Практикум- семинар «Создание атмосферы радостного проживания периода детства, способы поддержки детской инициативы» подготовила Михнёва И.Н.- старший воспитатель 1-й квалификационной категории МБДОУ "ДСОВ №47"

Михнёва Ирина Николаевна

 

Цель: актуализировать представления участников семинара о создании атмосферы радостного  проживания периода детства, способах поддержки детской инициативы.

Задачи:

- помочь педагогам в определении стиля поведения с детьми;

-способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных технологий, направленных на создание атмосферы психологического комфорта и способы поддержки инициативы через установление правил и традиций группы.

 

План семинара:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Ведение в тему.
  3. Составление определения «психологический комфорт»
  4. Составление коллажа «критерии психологического комфорта»
  5. Упражнение «Педагогическая копилка»
  6. Решение педагогических ситуаций
  7. Обмен опытом «Традиции в моей группе»
  8. Обмен опытом, презентация ситуаций успеха
  9. Мозговой штурм «Что такое инициатива!?»
  10. Мини – лекция «Инициативность – важный показатель интеллекта»
  11. Упражнение «Черты инициативной личности»
  12. Моделирование технологий направленных на поддержку детской инициативы
  13. Определение «Что является показателями психологического комфорта»
  14. Рефлексия
  1. Ритуал приветствия

Цель: создание положительного эмоционального настроя группы.

Участники тренинга разбиваются на пары, в течение 5 минут задают друг другу вопросы, придумывают, каким образом они представят друг друга. Затем представляют своего партнера, демонстрируют его положительные черты характера и качества.

  1. Погружение в тему

В программе «Радуга» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства.

Актуальность данной задачи обусловлена необходимостью сохранения и укрепления физического и психического здоровья, развития личности ребёнка через создание психологического комфорта и благоприятных условий.

Как говорил Л.С.Выготский «Чтобы ребенок был здоровым и счастливым, надо просто удовлетворять его потребности»

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - поддержка разнообразия детства.

Что может быть источником разнообразия детства в современном быстроменяющемся мире?

Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы через создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.  Установление доброжелательных отношений в группе обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение им культурными средствами деятельности и способами коммуникации.

 На сегодняшний день вопрос,  о создании условий,  обеспечивающий психологический комфорт дошкольников, выбор  содержания поддержки детской инициативы особенно актуален.

  1. «Составление определения, обсуждение»

 

Что такое "психологический комфорт"? 

Цель: актуализация имеющихся знаний.

Ведущий предлагает подумать и ответить на вопрос: «Что такое психологический комфорт». Ответы педагогов записываются на маркерной доске или листе ватмана.  Затем происходит обсуждение.

-Комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.

-«Психологический комфорт в ДОУ- это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой» С.А.Козлова.

 

  1. Составление коллажа «Критерии психологического комфорта»

Цель: осознание представлений о  психологическом комфорте

Педагогам предлагается сделать коллаж – критерии психологического комфорта. Для этого предлагаются разные варианты критериев, педагогам необходимо выбрать согласно задания, а затем прикрепить их к ватману. Затем происходит обсуждение, обмен мнениями, взаимоконтроль.

 

В итоге на интерактивной доске демонстрируется следующее:

  • Спокойная эмоциональная обстановка в семье
  • Успешная адаптация в ДОУ
  • Распорядок дня
  • Стиль поведения воспитателя
  • Добрые традиции
  • Безопасная среда  

Спокойная эмоциональная обстановка в семье:

-соответствие возрасту,

-актуальным особенностям группы;

-доступность игрушек и материала;

-не раздражающее световое оформление интерьера группы

Успешная адаптация в ДОУ

Распорядок дня: обязательные компоненты режима:-сон, принятие пищи и прогулка не менее 2 ч, остальные моменты могут варьироваться в зависимости от  программных задач; стабильность распорядка , спокойствие

Комфортная предметно- развивающая безопасная среда:

-соответствие возрасту,

-актуальным особенностям группы;

-доступность игрушек и материала;

-не раздражающее световое оформление интерьера групп

Атмосферу создания психологического комфорта определяют:

  • стиль поведения воспитателя
  • добрые традиции
  • правила жизни группы
  • стиль жизни группы

В программе «Радуга» разработаны и предложены технологии создания в группе спокойных и доброжелательных, доверительных взаимоотношений со взрослым. Это основано на отношении ребёнка к взрослому как к авторитету в сфере знаний и культуры, навыков и способов деятельности. Усвоение материала ребёнком в значительной степени связано с его отношением к обучающему его педагогу.

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. От воспитателя зависит атмосфера психологического комфорта. Манера поведения воспитателя, его отношение ко всем и к каждому  влияет на физическое и психическое состояние ребенка, на его успехи, взаимоотношения со сверстниками и другими людьми.

  1. Упражнение «Педагогическая копилка»

Цель: углубление знаний о правилах доброго взаимоотношения с детьми. 

Комментарий ведущего:  одним из критериев психологического комфорта является стиль поведения педагога. Существуют определенные правила  поведения педагога, выберите из списка те правила, которые  вы считаете правильными.

Требования к манере поведения педагога в группе:

  • стараться говорить негромко и не слишком быстро. Жестикулировать мягко и не слишком импульсивно. Не торопиться давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей; держать паузу;
  • Если у детей не сконцентрировано внимание - резко ударьте в бубен или включите музыку;
  • следить за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают постоянный дискомфорт для любой деятельности. Мягкая, спокойная, тихая музыка, напротив успокаивают;
  • всегда помогать детям, когда они об этом просят, даже если воспитатель считает, что ребенок уже может и должен делать что- то сам. Детская просьба всегда имеет причину физиологического или психологического свойства, хотя мы, взрослые, не всегда эту причину можем понять;
  • не повышайте голос, не обращайте внимание, игнорируйте плохое поведение- ребенок сам осознает, что поступил плохо;
  • помните, что если возникает шум - лучше посадите детей и дайте успокоится;
  • умеренно  использовать в речи ласкательные формы, обороты;
  • сохранять внутреннюю убежденность, что каждый ребенок умен и хорош по-своему, вселять в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;
  • придерживайтесь правила «лучше один раз наказать - чем постоянно читать морали»;
  • не стремиться к тому, чтобы все дети учились и развивались в одном темпе;
  • находить с каждым ребенком индивидуальный личный контакт, индивидуальный стиль общения. Ребенок должен чувствовать, что ребенок выделяет его из общей массы.

Стремление придерживаться этих правил, поможет создать хорошую  атмосферу для общения и коллективной деятельности мальчиков и девочек, избежать авторитарного стиля руководства.

К воспитателю чуткому, заинтересованному дети идут с распахнутым сердцем, несут ему самое сокровенное, легко вступают в разговор. Воспитатель направляет детский разговор вопросами, отдельными репликами, если необходимо одобряет сказанное жестом, движением головы, эмоциональными реакциями. 

Воспитатель  устанавливает эмоционально- положительные отношения с каждым ребенком и со всеми детьми в целом. Он находит время для разговора с каждым воспитанником, одновременно привлекая и других ребят. И чем чаще и разнообразнее поводы для общения с детьми, тем большую потребность быть рядом со своим наставником они начинают испытывать. Как приятно услышать от него ласковое слово, одобрение своему поступку, поддержку возникшему замыслу. 
Важно не оттолкнуть ребенка от себя несправедливым замечанием, окриком или резким осуждением его поступка. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, детский поступок заслуживает порицания,  воспитатель обязан щадить ребенка как личность, помнить о том, что рядом другие дети.
Воспитатель должен всячески предотвращать негативные проявления – это значит не давать детям возможности приобретать опыт неправильного поведения. Разъяснения, напоминания, показ – вот основные приемы, которые отвечают решению этой задачи. Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей. 

Работа в четверках: Решение педагогических ситуаций

А)Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

  • Я буду врачом, — кричала Наташа.
  • А я - бортмехаником! — сказала Саша.
  • Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
  • Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
  • А я первый сказал!
  • Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.

- Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

Б) Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

 Какова должна быть реакция педагога?

Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.

В)Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".

 Как должен поступить педагог?

Г)Две девочки во время игры в «семью» хотят выполнять роль мамы, назревает ссора. Какой должна быть реакция воспитателя?

  1. Добрые традиции 

Дискуссия - Обмен опытом «Традиции в моей группе»

Атмосфера доброжелательности создаётся за счёт введения добрых традиций жизни группы.

Спокойная обстановка, доброжелательность, принятие каждого, эмоциональный комфорт,  создаются через групповые традиции.

Обмен опытом

-Какие групповые традиции есть в вашей группе, поделитесь опытом с коллегами. 
 

  1. Правила жизни группы

Одним из важных условий психологического комфорта является наличие понятных и единых для всех правил жизни группы. Важен факт последовательности поведения педагогов. Дети должны быть уверены, что поощрения и порицания определяются их поступками, а не настроением воспитателя в данный момент. За одинаковые проступки должны следовать всегда по отношению ко всем детям одинаковые негативные санкции. Модель коллективного поведения в группе определяется и формируется взрослыми. Важно заложить традиции взаимного уважения, терпимости и доброжелательности, сочувствия и поддержки друг друга. Если в группе сложились определённые правила жизни, значит, решение разных проблем будет проходить гораздо легче.

Основная группа запретов должна быть немногочисленной (2-3 ограничения) и должна касаться основных принципов  совместной жизни:

-личной неприкосновенности - нельзя бить и обижать других детей;

- уважение к деятельности и ее результатам - нельзя без разрешения другого ребенка портить результаты его работы (рисунки. постройки, поделки);

нельзя без разрешения брать и использовать личные вещи других детей и взрослых.

  1. Стиль жизни группы

На атмосферу психологического комфорта оказывает влияние стиль жизни группы.

