Внеурочнаядеятельность. Театральный кружок

Михайленко Виктория Александровна

Предварительный просмотр:

Театральная постановка «Сказки гуляют по свету»

Театральная постановка «Сказки гуляют по свету» Основное украшение сцены – это разноцветные, легкие, задрапированные полотна ткани. Они одновременно служат и кулисами и декорацией спектакля

. На сцену с хохотом выбегают три маленькие феечки. Они играют в салочки, шутят, озорничают и очень шумят. А затем присаживаются на скамейку, чтобы отдохнуть и поиграть в рифмы

. Феи: Три маленькие феечки Сидели на скамеечке, Сидели на скамеечке И ... (вопросительно смотрят на первую фею, ожидая от нее рифмы)

1-я фея: и ... уплетали семечки! (Феи хохочут. Игра продолжается.) Феи: Три маленькие феечки Сидели на скамеечке, Сидели на скамеечке И ... (смотрят на вторую фею)

2-я фея: и ... связывали венички! (Феи хохочут. Игра продолжается.) Феи: Три маленькие феечки Сидели на скамеечке, Сидели на скамеечке И ...

3-я фея (торопливо): шипели, словно змеечки. (Феи хохочут еще сильнее.)

1-я фея (успокоившись): Ой, сестрицы, мы с вами уже такие взрослые, нам всем по шесть лет, а ведем себя как малыши!.. Уже ночь на дворе. Пора делом заниматься, пора к ребятам в ночные сны торопиться, пора им сказки рассказывать.

2-я фея: Лично я сегодня про Золушку буду рассказывать.

3-я фея: Нет я! Стоит мне только подумать, а ты уже вслух произнесешь!..

 1-я фея: А я поведаю историю Снежной королевы.

 2-я фея: Ой, увела прямо из-под носа!

3-я фея: Ну вот, стоит мне только подумать, а ты уже вслух произносишь! Так уж и быть, тогда я буду рассказывать сказку «Дюймовочка».

 2-я фея: Ну уж нет, это моя любимая сказка. И я всегда сама ее рассказываю!

3-я фея: А сегодня расскажу я!

1-я фея: Нет я! ( Ссорятся.)

1-я фея: Остановитесь, взрослые феечки! Чего зря ссориться?! Будем тянуть жребий. Вот вам волшебный сундук. Каждая из нас достанет из него сказочный предмет. Из какой сказки предмет попадется, ту и будем рассказывать.

Феи: Согласны. (Феи, закрыв глаза, достают по очереди предметы из сундука.)

1-я фея: Ой, феечки, у меня сразу два предмета: роза и соловей...

2-я и 3-я (сердито): Вечно ты жадничаешь!

1-я фея: Ничего подобного! Это просто сказка такая! Феи: Знаем, знаем. Сказка «Свинопас».

2-я фея (достает из сундука мячик): А мне достался золотой мячик... Феи (подшучивая): Богатство любишь?!

2-я фея: Ну что вы?! Это просто сказка такая!

 Феи: Знаем, знаем. Сказка «Королевич лягушонок».

3-я фея (вынимает змею): Ну вот, вечно вам все хорошее достается, а мне одни гадости...

Феи (успокаивая): Что ты? Что ты? Это просто сказка такая!

3-я фея: Знаю, знаю. Сказка «Подарки феи».

 1-я фея: Ну что ж, не будем терять времени. Пора отправляться в сказку!

 Феи поют песню «В мире много сказок», сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского. На сцене остается 1-я фея

. 1-я фея: Хочу я сказку эту Преподнести девчушке, Что больше всех на свете Ценит безделушки. А красоту земную Она не замечает... Наверно, сказку эту Пока еще не знает. Пусть придет к тебе сейчас Чудо-сказка «Свинопас». Дети разыгрывают отрывки или (по желанию) всю сказку Г. X. Андерсена «Свинопас».

 2-я фея: Моя сказка к тем лишь прилетает, Кто на ветер зря слова бросает, А лишь к делу – он наоборот: Все свои слова назад берет. И узнает ночью тот ребенок Сказку «Королевич-Лягушонок». Дети разыгрывают сказку братьев Гримм «Королевич-лягушонок, или Железный Генрих».

3-я фея: Моя сказка для людей ленивых, Очень грубых, вредных и спесивых. Называется она «Подарки феи». Открывайте поскорее сказке двери. Ребята разыгрывают сказку Ш. Перро «Подарки феи».

На сцену выходят уставшие феечки и опускаются на скамейку, пытаясь возобновить игру в рифмы. Феи: Три маленькие феечки Сидели на скамеечке, Сидели на скамеечке И... (смотрят на первую фею).

 1-я фея: Зевали по-маленечку. (Всё феи зевают.)

 Феи: Три маленькие феечки Сидели на скамеечке, Сидели на скамеечке И... (смотрят на вторую фею).

 2-я фея: Засыпали девочки. (Все склоняют головы).

Феи: Три маленькие феечки Сидели на скамеечке, Сидели на скамеечке И... (смотрят на третью фею).

 3-я фея (трет сонные глаза): И терли свои глазоньки.

 Феи: А рифма где? 3-я фея: Какая уж тут рифма, когда спать очень хочется... (Все феи снова сладко зевают.)

1-я фея: Интересно, а какие сказки нам приснятся?

2-я и 3-я: Наверное, те, что гуляют по свету...

Звучит вступление к песне «Сказки гуляют по свету», сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина. Все участники праздника выходят на сцену и поют песню. В руках у каждого ребенка воздушный шарик. Финал песни – это игра воздушными шарами, обмен ими, вручение всем детям подарков.

