Дистанционное обучение. "Занимательный русский язык" 5 - 7 классы.

Бакума Юлия Алексеевна

Большое внимание я уделяю работе с одаренными детьми. Мною разработаны программы углубленного изучения русского языка для учащихся 5 - 7, 8 - 11 классов. Группы учеников, интересующихся русским языком, занимаются дистанционно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Календарно-тематическое планирование курса дистанционного обучения  « Занимательный русский язык»

№ занятия

                                Тема занятия

Форма сдачи работы

Дата

                                                       Раздел 1. Лексика.

1

Эти многоликие слова. Лексическое значение слова.  Лексическая сочетаемость.

Заочно

9.10

2

Омонимы. Омоформы. Омографы. Омофоны.

Заочно

16.10

3

Синонимы. Антонимы. Паронимы.

Заочно

23.10

4

Лексика русского языка с точки зрения  ее происхождения. Исконно русская лексика. Старославянизмы.

Заочно

30.10

5

Заимствованная лексика.

Заочно

6.11

6

Лексика современного русского языка с точки зрения  сферы ее употребления. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы.

Заочно

13.11

7

Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Устаревшие слова. Неологизмы.

Заочно

20.11

                                                     Раздел 2. Фразеология.

8

Фразеологизм как значимая единица языка. Происхождение фразеологизмов.

Заочно

27.11

9

Многозначность фразеологизмов. Фразеологизмы-омонимы. Фразеологизмы-синонимы. Фразеологизмы-антонимы.

Заочно

4.12

10

Контрольная работа №1  по теме «Лексика. Фразеология»

Очно

6.12

                                              Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия.

11

Фонетика. Гласные звуки. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Заочно

11.12

12

Согласные звуки.

Заочно

18.12

13

Ударение. Орфоэпия.

Заочно

25.12

                                         Раздел 4. Морфемика. Словообразование.

14

Морфемика. Родственные слова. Корень слова.

Заочно

8.01

15

Основа и окончание.

Заочно

15.01

16

Приставка. Суффикс.

Заочно

22.01

17

Способы словообразования.

Заочно

29.01

18

Контрольная работа №2 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Словообразование».

Очно

3.02

                                          Раздел 5. Морфология.

19

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Нарицательные и собственные.

Заочно

5.02

20

Род имен существительных. Число. Склонение.

Заочно

12.02

21

Окончания существительных во множественном числе именительного и родительного падежей.

Заочно

19.02

22

Имя прилагательное.

Заочно

26.02

23

Имя числительное.

Заочно

5.03

24

Глагол.

Заочно

12.03

25

Контрольная работа №3 по теме «Морфология»

Очно

19.03

                                            Раздел 6. Синтаксис.

26

Словосочетание.

Заочно

26.03

27

Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

Заочно

2.04

28

Второстепенные члены предложения.

Заочно

9.04

29

Однородные члены предложения.

Заочно

16.04

30

Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение.

Заочно

23.04

31

Бессоюзное предложение.

Заочно

30.04

32

Стилистика.

Заочно

7.05

33

Тропы и фигуры речи.

Заочно

14.05

34

Контрольная работа №4 по теме «Синтаксис. Стилистика. Тропы и фигуры речи»

Очно

21.05



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эти многоликие слова» Занятие 1:

Слайд 2

Цель занятия: Повторить материал по теме «Лексическое значение слова»; Углубить знания об однозначных и многозначных словах; Отработать умение определять прямое и переносное значение слова.

Слайд 3

Слово и его значения.

Слайд 5

Однозначные слова.

Слайд 6

Многозначные слова Большинство слов в русском языке имеет не одно, а несколько значений. В момент возникновения слово всегда однозначно. Новое значение является результатом переносного употребления слова. Между всеми значениями многозначного слова есть сходство. Например, игла ели, швейная игла, иглы ежа

Слайд 7

Глагол идти имеет 26 значений Основное значение – двигаться, переступая ногами: идти пешком. Двигаться в определенном направлении: Поезд идет быстро. Отправляться, направляться куда-нибудь: Идти гулять. Следовать к намеченной цели: Он шел на древнюю Москву, взметая русские дружины. Приближаться, наступать: Идет весна. О механизмах: быть в действии, действовать. Часы идут точно. Об осадках: падать. Дождь идет. Протекать, происходить, совершаться: В школах идут экзамены. Иметь какое-нибудь направление: Дорога идет в гору. Выходить, распространяться: Из трубы идет дым. Исполняться, ставиться (о спектакле, фильме): Сегодня в театре идет новая опера. Подходить для чего-либо, соответствовать, быть к лицу: Это платье ей идет. Получаться, ладиться: Работа идет хорошо. Разнообразные оттенки значений в устойчивых словосочетаниях типа: идет на пользу, идти на попятную, из головы не идет, голова идет кругом и т.д.

Слайд 8

Знаете ли вы… Связи с первоначальным значением слова, на базе которого возникали другие значения, нередко утрачиваются. Так называемая внутренняя форма слова не всегда подсказывает нам признак, лежащий в основе названия. Если, например, слово подберезовик имеет внутреннюю форму, то есть соответствует сегодняшнему представлению о предмете (растет под березами), то слова стрелять, ошеломить, опешить не имеют внутренней формы, то есть связи с первичными значениями этих слов утрачены. Слово стрелять первоначально означало «метать стрелы», ошеломить – «ударить по шлему», опешить – «ссадить с лошади, сделать пешим».

Слайд 9

Лексическая сочетаемость. Слово всегда связано в речи с другими словами. Возможность соединяться с другими словами называется лексической сочетаемостью слова. Одни слова вступают в связь с другими словами относительно свободно, практически без всяких ограничений. Так, слово голова может сочетаться с большим количеством прилагательных ( большая, круглая, седая и др.). Следовательно, можно говорить о свободной лексической сочетаемости данного слова. Наряду со словами, имеющими свободную лексическую сочетаемость, в русском языке есть слова, употребление которых является несвободным.

Слайд 11

Домашнее задание. 1. Определи слово по его лексическому значению. водитель автотранспорта изображение предметов неживой природы (жанр живописи) декоративное праздничное освещение 2. Исправьте ошибки в лексической сочетаемости слов (напишите правильное, на Ваш взгляд, сочетание, либо два сочетания с каждым из слов) потерпеть победу преклонить голову, склонить колени круглый час, неделя, месяц бархатный месяц, период, время повысить кругозор усилить внимание справиться с указаниями завершить обязательства уделить значение улучшить уровень страстно сопротивляться

Слайд 12

3 . Объясните значение следующих слов: Абориген, апелляция, парламентер, инкрустация, апологет, демагог, кредо, альтернатива, политикан, дифирамб, шокировать. 4. Напишите слова, значение которых дано ниже. 1) Место на реке, где ее можно перейти; 2) отверстие вулкана; 3) наука о небесных светилах; 4) место, где скрещиваются улицы; 5) речь, произнесенная одним актером. 5. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении. 6. Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать «бис». Я объяснил ему, что так кричать нельзя. Почему?

Слайд 13

7. Определите, что изучают эти науки. а) этика б) экономика в) эмбриология г) этимология е) эстетика 8. Найдите в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина многозначные слова. Подтвердите свой выбор примерами. Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась.

Слайд 14

9. Установите, в каком значении употреблено слово свежий в следующих словосочетаниях и предложениях: а) свежий номер газеты; б) купил свежий хлеб; в) дует свежий ветерок; г) надел свежую рубашку; д ) налить свежую воду. 10. Укажите слово, которое является многозначным. а) монолог б) дополнение в) кроссворд г) брошюра


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия №8: «Фразеологизм как значимая единица языка. Происхождение фразеологизмов»

Слайд 2

Цель занятия: Познакомиться с происхождением некоторых фразеологизмов.

Слайд 3

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.

Слайд 4

«Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится», - говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто – в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

Слайд 5

Источники фразеологизмов. Появление фразеологизмов исконно русского характера тесно связано с жизнью народа, его историей, бытом, верованиями, общим развитием нации.

