К уроку литературы 10 класс

Вершинина Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:

Материал в помощь

  • ДАТЫ УРОКОВ ПРОСТАВЛЕНЫ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО.

08.02.2017

т. I, ч. 1, гл. 1-6, 12-13, 18-25Эпизод «Вечер в салоне А. П. Шерер. Петербург. Июль. 1805 г.»

  1. С какими героями , в какой последовательности знакомит автор читателя в первых главах романа?
  2. Портреты героев и их роль в раскрытии образов.
  3. Проследить, как автор срывает маски со своих героев.
  4. Кто из героев «не вписывается» в гостиную А.П. Шерер?
  5. Соотношение французского и русского языка во время приёма. Роль «анекдота» князя Ипполита в конце вечера.

09.02.2017

гл. 12-13; 18-20 Лысые горы. Именины у Ростовых

  1. Какие взаимоотношения царят между супругами Ростовыми? Докажите примерами.
  2. Какой мы видим в этих сценах Наташу Ростову?
  3. Каким мы видим Бориса Друбецкого?
  4. Какую характеристику дают Наташе окружающие ее люди?
  5. Николай Ростов и Соня.
  6. Какие ценности являются главными в этой семье?
  7. Почему князь Андрей идёт на войну и для чего едет в Лысые Горы?
  8. Какие черты унаследовал князь Андрей от отца?

10-11.02.2017

1 том, 2 часть

ч.2, гл.2 Смотр при Браунау

  1. Какими историческими личностями знакомимся мы во второй части?
  2. Какую цель ставил Кутузов в кампании 1805 года?
  3. Каким видит Кутузова Толстой?
  4. Как смотрит на солдат Кутузов?

Шенграбенское сражение

  1. Почему князь Андрей решает перейти в действующую армию?
  2. Кто прав: он или Билибин?
  3. Чем занят Кутузов? Какой план спасения армии есть у него?
  4. Как ведут себя солдаты в отряде Багратиона?
  5. Каким впервые предстает Тушин? Сравните поведение Жеркова и штаб-офицера, Долохова, Тимохина и Тушина. ч. 2, гл. 20-21
  6. Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (ч. 2, гл. 3,12, 20-21)

1 том, 3 часть Аустерлицкое сражение: кем и как оно было задумано, ироническое отношение автора к «диспозициям» (гл. 12);

  1. Какие две точки зрения на сражение были у русского командования? Чья победила?
  2. Почему Кутузов не пытался высказаться на военном совете?
  3. Какое настроение было в армии накануне сражения?
  4. Как Толстой показал, чем обернулась бездарность Вейротера?
  5. Каково настроение Кутузова перед сражением и после него? Какое столкновение произошло у него  императором? Как держится Кутузов во время этого разговора?
  6. Чем похож Наполеон перед сражением на Александра?
  7. Чего ожидал Андрей от предстоящего сражения?
  8. Влияние природы на ход сражения (ч.3, гл. 14);
  9. Кутузов и император Александр; бегство русских (гл.15-16);
  10. Подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (ч.3,гл.16,19);


Предварительный просмотр:

ТОМ 2

Часть II
(конец 1806 – лето 1807 года)

План наблюдений

  1. Почему Пьер сошёлся с масонами? (1 – 4 главы)
  2. Как изменилось отношение светского общества к Пьеру после его разрыва с женой? (глава 6)
  3. Почему Пьеру не удались его благие намерения по улучшению жизни крестьян? (конец 10 главы)
  4. Этапы поисков и развития Пьера, его заблуждения
  5. Чем был занят А. Болконский, удалившийся от всех дел, в Богучарове? (глава 11)
  6. Почему Пьер так хочет пробудить князя Андрея к жизни? Удалось ли ему это? (глава 12)
  1. Какова система взглядов Пьера? (глава 12)

Часть III (1809 год)
Главы 1 - 9

План наблюдений

  1. Что удалось совершить Андрею Болконскому в его имении? (гл 1)

2.         Проанализируйте сцену разговора Наташи и Сони ночью на окошке и описание дуба (гл 1 – 3):

  1. Какова роль природы в жизни людей с точки зрения  Л.  Толстого?
  2. Почему Пьер разочаровался в масонстве?  На какие разряды он делил масонов? (гл 7)



Предварительный просмотр:

Том  III

 Часть 1

1.      Как Лев Толстой относится к войнам вообще? (гл 1)

2.      С какой целью автор вводит эпизод переправы через Неман? (гл 2)

3.  Почему князь Андрей не остался служить при особе государя? (глава 11)

4.  Как изменилась Наташа Ростова? (главы 17 – 18)

5. Какие чувства испытывает к Наташе Пьер? Почему он не открывает их? (главы 19 – 20)

Часть 2

  1. Анализ сцен оставления русскими своих земель:  Смоленск, Богучарово, Москва.
  2. Почему начались пожары в Смоленске? (глава 4)
  3. Почему автор считает, что «Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея»? (гл 5)
  4. Отчего князь Андрей испытывает чувство отвращения, видя купающихся солдат? (гл 5)
  5. Какие слова произносит умирающий Н.А. Болконский? (гл 8)
  6. Почему князь Андрей отказывается служить в штабе Кутузова? (глава 16)
  7. Почему Долохов, раненый Пьером на дуэли, просит прощения у него на глазах у Кутузова? (глава  22)
  8. Каковы мысли князя Андрея накануне Бородинского сражения? (глава 24)
  9. Кто и что решает исход сражения, по мнению князя Андрея? Согласен ли с ним автор? (глава 25)
  10. Докажите, что изображение Наполеона накануне Бородинского сражения является доказательством авторских мыслей о роли личности в истории (главы 26 – 29).
  11. Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского боя в восприятии Пьера?
  12. Опишите обстановку на батарее Раевского (главы 31 – 32)
  13. Сравните поведение Наполеона и Кутузова во время битвы (главы 33 – 35)
  14. Расскажите о ранении князя Андрея, его мужестве.
  15. Почему, увидев на операционном столе Анатоля  Курагина, князь Андрей всё прощает ему? (главы 36 – 37)
  16. Какова роль пейзажей в описании сражения? (главы 30 – 39)

Часть 3

  1. Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению? (главы 2 – 4)
  2. Почему Толстой изображает совет в Филях через восприятие девочки Малаши? (глава 4)
  3. Как объясняет Толстой настроение покидавших Москву жителей? (глава 5)
  4. Каково значение сна Пьера во время ночлега на постоялом дворе? (глава 9)
  5. Охарактеризовать поведение Ростовых во время подготовки и отъезда из оставляемой французам Москвы (главы 12 – 16)



Предварительный просмотр:

Значение образа Платона Каратаева

   том IV,часть I, главы XII-XIII;

               часть II, главы XI-XIV,

               часть III, главы XII-XIV

Пьер и Каратаев

1. Как изменился внешний облик Пьера в плену?

2.Чего всю жизнь искал Пьер и как думал найти?

3. В чем он видит теперь свое счастье?

4. Как он отзывается на грубый окрик часового?

5. Как проявляется характер Каратаева в эпизоде с французом?

6. Можно ли считать Каратаева представителем народа?

Анализ III части. Глава V. Тихон Щербатый.

