Михнёва И.Н. -старший воспитатель МБДОУ "ДСОВ №47" Тема:«Постоянно действующий семинар для педагогических работников по введению и реализации ФГОС ДО»

Михнёва Ирина Николаевна

 

Тема: «Постоянно действующий семинар для педагогических работников по введению и реализации ФГОС ДО»

Актуальность

Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Новое время. Новый статус дошкольного образования, новый уровень образования, социальная ситуация развития ребенка, – это очередные для педагогов кардинальные перестройки в образовании,   связанные  с введением ФГОС ДО.

Для многих, совсем недавно, возникал вопрос, нужна ли такая перестройка?

Безусловно, введение ФГОС нового поколения актуально, необходимо, так оно предполагает качественно новую модель образования, в основе которой стоит обновление содержания,  спроектированного на компетенциях педагога и направлениях развития ребенка.

Задачи,  заданные Стандартом определяют новый вектор на всех уровнях управления, в том числе и в методическом сопровождении.

 Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в конструировании социальной ситуации развития дошкольника, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы через создание благоприятных условий.

 Не секрет, что у вех, наверное, были большие трудности с введением ФГОС. Далеко не все педагоги принимали идеологию ФГОС. Это  было связано  с неготовностью воспитателя к смене парадигмы поведения и  организации детской деятельности; отсутствием опыта постановки целей и задач; проектирования своей деятельности. Имея богатый практический опыт, педагоги использовали его, но  не видели,  ни содержания, ни ребёнка с его возможностями и потребностями, использовали однообразные формы работы, не обращаясь к целому спектру педагогических приёмов. Все это вызывало серьёзный барьер на пути реализации задач по введению ФГОС. Как помочь педагогам перестроиться в соответствии с современными требованиями, как научить планировать, принимать решения и проводить рефлексию своей деятельности? Как вывести на новый профессиональный уровень?

Все это требует овладения определенными профессиональными компетенциями, основу которых составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Думаю, что вы со мой согласитесь, не мало важную роль в этом играет  -  правильное методическое сопровождение. 

Всем известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается.   А получится только тогда, когда педагог будет владеть  способностью применять знания, умения и практический опыт для успешной  деятельности.

  В новой образовательной ситуации компетентность педагога определяется компетенциями,  выделенными в Стандарте.

-Компетентность в постановке целей и задач, принципов, содержания и организации педагогической деятельности;

-Компетентность в планировании и проектировании педагогической деятельности на основе анализа результатов;

-Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности и предусматривает создание условий, обеспечивающих подготовку педагогов к реализации ФГОС ДО.

Все это легло в основу модели методического сопровождения нашего ДОУ, которая позволила изменить устоявшиеся стереотипы, прежде всего у опытных педагогов, радикально переосмыслить подходы к профессиональной деятельности, повысить мотивацию к изменению  отработанных годами форм работы с детьми, вывести каждого педагога на новый профессиональный уровень.

Одно из направлений методического сопровождения в нашем ДОУ -  научно - методическая и организационно - педагогическая поддержка педагогов в условиях введения ФГОС ДО, которая осуществляется через  эффективные  формы,  способствующие быстрой адаптации в процессе введения ФГОС ДО.

Среди традиционных форм, позволяющих педагогам реализовать свой профессиональный потенциал,     в системе деятельности методической службы действует постоянно - действующий  семинар, в рамках которого были запланированы теоретические и практические семинары, разные по направленности.

Семинар является одной из  продуктивной формой повышения профессиональной компетентности педагога.

(К.Ю.Белая) Первым отличительным признаком постоянно- действующего семинара является его продолжительность. Он может длиться как несколько месяцев, так и целый год.

       Второй признак - это характер дидактических задач, которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.

       Третий признак - признак — источник получения информации. Это и слово, и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.

Семинар будет эффективным, если он поможет быстро и своевременно внести изменения в воспитательно - образовательный процесс.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и информация, основанная на «зоне актуального развития», предполагающая актуализацию необходимых знаний и умений; сочетание индивидуальных и групповых форм работы: где каждый педагог может включиться в работу с другими педагогами, в работу организационных групп.

Тематика семинара должна  учитывать концептуальные положения ФГОС ДО:

  • Изучение методологической основы и самого содержания образования в условиях ФГОС
  • Освоение новых форм, методов,  и технологий в работе с детьми
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
  • Создание условий в образовательной среде направленные на создание социальной ситуации развития участников образовательных отношений
  •  Изучение новых  требований к результатам образования

Тематика теоретических и практических семинаров способствовала  позитивному восприятию новых стратегических ориентиров, рефлексийной способности педагогов к освоению нового.

В ходе семинаров были использованы разные активные формы организации, ориентированные на «зону актуального развития педагогов»: «круглый стол», «деловая игра», «аукцион идей».

Эти формы были выбраны неслучайно. Именно они  как формы обучения развивают умение работать с литературой, дают ответы на многие вопросы, способствуют освоению нового, стимулируют познавательную и творческую активность.

В ходе теоретического семинара «Федеральный государственный стандарт в ДОУ», который прошел в форме «круглого стола»,  педагоги не просто познакомились  с понятием «ФГОС», «Стандарт», но и были   вовлечены в диалог через проведение анализа структуры ФГТ и ФГОС (плюсы и минусы), составлению портрета выпускника,  через анализ требований Стандарта к результатам освоения программы, позволивший сконцентрировать внимание педагогов на те изменения, которые произошли в образовательной ситуации.

«Круглый стол» как форма общения педагогов позволила сделать коллектив самоуправляемым, поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.

Одна из форм делового общения - дискуссия, способствовала формированию умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать диалог между участниками семинара.  Важной характеристикой дискуссии является аргументированность. Обсуждая ориентиры Стандарта, концептуальные положения  ФГОС к структуре ООП, минусы и плюсы   ФГТ и ФГОС,  педагоги аргументировали  свою позицию,  оппонировали мнению собеседника.

В процессе дискуссии «Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры», педагоги были вовлечены в процесс обсуждения данной темы, который потребовал более глубокого понимания необходимости определения результатов освоения программы,  в виде целевых ориентиров. Педагогам была предоставлена возможность  высказать свое мнения по поводу оценки индивидуального развития, связанных с оценкой эффективности педагогических действий, положенная  в основу их дальнейшего планирования. 

         Практикум – семинар в форме «деловой игры» - «Комплексный подход к построению образовательного процесса в ДОО» способствовал совершенствованию профессиональной компетентности педагогов по вопросам, связанных с изменением требований к организации образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .

Деловая игра как одна из активных форм  обучения была выбрана, прежде всего, для решения следующих педагогических задач:

- формирования у педагогов теоретических и практических навыков в профессиональной деятельности;

- приобретение практического опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;

- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

Особенностью деловой игры является то, что в процессе игры повышается интерес к данной теме, проявляется  высокая активность, совершенствуется умение практически решать  проблемы планирования, организации детской деятельности, формируются умения построения модели образовательного пространства, организации совместных занятий в форме партнерской деятельности. В целом такая форма проведения практического семинара, позволяет связать теорию с практическим опытом. В процессе совместной коллективной практической деятельности у педагогов формируется творческое мышление.

Цель деловой игры в форме КВН «Проектирование предметно - развивающей среды в условиях ФГОС ДО»  повышение профессиональной компетентности педагогов к проектированию предметно - развивающей среды, внедрению в практику новых подходов к её организации. В ходе семинара педагоги познакомились с новыми подходами к организации предметно - развивающей среды своих коллег, разработали памятки по проектированию среды.

Одной из интересных форм проведения практического семинара является «аукцион идей» связанный со систематизацией и распространением педагогического опыта. В ходе семинара «Вариативные организационные формы образовательной деятельности в рамках ФГОС дошкольного образования» педагоги поделились опытом использования в практике вариативных форм образовательной деятельности в рамках ФГОС, обсудили основные содержательные линии ФГОС дошкольного образования, вопросы организации образовательной деятельности с позиции современных требований.

Перед  нами старшими воспитателями  часто встает проблема:

  •     Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником  введения ФГОС ДО? 
  •     Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?                                                     
  •     Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской?
  •     Как сформировать умение  рефлексировать  в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Наблюдения из практики показывают, что только в процессе совместной практической деятельности и общении можно обеспечить активность педагогов в освоении нового, через систему интерактивных методов, ориентированных на «зону ближайшего развития» .