Слайд 7

Фразеологизмы со словом «НОС» Бурчать под нос - ворчать, ворчливо, невнятно бормотать. Водить за нос - эта фраза пришла к нам из Средней Азии. Приезжих часто удивляет, как маленьким детям удается справляться с огромными верблюдами. Животное послушно следует за ребенком, ведущим его за веревку. Дело в том, что веревка продета через кольцо, находящееся у верблюда в носу. Тут уже хочешь, не хочешь – а приходится подчиняться! Кольца вдевали и в носы быков, чтобы сделать их нрав более покладистым. Если человек обманывает кого-нибудь или не исполняет обещанное, то о нем также говорят, что он «водит за нос». Задирать нос – неоправданно чем-нибудь гордится, похвалятся. Зарубить на носу - Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древ­ности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Клевать носом – засыпать. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали – не вмешивайся не в свое дело. На носу - так говорят о чем-то, что вот-вот должно наступить. Не видеть дальше собственного носа - не замечать окружающего вокруг.

Слайд 8

Уйти с носом или остаться с носом В старину на Руси распространено было взяточничество. Без взятки не удавалось добиться никакого решения ни в судах, ни в учреждениях. То, что просители приносили с собой, спрятав где-нибудь под полой, называлось в те времена не взяткой, а "приносом" или, короче, "носом". Если нос принимался, можно было надеется на благоприятный исход дела. Если же от него отказывались, значит, обещание было уже дано противной стороне. Тогда огорченный проситель уходил со своим носом обратно: надежды на успех не оставалось никакой. Неудивительно, что выражения "уйти с носом" или "остаться с носом" получили значение: потерпеть неудачу в просьбе.

Слайд 9

Фразеологизмы со словом «ВОДА» Буря в стакане воды – большие волнения по ничтожному поводу Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала» Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать Возить воду (на ком-л.) – обременять тяжелой работой, пользуясь его покладистым характером Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратятся Дуть на воду, обжегшись на молоке — излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез Как в воду опущенный – печальный, грустный Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования Как две капли воды – очень похожи, неотличимы Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться, Как с гуся вода – все человеку нипочем Много воды утекло с тех пор – много времени прошло Носить воду в решете – попусту тратить время Седьмая вода на киселе – очень дальнее родство Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом.

Слайд 10

Фразеологизмы со словом «РОТ, ГУБЫ» Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений так или иначе указывает на эту функцию рта. Со словом губа фразеологизмов немного. В рот не возьмешь - говорят, если еда приготовлена невкусно. Губа не дура - говорят про человека, умеющего выбирать самое лучшее. Заткнуть кому-то рот – значит не дать ему говорить. Каша во рту - человек невнятно говорит. Маковой росинки во рту не было – значит, человек уже давно не ел и его нужно срочно покормить. Молоко на губах не обсохло - говорят, если хотят показать, что кто-то еще молод и неопытен. Набрать в рот воды – это замолчать самому. Надуть губы - обидеться. Рот разинуть – застыть в изумлении перед чем-нибудь, поразившим воображение. Хлопот полон рот - говорят, если дел так много, что с ними не успеваешь справляться. Широко открытый рот – признак удивления.

Слайд 11

Фразеологизмы со словом «РУКА» Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости Греть руки – пользоваться положением Держать в руках – не давать воли, держать в строгом повиновении Как рукой сняло – быстро исчезло, прошло На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать Не покладая ру к – усердно трудиться Подвернуться под руку – случайно оказаться поблизости Попасть под горячую руку – нарваться на плохое настроение Рука не поднимается – никак не возможно совершить действие из-за внутреннего запрета Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно Рука руку моет – связанные общими интересами люди защищают друг друга Руки не доходят – никак нет сил и времени что-то сделать Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать Рукой подать – очень близко, совсем рядом Ухватиться обеими руками – с удовольствием согласиться с каким-то предложением Чужими руками жар загребать – пользоваться плодами чужой работы Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой

Слайд 12

Фразеологизмы со словом «ГОЛОВА» Ветер в голове – ненадежный человек. Вылетело из головы – забыл. Голова идет кругом – слишком много дел, обязанностей, информации. Давать голову на отсечение – обещать. Как снег на голову – неожиданно. Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела. Не сносить головы – отвечать за свои поступки. Осмотреть с головы до ног – всего, тщательно, внимательно. Очертя голову – рискованно. По головке не погладят – поругают. С больной головы на здоровую – свалить вину на другого. С ног на голову – наоборот. Сломать голову над задачей – напряженно думать. Сломя голову – очень быстро.

