К уроку литературы 5 класс

Вершинина Наталья Васильевна

Здесь вы можете получить консультацию, дополнительный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

1
. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь ко мне скакать?
Еще успеем мы стрелять.
Ты удивлен, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу

2

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

3

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же... только нет
Убитых сил, прожитых лет...

Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой медленной волны,

В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик,—
И сердце дрогнуло во мне.

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою...
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда —
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз.
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он,—
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки.
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
— Когда-то в Нижний попадем?—
Один сказал: — Когда б попасть
Хоть на Илью...— «Авось придем.
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. — Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще...»
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор...
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был —
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.

Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,—
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..


4

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему,— не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой...

1860


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.С. Тургенев Материалы к урокам литературы в 5 классе рассказ «Муму»

Слайд 2

Меню: 1. Об авторе произведения 2. История создания рассказа 3. Жанровая характеристика произведения 4. Прототип образа главного героя 5. Место действия 6. Содержание I -й главы 7. Содержание II -й главы 8. Содержание III -й главы 9. Содержание IV- VI глав 10. Итог 11. Дополнительные сведения о презентации

Слайд 3

Об авторе произведения Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом литераторе так: «Добрый великан…» с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада» - именно так выглядел Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет. В меню…

Слайд 4

История создания рассказа XIX век. 1852 год. Смерть Н.В. Гоголя. Этим трагическим событием И.С. Тургенев был сильно поражён, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму». В меню…

Слайд 5

Жанровая характеристика произведения Жанр: Мнение исследователей – повесть . Мнение автора – рассказ . Повесть – эпический прозаический жанр; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман. Чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя. В меню…

Слайд 6

Прототип образа главного героя Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка. В меню…

Слайд 7

Место действия Москва XIX века Остоженка, 37. Дом матери писателя. Дом барыни из рассказа «Муму» В меню…

Слайд 8

Содержание I - й главы В меню…

Слайд 9

Вопросы по содержанию Где происходят события? Что вы узнали о главном герое? а) Как «деревенский исполин» оказался в городе? б) Каким работником был Герасим? в) Чем смог герой вызвать к себе уважение? г) Какой случай всем запомнился в околотке

Слайд 10

Атмосфера барского дома Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор отводит хозяйке дома?

Слайд 11

Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней.

Слайд 12

Характеристика главного героя произведения Это человек, одарённый природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый по причине своего безмолвия.

Слайд 13

Жизнь и занятия Герасима в городе Герасим должен был содержать в порядке двор, два раза в день привезти бочку с водой. Натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить.

Слайд 14

Работа «казалась ему шуткой» Герасим ловок, находчив, силён, смекалист, нрава строгого и серьёзного.

Слайд 15

В каморке у Герасима Детали интерьера: истинно богатырская кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, дюжий сундук, столик крепкого свойства, стул, прочный и приземистый. И.С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, исподволь даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа. (Гипербола)

Слайд 16

Обобщение Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. В меню…

Слайд 17

Содержание II - й главы В меню…

Слайд 18

Во II главе читатель вновь встречается с пятью героями повести: барыней, дворецким Гаврилой, сапожником Капитоном, прачкой Татьяной, дворником Герасимом. Отношения между героями строятся всё по той же схеме: «власть имущие и угнетённые». В XIX веке капризы богатых хозяев часто решали судьбы крепостных работников. Именно так разворачивается действие повести во II главе.

Слайд 19

План работы Каприз барыни. Обязанность дворецкого – выполнять приказ. Безразличный Капитон. Забитость Татьяны. Герасим и его отношение к происходящему. Вопрос: Кому из героев этот случай будет казаться «небольшим происшествием» и для кого станет трагедией жизни?

Слайд 20

Каприз барыни Старая барыня однажды завела разговор со своим дворецким Гаврилой об испорченной нравственности башмачника Капитона Климова, которого накануне только что отыскали где-то на улице. Она предложила женить горького пьяницу в надежде, что тот остепенится. Гаврила поддержал её мнение. Тогда старуха предложила женить Капитона на безответной Татьяне. Пьяница горький Безответная Татьяна

Слайд 21

Поведение Гаврилы Можно ли догадаться, что думает Гаврила по поводу мыслей барыни о спасении Капитона? Гаврила согласен, что Капитона нужно спасать от пьянства, хотя бы женитьбой. Он не предполагал, что в невесты ему будет назначена Татьяна. «Хотел что-то возразить, да сжал губы».

Слайд 22

Почему Гаврила предпочёл молчаливое согласие возражению? Почему он заранее согласен во всём с барыней? Почему такое угодничество? Какую роль играет в его речи частичка «с»? В поведении Гаврилы выражена рабская покорность, подобострастие, хитрость. Он понимает, что нельзя возражать барыне, так как самому от этого может не поздоровиться. В момент разговора с барыней речь угодническая, «сладкая»: он сделает всё так, как того желает хозяйка, чтобы ничем не вызвать её гнев.

Слайд 23

Безразличный Капитон Среди дворни барыни «был наконец один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. Климов почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил именно с горя». Он легко согласился на женитьбу. Единственное, что смутило башмачника, это реакция Герасима.

