самообразование

Сабирова Маргарита Михайловна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»

Аннотация проекта:

Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике в соответствии с новыми требованиями (ФГОС).

Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки уровня развития ребёнка в процессе реализации поставленных задач. Работа над проектом позволяет осуществить интеграцию различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребёнка, тем самым, обеспечив дошкольникам возможность организовать свою самостоятельную деятельность, используя полученные знания о математических понятиях.

Обоснование необходимости проекта:

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.

Актуальность проекта

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

Задачи:

1.Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах и телах; цифрах от 0-20; разнообразных линиях.

2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.

3. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.

4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Новизна проекта

Заключается в применении, систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей. Не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей. Делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности 5-7 лет, педагоги группы, родители воспитанников.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года - старшая, подготовительная группа).

Основные принципы реализации проекта

  • Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
  • Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
  • Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
  • Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
  • Соревновательность(создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
  • Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Основные направления и содержание деятельности

Проект - включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми 5-7 лет.

  1. Игры дидактические, развивающие, подвижные”.
    Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.
  2. Логические блоки Дьнеша”.
    Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.
  3. Палочки Кюизенера”.
    Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
  4. Художественно-творческая деятельность”.
    Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, аппликация, рисование).
  5. Опыты и исследовательская деятельность”.
    Включает в себя задания направленные на экспериментальное нахождение решения проблемы.
  6. Математические праздники и викторины”.

Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью 20–25 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с сентября во второй половине дня в совместной деятельности.

Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.

Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.

Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.

Этапы реализации проекта

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Определение основной цели
  • Создание развивающей среды;
  • Познакомить детей с геометрическими фигурами, цифрами и разнообразными линиями
  • Научить находить фигуры и тела, цифры и линии в окружающей действительности(исследования)
  • Научит сочинять сказки и описательные рассказы.
  • Познакомить с произведениями художественной литературы, где встречаются цифры, предметы округлой формы.
  • Подвижные игры.

2 этап - ОБОБЩАЮЩИЙ

  • Планирование и прогнозирование работы
  • Изготовление поделок, коллажей, альбомов.
  • Самостоятельная детская деятельность.
  • Деятельность родителей, задействованных в реализации проекта.

Предметно-пространственная среда

Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда. Центр «Занимательной Математики» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: интерактивная доска, наборы карточек цифр и математических знаков, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.   Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр  решает следующие задачи:

  • целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
  • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

В группе есть:

  1. Занимательный и познавательный материал по математике. Логико-математические игры. Наборы геометрических фигур, цифр для магнитной доски.
  2. Комплекты цифр и математических знаков для мольберта.
  3. Пеналы «Учись считать».
  4. Рабочие тетради по математике В.П. Новиковой.
  5. «Волшебные часы»- обучающая игра.
  6. Дидактические игры: «Мои первые цифры», «Увлекательная геометрия», «Геометрические формы», «Всё для счёта» и др.
  7. «Волшебный круг», «Крестики-нолики» - головоломки.
  8. Вкладыши «Геометрические фигуры», «Круги», «Квадрат».
  9. Тематические презентации-занятия с детьми 5-7 лет (Электронное пособие).
  10. Комплект «Математика» для детей 5-7 лет игровой материал познавательно-речевое развитие.

Работа с родителями

Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе по созданию благоприятных условий для математического развития.

Основные задачи на начальном этапе работы с родителями:

  1. Формировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
  2. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

Работа с родителями

Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми

Провести анкетирование родителей по организации работы по развитию математических способностей детей.

Ожидаемые результаты:

Первый год обучения

– измеряют величины различными условными мерками;
– уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
– обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
– умеют словесно описывать фигуру;
– имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
– классифицируют предметы по двум свойствам;
– умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.

Второй год обучения:

– анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;
– преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей;
– выделяют пространственные и временные отношения;
– владеют делением целого на части, определяют зависимости;
– сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;
– определяют объем жидких и сыпучих материалов;
– владеют приемами построения и перестроения из палочек;
– умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
– измеряют длину различными мерками;
– умеют определять состав числа из единиц и меньших чисел;
– владеют приемами кодирования и декодирования информации;
– знают графические изображения всех цифр;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми;
– составляют и решают математические задачи со счетом;
– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Рекомендуемые развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

«что, где?»

