Рекомендации педагогам

Уфимцева Виктория Алексеевна

Предварительный просмотр:

  1. Особенности познавательной сферы

Проблемы:

Низкий уровень произвольности познавательных процессов. Низкий уровень развития мышления.

Несформированность важнейших учебных умственных действий.

Возможные причины:

  • высокая личностная или школьная тревожность, вызванная нарушениями общения с педагогами или со сверстниками, а также семейными проблемами
  • низкий уровень учебной мотивации, вызванный объективным педагогическим отставанием по программе, низким уровнем психологической готовности к обучению на данной школьной ступени, интеллектуальной пассивностью и др. в целом низкая учебная мотивация может быть следствием двух совокупностей факторов.

Проблема:

Низкий уровень речевого развития

Возможные причины:

  • высокая личностная или школьная тревожность
  • низкий уровень учебной мотивации
  • специфические логопедические проблемы
  • социально – педагогические условия развития (характер и стиль общения в семье, особенности речевого развития той субкультуры, которой принадлежит семья и референтная группа школьника)

Проблема:

Низкий уровень развития тонкой моторики

Возможные причины:

  • специфические нейропсихологические проблемы
  • леворукость
  • психофизический инфантилизм.

Проблема:

Низкий темп умственной деятельности и низкая учебная работоспособность

Возможные причины:

  • особенности нервной системы
  • высокая личностная или школьная тревожность
  • нарушения общения в школе (с педагогами и сверстниками)
  • стиль семейного воспитания (гиперпротекция)
  • негативный эмоциональный фон внутрисемейных отношений

  1. Особенности поведения и общения школьников

Проблема:

Нарушения общения со сверстниками и педагогами преимущественно агрессивного характера

Возможные причины:

  • Агрессивность как сформировавшаяся черта личности ребенка и подростка (личностная акцентуация). Она может быть связана как с определенными социально-педагогическими условиями жизни ребенка вне школы, в частности, усвоением стиля агрессивного поведения в семье, особенностями подростковой референтной группы, кроме того, она может быть отражением определенных клинический проблем.
  • Агрессивность защитного характера, как проявления тревожности, неуверенности школьника в принятии его значимыми взрослыми или сверстника, неадекватное проявление внутренней незащищенности
  • Агрессивность как отражение несформированности продуктивных форм общения, связанная со стилем семейного воспитания, условиями жизни.
  • Агрессивность как отражение непринятой одаренности ребенка, нестандартности личности ребенка.

Проблема:

Нарушения общения со сверстниками, проявляющиеся в форме замкнутости, избегания контактов со сверстниками и педагогами

Возможные причины:

  • объективно обусловленные особенности общения ребенка и подростка, связанные с особенностями интеллектуального или эмоционального развития,
  • особенности защитной психологической природы, связанные с высокой личностной или школьной тревожностью. В этом случае замкнутость ребенка часто  сочетается с недоверчивостью, опасливостью, особенно – по отношению к новым жизненным ситуациям. Такого ребенка во многих случаях характеризует непродуктивный тип учебной и социальной мотивации - ориентация на избегание неудачи.
  • Замкнутость как отражение низкого уровня сформированности продуктивных средств общения, связанного со стилем воспитания и общения в семье.

Проблема:

Нарушение общения со сверстниками и педагогами преимущественно в форме негативистической демонстративности – сознательном нарушение правил и норм школьного поведения.

Возможные причины:

  • Несформированность адекватных форм реализации потребности во внимании и признании окружающих, связанная чаще всего с особенностями стиля семейного воспитания.
  • Непризнанная окружающими одаренности и нестандартность личности ребенка или подростка
  • Высокая личностная тревожность, приводящая к неуверенности в принятии значимыми взрослыми и сверстниками.
  • Как демонстрация подростковой независимости, связанная в большинстве случаев с нарушением нормального эмоционального контакта школьника с педагогами и сверстниками.

Проблема:

Нарушения общения с педагогами и сверстниками, проявляющиеся в чрезмерной исполнительности, конформности ребенка. Общение такого школьника характеризует «прилипчивость», демонстративная лояльность.