Партизанский отряд Денисова

  1. Какую погоду описывает Толстой, рассказывая об отряде Денисова?
  2. В каком виде появляется Петя Ростов? О чем  он рассказывает?
  3. Как реагирует Петя на рассказ Щербатого об  убийстве француза? Как он относится к пленному мальчику?
  4. Кто в отряде был самым храбрым и полезным человеком?
  5. Что поручалось Щербатому? С кем его сравнивает Толстой и партизаны?
  6. Какова его внешность? Чем отличается его речь от речи Каратаева?
  7. Кому больше симпатизирует Толстой – Щербатому или Каратаеву?
  8. На чьей стороне Толстой  в споре Долохова и Денисова о пленных?
  9. Чем нравится Долохов Пете?
  10. Почему Денисов не хочет отпускать Петю в разведку?
  11. Каков смысл Петиного сна? Каким ему видится сквозь сон небо?
  12. Как погиб Петя? Как воспринимают его смерть Долохов и Денисов?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф.М.Достоевский «Преступление и Наказание» Автор – Федотова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №17 г. Тулы 1

Слайд 2

Содержание 1. Общая характеристика романа. 2. Образ Петербурга в романе. 3. Крушение теории Раскольникова. 4. Выводы. 2

Слайд 3

Петербург в романе 3

Слайд 4

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой стройный, строгий вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит. Петербург в русской литературе Петербург Пушкина как величественный , прекрасный, так и мрачный («Пиковая дама»), город не только дворцов, но и убогих лачуг («Медный всадник»). Забор некрашеный да ива И ветхий домик… Обломки хижин, брёвны , кровли… Пожитки бледной нищеты… Плывут по улицам! 4

Слайд 5

Петербург в русской литературе Петербург Гоголя – город социальных контрастов: с одной стороны - доходные дома, значительные лица, с другой – каменный мешок, где бесправен «маленький человек». «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём… Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется. Он лжёт во всякое время этот Невский проспект». (Н.В.Гоголь «Невский проспект».) 5

Слайд 6

Петербург в русской литературе Петербург Некрасова – это и парадные подъезды, глухие к страданиям людей, и город Сенной. Жители Петербурга больны, а смерть – массовое явление. «…Солнца не видел никто. Без его даровых, благодатных лучей Золочёные куполы пышных церквей И вся роскошь столицы – ничто… Душный, стройный, угрюмый, гнилой. Некрасив в эту пору наш город большой, Как изношенный фат без румян…» «Понуканье измученных кляч, Чуть живых, окровавленных, грязных, И детей раздирающий плач На руках у старух безобразных – Всё сливается, стонет, гудет, как-то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ, Словно город обрушиться хочет…» ( Н.А.Некрасов. «О погоде».) 6

Слайд 7

Петербург в романе Достоевского Достоевский углубляет трагическое звучание темы города («город полусумасшедших»). Жизнь в городе приобретает уродливые, фантастические очертания, реальность и сон перемешиваются. Петербург - город кричащих контрастов. Рассечён на 2 противостоящих мира (композиционная основа изображения города). Используются приёмы будничности картин, прозаичности, «кинематографической зрелости», объёмности деталей . 7

Слайд 8

Петербург в романе Достоевского Петербург «униженных» слагается из портретов несчастных, их жилищ, судеб, исповедей. 8

Слайд 9

Петербург в романе Достоевского Петербург уродует детские души; чудовищны преступления против детей (дети в снах Свидригайлова ). Ужасна для Раскольникова встреча с обманутой девочкой («Совсем ещё ребёнок»). Дети для Раскольникова, как и для Достоевского, чисты, добры (Поленька). 9

Слайд 10

Петербург в романе Достоевского Взрослые люди с чистой и яркой душой несут в себе детский мир: Катерина Ивановна; Соня – 17 лет – казалась ребёнком; Лизавета – большой ребёнок, добра, забита. Образ построен на резком контрасте: духовная красота и беспомощность – внешняя уродливость; родство Сони и Лизаветы; «Униженные маленькие люди» духовно выше. 10

Слайд 11

Петербург в романе Достоевского Судьба «маленького человека» складывается трагично (история Мармеладова). Критики об образе Мармеладова: «Мармеладов стал как бы символом и образом, обобщённым выражением опустошения личности в обществе денежных отношений». (А.Белкин.) «…пьянство – это не только проявление отчаяния, это ещё и судорога слабого, но не способного привыкнуть к страданиям, к несправедливости, к отсутствию сострадания». ( В.Кирпотин .) 11

Слайд 12

Петербург в романе Достоевского Мармеладов «… ему некуда пойти, как человеку, поднявшемуся над бессмысленным существованием штифтика в бюрократической машине».( В.Кожинов .) «…трагедия маленького человека заключается в том, что он создаёт свою ненужность в капиталистическом мире, не видит выхода из существующего положения, чувствует полное безразличие к себе, ощущает гнёт несправедливого социального строя». (В.Василевский.) 12

Слайд 13

Петербург в романе Достоевского Петербургу «униженных и оскорблённых» противопоставлен город «наездников и наездниц». Олицетворение этого города: Алёна Ивановна Лужин Свидригайлов «Всяк об себе помышляет» 13

Слайд 14

Петербург в романе Достоевского Алёна Ивановна Лужин Свидригайлов Раскольников «Всяк об себе помышляет» «Одно зло и сто добрых дел» зло 14

Слайд 15

Петербург в романе Достоевского Алёна Ивановна опережает появление Лужина. Почему? Она символ города, мира богатых. Достоевский в портрете старухи- процентщицы нагнетает детали. Образ её зловещ и жалок одновременно. 15

Слайд 16

Петербург в романе Достоевского Лужин Не знаем о его преступлениях; недаром он боится обличения. Подлость и низость – в каждом поступке. Боится Свидригайлова . «Возлюби прежде всего одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует» (Лужин.) «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать» (Родион Раскольников.) 16

Слайд 17

Петербург в романе Достоевского Свидригайлов Сложен и противоречив. Человек с огромной внутренней силой превращается в преступника. Дуня пробуждает сильные чувства («Я вас бесконечно люблю!»), эти чувства искренне ( в душе «ужасная борьба», «отчаяние»). «Странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка, улыбка отчаяния». 17

Слайд 18

Петербург в романе Достоевского Свидригайлов Сны Свидригайлова – трансформированная совесть. В снах – замученные, загубленные детские души (племянница Ресслих – в ореоле мученицы). «Если бы Свидригайлов верил в идеал, если б у него был критерий добра и зла, любви и ненависти, он стал бы большим человеком в человечестве. Он бестрепетно взошёл бы на эшафот, дал бы себя резать на куски, жечь огнём, но от идеала бы не отрёкся. История Свидригайлова доказывает, что настоящий человек без убеждений, без деятельности, освещённой и освящённой идеалом, жить не может». ( В.Я.Кирпотин .) 18

Слайд 19

Петербург в романе Достоевского Почему Свидригайлов покончил с собой? Сердце мертво – душа черна пустота, беспросветность «Самый ужасный, самый страшный грех – изнасиловать ребёнка. Отнять жизнь – это ужасно, но отнять веру в красоту любви – ещё более страшное преступление». (А. Кони.) 19

Слайд 20

Петербург в романе Достоевского «Одного поля ягоды»? Свидригайлов совершает преступления – «жить весело» «идея, рождённая размышлениями о судьбах мира» приводит к преступлению «Не думай, что ты убил и на этом всё кончено – убитый тобой человек живёт в тебе и с тобой, не отпустит тебя ни на шаг» 20

Слайд 21

Петербург в романе Достоевского Достоевский мечтал увидеть Петербург городом, созданным для счастья. «Мало-помалу он пришёл к убеждению, что если бы распространить Летний сад на Всё Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезная для города вещь». 21

Слайд 22

Крушение теории Раскольникова Достоевский в романе пишет, что теория Раскольникова как бы «носилась в водухе ». Как понять это выражение? Теория эта в основе заимствована, надумана как результат идей, охвативших общество. Какие теории овладевали умами? теория революционеров-демократов («разумного эгоизма»); теория сильной личности. 22

Слайд 23

Крушение теории Раскольникова Теория Раскольникова – теория «разумного эгоизма» Общее Стремление изменить мир Неприятие всемирного зла Сочувствие «униженным», поиск путей их спасения Создание «Нового Иерусалима» «…это тот новый порядок жизни, к которому клонятся все стремления социалистов, порядок, в котором всеобщее счастье может осуществиться» ( Д.Д.Ахшарумов , бывший петрашевец) Различия У Раскольникова неприятие ожидания всеобщего счастья У революционеров-демократов «я» – часть мира, у Раскольникова – «я» – центр мироздания 23