Закреплять знания детей ориентироваться в пространстве.

«Кто самый внимательный»

Развивать внимание, быстроту  реакции.

«Построй город из геометрических фигур»

Закреплять умение составлять из геометрических фигур изображения»

Игровое задание со счетными палочками.

Закреплять знания о геометрических фигурах видеть и называть фигуры, составляющие узор.

«Незнайка в гостях»

Учить видеть равное количество предметов, закрепить умение вести счет.

«Художники»

Развитие ориентировки в пространстве.

«Угадай, какое число пропущено»

Определить место числа в натуральном ряду называть пропущенное число.

«Поездка»

Учить детей в сравнении чисел и определении,

какое из них больше или меньше

«Встань на свое место»

Упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию

«Кто быстрее подберет коробки»

Учить сопоставлять предметы по длине, ширине высоте

«Сложи фигуру»

Составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу

«Калейдоскоп»

Умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков сразу

«Сколько»

Развитие мышления

«Как расположены фигуры»

Учить располагать геометрические фигуры на плоскости

«Сравни и запомни»

Учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур

«Кто быстрее найдет»

Учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур

«Сосчитай и назови»

Уточнить представление о том, что число не зависит от формы их расположения

«Найди свою фигуру»

Учить различать и называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу

«Кто быстрее найдет предмет»

Упражнять в определении формы предметов в соответствии формы с геометрическим образом

«Нарисуй по описанию»

Развитие внимания, воображения

«Танграм»

Учить составлять силуэты по образцу

«Угадай ,где стоит»

Учить овладевать пространственными представлениями

«Докажи»

Продолжать развивать представление о независимости числа, предметов от их расположения и площади

«Где, чей дом»

Развитие комбинаторских способностей

Календарно – тематическое планирование игр

кружковой работы по ФЭМП в

в подготовительной группе

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Кол – во занятий

   

   О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1ч «Веселые цифры»

2ч «Задание на сложение»

«Лабиринт»

«Дорисуй узор»

3ч «Найди два одинаковых предмета»

 Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать, сообразительность

Развивать мышцы пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги, проходить лабиринт

1

1ч «Молчанка»

2ч Электронная дидактическая игра «Кто, где находится? »

3ч «Кто к какому дереву идет?

 Развивать навыки счета, умение устанавливать закономерность, ориентироваться в пространстве,

1

1ч «Счет с хлопками»

2ч «Напиши нужную цифру»

«Найди похожие листья»

«Закончи рисунок»

3ч «Найди лишний предмет»

 Развивать: умение обобщать и классифицировать, внимание, быстроту мышления, самоконтроль

Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги.

1

1ч «Назови соседей»

2ч «Найди одинаковые домики»

«Дорисуй домики»

3ч. Игры со счетными палочками

 Развивать умение видеть закономерности, дорисовывать недостающие фигуры, глазомер, мышцы рук, сообразительность

1

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1ч «Счет с хлопками»

2ч «Танграм»

3ч «Продолжи узор»

 Развивать умение играть в игры – головоломки, логическое мышление, умение видеть закономерность, внимание, самоконтроль

1

1ч «Устный счет прямой и обратный»

2ч «Танграм»

3ч «Дорисуй узор»

 Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение концентрировать внимание, мышцы рук, координацию

1

1ч «Хлопки»

2ч «Рассели жильцов»

«Кто получился? »

3ч «Помоги самолету пролететь через облака»

Закрепить состав чисел 5, 6, 7 из двух меньших

Развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, умение видеть закономерность, глазомер

1

1ч «День и ночь» (какая цифра исчезла)

2ч Электронное дидактическое пособие «Забавная арифметика»

3ч Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»

 Закрепить умение решать математические задачи, счет в пределах 10

Развивать быстроту мышления, концентрацию внимания

1

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1ч «Веселый счет»

2ч «Определи время по часам»

3ч «Найди одинаковые снежинки»

«Нарисуй снежинку»

 Закрепить счет в пределах 10, решать задачки – шутки, определять время по циферблату

Развивать наблюдательность, точность движений, умение концентрировать внимание

1

1ч «Счет по цепочке»

2ч «Нарисуй стрелки на часах»

«Сосчитай треугольники и квадраты»

