МГГТК

Михайленко Виктория Александровна

КУРСОВАЯsmileycool

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл курсовая60.81 КБ
Файл реферат40.65 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Адыгейский государственный университет»

КУРСОВАЯ РАБОТА

15.05.16. 1621. 847-М. КР

Действия отдела внутренних дел при

чрезвычайной ситуации

Работа защищена

с оценкой   ________________

Руководитель проекта: ______

  Подпись  

«___»_________________ 20____г

Студент                                                             __________/Михайленко В.В./

Руководитель проекта                                      _________  /Чич Р.М./

2016


Содержание

1 Введение ------------------------------------------------------------------------------- 3

2 Группировка сил и средств, тактика действия и основные задачи органов внутренних дел при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Методика расчетов элементов группировки----------------------------------- 5

3 Группы оперативно-служебного применения для обеспечения режимных мероприятий при пресечении массовых беспорядков. Их назначение и краткая характеристика------------------------------------------ 10

4 Группы оперативно-служебного применения для ведения силовых действий при пресечении массовых беспорядков. Их назначение и краткая характеристика------------------------------------------------------------------- 13

5 Особенности выполнения оперативно-служебных задач органами внутренних дел при обеспечении режимно-карантинных мероприятий в условиях эпидемий и эпизоотий-----------------------------------------------------19

  1. Заключение -------------------------------------------------------------------------- 23
  2. Список нормативных актов и использованной литературы----------- 25

1.Введение

Чрезвычайно высокие потоки негативных воздействий создают чрезвычайные ситуации (ЧС), которые изменяют комфортное или допустимое состояние среды обитания и переводят жизнедеятельность в качественно иное состояние – состояние взаимодействия человека со средой обитания в условиях опасности.  Переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности.

Особенность техногенных ЧС на современном этапе развития заключается в увеличении зон и интенсивности действия негативных факторов, последствия ЧС сравнимы с последствиями применения современных видов вооружений.

В соответствии с ГОСТ Р.22.0.02-94 чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков, по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствий.

Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.

Министерство внутренних дел Российской Федерации входит в число двух десятков функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

На систему МВД России, в том числе территориальные органы министерства внутренних дел Российской Федерации (ОВД), возложена важнейшая государственная функция «охрана общественного порядка», реализация которой возможна при хорошей организации деятельности задействуемых сил и средств ОВД, внутреннего и внешнего взаимодействия в условиях различных стихийных бедствий.

Статья 17 Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), в редакции ФЗ РФ от 30 октября 2007 г. №241 – ФЗ, устанавливает, что при ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».


2. Группировка сил и средств, тактика действия и основные задачи органов внутренних дел при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Методика расчетов элементов группировки

Органы внутренних дел, в силу своего предназначения и своей компетенции, являются одним из элементов СУЧС и принимают участие в ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Цели и задачи органов внутренних дел, как в обычных условиях, так и в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций изложены в основополагающих нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность ОВД в целом.  Целью деятельности ОВД провозглашает защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера не содержат в себе преступного и противоправного посягательства, однако и в данных условиях на органы внутренних дел возлагается ряд обязанностей: необходимость принятия неотложных мер по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участие в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях; участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

Степень возможности возникновения в России ЧС природного и техногенного характера достаточно высока и связана с ее географическим положением, климатическими условиями, размерами территории, наличием большого числа высоко рисковых производств, низким техническим уровнем их защищенности, социальными и многими другими причинами. Для ОВД особенности организации деятельности при ЧС природного и техногенного характера обуславливаются характером явления, вызвавшего ЧС; масштабом возможных негативных последствий для населения, объектов экологии (в том числе объектов жизнеобеспечения и высоко рисковых объектов); возможным характером поведения людей (в том числе сотрудников ОВД) и т.д.

Если говорить об основных задачах ОВД при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, то необходимо обратиться к:

 Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28 октября 2002 г. № 129-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ, от 30.10.2007 г. № 241-ФЗ, от 30 декабря 2009 г. № 309-ФЗ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

Федеральному Конституционному Закону от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ , в ред. Федерального Конституционного Закона от 30 июня 2003 г. №2-ФКЗ, от 7 марта 2005г. №1-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Статья 16. Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения;

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Статья 17. Привлечение дополнительных сил и средств для обеспечения режима чрезвычайного положения.

1. В исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации в дополнение к силам и средствам, указанным в статье 16 настоящего Федерального конституционного закона, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации, привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения следующих задач:

а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;

в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Задачи, указанные в пунктах «а» - «г» части второй настоящей статьи, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск. При этом на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.

При ликвидации последствий ЧС техногенного характера перед ОВД может ставиться множество различных задач. Расчеты сил и средств производятся с целью создания оптимальной группировки, необходимой для выполнения задач при ЧС. Из ОВД при необходимости могут создаваться группы тушения пожаров, проведения неотложных аварийно-спасательных работ, медицинского, тылового (материально-технического), технического обеспечения, взаимодействия со средствами массовой информации.

 Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ЧС), к выполнению которых привлекаются силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск, определяются республиканской (краевой и областной) комиссией по чрезвы чайным ситуациям. Этой же комиссией дается часть исходных данных для расчета сил и средств (общий характер и размер возможных чрезвычайных ситуаций), а также гидрометеорологические, сейсмотектонический, медико-бактериологический, и ветеренарно-бактериологический прогнозы.

При прогнозировании чрезвычайных ситуаций техногенного характера размеры зон заражения следует рассчитывать, используя “Методики выявления и оценки химической обстановки при разрушении (аварии) объектов, содержащих сильнодействующие ядовитые вещества” (1984 г.) и “Методики выявления и оценки радиационной обстановки при разрушениях (авариях) атомных электростанций” (1989 г.), пакет программ “Автоматизированная информационная система прогнозирования и оценки последствий ЧС при авариях на АЭС и ХОО” (1984 г.).

 После установления максимальных границ зон заражения (разрушения, затопления и др.) и нанесение их на карту местности (жилые массивы, промышленные зоны и т.п.) определяются направления сосредоточения основных усилий. Производится расчет численности группы оцепления зоны заражения (загрязнения, разрушения, затопления и др.). Для оцепления районов сосредоточения основных усилий назначаются посты, дозоры и некоторых случаях редкие милицейские (войсковые, смешанные) цепочки. На остальных направлениях — патрули, посты, дозоры. При расчете численности используются следующие нормы: редкие цепочки — более 2 метров на человека; дозор, численностью 3 человека, для прикрытия рубежа длиной до 500 метров; пост, численностью 2-3 человека, для прикрытия рубежа до 300 метров. Предусматривается создание сильного резерва (до 15% от расчетной численности).