 Советы и рекомендации Три маленькие феечки в данном сценарии объединяют три сказки. Сыграть их можно, используя разные виды театра. Возможно, сказка «Королевич-лягушонок» будет рассказана при помощи кукол, а историю про свинопаса дети расскажут – сыграют сами. «Подарки феи» можно попытаться изобразить языком пластики, танца. Все зависит от вашего видения, замысла, фантазии. Главное – экспериментировать, пробовать, творить! Показывать всю сказку или остановиться на каком-либо из отрывков, решайте сами. Все зависит от возможностей детей, от их возраста, интереса и желания. Сказки гуляют по свету Сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина Сказки гуляют по свету, Ночь запрягая в карету. Сказки живут на полянах, Бродят на зорьке в туманах. А принц Белоснежку полюбит, А жадность Кощея погубит ... Пусть Зло на проделки хитро, Но вое ж побеждает Добро! Мир озарив чудесами, Сказки летят над лесами, На подоконник садятся, В окна, как в речки, глядятся. А Золушку выручит фея, Не станет Горыныча-Змея ... Пусть Зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро! Сказки со мною повсюду, Их никогда не забуду. Стоит сомкнуть мне ресницы – Вмиг Сивка-Бурка приснится. А месяц засветится ясный В глазах Василисы Прекрасной.. Пусть Зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро! В мире много сказок Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского В мире много сказок, Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Лампа Аладдина, В сказку нас веди. Башмачок хрустальный, Помоги в пути! Мальчик Чипполино, Мишка Винни-Пух... Каждый нам в дороге. Настоящий друг. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает Зло! Скопировано с сайта:



Предварительный просмотр:

Свинопас

Пьеса для постановки сказки
Ганса Христиана Андерсена
в кукольном театре

Продолжительность спектакля: 25 минут; количество актеров: от 3 до 7.

Действующие лица

Принц
Принцесса
Король-отец
Фрейлина
Сказочник
Роза
Горшочек

На первом плане слева замок принца, рядом с ним розовый куст, на нем сидит соловей, справа – замок принцессы, на втором плане осенний пейзаж.

Свинопас. Вид сцены.

Сказочник
Прощаясь с солнцем, не грусти –
Смывая лета краски,
Для нас осенние дожди
На стеклах пишут сказки
О давнем времени, когда
Грехи прощались реже.
Иные были города,
А люди были те же.
Тогда жил в сказочной стране
Принц юный и прекрасный.

В окне замка слева появляется принц.

Сказочник
Богатый, как бедняк во сне,
Но к злату безучастный.
Превыше всех земных богатств,
Подземных и небесных,
Превыше сопредельных царств,
И дифирамбов лестных
Любил принц трели соловья,
Поющего на ветке,
В рассветном мраке у ручья,
А не в алмазной клетке,
И розу – скорбный дар творца,
Цветущий у могилы
Его почившего отца.
Казалось, говорила
Она…

Из розового куста появляется цветок.

Роза
Вдохни мой аромат,
Слова запомни эти:
«Кто счастлив больше, чем богат,
Не зря живет на свете!»

Из ворот замка выезжает принц на коне и скачет к замку принцессы.

Сказочник
Собрался принц за счастьем в путь
В неведомые дали,
На страны новые взглянуть,
Избыть свои печали.
За буйным ветром он скакал,
Но тот переменился –
Принц сам не знал, чего искал,
К чему душой стремился.
Увы, нигде в чужих краях,
Никто не слышал прежде
Про голосистей соловья
И розу белоснежней.

На балкон своего замка выходит принцесса. Принц останавливает коня возле замка.

Сказочник
Но по пути в свою страну
Наш принц с дороги сбился,
Принцессу увидал одну
И, кажется, влюбился.

Принцесса хихикает и исчезает в замке. Принц поворачивает коня, скачет к своему замку и скрывается в нем.

Сказочник
С тех пор один и тот же сон
Ему ночами снится,
И, как-то раз проснувшись, он
Решил…

Принц выглядывает из окна.

Принц
Хочу жениться!
Я подарю ей не камней
Бесценных водопады,
Не белых шелковых коней,
Не пышные наряды,
А подарю ей соловья,
Пусть он споет ей песню,
О том, что ею грежу я,
Что всех она прелестней.
И розу для нее сорву,
Пускай принцессе скажет,
Что без нее я не живу
И умираю даже.

Принц выходит из замка с ларцом, кладет туда розу и соловья и вместе с ларцом идет к замку принцессы.

Сказочник
Сложил дары свои в ларец
И сам, как бедный герцог,
Пошел к принцессе во дворец
Просить руки и сердца.

Принц подходит к дверям замка принцессы и стучится. Из окна выглядывает Король-отец. На балконе появляется Принцесса в сопровождении фрейлины.

Принцесса (хлопая в ладоши)
Ах, вот опять ко мне гонца
С подарками прислали.

Король-отец
Такого славного ларца
Еще мы не видали.

Принцесса
Ах, если б оказалась там
Фарфоровая киска!

Принц вынимает из ларца прекрасную розу.

Принцесса
Но это роза…

Фрейлина
Ах, шарман!
Наверно, шелк английский!

Король-отец
Какой искусный аромат.

Фрейлина
Любовь он навевает…

Принц
Я подарить ее вам рад.

Принцесса наклоняется с балкона, берет розу и тут же бросает ее вниз.

Принцесса (обиженно)
Фи! Фи! Она живая!

Принцесса собирается уйти.

Король-отец
Ты подожди, ларец большой,
Искуснейшей работы.
Найдется что-нибудь еще.

Из ларца вылетает соловей, садится на балкон и начинает петь.

Фрейлина
Ой, вылетело что-то.

Принцесса
Какой чудесный соловей!

Фрейлина
Ах, что за голосочек!
Наверно, спрятан в голове
Хрустальный молоточек.

Король-отец
Небось, дороже ста свиней,
Как музыкальный ящик
Покойной матушки твоей.

Принцесса (оскорбленно)
Фи! Фи! Он настоящий!

Принцесса скрывается во дворце, фрейлина за ней. Король-отец выходит из замка и отбирает у принца ларец.

Король-отец
Вот огорчений череда –
Два огорченья сразу!

Король-отец с ларцом скрывается в замке и тут же выглядывает из окна.

Король-отец
А жениху ты передай:
Ответила отказом.

Принц с розой и соловьем печально возвращается к своему замку.

Принц
Вот я, отвергнутый глупец,
Ни с чем иду обратно,
А мог бы подарить ларец
Игрушек шоколадных
И заводного соловья,
И розу золотую,
Со свитой мог приехать я,
Поднять тут пыль такую –
Назвать все титулы мои,
Всех предков родовитых…

Над розовым кустом снова появляется цветок.

Роза
Но только не купить любви
Свиньи к ее корыту.
Бросай цветы под ноги ей –
Насыпь хоть до макушки,
Но будут для нее важней
Пустые безделушки.