Слайд 13

Фразеологизмы со словом «УХО» Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Грубые слова действуют прежде всего на уши. Во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть. Интересно, а вы можете увидеть свои уши? Пользоваться зеркалом в данном случае не разрешается! Держать ухо востро - человек напряженно ждет опасности. Вострый – старая форма слова острый. Навострить уши - внимательно прислушиваться. У собаки уши имеют заостренную форму и собака поднимает торчком уши, когда прислушиваются. Отсюда возник фразеологизм. Не видать как своих ушей - говорят про человека, который никогда не получит желаемого. Погрузится во что-то по уши - говорят человеку в том случае, если он всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах – если долгов очень много. Покраснел до ушей - говорят, когда человек сильно смущен. Развесить уши – так говорят про человека, слушающего кого-либо чересчур доверчиво. Слушать во все уши – значит слушать внимательно. Слушать вполуха или слушать краем уха - слушать без особого внимания. Уши вянут - противно слушать что-либо предельно. Уши режет - говорят, когда что-то неприятно слушать.

Слайд 14

Фразеологизмы со словом «ЗУБ» Со словом зуб в русском языке имеется довольно большое количество устойчивых выражений. Среди них заметна группа фразеологизмов , в которой зубы выступают как своего рода орудие защиты или нападения, угрозы. Используется слово зуб и во фразеологизмах , обозначающих различные плачевные состояния человека. Быть в зубах - навязываться, надоедать. Вооруженный до зубов - говорят про человека на которого нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор. Заговорить зубы - отвлечь внимание. Зуб за зуб - бранчиво (склонность к брани), неуступчиво, «как аукнется, так и откликнется». Зуб на зуб не попадает - говорят, если кто-то замёрз от сильного холода или от дрожи, волнения, страха. Зуба дать - насмехаться, осмеять кого. Зубом есть - гнать, теснить. Зубы скалить - насмехаться. Зубы съесть - набраться опыта. Зубы чесать - болтать вздор, пустяки. На зуб попробовать - узнать, испробовать непосредственно. Не по зубам что-нибудь кому-нибудь - трудно откусить, не под силу, не по способностям. Нечего на зуб положить - говорят, когда нечего есть. Ни в зуб ногой - совершенно ничего (не знать, не понимать и т. п.). Поглядеть кому в зубы - узнать все о человеке. Поднять на зубка - насмехаться. Показывать зубы – значит демонстрировать свою злобную натуру, желание враждовать, погрозить кому. Положить зубы на полку - голодать, когда в доме не остается еды. Сквозь зубы говорить - еле раскрывать рот, с неохотой. Стиснуть зубы - не унывая, не отчаиваясь, начинать борьбу. Точить или иметь зуб на кого-нибудь - злобствовать, стремиться причинить вред.

Слайд 15

Фразеологизмы со словом «ЯЗЫК» Язык – еще одно часто встречающееся во фразеологизмах слово, так как язык чрезвычайно важен для человека, именно с ним связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания) так или иначе прослеживается во многих фразеологизмах со словом язык. Бежать высунув язык – очень быстро. Держать язык за зубами - молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях. Длинный язык - говорят, если человек болтун и любит рассказывать чужие секреты. Как корова языком слизала – про то что быстро и бесследно исчезло. Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания. Наступить на язык – заставить замолчать. Повесить язык на плечо – очень устать. Попасть на язык – стать предметом пересудов. Прикусить язык - замолчать, воздержаться от высказывания. Развязать язык - побуждать кого либо к разговору; давать возможность кому либо говорить. Распускать язык - не сдерживая себя, теряя над собой контроль, проговариваться, говорить лишнее. Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну. Тянуть за язык - сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Укоротить язык - заставить кого-либо замолчать, не давать говорить дерзости, лишнее. Чесать язык (чесать языком) - говорить зря, заниматься болтовнёй, пустословить. Чесать языки - сплетничать, злословить. Чёрт дёрнул за язык - ненужное слово срывается с языка. Язык без костей - говорят, если человек болтлив. Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо. Язык к гортани прилип - неожиданно замолчать, перестать говорить. Язык проглотить - замолчать, перестать говорить (о нежелании кого-либо говорить). Язык хорошо подвешен - говорят про человека, который свободно, бегло говорит.