 Расчет сил медицинской службы производится следующим образом. В район чрезвычайных обстоятельств направляются бригады медицинских работников медучреждений МВД, ГУВД, УВД , привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств из расчета на каждые 200 человек задействованного личного состава один врач и один средний медицинский работник.

 Медико-санитарное обеспечение личного состава органов внутренних дел в районе чрезвычайных обстоятельств организуется в два этапа:

 — оказание неотложной врачебной помощи, сортировка пострадавших и их эвакуация. санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

 — оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях органов внутренних дел и органов территориального здравоохранения.

3. Группы оперативно-служебного применения для обеспечения режимных мероприятий при пресечении массовых беспорядков. Их назначение и краткая характеристика.

 

Согласно плана личный состав ОВД делится на группы, основными задачами которых являются:

- Локализация МБ;

- Выявление, задержание и привлечение к ответственности организаторов и активных участников МБ;

- Рассредоточение толпы;

- Ликвидация последствий МБ;

- Группа оперативного информирования создается из работников УР, ОБЭП; ведет сбор информации, контрпропаганду. Возможно использование автотранспорта, патрульных вертолетов.

- Группа оцепления.

- Части ВВ МВД, ППС, ГАИ. Задача - локализация МБ.

- Группа рассредоточения.

- Спецподразделения ВВ, ОМОН, ППС. Задачи - задержание организаторов и активных участников, рассредоточение толпы. Выделяются группа применения спецсредств, группы изъятия, конвоирования.

- Группа технической поддержки.

- Пожарные части, броне. группы ВВ МВД, ОМОНа. Задачи - рассредоточение толпы, пожарные - тушение пожаров.

- Группа документирования.

- Сотрудники дознания, следствия, УР, ОБЭП, участковые уполномоченные.

Для проведения специальной операции создается группировка сил и средств, которая может состоять из групп: оцепления, блокирования, обеспечения дорожного движения, разведки, документирования действий лиц, захвативших заложников, ведения переговоров, разграждения (проделывания проходов), захвата, прикрытия (непосредственной поддержки), ликвидации угрозы взрыва, применения специальных средств, пожаротушения и аварийно-спасательных работ, эвакуации, конвоирования, фильтрации, следственно-оперативной, связи, медицинского обеспечения, материально-технического и тылового обеспечения и взаимодействия со средствами массовой информации.

Силы и средства внутренних войск, включаются в состав групп оцепления, применения специальных средств и связи. Силы и средства воинских частей по охране важных государственных объектов и обеспечение специальных грузов, кроме того, могут включаться в группу блокирования .

Силы и средства воинских частей (подразделений) включаются в состав основной группы блокирования, групп оцепления, прикрытия и снайперов.

При участии в специальной операции по пресечению массовых беспорядков в населенном пункте воинские части (подразделения) внутренних войск могут привлекаться к:

- оказанию помощи органам внутренних дел в локализации очагов массовых беспорядков;

- несению патрульно-постовой службы;

- усилению охраны (охране) зданий органов государственной власти, государственных банков, радио-, телевизионных и телефонно-телеграфных станций, других важных объектов, и мест компактного проживаний военнослужащих внутренних войск и членов их семей;

- охране фильтрационных пунктов;

- конвоированию, задержанных;

- оказанию помощи органам внутренних дел в рассредоточении толпы, вытеснении их из района операции, задержании организаторов и активных участников массовых беспорядков;

- участию в разграждение завалов и других препятствий.

При участии в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах силы и средства внутренних войск могут включаться в группы: оцепления, патрулирования, охраны, конвоирования, рассредоточения, блокирования, применения специальных средств, разграждения, разведки, связи, тылового и технического обеспечения, маневренные и в резерв.

Из состава органов внутренних дел дополнительно могут создаваться группы: изъятия, оперативного информирования, организации дорожного движения, пожаротушения, документирования противоправных действий следственно-оперативная, организационно-аналитическая и фильтрационный пункт.

Подразделение составляет один из элементов группировки сил и средств (боевого порядка) или действует в нескольких. Крупные элементы группировки сил и средств могут состоять из нескольких подразделений. Если для проведения специальной операции создается несколько одинаковых элементов группировки сил и средств (боевого порядка), то они нумеруются, например: группа изъятия N 1, группа изъятия N 2 и т. д.

Заблаговременно, в соответствии с задачами части при чрезвычайных обстоятельствах, в плане действий части при ЧС определяются районы проведения специальной операции, замысел на применение войсковых сил и средств, в специальной операции, задачи подразделениям (элементам группировки сил и средств или боевого порядка). В соответствии с планом проводится подготовка подразделений, органов управления, создание, хранение и обновление запасов материальных средств.

С получением задачи на действия в специальной операции проводится непосредственная подготовка части (подразделения). Она включает: организацию действий войск, в специальной операции (принятие или уточнение решения, постановку задач, рекогносцировку, организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления, планирование действий войсковых сил и средств в операции); подготовку части к выполнению поставленных задач; практическую работу командира части (подразделения), его заместителей, офицеров управления в подчиненных подразделениях и другие мероприятия.

 

4. Группы оперативно-служебного применения для ведения силовых действий при пресечении массовых беспорядков. Их назначение и краткая характеристика.

 

Группа оцепления предназначена для изоляции района проведения специальной операции, воспрещения несанкционированного прохода в него граждан. Рубеж оцепления выбирается на удалении от места беспорядков, обеспечивающего безопасность личного состава от противоправных действий участников беспорядков. На отдельных направлениях, по решению руководителя специальной операции, устраиваются КПП. В местах перекрытия группой оцепления дорог и улиц с интенсивным движением транспорта для предотвращения наезда транспортных средств используется боевая техника и транспортные средства подразделений, а также средства для экстренной остановки транспорта. На подступах к рубежу оцепления действует группа регулирования движения, состоящая из работников ГИБДД.  На важнейших направлениях оцепление производится на двух и более рубежах с использованием переносных заграждений .

На начальном этапе массовых беспорядков может проводиться оцепление отдельных участков (объектов).