Принц
О, Роза, в жизни первый раз
Словам твоим не верю!

Роза
Так пусть судьба рассудит нас!

Принц
Нет, лучше сам проверю!

Принц уходит в свой замок, надевает поверх богатой одежды поношенный плащ, а на голову натягивает старую широкополую шляпу. Принц выходит из замка и снова идет к замку принцессы.

Сказочник
Накинул принц дырявый плащ,
Надел в заплатках шляпу,
За них казнить не стал палач
Какого-то растяпу.
В обличье нищего пришел
Он во дворец знакомый.

Принц подходит к замку принцессы и стучится. На балкон выходит король.

Король-отец
Эй, оборванец! Прочь пошел!

Принц
Хозяин вижу дома.
Король, работа мне нужна.
Здесь, в замке, не найдется?

Король-отец
Да нет! А, впрочем, есть одна,
Коль по душе придется.
Свиней тьма-тьмущая у нас,
Надзор за ними нужен.

Принц
А что положишь?

Король-отец
Хлеб да квас
На завтрак и на ужин.

Принц
Ну, что ж, хозяин, по рукам!

Король-отец
Я пачкать рук не стану!
Протянешь руку беднякам,
Не оберешься сраму!

Король-отец дает принцу пастуший посох.

Король-отец
Возьми свой посох и ступай!
(себе)
Вот недалекий малый!
В навоз такого закопай,
Не возразит, пожалуй!

Принц с посохом идет прочь от замка и останавливается на середине сцены. За ним из ворот замка выбегают свиньи. Король-отец скрывается в замке.

Сказочник
Так стал прекрасный юный принц
Придворным свинопасом –
Пас стадо у своих границ
И запивал хлеб квасом.
А чтоб узнать наверняка,
Чего принцесса хочет,
Принц из обычного горшка
Свой смастерил горшочек.
Ему он голос подарил
Серебряной капели –
Когда горшочек суп варил,
Бубенчики звенели.

Принц кладет свой посох, достает горшочек и показывает его зрителям.

Горшочек (поёт под звон бубенчиков)
Ах, мой милый Августин,
Августин, Августин!
Ах, мой милый Августин,
Все, все прошло!

Принц
А если руку протянуть
И подержать над паром,
В тарелки сможешь заглянуть
И к молодым, и к старым –
Узнаешь, где готовят щи,
Омлеты и котлеты,
Где в масле пряжутся лещи
И крошат винегреты.
Где на обед бобы одни,
А где паштет из почек.
Звени, бубенчик мой, звени!
Вари, вари, горшочек!

Горшочек (поёт под звон бубенчиков)
Ах, мой милый Августин,
Августин, Августин!
Ах, мой милый Августин,
Все, все прошло!

На балконе появляется принцесса в сопровождении фрейлины.

Принцесса
Прелестно! Ах! Шарман! Мерси!
Вот милая вещица!
Сходи в свинарник и спроси:
Продать не согласится?

Фрейлина выходит из замка и подходит к свинопасу.

Горшочек (поёт под звон бубенчиков)
Ах, мой милый Августин,
Августин, Августин!
Ах, мой милый Августин,
Все, все прошло!

Фрейлина (высокомерно)
Эй, ты, что хочешь за него?

Принц
Десяток поцелуев!

Фрейлина (в ужасе)
Моих?

Принц
Принцессы!

Фрейлина
О-го-го!

Принц
А меньше не возьму я!
Фрейлина подходит к балкону, принцесса наклоняется к ней.

Принцесса
Чего он хочет?

Фрейлина шепчет ей на ушко.

Принцесса
Вот нахал!
Как это неприятно!
А может ты…

Фрейлина
Нет, он сказал,
Что только вы…

Принцесса (со вздохом)
Понятно!

Принцесса выходит из замка и подходит к свинопасу.

Принцесса (принцу)
Эй, ты, с горшочком, подойди!
(фрейлине)
А ты прикрой нас платьем.
Чтоб не застал никто, гляди,
За этаким занятьем.

Фрейлина становится между замком и целующимися. Принцесса раскрывает зонтик и прячется за ним вместе с принцем. Из-за зонтика раздаются звуки поцелуев.

Принц
Раз! Два! Три!

Принцесса
Хватит!

Принц
Нет, еще!
Четыре! Пять!

Принцесса (шепотом)
Молчите!

Принц
Шесть! Семь!

Принцесса
Вот ужас!

Принц
Как насчет
Восьмого?

Принцесса
Получите!

Принц
Итак, осталось только два –
Девятый и десятый!

Слышатся звуки двух последних поцелуев, зонтик убирается.

Принцесса
Ах, как кружится голова!
Отдай горшок, проклятый!

Горшочек (поёт под звон бубенчиков)
Ах, мой милый Августин,
Августин, Августин!
Ах, мой милый Августин,
Все, все прошло!

Принцесса хватает горшок и убегает в замок. Фрейлина спешит за ней. Через некоторое время обе появляются на балконе вместе с горшочком. Принц обедает перед замком хлебом.

Сказочник
Весь день горшочек с очага
Принцесса не снимала.

Принцесса
Что на обед у нас? Ага!
Вальдшнеп и бок нарвала!

Фрейлина
А у министра фрикасе
И пудинг с мармеладом.

Принцесса
У генерала гранд-безе
С горячим шоколадом.

Фрейлина
А у придворного кота
Сардинки под сметаной.

Принцесса
У падре целых два торта
И ребрышки барана!

Фрейлина
А у сапожника очаг
Не топлен три недели.

Принцесса
Что ели плотник и гончар?
Фи! Ничего не ели!
(удивленно)
А принц соседский, как бедняк,
Обедал хлебом с квасом.

Фрейлина (озабоченно)
Не ел солдат, не ел скорняк…
Уж не сломался, часом?

Фрейлина трясет горшочек.

Горшочек (поёт под звон бубенчиков)

Ах, мой милый Августин,
Августин, Августин!
Ах, мой милый Августин,
Все, все прошло!

Принцесса с фрейлиной уходят в замок.

Принц
Увы, любовь моя мертва!
За призраком я гнался…
О, роза, как же ты права,
И как я ошибался!
Пускай красива и нежна
Да из другого теста –
Таким девицам, как она,
Среди принцесс не место!