3ч «Повтори узор»

Закрепить умение ориентироваться на часовом циферблате

Развивать сообразительность, умение сопоставлять рисунки, видеть закономерность, точность движений

1

1ч «Живые цифры»

2ч «Пифагор»

3ч Электронное дидактическое пособие «Что лишнее? »

Закрепить счет и цифры в пределах 20, умение играть в игру – головоломку

Развивать сообразительность, логическое мышление, речь

1

1ч «Веселый счет»

2ч «Пифагор»

«Нарисуй так же»

3ч Лабиринт «Проводи Крошку крота к клумбе»

Закрепить счет в пределах 20

Развивать умение видеть, сопоставлять, ориентироваться на листе бумаги в клетку, находить закономерность, точность движений, зрительную память

1

Я

Н

В

А

Р

Ь

1ч «Считай не ошибись»

2ч «Веселый счет»

«Что сначала, что потом? »

3ч «Сложи вместе»

Закрепить счет в пределах 20, умение решать задачи – шутки, головоломки

Развивать умение понимать причинно – следственные связи, умение видеть закономерности, логическое мышление

1

Математический КВН

1

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1ч «День и ночь»

2ч «Рассели жильцов»

Электронное дидактическое пособие «Незнайка и геометрические фигуры»

3ч «Нарисуй: что получится? »

Закрепить цифры и счет в пределах 20, геометрические фигуры

Развивать образное восприятие, внимание, глазомер, мышцы рук

1

1ч «Молчанка»

2ч «Колумбово яйцо»

3ч «Напиши так же»

 Упражнять в умении играть в игры – головоломки.

Развивать сообразительность, зрительную память, сопоставлять, концентрировать внимание, точность движений

1

1ч «Я задумала число»

2ч «Покажи одинаковые цифры»

«Сложи вместе»

«Дорисуй картинку»

3ч «Помоги жирафу сорвать кокос»

Закрепить цифры и счет в пределах 20.

Развивать сообразительность, мышцы рук, точность движений, умение концентрировать внимание.

1

1ч «Я задумала число»

2ч «Числовые домики»

«Чего не хватает? »

3ч «Покажи одинаковые чашки»

Закрепить состав чисел 8. 9, 10 из двух меньших

Развивать умение обобщать, сопоставлять, внимание, наблюдательность

1

1ч «Веселый счет»

2ч Эксперименты «В каком сосуде больше воды? », «Что легче, что тяжелее? », «Что тонет, что плавает? »

Выводы

 Развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения

1

М

А

Р

Т

1ч «Веселые цифры»

2ч «Разложи по клеточкам»

«Что останется? »

«Повтори рисунок»

3ч «Найди похожие предметы»

 Развивать сообразительность. Логическое мышление, умение делать умозаключения, передавать точность форм, глазомер

1

1ч «Измени число»

2ч Электронное дидактическое пособие «Реши примеры»

«Найди похожие кораблики»

3ч «Помоги щенку пройти к домику»

 Развивать умение решать примеры в пределах 20, умение сопоставлять, наблюдательность, концентрацию внимания, пространственное представление

1

1ч «Не ошибись»

2ч Перфокарты «Неделька», «Времена года»

3ч «Соедини точки по порядку»

Закрепить временные представления: неделя, год, счет двойками, тройками в пределах 20

Развивать сообразительность, глазомер, концентрацию внимания, логическое мышление

1

1ч «Назови пропущенное слово»

2ч Проблемная ситуация «Что будет, если мерить разными мерками? » Выводы

Развивать умение сравнивать объём, количество сыпучих тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения

1

А

П

Р

Е

Л

Ь

1ч Логическая задача

2ч Трафареты – «Обведи фигуры», «Составь изображение»

3ч Лабиринт «Найди самую короткую дорогу»

 Развивать умение пользоваться линейкой, трафаретами, лекалом, воображение,

1

1ч Логическая задача

2ч «Найди две одинаковые фигуры»

«Найди нестандартную фигуру»

3ч Игры со сетными палочками

 Развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения, логическое мышление

1

1ч Задачи в стихах

2ч «Найди лишнее»

«Найди два зонтика»

«Нарисуй так же»

3ч Лабиринт «Помоги червяку съесть грушу»

Развивать сообразительность, наблюдательность, умение делать умозаключения, повторять закономерность, тренировать точность движений

1

М

А

Й

1ч «Волшебная палочка»

2ч Решение задач

2 «Исправь ошибку художника»

3ч Работа с перфокартами – «Дни недели»

Закрепить сет в пределах 20, умение отгадывать математические задачи, знание последовательности дней недели.

Развивать смекалку, сообразительность, быстроту реакции

1

1ч «Подбери пару»

2ч Решение задач

Решение примеров

Задачи на смекалку

3ч Графический диктант

Закрепление пройденного материала

1

1

1ч «Молчанка»

2ч «Назови соседей»

Электронное дидактическое пособие «Учимся определять время по часам»

3ч «Геометрическая мозаика»

Закрепление пройденного материала

Математическая олимпиада

Выявление уровня развития за год

1

Список литературы

1.Логика и математика для дошкольников.

2.Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая. “Детство-Пресс”. 2006 г

3.Программа развития и воспитания детей в детском саду.

4.В.И.Логинова. Т.И.Бабаева. и др. Детство-Пресс. 2010 г.

5.Методические советы к программе “Детство”Детство-Пресс. 2007 г.

7.Как работать с палочками Кюизенера.Л.Д.Комарова. М.: 2008 г.

8.Комплект “Ступеньки к школе”. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Дрофа. 2000 г.
“Учимся находить одинаковые фигуры”; “Азбука счета”; “Цвет”; Учимся находить противоположности”; “Развиваем логическое мышление и память”.

9.Дошкольник 5-7 лет в детском саду.Детство-Пресс. 2007 г.

10.Математика – это интересно.З.А.Михайлова. 2006 г.

11.Книга по математике для детей и воспитателей “Пых”.В.А. Козлова. “Школьная Пресса”. 2002 г.

12.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Мозаика–Синтез. 2009 г.

13.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей.Венгер Л.А. Михайлова З.А

14.Игровые занимательные задачи для дошкольников.“Детство-Пресс”. 2001 г.Смоленцева П.А. 

15.Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Житомирский В.Г. 

16. Путешествие по стране Геометрии. Смоленцева А.А. 

17.Математика до школы. “Акцидент”. 1998 г.



Предварительный просмотр:

Описание опыта работы в номинации «Воспитание и развитие дошкольника»  

на тему «Вместе весело шагать».

На свете есть много различных профессий,

И в каждой есть прелесть своя.

Но нет благородней, нужней и чудесней

Чем та, кем работаю я!

Мой рабочий день начинается с приёма детей. Казалось бы, приём обычен и постоянен: дети приходят в группу, включаются в разнообразную деятельность, но только воспитатель способен понять состояние, замыслы и возможные волнения ребёнка. Только воспитатель способен осуществить приём детей так, чтобы создать у них бодрое настроение, желание играть и общаться со сверстниками. Потому, как дети в раздевалке разговаривают с родителями, друг с другом, я узнаю, кто из них взволнован или спокоен, весел или угрюм, возбуждён или вял. Учитывая их состояние, я понимаю причину происходящего и мне нетрудно решить, как обратиться к каждому, что сказать, что предложить, посоветовать, чтобы успокоить, включить в активную деятельность, улучшить настроение. Каждый раз я задаю себе три вопроса, которые помогают мне в работе:

  • Что хотят познать дети?
  • Чему новому  я могу их научить? 
  • Откуда мне черпать знания, которые я передам детям? 

Ответы на эти вопросы я нахожу в процессе наблюдений за малышами. Именно они подсказывают мне направления дальнейшей работы. Я заметила, что в процессе сюжетно ролевой игры «Водитель», дети не всегда соблюдают правила дорожного движения и это происходит не от отсутствия знаний поведения на дороге, а от того, что нет единой системы по формированию навыков безопасного поведения. Также из бесед и анкетирования  родителей, я выяснила, что не все они соблюдают правила дорожного движения. А некоторые показывают не очень положительный пример своим детям, тем самым являясь образцом для подражания, а привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения при совместном взаимодействии с семьей. Поэтому главной целью для меня стало создание системы  непрерывного воспитания, направленной на формирование у детей навыков безопасного поведения дома, на детской площадке, на улицах города. Так как данная проблема является наиболее важной и актуальной на данный момент, я разработала программу дополнительного образования по правилам дорожного движения «Вместе весело шагать». C:\Users\МОУСОШ№6\Desktop\IMG_20160204_071157.jpg

Новизной моей программы, является разнообразие форм и методов а также их сочетание в совместной работе воспитателя, родителей, инспектора ГБДД и специалистов ДОУ по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек поведения умелых и осторожных пешеходов.