Слайд 24

Забитость Татьяны Тихая, скромная женщина. Она не умеет постоять за себя в тот момент, когда другие позволяют себе глумиться над ней. Татьяна соглашается со всем, что в отношении её решает барыня. Она так приучена с детства: не противоречить.

Слайд 25

Интрига дворни «Думали, думали и выдумали наконец. Неоднократно было замечено, что Герасим терпеть не мог пьяниц… Решили научить Татьяну, чтобы она притворилась хмельной и прошла бы, пошатываясь и покачиваясь, мимо Герасима. Бедная девка долго не соглашалась, но её уговорили; притом она сама видела, что иначе она не отделается от своего обожателя. Она пошла. Капитона выпустили из чуланчика: дело всё-таки до него касалось. Герасим сидел на тумбочке у ворот и тыкал лопатой в землю… Из-за всех углов, из-под штор за окнами глядели на него… Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычанием закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошёл к ней, придвинул своё лицо к самому её лицу… Она от страха ещё более зашаталась и закрыла глаза… Он схватил её за руку, помчал через весь двор и, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул её прямо к Капитону. Татьяна так и обмерла… Герасим постоял, поглядел на неё, махнул рукой, усмехнулся и пошёл, тяжело ступая, в свою каморку… Целые сутки он не выходил оттуда.»

Слайд 26

Духовные и нравственные качества Герасима Вопросы: Поверил ли Герасим в пьянство Татьяны? Как можно объяснить его угрюмость? Что в поведении Герасима заставляет бояться дворецкого Гаврилу? Характер Герасима настолько силён, что он не побоится ослушаться самой барыни. Этот человек – «самое замечательное лицо» среди дворни. Угрюмость героя не случайна. Догадливый Герасим понял, что Татьяна не пьяна, но больше всего его поразил обман Татьяны. Такого предательства никак не мог ожидать не умеющий кривить душой человек. Нравы и помыслы его чисты, именно это заставляет его оттолкнуть от себя любимую Татьяну. Герасим тяжело переживает случившееся. Но его спасает труд. Искренность, самостоятельность – вот чем силён герой, вот что страшно для таких, как дворецкий и барыня.

Слайд 27

Обобщение Задумываясь над поведением и характерами героев, можно отметить: все знали о симпатии Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали, спокойно и небрежно, так же как и наплевали на привязанность героя к крестьянскому труду. И первой в этом виновата барыня. В России XIX века было много жестоких крепостников-самодуров. Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. В меню…

Слайд 28

Содержание III - й главы В меню…

Слайд 29

Вопросы по содержанию Что заставило Герасима так тепло попрощаться с Татьяной? Почему Татьяна, всегда равнодушная, в момент отъезда «… прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом?

Слайд 30

Проводы

Слайд 31

Находка Почему Герасим подхватил тонущего щенка и спас его от смерти? «Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её одной рукой, сунул её к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.»

Слайд 32

Отношение Герасима к Муму Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.»

Слайд 33

Расскажите о жизни Муму рядом с Герасимом.

Слайд 34

Счастливый год С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Всё это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то. В меню…

Слайд 35

Содержание IV – VI глав В меню…

Слайд 36

Беседа по вопросам Чем можно объяснить желание барыни пообщаться с Муму у себя в покоях?

Слайд 37

- Можно ли утверждать, что неумение общаться с животным, естественная реакция собаки на незнакомых людей вызвали у капризной дамы ненависть и враждебность к Муму? В чём это выразилось? - Что произошло с Муму после того, как она побывала «в гостях» у барыни?

Слайд 38

Герасим ищет Муму

Слайд 39

- Почему Герасим испытывает сильное беспокойство с момента исчезновения собаки? Что не учёл герой, пряча свою любимицу? Вернулась… Угроза

Слайд 40

Приказ барыни В ИСПОЛНЕНИИ

Слайд 41

Вопрос: - В чём заключается разница в положении Герасима и остальной дворни в доме у барыни? Барыня Герасим Дворня

Слайд 42

Решение Герасима - В какой момент Герасим принимает решение возвратиться к себе в деревню? (До или после гибели Муму?)

Слайд 43

Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя. - Что изменилось в поведении и характере Герасима за три года жизни в Москве? В финале повести предстаёт духовно свободный человек. Немой Герасим – символ «немого» русского крестьянства. Поэтому его самостоятельный и решительный поступок (уход в родные места) можно считать своеобразным протестом против крепостничества.

Слайд 44

Итог И.С. Тургеневу удалось показать в повести тяжесть крепостного гнёта, беспомощность подневольных людей, их лакейство, а также (на примере Герасима) другой тип людей, желающих жить самостоятельно, не умеющих «пресмыкаться». В меню…

Слайд 45

Дополнительные сведения о презентации: I . Источники: О.Б. Белопоместных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарёва Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Москва «ВАКО» 2003. Автор-составитель И.В. Карасёва Литература. Поурочные планы. 5 класс. Волгоград «Учитель» 2003 Мультфильм «Муму» (по рассказу И.С. Тургенева) режиссер – А.В. Караваев, студия «Союзмультфильм» 4) И.С. Тургенев Избранные сочинения Москва «Художественная литература» 1987 II . Автор презентации – учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 518 Вахтурова М.Н. В меню…