Основной направленностью интерактивных методов является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

 Интерактивные методы предполагают активное  участие всех педагогов, взаимодействие друг с другом в командах, парах,  отстаивание позиции, своего мнения, уважение мнения других,  ответственности за свою команду.

Основная  цель  «интерактива» - создание комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Наиболее распространенные интерактивные методы в работе постоянно- действующего семинара:

  • работа в малых группах.
  • мозговые штурмы, метод «шесть шляп
  •  «Подвижные четверки» (объединение педагогов в четверки и решение проблемы в течение определенного времени) Опрос по цепочке (ответ одного педагога прерывается в любом месте и предлагается следующему);
  • индивидуальную работу
  • организацию работы в группах
  • презентацию результатов
  • анкетирование
  • обсуждение.
  • игры  «правильный ответ»
  • моделирование (повышает интерес к деятельности, способствуют творческой активности, совершенствуют умения в решении реальных проблем воспитания детей и взаимодействия в коллективе).

Одной из интерактивных организационных форм в работе семинара является система тренингов ( «Дружный творческий работоспособный коллектив- это мы!», «Мы не боимся перемен», «Наши сильные стороны» и др.), которые способствуют  формированию у педагогов уверенности в себе, адекватной самооценки, развития самоконтроля, снятия тревоги, умения работать в одной команде, готовности преодолевать трудности, развития творческих способностей помогают педагогам мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений, развивать необходимые личностные качества.

Тренинги дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими членами группы, отработать коммуникативные умения и рефлексивные навыки.

Я считаю, что семинар, как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога, является реальной возможностью преодолеть трудности освоения ФГОС, реально  не только ответить на вопрос «Что делать?, но и как делать?», освоить новые практики, изменить подходы к организации образовательной деятельности, ориентированные на успешную ситуацию развития ребенка.

За этот период в ДОУ прошло 8 семинаров. Впереди еще 4. Результативность работы постоянно- действующего семинара оценена через критерии эффективности:

         -систематизировали знания  по внедрению ФГОС ДО в ДОУ;

-психологически готовы к работе в новых условиях;

       -педагоги изменили подход к организации образовательного процесса;

          -проявляют профессиональную инициативу;

-повысилась положительная мотивация, проявляющаяся в стремлении к самосовершенствованию;

-проявляют готовность к проектированию деятельности по реализации ФГОС ДО;

-участвуют в диссеминации опыта по реализации ФГОС ДО.

Организация постоянно действующего семинара позволила  вывести педагогов  новый уровень образования, радикально переосмыслить сложившиеся подходы к профессиональной деятельности.

 

План проведения постоянно - действующего семинара по реализации ФГОС ДО на 2014 - 2015 г. в МБДОУ «ДСОВ №47»

 

Тема семинара

Форма проведения

Время проведения

1.

«Федеральный государственный стандарт в ДОУ»

 

Круглый стол

 

Январь 2014 г.

2.

«Преемственность ФГТ  и ФГОС  ДО  в развитии дошкольного образования»

Деловая игра

Февраль 2014 г.

3.

«Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры»

Дискуссия

Март 2014 г.

4.

«Программно - методическое сопровождение образовательного процесса   в условиях перехода на ФГОС ДО»

Круглый стол

Май 2014 г.

6.

«Комплексный подход к построению образовательного процесса в ДОО»

Деловая игра

Ноябрь  2014 г.

6.

«Проектирование предметно - развивающей среды в условиях ФГОС ДО»

Деловая игра

Декабрь 2014 г.

7.

«Вариативные организационные формы образовательной деятельности в рамках ФГОС дошкольного образования»

Аукцион идей

Январь 2015 г.

8.

«Технологии создания атмосферы радостного проживания периода детства, поддержка детской инициативы, организация жизни группы»

Круглый стол

Февраль  2015 г.

9.

«Эффективность использования здоровьесберегающих и педагогических технологий в образовательном процессе»

Круглый стол

Март 2015 г.

10.

«Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

Дискуссия

Октябрь  2015 г.

11.

«Социализация развития детей в соответствии с ФГОС ДО. Использование ресурсов. Усвоение норм и ценностей в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»

Деловая игра

Декабрь 2015 г.

12.

Анкетирование педагогов, подведение итогов

 

Декабрь 2015 г.