Слайд 16

Домашнее задание 1. Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах: Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. О них обычно говорят: водой … * * * Мы исходили городок буквально вдоль и … И так устали мы в дороге, что еле … * * * Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь… * * * Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, … Ребята слушать их не станут: От этой песни уши …

Слайд 17

2. В книге К.Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите. 3. В какой басне И.А.Крылова встречаются следующие фразеологизмы: быть в диковинку, откуда ни возьмись, лезть в драку, придавать духу? 4. Приведите 5 – 6 примеров фразеологизмов, пришедших из мифов Древней Греции. 5. Каково происхождение фразеологизмов: заварить кашу, держать порох сухим, рог изобилия? 6. Что означает выражение «бить баклуши», что вы знаете о его происхождении?

Слайд 18

7. Найдите в тексте фразеологизмы. Объясните, что они обозначают. Попались на удочку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать.

Слайд 19

8. Назвать фразеологизм, объяснить смысл

Слайд 20

Ничего не действует на кого-либо Появляться быстро, в большом количестве 9. Угадайте фразеологизм. Подсказкой вам будут иллюстрации.

Слайд 21

10. Загадки-фразеологизмы А) Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения Б) Очень темно, совершенно ничего не видно. В) Оказаться в неловком, глупом положении. Г) Изобретать то или сообщать о том, что уже давно изобретено или известно. Д) Его вешают, приходя в уныние. Е) Не цветы, а вянут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия №9: «Многозначность фразеологизмов. Фразеологизмы-омонимы. Фразеологизмы-синонимы. Фразеологизмы-антонимы»

Слайд 2

Цель занятия: Познакомиться с многозначными фразеологизмами, фразеологизмами-омонимами, фразеологизмами-синонимами, фразеологизмами-антонимами.

Слайд 3

Многозначность фразеологизмов. Явление многозначности в области фразеологии развито слабо: из 4000 фразеологизмов, отмеченных «Фразеологическим словарём русского языка», только 660 многозначных. Как и слова, некоторые фразеологизмы бывают многозначными. Например, фразеологизм боевое крещение, означавший первоначально 'первое участие в бою', стал употребляться в более широком значении, указывая на 'первое серьезное испытание в каком-либо деле '. Причем многозначность легче развивается у фразеологизмов, которые имеют целостное значение и по своей структуре соотносительны со словосочетаниями. Для современного языка характерно развитие образного, фразеологического значения у терминологических сочетаний: удельный вес, центр тяжести, точка опоры, родимое пятно, привести к одному знаменателю. Нередко фразеологизмы имеют прямое и переносное значение, что и создает их многозначность, н-р, выражение чувство локтя обозначает в прямом смысле умение поддерживать связь с соседями по шеренге, прикасаясь к ним локтем, чтобы выравнивать строй , а в переносном – чувство товарищества и взаимную поддержку.