Возможные причины:

  • высокая личностная тревожность, проявляющаяся в неуверенности ребенка в любви и принятии значимыми взрослыми и педагогами. Иногда такое поведение выступает своеобразной формой компенсации семейных проблем ребенка (например, таких стилей семейного воспитания как гипоопека)
  • эмоционально-личностная инфантильность ребенка, проявляющаяся в высокой конформности, несформированности представлений о своем «Я», мотивационной незрелости. Часто такие особенности провоцируются и поддерживаются определенным стилем семейного воспитания, отношением к ребенку.

Проблема:

Двигательная расторможенность, неугомонность, низкий уровень контроля над своим поведением и эмоциональными реакциями

Возможные причины:

  • В случае, если расторможенность и неугомонность сочетаются с высокой активностью (учебной, познавательной, социальной или какой-либо другой) и целенаправленностью, можно говорить об особенностях нервной системы, проявлениях общей одаренности и высокой познавательной мотивации школьника. В этом случае подобные поведенческие проявления могут свидетельствовать о неполной, недостаточной реализации ребенком своего потенциала.
  • Особенности поведения защитной психологической природы. Расторможенность как демонстративное проявление может возникать на фоне нарушений общения школьника с педагогами и сверстниками
  • Двигательная расторможенность на фоне высокой импульсивности поведения, слабой его целенаправленности может свидетельствовать об определенных особенностях нервной системы ребенка, неблагоприятном неврологическом статусе
  • Двигательная расторможенность как избалованность свидетельствует об особенностях стиля семейного воспитания и отношения к ребенку.

Проблема:

Нарушение поведения преимущественно в форме депрессивности.

Возможные причины:

  • депрессивность, обусловленная объективными факторами – усталостью, низкой энергетикой. Такие особенности поведения могут свидетельствовать об общей соматической ослабленности ребенка, психологической или психофизическом истощении, а также об особенностях нервной организации ребенка – слабом типе нервной системы, прежде всего. При этом необходимо учитывать, что сам по себе такой тип нервной деятельности не выступает причиной депрессивного состояния школьника. Он становится провоцирующим фактором в условиях, неблагоприятных для обучения и развития детей такого типа.
  • Депрессивное поведение защитной психологической природы. Такое поведение может быть вызвано сочетанием различных социально-психологических условий: демонстративная депрессия как отражение неудовлетворенной потребности во внимании, следствие высокой личностной или школьной тревожности, связанной с нарушением контактов со значимыми взрослыми и сверстниками, непризнанная одаренность.
  • Общая замедленность темпа деятельности психофизической природы, ошибочно принимаемая за отклонение в поведении.

Проблема:

Нарушения поведения, проявляющаяся в расторможенности влечений ребенка и подростка

Возможные причины:

  • расторможенность влечений социально –педагогической природы, связанные с особенностями среды жизнедеятельности ребенка, особенностями семейного воспитания.
  • Расторможенность влечений психологической защиты природы, чаще всего приобретающей черты негативистической демонстративности. Имеет своим основанием нарушения общения со значимыми взрослыми и сверстниками.

Проблема:

Проявление невротических симптомов в поведении школьника, таких, как плаксивость, нарушения речи, навязчивые движения или звуки, психосоматические проявления (боли, аллергические реакции, энурез и прочее)

Возможные причины:

  • как проявление ранее существовавших психосоматических нарушений и заболеваний.
  • Высокая тревожность как отражение серьезных нарушений в отношениях со значимыми взрослыми, сверстниками в семье.
  • Высокая тревожность как устойчивая черта личности (определенный тип акцентуации характера)

Что касается проблем, возникающих в системе отношений школьника с окружающими людьми, - негативная оценка этих отношений, восприятие их как неблагоприятных, непродуктивных, то они в большинстве случаев обусловлены объективными нарушениями в отношениях. Это может быть отвержение, неприятие со стороны значимых взрослых или сверстников, социальная изоляция школьника, неприятие и отвержение социального окружения самим ребенком. Возможной причиной может быть также глубокая внутренняя конфликтность личности самого школьника, проецирующая себя в систему внешних отношений.

