Русский язык. 5 класс

Бакума Юлия Алексеевна

В данном разделе опубликованы материалы для проведения уроков русского языка в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее»

Цель урока: сообщить о способах выражения подлежащего; учить находить грамматическую основу предложения.

Тип урока. Комбинированный урок

Планируемые результаты.

Предметные.

Знать, что составляет грамматическую основу предложения; знать второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего (существительным, местоимением, сочетанием слов); о смысловой и грамматической связи подлежащего я сказуемого; уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов

Метапредметные

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Личностные.

Стремление к речевому совершенствованию;  осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности.

Учебные действия.

Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым.

Ход урока.

  1. Игра «Найди подлежащее»

Прошло теплое          . Наступил… ненастн…, дождлив..         . Похолодало.

Перелетные       собираются    в дальний путь. Первыми улетают        . Длинными цепочками улетают       . Счастливого пути, наши дорогие друзья!

Посмотрите на слайд. Прочитайте предложения. Все ли вам нравится?  

Давайте дополним эти предложения подлежащими. Какая синтаксическая единица у нас с вами получилась? Докажите. В каждом ли предложении есть подлежащее? Какими бывают предложения по наличию главных членов?

Итак, сегодня мы будем говорить о членах предложения, а именно о подлежащем. Чтобы дать полную характеристику подлежащему, надо провести исследовательскую работу.

Ребята, но у меня такой вопрос: важна ли тема «Подлежащее», зачем нам его изучать?

  1. Записываем  в тетрадях число, тему урока. Посмотрите на таблицу. Как бы вы озаглавили колонки?

Предложение

Поднялась за р..кой б..льшая темная туч..

Поднялась туч..

за р..кой, б..льшая, темная

Пронесся по л..сным макушкам сильный вихрь.

Пронесся вихрь

по  макушкам, л..сным, сильный

Почему главные члены предложения получили такое название? А второстепенные?

Какие члены предложения относятся к главным? Почему подлежащее и сказуемое называют грамматической основой предложения?

  1. Самостоятельная работа в конспектах. Заполните схему. Расскажите о членах предложения по схеме.

                                                     Члены предложения.

                                   Главные                                               второстепенные  

   

Подлежащее                         сказуемое      дополнение        определение        обстоятельство

  1. Характеризовать каждый член предложения, в том числе подлежащее, мы будем по трем признакам: признак первый -  что или кого называет тот или иной член предложения. Признак второй – на какие вопросы отвечает. Признак третий – какой частью речи выражается.
  2. Переходим к первому признаку подлежащего. Подлежащее может называть того, кто

      1) действует в предложении;

2) обладает определенным признаком;

3) испытывает какое-либо состояние.

Перед вами 3 предложения;

А) И рады мы проказам матушки зимы.

Б) Деревья могучи.

В) Но лето быстрое летит.

Соотнесите буквы и цифры. (Работа в парах) Правильный ответ: 1В, 2А, 3Б.

Соединяем стрелками на интерактивной доске.

  1. Признак второй: на какие вопросы отвечает подлежащее.

Октябрь уж наступил.

Десять делится на два.

Умный учит, а глупый мучит.

  1. Признак третий: какой частью речи выражается подлежащее.

Предложение

Часть речи

Сырой туман висел над з..млей.

Она выт..щила из(под) снега охапку хвороста.

Два – четное ч..сло.

Взрослые с..дели на б..лконе.

Завтра будет лучше, чем сегодня.

Жить – Родине служить.

Три девицы под окном пряли поз()но вечерком.

Вывод. Подлежащее может быть выражено словом любой части речи и даже словосочетанием.

  1. Итак, мы провели исследовательскую работу. Давайте подведем итог: что же такое подлежащее? Дайте характеристику. Прочитайте определение в учебнике. Расскажите это определение товарищу.
  2. Сопоставьте данные предложения. В роли какого члена выступают выделенные слова? (Ученики сами формулируют задание)

Раскидистый дуб возвышался на опушке леса. – На опушке леса я увидел раскидистый дуб.