Сказочник
И отпустив своих свиней
Бродить по околотку,
Уже на следующий день
Принц смастерил трещотку.
Она играть умеет все
Мелодии на свете.

Принц достает трещотку и показывает ее зрителям. Звучит музыка, свиньи пляшут. Принцесса с фрейлиной выходят на балкон.

Принц
Орлу – стрела, капкан – лисе,
А куропатке – сети!

Принцесса
Какая прелесть! Ничего
Я лучше не слыхала.
Иди скорей, спроси его…
Ну… этого нахала,
За сколько он ее отдаст
Да заплати балвану.
И передай, что в этот раз
Я целовать не стану.

Принцесса дает фрейлине кошель, та выходит из замка и идет к принцу. Трещотка крутится, звучит попурри.

Фрейлина (высокомерно)
Эй, ты, что хочешь за нее?

Принц
Да сотню поцелуев!
А нет, так каждый при своем
Останется.

Фрейлина и принц смотрят на принцессу.

Принцесса (со вздохом)
Иду я!

Принцесса выходит из замка и направляется к принцу.
Эй ты, с трещоткой, подойди!
(фрейлине)
А ты прикрой нас платьем.
За поцелуями следи,
Мне некогда считать их!

Фрейлина становится между замком и целующимися. Принцесса раскрывает зонтик и прячется за ним вместе с принцем. Из-за зонтика раздаются частые звуки поцелуев.

Принцесса
Уже?

Фрейлина
Нет, только двадцать три.

Принцесса
Зачем я согласилась?

Принц
Целуй, целуй, не говори!

Фрейлина
Ах, я со счета сбилась!

Поцелуи продолжаются, на балкон замка выходит король-отец.

Король-отец
А что там, у свиных закут,
Такое происходит?

Король-отец выходит из замка и крадется к целующимся.

Король-отец
У них какой-то праздник тут.

Принцесса
Ну, сколько?

Фрейлина
Сорок, вроде.

Принцесса
Не может быть!

Принц
Целуй, целуй!

Король-отец подходит вплотную и заглядывает через плечо фрейлины за зонтик.

Король-отец
Да что же тут твориться!

Зонтик падает. Принц и принцесса оборачиваются. Фрейлина взвизгивает и падает в обморок. Король-отец снимает туфлю и бьет ей принцессу по голове.

Король-отец
Ах ты, негодница!

Король-отец бьет и принца. Фрейлина вскакивает и убегает в замок.

Король-отец
Холуй!
Да чтоб вам провалиться!
Беспутные, подите прочь!

Принцесса
Но папа…

Король-отец снова замахивается на принцессу.

Король-отец
Вон отсюда!
И ты отныне мне не дочь!
Король-отец скрывается в замке, слышится хлопок двери.

Принцесса (в слезах)
Я больше так не буду!

Принцесса закрывает лицо руками. Принц исчезает и появляется рядом с принцессой в своем богатом наряде.

Принцесса
Ах, я несчастная! Зачем
Не вышла я за принца?
Теперь одна, одна совсем,
Ах, все мне это снится…

Принцесса опускает руки, видит принца и делает реверанс.

Принцесса (радостно)
Ах, это вы! Бонжур! Плезир!
Вы, помнится, хотели
На мне жениться…

Принц (печально)
Вы в грязи!

Принцесса оглядывает себя.

Принц
В душе, а не на теле.
Теперь прощайте, больше я –
Не тот глупец, что прежде!
Вы не достойны соловья
И розы белоснежной!

Принц скрывается в своем замке. Принцесса стоит и грустно поет.

Принцесса
Ах, мой милый Августин,
Августин, Августин!
Ах, мой милый Августин,
Все, все прошло!

Сказочник
Прощаясь с солнцем, не грусти –
Смывая лета краски,
Для нас осенние дожди
На стеклах пишут сказки
О давнем времени, когда
Грехи прощались реже.
Иные были города,
А люди были те же…

Конец.



Предварительный просмотр:

Школьная сценка «Экзамен»

Действующие лица: Учитель. Учительница. Хрюшкин - ученик. Степашкин - ученик. Каркушкин - ученик. Умникова - ученица.

 Предварительная подготовка. Необходима школьная доска, на которой крупно написана таблица умножения на 9 (начиная с 9x2= и заканчивая 9x9=) и нарисован квадрат. Ученику по ходу сюжета придется решать математические задачки, поэтому нужен еще кусок мела, а у ученика должен быть хороший разборчивый почерк. Сцена имитирует обстановку школьного класса. На сцене школьная доска, письменный стол и стулья

. Ход мероприятия

 Появляются Хрюшкин и Степашкин. Степашкин. Слушай, приятель Хрюшкин, надо готовиться к экзаменам! Хрюшкин. И не говори! Такая проблема! Степашкин. Вот сейчас придут строгие учителя и начнут нас спрашивать. Хрюшкин. А по каким предметам? Степашкин. А по всем, какие есть! И даже по музыке! Хрюшкин. Тогда надо готовиться. Вот, к примеру, Степашкин, ты не знаешь, как надо правильно писать - «флякончик» или «флюкончик». Степашкин. Не знаю, напиши «пязурек» и успокойся! Хрюшкин. А ты уверен, что нам с такими знаниями удастся сдать экзамен? Степашкин. Постараемся, ведь экзамен у нас шуточный. И оценки нам будут ставить зрители своими аплодисментами и смехом. Хрюшкин. Ах, вот как. Тогда я согласен хоть на сто экзаменов! Звучит веселая музыка. Выходит учительница. Она занимает свое место за столом. Учительница. Рассаживайтесь, ребята, по местам. Хрюшкин и Степашкин садятся на стулья. Учительница. А почему вас, ребята, так мало? Хрюшкин. А сейчас подойдут остальные. Входит Каркушкин. Каркушкин. А чего это вы здесь делаете? Степашкин и Хрюшкин хватают его за руки и подталкивают к учительскому столу. Степашкин и Хрюшкин (хором). Экзамен сдаем! Каркушкин. Да? Учительница. Экзамен по биологии. Каркушкин, скажи нам, какой зверь самый страшный. Каркушкин. Медведь. Учительница. Почему? Каркушкин. Ты в лес, и он в лес. Ты бегом, и он бегом, ты через реку, и он через реку. Ты в гору, и он в гору. Ты на дерево, и он на дерево! Тихо, идет экзамен! Учительница. Правда, страшный. Даже меня ты напугал. Ну а если ты спрячешься? Каркушкин. То и он спрячется. (Усаживается на стул рядом с ребятами.) Музыкальная отбивка. Учительница. Степашкин, вопрос к тебе. Зачем верблюду горбы? Степашкин. Чтобы долго не есть. Учительница. А зачем верблюду копыта? Степашкин. Чтобы не утопать в песке. Учительница. А зачем ему длинные ресницы? Степашкин. Чтобы песок не залетел в глаза во время бури. Учительница. Хорошо, ставлю тебе «пять». Степашкин. Только не пойму я - верблюды все равно живут в зоопарке. Так зачем им эти понты? Музыкальная отбивка. Хрюшкин. А я считаю, что горбы верблюда - это просто.... Это просто... просто... крайнее стечение обстоятельств! Учительница. А ты знаешь, что это такое? Дети, кто может привести пример крайнего стечения обстоятельств? Вбегает Умникова. Умникова. Я слышала вопрос! Я могу привести такой пример! Представляете, у меня в семье такое стечение обстоятельств, что я просто кушать не могу! Учительница. А что стряслось? Умникова. Да у моих папы и мамы день свадьбы, оказывается, одного и того же числа! (Усаживается на стулья рядом с другими учениками.) Музыкальная отбивка. Степашкин. Анна Дмитриевна! А можно задать вам вопрос? Учительница. Да. Степашкин. Однажды я видел, как слон на дерево лез. Учительница. А зачем? Степашкин. Не знаю, я у вас хотел спросить, может, у него там гнездо? Каркушкин. Дурачок, ты не знаешь, что слоны в норах живут! Хоть бы подумал: чего им на деревьях-то делать? Музыкальная отбивка. Учительница. Все-то вам шутить, чтобы зрители смеялись и аплодировали! Умникова. А нам биология надоела. Хрюшкин. Давайте проведем опрос по всем предметам сразу! Учительница. Так же не бывает. Степашкин. Анна Дмитриевна, а у нас будет! И еще из других школ к нам придут, чтобы опыт перенять! Учительница. Ну, хорошо. Объявляю экзамен по химии. Так, вы смешали два раствора. Что у кого получилось? Хрюшкин! Хрюшкин. Зеленое! Учитель. «Пять», Хрюшкин, садись. Степашкин! Степашкин. Синенькое. Учитель. «Четыре»! Садись, Степашкин. Каркушкин, а у тебя что? Каркушкин. Черно-ое! Учитель. «Два», Каркушкин. Ло-ожись! Все пригибаются, закрывая голову руками. Раздается грохот взрыва. Музыкальная отбивка. Учительница. Каркушкин! Я знаю, что твой отец работает в нашей школе. Так вот завтра приведешь в школу отца! Каркушкин. Вот еще! Чего ему тут делать-то, на руинах? Музыкальная отбивка. Учительница. Экзамен по географии. Степашкин, скажи, куда мы попадем, если будем сверлить землю на Северном полюсе? Степашкин. В сумасшедший дом. Музыкальная отбивка. Учительница. Степашкин, я ставлю тебе два балла! Степашкин (протяжно). А за что - два? Учительница. Первый за то, что ты все же пришел на экзамен, а второй за то, что ты хоть как-то, но пытался ответить. Степашкин. А если я уйду с экзамена, то нельзя ли мне добавить еще один, третий балл? Музыкальная отбивка. Учительница. Ой, устала я с вами. Пусть меня заменит другой учитель. (Уходит.) Выходит Учитель. Учитель. Что ж, продолжим экзамены. Поговорим о ваших знаниях. Вот ты, Умникова, ты очень мало знаешь, очень! Умникова. А мой папа говорит, что если будешь много знать, то не дадут состариться. Музыкальная отбивка. Учитель. Перейдем к геометрии. Каркушкин, отвечай, чему равен квадрат гипотенузы? Каркушкин. Папа, не задавай глупых вопросов. Музыкальная отбивка. Учитель. Хрюшкин, иди к доске. Первое задание. Перед тобой таблица умножения на девять. Впиши ответы. А второе задание - раздели квадрат на четыре части. Хрюшкин. Их-ты! (Берет мел, чешет в затылке.) Я ничего этого не знаю... Умникова (шепотом). Да ты что, Хрюшкин! Это вопросы из начальной школы! Хрюшкин. Вот так таблица умножения. Сосчитать, что ли, вопросы? Сверху вниз... (Пишет напротив каждого примера по цифре 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.) 9x2=1 9x3 = 2 9x4 = 3 9x5 = 4 9x6=5 9x7 = 6 9x8 = 7 9x9 = 8 Хрюшкин. Девять примеров. А снизу вверх? (Пишет те же цифры с 1 по 9, только в расположении снизу вверх.) Тоже девять. (Получается правильно написанная таблица умножения на 9.) А этот квадрат я вообще не знаю, как делить! (В гневе перечеркивает его из угла в угол крест-накрест, не замечая, что получаются четыре треугольника.) Учитель (проверяет выполненные задания, внимательно читает примеры). Молодец, Хрюшкин! Ответил на отлично! Все примеры правильно решены, и квадрат хорошо разделен. (Одобрительно.) Можешь же, если захочешь! Музыкальная отбивка. Степашкин. Учитель, извините, можно к вам вопрос? Учитель. О чем? Степашкин. О том, как улучшить учебу в нашем классе. Учитель. Пожалуйста, спрашивай. Степашкин. Трудно ли выучить французский язык? Мне он плохо дается! Учитель. Это пустяки. Надо вместо наших русских слов употреблять французские. И все получится! Музыкальная отбивка. Учитель. Умникова, скажи какую музыку писали Бах и Моцарт? Умникова. Они писали музыку к мобильным телефонам. Музыкальная отбивка. Учитель. Степашкин, скажи, что говорил о друзьях Иван Сусанин? Степашкин. Он говорил: «Хочешь завести друзей, так заведи их подальше». Музыкальная отбивка. Каркушкин. А я смотрю, что все, кто сегодня смеялся над нашим веселым экзаменом, наши друзья? Хрюшкин. Неужели мы должны завести подальше этих милых людей? Умникова. Нет! Просто наш экзамен подошел к концу. Степашкин. И пришло время прощаться. Все (хором). До свидания!