Наконец, низкая самооценка в преобладающем большинстве случаев является вторичным фактором, производной определенных нарушений в обучении, поведении или самочувствии ребенка. Снижение самооценки часто происходит вслед за изменением социальной ситуации, системы социальных отношений ребенка.



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

1. Умейте слушать друг друга.

 — Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово начинает с краткого обзора того, что было сказано только что говорившим, прежде чем он приступит к изложению своих мыслей. Некоторые  используют ключ, который держит говорящий. Ключ передается следующему выступающему, в то время как прочие хранят молчание.

2. Говорить должен кто-то один.

 — Во время обсуждения группой говорить должен только один человек. В данном случае очень полезен прием с ключом. Умение слушать и требование, что говорить должен только один человек — это два правила, которые дополняют друг друга.

3. Говорить по существу.

 — Иногда учащиеся отклоняются от предмета разговора. Вместо того, чтобы одергивать ученика, руководитель дискуссии может в таком случае сказать: "Я немного не понимаю, каким образом это связано с тем, что мы сейчас обсуждаем. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?" Это позволит ученику пояснить свою мысль или осознать, что то, что он говорит, не имеет отношения к предмету обсуждения.

4. Необходимость делиться мыслями и чувствами.

 — Следует поощрять стремление учащихся поделиться своими мыслями. Дайте  почувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны. Если ученик высказывает ложное представление или неправильное суждение, отреагируйте на это примерно так: "Многие школьники и взрослые согласились бы с тобой. Однако, известно, что..." Таким образом ученик не будет поставлен в неловкое положение и будет избавлен от чувства смущения за неправильный ответ.

5. Необходимость щадить чувства других.

 — К участию в обсуждении и других видах работ всем классом необходимо побуждать всех учащихся. Однако, ученик должен обладать правом отказаться от подобного участия, когда это ему крайне неприятно.

6. Недопустимость умаления достоинства. 

— Открытость в высказываниях будет лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основе изложенных ими мыслей. Необходимо дать учащимся понять, что есть обидное замечание/высказывание и как себя чувствует человек, когда такой выпад допускается по отношению к нему. Дайте обучаемым понять, что такое поведение недопустимо и будет пресекаться.

7. Уважительное отношение ко всем ученикам без исключения.

 — Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.

НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ,

НЕОБХОДИМЫЕ УЧИТЕЛЮ:

 Необходимыми качествами опытного преподавателя являются: умение выделить ключевые идеи, умение дать ученикам почувствовать, что вы понимаете то, о чем они говорят и умение вмешаться, когда ученики выражаются недостаточно ясно. Существуют пять основных навыков межличностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установления контакта между собой и классом и между всеми участниками дискуссии. К навыкам, о которых идет речь относятся: умение слушать, воспроизведение сказанного, умение разъяснять, задавать вопросы и подыскивать подходящие примеры.

1. Умение слушать

 — Выслушивание — обусловленный внешним воздействием вид деятельности, который требует одновременного задействования органов чувств слушающего в ответ на поведение другого лица. Учитель может совершенствовать умение слушать, обращая внимание на вербальные и невербальные признаки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предварительные и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противоречия и опущения в беседе, а также скрытый подтекст разговора.

2. Воспроизведение сказанного 

— Воспроизведение сказанного — это почти дословное повторение того, что сказал собеседник. Хотя пользуются этим навыком не часто, он дает учителю возможность убедиться, что преподаватель правильно расслышал сказанное учеником. Если высказывание понято неправильно, у учащегося имеется возможность поправить учителя. Воспроизводить сказанное можно и с тем, чтобы дать ученику понять, что сказанное им услышано учителем.

3. Умение разъяснять 

— Разъяснение помогает учащимся и учителю выработать новое понимание темы за счет создания свежей схемы осмысления. Как процесс разъяснение очень схоже с интерпретацией. Разъяснение выходит за рамки простого воспроизведения сказанного учащимся. В данном случае у учителя есть определенная свобода в объединении нескольких суждений ученика для формирования нового подхода к пониманию проблемы. Поступая таким образом, руководитель может сказать: "Во время урока вы сказали следующее... Можно ли это понять как...?" Таким образом у учащегося появляется возможность обдумать мысль или идею в новом свете (соглашаясь или не соглашаясь с ней).