На верх мачты я прикрепил флаг. – Наверху развевался флаг.

За поворотом я увидел пруд. -  Пруд тянулся вдоль деревни.

  1. Игра «Ловушка». Найди и выпиши  основу предложения.

Город украшает бульвар. Альбом взял этот мальчик. Рассказы Гайдара я прочитал. Пыль принес ветер. Дуб сломал ураган.

  1. Тестовый контроль.
  1. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.
  1. Веселые отблески огня играли на стекле.
  2. На печке два мальчика сладко посапывали.
  3. Валентина вспомнила сказку про Ивашечку.
  4. Она вытащила из-под снега охапку хвороста.
  5. Сырой туман висел над рекой.
  1. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
  1. На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.
  2. Они вывели бычка на улицу.
  3. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.
  4. Пятью пять – двадцать пять.
  5. Она босиком побежит по свежей траве.

  1. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.
  1. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят.
  2. Земля в саду усыпана осенними листьями.
  3. Темная дождевая вода непрерывно хлестала в окна.
  4. Я увидел на стекле три капли дождя.
  5. У папы три капли упали со шляпы.

Ответ. I – 1, 3, 5   II   2, 5   III – 1, 5

  1. Домашнее задание. Записать в конспекты определение подлежащего, выучить. Упражнение 162
  2. Рефлексия. Подведение итогов урока. О чем мы с вами говорили на уроке? Что нового вы узнали?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Слайд 2

Цель урока: Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Слайд 3

Разминка. Синтаксис – это … Пунктуация –это… Словосочетание – это… Грамматическая основа предложения – это … Подлежащее – это… Сказуемое - это…

Слайд 4

Работа в конспектах. Птицы - наши друзья. Найти грамматическую основу. Указать способ выражения главных членов. Вывод: если оба главных члена выражены существительным в Им.п., то между ними ставится тире. Составляем схему: Работа с учебником. Упражнение 169 (устно)

Слайд 5

Пятью пять – двадцать пять. Найти грамматическую основу. Указать способ выражения главных членов. Вывод: если оба главных члена выражены числительным, то между ними ставится тире. Составляем схему:

Слайд 6

Жить – Родине служить. Найти грамматическую основу. Указать способ выражения главных членов. Вывод: если оба главных члена выражены инфинитивом, то между ними ставится тире. Составляем схему:

Слайд 7

Два – четное число. Высота дома – три метра. Наш долг – защищать Родину. Беречь природу – наша обязанность. Составьте схемы предложений и сделайте вывод о постановке тире.

Слайд 8

Запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы, указав орфограмму. Расставьте знаки препинания там, где необходимо. Андерсен великий датский сказоч(?)ник. Герда и Кай герои его ска..ки «Снежная королева». Герда смелая и добрая девоч(?)ка. Она сп..сла Кая от злых ч..р Снежной королевы.

Слайд 9

Работа с учебником. Параграф 34. Упражнение 170, 171.

Слайд 10

Домашнее задание. Выучить записи в конспектах. Упражнение 172.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Однозначные и многозначные слова»

Слайд 2

Цель урока: Сообщить о многозначных и однозначных словах; Учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; Продолжить работу по приобретению навыков пользования толковым словарем.

Слайд 3

Устная разминка. Лексика – это Лексикон – это Лексическое значение слова – это Лексикология – это

Слайд 4

Синтаксическая пятиминутка . Обоз продв..гался по гла..кой санной д..роге в степной мес(?)ности. Объясните пропущенные орфограммы. Произведите полный синтаксический разбор предложения. Определите лексическое значение слова дорога. Одно ли лексическое значение имеет это слово?

Слайд 5

Работа со словом дорога. ДОРОГА, -и, ж. 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая, проселочная д . Большая д. (грунтовая дорога между крупными или отдаленными друг от друга населенными пунктами; устар.). Обочина дороги. При дороге (около дороги). 2. Место, по к-рому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому . Не знать дороги. Спросить о дороге. Сбиться с дороги (также перен.: то же, что сбиться с пути). Дать дорогу кому-н. (дать пройти, проехать; также перен.: дать возможность расти, развиваться кому-н.). Открыть дорогу кому-н. куда-н. (перен.: дать возможность действовать, продвигаться в какой-н. области 3. Путешествие; пребывание в пути. Устал с дороги. Взять еды на дорогу. В дороге было много интересного. Всю дорогу проспал (во время всего пути). 4. перен. Образ действии, направление деятельности. Труд - д. к успеху. Быть на хорошей (верной, плохой) дороге. Идти своей дорогой (по избранному пути) Вывод: слово дорога многозначное.

Слайд 6

Работа в конспектах.

Слайд 7

Однозначные слова.

Слайд 8

Многозначные слова Большинство слов в русском языке имеет не одно, а несколько значений. В момент возникновения слово всегда однозначно. Новое значение является результатом переносного употребления слова. Между всеми значениями многозначного слова есть сходство. Например, игла ели, швейная игла, иглы ежа

Слайд 9

Работа с толковым словарем. В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным. Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд. Например: Игла , -ы, мн. иглы, игл, ж. 1. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы. 3. Обычно во мн. ч. Колючки на теле животных. Иглы ежа. Упражнения 337, 338.

Слайд 10

Работа с учебником. 339 . Прочитайте словосочетания. В каких выделенных многозначных словах общим в лексических значениях является: 1) форма предмета; 2) характер действия? Шляпка гриба; соломенная шляпка . Барабанить в барабан; барабанить в дверь. Гребень горы; гребень петуха. Варить сталь; варить обед.

Слайд 11

340 . О каком полотне говорится в отрывке из стихотворения «Дорожная» С. Васильева? Какое ещё бывает полотно? Что общего в значениях этого слова? Составьте и запишите словосочетания или предложения со словом полотно в разных значениях. Лучами крас..т солнышко стальное полотно. 4 Без устали, без устали смотрю 1 , смотрю в окно. 341 .Определите лексические значения слова свежий . Свежая газета, свежий фильм, свежие обои, свежее бельё, свежее молоко, свежие розы, свежее утро, свежий ветер. Для справок: прохладный, чистый, только что сорванный, доброкачественный, новый.

Слайд 12

Домашнее задание. Выучить записи в конспектах. Упражнение 342 (письменно), 343 (устно)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-обобщение по теме «Имя прилагательное»

Слайд 2

Цель урока: Обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное».

Слайд 3

Устная разминка. Что такое имя прилагательное? Расскажите о сходствах и различиях полных и кратких прилагательных. С какими орфограммами мы познакомились в разделе «Имя прилагательное»?

Слайд 4

Синтаксическая пятиминутка. Последн.. лучи со..нца скрылись за д..леким г..ризонтом. Назовите орфограммы на месте пропусков. Произведите синтаксический разбор предложения. Сделайте морфологический разбор любого прилагательного из предложения.

Слайд 5

Работа над морфемикой. Суффикс Примеры -еньк- -чив- -лив- -оват- (-еват-) -тельн- -н- -ист-

Слайд 6

Объяснительный диктант. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограммы. Волшебн.. песни, средь стройн..берез, в лунн.. сияни., в холодн.. воду, из син.. воды, ароматный ландыш, в глубок.. овраге, в п..хуч.. хвое, серебрист.. паутину, в зимн.. ночи, на весенн.. солнышке.

Слайд 7

Роль прилагательного в предложении. Хорош зимний день! Воздух свеж(?) прозрачен чист. Сквозь облака изредка проб(?)ется луч солнца и опять и(с,з)чезнет. Он не горяч(?) но ослепителен и ярок. Ветер жгуч(?) и порывист. Но детям мороз не страшен. Они всегда веселы и бодры. Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните. Какова синтаксическая роль прилагательных в предложении?

Слайд 8

Домашнее задание. Подготовиться к зачету по теме «Имя прилагательное» Упражнение 579.