Слайд 4

Фразеологизмы-омонимы . Омонимические отношения фразеологизмов возникают тогда, когда одинаковые по составу фразеологизмы выступают в совершенно разных значениях: брать слово 1 - 'по собственной инициативе выступать на собрании' и брать слово 2 (с кого-либо) - 'получать от кого-либо обещание, клятвенное уверение в чем-либо'. Омонимические фразеологизмы могут появляться в языке, если в основе образных выражений оказываются разные признаки одного и того же понятия. Например, фразеологизм пускать петуха в значении - 'устраивать пожар, поджигать что-либо ' восходит к образу огненно-рыжего петуха, напоминающего по цвету и форме хвоста пламя (вариант фразеологизма - пускать красного петуха ); фразеологизм же пускать (давать) петуха в значении - 'издавать фальшивые звуки ' создан на основе сходства голоса певца, сорвавшегося на высокой ноте, с "пением" петуха. Такая омонимия является результатом случайного совпадения компонентов, образующих фразеологические обороты .

Слайд 5

Фразеологизмы-синонимы Фразеологизмы-синонимы – это устойчивые сочетания с тождественным или предельно близким значением, соотносительные с одной и той же частью речи, обладающие обычно одинаковой или сходной структурой и сочетаемостью, но отличающиеся друг от друга своей образной основой, а также оттенками значения или стилистической окраской, либо и тем и другим. бить баклуши, валять дурака, гонять собак, лодыря гонять, палец о палец не ударить, плевать в потолок, считать ворон - «ничего не делать, бездельничать» во весь дух, во весь опор, во все лопатки, на всех парусах, со всех ног, очертя голову, как на пожар – «очень быстро» голова на плечах, ума палата, семи пядей во лбу – «умный»

Слайд 6

Фразеологизмы-антонимы Фразеологизмы-антонимы – это устойчивые сочетания, разные по форме выражения, обозначающие противоположные, но соотносительные понятия. Например: желторотый птенец (неопытный юнец ) и стреляный воробей (опытный человек ); выносить сор из избы (не уметь хранить секреты) и держать язык за зубами (хранить секреты ). ни зги не видно (темно) – хоть иголки собирай (светло); за тридевять земель (далеко) – рукой подать (близко) Отношения антонимии может быть не только между фразеологизмами, но и между целыми синонимическими рядами. Например: ни зги не видно, тьма кромешная, хоть глаза выколи (очень темно) – хоть иголки собирай (очень светло); во весь дух, со всех ног, сломя голову, как на пожар (быстро) – черепашьим шагом, через час по чайной ложке (медленно).

Слайд 7

Это интересно! Откуда взялось выражение "не мытьём, так катаньем"? В старину деревенские женщины после стирки "катали" бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение "не мытьём, так катаньем". Откуда взялось выражение "вернёмся к нашим баранам"? В средневековой французской комедии богатый суконщик подаёт в суд на пастуха, стянувшего у него овец. Во время заседания суконщик забывает о пастухе и осыпает упрёками его адвоката, который не уплатил ему за шесть локтей сукна. Судья прерывает речь словами: " Вернёмся к нашим баранам", ставшими крылатыми. Откуда взялось выражение "дело в шляпе"? В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или "дела", чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение "дело в шляпе". Откуда взялось выражение "внести свою лепту"? В Древней Греции существовала мелкая монета лепта. В евангельской притче бедная вдова жертвует на строительство храма две последние лепты. Из притчи произошло выражение "внести свою лепту".

Слайд 8

Домашнее задание. 1. Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы: на всех парусах, засучив рукава, одного поля ягоды, между двух огней. 2. Приведенные ниже фразеологизмы распределите по значениям «мало», «много», «бездельничать», «отругать», «далеко», «исчез». Разделать под орех, Раз два и обчелся, Куры не клюют, Сидеть сложа руки, Лясы точить, Дать нагоняй, Куда Макар телят не гонял, Был таков, След простыл, Как в воду канул, Во все лопатки. Кот наплакал Лодыря гонять, Пруд пруди, Капля в море, Намылить шею Сидеть сложа руки.