Предварительный просмотр:

Вадим Гроссман. « ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ».

Инсценировка по сценарию Вадима Коростылёва 
   
БИБЛИОТЕКАРША
МАЛЬЧИК 1, СТРАЖНИК, МОРЕ
МАЛЬЧИК 2 СТРАЖНИК, МОРЕ
МАЛЬЧИК 3, ВТОРОЙ ИЗ ЛАРЦА
ДЕВОЧКА 1,ВАСИЛИСА
ДЕВОЧКА 2 ,ВАСИЛИСА
ЦАРЬ, ОДИН ИЗ ЛАРЦА
СТАРУХА
ЗОЛОТАЯ РЫБКА, ВАСИЛИСА

                                                        1

Звучит весёлая 
музыка. На фонограмме звучит голос:

ФОНОГРАММА: В обыкновенном городе. На обыкновенной улице. В обыкновенной библиотеке, однажды произошла необычная история!


Выходит библиотекарша.

БИБЛИОТЕКАРША: Если ищешь ты веселье,
                                         Если воешь от безделья!    
                                         Хватит прыгать и скакать,
                                         Хватит бегать и орать!
                                         Лучше с полки книжку взять,
                                         Тихо сесть и почитать!

Садится за стол. Появляется  1 девочка, её лицо закрывает широкая книга, она не видит  куда идёт, двигается к столу и садится на стол, библиотекарша встаёт и кашлем намекает, чтобы девочка слезла со стола. Девочка отворачивается  в другую сторону, библиотекарша передвигается в ту сторону, куда повернулась девочка и опять повторяет кашель, девочка садится за стол, библиотекарша стучит по столу. Девочка прижимается к библиотекарше.

ДЕВОЧКА 1: Ужас! Никогда больше не давайте мне такой книги!!! (убегает)


Появляются трое мальчиков, они на перебой кричат.

МАЛЬЧИКИ: Дайте нам детектив -  «Костлявая рука»!!! (один отталкивает другого)

МАЛЬЧИК 1: Дайте мне  «Костлявую руку» Очень надо!!!

МАЛЬЧИК 2: Нет, дайте мне! Мне нужнее!


МАЛЬЧИК 3: «Костлявая рука» моя!


                                                   2

БИБЛИОТЕКАРША:   К сожалению, все экземпляры «Костлявой руки» закончились, но по моим данным, ещё осталась одна книга в соседней библиотеке!


МАЛЬЧИКИ (с криком): Она моя!!! (убегают)

Появляется  2 девочка. Она одета в мамину одежду – туфли на каблуке, ей явно велики, шляпа, очки.

ДЕВОЧКА 2: Дайте мне, пожалуйста, книгу - «Страстная любовь»!

БИБЛИОТЕКАРША:  Это книга для взрослых! 

ДЕВОЧКА 2: Вы что, не видите, что я и есть взрослая!  

делает круг вокруг стола, демонстрируя – какая она взрослая! Библиотекарша тыкает пальцем девочку, та падает, в руках остаются туфли, девочка плача уходит.

Появляется Вовка с книжкой сказок. Музыка закончилась.

ВОВКА: Здравствуйте, а есть ли у вас ещё сказки? Желательно с картинками.

БИБЛИОТЕКАРША:  У меня есть для тебя книга  гораздо интереснее. Вот, называется «Сделай сам»!

ВОВКА: Ну, уж нет! Всё сам да сам. Ходить в школу, учить уроки, решать задачи! Не хочу я ничего делать сам! То ли дело в сказках: проси чего хочешь! Всё исполнится!!!

БИБЛИОТЕКАРША:  Тогда тебе просто необходимо попасть в Тридевятое царство. Помнишь, в сказке было такое царство!

ВОВКА: Вы что шутите, тётя! Как я попаду в книжку!!!

БИБЛИОТЕКАРША:  А вот смотри, встань сюда. Что ты видишь?
 ( Вовка замечает свою тень) 

ВОВКА: Это же моя тень!
                                                        3

БИБЛИОТЕКАРША:  Сейчас я возьму чудо карандаш, и обведу твою тень. И вот этот маленький Вовка и будет жить в книжке, понимаешь, в книжках могут жить только маленькие  мальчики, но вы ведь с ним одно и тоже, неправда ли?

ВОВКА: Факт! А вы волшебница?

БИБЛИОТЕКАРША: Нет. Ну что ты, просто я регулярно читаю книгу «Сделай сам»! Ну, ступай, дружок!!! 

Звучит музыка превращения. На стене разворачивается плакат, на которой изображена большая книга сказок. Вовка попадает в Сказку! Одевается в кафтан и шапку.

ВОВКА: Ничего себе, вот здорово!!!

Появляется Царь, без короны, с молярной кистью и ведром. Подходит к плакату, на котором изображена книжка с воротами в сказку, и начинает их красить и петь песню:

Имею я пирожных горы!
И есть, что есть, и есть что пить. 
Но крашу, крашу я заборы,
Чтоб тунеядцем не прослыть!

ВОВКА: Царь! А царь!?

ЦАРЬ:  О, Господи! (звучит музыка - переполоха,  на которой Царь надевает корону и садится на трон, который выносят двое слуг.)
Ох! Как я испугался! Я уж думал наши сказки кто почитать взял! А я в таком виде!

ВОВКА: Нет, это я! А вы зачем забор красите, Вы же Царь!? Ам положено ничего не делать!

ЦАРЬ:  Знаю, но ведь так и со скуки помрёшь от безделья!

ВОВКА: Ничего вы не понимаете в Царской жизни! Царь, хочешь пирожное, хочешь мороженое, а он забор красит!


                                                       4

ЦАРЬ: Ах, вот оно что! Тунеядец, значит явился? Эй, стража! Отрубите ему голову! 
 
Стража грозно наступает на Вовку, тот пятится. Звучит музыкальный акцент. Появляется БИБЛИОТЕКАРША и переворачивает эту страницу Сказки, пробегая с одного конца 
сцены на другой. Звучит песня «Море - море». С правой стороны двое разворачивают синюю ткань, которая олицетворяет собой – море. Появляется Старуха с разбитым корытом.   