Слайд 24

Крушение теории Раскольникова «Если каждый будет постоянно стремиться к своей выгоде и если каждый будет правильно понимать свою собственную выгоду, то, конечно, никто не будет снимать рубашку с самого себя, но зато это добродетельное снимание окажется излишним, потому что каждый будет отстаивать твёрдо и искусно собственную рубашку… Если принцип личной выгоды будет с неуклонной последовательностью проведён во все отправления общественной жизни, то каждый будет пользоваться всем тем, и только тем, что принадлежит ему по самой строгой справедливости». (Д.Писарев о теории «разумного эгоизма».) 24

Слайд 25

Крушение теории Раскольникова «За что давеча дурачок Разумихин социалистов бранил? Трудолюбивый народ и торговый; «общим счастьем» занимаются… Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья». Я и сам хочу жить, а то лучше и не жить. Что ж? Я только не захотел проходить мимо голодной матери, зажимая в кармане свой рубль, в ожидании «всеобщего счастья»: «Несу, дескать, кирпичик на всеобщее счастье и оттого ощущаю спокойствие сердца». Зачем же вы меня-то пропустили? Я ведь всего однажды живу, я ведь тоже хочу» (Раскольников.) 25

Слайд 26

Крушение теории Раскольникова Теория Раскольникова – теория сильной личности Общность «Я» – в основе теорий Сильная личность способна переступить нравственную черту Различия Раскольников не приемлет повседневного кровопролития 26

Слайд 27

«Прирождённое гению право повелевать не только признаётся, но и возводится в степень религии. Великие люди – вожди, пророки человечества и прокладывают ему дорогу; простые смертные должны следовать за ними, куда они укажут пальцем…» (Из книги Наполеона III «Юлий Цезарь».) «Есть люди как тигры, жаждущие лизнуть крови. Кто испытал раз эту власть, это безграничное господство над телом, кровью и духом такого же, как сам, человека, так же созданного, брату по закону Христову; кто испытал власть и полную возможность унизить самым высочайшим унижением другое существо, носящее на себе образ божий, то уже поневоле как-то делается не властен в своих ощущениях… Кровь и власть пьянят, развивают загрубелость, разврат; уму и чувству становятся доступны и, наконец, сладки самые ненормальные явления». (Ф.М.Достоевский «Записки из Мёртвого дома».) 27

Слайд 28

«…Я решительно не понимаю: почему лупить в людей бомбами, правильною осадой – более почтенная форма?» Раскольников 28

Слайд 29

Теория Раскольникова 29

Слайд 30

Крушение теории Раскольникова «…я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…» «…задушил… по примеру авторитета» «Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать… и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею…» «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную». 30

Слайд 31

Крушение теории Раскольникова Со злом борется с помощью зла. Зло не только в устройстве общества, но и в человеке Теория раскалывает героя надвое: идёт борьба добра и зла, ангела и демона Раскол в человеке – «серьёзнее этой идеи я никогда ничего не проводил» (Ф.М.Достоевский) 31

Слайд 32

«Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой при условии, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того – пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо? Вот и вопрос. И можете ли вы допустить хоть на одну минуту идею, что люди, для которых выстроили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастье, если в фундаменте его заложено страдание?» (Ф.М.Достоевский «Слово о Пушкине»,1881) 32

Слайд 33

Путь к преступлению Теория и статья «О преступлении» за 2-3 месяца 1-ая встреча с Алёной Ивановной (отвращение) Разговор в трактире (за 1,5 месяца) раздумья, «тоска нарастала, накоплялась, приняв форму дикого вопроса, требующего решения» (в течение месяца) «проба» - отвращение Встреча с Мармеладовым, письмо от матери Встреча с бедной девочкой Страшный сон, где сконцентрировано вселенское горе, освобождение от идеи, отвращение к убийству Случайная встреча с Лизаветой – «предопределение судьбы» 33

Слайд 34

«Да разве то будет? Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Я ведь не вытерплю, не вытерплю». (Раскольников) «В лице вашем я читаю как бы некую скорбь». (Мармеладов) «Страдание и боль всегда для обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть» 34

Слайд 35

«Боже! – воскликнул он, - да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, тёплой крови, взламывать замок, красть, дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?» «Он вошёл к себе как приговорённый к смерти». 35

Слайд 36

Крушение теории Раскольникова Страх – постоянный спутник. Жизнь невыносима, как казнь Усугубляют страдания Образ убитой Встреча с Лужиным Мука в беседах с Порфирием Петровичем, Соней, Дуней В «маленьких людях» видит силу 36

Слайд 37

«Не думай, что ты убил и на этом всё кончено – убитый тобой человек живёт в тебе и с тобой, не отпустит тебя ни на шаг» 37

Слайд 38

Раскольников и Соня 1 приход к Соне Идёт к Соне как к преступнице (загубила жизнь), вызывает любопытство Соня по-другому видит мир, людей. Раскольникова мучит, «почему не сошла с ума»? Она же не сильная личность, как Наполеон В Соне – сила. Соня и Дуня погибнут, но не переступят 38

Слайд 39

Раскольников и Соня 2 приход к Соне Идёт как к человеку «…От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..» Раскольников и Соня по-разному оценивают людей Раскольников Человек тот, кто принадлежит к разряду высших («может, я ещё человек, а не вошь, и поторопился себя осудить. Я ещё поборюсь») Соня Человек – воплощение любви и милосердия («Ну как же, как же без человека-то прожить»; «Человек-то вошь!») 39

Слайд 40

Раскольников и Порфирий Петрович «Эй, жизнью не брезгайте!..» Покаяние Самоубийство «Сильный человек пострадать должен» выход 40

Слайд 41

Признание Раскольникова 3 приход к Соне Идёт к Соне, чтобы посмотреть на человека самоубийство Свидригайлова приводит в ужас «Он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё…» (Ф.М.Достоевский – М.Н.Каткову) 41

Слайд 42

Раскольников на каторге Нелюбовь каторжан Расширение зрения Аллегорический сон (освобождение от болезни физической и духовной) Чтение Евангелия (очищение) (в Нагорней проповеди :«Я есмь воскресение и жизнь») Воскресение – в вере, в любви («Их воскресила любовь») 42

Слайд 43

Выводы Ф.М.Достоевский ценит в герое отзывчивость, отвращение к злодеянию. «Достоевский шёл на преступление и каялся вместе с Раскольниковым» (А.В.Луначарский) Достоевский «не остаётся холодным наблюдателем – он умеет быть и ангелом и палачом в одно и то же время». (Э. Верхарн) 43

Слайд 44

Литература и интернет-ресурсы С.В.Белов «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарии. М., «Просвещение», 1985. http://www.barbacuca.ru/index.php?showtopic=5638&st=60&p=114503& http://www.barbacuca.ru/index.php?showtopic=5638&st=60&p=114503& http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post75249336/ http://artru.info/il/all/18503/4540/en/ http://velesark.ru/?do=sochinenie-na-temu-pravda-soni-marmeladovoy.html http://www.k2x2.info/jazykoznanie/yenciklopedija_literatura_i_jazyk_s_illyustracijami/p9.php http://norma.org.ua/page-klyuch-k-igre-prestuplenie-i-nakazanie.-kto http://haydisendedestekol.org/saglikbot http://900igr.net/kartinki/literatura/Teorija-Raskolnikova/022-Sonja-Marmeladova.html http://www.proznanie.ru/teacher/index. http://videobaza.net/smotret-film-online/Prestuplenie-i-nakazanie-2871 http://nazaccent.ru/content/related/12396/news/ 44



Предварительный просмотр:

Класс: 10

Рабочая тетрадь по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Часть 1, гл. 1.

1. В какое время начинаются события?

2. Какое чувство испытывает герой?

3.Как герой отвечает на вопрос: «Чего люди больше всего боятся?»

4. Какова атмосфера петербургских улиц?

5. В чем контраст портрета героя и окружающего его?

6. Какие мысли о шляпе героя сопоставимы с названием романа?

7. Какие детали отбирает автор для портрета старушонки?

8. Какое символическое значение имеет именно этот заклад?

9. Каково положение распивочной относительно улицы?

Часть 1, гл.2. 10. Как выглядит чиновник, привлекший внимание героя?