Слайд 9

3. Замените фразеологизмы одним словом. Мозолить глаза - …………………………….зарубить на носу -…………………………. Клевать носом -………………………………витать в облаках -………………………….. Как снег на голову -………………………….наговорить с три короба -………………… 4. Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение. Кузькина пята, маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни. 5. Подберите к фразеологическим оборотам синонимы: бить баклуши; задирать нос; работать спустя рукава; кричать во всю ивановскую; кто в лес, кто по дрова; сломя голову. 6. Замените фразеологизмы синонимами. Держать в ежовых рукавицах Брать себя в руки С гулькин нос Поднять на смех

Слайд 10

7. Каково значение и употребление выражения шаром покати ? 8. Объясните значение фразеологизмов-синонимов: а) прописать ижицу; б) дать березовой каши; в) намылить шею. Каково происхождение этих фразеологизмов? 9. Подберите фразеологические антонимы: бросить якорь – … витать в облаках – … кот наплакал – …. у черта на куличках – … 10. Даны буквальные переводы пословиц из разных языков. Назовите русские пословицы или поговорки, соответствующие им по смыслу. Это пока еще написано на звездах (нем.) И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетин.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

В повседневной речи одни слова употребляются нами часто, другие – редко. Старые, но нисколько не устаревшие слова земля, вода, человек, жить, ходить, один, хорошо и др. одинаково часто употреблялись в древности и используются сейчас, хотя среди них, помимо исконно русских, есть и заимствованные. Они относятся к активной лексике и составляют ядро лексической системы современного русского языка. Слова, понятные всем, но малоупотребительные в ежедневном общении, относятся к пассивной лексике. Это прежде всего слова устаревшие или специальные.

Слайд 6

Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в исторической литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь.

Слайд 7

Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке.

Слайд 8

Архаизмы

Слайд 9

АРХАИЗМЫ Лицедей ─ актер повинен ─ обязан молвить ─ говорить токмо ─ только гаркать ─ кричать дошлый ─ хитрый лепота ─ красота незнамо ─ неизвестно студенец ─ колодец сухмень ─ засуха тороватый ─ щедрый ушкан ─ заяц хмарный ─ пасмурный

Слайд 10

Неологизмы - это новые слова, появившиеся с развитием науки, техники, искусства, общества, а также новые значения многозначных слов . дилер, менеджер, маркетинг, телефакс, бионика, файл, сайт, джойстик, компакт-диск, телешоу Авторские неологизмы – слова, которые придумали конкретные писатели, поэты. Оравнодушел, лимонадно (А.П.Чехов) Зеленокудрые (Н.В.Гоголь) Среброснежная (А.А.Блок) Громкокипящий кубок (Ф.И.Тютчев)

Слайд 11

Домашнее задание. 1. В.Г.Белинский писал: «Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнию народа...» На примере известных вам архаизмов докажите справедливость мысли В. Г. Белинского. Приведите примеры 10 устаревших слов из сказки Аксакова «Аленький цветочек» 3. Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. ...Идут витязи четами , И, блистая сединами , Дядька впереди идет И ко граду их ведёт. 4. Замените синонимами устаревшие слова: чело, ланиты, ветрило, перст, брань, глаголет, брадобрей. 5. Подберите к устаревшим словам 1 группы современные слова из 2 группы. Вещий, внимать, глагол, глас, грядущее, десница, днесь, зеница, изречь, лик, око, отрок. Слушать, голос, будущее, пророческий, правая рука, сказать, лицо, слово, зрачок, глаз, юноша, сегодня.

Слайд 12

6. Найдите в пословице устаревшие формы. Укажите соответствующие им современные формы. Раскройте смысл этой пословицы. Не вспоя, не вскормя, ворога не наживешь. 7. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: тщетно, денница, рудомёт, граять. 8. Подберите антоним к слову живот , встречающемуся в выражениях: живота не жалеть, живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов. 9. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи: 1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.) 2) «Расспросные и пыточные речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.) Какое значение имело раньше слово рухлядь ? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь ?

Слайд 13

10. Выпишите устаревшие слова (архаизмы), употребленные в следующих текстах. Предложите для этих слов, где возможно, современные варианты. а) Мне мил и виноград на лозах, В кистях созревший под горой; Краса моей долины злачной, Отрада осени златой, Продолговатый и прозрачный, Как персты девы молодой. (А. С. Пушкин. «Виноград»). б) Так точно дьяк, в приказах поседелый, Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева. (А. С. Пушкин. «Борис Годунов»).