее, я надеюсь быть счастливее, чем я есть сейчас

14

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Дела идут не так, как мне хочется

15

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я сильно верю в своё будущее

16

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я никогда не достигаю того, что хочу, поэтому глупо что-либо хотеть

17

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Весьма маловероятно, что я получу реальное удовлетворение в будущем

18

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Будущее представляется мне расплывчатым и неопределённым

19

ВЕРНО

НЕВЕРНО

В будущем меня ждёт больше хороших дней, чем плохих

20

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Бесполезно пытаться получить то, что я хочу, потому, что, вероятно, я не добьюсь этого

Ответ

Балл

Ответ

Балл

01

НЕВЕРНО

1

11

ВЕРНО

1

02

ВЕРНО

1

12

ВЕРНО

1

03

НЕВЕРНО

1

13

НЕВЕРНО

1

04

ВЕРНО

1

14

ВЕРНО

1

05

НЕВЕРНО

1

15

НЕВЕРНО

1

06

НЕВЕРНО

1

16

ВЕРНО

1

07

ВЕРНО

1

17

ВЕРНО

1

08

НЕВЕРНО

1

18

ВЕРНО

1

09

ВЕРНО

1

19

НЕВЕРНО

1

110

НЕВЕРНО

1

20

ВЕРНО

1

Интерпретация

Максимальный счёт – 20 баллов

0-3 балла – безнадёжность не выявлена;

4-8 баллов – безнадежность лёгкая;

9-14 баллов – безнадежность умеренная;

15-20 баллов – безнадежность тяжёлая.