11. Что считает пороком Мармеладов?

12. Как выражается оппозиция «сострадание – наука»?

13. Как характеризует Мармеладов Катерину Ивановну?

14. Почему Мармеладов называет себя свиньей?

15. В каком поступке выразилось раскаяние Катерины Ивановны за произошедшее с Соней?

16. Из-за чего Лебезятников побил Катерину Ивановну?

17. В чем выразилось падение Мармеладова?

18. Как связаны для Мармеладова понятия «сострадания» и «жалости»? Кто способен пожалеть Соню, его самого – «пьяненького»?

*Сопоставьте финал исповеди Мармеладова с евангельскими притчами о судном дне, блуднице, блудном сыне.

19. Какое значение имеет время (11 часов), когда герой привел Мармеладова домой?

20. К каким размышлениям о привыкании человека к подлости приходит герой?

Часть 1, гл.3. 21. С чем сравнивает автор комнату героя?

22. Какую «работу» делает герой?

23. Объясните, каково значение Родиона для матери и Дуни: «… ты наше всё, вся надежда, упование наше».

24. Ради чего терпела Дуня грубости Свидригайловых?

25. Какое унижение перенесла Дуня из-за Свидригайловых?

26. Почему Дуня подходит Лужину на роль жены?

27. Какой «проект» составила Дуня о будущем брата?

28. Какое значение имеет страх матери, не посетило ли сына «новейшее модное безверие»?

Часть 1, гл. 4. 29. Почему герой называет предстоящее замужество Дуни Голгофой?

30. Как относится Раскольников к жертве собою сестры и матери?

31. В чем сходство поведения Сони и Дуни?

32. О каких качествах Раскольникова говорит его отношение к пьяной девочке на бульваре?

33. Как относились к Раскольникову товарищи по университету?

34. Как характеризуется Разумихин?

Часть 1, гл. 5. 35. В связи с чем в романе упоминается зеленый свет?

36. Составьте схему пространства, увиденного Раскольниковым во сне.

37. Какое значение имеет упоминание о кресте?

38. Почему после сна раскольников впервые словами описывает задуманное преступление?

39. С какими словами герой обращается к Богу?

40. Какое значение имеет то, что Раскольников сошел с прямого пути домой?

41. Как характеризуется Лизавета?

42. Почему Раскольников чувствует себя приговоренным?

Часть 1, гл.6. 43. Какие мысли, высказанные студентом в трактире, зародились и в голове Раскольникова?

44. Почему Раскольникову пригрезилась Африка?

45. С какой целью упоминается машина, в которую попадает клочок одежды?

46. Как связаны, по мнению Раскольникова, преступление и болезнь?

47. Объясните фразу: «Не рассудок, так бес».

48. В чем сходство мыслей Раскольникова с мыслями приговоренных к казни?

Часть 1, гл. 7, 49. В какую сторону направлено острие топора в момент удара?

50. Объясните, как с «пробами» Раскольникова связана «крысиная» косичка старухи?

51. Какое значение имеет эпизод с ключами?

52. Как защищалась Лизавета от удара?

53. Какие значения имеет реплика: «Ишь, нарезался!»?

Итоги 1 части. Каковы причины преступления Раскольникова?

Часть 2, гл. 1. 1. В чем Раскольников видит начало «казни»?

2. С каким намерением Раскольников входит в контору?

3. С какой целью автор помещает героя в «безвоздушную» атмосферу?

4. По какому поводу героя вызвали в контору?

5. Как характеризует Раскольникова его стычка с поручиком?

6. Что почувствовал Раскольников после исповеди квартальным?

7. В чем причина обморока Раскольникова?

Часть 2, гл.2. 8. Какие решения последовательно принимает Раскольников о том, что делать с украденным? Почему не вода или дерево, а камень?

9. Почему герой не заглянул в кошелек?

10. Почему Раскольников не принял помощь Разумихина?

11. Почему не принял милостыню?

12. Какое впечатление на героя производит панорама собора?

13. Какова дистанция для героя между прошлым и настоящим?

14. Как объяснила Настасья бред Раскольникова об избиении хозяйки?

Часть 2, гл. 3. 15. Какие известия, сообщенные Разумихиным, были неприятны Раскольникову?

16. Какие услуги оказал Разумихин больному другу?

Часть 2, гл. 4. 17. Как относится Разумихин к недостаткам людей (Заметова)?

*Притча: из ада была освобождена женщина, совершившая во всю жизнь только один хороший поступок – подала милостыню печеной луковицей.

18. Чем следствие доказывает вину красильщика Митрия?

19. Как доказывает Разумихин невиновность Митрия?

Часть 2, гл.5. 20. Объясните выражение лица Раскольникова: «как будто он только что перенес мучительную операцию или выпустили его сейчас из-под пытки».

21. Какое впечатление производят наряд Лужина и его манера поведения?

22. Какова экономическая теория Лужина?

23. До каких «последствий» доводит теорию Лужина Раскольников?

24. Что заинтересовало Зосимова в поведении Раскольникова?

25. Как объясняются многочисленные контакты Раскольникова с людьми его мыслями об «аршине пространства» приговоренного к смерти?

26. В чем сходство ощущений Раскольникова во время разговора с Заметовым и у двери старухи в день убийства?

27. Какое значение имеет попытка женщины утопиться?

28. Почему Раскольникову приятно слушать звук колокольчика в квартире старухи?

29. Какие мотивы сближают письмо матери и разговор работников?

Часть 2, гл. 7. 30. Как объяснить активную заботу Раскольникова об умирающем Мармеладове?

31. Найдите контраст наряда и выражения лица, поведения Сони?

32. Почему встреча преступника и полицейского происходит на лестнице? Как автор расположил героев? Что имел в виду Раскольников, отвечая Никодиму Фомичу?

33. Какое новое ощущение возникло в Раскольникове?

34. Какое значение имеет время (11 часов)?

35. В каких мыслях выразилась гордость и самоуверенность Раскольникова?

36. Почему Раскольников прощается с Разумихиным на лестнице? Как автор расположил героев?

Итоги 2 части. По каким причинам герой хочет признаться в преступлении и почему этого не происходит?

Часть 3, гл.1. 1. Чего потребовал Раскольников от сестры?

2. Что сделал Разумихин для сестры и матери Раскольникова?

3. За что Разумихин целует руки Дуни?

4. Как выглядит Авдотья Романовна?

*Сравните образы Прасковьи Павловны Зарницыной и Агафьи Матвеевны Пшеницыной (Гончаров «Обломов)

Часть 3, гл. 2. 5. Какую характеристику дает Разумихин Раскольникову?

6. Чего потребовал Лужин от Пульхерии Александровны?

Часть 3, гл.3. 7. Какая мучительная мысль заставляет Раскольникова встать с места?

8. Что говорят Раскольников с матерью о квартире?

9. Какой клеветой Лужин пытался рассорить Раскольникова с родственниками?

Часть 3, гл. 4. 10. Каково выражение глаз, лица Сони?

11. Почему Дуня отнеслась к Соне уважительно?

12. Как объясняет Раскольников Разумихину цель посещения Порфирия Петровича?

Какова истинная цель посещения Порфирия Петровича?

13. Как выглядит Порфирий Петрович?

*Петь Лазаря – лгать. Каково происхождение фразеологизма?

14. Почему Раскольников сравнивает себя с бабочкой, летящей на свечку?

Часть 3, гл.5. 15. Как выглядит Порфирий Петрович?

16. Почему Раскольников считает, что с ним играют как кошка с мышью?

17. В чем причина преступлений с точки зрения социалистов?

Какое слово часто встречается в его монологе?

18.  В чем видит Разумихин цель развития общества?

19. Чему посвящена статья Раскольникова?

20. На какие разряды делит людей автор статьи?

*Совместимы ли гений и злодейство? Как решался этот вопрос Пушкиным?

21. Какой вывод делает Разумихин из статьи Раскольникова?

22. Как соотносятся гениальность и страдание?

23. Объясните цель упоминания о Наполеоне. Сопоставьте с отрывком из «Евгения Онегина»:

… Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно…

*Какие фигуры мировой культуры могут быть противопоставлены Наполеону?