ВОВКА( отыгрывает, что он спасся от стражников и попал на другую страницу): Бр-р-р! Здравствуй, бабушка! Мне бы Золотую рыбку повидать !

СТАРУХА: Да вот оно море-то, рядом. Попросил бы ты милок, у рыбки корыто!

ВОВКА: Ну да, сначала вам подавай корыто, а потом стиральную машину… Обойдётесь! ( Вовка повернулся к морю) Эй, Золотая рыбка? Ты что не слышишь, что ли? Я хочу, что бы ты….

Из-за ткани появляется 
кукла на проволоке Золотая рыбка.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Что? А ты сплёл невод, ты меня поймал? Палец о палец не ударил, а туда же! А ну, убирайся с этой страницы!

Звучит музыка превращения. Появляется БИБЛИОТЕКАРША и переворачивает эту страницу Сказки, пробегая с одного конца сцены на другой. Двое тех, кто делали море, делают круг с тканью и исчезают. Появляются Василисы Премудрые.

ВОВКА ( отыгрывает, что попал на другую страницу): Подумаешь, килька несчастная! (замечает Василис)  А вы кто такие?

ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРЫЕ: (по очереди) Василисы Премудрые! Мы прилетели из разных сказок. Потому что у нас слёт юных Василис. (вместе) По обмену премудростями.

ВОВКА: Чем?

                                                          
                                                   5

ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРЫЕ: (вертят пальцем у виска) (вместе) Премудростями!

ВОВКА: Эх, вот бы мне тоже бы научиться по обмену, каким бы  – нибудь премудростям.

ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРЫЕ: Ну что девочки научим?  Слушай!

Звучит песня Василис, на которой они 
танцуют!

ВОВКА: Опять учиться! Не хочу!

ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРЫЕ: (по очереди) Тогда тебе, видать,  нужно в Тридевятое царство там есть Двое из ларца – одинаковых с лица. Что ни прикажешь – всё за тебя сделают! (вместе) Ступай прямо, скатертью дорога!

Звучит музыка превращения. Появляется БИБЛИОТЕКАРША и переворачивает эту страницу Сказки, пробегая с одного конца сцены на другой. Музыка появления двоих. Появляются Двое из ларца – одинаковых с лица.

ВОВКА: Вы, правда, что ли всё-всё за меня делать будете?

ДВОЕ: (гаркнули) АГА!

ВОВКА: Ну, тогда сделайте мне пирожных, (Двое загибают ему пальцы) Вы мне что, и пальцы загибать будете? 

ДВОЕ:  АГА!

 ВОВКА: Хорошо, дальше  мороженого, а ещё - конфет…. 

ДВОЕ: Будет сделано!
Звучит весёлая музыка, на которой Двое перекидываются бутафорскими сладостями. Вовка с открытым ртом бегает по сцене и пытается эти сладости поймать, но не может!

ВОВКА: Стоп, стоп! Вы что это? И конфеты за меня есть будете?

   ДВОЕ: (с испугом) АГА!

                                                            6 


ВОВКА: Ну, нет! Тогда убирайтесь обратно! 

Музыка появления Двоих, те исчезают.

ФОНОГРАММА: Кому пирожки горячие с повидлом, с капустой, с мясом….

ВОВКА: ( бежит и смотрит за кулису) Печка1 Дай мне поесть скорее! Я проголодался!

ФОНОГРАММА: Пожалуйста! Только наколи дров, растопи меня, да замеси тесто! 

ВОВКА: Ну- ка,  Двое из ларца – одинаковых с лица, наколите дров, замесите тесто!

Звучит весёлая музыка, на которой Двое  бегут за реквизитом – дровами и ведром с топором. Один - рубит тесто, а другой месит дрова!

ВОВКА: Стоп, стоп! Да не так всё надо делать! А наоборот! Поняли?

ДВОЕ: (гаркнули) АГА!

Звучит весёлая музыка. Двое поменялись местами.

ВОВКА: Стоп, стоп! Дайте я сам!  

Звучит весёлая музыка. Вовка месит тесто и дрова уносит всё за кулисы. На фонограмме раздаётся шипение и взрыв, Вовка вылетает с чёрными пирожками.

ВОВКА: Это что такое!? Чёрное!?

ФОНОГРАММА: Ну, что морщишься? Угощайся, сам испёк, сам и ешь!

ВОВКА: Спасибо, что-то не хочется!
                                                           7


ДВОЕ: смеются

ВОВКА: Вы что смеётесь?! Думаете, что я ничего делать не умею, как и вы?

ДВОЕ: (гаркнули) АГА!

Звучит музыка превращения. Появляется БИБЛИОТЕКАРША и подбрасывает Вовке книгу «Сделай сам»

ВОВКА: Да я вам сейчас докажу! Я захочу так всё сделаю – хоть кадушку. Хоть корыто! (Убегает за кулисы, звучит -  
шум работы инструментами.  Все герои выходят на сцену и смотрят за кулисы.
Вовка выносит корыто.

СТАРУХА: Батюшки! Не уж-то, Золотая рыбка сжалилась? 

ВОВКА: Нет, Бабуся – это я сам!

СТАРУХА: Молодец! А теперь постройка мне избу!

ВОВКА: Это я пока не умею!

ВСЕ: смеются.

СТАРУХА: Цыц!

 (Все прекратили смеяться)

ВОВКА: Ну-ка, давай-ка, почитаем, как тут избы делают!

БИБЛИОТЕКАРША: Если хочешь чем заняться,
                                         Должен сильно ты стараться,    
                                         Чтоб народ не стал смеяться!
                                         Ты не бойся, не стесняйся
                                         К книжной полке отправляйся!
                                         Книгу с полки заберёшь, 
                                         В ней любой ответ найдёшь!

Звучит весёлая музыка – поклоны!!!



Предварительный просмотр:

                                Пояснительная записка.

Новые стандарты образования предполагают смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

  Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. 

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.

 Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы данного элективного курса также обусловлена ее методологической и практической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах.           Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы.  

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность,  деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель занятий:                        

формирование исследовательских  умений  учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение  и  самореализация.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обучить планированию (учащийся  должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).

2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).

3. Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление).

4. Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся  должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом  и  графиком работы).

