Методические разработки и проекты для МДОУ "Детский сад №104"

Некрученкова Надежда Викторовна

На данной странице размещены методические разработки по художественному эстетическому воспитанию область "Музыка" для МДОУ "Детский сад №104"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние музыкально- игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста

 В детской музыкально-игровой деятельности с её радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями скрыты большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты.

Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи.

 Таким образом данный подход способствует реализации следующих педагогических функций музыкально-игровой деятельности:

  • познавательной;
  • коммуникативной:
  • креативной;
  • эстетической.

Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка. Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста. И именно из собственного педагогического опыта могу лишь заметить,что дети в игре раскрываются полностью,давая возможность увидеть заложенный в них потенциал.и именно потому,что музыкальная игра это:

Во-первых, музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности.

Во-вторых, музыкальная игра – самый «лёгкий» из всех видов музыкальной деятельности.

В-третьих, музыкальная игра – очень серьёзный вид музыкальной деятельности.

В-четвёртых, музыкальная игра – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности.

В-пятых, музыкальная игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.

Основные виды музыкально-игровой деятельности:

1. Игровой диалог (ритмический, интонационный, ладовый и др.).

2. Сюжетно-ролевая игра с элементами музыки.

3. Музыкально-дидактическая игра.

4. Игра-драматизация.

5. Игра-импровизация.

6. Творческая сюжетно-игровая композиция (коллективная праздничная игра, музыкальная сказка, детский музыкальный спектакль, детская опера).

 Имеется ряд противоречий при работе с этой актуальной темой:

– между необходимостью воспитания музыкально-эстетической культуры с детского возраста и недостаточностью разработанности практического инструментария;

– между определенным содержанием музыкально-игрового воспитания и образования и определением структуры, содержания, показателей музыкально-игровой культуры.

Работа по данной теме   разделена на несколько этапов:

I этап – констатирующий (начальный) – сентябрь/ноябрь 2014 года.

II этап – формирующий (основной) – январь 2015 года – апрель 2015 года.

III этап – контрольный (заключительный) – май 2015 года.

Начальный этап предполагет обнаружение проблемы, сбор диагностических показателей и выявление уровня сформированности знаний и умений по развитию музыкально-эстетической культуры.

Формирующий этап – проведение работы по становлению музыкально-эстетической культуры дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности.

Диагностика на заключительном этапе показывает эффективность выбранной методики для решения обозначенной педагогической проблемы.

В диагностике музыкально-эстетической культуры и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.

Таким образом, на констатирующем (аналитическом) этапе работы  ведётся диагностическая работа с детьми.

Цель: определение уровня сформированности музыкально-эстетической культуры детей 5-6 лет.

Диагностика чувства ритма

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Музыкальный руководитель: Прохлопай, (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

Критерии оценки:

1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Диагностика динамического чувства

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.

Музыкальный руководитель: Сейчас поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане или бубне. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить .Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.

Критерии оценки:

1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.

2 – 3 набранных балла – средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.

4 – 5 набранных баллов – высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.

Диагностика ладово-мелодического чувства

«Две подружки»

Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.

Музыкальный руководитель: Прослушай 2 песенки ;веселой и грустной девочек,и скажи, -какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.

Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии. Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Критерии оценки:

1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.

2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.

3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.

Диагностика музыкальной деятельности

Она включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности:

  • Восприятие
  • Развитие музыкального слуха и голоса
  • Пение
  • Музыкально-ритмические движения
  • Музицирование
  • Музыкальное творчество.

Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

В первом блоке музыкально-игровых занятий  используем такие игры-уподобления:

1) тактильные, моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений;

2) двигательные, моделирующие характер звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов;

3) интонационные, передающие настроение произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки;

4) вокальные, передающие настроение произведения с помощью интонационно выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз;

5) инструментальные, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания;

6) цветомузыкальные, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков.

Второй блок – игры-интерпретации. Игры-инсценировки. Предполагают интерпретацию музыкального содержания посредством ритмопластических, пантомимических и танцевальных движений («Изобрази музыку», «Покажи жестом»). Например, в старшем возрасте ребенок может представить себя героем музыкальной пьесы и передать ее характер в танцевальных и образных движениях. С этой целью можно использовать программные музыкальные произведения (К. Сен-Санс. «Слон», «Лебедь», «Птичник», «Аквариум»; Ф. Куперен. «Бабочки» и др.).

Игры-инсценировки включают музыкально-образные этюды, в которых изображаются животные (В. Арсеев. «Слон и моська»; К. Сен-Санс. «Куры и петухи», С. Майкапар. «Мотылек»), герои сказок (П. Чайковский. «Баба Яга», « «Колдун»; «Дюймовочка»; Э. Григ. «В пещере горного короля», «Шествие гномов»), детские игры (А. Гречанинов. «Верхом на лошадке», командир»; Р. Шуман. «Смелый наездник»; С. Слонимский. «Считалка»; А. Хачатурян. «Скакалка»), другие явления и объекты окружающей жизни.

Игра-настроение не связана с определенным сюжетом, персонаж игры – музыкальное настроение. Такие игры позволяют сформировать представление о музыке как об искусстве, которое отражает чувства и настроения человека. Ценность игры-настроения в том, что переживание эмоциональных смыслов музыки происходит в единстве восприятия и самовыражения, когда чувство возникает раньше мысли. Детям предлагаются игры-настроения, когда они слушают программные произведения (А. Гречанинов. «В разлуке»; Ж.-Ф. Рамо. «Радость»; М. Мусоргский. «Слеза»; И.-С. Бах. «Шутка»; Д. Кабалевский. «Шутка»; С. Прокофьев. «Сарказм»; П. Чайковский. «Размышление», «Сентиментальный вальс») и непрограммные (Р. Шуман. «Пьеска»; В.-А. Моцарт. «Рондо»; Третий блок музыкальных игр основан на музыкальной импровизации, т.е. на применении освоенных эталонных способов творческой деятельности и их трансформации в новых,  в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями дошкольников.

Игра-карнавал. По характеру подобна импровизированному празднику, в котором, как в калейдоскопе, мелькают образы, сценки, танцы, чудесные превращения. В игре нет строгой сюжетной линии, она может быть придумана самими детьми на основе:

  • содержания музыкальных произведений (К. Сен-Санс. «Карнавал животных»; Д. Шостакович. «Танцы кукол»; Дж. Россини – О. Респиги. «Волшебный магазин игрушек» и др.);
  • темы праздника («Карнавал цветов», «Карнавал игрушек», и т.п.);
  • доминирования музыкальной деятельности («Песенный карнавал», «Танцевальный карнавал»,).

В процессе использования музыкально-игровой деятельности, различных музыкальных игр и приемов на музыкальном занятии в МДОУ,на праздниках и ,развлечениях ,в других режимных моментах, значительно повышается  показатель сформированности музыкально-эстетической культуры обследованных мною детей Повысился интерес к музыке, музыкальным произведениям различных форм и жанров. А у детей возрастает ещё большая потребность в самореализации своих творческих  способностей и возможностей.

Литература:

1. Груздова И.В. Процесс формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников: сущность, проблемы, решения // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Искусство, 1970. 

3. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук / С.В. Проняева. – Екатеринбург, 1999.

4. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова и др. – М., AcademiA, 1998.

5.  Тарасов Г.С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Музыкальная психология и психотерапия. – 2008. – № 3.

Автор статьи: Музыкальный руководитель МДОУ«Детский сад №104» Некрученкова Надежда Викторовна. г Саратов. Пед.стаж:  16 лет.



Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Путешествие по радуге в мир музыки и цвета»

Автор проекта:

Некрученкова Надежда Викторовна,

Музыкальный руководитель

Участники проекта:

Воспитанники подготовительной группы ДОУ

Недолуга Елена Валентиновна,

Воспитатель подготовительной группы

МДОУ «Детский сад №104» г. Саратов

Тип проекта:

Творческо-исследовательский, кратковременный, групповой.

Характеристика проекта:

  • Совместная образовательная деятельность с детьми.
  • Возрастная группа: подготовительная.
  • Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
  • Интеграция с образовательными областями: речевое, познавательное, физкультура, коммуникативность.
  • Тип деятельности – интегрированное занятие.
  • Форма проведения – путешествие.
  • Задачи:

1. Обучающие - учить детей понимать и устанавливать связь музыки с цветом, природными явлениями, с поэзией и изобразительным искусством и настроением.

2. Развивающие - развивать творческое мышление, познавательные способности, формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы, развивать умения находить возможные методы решения проблемы самостоятельно, развивать умения использовать различные варианты при решении поставленной задачи.

3. Воспитательные - воспитывать желание детей общаться друг с другом в процессе исследовательской деятельности.

  • Виды детской деятельности:

- познавательно – исследовательская;

- изобразительная;

- музыкальная;

- двигательная.

  • Методы: одномоментность, метод контрастности, «подмастерье»; организационный; информационно-чувственный; проблемно-мотивационный, метод развития творческого познавательного мышления.
  •  Форма организации детей: групповая.
  •  Предшествующая работа:

1. Слушание классической музыки К. Сен- Санса, Н. Паганини, Вивальди,Чайковского.

2. Беседы о прослушанном.

3. Рисование красками и карандашами под звучание музыки разного характера.

4. Разучивание детских песен по теме, рассматривание картин известных художников.

  • Средства обучения детей: раздаточный материал, кисточки, краски, цветные карандаши, листы белой и черной бумаги по количеству детей, столики.
  •  Средства обучения для педагога: мультимедийное оборудование, записи музыки, слайды.

Конспект совместной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

«Путешествие по радуге в мир музыки и цвета»

Ход мероприятия.

 Дети под спокойную музыку входят в зал, встают в полукруг, лицом к гостям.

Музыкальный руководитель: Ребята, видите, сколько у нас гостей? Поздоровайтесь с ними.

Дети пропевают валеологическую распевку-приветствие «Доброе утро» О.Н. Арсеневская.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я хотела пригласить вас в путешествие в гости к радуге. Но в детский сад пришло странное письмо.  Послушайте, что в нем написано:

Вы в путешествие собрались?

А путь - дорожка - нелегка.

Уменье, знания,сноровка

Помогут вам в пути, друзья.

Подпись: Краска черная и белая.

Ну, что ребята, мы согласны отправиться в путешествие?

Дети: отвечают

Музыкальный руководитель:  Тогда нужно готовиться в путь. Только у нас проблема! Нам не найти туда дорогу, если вы не догадаетесь, отчего у людей бывает плохое настроение?

Дети: дают ответы (когда кто-то из близких заболел, поссорились с кем- то, вас обидели, не получается хорошо сделать какое-то дело…).

Музыкальный руководитель: А вот какое у меня сейчас настроение?

Музыкальный руководитель пропевает приветствие «Здравствуйте дети» (в мажоре).  

Дети: отгадывают (Радостное, вы пели громко ,весело).  

Музыкальный руководитель: А вот сейчас какое у меня настроение? (пропевает в миноре).

Дети: отвечают. (Грустное, вы пели тихо и печально).

Музыкальный руководитель: Да, ребята, вы правильно определили моё настроение, прослушав песенки-приветствия. Молодцы!

Музыкальный руководитель: А сейчас я покажу своё настроение мимикой и движениями, а вы попробуйте отгадать.

Дети дают ответы: (грусть, печаль, радость, восторг).

Музыкальный руководитель: А теперь попробуем изобразить эти чувства в красках. (Дети выполняют задание по желанию).

         Дети проходят к столикам с красками,  отмечают на листе бумаги те чувства, которые они уловили в мимике и движениях музыкального руководителя. Изображают полосками разного цвета по своему выбору.

Музыкальный руководитель: Ой, молодцы ребята. Оказывается, можно передать настроение не только голосом, мимикой, но и цветом! Так, а что же это за полоски в этом письме? Смотрите ребята, откуда взялся розовый, серый, голубой, коричневый цвет? Вы не знаете как они получились?

Дети: Если смешать две или три краски получится другой цвет.

Музыкальный руководитель: Неужели? А я и не знала, как это делается. Научите меня, ребята, как это надо делать?

 Под музыку дети экспериментируют со смешиванием красок, называют какие краски смешали, и какой цвет получился.

Музыкальный руководитель: Что это со мной стало? Я полна сил и здоровья!

Дети: Музыка и цвет поднимают настроение и улучшают здоровье.

Музыкальный руководитель: Давайте посмотрим, что еще в этом конверте? Достает из конверта домики для музыки из квадратов и треугольников разного размера и цвета. Большой квадрат и треугольник - красные, поменьше – голубые. Ребята! Музыка приглашает нас в гости, но я не знаю в какой домик идти. Помогите мне, сложите домики по подсказке по цвету и размеру.

Дети складывают домики.

Музыкальный руководитель: А давайте попробуем угадать из какого домика доносится музыка. Звучат два музыкальных отрывка: весёлая, радостная музыка (большой красный домик)   и  спокойная, мелодичная (маленький голубой домик).

 Дети: В первом домике весело, радостно, во втором - спокойно, красиво.

Музыкальный руководитель: Ой, ребята, молодцы, как мы ловко справляемся со всеми заданиями, но тут еще что-то есть! Нам черная краска прислала письмо:

«Я – символ печали и грусти,

 торжественный, строгий цвет!

 Перекрою любой оттенок,

 закрашу любой предмет!».

Дети, нельзя допустить, чтобы у нас в мире был только черный цвет! А давайте вместе подумаем, какая краска может нам помочь?

Дети: Белая!

Музыкальный руководитель: Тогда за работу, ребята!

          Дети смешивают чёрную и белую краски, получается серая.

Ну это уже не так мрачно. Ребята, я могу предложить вам еще один способ справиться с черным цветов. Давайте попробуем его не закрашивать, а украсим его.

Дети рисуют красками на листах черной бумаги  то, что они себе представляют (облака, сугробы, цветы, звездное небо и так далее по замыслу детей). (Под музыку А. Вивальди «Зима»).

Музыкальный руководитель: ребята, в конверте осталось что-то еще! Да это весточка от белой краски! Слушайте! Она предлагает нам через движения показать характер музыки. Вы сможете сделать это? Покажите!

Дети исполняют маленькие танцевальные этюды под музыку разного характера.

Музыкальный руководитель: Ребята, в письме есть еще задание. Нужно ответить на вопросы:

1.Какой самый главный цвет у зимы? Белый? Давайте проверим (слайд – зима);

2.А у весны? (слайд – весна) - дети называют краски весны;

3.А у лета? Давайте проверим (слайд – лето) ;

4.А у осени какие краски? Давайте проверим (слайд – осень).

Музыкальный руководитель: Ребята, мы со всем справились и у нас осталось последнее задание. Нам нужно нарисовать музыку в красках. Только характер музыки будет меняться очень быстро и менять цвет надо будет быстро. Проходите к столикам, помните – какой звук услышали, такой и нарисуйте!

         Под музыку дети рисуют звуки музыки.

Музыкальный руководитель: Ой, ребята, мы с вами очутились в стране музыки и цвета! Давайте вспомним, как музыка и цвет действуют на нас?

Дети: Улучшается здоровье, поднимается настроение.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вот и  чудесная радуга. Какие красивые в ней цвета. Её краски приготовили нам сюрприз! Вы хотите увидеть, как музыка и цвет дружат между собой? Заодно проверим как мы справились с предыдущим заданием. Смотрите!  Запись «Образцы музыки» (к каждому цвету звучит соответствующая музыка).

         Входят две краски (дети)  Белая и Чёрная.

Белая и Черная краски (хором): Молодцы, ребята! Ну а с нами как же быть? С вами мы хотим дружить! Мы ведь служим отличным фоном для всех красок, и картинки становятся ярче и привлекают внимание.

Белая краска: Я делаю все цвета светлее и нежнее. Синий превращаю в голубой, красный - в розовый, зеленый - в салатовый, а черный - в серый.

Музыкальный руководитель: Дорогие краски, мы очень рады с вами дружить. Ведь ребята с помощью ваших заданий показали как они понимают настроение, умеют слушать музыку и понимать как ловко  ориентируются в мире музыки, цвета и  движений.

Черная краска: А если не станет музыки? Каким станет мир?

Дети: Серым, скучным, однообразным, не будет слышно пения птиц, журчания ручья, не будет песен, танцев.

Белая краска: Грустно будет.

Черная краска (Белой): Ну мы же с тобой дружим со всеми красками и звуками! Поэтому мир у нас какой?

 Дети: Разноцветный!

 Музыкальный руководитель: Так давайте же все вместе споем «Радостную песню»!

         Дети исполняют песню « С нами друг» Струве.

 Музыкальный руководитель: Наше путешествие в мир музыки и цвета подходит к концу. Дети расскажите краскам, на что влияет музыка и цвет?

Дети: На настроение, на здоровье, на эмоции и чувства.

Музыкальный руководитель: А как можно передать эти чувства?

Дети: Мимикой, движением, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, картинами художников, музыкальными произведениями, песнями.

Музыкальный руководитель: Что же вы узнали?

Дети: Музыка нужна и для пения, и для танцев, и для рисования. Без нее можно прожить, но будет скучно и не интересно.

Музыкальный руководитель: А сейчас вы увидите, как музыка и цвет дополняют друг друга и получается настоящее чудо! Смотрите!

Слайд «Цветомузыка».

Музыкальный руководитель: А сейчас вкусный сюрприз из разноцветных конфет. Продолжайте дружить с музыкой и цветом, а нам пора возвращаться в детский сад.