Проектный метод, как метод формирования социальной компетентности дошкольников И. Н. Михнёва – заместитель заведующего по ВМР Е. А. Клименко – старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвиваю

Михнёва Ирина Николаевна

 

 

 

Выступление на  v региональной научно- практической конференции "Стандарты качества в образовании".

Материалы опубликованы в сборнике v региональной научно- практической конференциифеврале 2013 г.

И. Н. Михнёва –  старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 47»

муниципального образования города Братска

В последнее время проблема социального развития ребенка очевидна. Проблемы личностного развития волнуют не только педагогов, но и родителей,  которые обеспокоенны тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, добрым и успешным.  Сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку адаптироваться в мире людей, усвоить нормы нравственного поведения; научить,  не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.

Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От тесного союза родителей и педагогов зависит дальнейшее личностное развитие ребенка, уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. В этом состоит актуальность данной проблемы.

Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях всестороннего развития личности.

Коллективом детского сада разработан социальный проект «Мы вместе!», с целью сформирования партнерских отношений участников образовательного процесса  в системе «педагог-ребенок-родитель»; повышения уровня социальной и личностной значимости каждого участника образовательного процесса.

«Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.

Девиз нашей концепции: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».

Основные задачи проекта направлены на успешную социализацию дошкольников в образовательной среде.

Основные идеи проекта:

– Создание условий для осознания ребёнком своей индивидуальности, уникальности  и самоценности;

– Развитие творческих способностей и формирование потребностей личности ребёнка;

– Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ, так и в семье позитивного психологического климата;

– Поднятие престижа семьи, её традиций;

– Сотрудничество в совместной творческой деятельности «педагог-ребёнок-родитель».

Удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей способствовали:

  • Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды;
  • Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).

Концептуальными подходами реализации проекта стали:

1.  Комплексный подход. Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления образовательной программы и комплекса методик.

2.  Деятельностный подход. Вся деятельность происходит в интеграции образовательных областей, альтернативную основу в которой мы отдаем «Социализации».

3. Средовой подход. Организация в детском саду единого образовательного  пространства, созданное с учётом возрастных возможностей детей.

Работа над проектом проходила в несколько этапов. Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигалось на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. На основном этапе проекта педагогами и родителями было создано развивающее пространство с учётом возрастных возможностей детей, предоставляющая возможность каждому дошкольнику проявить свои индивидуальные способности в разных видах деятельности.

Насыщенная событиями жизнь в ДОУ способствовует формированию успешности и самореализации каждого ребенка, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, самостоятельности, автономности,  самосовершенствованию.

Одним из важных моментов в системе ДОУ является разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого дошкольника, позволяющих демонстрировать каждому воспитаннику свою индивидуальность и творчество.

В ДОУ работают кружки, в которых дети развивают свои таланты: «Волшебная кисточка» – нетрадиционное рисование; «Умелые ручки» – художественное конструирование; «Солнышко» – ритмическая гимнастика; «Веселые нотки» – вокальный кружок.

Педагоги ДОУ совместно с родителями открывают перед детьми в окружающем мире удивительные моменты в коллекциях, мини-музеях, совместных проектах, групповые традиции, посещение музеев, выставки, вовлекая в необычно увлекательный деятельностный процесс, с помощью которого происходит развитие познавательной сферы, формируется творческая личность. Активное включение родителей в деятельность ДОУ стало импульсом в реализации основных целей проекта, построением взаимодействия на качественной основе. Совместная деятельность сблизила  всех участников образовательного пространства в едином союзе, ориентированном на успешную социализацию дошкольников в образовательной среде, гармонизацию детско-взрослых отношений.

Литература:

Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2004