Основной целью программы «Вместе весело шагать» я обозначила приобретение детьми дошкольного возраста необходимого объема представлений, позволяющих им безопасно вести себя в условиях дорожного движения, самостоятельно действовать при угрозе или возникновении опасной ситуации, решать посильные задачи по оказанию различной помощи, требующееся в таких ситуациях, мне предстояло решить следующие задачи:

В первую очередь, подготовить для детей развивающую-предметно пространственную среду  таким образом, чтобы дети, играя, учились правилам дорожного движения и могли их применить в повседневной жизни.

Наряду с образовательной деятельностью с детьми я продумала консультативное и практическое взаимодействие  с родителями. Формы работы с семьей, используемые мной, предполагают активное включение родителей в образовательный процесс. Метод проектов позволяет вовлечь родителей в совместную работу с детьми, создавая радостную атмосферу творчества в виде презентации, шоу, театрализованных представлений. Большой интерес вызывает  проведение семейных игр, где  дошкольники демонстрируют знания о правилах движения, а родители делятся опытом культурного, грамотного поведения на дорогах и улице. Оформление выставок совместных работ на темы «Безопасность на дороге», «Улица, на которой я живу», «Мой любимый  транспорт», «Дорога домой», семейных фотовыставок «Безопасное детство».

Значимую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет совместная работа с  инспектором  ГИБДД.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в использовании системы планирования безопасного поведения как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со второй младшей группы.

Продумывая написание программы, я планировала ее поэтапную и долгосрочную реализацию с детьми  с 3-х до 7-ми лет, рассчитанную на 4 года обучения, поскольку, дошкольный возраст – это период, когда формируется личность. Определить правильно или не правильно ведет себя человек в тех или иных условиях очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны соблюдать неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно с раннего дошкольного возраста, в доступной для них форме, поскольку дословная трактовка правил дорожного движения и обязанностей пешеходов недоступна для них в силу возрастных особенностей и требует от детей абстрактного мышления, что затрудняет процесс обучения и воспитания.

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, вариативность инновационность форм и методов, направленных на обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме.

При обучении детей основам «дорожной грамоты» придерживаюсь следующих правил:

  • не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге;
  • сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности;
  • очень важно при обучении детей основам безопасности дорожного движения не делать акценты только на том, что нельзя делать на дорогах, на каждое «нельзя» должно быть «можно». Если мы говорим, что нельзя играть на проезжей части дороги, то нужно рассказать и показать детям, где нужно играть – во дворе, детской площадке, сквере, парке;
  • научить предвидеть опасность и сформировать навыки правильной ориентации в дорожной среде необходимо формировать у дошкольника с самого раннего возраста;
  • использовать новые игровые технологии, развивающие у детей познавательный процесс: наблюдательность, память, мышление, речь.

Чтобы обучение проходило интересно, дети легко усваивали информацию, использую в работе ИКТ-технологии. Систематически транслируем детям цикл занимательных видеороликов, которые полезно посмотреть всем участникам образовательного процесса. Обучающие игры в увлекательной и веселой форме помогают детям стать грамотными пешеходами.  

Использую  в ходе работы ситуационные формы обучения одной из которых является моделирование дорожных ситуаций– «Минутки безопасности» – это кратковременное занятие по безопасности поведения на улицах и дорогах (1 -2 минуты). Цель, которых повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней.

Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей и позволит  доступно разъяснять детям правила дорожного движения. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД,  в ходе реализации программы способствуетсозданию условий для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.

Программа создана на основе принципов:

  • Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
  • Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.
  • Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
  • Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Завершающим компонентом процесса реализации программы станет применение детьми полученных знаний  в практической деятельности, они смогут предвидеть опасные ситуации в дорожно-транспортной среде и применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения в повседневной жизни.

В заключение хочется сказать, одна из самых важных профессий-это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы.