Великой Победе посвящается

Бакума Юлия Алексеевна

В данном разделе будут помещены материалы, посвященные Великой Отечественной войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

Сочинение

«След войны в моей семье»

Работа ученика 6А класса

МБОУ СОШ №1

Села Арзгир

Квициани Гии.

               

2014 год

     Великая Отечественная война  оставила глубокий след в каждой семье нашей родины.

   Не обошла она и нашу семью. Мой прадедушка,  Матвеев Василий Семёнович,  пошёл на войну ещё юношей, в двадцать лет. Начав войну простым солдатом, он вскоре получил звание офицера и стал командовать миномётным расчётом.

  Дедушка участвовал во многих сражениях и операциях, форсировал реки и держал оборону. В одном из сражений 1943 года 10 октября на Курской дуге он был тяжело ранен отступающим немецким танком и  был вначале отправлен в полевой госпиталь, потом, 1 января, в госпиталь в город Казань.

После выздоровления с тяжёлой раной его не взяли обратно на фронт. 15 января он был отправлен подготавливать молодых солдат. До конца войны мой прадед продолжал готовить и выпускать солдат, офицеров.

         Вскоре в 1946г вернулся домой в Арзгир. В этом же году он начал работать в нашей школе № 1, он преподавал черчение и рисование. В 2001 году его не стало.  Моя прабабушка показывала его медали: «Красная звезда»,  «1 степень Великой Отечественной войны», «Медаль за отвагу» и многие другие. Ещё мне рассказывал мой папа,  как мой прадед любил свою семью, детей, внуков, правнуков, любил трудиться.

  К сожалению,  всё меньше и меньше становится тех, кто подарил нам этот мир. Спасибо всем ветеранам за этот подвиг!



Предварительный просмотр:

                                          Лето 42…

Хочу рассказать я, друзья, о былом:

О жизни Арзгира, о буднях, о том,

Как немец родную землицу топтал,

 Людей убивал и селенья сжигал.

То трудное время невозможно забыть,

Сколько горя и слез нам пришлось пережить…

Все было прекрасно:

Селенья росли, они богатели от родимой земли.

Но счастье покинуло нашу страну, когда танк фашистский

Перешел за черту.

Фашистам хотелось Москвой завладеть,

Но гнали их наши, не боясь умереть.

И тогда враг проклятый устремился на юг,

Пшеницы, скота захотелось ему.

Ставрополье родное, родимый Арзгир

Летом 42 враг захватил.

Фашисты хотели свою жизнь учредить,

Нашли полицаев, готовых служить.

Те списки семей, чьи отцы и сыны

Сражались за Родину в годы войны,

Составили быстро, чтоб угодить

Начальникам новым, а старых забыть.

Селом нашим немцы  тогда управляли,

Румыны, бендеровцы им помогали:

Стреляли евреев, забирали зерно,

Да часто в Германию не попадало оно.

Но не справиться немцам с силой советской,

Восстала страна: стар и млад – против немцев.

Из Ставрополья погнали, погнали с Кавказа,

Чтоб не было места на земле той заразе.

Уж 70 лет прошло с той поры.

Менялись правители, села, дворы.

Но страшное время невозможно забыть,

Столько горя и слез нам пришлось пережить…



Предварительный просмотр:

Эссе

 «Прошедший ад»

Работа ученицы 9В класса

МБОУ СШ №1

Села Арзгир

Капусты Александры

2014 год

         Родословная моей семьи насыщена яркими людьми, с  разными, непохожими друг на друга судьбами. В своем сочинении мне хотелось бы рассказать о замечательном человеке, моем прадедушке – Василии Власовиче Сухом.

          Родился прадедушка  в 1911 году в селе Арзгир, где ныне проживаю и я. К сожалению,  я не знаю о детстве и юности прадеда, но многое из его судьбы мне известно. Он сам научился играть на гармони, его музыкальные способности передались моему дедушке, который тоже был гармонистом-самоучкой, моей маме и мне. Яркий, веселый, жизнерадостный, таким его запомнили люди. Первый парень на селе, так отзывались соседские девчонки о прадедушке.  Однако ему было суждено встретить мою прабабушку, Анастасию Михайловну, с которой они прожили счастливые 5 лет брака, растили детей.

            22 ИЮНЯ 1941 ГОДА начинается Великая Отечественная война. Это событие изменило все в семье моих родных. На следующий день прадедушку призывают на фронт. Оставив в тылу  жену с двумя  детьми, прадед уходит на войну защищать Родину. В единственном и последнем письме, которое он успеет написать, говорится: « Едем на передовую…» После этого связь прадедушки с домом прерывается навсегда.  3 июля прадеда и его часть пленили  под городом Фастов, неподалеку от Киева. Долгие, мерзкие полгода он находился в шталаге под немецким городом Нойранденбургом. Его мужественность, сила и мощь характера  просматриваются в чертах лица  на фотографиях. Изнурительные месяцы заточения вдалеке от родного села, тоска по родным и близким людям дали о себе знать. Прадедушка скончался  27 февраля 1942 года.

         Когда закончилась война, прабабушка узнала, что мой прадед числится в списках  пропавших без вести, но она все равно верила и ждала его возвращения.  Долгие 70 лет никто не знал, где находятся его останки, и вот несколько  месяцев назад нам удалось выяснить место, где он похоронен.  Воодушевившись воспоминаниями о прадедушке, я решила написать это сочинение. Он, как и многие  солдаты, отдал свою жизнь для того, чтобы мы все могли жить на этой земле мирно, видеть голубое небо над головой. То, что пришлось перенести моему прадеду, невозможно представить.

            Я верю, что когда-нибудь мне выпадет честь побывать на том месте, где покоится мой прадедушка. К сожалению, мне  не довелось видеть прадеда вживую, общаться с ним, но я знаю: человек, который защищал свою Родину, - герой. Он погиб смертью храбрых.  Низкий поклон ему и всем солдатам.  



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

 

 

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

 

 

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

Лекция 7. Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности

в повестях В. Быкова "Сотников", "Карьер"

Социально-исторические процессы ХХ века, во многом носившие трагический характер, породили сложный комплекс проблем, в нравственно-философский смысл которых пытались проникнуть русские писатели. Отсюда центром внимания русской литературы становится исследование судьбы нации и личности в трагический период Великой Отечественной войны. К произведениям о войне можно отнести экзистенциальные повести В. Быкова "Сотников", "Карьер", повесть В. Астафьева "Пастух и пастушка", онтологические повести В. Распутина "Живи и помни", А. Кондратьева "Сашка" и другие.

Суть художественной концепции В. Быкова в повести "Сотников" состоит в исследовании взаимоотношений человека и обстоятельств, связанных с ними проблем индивидуального нравственного выбора, самопознания и самоопределения человека на войне. С этой целью выбранный автором хронотоп пути неумолимо ведет героев к их последнему пристанищу в доме Демчихи и к той ситуации выбора, который они должны совершить.

Уже в экспозиции повести намечен контраст между героями повести Сотниковым и Рыбаком, который все более усиливается по мере развития сюжета. Так, Рыбака отличают физическая сила, хозяйственность, смелость, биологическое жизнелюбие (он думает о девушках, ему снится хлеб), в то время как Сотникова, наоборот, физическая слабость, равнодушие к себе, болезненность (не разжился полушубком, идет больной на задание). По-разному ведут они себя и в пути. Рыбак подбадривает Сотникова, делится с ним остатками хлеба, а все внимание Сотникова "сосредоточено лишь на том, чтобы не сбиться с шага, не потерять посильный ему темп". Это противопоставление в описании героев рождает иллюзию большей приспособленности к войне Рыбака, нежели Сотникова. Но В. Быкову важно проверить внутреннюю сущность своих героев, их дух и нравственный потенциал, которые и обусловливают тот или иной нравственный выбор.

И здесь герои представляются нам совсем в ином свете. Рыбак - выходец из крестьянской семьи. Для него характерно нравственное чувство, чувство долга, но эти положительные начала существуют в нем лишь на чувственном уровне, то есть они не стали сутью его индивидуальной этики, а потому непрочны и стихийны. Соединяясь с его биологическим жизнелюбием, с желанием выжить любой ценой, они и предопределяют его потенциальную возможность к предательству.

Рыбак не способен совершить жизненный выбор, так как его сознание недостаточно развито для этого, он не может осмыслить духовный опыт и поведение других людей, с которыми его сталкивала жизнь.

Сотников - интеллигент, до войны окончивший учительский институт. И его принципиальное отличие от Рыбака заключается в том, что он обладает гораздо более развитым сознанием, а отсюда и более сильным духом, духовной стойкостью. Эта разница и проявляется в экстремальной ситуации выбора. Рыбак, полный желания выжить, надеется преодолеть обстоятельства и поэтому вступает на путь компромисса с немцами (хитрит на допросах, надеется сбежать). Сотников внешне смиряется с обстоятельствами, так как понимает невозможность их предотвращения. Но внутренне он пытается найти в себе духовные силы, чтобы противостоять этим обстоятельствам нравственно. Духовную силу для этого противостояния он находит, прежде всего, в осмыслении нравственной сути поступков людей, с которыми сводила его жизнь. Сотников осмысливает как события из личной жизни (сцена с револьвером), так и нравственную этику других людей (сцена побега из плена, допроса Полковникова). Таким образом, автор показывает, что сила Сотникова заключается в способности к самоанализу, к рефлексии, с помощью которых у героя формируется своя система нравственных ценностей.

Вне этих личностных качеств, как показывает писатель, невозможно духовное преодоление обстоятельств. Размышляя над проблемой героизма и предательства, В. Быков утверждает необходимость индивидуальной духовной культуры и нравственности как той опоры, без которой невозможно нравственное существование человека. Личность, лишенная этих начал (Рыбак), не способна различить границы между добром и злом, поэтому в итоге компромиссного поведения она незаметно для себя оказывается на территории зла. Поведение Сотникова, его способность к самопожертвованию ("Если что-либо и заботило его в жизни, то это его последняя обязанность по отношению к оказавшимся сейчас рядом") не являются исключительными, такой же выбор совершили и белорусские крестьяне: староста, мать троих детей Демчиха.

Таким образом, можно сказать, что В. Быков в своей повести поднимается до философского осмысления войны, его интересуют не столько внешние обстоятельства войны, сколько психологическое состояние человека, борьба добра и зла в его душе. В. Быков утверждает необходимость духовного и нравственного самостояния как единственный путь преодоления бесчеловечных обстоятельств войны.

Продолжением экзистенциальной проблематики в прозе этого писателя является его повесть "Карьер". В отличие от повести "Сотников", здесь В. Быков выбирает предметом художественного анализа иной тип человеческого сознания, включенный в современность и историю. Изображение этих двух временных пластов указывает на то, что автор обращается к осмыслению основополагающих начал человеческого существования. Это проблемы нравственного выбора и сопряженной с ним моральной ответственности, памяти и долга, человека и истории, вечных духовных ценностей: любви, дружбы, сочувствия, сострадания.

Через сопоставление нравственного выбора героя и его поведения в обстоятельствах войны и в современной реальности, писатель определяет поведение человека в истории. Связь истории с современностью осуществляется в памяти героя. Именно память осознается В. Быковым как важнейшее нравственное начало, обеспечивающее связь времен и передачу духовного и нравственного опыта.

Фабула повести (приезд Агеева в местечко) открывает этическое состояние современности. Нравственная атмосфера середины 1980-х годов характеризуется отсутствием человеческой памяти: обращение Агеева к людям в поисках Марии не приносит результата (жители местечка забыли и не помнят Марию). Не внимает индивидуальным поискам Агеева и государство, которое не дает вразумительных ответов на его запросы. Боятся раскопок Агеева люди, подобные Козловой и Евстигнееву. Даже сын не понимает отца. Все это указывает на отсутствие духовных связей между поколениями, на духовную отчужденность между ровесниками.

В этой ситуации Агеев вынужден самоопределиться, совершить свой нравственный выбор: либо смириться с всеобщим состоянием забвения и прекратить раскопки, либо выбрать позицию экзистенциального противостояния, сохранив память об истории, продолжить раскопки. Агеев выбирает второй путь. Мотивы этого выбора кроются в прошлом Агеева, в осознании героем чувства вины перед Марией.

Таким образом, совершая правильный выбор в современности, герой тем самым как бы стремится исправить тот ошибочный нравственный выбор, который совершил в 1940-е гг. Однако В. Быков показывает неслучайность того выбора, так как на него оказало влияние множество факторов. Среди них и психологическая атмосфера 1930-х гг., приучившая Агеева к слепому подчинению, недоверию к людям, и экстремальные обстоятельства военных лет, и личностная незрелость самого Агеева. Те же обстоятельства вынуждают Агеева подписать записку о сотрудничестве с полицией, хотя он и не собирается предавать. Недоверие к людям, которое нес в себе Агеев (недоверие к Барановой, к врачу), оборачивается недоверием к нему однополчанина Молоковича и подпольщиков. И в этой ситуации всеобщего недоверия он встречается с Марией, подарившей ему любовь - высшую форму доверия между людьми. Но Агеев не сумел оценить этого чувства Марии, и он отправляет ее со взрывчаткой на станцию, пытаясь вернуть утраченное доверие товарищей по оружию. Тем самым он выбирает сиюминутное утверждение, принеся в жертву свое счастье. Это и дано ему осознать в конце жизни, это и заставляет его вести раскопки как в карьере реальном, так и в карьере собственной памяти. Таким образом, мы видим, что поведение человека в истории зависит от характера его нравственной ориентации. Человек может и ошибиться (Агеев в ситуации 1940-х гг.), может и подняться до осознания своей ошибки и необходимости поиска нравственной истины (Агеев в ситуации 1980-х гг.).

Агеев не находит в карьере ни подтверждения своей версии, ни ее опровержения, зато ему дано прозрение нравственной вины. В свое время "он заплатил ею (Марией - С.М.) и был жестоко наказан, потому что она была послана ему для счастья, а не для искупления". Таким образом, по мысли В. Быкова, поиск нравственной истины о себе, истории, времени необходим в любых обстоятельствах. Это очищает человеческую душу и не дает забывать о вечных человеческих ценностях и историческом самосознании человека.

Психологизм в литературе

При анализе психологических деталей следует обязательно иметь в виду, что в разных произведениях они могут играть принципиально различную роль. В одном случае психологические детали немногочисленны, носят служебный, вспомогательный характер – тогда мы говорим об элементах психологического изображения; их анализом можно, как правило, пренебречь. В другом случае психологическое изображение занимает в тексте существенный объем, обретает относительную самостоятельность и становится чрезвычайно важным для уяснения содержания произведения.

В этом случае в произведении возникает особое художественное качество, называемое психологизмом. Психологизм – это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя: его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т.п., причем изображение, отличающееся подробностью и глубиной.
Существуют три основные формы психологического изображения, к которым сводятся в конечном счете все конкретные приемы воспроизведения внутреннего мира. Две из этих трех форм были теоретически выделены И.В. Страховым: «Основные формы психологического анализа возможно разделить на изображение характеров «изнутри», – то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; на психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики».

Назовем первую форму психологического изображения прямой, а вторую косвенной, поскольку в ней мы узнаем о внутреннем мире героя не непосредственно, а через внешние симптомы психологического состояния. О первой форме мы еще будем говорить чуть ниже, а пока приведем пример второй, косвенной формы психологического изображения, которая особенно широко использовалась в литературе на ранних ступенях развития:

Мрачное облако скорби лицо Ахиллеса покрыло.
Обе он горсти наполнивши пеплом, главу им осыпал:
Лик молодой почернел, почернела одежда, и сам он
Телом великим пространство покрывши великое, в прахе
Был распростерт, и волосы рвал, и бился о землю.

Гомер. «Илиада». Пер В.А. Жуковского

Перед нами типичный пример косвенной формы психологического изображения, при котором автор рисует лишь внешние симптомы чувства, нигде не вторгаясь прямо в сознание и психику героя.

Но у писателя существует еще одна возможность, еще один способ сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажа – с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Будем называть такой способ суммарно-обозначающим. А.П. Скафтымов писал об этом приеме, сравнивая особенности психологического изображении у Стендаля и Толстого: «Стендаль идет по преимуществу путями вербального обозначения чувства. Чувства названы, но не показаны», а Толстой подробно прослеживает процесс протекания чувства во времени и тем самым воссоздает его с большей живостью и художественной силой.

Итак, одно и то же психологическое состояние можно воспроизвести с помощью разных форм психологического изображения. Можно, например, сказать: «Я обиделся на Карла Ивановича за то, что он разбудил меня», – это будет суммарно-обозначающая форма. Можно изобразить внешние признаки обиды: слезы, нахмуренные брови, упорное молчание и т.п. – это косвенная форма. А можно, как это и сделал Толстой, раскрыть внутреннее состояние при помощи прямой формы психологического изображения: «Положим, – думал я, – я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? Вон их сколько? Нет, Володя старше меня, а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, – прошептал я, – как бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает... противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка – какие противные!»

Естественно, что каждая форма психологического изображения обладает разными познавательными, изобразительными и выразительными возможностями. В произведениях писателей, которых мы привычно называем психологами – Лермонтова, Толстого, Флобера, Мопассана, Фолкнера и других, – для воплощения душевных движений используются, как правило, все три формы. Но ведущую роль в системе психологизма играет, разумеется, прямая форма – непосредственное воссоздание процессов внутренней жизни человека.

Кратко познакомимся теперь с основными приемами психологизма, с помощью которых достигается изображение внутреннего мира. Во-первых, повествование о внутренней жизни человека может вестись как от первого, так и от третьего лица, причем первая форма исторически более ранняя. Эти формы обладают разными возможностями. Повествование от первого лица создает большую иллюзию правдоподобия психологической картины, поскольку о себе человек рассказывает сам. В ряде случаев психологическое повествование от первого лица приобретает характер исповеди, что усиливает впечатление. Эта повествовательная форма применяется главным образом тогда, когда в произведении – один главный герой, за сознанием и психикой которого следит автор и читатель, а остальные персонажи второстепенны, и их внутренний мир практически не изображается («Исповедь» Руссо, «Детство», «Отрочество» и «Юность» Толстого и др.).

Повествование от третьего лица имеет свои преимущества в плане изображения внутреннего мира. Это именно та художественная форма, которая позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Для автора нет тайн в душе героя – он знает о нем все, может проследить детально внутренние процессы, объяснить причинно-следственную связь между впечатлениями, мыслями, переживаниями. Повествователь может прокомментировать самоанализ героя, рассказать о тех душевных движениях, которые сам герой не может заметить или в которых не хочет себе признаться, как, например, в следующем эпизоде из «Войны и мира»: «Наташа со своей чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так весело было в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она <...> нарочно обманула себя. "Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю", почувствовала она и сказала себе: "Нет, я, верно, ошибаюсь, он должен быть так же весел, как и я"».

Одновременно повествователь может психологически интерпретировать внешнее поведение героя, его мимику и пластику и т.п., о чем говорилось выше в связи с психологическими внешними деталями.
Повествование от третьего лица дает широкие возможности для включения в произведение самых разных приемов психологического изображения: в такую повествовательную стихию легко и свободно вливаются внутренние монологи, публичные исповеди, отрывки из дневников, письма, сны, видения и т.п.

Повествование от третьего лица наиболее свободно обращается с художественным временем, оно может подолгу останавливаться на анализе скоротечных психологических состояний и очень кратко информировать о длительных периодах, имеющих в произведении, например, характер сюжетных связок. Это дает возможность повышать удельный вес психологического изображения в общей системе повествования, переключать читательский интерес с подробностей событий на подробности чувства. Кроме того, психологическое изображение в этих условиях может достигать максимальной детализации и исчерпывающей полноты: психологическое состояние, которое длится минуты, а то и секунды, может растягиваться в повествовании на несколько страниц; едва ли не самый яркий пример тому – отмеченный еще Н.Г. Чернышевским эпизод смерти Праскухина в «Севастопольских рассказах» Толстого.

Наконец, повествование от третьего лица дает возможность изобразить внутренний мир не одного, а многих героев, что при другом способе повествования сделать гораздо сложнее.

К приемам психологического изображения относятся психологический анализ и самоанализ. Суть обоих приемов в том, что сложные душевные состояния раскладываются на составляющие и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. Психологический анализ применяется в повествовании от третьего лица, самоанализ – в повествовании как от первого, так и от третьего лица. Вот, например, психологический анализ состояния Пьера из «Войны и мира»:

«... он понял, что эта женщина может принадлежать ему.

Психологизм в литературе

"Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное <...>» – думал он; и в то же время, как он рассуждал так (еще рассуждения эти оставались неоконченными), он заставал себя улыбающимся и сознавал, что другой ряд рассуждений всплывал из-за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой <...> И он опять видел ее не какой-то дочерью князя Василья, а видел все ее тело, только прикрытое серым платьем. "Но нет, отчего же прежде не приходила мне в голову эта мысль?" И опять он говорил себе, что это невозможно, что что-то гадкое, противоестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке <...> Он вспомнил слова и взгляды Анны Павловны, когда она говорила ему о доме, вспомнил тысячи таких намеков со стороны князя Василья и других, и на него нашел ужас, не связал ли он уж себя чем-нибудь в исполнении такого дела, которое, очевидно, нехорошо и которое он не должен делать.

Но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственною красотою».

Здесь сложное психологическое состояние душевной смятенности аналитически расчленено на составляющие: прежде всего выделены два направления рассуждений, которые, чередуясь, повторяются то в мыслях, то в образах. Сопровождающие эмоции, воспоминания, желания воссозданы максимально подробно. То, что переживается одновременно, развертывается у Толстого во времени, изображено в последовательности, анализ психологического мира личности идет как бы поэтапно. В то же время сохраняется и ощущение одновременности, слитности всех компонентов внутренней жизни, на что указывают слова «в то же время». В результате создается впечатление, что внутренний мир героя представлен с исчерпывающей полнотой, что прибавить к психологическому анализу уже просто нечего; анализ составляющих душевной жизни делает ее предельно ясной для читателя.

Обратим внимание на то, насколько аналитичен приведенный отрывок: это уже почти научное рассмотрение психологической задачи, как по методам ее разрешения, так и по результатам. Сначала поставлен вопрос, со всей возможной четкостью и логической ясностью. Затем отбрасываются заведомо несостоятельные объяснения («обольстить не хочу и никогда не женюсь»). Далее начинается рассуждение о более глубоких и сложных причинах: в качестве таковых отвергается потребность в любви, зависть и «спортивный интерес». Отсюда делается вывод уже прямо логический: «Следовательно...». Наконец аналитическая мысль выходит на правильный путь, обращаясь к тем положительным эмоциям, которые доставляет Печорину его замысел и предчувствие его выполнения: «А ведь есть необъятное наслаждение...». Анализ идет как бы по второму кругу: откуда это наслаждение, какова его природа? И вот результат: причина причин, нечто бесспорное и очевидное («Первое мое наслаждение...»).

Понятие психологизма в литературе, приемы и способы психологического изображения

Психологизм – это важное свойство литературы, позволяющее глубже понять человеческую душу, вникнуть в смысл поступков. Существует две трактовки термина «психологизм». В широком смысле под термином понимается общее свойство литературы и искусства воссоздавать человеческую жизнь и характеры. При таком подходе психологизм свойствен любому литературному произведению. В узком смысле под психологизмом понимается особое свойство, характерное лишь для отдельных произведений. С этой точки зрения психологизм является особым приемом, формой, позволяющей верно и живо изобразить душевные движения. По словам А.Б.Есина, «психологизм – это определенная художественная форма, за которой стоит и в которой выражается художественный смысл, идейно-эмоциональное содержание» 

Чернышевский, который одним из первых определил психологизм как особое художественное явление, также считал его свойством художественной формы произведения: в статье о ранней прозе Л.Толстого он называет психологизм художественным приемом 
Наличие или отсутствие в литературном произведении психологизма в узком понимании не будет являться достоинством или недостатком произведения, - это лишь его особенность, обусловленная идеей произведения, его содержанием и тематикой, а также авторским осмыслением характеров. Психологизм, когда он присутствует в произведении, является организующим стилевым принципом и определяет художественное своеобразие произведения. 

По мнению Есина , существуют три основные формы психологического изображения. Две из них сформулировал в своем исследовании И.В.Страхов: «Основные формы психологического анализа возможно разделить на изображение характеров «изнутри», – то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; на психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики». Эти формы психологизма называют соответственно прямой и косвенной. Есин выделяет еще одну форму психологического изображения – прямое называние автором чувств и переживаний, происходящих в душе героя. Он называет такой способ суммарно-обозначающим. 

Психологизм имеет собственную внутреннюю структуру, то есть складывается из приемов и способов изображения. Как правило, в произведениях подчеркнуто психологического характера писатель акцентирует внимание на внутренних, а не на внешних деталях. Мы чаще встретим описание всех нюансов переживаний героя, чем подробный анализ его внешнего вида. Но кроме количественного соотношения в таких произведениях меняется и принцип их взаимосвязи. Если при обычном повествовании внешние детали существуют независимо, то здесь они будут подчинены общему содержанию, будут непосредственно связаны с душевными переживаниями героев. Помимо своей непосредственной функции воспроизведения жизни, они приобретают и другую важную функцию – сопровождать и обрамлять психологические процессы. Предметы и события являются при таком подходе материалом для размышления, поводом к рассуждению и могут ничего не значить без соотнесения с внутренним миром героя. 

Внешние детали (пейзаж, мимика и жесты, портрет) не являются непосредственным способом выражения психологизма, но при соответствующем окружении приобретают дополнительные функции. Так, не любой портрет характеризует героя с психологической точки зрении, но при соседстве с психологическими деталями он принимает на себя часть их функций. Однако не каждое внутреннее состояние можно передать через жесты и мимику или через аналогию с состоянием природы, поэтому эти средства не являются универсальными. 

Большое значение при создании психологизма имеет повествовательно-композиционная форма: повествование может вестись от первого или от третьего лица. До конца XVIII века наиболее уместной формой для подобного рода произведений считался рассказ от первого лица, притом часто использовалась имитация писем. Иная форма противоречила бы принципу правдоподобия, так как считалось, что автор не способен проникнуть в сознание своего героя и лучше самого персонажа никто не может раскрыть читателю его чувства. Повествование от первого лица сосредоточено на рефлексии героя, психологической самооценке и психологическом самоанализе, что в принципе и является основной целью произведения. Однако такое повествование имеет два ограничения : невозможность одинаково полно и глубоко показать внутренний мир многих героев и однообразие психологического изображения, что придает произведению некоторую монотонность. Другой, более нейтральной формой является повествование от третьего лица, или авторское повествование. Это именно та художественная форма, которая дает возможность автору ввести читателя во внутренний мир персонажа, показать его наиболее подробно и глубоко. Одновременно автор может интерпретировать поведение героев, давать ему оценку и комментарий. В такую форму повествования свободно включаются внутренние монологи, отрывки из дневников, письма, сны, видения и т.д. Авторское повествование не подчинено художественному времени, автор может остановиться подробно на важных для него деталях, при этом сказав лишь пару слов о довольно длительном, но не повлиявшем на развитие героя периоде жизни. Психологическое повествование от третьего лица позволяет изобразить внутренний мир многих героев, что является трудностью при повествовании от первого лица. 
По мнению Есина , наиболее распространенными композиционно-повествовательными формами являются внутренний монолог и психологическое авторское повествование, которые встречаются практически у всех писателей-психологов. Однако помимо этих встречаются и специфические повествовательные формы, которые используются реже. Это сны и видения, персонажи-двойники, которые дают возможность автору раскрыть новые психологические состояния. Основная их функция – введение в произведение фантастических мотивов. Но при психологическом изображении эти формы приобретают другую функцию. Бессознательные и полубессознательные формы внутренней жизни изображаются как психологические состояния и соотносятся в первую очередь не с сюжетом и внешними действиями, а с внутренним миром героя, с другими его психологическими состояниями. Например, сон будет мотивирован не предшествующими событиями в жизни героя, а его предшествующим эмоциональным состоянием. Литературные сны, по мнению И.В.Страхова, - это анализ писателем «психологических состояний и характеров действующих лиц». 
Еще один прием психологизма, получивший распространение во второй половине XIX века, - умолчание. Он возникает в тот период, когда читатель начинает искать в произведении не внешней сюжетной занимательности, а изображения сложных и интересных душевных состояний. Тогда писатель в какой-то момент мог опустить описание психологического состояния героя, позволяя читателю самостоятельно произвести психологический анализ и додумать, что переживает герой в данный момент. Такое умолчание делает изображение внутреннего мира очень емким, потому что писатель ничего не конкретизирует, не ограничивает читателя определенными рамками, дает полную свободу воображению. В таких эпизодах психологизм не исчезает, он существует в сознании читателя. Наиболее широкое распространение этот прием получает в творчестве А.П.Чехова, а позднее – у других писателей XX века. 

Выводы: Психологизм является особым приемом, формой, позволяющей верно и живо изобразить душевные движения. Существуют три основные формы психологического изображения: прямая, косвенная и суммарно-обозначающая. Психологизм имеет собственную внутреннюю структуру, то есть складывается из приемов и способов изображения, наиболее распространенными из которых являются внутренний монолог и психологическое авторское повествование. Помимо них встречается использование снов и видений, героев-двойников и приема умолчания.