4. Умение задавать вопросы 

 При попытках учителя понять мысли, высказываемые по теме учеником, очень полезным может оказаться использование вопросов. Задавать вопросы необходимо нечасто и осмотрительно.

Вот несколько советов о том,

как следует эффективно задавать вопросы:

а. Задавайте вопросы, оставляющие свободу выбора ответа. "Не скажите ли несколько подробнее?" "Каково ваше мнение?" "Не хотите ли еще что-либо сказать?"

б. Задавайте лишь один вопрос зараз. Не задавайте несколько вопросов один за другим.

в. Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос. Прежде чем предложить вариант ответа, повремените по крайней мере полминуты. Иногда на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель.

г. Оцените ответ учащегося. Поблагодарите ответившего ученика за ответ. Если ответ неверный, подбодрите его и затем дайте верный ответ.

д. Не загоняйте ребенка в угол. Задавая вопрос, внимательно следите, не обнаруживает ли ребенок признаков беспокойства, страха или неспособности ответить. Вмешайтесь после нескольких минут молчания и скажите: "Кажется, вы очень тщательно обдумываете мой вопрос. Вам нужно еще время или может быть, вам помочь с ответом?"

е. Заканчивайте на положительной ноте.

Заканчивая вопросы и ответы, создавайте положительный настрой. Скажите ученикам, что ваши вопросы были не из легких и они хорошо поработали, отвечая на них.

5. Подбор примеров 

— При попытках выразить абстрактную идею ученику зачастую легче подыскать аналогию или пример. Простой вопрос, "Не могли бы вы привести пример или описать то, что имеете в виду?", поможет учащемуся донести свою мысль.

Все пять навыков межличностного общения, при использовании в сочетании друг с другом, рассчитаны на то, чтобы помочь школьникам развить свою мысль и подробно изложить ее. Эти навыки общения помогают вести беседу. Ими можно пользоваться при проведении классных обсуждений, ролевых игр, во время других видов работ а также при выработке альтернатив в процессе принятия решений.

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ

 

  • Учащиеся могут обнаруживать признаки того, насколько хорошо они понимают материал через невербальный язык или язык поз и жестов. Если учитель умеет читать язык телодвижений, это зачастую может помочь ему относиться к отдельным ученикам с большим пониманием и человечностью. К языку телодвижений или невербальному способу передачи информации относятся мимика человека, взгляд, позы, жесты и внешний вид индивида. Если вы, как учитель, не уверены в реакции ученика на урок, обратите внимание на следующую информацию, которую он выражает всем своим телом.
  • Если кисти рук лежат спокойно друг на друге или с переплетенными пальцами, ученик спокоен и уверен в себе. И, наоборот, если руки сжаты или если пальцы впиваются в стол либо перебирают что-то, он нервничает или напуган. Если руки прикрывают глаза, он защищает себя от внимания учителя или спрашивающего.
  • Если голова склонена набок, ученик внимательно слушает. Если голова склонилась вперед, он вспоминает информацию. Если ученик встречает ваш взгляд глазами, он уверен в себе и заинтересован. Если зрачки глаз расширены, ученику приятно. Если же зрачки сужены или ученик смотрит с прищуром, возможно ему комфортно в классе.
  • Если ученик потирает нос или дергает себя за ухо либо за волосы, это обычно свидетельствует о том, что он не уверен, что понимает, что говорит учитель.
  • Если ученик пожимает плечами, это признак безразличия. Ученик, у которого руки сложены на груди, пытается отгородиться от информации или защищается.
  • Если тело скособочено, ученик демонстрирует невнимание. С другой стороны, если он сидит прямо, слегка подавшись вперед, это показатель его интереса к уроку.



Предварительный просмотр:

Советы психолога педагогам

  • Вся работа учителя должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья детей.  
  • Правильно выбранная дистанция между учителем и конкретно взятым учеником.
  • Правильное размещение учителя в классе во время разнообразных форм работы.
  • Мимика и жестикуляция.
  • Лицевая экспрессия педагога, как средство выражения эмоциональных состояний личности.
  • Прямой и открытый взгляд, располагающий к доверию и контакту.
  • Жесты, участвующие в коммуникационных процессах вместо вербальных средств.
  • Контроль учителя за своими непроизвольными жестами и мимикой.
  • Умелое владение голосом и речью. Паралингвистические особенности. Тактика изменения громкости.
  • Интонация и её изменение. Выразительность речи.
  • Темпоральные характеристики речи. Лучший темп для учителя – 250 слогов в минуту. Но! Иногда, для лучшего восприятия речи учителя ребенком переходить на темп ученика.
  • Разборчивость и четкость речи. Плавность, паузы. Отсутствие эмбол («сорных» слов).
  • Поощрительные оценки, стимулирующие активность ученика.
  • Чувство юмора.
  • Чувство такта.
  • «Знание» тревожных и робких учеников; экзальтированных и возбудимых.
  • Чувство времени.
  • Знание репрезентативной системы ученика.
  • Знание «костюмологии» (психофизиологии цвета, рисунка, деталей).
  • Интерьер класса (цвет, освещенность и пр.).
  • Умение слушать ученика.
  • Умение вести беседу.
  • Отсутствие нравоучений.
  • Отсутствие педагогических предубеждений.
  • Индивидуализация обучения.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПОВЕДЕНИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Уфимцева В.А педагог-психолог МБОУ СОШ №107

Слайд 2

В работе с обучающимися с ЗПР педагогам необходимо знание характеристик ЗПР различного генеза с целью компетентного планирования деятельности по отношению к ним, разработки адаптированной основной образовательной программы и мониторинга динамики их развития.

Слайд 3

Основные варианты ЗПР (К. С. Лебединская) конституционального происхождения; психогенного происхождения; соматогенного происхождения; церебрально-органического генеза.

Слайд 4

Характеристика ЗПР различного генеза Виды ЗПР Причины Сохранные функции Проблемные зоны Характеристика личности ребенка Прогноз по динамике развития и обучения Конституционального типа или гармонический психофизический инфантилизм наследственность семейной конституции; в своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца или матери относительно сохраненная, но замедленная по сравнению с нормой познавательная деятельность незрелость одновременно психики и телосложения -наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту (7 лет соответствует 4 – 5 годам) -повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости -легкая внушаемость - преобладание игровых интересов (превращают учебную деятельность в доступную им игровую) - плохо с каллиграфией, но хорошо рисует - их поведение дезорганизует класс -часто инфантильный тип телосложения благоприятный прогноз развития к 10 – 12 годам при условии целенаправленного педагогического воздействия в занимательной, игровой форме

Слайд 5

Характеристика ЗПР различного генеза Виды ЗПР Причины Сохранные функции Проблемные зоны Характеристика личности ребенка Прогноз по динамике развития и обучения Психогенного типа неблагоприятные средовые условия, рано возникающие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка (дети из дет.домов, неблагополучных семей) нормальное физическое развитие, соматически здоровы патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы - мозговая дисфункция - задержка речевого развития при гипоопеке- ЗПР по типу психической неустойчивости (у ребенка не воспитывается чувство долга и ответственности, не стимулируется также развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. -при гиперопеке ЗПР по типу кумира семьи (не прививаются черты самостоятельности, ответственности, способности к волевому усилию; формируются черты эгоцентризма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку) - при дисгармоничных отношениях в семье (развод, грубость, жестокость, деспотичность, агрессия) - ЗПР по невротическому типу ( робкий, тревожный, мало активный и неуверенный в себе) благоприятный прогноз обучения при условии индивидуального подхода, достаточной интенсификации обучения - затруднена динамика по речи