При проведении специальной операции рейдов; действиями маневренных групп (отрядов) группа оцепления, как правило, не назначается. Оцепление отдельных участков (объектов), если в этом возникает необходимость, проводится силами резерва.

Группа рассредоточения (вытеснения) предназначена для отсечения участников массовых беспорядков от объектов, в отношении которых совершаются противоправные действия, рассечения их с одного или нескольких направлений, вытеснения за пределы района проведения специальной операции и последующего рассредоточения на мелкие группы. Группа рассредоточения (вытеснения) включает большую часть сил и средств и усиливается боевой и специальной техникой.

 

Построение груши; рассредоточения, в зависимости от сложившейся обстановки, условий местности и поставленной задачи, может быть углом вправо (влево), клином или колонной, а группы вытеснения - одинарной или двойной войсковой цепочкой.

В составе группы рассредоточения могут действовать боевая и специальная техника (пожарные автоцистерны, звуковещательные установки).

В состав группы изъятия, кроме сотрудников органов внутренних дел может включаться личный состав подразделений специального назначения. Она, действует совместно с группой рассредоточения и предназначена для изъятия организаторов и активных участников массовых беспорядков.

Группа охраны состоит из караулов, которые принимают под охрану объекты, в отношении которых могут быть совершены противоправные действия участниками беспорядков.

Группа конвоирования принимает от групп изъятия задержанных организаторов и активных участников массовых беспорядков и сопровождает их на фильтрационный пункт.

Группа патрулирования предназначена для оказания помощи органам внутренних дел в поддержании общественного порядка вблизи района проведения специальной операции, а при необходимости, и во всем населенном пункте. Она состоит из патрулей (комендантских патрулей, подвижных групп), постов охраны порядка (комендантских постов и КПП).

Группа (группы) применения специальных средств, предназначена для их применения в ходе проведения специальной операции. Специальные средства применяются в соответствии с действующим законодательством.

Группа разграждения включает инженерные подразделения со специальной техникой и предназначена для проделывания проходов в заграждениях, установленных участниками беспорядков и пропуска через них группы рассредоточения (вытеснения).

 

Огневые группы создаются (если установлено наличие, у участников беспорядков, огнестрельного оружия) как правило, из снайперов подразделений и предназначены для пресечения попыток применения преступниками оружия в отношении личного состава, участвующего в специальной операции (оказания вооруженного противодействия). Если такие группы не создаются, резерв (или часть его) вооружается.

Резерв предназначен для выполнения внезапно возникающих задач. Личный состав в специальной операции действует в средствах защиты в пешем порядке. Вооружение личного состава определяется руководителем операции. Во всех случаях вооружается группа охраны, конвоирования, огневая группа, а также часть резерва и офицеры.

Сосредоточение войск и занятие ими исходного положения проводится по кратчайшим маршрутам в короткие сроки с тем, чтобы не дать возможности участникам беспорядков подготовиться к оказанию организованного противодействия. Исходное положение выбирается на таком удалении от участников беспорядков, чтобы обеспечить безопасность личного состава и скрытность построения и подготовки его к действиям. Группы оцепления и патрулирования без занятия исходного положения выходят на назначенные им рубежи, маршруты и места несения службы .

Транспортные средства после высадки из них личного состава сосредоточиваются в одном или нескольких местах, в стороне от вероятных появлений движения участников беспорядков. Для их охраны назначаются караулы.

В случае если группа оцепления (часть ее) не может выйти на назначенный рубеж, по решению руководителя операции ей назначается новый рубеж. О занятии войсками исходного положения заместитель руководителя операции по войскам докладывает руководителю операции.

Перед началом войсковых действий по рассредоточению (вытеснению) руководитель операции предупреждает участников беспорядков о противоправности их действий, требует прекращения беспорядков и объявляет о том, что в случае продолжения беспорядков для их пресечения будут применены войска. Кроме этого, он указывает направления ухода граждан из района массовых беспорядков. Предупреждение может повторяться несколько раз. При этом предоставляется достаточно времени, чтобы участники беспорядков смогли выполнить требования руководителя операции.

Специальная операция начинается по команде (сигналу) руководителя движением группы (групп) рассредоточения (вытеснения) с исходного положения в направлении участников беспорядков.

Заместитель руководителя специальной операции по войскам, находясь на вспомогательном пункте управления, внимательно наблюдает за сближением подразделений с участниками беспорядков, при необходимости уточняет им задачи. Если участники беспорядков создали на пути движения группы рассредоточения (вытеснения) заграждения (баррикады) или пытаются преградить путь автомобилями, назначенные группы разграждения с инженерной техникой (а при их отсутствии - подразделения на боевой технике) проделывают проходы в указанных им направлениях (раздвигают автомобили). Действия групп разграждения (подразделений на боевой технике) прикрываются специально назначенными подразделениями. По решению руководителя специальной операции, для отсечения участников беспорядков (нарушений общественного порядка) от установленных ими заграждений (баррикад) применением специальных средств может устанавливаться ядовито-дымовой заслон между заграждениями и участникам беспорядков.

Если участники беспорядков стремятся прикрыться от действий войск выставлением в первые ряды женщин и детей, по команде руководителя операции (его заместителя по войскам) движение группы рассредоточения (вытеснения) приостанавливается и возобновляется после удаления женщин и детей из района проведения операции.

Группа (группы) рассредоточения стремительно, с одного или нескольких, направлений, рассекает участников массовых беспорядков и образует коридоры. При активном противодействии рассечению, по решению руководителя специальной операции, могут быть применены специальные средства. После завершения пресечения участников беспорядков подразделения, группы рассредоточения действуя в указанных им направлениях, вытеснят их за пределы указанного района. Руководитель операции (его заместитель по войскам) с помощью звуковещательных установок непрерывно информируют участников беспорядков о направлениях выхода из района операции.

Группы изъятия, действуя во взаимодействии с подразделениями группы рассредоточения, изымают зачинщиков и активных участников беспорядков и передают их группе конвоирования.

Огневые группы, во главе с офицерами, передвигаясь на боевой технике за подразделениями группы рассредоточения, внимательно наблюдают за участниками беспорядков с целью обнаружения у них огнестрельного оружия и выявления степени готовности его к применению. Оружие, в случае необходимости, применяется в установленном законодательством порядке и, как правило, одиночными выстрелами. При этом принимаются все необходимые меры к недопущению поражения посторонних лиц.