1. Содержание программы

      Содержание данной  рабочей программы согласовано с содержанием общеобразовательной программы МБОУ СОШ №2. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

  Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, интернет.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

 Творческими работами могут быть, например: газета, книга, оформление стендов, доклад, конференция, электронная презентация и т.д.

     При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ученика ощущение гордости за полученный результат.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

2. Специфика курса.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

3. Назначение программы

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

5. Формы  организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы учащихся в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, библиотеках, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьм, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

6. Основные методы и технологии.

       Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;

7. Программа предусматривает достижение   3    уровней  результатов:

Первый уровень результатов

Второй уровень результатов 

Третий уровень результатов

предполагает приобретение пятиклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

9. Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формирование  у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать

разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

10. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

11. Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

   Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать; наблюдать;

проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у учащихся должны быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

   

13. Календарно-тематическое планирование.

                        Тематическое планирование. 8 класс (35 часов)

Наименование темы

Общее кол-во часов

Введение

1

11.

Формы представления исследовательских  работ.

1

12-3

Типы и виды учебных исследований.

2

34-5

Выбор темы.

2

1.4.

Организация исследования.

Контроль по процессу.

2

2.

Работа с научной литературой.

3

2.1.

Информационное обеспечение исследования.

1

2.2.

Конспектирование источников.

1

2.3.

Обработка содержания научных текстов.

Контроль по результату.

1

3.

Проектирование исследования.

4

3.1.

Общие положения.

1

3.2.

Проектирование исследования.

1

3.3.

Проектирование тактики исследования.

Опережающий контроль.

1

4.

Графические материалы в исследовании.

3

4.1.

Общие положения.

2

4.2.

Размещение графических материалов.

1

5.

Структура и написание различных форм исследовательских

работ.

5

5.1.

Структура исследовательских работ.

2

5.2

Требования к оформлению исследовательских работ.

2

5.3.

Анализ результатов исследования.

1

6.

Культура выступления.

9

6.1.

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление.

2

6.2.

Аргументация.

1

6.3.

Понятие информационной речи.

1

6.4.

Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний.

1

6.5.

Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование).

4

7.

Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно-исследовательских работ.

3

7.1

Подготовка к защите исследования.

1

7.2.

Защита научно-исследовательских работ.

3

Итого

35

Содержание:

Раздел 1. Подготовительная работа – 7 часов.

Тема 1.1. Формы представления исследовательских работ – 1час.

Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Тема 1.2. Типы и виды учебных исследований – 2 часа.

 Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания.

Тема 1.3. Выбор темы – 2 часа.

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования.

Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.

Тема 1.4. Организация исследования.  Контроль по процессу – 2 часа.

Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.

Практическое занятие. Составление исследовательских операций.

Раздел 2. Работа с научной литературой – 3 часа.

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

Тема 2.1. Информационное обеспечение исследования – 1 час.

Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.

Тема 2.2. Конспектирование источников – 1 час.

Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта.

Тема 2.3. Обработка содержания научных текстов.  Контроль по результату – 1 час.

Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.

Практическая часть. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.

Раздел 3. Проектирование исследования – 3 часа.

Предварительная разработка научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.

Тема 3.1. Общие положения – 1 час.

Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.

Тема 3.2. Проектирование исследования – 1 час.

Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия).

Тема 3.3. Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль – 1 час.

 Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели исследования.

Практическое занятие. Составление операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.

Раздел 4. Графические материалы в исследовании – 3 часа.

Тема 4.1. Общие положения – 2часа.

 Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала.

Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

Тема 4.2. Размещение графических материалов – 1 час.

 Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.

Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ – 5 часов.

Правила написания, содержание, оформление исследовательских работ.

Тема 5.1. Структура исследовательских работ – 2 часа.

Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.  

 

Тема 5.2. Требования к оформлению исследовательских работ – 2часа.

Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.

Практическое занятие. Работа с  выполненным материалом.

Тема 5. 3. Анализ результатов исследования – 1 час.

Формирование выводов, обобщений.

Раздел 6. Культура выступления – 9 часов.

Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.

Тема 6.1. Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. – 2часа.

Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.      

Тема 6.2. Аргументация – 1 час.

Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории.

Практическое занятие. Аргументация тезисов.

Тема 6.3. Понятие информационной речи – 1 час.

Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений.

Тема 6.4. Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний – 1 час.

Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений.

Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления.

Тема 6.5. Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование) – 4 часа.

Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.

Практическое занятие. Тестирование учащихся. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.

Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно- исследовательских работ – 3 часа.

Тема 7.1. Подготовка к защите исследования – 1 час.

Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы.

Тема 7.2. Защита научно- исследовательских работ – 2 часа.

14. Виды контроля: контроль по результату; контроль по процессу; опережающий контроль. Учащиеся имеют возможность выступать со своими докладами, сообщениями и другими видами исследовательского творчества в классах, секционных заседаниях. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции, при наличии положительного отзыва экспертного совета, к участию в школьной научно-практической конференции.

Этот курс может служить основой для творческого развития начинающих исследователей.

Результат: полученные знания способствуют самореализации учащихся в постоянно меняющихся социокультурных условиях.

Изучение факультативного курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» поможет в грамотном выполнении научно-исследовательских работ и творческих проектов.

Литература, используемая при составлении рабочей  программы

1.  Борзенко, В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности/ В.И. Борзенко, А.С. Обухов// Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник.- М.:Народное образование, 2001.-с.80-88

2. Гузеев,  В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения/ В.В. Гузеев//Директор школы. – 1995. - №6.

3. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии/ В.В. Гузеев.-М., 1996.

4. Гурвич, Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций/  Е.М.Гуревич// Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник.- М.: Народное образование, 2001. – с. 68-80

5. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения/ А.В. Леонтович// Народное образование.- 1999.-№10.

6. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов/Н.Ю. Пахомова.- М.:АРКТИ, 2003.-112с

7.Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.- 272с

8.Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе/ И. Д. Чечель.- М.: Сентябрь, 1998.

         9. Цветкова, Г.В. Литература  5-11 классы: проектная деятельность учащихся. -В.: Учитель, 2012. – 283с.

        10. Данильцев, Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся / Г.Л.Данильцев// Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.-  с 127-134

        11. Методология учебного проекта: материалы  городского методического семинара. – М. : МИПКРО, 2001. – 144с.