Слайд 6

Характеристика ЗПР различного генеза Виды ЗПР Причины Сохранные функции Проблемные зоны Характеристика личности ребенка Прогноз по динамике развития и обучения Соматогенного типа длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга). Такие дети рождаются у здоровых родите лей, первичный интеллект не снижается, но в силу своей истощенности оказывается крайне нетрудоспособным в школе. относительно сохраненный интеллект (в состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал) -нерезко выраженная мозговая дисфункция в сочетании со снижением психического тонуса -задержка эмоционального развития - трудности в адаптации, часто плачут -не умеют себя защитить -со взрослыми вежливы, адекватны - без руководящего воздействия педагога неорганизованны, беспомощны -в состоянии утомления ответы становятся нелепыми -часто говорят «не знаю, не могу» - критичны к себе, осознают и болезненно переживают неудачи -неуверенность, капризность, связанные с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и с режимом определенных ограничений и запретов -головная боль, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, на этом фоне внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время прогноз по динамике развития и обучения незначительный, зависит от состояния здоровья; необходимо создать охранительный медикаментозно- педагогический режим

Слайд 7

Характеристика ЗПР различного генеза Виды ЗПР Причины Сохранные функции Проблемные зоны Характеристика личности ребенка Прогноз по динамике развития и обучения Церебрально-органического типа грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга) в результате органических причин - Мыслительные операции по показателям продуктивности приближены к УО -познаватель ная деятельность значительно снижена -незрелость эмоционально-волевой сферы -задержка физического развития -слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний -некритичность к себе инертность психических процессов, их медлительность и пониженная переключаемость -непереносимости дискомфорта -плохая ориентировка в «правом-левом» -зеркальное письмо -мозаичность нарушений отдельных мозговых функций (одни дети преимуще- ственно испытывают трудности при овладении чтением, другие – письмом, третьим – счетом) -знания усваивают фрагментарно, быстро забываются неблагоприятный прогноз по динамике развития и обучения; необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога

Слайд 8

Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; незрелость эмоций и воли; ограниченный запас общих сведений и представлений; обедненный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; неполная сформированность игровой деятельности.

Слайд 9

Специфические особенности памяти обучающихся с ЗПР: - Снижение объема памяти и скорости запоминания; -Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме; -Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме; -Преобладание наглядной памяти над словесной; -Снижение произвольной памяти; -Нарушение механической памяти.

Слайд 10

Специфические особенности памяти обучающихся с ЗПР: Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у обучающихся с ЗПР при обучении в школе. Существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Недостатки в развитии непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся обучающиеся запоминают легко, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними. Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у обучающихся с ЗПР является снижение их познавательной активности.

Слайд 11

Причины нарушенного внимания: -Оказывают свое влияние астенические явления (повышенная утомляемость). -Несформированность механизма произвольности. -Несформированность мотивации, обучающиеся проявляют хорошую концентрацию внимания, когда интересно, где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса. Низкий уровень устойчивости внимания. Обучающиеся не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью. Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания.

Слайд 12

Причины нарушенного восприятия: При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.

Слайд 13

Недостатки восприятия: Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, недополучение полноценного практического опыта, необходимого для развития восприятия. Особенности восприятия: Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности. Недостаточная целенаправленность и организованность внимания. Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия (обучающемуся с ЗПР требуется больше времени, чем с нормой в развитии). Низкий уровень аналитического восприятия. Обучающийся не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».). Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, обучающийся не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно. Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.

Слайд 14

Задача педагога по развитию восприятия у обучающихся с ЗПР Помощь обучающимся с ЗПР по упорядочению процессов восприятия, обучение целенаправленному воспроизведению. На первом учебном году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте обучающимся предлагается план их действий.

Слайд 15

Особенности мыслительной деятельности детей ЗПР: На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать обучающийся); уровень развития речи; уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше учащийся, тем более сложные задачи он может решить. У обучающихся с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления.

Слайд 16

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР: Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Обучающиеся стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой). Такой обучающийся выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Нет заинтересованности в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда обучающиеся очень быстро теряют интерес к новым предметам. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Обучающиеся с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Следует заметить, что они в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Обучающийся не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Важно создавать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (из-за поспешности, неорганизованности обучающиеся действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Решают задачу на интуитивном уровне, то есть ученик вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может. Стереотипность мышления, его шаблонность.

Слайд 17

Особенность наглядно-образного мышления: Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

Слайд 18

Особенность логического мышления: Нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления: Анализ (увлекаются мелкими деталями, не могут выделить главное, выделяют незначительные признаки); Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам); Классификация (осуществляют классификацию часто правильно, но не могут осознать ее принцип, объяснить то, почему так поступили). У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из двух посылок им мало доступен. Чтобы обучающиеся сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения.

Слайд 19

Особенность общения: Значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом. Самая трудная педагогическая проблема – социализация обучающихся с ЗПР. При успешном ее решении значительно облегчается обучение. Даже при незначительных неудачах в работе обучающиеся отказываются от ее продолжения, замыкаются, настораживаются.

Слайд 20

Особенность общения в семье: В семьях, где растут дети с ЗПР преобладают формально-требовательные отношения взрослых к ребенку. Значительное количество детей с ЗПР испытывают дефицит ласки и тепла со стороны родителей, прежде всего матери. Для многих родителей уважительные отношения с ребенком, тесный контакт с ним не играют какой-либо существенной роли. Их общение проходит в форме обязанности, отягощающей взрослых (Е. И. Васильева). Для всех детей наибольшее значение имеет мать, затем – братья и сестры. О. В. Защиринская отмечает, что у половины отстающих в развитии младших школьников наблюдаются отгороженность, закрытость в общении с людьми, находящимися вне их семейного окружения.

Слайд 21

Особенность общения в учебном процессе, со сверстниками: Многие обучающиеся находятся в состоянии тревоги, у них возникает страх перед возможным наказанием (даже воображаемым, особенно физическим). Надеясь избежать наказания, некоторые дети готовы выполнять любые требования (часто совершенно неоправданные), ограничивающие их поведение. Такое состояние ребенка препятствует осознанному освоению социально одобряемых правил поведения и способов общения с окружающими. С возрастом у детей с ЗПР в два раза уменьшается желание общаться с братьями и сестрами и значимо возрастает роль общения со сверстниками. При «полноценном формировании возрастных новообразований» наблюдаются доверие к себе и к другим людям, устойчивость к эмоциональным стрессам, эмпатия, способность обучаться по образцу и по инструкциям, социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, знание границ своих возможностей и способность их преодолевать. В иерархии значимости общения учителю отводится одно из последних ранговых мест. При частых проявлениях беспокойства, тревоги, напряженности отличает дефицит эмоциональной отзывчивости по отношению к другим людям, в том числе и к сверстникам. Чаще, как правило обучающиеся безразличны к слезам, ушибам, неприятностям сверстников. В то же время основным мотивом к установлению отношений с «чужими» взрослыми и со сверстниками являются сочувствие, сопереживание, эмоционально насыщенная доброжелательная атмосфера общения.

Слайд 22

Список использованной литературы: 1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей /В.В. Лебединский : Учебное пособие. – Издательство Московского университета, 1985. 2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с. 3. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника /С. Я. Рубинштейн. Москва, 1986.



Предварительный просмотр:

Советы психолога педагогам в работе с детьми «группы риска»

Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться

к ответу у доски, делать предварительные записи, использовать наглядными

пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать

материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых

ученик отсутствовал по ой или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера

благожелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников

концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы,

учитель обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания

учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов,

раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях

в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам

даются упражнения, направленные на устранение ошибок допускаемых ими

ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их

работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в

работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с

одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников

подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится

инструктаж о порядке выполнения домашних задания, о возможных затруднениях,

предлагаются ( при необходимости) карточки- консультации, даются задания по

повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем

домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки

школьников.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми.

1. Агрессивные дети часто бывают вооружены. Даже самую назидательную беседу

можно начать с неожиданной шутки или похвалы, дабы озадачить и обезоружить

их своим нестандартным положением.

2. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и

бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в

поведении все, на что они способны.

3. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько

дистантно.

4. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать

особенности, бурные реакции.

5. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

6. Обсуждайте поведение только после успокоения.

7. Мстительны, иногда годами ждут отомстить, поэтому лучше не отвергать их.

8. Выясняйте, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «

Имя.., ты расстроился., потому что … Ты можешь переживать, не имевши право

обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не

нападать?». Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.

9. Пусть за что-то отвечает в школе.

10. Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть

назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это

и не дать себе обидеться по мелочам на него.

11. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой- момент это перестает действовать

и Вы будете неубедительны и бессильны.

12. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.

13. Свое плохое настроение не разряжать на нем.

14. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после

наказания. Ребенок убедиться, претензии были к его поступку, а не к личности в

целом.

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми.

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого,

низкая адаптивность. В школьном возрасте- ипохондрия- за свое здоровье и здоровье

родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как

выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелый

стресс, который долго переживают. Склонны к СУИЦИДУ (самоуничтожение),

Внушаемы:

1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.

2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.

3. Включать в общественные посильные дела.

4. Хвалить самостоятельность.

5. Стимулировать личную ответственность.

6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.

Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к

нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок

должен расстаться с вами, успокоившись.

7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.

8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы

ребенок выбегал из (помещения) класса- это опасно. Сразу же последовать за ним.

Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась

привычка уйти из класса, если расстроен.

9. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной

ответственности. И для этих детей самое страшное- ошибиться или кого-то подвести.

Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их

исправить, находя при этом варианты решения проблемы.

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми.

Этих детей характеризует выраженный аутизм ( уход в себя, отстраненность от мира и

его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического

мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы.

Нетипичные интересы ( о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать и

мечтать. Развита речь, но часто формальна. Негативные черты: эмоциональная

холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, но безразличен к

внешнему миру. Способны на странные мнением, он безразличен к внешнему миру.

Способны на странные поступки (сбросить кота с 6-го этажа, но не из желания убить, а

посмотреть, как он приземлиться). Самосохранение притупляется, может пройти по

карнизу. Не имеет друзей- он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в

глаза.

В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют

вообще. Полезно приучать его, т.к. для него главное, чтобы оставили его в покое. «Не

важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а

приспособляться к ним.

1. Не призывать к совести, не читать морали.

2. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков)

определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным),

например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т.д. страх сопряжен с

любопытством- помочь преодолеть эту стену.

3. Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков

изобразительной деятельности.

4. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.

5. Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со

сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).

6. Учитывать интерес к точным наукам- математике, физике.

7. Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и

поступков.

8. Отношения к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от

других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать

принадлежность к классному коллективу.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями.

1. Игнорировать истерические реакции.

2. Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.

3. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

4. Не стремиться угодить.

5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение-это ему и надо

(подсознательно).

6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои

поступки.

7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться

среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолимая жажда признания.

8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.

9. Требует много льгот для себя.

10. Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять

манипулировать собой.

11. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно.

За несколько проступков- одно замечание или наказание.

12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание -неподвижностью). Такое

наказание он запомнит.

14. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть

запоминающейся.

15. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья один человек- требования

всех членов едины.

16. Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение.

17. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков.

Контроль не постоянный.

18. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.

19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «надо», «плохо»

20. Повышать самооценку, уверенность в себе.__



Предварительный просмотр:

Правила эффективного общения с ребенком

При общении с ребёнком Вам помогут эти правила:

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

• ребенок убедится, что вы его слышите;

• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

  Используйте время, проводимое вместе с ребёнком, играя в игры, которые вы знаете с детства. Это должно легко включаться, укладываться в семейный стиль взаимодействия ребенком, быть естественным и логичным развитием этих отношений. Например, ручки можно развивать, перебирая с бабушкой гречку, общую координацию – плавая, делая с папой зарядку, лазая по деревьям на даче. А для развития речи и кругозора нужно просто... говорить с ребенком (при этом решается множество и более тонких психологических проблем).

  Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Вы можете  сами применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка.

 

 «Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Взрослый говорит ребенку следующее:

«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Эту игру можно использовать перед сном, во время отдыха.