24. Какая ловушка заключалась в вопросе Порфирия Петровича о красильщиках?

Часть 3, гл. 6. 25. Почему Раскольников был ошеломлен встречей с мещанином в халате.

26. О какой арифметике рассуждает раскольников сам с собой?

27. Почему Раскольников в мыслях объединяет Лизавету и Соню?

28. Объясните сон Раскольникова о смехе старушонки.

Итоги 3 части. Почему нельзя согласиться с тем, что Раскольников совершает преступление, потому что «среда заела»?

Часть 4, гл. 1. 1. Какое мнение о манерах Свидригайлова сложилось у Раскольникова?

2. Как соотносится рассказ Свидригайлова о привидениях с состоянием Раскольникова?

3. Как представляет Свидригайлов справедливость загробной жизни?

4. Как характеризует себя Свидригайлов?

5. Какое дело было у Свидригайлова к сестре Раскольникова?

Часть 4, гл. 2. 6. О каких подозрениях на Свидригайлова говорит Лужин?

7. Цитату из какой притчи использует Раскольников, говоря о Соне?

Часть 4, гл.3. 8. Что поразило Лужина в Авдотье Романовне?

9. Как могла бы Дуня способствовать карьере Лужина?

10. В чем суть проекта Разумихина?

11. Что заставляет Раскольникова отказаться от семейных связей?

12. Как воспринял Разумихин состояние Раскольникова?

Часть 4, гл.4. 13. Начертите план комнаты Сони. Объясните, почему разговор героев происходит именно в таком пространстве?

14. С какой целью автор указывает точное время?

15. С каким чувством говорит Соня о Катерине Ивановне?

16. Какое качество выделяет Соня в Катерине Ивановне?

17. В какой «жестокости» сознается Соня?

18. Чего добивается от Сони Раскольников, говоря о будущем семьи Мармеладовых?

Добился ли он нужной ему реакции?

19. Как объясняет Раскольников целование ноги Сони?

20. За что Раскольников называет Соню «великой грешницей»?

21. Как понимает Раскольников, ради кого Соня не покончила с собой?

22. Почему мысль о помешательстве рассудка Сони вызвала вопрос о Боге?

23. Какой эксперимент ставит Раскольников, прося Соню прочесть эпизод воскрешения Лазаря? (2 варианта)

24. Что чувствует Соня перед чтением Евангелия?

25. О чем «мечтается» Соне во время чтения?

26. Какое определение происходящему дает автор в конце эпизода?

27. В чем видит Раскольников сходство Сони с собой?

28. К какой цели Раскольников зовет Соню?

Часть 4, гл. 5. 29. Почему у Раскольникова возникает чувство ненависти к Порфирию Петровичу?

30. Какие «загадочные словечки» Порфирия Петровича могли Раскольникову показаться намеками на обвинение в преступлении?

31. С какой целью Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова раньше времени?

32. Объясните уверенность Порфирия Петровича, почему Раскольников не сбежит «в глубину отечества».

33. Почему Порфирий Петрович рассказывает Раскольникову о всех имеющихся подозрениях?

34. Почему Раскольников не верит в искренность Порфирия Петровича?

Часть 4, гл. 6. 35. Как отнеслись к признанию Николая Порфирий Петрович? Раскольников?

36. Какое объяснение получает «сюрприз» Порфирия Петровича?

Итоги 4 части. С какой целью автор знакомит читателя со Свидригайловым? Лужиным? Соней?

Порфирием Петровичем?

Часть 5, гл. 1. 1. С какой целью Лужин поселился у Лебезятникова?

2. Как выглядит Лебезятников?

3. Как характеризуется Лебезятников автором?

4. С какой целью упоминаются система Фурье? теория Дарвина? коммуна? любовник жены? некрещеные дети?

5.С какой целью Лебезятников мог бы пойти на поминки?

6. Почему Лебезятников жалеет, что его родители умерли?

7. С какой целью упоминаются  Добролюбов? Белинский?

8. Что, по мнению Лебезятникова, выше и полезнее Рафаэля и Пушкина?

9. Как собирается Лебезятников относиться к изменам жены?

Часть 5, гл. 2. 10. Какова причина «бестолковых поминок»?

11. Как относится Катерина Ивановна к людям?

12. какую обиду Катерина Ивановна не сможет простить?

Часть 5, гл. 3. 13. Как «оправдывает» Лужин «похищение» Соней 100 рублей?

14. предположите, о чем думает Раскольников во время сцены со 100 рублями?

15. Каким образом Лебезятников спасает Соню?

16. Как Раскольников объясняет цели Лужина?

17. Может ли Соня постоять за себя?

Часть 5, гл. 4. 18. Какой выбор не осмеливается сделать Соня?

19. В чем заметил Раскольников сходство поведения Лизаветы и Сони?

20. Что в словах и поступках Сони «размягчило» душу Раскольникова?

21. Объясните значение слов Раскольникова: «…если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был».

22. Что пытается Раскольников объяснить через сопоставление себя с Наполеоном?

23. На какие цели Раскольников хотел употребить украденное?

24. Как оценивают человека Соня и Раскольников?

25. В чем суть «мрачного катехизиса» Раскольникова?

26. Какой вывод делает Соня из признания Раскольникова?

27. На какие вопросы о себе Раскольников хотел получить ответ через преступление?

28. К каким выводам об убийстве пришел Раскольников?

29. Какой совет дает Соня Раскольникову?

30. В чем проявляется грех гордыни в Раскольникове?

31. Почему Соня хочет дать Раскольникову крест?

Часть 5, гл. 5. 32. Какие слова Лебезятникова о сумасшествии и слезах связаны с основной проблемой романа?

33. С какой целью Дуня приходит к Раскольникову?

34. Как соотносятся последние слова Катерины Ивановны с эпизодом сна Раскольникова?

35. Как Свидригайлов распорядился 10000 рублей?

36. Какое значение для Раскольникова имеют намеки Свидригайлова?

Итоги 5 части. С какой целью автор сопоставил образы Катерины Ивановны и Сони с образом Раскольникова?

Часть 6. Гл. 1. 1. Объясните состояние Раскольникова в течение 3-х дней после смерти Катерины Ивановны.

2. Сопоставьте слова Свидригайлова о воздухе с предыдущими эпизодами.

3. Какие надежды возникают у Раскольникова после слов Разумихина?

Часть 6, гл. 2. 4. На что надеялся Порфирий Петрович в конторе (часть 4, гл. 5-6)?

5. Как характеризует Порфирий Петрович Раскольникова?

6. Как объясняет Порфирий Петрович, почему Миколка принял меню на себя?

7. Как связывает Порфирий Петрович преступление и современность?

8. На что, по мнению Порфирия Петровича, способен Раскольников?

*Какое значение имеет упоминание Шиллера?

9. Чему должен раскольников научиться у Миколки?

Часть 6, гл. 3. 10. Предположите, чего «нового» искал Раскольников в Свидригайлове?

11. Как Свидригайлов характеризует Петербург?

12. Предположите, чего «новенького» ждал Свидригайлов от Раскольникова?

13. С какой целью приехал Свидригайлов в Петербург?

14. Что пришлось б делать Свидригайлову, если бы он не занялся развратом?

15. К какому выводу о Свидригайлове приходит Раскольников?

Часть 6, гл. 4. 16. Как «спасала» Дуня Свидригайлова?

17. Какое впечатление на Раскольникова производит рассказ о «невесте» Свидригайлова?

18. Объясните мотивы поведения Свидригайлова с «невестой» и 13-летней девочкой из «клоаки».

Часть 6, гл. 5. 19. В чем видит Свидригайлов тождество своих взглядов с теорией Раскольникова?

20. С точки зрения Свидригайлова, есть ли в Раскольникове совесть?

21. Что говорит Свидригайлов о русских людях?

22. Как относится Свидригайлов к Дуне?

23. Почему Дуня отбросила револьвер?

24.  Что остается Свидригайлову, когда он теряет надежду на счастье с Дуней?

Часть 6, гл. 6. 25. Какое значение для романа имеет перемена погоды?

26. На какие цели Свидригайлов дает деньги Соне?

27. Каково истинное значение 15000 для «невесты» Свидригайлова?

28. Объясните выбор автором названия гостиницы – «Андрианополь».

29. *В романе «Идиот» положительный герой, воплощенный Христос, носит фамилию Мышки. Объясните символику сна о мыши.

Почему Свидригайлов грезит об утопленнице?

30. Почему Свидригайлов намерен отправиться под куст, облитый дождем?

31. Почему Свидригайлову приснился кошмар о 5-летней девочке?

32. Что означает для Свидригайлова «поехать в Америку»?

Часть 6, гл. 7. 33. Для чего Раскольников пришел к матери?

34. Почему Раскольников не утопился в Неве?

35. в чем видит Дуня искупление греха брата?

36. Как относится Раскольников к своему преступлению?

37. Чего не произошло бы с Раскольниковым, если бы его никто не любил?

Часть 6, гл. 8. 38. Что, по мнению Сони, кроме боязни смерти, должно удержать Раскольникова от самоубийства?

39. Для чего приходит Раскольников к Соне?

40. Объясните символику эпизода с нищей.

41. С каким чувством Раскольников целует землю?

42. Почему Раскольников не произносит на площади слов признания?

43. Как подействовало на Раскольникова известие о самоубийстве Свидригайлова?

44. Как встреча с Соней под лестницей повлияла на решение Раскольникова признаться?

Итоги 6 части. Чего ищет Раскольников  от встреч со Свидригайловым?

Эпилог. Глава 1. 1. Как меняется время действия?

2. Как меняется пространство для героя?

3. Какие факты из прошлого Раскольникова смягчили приговор?

4. Каково настроение Раскольникова в течение 9 месяцев каторги?

Эпилог. Глава 2. 5. Какова причина болезни Раскольникова?

6. Чего стыдился Раскольников?

7. Чему бы Раскольников мог обрадоваться?

8. Объясните, почему в остроге Раскольников чувствует себя «на свободе»?

9. В чем видел Раскольников свое преступление?

10. Что удивило Раскольникова в остроге?

11. В чем обвинили Раскольникова каторжники?

12. Как относились каторжники к Соне?

13. Каково значение сна-бреда?

14. Что видит Раскольников с берега реки?

15. Что означает «воскресение» для Раскольникова?

16. Каково отношение Раскольникова к религии в финале?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество Чехова Антона Павловича (1860 – 1904)

Слайд 2

Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья… Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. А.П. Чехов

Слайд 3

План лекции 1. Детство А.П. Чехова. Город Таганрог. 2. Учеба в гимназии и в ремесленном училище (1868 – 1879 гг.) 3. Эпоха 80-х годов XIX века. Учеба в университете 4. Второй период творчества (90-900-е годы XIX – XX гг. ) 5. Драматургия Чехова. Последние годы жизни «В детстве у меня не было детства» (А.П. Чехов) «Всю жизнь я по каплям выдавливал из себя раба» (А.П. Чехов) Первый период творчества. Псевдоним «Антоша Чехонте» Поездка на остров Сахалин Кругосветное путешествие Усадьба в Мелихове. Книга «Остров Сахалин» Повесть «Палата № 6», рассказы: «Ионыч», «Дама с собачкой»

Слайд 4

Таганрог – Родина А.П.Чехова Домик на улице Полицейской,где родился А.П.Чехов. Лавка отца А.П.Чехова. Антоша учился в Таганрогской гимназии. Класс, в котором учился А.П.Чехов.

Слайд 5

«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл» М. Горький А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге, Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными. Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился.

Слайд 6

Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Семья Чеховых в Таганроге

Слайд 7

Обширен круг его чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов, Писарев… Чехов – гимназист. 1874 г. На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили.

Слайд 8

В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву. Антон остался в Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь он зарабатывает случайными уроками. Это были годы неотступной бедности. А.П. Чехов в год окончания гимназии

Слайд 9

«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…» Университетская клиника, где Чехов проходил студенческую практику А. П. Чехов-студент медицинского факультета Московского университета.

Слайд 10

Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить, почему он не сломился в этих условиях. Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник». Тексты Антона иллюстрировал Николай А.П. Чехов с братом Николаем

Слайд 11

. Антоша Ч Ан. Ч А. Чехонте Полковник Кочкарев Нте Лаэрт Анче Врач без пациентов Балдастов Шампанский Гайка №6 Ч.Б.С. (человек без селезенки) Некто Шиллер Шекспирович Гете Брат моего брата Первые юмористические рассказы Чехов печатает в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Осколки» Некоторые псевдонимы Чехова:

Слайд 12

Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х годов XIX века. От сатирических миниатюр писатель проходит стремительный путь к лирической прозе. В 1886 году выходит сборник «Пестрые рассказы» «Толстый и тонкий». Илл. Б. Калаушина «Унтер Пришибеев». Илл. Б. Калаушина

Слайд 13

Следуя традициям русской литературы, А.П. Чехов в изображении самых повседневных явлений действительности показывал противоречие между природой человека и социальным устройством общества А.П. Чехов все более утверждается в том, что «осмысленная жизнь без определенного мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас». Подвижники нужны как солнце, говорит А.П. Чехов, обществу нужны люди подвига, веры и ясно сознанной цели…

Слайд 14

ММЦ 74212 «Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» («Крыжовник»). А.П. Чехов перед отъездом на Сахалин Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный».

Слайд 15

Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… С дороги Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь, могучий Енисей: «Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!» Карта поездок А.П. Чехова

Слайд 16

Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин», полная раздумий писателя о социальном устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие. Заковка в кандалы арестантов на Сахалине, 80-е годы

Слайд 17

Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского произведения – повести «Палата № 6». «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6» - так передал свое впечатление от повести В.И. Ленин «Палата № 6». Илл. А. Ванециана

Слайд 18

90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни. «Ионыч». Илл. Т. Шишмаревой «Человек в футляре». Илл. Кукрыниксов

Слайд 19

В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни», - объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихове А.П. Чехов – бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей Школа, построенная Чеховым в Мелихове. 1898 г.

Слайд 20

В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года. Спектакль провалился. На мелиховском материале Чехов пишет повесть «Мужики», где рисует страшную картину безысходной нужды, бедственного положения народа, жестокую правду крушения всех иллюзий, связанных с реформой 1861 года Илл. Т. Шишмаревой Илл. И. Ивашинцевой

Слайд 21

Илл. Кукрыниксов. В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова – «Дама с собачкой». Под впечатлением от прочитанного Горький писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни…»

Слайд 22

«…9 сентября 1898 года – знаменательный и на всю жизнь не забытый день. … Трудно говорить словами о том большом волнении, которое охватило меня и всех нас при первой встрече с любимым писателем, имя которого мы привыкли произносить с благоговением», - вспоминала О.Л. Книппер-Чехова А.П. Чехов и О.Л. Книппер

Слайд 23

19 ноября 1887 года в Москве состоялась премьера пьесы А.П. Чехова «Иванов». «Я лелеял дерзкую мечту суммировать все то, что доселе писалось о ноющих и тоскующих людях…» - так объяснял свой замысел автор. В герое пьесы многие русские интеллигенты увидели, узнали себя. Прежде деятельный, увлеченный служению обществу, Иванов постепенно растерял свои душевные силы, надломился, остался без цели. Стоят: А.П. Чехов, В.Н. Давыдов (первый исполнитель роли Иванова). Сидят: А.С. Суворин, П.М. Свободин

Слайд 24

Вести о громадном успехе своих пьес А.П. Чехов получал в Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья Дом Чехова в Ялте

Слайд 25

Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие», та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни. Чехов показывает подлинную причину трагедии – ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу. Афиши чеховских пьес в МХТ

Слайд 26

В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л.Н. Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение связывало двух столпов русской литературы. «Чехов – это Пушкин в прозе, - говорил Лев Николаевич. – Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова». Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с Чеховым «самым ценным подарком судьбы».