Стиль жизни группы определяется индивидуальным подходом к каждому ребенку и понимается как целенаправленной, осознанное выстраивание педагогами пространства свободы и выбора, предоставленному ребенку:

  • необходимо считаться с тем, что дети делают все в разном темпе и для некоторых естественным является медленный темп выполнения всех действий, в том числе, например, приема пищи;
  • необходимо уважать предпочтения и привычки ребенка в той мере, в какой это возможно без вреда для здоровья: всегда кто- то из детей не любит какие- то блюда, кто- то хочет в данный момент заняться каким- то своим делом и т.п.;
  • в детском саду для всех взрослых должен действовать запрет на то, чтобы обижать или оскорблять ребенка.

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка: уверенность, самооценку, доверие ко взрослому,  оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку.

Обмен опытом, презентация ситуаций успеха

-Какие ситуации успеха можно создать для ребенка? (презентация ситуаций успехов)

Наряду с созданием эмоционального комфорта  перед педагогами стоит  задача уважения взрослыми активности и инициативности самого ребёнка, его интересов и желаний, воспитания инициативности в познании, деятельности и общении. Налаживание педагогом совместной деятельности детей, направленной на получение нужного и интересного для её участников общего результата, служит лучшим средством формирования отношений со сверстниками.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития. Чем активнее ребенок, тем сильнее  у него возникает потребность в совместной деятельности со сверстниками и взрослым. Поддержка детской инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. 

  1. Мозговой штурм «Что такое инициатива!?»

Цель: актуализация имеющихся знаний.

Ведущий предлагает подумать и ответить на вопрос: «Что такое инициатива». Ответы педагогов записываются на маркерной доске или листе ватмана.  Затем происходит обсуждение.

  1. Мини – лекция «Инициативность – важный показатель интеллекта» Инициативность является важной характеристикой воли. Инициатива (Советский энциклопедический словарь) – почин, первый шаг в каком – либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких – либо действиях. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Это важнейший показатель интеллекта, его развития. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

  1. Упражнение «Черты инициативной личности»

Цель: осознание различий в представлениях об инициативной личности.

Педагогам предлагается сделать коллаж – черты инициативной личности. Для этого на стикерах разных цветов, необходимо написать черты инициативной личности, а затем прикрепить их к ватману. Затем происходит обсуждение, обмен мнениями, взаимоконтроль.

В итоге на интерактивной доске демонстрируется следующее:

- произвольность поведения;

- самостоятельность;

- развитая эмоционально волевая сфера;

- инициатива в различных видах деятельности;

- стремление к самореализации;

- общительность;

- творческий подход к деятельности;

- высокий уровень умственных способностей;

- познавательная активность.

Поддержка индивидуальности и инициативы воспитанников ДОУ осуществляется через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

Недирективный подход – это особое отношение к человеку, его уникальному внутреннему миру, дающему возможность ощутить собственную ценность.

С целью создания атмосферы радостного проживания периода детства,  в педагогической практике имеется определенный опыт использования технологий, направленных на создание психологического комфорта и поддержки детской инициативы

На каждой возрастной ступени развития имеется приоритетная сфера проявления детской инициативы:

-  в раннем возрасте это самостоятельное передвижение в пространстве, исследование предметов на основе манипулирования;

-  2-3 года активная самостоятельная исследовательская деятельность с предметами;

- 3-4 года продуктивная деятельность;

- 4-5 лет познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками;

- 5-6 лет внеситуативно- личностное общение со взрослым и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива;

- 6-7 лет расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

  1. Моделирование технологий направленных на поддержку детской инициативы.

Работа в четверках.

Участникам предлагается выбрать определённые технологии соответствующие данному возрасту.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Именно от нас, педагогов,  зависит эта атмосфера.

Мы сегодня актуализировали вопросы, связанные с созданием условий атмосферы психологического комфорта и поддержки инициативы дошкольников. Какими показателями, на ваш взгляд, будет обладать дошкольник, если для него будут созданы все условия для содержательного и радостного пребывания в детском саду?

  1. Определение «Что является показателями психологического комфорта»

(высказывание своего мнения, не повторяться в ответах)

Показатели психологического комфорта:

-устойчивое бодрое состояние,

-доминирование положительных эмоций, радостное настроение,

-отсутствие тревожности,

-высокие показатели адаптивности,

-хороший сон, аппетит,

-высокая познавательная и творческая активность,

-дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми,

-отсутствие агрессии,

-низкая заболеваемость. 

Уважаемые коллеги, спасибо за плодотворную работу. Прошу оценить наше сотрудничество при ЦВЕТОВЫХ СИГНАЛОВ:

Красный - тема актуальна и полезна

Зеленый - тема знакома

Желтый- тема не представила большого интереса.

 

Литература:

  1. Леонтьев А. А. Психология общения М. 1997
  2. Лисина М. И. «Проблемы онтогенеза общения» Москва 1986 г.
  3. Социально-психологическая характеристика группы сверстников детского сада /под редакцией Репиной Т. А. Москва 1986/1987 гг.
  4. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова. М.: Просвещение, 2014 г.