Подразделения группы оцепления, действующие на направлениях движения участников беспорядков при их вытеснении, с приближением участников беспорядков свертываются и выдвигаются в безопасное место. Одиночных участников беспорядков, уходящих из района проведения специальной операции, группа оцепления пропускает, кед правило, беспрепятственно. При необходимости отдельные уходящие нарушители, по указанию сотрудников органов внутренних дел могут задерживаться и направляться на фильтрационный пункт.

После вытеснения нарушителей за пределы района проведения специальной операции часть подразделений группы рассредоточения, по решению руководителя операции, может назначаться в маневренные группы (отряды) для сопровождения крупных групп участников беспорядков и последующего их рассредоточения.

 

В случае если сил и средств, для одновременного рассредоточения участников беспорядков недостаточно, оно кокет проводиться по частям. При этом от толпы последовательно отсекаются, вытесняются и рассредоточиваются небольшие группы нарушителей.

Группа вытеснения, действуя в одинарной (двойной) войсковой цепочке или клином, двигаясь с установленной скоростью, вытесняет нарушителей за пределы района проведения специальной операции, затем рассредоточивает их.

Заместитель руководителя операции по войскам управляет действиями подразделений с вспомогательного пункта управления, наблюдает за ними и уточняет задачи, а при необходимости, силами резерва оказывает помощь.

Если в ходе рассредоточения (вытеснения) складывается обстановка, когда дальнейшие действия войск могут повлечь за собой тяжелые последствия для участников беспорядков, заместитель руководителя операции по войскам приостанавливает продвижение подразделений или отводит их назад. О сложившейся обстановке он докладывает руководителю операции, совместно с ним принимает меры к предотвращению возможных последствий и устранению их причин, уточняет свое решение на дальнейший действия войск в операции.

Операция проводится рейдовыми действиями маневренных групп (отрядов) по назначенным им маршрутам (в районах), заместитель руководителя операции по войскам и офицеры вспомогательного пункта управлении ведут работу по непрерывному сбору, анализу и оценке данных обстановки, оперативно уточняют задачи группам (отрядам) и принимают меры к оказанию им помощи силами резерва.

По окончании рассредоточения участников беспорядков личный состав до особого указания руководителя специальной операции частью сил выполняет задачи по охране общественного порядка в районе проведения операции и вблизи него. Часть подразделений используется для несения патрульно-постовой (комендантской службы) в населенном пункте или выводится в резерв.

5. Особенности выполнения оперативно-служебных задач органами внутренних дел при обеспечении режимно-карантинных мероприятий в условиях эпидемий и эпизоотий

ГОСТ Р 22.0.04-95( принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 января 1995 г. № 16). Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по безопасности в чрезвычайных ситуациях, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

Согласно этого ГОСТа: Эпидемия- массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Эпизоотия- одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Примечание - Выделяются следующие виды эпизоотий:

  • по масштабам распространения - частные, объектовые, местные и региональные;
  • по степени опасности - легкие, средней тяжести, тяжелые и чрезвычайно тяжелые;
  • по экономическому ущербу - незначительный, средний и большой.

Карантин- система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию.

Обсервация - режимное-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.

 В законе « О полиции»  ст.15-16 перечислены права полиции при стихийных бедствиях. В них в частности говорится , что полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей предоставляется право: производить по решению начальника органа внутренних дел (органа полиции) или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.

При этом полицией принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования народного хозяйства в данной местности; а также: использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в полицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами;

Органы внутренних дел при обеспечении режимно-карантинных мероприятий используют административно-правовые меры принуждения. Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.

Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций.

Административно- предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, таможенных досмотр).

Главной особенностью административно-предупредительных мер является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.

Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), являясь одним из видов административного принуждения, применяются работниками органов внутренних дел в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-принудительных действий в отношении того или иного гражданина, должностного лица.

Характерным для мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий. Дело в том, что угроза общественной и личной безопасности граждан, их законным интересам может возникнуть не только в связи с правонарушением, но и вследствие стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, действий психически больных лиц и т.п. В таких случаях государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями. Эти меры лишены характера административной кары.

Кроме непосредственного применения мер административного предупреждения полиция содействует проведению мероприятий административно-предупредительного характера, осуществляемых иными государственными органами. Так, полиция оказывает содействие компетентным органам в осуществлении карантина, реквизиции, в недопущении посторонних лиц в район стихийного бедствия, эпидемии.


6.Заключение

Общими задачами ОВД для обеспечения общественного порядка при ЧС являются:

- обеспечение оперативно-служебной и мобилизационной готовности;

- непрерывный сбор данных оперативно-служебной обстановки;

- подготовка управленческих решений;

-информационно-аналитическое и организационное обеспечение управленческих решений;

- подготовка проектов и организация реализации комплексных программ и планов;

- своевременное выполнение подразделениями и службами задач, приказов и распоряжений;

- контроль за выполнением подразделениями и службами поставленных задач и оказание им практической и методической помощи;

- организация всех видов связи, средств автоматизации и вычислительной техники;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта служебной и служебно-боевой деятельности;

- доклад вышестоящему штабу данных оперативно-служебной обстановки и принятых начальником органа внутренних дел решений;

- информирование начальников и штабов подчиненных, взаимодействующих и соседних органов внутренних дел о новых данных оперативной обстановки;

- организационно-штатное обеспечение органа внутренних дел;

- правовое обеспечение деятельности органа внутренних дел;

- обеспечение международного сотрудничества органа внутренних дел;

- организационно-методическое обеспечение работы нижестоящих штабов органов внутренних дел;

- организация и совершенствование системы управления органами внутренних дел, обеспечение ее бесперебойной работы, охраны, маскировки, защиты от радиоэлектронного подавления;

- организация изучения общественного мнения о состоянии правопорядка и эффективности деятельности органа внутренних дел.


7.Список нормативных актов и использованной литературы

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) издательство «Осъ-89»М., 2001г.

2. Закон РФ"О Полиции"N 3-ФЗ от 07.02.2011.

3. Федеральный закон РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ» от 6 февраля 1997г., №27-ФЗ. (с изм. и допол. на 30.06.2003г.) // Собрание законодательство РФ.-1997г.-№6

4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». (в ред. Федерального конституционного закона от 30 июня 2003 г. № 2-ФКЗ, от 7 марта 2005 г. № 1-ФКЗ) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23.

5. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».(в ред. федеральных законов от 9 октября 2002 г. № 123-ФЗ, от 19 июня 2004 г. № 51-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 19 июня 2007 г. № 103-ФЗ)Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 7

6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.»(в ред. Федеральных законов от 28 октября 2002 г. № 129-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ, от 30.10.2007 г. № 241-ФЗ, от 30 декабря 2009 г. № 309-ФЗ)

7. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794(в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. № 335, от 3 октября 2006 г. № 600,от 7 ноября 2008 г. № 821, от 10 марта 2009 г. № 219)Собрание законодательства Российской Федерации, 12.01.2004, № 2, ст. 121, 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256;2008, № 47, ст. 5481; 2009, № 12, ст. 1429

8. Приказ от 12 января 1996 г. № 20 “О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах”.

9. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 октября2008г.№861 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской оборон в системе МВД России»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2008 г. № 13002 .Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 5, 02.02.2009

10. В.С. Четвериков, В.В. Четвериков. Основы управления в органах внутренних дел. Новый Юрист. М., 1997.

11. Основы управления о органах внутренних дел// Под ред. д.ю.н., профессора А.П. Коренева. М., 1988.

12. Административно-правовая деятельность органов внутренних дел. Общая часть / Под ред. Коренева А.П. Издательство «Щит-М» - М.,1997г.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Адыгейский государственный университет»

 Реферат

40.02.02.1621. 847М. К.Р

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Работа защищена

с оценкой                  ________________

Руководитель : _________

  Подпись  

 «___»____________________ 20____г

Студент                                               ________________/Михайленко В.В./

Руководитель работы                              ________________/                          ./

2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Понятие «террор» и «международный» терроризм

2 Психологические аспекты терроризма. Психологические портреты террориста

3 Терроризм в ХХ и ХХI вв

3.1 Виды терроризма

3.2 Исламский терроризм

3.3 Крупнейшие террористические акты в ХХ и ХХI вв

4 События 11 сентября 2001 года в США

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного реферативного исследования очевидна, так как «международный терроризм» непосредственно касается нашего сегодня и нашего завтра. Каждый человек на Земле может оказаться жертвой террористического акта.

Целью данного реферата является комплексное изучение такого явления, как «международный терроризм». Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. изучить понятие «террор» и «международный терроризм»;

2. рассмотреть психологические аспекты терроризма, виды терроризма;

3. изучить литературные источники (прежде всего периодическую литературу - журналы, газеты), а также статистические источники;

4. сделать соответствующие выводы по данным пунктам.

Данное исследование состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основная часть состоит из четырех пунктов.

В первом пункте рассматривается само понятие «международный терроризм», а также его особенности.

Во втором пункте реферативного исследования представлены психологические аспекты терроризма и психологические портреты террориста.

Третий пункт это уже непосредственное описание терроризма, террористических организаций и крупнейших террористических актов.

К одним из самых ужасных и мощных террористических актов можно отнести события, которые происходили 11 сентября 2001 года в США. Подробнее эти события рассмотрены в четвертом пункте.


1 ПОНЯТИЕ «ТЕРРОР» И «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ»

Под террором (лат. «страх», «ужас») подразумевают политику устрашения противника и подавления его насильственными методами вплоть до физического уничтожения. Возникновение его как понятия, характеризующего конкретные социальные явления, обычно связывают с якобинской диктатурой, имевшей место во Франции в 1793 г., хотя, собственно, сами те процессы и явления, каковые именуются этим понятием, периодически заявляли о себе на протяжении всей истории человечества. В словаре иностранных слов “террор” определяется как политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами.

В словаре русского языка С.И. Ожегов “террор” определяет как физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам.

Первое определение более точно и полно отражает суть самого явления. Как показывает исторический опыт, одним лишь физическим насилием суть террора далеко не исчерпывается, что позволило исследователям этой проблемы провести разграничение террора, к примеру, на «физический и духовный».

Террор обычно связывают с деятельностью государственной власти в определенные периоды существования государства, однако это не означает, что помимо государственной власти никакие другие силы не в состоянии насаждать повсеместный террор, внушая страх и ужас не только политическим противникам, а практически всем и каждому.

Терроризм (лат. устращивание, устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства) - это социальное явление, представляющее одну из форм разрешения общественно-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и др. противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами, средствами вооруженного насилия.

Международный терроризм направлен против граждан, объектов, отдельных стран и подрывает стабильность международных отношений. Он предполагает, например, убийства, похищения политиков, дипломатов и т.п., взрывы в общественных местах и др.

Терроризм оказался очень эффективной и экономичной версией войны: с минимальными военными затратами на максимальную дестабилизацию состояния населения страны-противника. Целью дестабилизации является смена руководства страны-противника, изменение политического курса страны-противника, использование ресурсов страны-противника в своих интересах. Главные принципы:

а) ничто военное не транспортируется - средства поражения находятся на территории противника;

б) никто из нападающих не обнаруживается — исполнители терактов легально рассредоточены по всей территории противника;

в) никто не обнаруживает руководства терактами — вместо иерархических систем управления боевыми действиями создана самовосстанавливающаяся система сетевого управления;

г) ничто не выдает роли, намерений исполнителей терактов — нет должностей, званий, знаков различия.

Инструментом терроризма является психологическое превосходство над противником, который не знает: что, где, когда, как, зачем будет нанесен очередной удар. Терроризм — это война нервов, рассчитанная на долгосрочную перспективу и на глобальные масштабы ее осуществления.


2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРОРИЗМА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ТЕРРОРИСТОВ

Люди, вступающие в ряды террористов, - это выходцы из разных социальных слоев и жизненных сфер. Что движет человеком, который становится членом террористической организации? Чего он этим добивается? Существует, очевидно, определенный набор личностных черт, которыми должны обладать террористы. Есть основания полагать, что эти черты во многом сходны с теми, которые отличают приверженцев религиозных культов. Серьезные изменения личности, связанные с принадлежностью человека к какому-либо культу и принятием его нормативной системы, описывает Конвей. Сходные изменения немецкие ученые находят у солдат и квалифицируют как скачок. Резкие изменения, «скачок», происходят и при вступлении в террористическую организацию, поскольку человек отказывается от принадлежности к определенной социальной группе, порывает с обществом и принужден вести подпольное существование. Члены террористических организаций склонны к экстернализации, к возложению ответственности за неудачи на обстоятельства и поиску внешних факторов для объяснения собственной неадекватности. Это полностью согласуется с выводами монографии Эрика Хоффера «Правоверный», в которой показано, что для большинства религиозных культов характерен образ общего врага, которого можно обвинить во всех внутренних проблемах религиозной организации. Таким врагом может быть Сатана, правительство и т.д.

Не удивительно, что исламские террористы поддерживают боевой дух бойцов, указывая на угрозу со стороны «Порождения Сатаны» - Соединенных Штатов. В этой связи Джон Мак развивает понятие «эгоизма преследователя жертвы». Это понятие обозначает отсутствие сострадания преследователя к своей жертве, даже если ее страдания намного превышают тот уровень страданий, какой испытывает сам преследователь или связанные с ним люди. В эгоизме преследователя, возможно, кроется объяснение того, почему ужасные акты террористов могут совершаться столь хладнокровно, предумышленно и расчетливо. При всем различии террористических группировок всех их объединяет слепая преданность членов организации ее задачам и идеалам. Можно подумать, что эти цели и идеалы мотивируют людей к вступлению в организацию. Но это оказывается совсем не обязательно. Цели и идеалы служат рациональному объяснению принадлежности к террористам. Настоящая причина - сильная потребность во включенности, принадлежности группе и усилении чувства самоидентичности. Обычно членами террористических организаций становятся выходцы из неполных семей, люди, которые по тем или иным причинам испытывали трудности в рамках существующих общественных структур, потеряли или вообще не имели работу. Чувство отчуждения, возникающее в подобных ситуациях, заставляет человека присоединиться к группе, которая кажется ему столь же антисоциальной, как и он сам. Понятно, что террористом не становятся сразу. Прежде чем стать террористом, человек проходит через апатию и другие формы социальной дезадаптации. Попытка смоделировать процесс становления террориста осуществлена Э.Шоу. Признавая ограничения и недостатки своей модели, автор, тем не менее, четко обозначает 4 фактора, которые приводят человека к терроризму. Такими факторами являются:

1. Ранняя социализация;

2. Нарцистические нарушения;

3. Конфликтные ситуации, особенно конфронтация с полицией;

4. Личные связи с членами террористических организаций.

Шоу приходит к выводу, что террористами становятся выходцы из групп риска, которые с детства испытывали проблемы с самооценкой. Идентификация с террористической группой обеспечивает таким людям социальную роль, хотя и негативную. Порвать с группой для террориста почти невозможно - это равносильно психологическому самоубийству. Представления террориста могут быть уподоблены представлениям некоторых женщин, поддерживающих неудачный брак из соображения, что это лучше, чем быть незамужней. Для террориста покинуть организацию значит потерять самоидентичность. Террорист имеет столь низкую самооценку, что для него отказаться от заново обретенной самоидентификации практически невозможно. Эти вовсе не авторитарные люди становятся, таким образом, членами жестко авторитарных групп. Включаясь в такую группу, они обретают защиту от страха перед авторитаризмом. При этом любое нападение на группу воспринимается ими как нападение на себя лично. Соответственно любая акция извне значительно увеличивает групповую сплоченность. Об этом необходимо помнить, организуя борьбу с террористическими организациями. Мир для него распадается на своих и врагов, черное и белое, правильное и неправильное - никаких оттенков, неясности, сомнений. Подобная логика побуждает террористов к нанесению ударов по обществу и врагу, кто бы им ни считался. Врага определяют лидеры организации. Они намечают мишени, а также методы нападения, которые следует использовать. Исламские террористы внимательно слушают проповеди иранского лидера, чтобы знать, куда направить свои действия.

Проявления нарциссизма в форме самолюбования, утверждений об исключительности и особых правах своей национальной, религиозной или классовой группы и ее представителей, о собственных выдающихся способностях и др. можно обнаружить у большинства террористических объединений, например чеченских и ирландских.

Наиболее громкие террористические акты отмечены, как правило, многочисленными жертвами, что создает страх перед террористом, служит компенсацией со стороны общества и питает его амбиции. Из чего был сделан вывод, что главная цель террориста – демонстрация собственной силы, а не нанесение реального ущерба. Террорист не стремится к безымянности, он всегда охотно берет на себя ответственность за свои действия.

3 ТЕРРОРИЗМ В ХХ И ХХI ВВ

3.1 ВИДЫ ТЕРРОРИЗМА

Первое террористическое движение на Ближнем Востоке организовали евреи в Палестине. Сегодня, напротив, Израиль является одним из главных объектов террористических актов; другим объектом стали США. Основной вопрос, возникающий в связи с проблемой терроризма, можно сформулировать так: что отличает борца за свободу или революционера от террориста? Определенное мнение на этот счет на данный момент не сформировано. Другой важный вопрос, как осуществляются террористические операции? Существует множество видов терроризма, и он может иметь множество проявлений. Это уподобляет его вирусам: известно огромное множество вирусов, и они могут послужить причиной появления, как бородавок, так и СПИДа. Вирусы к тому же склонны к мутациям, и здесь также во многом оправдывается аналогия с террористами.

Требуется разграничить разные виды терроризма:

а) экономический терроризм, связанный с конкурентной борьбой корпораций;

б) терроризм правительства против части своего народа (например, в нацистской Германии, СССР, ЮАР);

в) терроризм народа против своего правительства (Африканский Национальный Конгресс в ЮАР, Ирландская Республиканская Армия);

г) этнический терроризм, который получил распространение, к примеру, в Боснии; д) терроризм одного государства против другого.

Последний вид терроризма составит предмет дальнейшего рассмотрения. Его специфика в том, что целая страна при помощи террористической войны с более сильной державой пытается добиться своих политических целей. Фронт национального освобождения в Алжире и еврейские террористы в Палестине были борцами за свободу своей родины. Сегодняшние террористы - это обученные военизированные группы, которые имеют военные базы и получают поддержку от наций и правительств.

3.2 ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ

Крупнейшими в мире террористическими организациями считаются «Исламский джихад Палестины», «ФАТХ», «ХАМАС», «Аль-Каида», «Хезболлах» и др.

Своей целью наиболее опасные экстремистские организации считают борьбу с неисламским миром, войну с «неверными».

Организация «Исламский джихад Палестины» возникла в конце 70-х гг. ХХ в. в Сирии. Имеет филиалы в Англии, Германии, США, на Кипре; созданы боевые базы из числа беженцев. За каждую акцию боевики получают большое вознаграждение. Специальный отряд смертников из 70 человек предназначен для террористических акций против Израиля и США.

«ФАТХ» - богатейшая террористическая организация в мире, действующая в режиме глубокой конспирации, боевики разных ячеек не знают друг друга. «ФАТХ» имеет в своем арсенале самое современное оружие.

Афганская интернациональная организация «Аль-Каида» создана в 1988 г. Усамой бен Ладеном. Цель деятельности – убийство американских граждан во всем мире и поддержка других террористических организаций. Организация имеет новейшее вооружение, которое приобретается за счет доходов бен Ладена. Боевики «Аль-Каиды» принимают участие в операциях на территории СНГ, в бывшей Югославии, Индии, странах Азии.

На Ближнем Востоке наибольшая террористическая угроза исходит сегодня от религиозных фанатиков, известных как мусульмане-шииты. Многие годы мир был свидетелем борьбы арабов против сионистского государства в Палестине, и с арабским терроризмом постоянно сталкивались приехавшие сюда для создания Израиля евреи. Сейчас арабы окончательно объединились, создав получающую государственную поддержку террористическую систему, которая действует во имя Джихада - Священной Войны. Их цель - создание нового исламского государства, объединяющего всех мусульман. Религия является главным фактором консолидации арабского мира. И хотя в мусульманстве, как и в христианстве, существует немало различных течений, наиболее крупным и серьезным из них является объединение мусульман-шиитов, которые обосновались в Ираке, Ливии, Сирии, Пакистане, Египте и Саудовской Аравии. Шииты больше других мусульман стремятся к Священной Войне и много сделали для ее провозглашения.

Помимо ислама важным фактором консолидации арабских стран выступает «общий враг», который появился в 1948 году, когда Англия и США через ООН помогли созданию государства Израиль. С этого момента арабы делали все, чтобы вытеснить евреев с их территории. Великобритания и Франция исторически воспринимались в этом регионе как колонизаторы и с давних пор привлекали внимание террористов. Поскольку США активно поддерживали национальный суверенитет Израиля, арабские государства включили и их в список своих главных врагов.

Для того чтобы сформировалась настоящая террористическая организация, необходимы три условия:

1. Доступ к деньгам, оружию и взрывчатым веществам;

2. Военные знания и возможность обучения своих членов;

3. Надежные убежища, что предполагает наличие государств, которые поддерживают террористов вне своей территории и используют их в своих политических и военных целях.

Исламские фундаменталисты убедили весь мир в том, что являются народом, борющимся против притеснений. Их пропаганда четко направлена на осуществление их целей. Они ясно дали понять, что используют любые средства для достижения победы. Религиозные лидеры ислама и политические руководители Ирана, Сирии и Ливии говорят о том, что они находятся в состоянии войны с Израилем, США, Великобританией и другими бывшими колониальными державами, например, с Францией. Так они оправдывают свои акции по поддержке международного терроризма.

3.3 КРУПНЕЙШИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ В ХХ И ХХI ВВ

1956г.– взрыв военных грузовиков и гибель 1200 человек в Колумбии;

1970г.– захват палестинскими террористами четырех авиалайнеров с пассажирами на борту в Иордании;

1983г. - взрыв грузовика на территории военной базы в Ливане и гибель 298 морских пехотинцев США и французских солдат;

1985, 1988гг. – взрывы на борту самолетов индийской и американской авиакомпаний;

1994г. – захват алжирскими террористами французского самолета с 230 пассажирами и попытка превратить его в летающую бомбу для взрыва в центре Парижа;

1995г. – захват чеченским террористом Шамилем Басаевым заложников в больнице г. Буденновска и убийство 130 человек;

1999г. – взрывы жилых домов и гибель 289 человек в российских городах - Москве, Буйнакске, Волдогонске;

2001г. – теракты в США;

2002г. – захват заложников в Москве во время мюзикла «Норд-Ост», погибло более 150 человек;

2003г.(ноябрь)-кровавые события разыгрались в Стамбуле(Турция), террористы-камикадзе из организации «Аль-Каида» взорвали синагоги, где 23 человека погибло, 300 ранены;

2004г.(1 сентября) - захват школы в Беслане;

2004г. – теракт в Московском метрополитене.


4 СОБЫТИЯ 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА В США

«Террористом №1» в мире считается уроженец Саудовской Аравии 45-летний Усама бен Ладен. Именно его считают организатором чудовищных терактов в США 11 сентября 2001 г. В этот день террористы-смертники направили самолеты с пассажирами на борту на Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке, здание Пентагона и здания в предместьях Вашингтона и Атланты. Погибло около 4 тыс. человек.

Американцы не впервые испытывают на себе действия международных террористов. Весной 1995 г. была взорвана бомба в торговом центре Оклахома-Сити, а летом 1998 г. в результате двух взрывов у зданий посольств в Кении и Танзании (Африка) погибло 233 человека. Главным подозреваемым в организации этих терактов считают бен Ладена.

События 11 сентября 2001 г. привели к фундаментальному переосмыслению Соединенными Штатами практически всех аспектов своей национальной стратегии. Они оказали более глубокое воздействие на американское общественное сознание, чем окончание холодной войны. Остро как никогда прежде, США обнаружили свою уязвимость перед внешними угрозами. Сентябрьская трагедия изменила отношения США с внешним миром. Эти события привели к крупнейшей за последние полвека реорганизации силовых структур США. В ноябре 2002 г. был принят закон о создании Министерства внутренней безопасности, которое объединило в себе 22 федеральных ведомства. Президент Дж. Буш предложил образовать межведомственный объединенный Центр оценки террористической угрозы.

Еще до этих трагических событий международный терроризм вызывал беспокойство США. В феврале 2001 г. ЦРУ квалифицировало бен Ладена и глобальную сеть его сподвижников как очень серьезную и непосредственную угрозу Соединенным Штатам. Однако в отличие от России борьбу с террористической угрозой США и Европа тогда еще не относили к разряду приоритетных задач национальной безопасности.

Война с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения провозглашена в ежегодном послании президента Дж. Буша «О положении страны» (29 января 2002 г.) важнейшей целью внешнеполитической и военной стратегии США. Американский президент заявил в обращении к обеим палатам Конгресса: Америка находится в состоянии войны с терроризмом и не может останавливаться на полпути в борьбе с этой угрозой. По сведениям Министерства обороны США, члены «Аль-Каиды» находятся в 68 странах, на территории более десятка государств остаются лагеря подготовки террористов. Президент Дж. Буш прямо предупредил, что, если правительства этих стран не ликвидируют их, США возьмут решение этой задачи на себя. Министр обороны Д. Рамсфелд подчеркивал, что, если для разгрома террористов потребуется войти на территорию 15 государств, США это сделают. На борьбу с международным терроризмом Конгресс выделил 7 млрд. долл. в 2003 фин. году.

В своем ежегодном послании Конгрессу 28 января 2003 г. президент Дж. Буш доложил американскому народу о результатах антитеррористической войны за истекший год. Он отметил, что США вместе с партнерами по коалиции нанесли ощутимый удар по «Аль-Каиде» и теперь эта организация не представляет для них серьезной угрозы. Соединенные Штаты не намерены ослаблять своих усилий на антитеррористическом фронте, и подтверждают свое обязательство вести эту борьбу до победного конца, сколько бы времени для этого ни потребовалось.

Отношение к борьбе с международным терроризмом Вашингтон рассматривает как определяющий принцип в контактах с другими государствами. Страны, которые разделяют американскую позицию, могут рассчитывать на получение помощи США. Некоторые американские критики взглядов администрации Дж. Буша, такие как, например, старший аналитик из Центра оборонной информации (Вашингтон) М. Корбин, считают, что Белый дом даже готов подчинить своим целям в антитеррористической войне интересы продвижения демократии в Центральной Азии.

Американская стратегия ответа на вызов, брошенный террористами, высветила сомнения США в эффективности военной помощи, которую способна оказать им НАТО. Североатлантический союз как единый военно-политический механизм не был задействован в войне с движением «Талибан» и «Аль-Каидой» в Афганистане. США предпочли единолично руководить афганской операцией, не желая повторения косовской кампании, когда ход военных действий зависел от итогов дискуссий с европейскими союзниками. В афганской операции Вашингтон не хотел связывать себе руки бюрократическими процедурами согласования своих планов в рамках НАТО, предпочел сохранить полную автономность в принятии решений и договориться по отдельности с несколькими союзниками о конкретных видах военной помощи. Из числа европейских стран НАТО только военный контингент Великобритании с первого дня принимал непосредственное участие в совместных с американскими войсками боевых действиях в Афганистане. Хотя по масштабам этот вклад был сравнительно невелик, однако действия британского спецназа, отлично проявившего себя в трудных условиях высокогорья, получили очень высокую оценку американских военных. Позднее к нему присоединились части спецназа из Франции, Германии, Дании и Норвегии, а также Канады и Австралии.

Когда президент Дж. Буш заявил: «Наша страна, ведя войну с терроризмом, будет придерживаться доктрины, либо вы с нами, либо против нас», эти слова были восприняты в Европе как стремление навязать американский взгляд на проблему борьбы с терроризмом, лишить европейцев права на собственное мнение. Вашингтон приветствует участие других стран в совместных акциях, но только на американских условиях. Критики американской позиции считают, что исповедуемая нынешней администрацией США философия «односторонности» не способствует сплочению международных усилий для ответа на возникающие вызовы. В том, как действуют Соединенные Штаты, видно желание американцев доказать миру, что они в состоянии самостоятельно справиться с угрозами и вызовами, с которыми сталкиваются. Однако критика американского подхода за его односторонность не всегда выглядит обоснованной, если учесть, что именно США приложили немало усилий к тому, чтобы западные структуры безопасности, многосторонние региональные форумы и международные финансовые институты приняли меры по противодействию терроризму.

События 11 сентября 2001 года в США заставили мировое сообщество по-новому посмотреть на проблему международного терроризма. Америка нанесла ответные удары по террористам, режим талибов в Афганистане пал, но сама проблема международного терроризма остается нерешенной – в борьбе с ним должен объединится весь мир.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что цель реферативного исследования была достигнута, т.е. было комплексно изучено такое явление, как международный терроризм.

Итогами изучения данной темы можно назвать представленные ниже выводы.

Само явление «международный терроризм» не должно оставлять равнодушным ни одного человека. Международный терроризм относят к мировым глобальным проблемам. Это означает, что политики, ученые и простые люди должны приложить максимум усилий во избежание распространения терроризма, увеличения масштабов и опасности террористических актов.

В течение 2003г. Различными террористическими организациями совершено более 15 террористических актов и атак. В результате погибло более 400 человек, а более 800 получили различные ранения. Крупные террористические акты были совершены в России, на Филиппинах, в Саудовской Аравии, в Пакистане, Марокко, Индонезии, Индии, Испании.

К сожалению, в результате террористических актов страдают дети. Настоящая трагедия разыгралась в российском городе Беслане, где заложниками стали сотни учащихся школы; многие из них погибли.

Украина осудила террористические акты в США и поддержала идею создания международной организации по борьбе с терроризмом. Украинский миротворческий батальон был отправлен в Ирак в составе миротворческих сил ООН.

Борьба с терроризмом продолжается.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Михалка М. Концепция кооперативной безопасности М. Михалка Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. – 2001. - №1.- с. 104-119.

2. Приходько О.В. Борьба с международным терроризмом: Россия, США и Европа / О.В. Приходько //США-Канада: экономика, политика, культура.-2003.-№5.- с.117-132.

3. Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма / Э.А.Паин // Общественные науки и современность.-2002.-№4.-с.113-124.

4. Сельцовский П.А. разновидности и формы терроризма в современных условиях / П.А. Сельцовский //Социально-гуманитарные знания.-2003.-№4.-с.301-315.

5. Терроризм в современном мире. Опыт междисциплинарного анализа Вопросы философии: научно-теоретический журнал.-2005.-№6.-с.3-36.

6. Феофанов К.А. Цивилизационные истоки международного терроризма / К.А.Феофанов // Социально-гуманитарные знания.-2004.-№5.-с.39-53.

7. Хохлова Т.А. Глобальные проблемы человечества / Т.А. Хохлова // Вестник МГУ. Серия экономика.- 1996.-№2.-с.24-37.