Слайд 27

Весной 1897 года у А.П. Чехова началось резкое обострение туберкулезного процесса, давно подтачивавшего его здоровье. В больнице Чехова посетил Л.Н. Толстой: «В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор… Говорили о бессмертии». А.П. Чехов по возвращении из клиники

Слайд 28

Простое, предельно краткое заглавие. 2. Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка. 3. Предельно краткая завязка: место, время действия, действующие лица. 4. Диалоговое построение рассказа. 5. Индивидуальная неповторимость речи героев, как основа их характеристики. 6. Говорящая деталь, заменяющая подробное описание. 7. Простота и лаконизм (краткость фразы), простые предложения, практическое отсутствие эпитетов, глагол - любимая часть речи, точность словоупотребления. Стилевые особенности рассказов А.П. Чехова:

Слайд 29

Шедевры писателя-гуманиста


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф.М.Достоевский «Преступление и Наказание» Автор – Федотова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №17 г. Тулы 1

Слайд 2

Содержание 1. Общая характеристика романа. 2. Образ Петербурга в романе. 3. Крушение теории Раскольникова. 4. Выводы. 2

Слайд 3

Петербург в романе 3

Слайд 4

Петербург в русской литературе Петербург Пушкина как величественный , прекрасный, так и мрачный («Пиковая дама»), город не только дворцов, но и убогих лачуг («Медный всадник»). Забор некрашеный да ива И ветхий домик… Обломки хижин, брёвны , кровли… Пожитки бледной нищеты… Плывут по улицам! Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой стройный, строгий вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит. 4

Слайд 5

Петербург в русской литературе Петербург Гоголя – город социальных контрастов: с одной стороны - доходные дома, значительные лица, с другой – каменный мешок, где бесправен «маленький человек». «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём… Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется. Он лжёт во всякое время этот Невский проспект». (Н.В.Гоголь «Невский проспект».) 5

Слайд 6

Петербург в русской литературе Петербург Некрасова – это и парадные подъезды, глухие к страданиям людей, и город Сенной. Жители Петербурга больны, а смерть – массовое явление. «…Солнца не видел никто. Без его даровых, благодатных лучей Золочёные куполы пышных церквей И вся роскошь столицы – ничто… Душный, стройный, угрюмый, гнилой. Некрасив в эту пору наш город большой, Как изношенный фат без румян…» 6 «Понуканье измученных кляч, Чуть живых, окровавленных, грязных, И детей раздирающий плач На руках у старух безобразных – Всё сливается, стонет, гудет, как-то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ, Словно город обрушиться хочет…» ( Н.А.Некрасов. «О погоде».)

Слайд 7

Петербург в романе Достоевского Достоевский углубляет трагическое звучание темы города («город полусумасшедших»). Жизнь в городе приобретает уродливые, фантастические очертания, реальность и сон перемешиваются. Петербург - город кричащих контрастов. Рассечён на 2 противостоящих мира (композиционная основа изображения города). Используются приёмы будничности картин, прозаичности, «кинематографической зрелости», объёмности деталей . 7

Слайд 8

Петербург в романе Достоевского Петербург «униженных» слагается из портретов несчастных, их жилищ, судеб, исповедей. 8

Слайд 9

Петербург в романе Достоевского Петербург уродует детские души; чудовищны преступления против детей (дети в снах Свидригайлова ). Ужасна для Раскольникова встреча с обманутой девочкой («Совсем ещё ребёнок»). Дети для Раскольникова, как и для Достоевского, чисты, добры (Поленька). 9

Слайд 10

Петербург в романе Достоевского Взрослые люди с чистой и яркой душой несут в себе детский мир: Катерина Ивановна; Соня – 17 лет – казалась ребёнком; Лизавета – большой ребёнок, добра, забита. Образ построен на резком контрасте: духовная красота и беспомощность – внешняя уродливость; родство Сони и Лизаветы; «Униженные маленькие люди» духовно выше. 10

Слайд 11

Петербург в романе Достоевского Судьба «маленького человека» складывается трагично (история Мармеладова). Критики об образе Мармеладова: «Мармеладов стал как бы символом и образом, обобщённым выражением опустошения личности в обществе денежных отношений». (А.Белкин.) «…пьянство – это не только проявление отчаяния, это ещё и судорога слабого, но не способного привыкнуть к страданиям, к несправедливости, к отсутствию сострадания». ( В.Кирпотин .) 11

Слайд 12

Петербург в романе Достоевского Мармеладов «… ему некуда пойти, как человеку, поднявшемуся над бессмысленным существованием штифтика в бюрократической машине».( В.Кожинов .) «…трагедия маленького человека заключается в том, что он создаёт свою ненужность в капиталистическом мире, не видит выхода из существующего положения, чувствует полное безразличие к себе, ощущает гнёт несправедливого социального строя». (В.Василевский.) 12

Слайд 13

Петербург в романе Достоевского Петербургу «униженных и оскорблённых» противопоставлен город «наездников и наездниц». Олицетворение этого города: 13 Алёна Ивановна Лужин Свидригайлов «Всяк об себе помышляет»

Слайд 14

Петербург в романе Достоевского 14 Алёна Ивановна Лужин Свидригайлов Раскольников «Всяк об себе помышляет» «Одно зло и сто добрых дел» зло

Слайд 15

Петербург в романе Достоевского Алёна Ивановна опережает появление Лужина. Почему? Она символ города, мира богатых. Достоевский в портрете старухи- процентщицы нагнетает детали. Образ её зловещ и жалок одновременно. 15

Слайд 16

Петербург в романе Достоевского Лужин Не знаем о его преступлениях; недаром он боится обличения. Подлость и низость – в каждом поступке. Боится Свидригайлова . «Возлюби прежде всего одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует» (Лужин.) «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать» (Родион Раскольников.) 16

Слайд 17

Петербург в романе Достоевского Свидригайлов Сложен и противоречив. Человек с огромной внутренней силой превращается в преступника. Дуня пробуждает сильные чувства («Я вас бесконечно люблю!»), эти чувства искренне ( в душе «ужасная борьба», «отчаяние»). «Странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка, улыбка отчаяния». 17

Слайд 18

Петербург в романе Достоевского Свидригайлов Сны Свидригайлова – трансформированная совесть. В снах – замученные, загубленные детские души (племянница Ресслих – в ореоле мученицы). «Если бы Свидригайлов верил в идеал, если б у него был критерий добра и зла, любви и ненависти, он стал бы большим человеком в человечестве. Он бестрепетно взошёл бы на эшафот, дал бы себя резать на куски, жечь огнём, но от идеала бы не отрёкся. История Свидригайлова доказывает, что настоящий человек без убеждений, без деятельности, освещённой и освящённой идеалом, жить не может». ( В.Я.Кирпотин .) 18

Слайд 19

Петербург в романе Достоевского Почему Свидригайлов покончил с собой? Сердце мертво – душа черна пустота, беспросветность «Самый ужасный, самый страшный грех – изнасиловать ребёнка. Отнять жизнь – это ужасно, но отнять веру в красоту любви – ещё более страшное преступление». (А. Кони.) 19

Слайд 20

Петербург в романе Достоевского 20 «Одного поля ягоды»? Свидригайлов совершает преступления – «жить весело» «идея, рождённая размышлениями о судьбах мира» приводит к преступлению «Не думай, что ты убил и на этом всё кончено – убитый тобой человек живёт в тебе и с тобой, не отпустит тебя ни на шаг»

Слайд 21

Петербург в романе Достоевского Достоевский мечтал увидеть Петербург городом, созданным для счастья. «Мало-помалу он пришёл к убеждению, что если бы распространить Летний сад на Всё Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезная для города вещь». 21

Слайд 22

Крушение теории Раскольникова Достоевский в романе пишет, что теория Раскольникова как бы « носилась в водухе ». Как понять это выражение? Теория эта в основе заимствована, надумана как результат идей, охвативших общество . Какие теории овладевали умами? теория революционеров-демократов («разумного эгоизма»); теория сильной личности. 22

Слайд 23

Крушение теории Раскольникова Теория Раскольникова – теория «разумного эгоизма» 23 Общее Стремление изменить мир Неприятие всемирного зла Сочувствие «униженным», поиск путей их спасения Создание «Нового Иерусалима » «…это тот новый порядок жизни, к которому клонятся все стремления социалистов, порядок, в котором всеобщее счастье может осуществиться» ( Д.Д.Ахшарумов , бывший петрашевец) Различия У Раскольникова неприятие ожидания всеобщего счастья У революционеров-демократов «я» – часть мира, у Раскольникова – «я» – центр мироздания

Слайд 24

Крушение теории Раскольникова «Если каждый будет постоянно стремиться к своей выгоде и если каждый будет правильно понимать свою собственную выгоду, то, конечно, никто не будет снимать рубашку с самого себя, но зато это добродетельное снимание окажется излишним, потому что каждый будет отстаивать твёрдо и искусно собственную рубашку… Если принцип личной выгоды будет с неуклонной последовательностью проведён во все отправления общественной жизни, то каждый будет пользоваться всем тем, и только тем, что принадлежит ему по самой строгой справедливости». (Д.Писарев о теории «разумного эгоизма».) 24

Слайд 25

Крушение теории Раскольникова «За что давеча дурачок Разумихин социалистов бранил? Трудолюбивый народ и торговый; «общим счастьем» занимаются… Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья». Я и сам хочу жить, а то лучше и не жить. Что ж? Я только не захотел проходить мимо голодной матери, зажимая в кармане свой рубль, в ожидании «всеобщего счастья»: «Несу, дескать, кирпичик на всеобщее счастье и оттого ощущаю спокойствие сердца». Зачем же вы меня-то пропустили? Я ведь всего однажды живу, я ведь тоже хочу» (Раскольников.)

Слайд 26

Крушение теории Раскольникова Теория Раскольникова – теория сильной личности Общность «Я» – в основе теорий Сильная личность способна переступить нравственную черту Различия Раскольников не приемлет повседневного кровопролития

Слайд 27

«Прирождённое гению право повелевать не только признаётся, но и возводится в степень религии. Великие люди – вожди, пророки человечества и прокладывают ему дорогу; простые смертные должны следовать за ними, куда они укажут пальцем…» (Из книги Наполеона III «Юлий Цезарь».) «Есть люди как тигры, жаждущие лизнуть крови. Кто испытал раз эту власть, это безграничное господство над телом, кровью и духом такого же, как сам, человека, так же созданного, брату по закону Христову; кто испытал власть и полную возможность унизить самым высочайшим унижением другое существо, носящее на себе образ божий, то уже поневоле как-то делается не властен в своих ощущениях… Кровь и власть пьянят, развивают загрубелость, разврат…». (Ф.М.Достоевский «Записки из Мёртвого дома».)

Слайд 28

«…Я решительно не понимаю: почему лупить в людей бомбами, правильною осадой – более почтенная форма?» Раскольников

Слайд 29

Теория Раскольникова

Слайд 30

Крушение теории Раскольникова «…я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…» «…задушил… по примеру авторитета» «Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать… и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею…» «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную».

Слайд 31

Крушение теории Раскольникова 31 Со злом борется с помощью зла. Зло не только в устройстве общества, но и в человеке Теория раскалывает героя надвое: идёт борьба добра и зла, ангела и демона Раскол в человеке – «серьёзнее этой идеи я никогда ничего не проводил» (Ф.М.Достоевский)

Слайд 32

«Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой при условии, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того – пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо? Вот и вопрос. И можете ли вы допустить хоть на одну минуту идею, что люди, для которых выстроили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастье, если в фундаменте его заложено страдание?» (Ф.М.Достоевский «Слово о Пушкине»,1881)

Слайд 33

Путь к преступлению Теория и статья «О преступлении» за 2-3 месяца 1-ая встреча с Алёной Ивановной (отвращение) Разговор в трактире (за 1,5 месяца) раздумья, «тоска нарастала, накоплялась, приняв форму дикого вопроса, требующего решения» (в течение месяца) «проба» - отвращение Встреча с Мармеладовым, письмо от матери Встреча с бедной девочкой Страшный сон, где сконцентрировано вселенское горе, освобождение от идеи, отвращение к убийству Случайная встреча с Лизаветой – «предопределение судьбы»

Слайд 34

«Да разве то будет? Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Я ведь не вытерплю, не вытерплю». (Раскольников) «В лице вашем я читаю как бы некую скорбь». (Мармеладов) «Страдание и боль всегда для обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть»

Слайд 35

«Боже! – воскликнул он, - да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, тёплой крови, взламывать замок, красть, дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?» «Он вошёл к себе как приговорённый к смерти». 35

Слайд 36

Крушение теории Раскольникова Страх – постоянный спутник. Жизнь невыносима, как казнь 36 Усугубляют страдания Образ убитой Встреча с Лужиным Мука в беседах с Порфирием Петровичем, Соней, Дуней В «маленьких людях» видит силу

Слайд 37

«Не думай, что ты убил и на этом всё кончено – убитый тобой человек живёт в тебе и с тобой, не отпустит тебя ни на шаг» 37

Слайд 38

Раскольников и Соня 1 приход к Соне Идёт к Соне как к преступнице (загубила жизнь), вызывает любопытство Соня по-другому видит мир, людей. Раскольникова мучит, «почему не сошла с ума»? Она же не сильная личность, как Наполеон В Соне – сила. Соня и Дуня погибнут, но не переступят 38

Слайд 39

Раскольников и Соня 2 приход к Соне Идёт как к человеку «…От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..» Раскольников и Соня по-разному оценивают людей 39 Раскольников Человек тот, кто принадлежит к разряду высших («может, я ещё человек, а не вошь, и поторопился себя осудить. Я ещё поборюсь») Соня Человек – воплощение любви и милосердия («Ну как же, как же без человека-то прожить»; «Человек-то вошь!»)

Слайд 40

Раскольников и Порфирий Петрович «Эй, жизнью не брезгайте!..» Покаяние Самоубийство «Сильный человек пострадать должен» 40 выход

Слайд 41

Признание Раскольникова 3 приход к Соне Идёт к Соне, чтобы посмотреть на человека самоубийство Свидригайлова приводит в ужас «Он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё…» (Ф.М.Достоевский – М.Н.Каткову) 41

Слайд 42

Раскольников на каторге Нелюбовь каторжан Расширение зрения Аллегорический сон (освобождение от болезни физической и духовной) Чтение Евангелия (очищение) (в Нагорней проповеди :«Я есмь воскресение и жизнь») Воскресение – в вере, в любви («Их воскресила любовь») 42

Слайд 43

Выводы Ф.М.Достоевский ценит в герое отзывчивость, отвращение к злодеянию. «Достоевский шёл на преступление и каялся вместе с Раскольниковым» (А.В.Луначарский) Достоевский «не остаётся холодным наблюдателем – он умеет быть и ангелом и палачом в одно и то же время». (Э. Верхарн) 43

Слайд 44

Литература и интернет-ресурсы С.В.Белов «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарии. М., «Просвещение», 1985. http://www.barbacuca.ru/index.php?showtopic=5638&st=60&p=114503& http://www.barbacuca.ru/index.php?showtopic=5638&st=60&p=114503& http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post75249336/ http://artru.info/il/all/18503/4540/en/ http://velesark.ru/?do=sochinenie-na-temu-pravda-soni-marmeladovoy.html http://www.k2x2.info/jazykoznanie/yenciklopedija_literatura_i_jazyk_s_illyustracijami/p9.php http://norma.org.ua/page-klyuch-k-igre-prestuplenie-i-nakazanie.-kto http://haydisendedestekol.org/saglikbot http://900igr.net/kartinki/literatura/Teorija-Raskolnikova/022-Sonja-Marmeladova.html http://www.proznanie.ru/teacher/index. http://videobaza.net/smotret-film-online/Prestuplenie-i-nakazanie-2871 http://nazaccent.ru/content/related/12396/news/ 44