Готовимся к итоговому сочинению

Вершинина Наталья Васильевна

Материалы для подготовки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шаг I. Выбор темы.

1. Задать себе вопросы:

 — Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые

слова всех тем)

 — На каком материале можно раскрыть данные темы?

 — Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве

аргументов?

2. Выбрать одну из предложенных тем.

 При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями

(этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы

Тема выбрана! Что делать дальше?

1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.

2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:

ЧТО (О ЧЁМ)   писать?

ЗАЧЕМ    писать?

КАК   писать?

1. Обдумываю собственное

мнение. Составляю опорный

план.

1. Определяю основную мысль

сочинения.

1. Пишу вступление, включив в него тезис  (оформляю собственное мнение)

2. Вспоминаю произведения, в

которых раскрывается данная

тема. Обдумываю

аргументацию.

2. Проверяю, прослеживается ли  цель высказывания, т.е.

коммуникативный замысел

сочинения

2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации

3. Обдумываю композицию и

форму сочинения

3. Пишу заключение

3. Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть:

 — высказывание своего взгляда на проблему;

 — вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

 — обоснование причин обращения к этой теме;

 — эмоционально ввод в тему сочинения;

 — использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

 — проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;

 — проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);

 — оформление вступления в виде вопросов

4. Обдумать заключение. Это может быть так:

 — обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный

на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не

забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7

предложений.

 — возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»)

 — взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если…

(Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет»,

представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не

изменится).

 — обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к

разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к

собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или

задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить

самостоятельно.

 — обращение к оригинальной цитате.

Шаг 3. Тактика работы над сочинением

1. Пишу сочинение на черновике.

2. Пересчитываю количество слов (рекомендованное количество - 350 слов).

Максимальное количество слов не устанавливается).

3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего

отвечаю на следующие вопросы:

— Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли

тезис? (Это критерий 1, обязательный для получения зачёта)

Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 — Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (Это критерий 2, обязательный для получения зачёта)

При оценивании этого критерия не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д.

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала, ученик может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 — Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей?

 — Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой,

логичны ли эти переходы?

 — Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (Это

критерий 3)

Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 — Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал?

-    Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции?

(Это критерий 4)

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения: точное выражение мысли, использование  разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, при необходимости уместное употребление терминов;  необходимо избегать речевых штампов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 — Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5)

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.

«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Удачи тебе, выпускник!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ШАБЛОН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ И РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

 

Не всем легко и непринужденно удается формулировать свои мысли, особенно в напряженной обстановке экзамена. Что делать, если время идет, а муза все не появляется? Можно воспользоваться шаблоном и готовыми речевыми клише.

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Тема-вопрос

Тема-утверждение (в т.ч. цитата)

Тема- ключевые слова (номинативное предложение)

Как вы понимаете значение слов «честь» и «бесчестие»? 

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(ответ на вопрос). 

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (ответ на вопрос)

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ... (ответ на вопрос)

«Береги честь смолоду», - утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с народной мудростью. Действительно,…

«Честь — вот истинная красота!» - утверждал Р.Роллан. Нельзя не согласиться с его высказыванием. Действительно,…

Жизнь дороже чести… Трудно не согласиться с этой мыслью. Действительно, …

Путь чести и путь бесчестия… Что значит идти путем чести или путем бесчестия? (далее см. тема-вопрос)

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит идти путем чести или путем бесчестия. На мой взгляд, …

Каждый человек задавался вопросом: что же значит идти путем чести или путем бесчестия?(далее см. тема-вопрос)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕЗИС

Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(основная мысль сочинения).

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения)

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(основная мысль сочиненияи)

АРГУМЕНТ

Обращение к произведению

Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме… 

Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название).

Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).

Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

Вспомним героя повести… (автор, название).

Обратимся к роману… (автор, название).

Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента

Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Он акцентирует внимание читателя на…
Он осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Пушкин утверждает…

Промежуточный вывод

Писатель считает, что…
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод, выражение надежды на лучшее, призыв

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Невольно напрашивается вывод…
Таким образом, мы приходим к выводу: …
Итак, можно сделать вывод, что…
В заключение хочется призвать людей к…
Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …