К уроку литературы 11 класс

Вершинина Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэтический мир Марины Цветаевой 1892-1941 Красною кистью рябина зажглась. Падали листья . Я родилась. Спорили сотни колоколов – День был субботний: Иоанн Богослов… М.Цветаева

Слайд 2

Книги стихов Марины Цветаевой Вечерний альбом 1910 г. Волшебный фонарь 1912 г. Вёрсты (1916 -1921) г. Лебединый стан (1917- 1921)г.

Слайд 3

Градация (расположение понятий в порядке нарастания или убывания значений) Ключевой , ледяной , голубой глоток… Мой миг , мой час , мой день , мой год , мой век … Не думаю , не жалуюсь , не спорю … Всем – праведник – певец – и мертвый .

Слайд 4

Лексический повтор В январе на заре было горе , Длилось – час, Настоящее, горькое горе В первый раз! Я вас не забыла и вас не забуду Но в вашей мне любви любовной …

Слайд 5

Синтаксический параллелизм (одинаковое построение фраз) Я – маленький плясун. Я – тень от чьей-то тени. Я – лунатик - Письмо в бесконечность. – Письмо в беспредельность. – Письмо в пустоту.

Слайд 6

Парцелляция (нарушение границ предложения) Когда , и как , и кем, и много ли Целованы твои уста. Не спрашиваю . Дух мой алчущий Переборол сию мечту. И взглянул, как в первые раза Не глядит . А так: падает снег, Лампы горят . К дому Подошел человек…

Слайд 7

Анафора (единоначатие) Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами… Как эти солнца , -прощу ли себе сама? Как эти солнца сводили меня с ума! Имя твое - птица в руке Имя твое – льдинка на языке…

Слайд 8

Эпифора (повторение слов в конце текста) Други его – не тревожьте его! Слуги его – не тревожьте его! И если для целого мира вы мертвы, Я тоже мертва. В декабре на заре было счастье , Длилось – миг. Настоящее первое счастье ,

Слайд 9

Оксюморон (два противоположных понятия) Испепели меня, черное солнце – ночь!

Слайд 10

Эллипсис (своеобразное построение фраз) Но облик мой – невинно-розов! Ветры – веяли, птицы – реяли, Лебеди – слева, справа – вороны... Наши дороги – в разные стороны. Ты отойдешь – с первыми тучами, Будет твой путь – лесами дремучими… Душу – выкличешь, Очи - выплачешь…

Слайд 11

Инфинитивная цепочка Научил не хранить кольца, - С кем бы Жизнь меня ни венчала! Начинать наугад с конца И кончать еще до начала. Кто спит по ночам? Никто не спит! Ребенок в люльке своей кричит , Старик над смертью своей сидит , Кто молод – с милою говорит , Ей в губы дышит , в глаза глядит .

Слайд 12

Номинативная цепочка Август – астры , Август – звезды , Август – грозди Винограда и рябины Ржавой – август .

Слайд 13

Перечисление Темный, прямой и взыскательный взгляд. О чем – поэты, любовники, полководцы ? От скрипки – от автомобиля – Шелков, огня …



Предварительный просмотр:

Марина Цветаева (1892-1941)

Цветаева Марина Ивановна [26 сентября (8 октября) 1892, Москва - 31 августа 1941, Елабуга, ныне Татарстан], русская поэтесса.

"Московское детство"

Родилась в московской профессорской семье: отец - И. В. Цветаев, мать - М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна, дед сводных сестры и брата - историк Д. И. Иловайский. В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.

Становление поэта

Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве "Мусагет". Не менее существенное воздействие оказали поэтический и художественный мир дома М. А. Волошина в Крыму (Цветаева гостила в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917). В двух первых книгах стихов "Вечерний альбом" (1910), "Волшебный фонарь" (1912) и поэме "Чародей" (1914) тщательным описанием домашнего быта (детской, "залы", зеркал и портретов), прогулок на бульваре, чтения, занятий музыкой, отношений с матерью и сестрой имитируется дневник гимназистки (исповедальность, дневниковая направленность акцентируется посвящением "Вечернего альбома" памяти Марии Башкирцевой), которая в этой атмосфере "детской" сентиментальной сказки взрослеет и приобщается к поэтическому. В поэме "На красном коне" (1921) история становления поэта обретает формы романтической сказочной баллады.

Поэтический мир и миф

В следующих книгах "Версты" (1921-22) и "Ремесло" (1923), обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам А. А. Блоку, А. А. Ахматовой, С. Парнок, посвященных историческим лицам или литературным героям - Марине Мнишек, Дон Жуану и др., - романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Цветаева, до определенной степени идентифицируя себя со своими героями, наделяет их возможностью жизни за пределами реальных пространств и времен, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви, поэзии.

"После России"

Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл "Лебединый стан"). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 - Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов "После России" 1922-1925, 1928; "Поэма горы", "Поэма конца", обе 1926; лирическая сатира "Крысолов", 1925-26; трагедии на античные сюжеты "Ариадна", 1927, опубликована под названием "Тезей", и "Федра", 1928; последний поэтический цикл "Стихи к Чехии", 1938-39, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.

Особенности поэтического языка

Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие (в т. ч. использование раешного стиха, ритмического рисунка частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках "Царь-девица", 1922, "Молодец", 1924), стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности), необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком "тире", часто заменяющим опускаемые слова), ломка традиционной метрики (смешение классических стоп внутри одной строки), эксперименты над звуком (в т. ч. постоянное обыгрывание паронимических созвучий (см. Паронимы), превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый) и др.

Проза

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания (в новаторской поэтической технике Цветаевой усматривали самоцель), успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве 1930-х гг. ("Эмиграция делает меня прозаиком..."). "Мой Пушкин" (1937), "Мать и музыка" (1935), "Дом у Старого Пимена" (1934), "Повесть о Сонечке" (1938), воспоминания о М. А. Волошине ("Живое о живом", 1933), М. А. Кузмине ("Нездешний ветер", 1936), А. Белом ("Пленный дух", 1934) и др., соединяя черты художественной мемуаристики, лирической прозы и философской эссеистики, воссоздают духовную биографию Цветаевой. К прозе примыкают письма поэтессы к Б. Л. Пастернаку (1922-36) и Р. М. Рильке (1926) - своего рода эпистолярный роман.

Конец пути

В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей; покончила жизнь самоубийством.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Часть 1. М И Р Дом Мелеховых Ильинична Григорий Мелехов Дуняша Петро Пантелей Прокофьич Митька Коршунов Обыкновенность, заурядность Воинственная заурядность Исключительность, сложность Аксинья (любовь) Наталья (брак) Степан Астахов Любовь-ненависть Дед Гришака воля чужой выбор неволя с вой выбор

Слайд 2

Часть 2. Начало крушения казачьего мира Моховы Лиза Коршуновы Митька конфликт Наталья Григорий Ягодное МИР ДОМ ПРИЗЫВ Штокман Аксинья агитация любовь + рождение ребенка мнимый дом и мнимое разрешение всех проблем К ак освобождение! возвращение и попытка самоубийства

Слайд 3

Часть 3. ВОЙНА! Наталья (возвращение) Штокман (арест) (Попытка восстановить) Мирная сцена уборки жита МИР ВОЙНА «Сполох!» Крушение мира Проверка человека Прокофьич Наталья - Дарья Григорий Чубатый Евгений Листницкий Убийство пленного венгерского гусара «Мне всё можно!» Боевое крещение (убитый австриец) Встреча с Петро Ранение и подвиг Госпиталь. Г аранжа Возвращение в Ягодное. Расправа Домой! Аксинья Смерть дочери + посещение клиники царскими особами

Слайд 4

Часть 4. Развал фронта. Деградация МИРА. Октябрь 1916 – октябрь 1917 I. Линия ГЕРОЯ Григорий Мелехов Петро Митька Коршунов «несложна и пряма жизнь» «шёл в гору» «гнула война» Спасение Степана Астахова Полный бант крестов Производство в офицеры Рождение детей

Слайд 5

II. Линия Евгения Листницкого От перевода в армию «по требованию чести»… Конфликт с военно-революционным комитетом Перевод в 14-ый полк (диалог с Атарщиковым ) Петербург … к доносу (Бунчук) Расстрел Калмыкова ( гл. XVII) Август 1917 – УЖЕ гражданская война Часть 4 (продолжение) Развал фронта. Деградация МИРА.

Слайд 6

III. Линия ИСТОРИЧЕСКАЯ Октябрь 1916. Прокламации на франте Новое в казаках на фронте Февраль 1917. Казаков в тыл – усмирять Июль 1917. Назначение Корнилова верховным главнокомандующим Мятеж Корнилова и Каледина …и его поражение Октябрь 1917. казаки отказываются защищать Зимний дворец Развал фронта Часть 4 (продолжение) Развал фронта. Деградация МИРА.

Слайд 7

Часть 5. Два лагеря. Казаки-фронтовики, вернувшиеся на Дон (осень 1917) Правительство Дона ( Каледин и генералы) ИДЕЯ: Автономия Дона и сопротивление влиянию Москвы Военно-революционный комитет (ВРК) Дона ИДЕЯ: Утверждение советской власти и противостояние белому движению Новочеркасск Попытка компромисса? Формальность – для обеих сторон Поддержка белой Добровольческой армии Соединение с Красной армией. Начало репрессий на Дону Ее поражение и уход на Кубань Действия красноармейцев в казачьих станицах Самоубийство Каледина . Обреченность правительства Дона Сопротивление казаков Экспедиция Подтёлкова Разгром и казнь его отряда Образование Верхне-Донского округа и самообороны казаков

Слайд 8

Часть 5. Два лагеря (линия героя). Григорий Мелехов Начало гражданской войны на Дону У красных Изварин: автономия Дона Подтёлков : Советская власть и большевики Бой под Глубокой. Убийство Чернецова и офицеров Домой! «Мира и тишины хотелось…» Вести о злодействах красных. Сполох! Мобилизация против экспедиции Подтёлкова В отряде самообороны ст. Вёшенской (нежелание воевать!) Казнь отряда Подтёлкова 2 3 4 ? 1

Слайд 9

Часть 6. «Чужой». (Движение исторического времени в ч. 6) Апрель 1918. Интервенция и развитие гражданской войны. Следом за красными – ВЧК и трибуналы. Р асстрелы Развал фронта у казаков. Верхнедонские казаки открывают фронт для Красной армии Красная армия ведет наступление на юг. На ее пути – донцы. Разделение казаков: жестокая борьба за власть и месть – с обеих сторон Восстание верх. - донских казаков – реакция на репрессии Начало продразвёрстки Установление Советской власти на Дону Григорий самовольно покидает полк. Позже – Петро. Расстрел стариков. Арест Пантелея Прокофьича . Расправа над Иваном Алексеевичем Мишка Кошевой мстит за убитых

Слайд 10

Часть 6. «Чужой». (Линия героя.) Степан Астахов «Домой потянуло – всё бросил и поехал…» Григорий «Не знаю…» Петро «Я на свою борозду попал. С нее меня не спихнёшь!» Михаил Кошевой «В ней, в этой войне, сватов, братов нету». Пантелей Прокофьич «Я, сынок,.. п оджился неплохо…» Ильинична «Бога не забывай!» «Некуда податься!» Самовольно покидает полк. Злоба на красных Чужой в верх. - дон. войске Первая встреча с красными дома « Рыжебровый » Александр из Луганска Всякие! Побег из дома Начало Вёшенского восстания Командир Вёшенского полка. Гибель Петра. Месть «Это им платёж за Петра» Сомнения «Против кого веду? Кто же прав?» «Кровь легла промеж нас, но ить не чужие мы!» (Спешит спасти Ив. Ал. и Мишку Кошевого)

Слайд 11

Часть 7. «Разгром». Повстанческая армия Верхнего Дона СОЕДИНЕНИЕ с белой Донской армией «А хрен редьки не слаже …» Григорий Мелехов Красные? Белые? Гибель деда Сашки «Я для них белая ворона…» СЕМЬЯ ВОЙНА « Прилюбила смерть наш курень…» «Как набьют нам, так и прикончится…» Смерть Натальи Смерть Дарьи Разорение дома Тиф у Аксиньи Смерть Пантелея Прокофьича Распад Донской армии «Народ нельзя победить» (англ. лейтенант Кэмбелл ) Отступление с белыми и тиф Очнулся в пути… ПЕСНЯ! Финал: Эвакуация в Новороссийске. Март 1920. НЕТ места казакам на уходящих в Крым пароходах…

Слайд 12

Часть 8. Агония и последние потери. Ильинична Дуняшка Аксинья Григорий Мелехов Михаил Кошевой Демобилизация и возвращение на хутор «Он ехал домой, чтобы… взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей …» «Рановато я взялся за хозяйство, поспешил…» Возвращение репрессивной политики советской власти в отношении казачества Угроза ареста и побег из дома Желание бороться с «контрой» Нет места! Нашел место Встреча с Фоминым «Деваться некуда… вступаю в твою банду» Председатель хуторского ревкома Страх перед местью Неспособность решать проблемы Уход. Решение начать новую жизнь с Аксиньей на чужбине Гибель Аксиньи Медленное умирание Григория Весна: возрождение и возвращение ДОМОЙ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Судьба Григория Мелехова в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» Нет, хороший казак, только вот чудной какой-то… М. Шолохов. Тихий Дон.

Слайд 2

Образ Григория Мелехова — центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа. Место персонажа в произведении Портрет Петра Глебова в роли Григория Мелехова из к/ ф "Тихий дон» (1957г.)

Слайд 3

Прототипом стал казак Харлампий Ермаков, его «военная биография» хорошо была известна писателю, и основные ее вехи использованы писателем в биографии центрального героя романа. Но «прототип Григория Мелехова Харлампий Ермаков, по словам хорошо знавших его людей, был лишен того, что "Шолохов вдохнул в душу Григория, - страсти, обаяния, мучительного искания правды "». Прототип героя Портрет Харлампия Ермакова

Слайд 4

«Григорий, в отца попер : на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое ». Внешность героя Григорию Мелехову исполнилось всего лишь 18 лет, когда впервые мы встречаемся с ним на первых страницах романа. Уже портретная характеристика, соотнесенная с только что поведанной историей его деда Прокофия , создает впечатление о человеке ярком, по-юношески порывистом и неукротимом. Портрет Петра Глебова в роли Григория Мелехова из к/ ф "Тихий дон» (1957г.)

Слайд 5

Григорий - настоящий, типичный казак, бедовый и честный, каких становится все меньше. От внимания читателя не ускользает и некоторая " звероватость " главного героя. Однако эта " звероватость " несколько иного свойства, характерного для степного существа, живущего в гармонии с окружающей его средой. О горячей, неуёмной крови, пылающей в жилах Григория, говорят и восточные "чуть косые прорези" глаз, полученных в наследство от бабки-"черкешенки" ("турчанки" по-казачьи). Возможно от нее Григорий унаследовал и некоторую мечтательность, неплохой голос и дар пылкой, самозабвенной любви. Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ ф "Тихий дон» (1957г.)

Слайд 6

Основные черты характера: Диковатый, « взгальный », « истованный черкесюка », но в то же время человечен и прост , чуток и наблюдателен , ради своей цели идет напролом. Всем существом своим сопротивляется он лжи, насилию. В нем с детства воспитана любовь к земле, природе, животному миру. В характере у Григория как раз много черт, которые незаменимы в ратном походе: неподдельное бесстрашие, товарищество, презрение к опасностям и превратностям судьбы . Из этих черт и складывается тот душевный дар, которым наделен Григорий, - его человечность . Характер героя Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ ф "Тихий дон» (1957г.)

Слайд 7

Григорий — простой и малограмотный казак, но характер его сложен и многогранен. Автор наделяет его лучшими чертами, присущими народу. Главным для Григория являются великодушие, доброжелательность, отзывчивость, трудолюбие (это главные ценности у Мелеховых). Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ ф "Тихий дон» (1957г.)

Слайд 8

Путь Григория Мелехова в романе

Слайд 9

Григорий – выходец из середняцкой семьи, которая привыкла сама трудиться на своей земле. До войны мы видим Григория мало задумывающимся над социальными вопросами. Семья Мелеховых живет в достатке. Григорий любит свой хутор, свое хозяйство, работу. Труд был его потребностью. Не раз во время войны с глухой тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: « Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы ». Кадр из к/ ф "Тихий дон» (1957г.)

Слайд 10

Эти два эпизода сыграли переломную роль в жизни Григория. Гаранжа вселил в него дух революции, а измена Аксиньи и разрыв с ней озлобили его, но с другой стороны - сделали свободным. Теперь Мелехову нечего было терять, ничто не мешало ему примкнуть теперь к красным. Вообще этот разрыв в известной степени обусловил всю дальнейшую историю Григория, сомнения и метания, поступки и действия на полях сражений. 1. После боёв на австрийском фронте, Григорий попадает в госпиталь. Там он оказывается в одной палате с украинцем Гаранжой . 2. Григория ждали сразу два потрясения - смерть маленькой дочери и известие об измене Аксиньи. Переломные моменты в жизни героя Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ ф "Тихий дон» (1957г.)

Слайд 11

Первая Мировая война Первая Мировая война разрушает всё в сознании Григория. Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони». Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. « Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой », - жалуется он брату Петру. Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ ф "Тихий дон» (1957г.)

Слайд 12

Во время I мировой войны Григорий храбро сражался, первым из хутора получил георгиевский крест, но война не принесла ему ничего хорошего. Шолохов, сосредоточив внимание на внутренних превращениях героя пишет следующее: « С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства ». Кадры из к/ ф "Тихий дон» (1957г.)

Слайд 13

Война заставляет Григория по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Он видит, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам. Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ ф "Тихий дон» (1957г.)

Слайд 14

Во время революции поиски правды Григорием продолжаются. После спора с Котляровым и Кошевым , где герой заявляет, что пропаганда равенства – лишь приманка, чтобы ловить невежественный народ , Григорий приходит к выводу, что глупо искать единую всеобщую правду. У разных людей – своя разная правда в зависимости от их устремлений. Война представляется ему как конфликт между правдой русских крестьян и правдой казаков. Крестьянам нужна казачья земля, казаки защищают ее. Петр Глебов в роли Григория Мелехова из к/ ф "Тихий дон» (1957г.)

Слайд 15

Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…»

Слайд 16

С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека — всегда в центре внимания Михаила Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, как труден выбор истинного пути.

Слайд 17

Использованные источники: http://fb.ru/article/138260/grigoriy-melihov---harakteristika-i-tragediya-geroya-obraz-grigoriya-melihova-v-romane-tihiy-don http://bigreferat.ru/360906/1/ Трагедия_Григория_Мелехова_в_романе_Тихий_Дон . html http://www.gostevushka.ru/gb/guru/2306.html http://voynablog.ru/2012/08/31/sochinenie-na-temu-donskie-kazaki-i-smuta-na-primere-sudby-grigoriya-melexova-po-romanu-sholoxova-m-a-tixij-don/ http://xreferat.ru/50/4738-1-tragediya-grigoriya-melehova-v-romane-tihiiy-don.html



Предварительный просмотр:

I группа (А)

Каков уклад жизни и воспитание в семье Мелеховых?

  1. Пантелей Прокофьевич, каким он был по характеру?
  2. Каковы были порядки в семье, воспитание?
  3. Как это сказалось на детях, хозяйстве?

I группа (Б)

1917 год. Революция, как восприняли её казаки, Григорий Мелехов?

Книга I, часть 5, гл. II, книга вторая, часть 5,  гл. XIII

  1. Как и почему так реагируют на свершившуюся революцию казаки?
  2. Григорий Мелехов. Почему он принимает революцию 1917 года, хотя во многом сомневается?
  3. Изварин, Подтёлков,  их влияние на Григория Мелехова.
  4.  Каково душевное состояние Григория после такой политической мешанины, почему он переходит на сторону белых?

I группа (В)

Демобилизация, возвращение в хутор.

Книга IV, часть VIII, гл. VII

  1. Что решил делать после демобилизации Григорий?
  2. Каким он увидел хутор, свою семью, подворье?
  3. Что требует от Григория Михаил Кошевой?
  4. Что опять вынужден делать Григорий?

II  группа  (А)

Запретная любовь Григория  к Аксинье.

Книга первая, часть 1, гл. IX, X, XII.

  1. Какой была любовь Григория и Аксиньи?
  2. Почему была такая негативная реакция казачества хутора на их любовь?
  3. Какое решение в семье Мелеховых было принято?
  4. Бунт Григория Мелехова

II группа (Б)

1918 год. Гражданская война. Сомнение в справедливости большевистской власти.

Книга III, часть IV, гл. IX

  1. Чего достиг Григорий Мелехов, служа в белой армии?
  2. Чего не допускает он в казачьей части, которой он командует?
  3. Да, Григорий достиг многого, но что постоянно крутится у него в голове, что бы он лучше делал, несмотря на свои заслуги?
  4. Почему он одинок?

II группа (В)

В банде Фомина.

Книга четвёртая, часть 8, гл. XI

  1. Как попал в банду Фомина Григорий?
  2. Как себя представляют члены банды Фомина, а как обстоят дела на самом деле?
  3. Что делает Григорий Мелехов?

III  группа (А)

Книга первая, часть 2, гл. XXI, часть 3, гл. V

1914 год. Призыв на службу в армию.

  1. Как и почему так реагируют на свершившуюся революцию казаки?
  2. Григорий Мелехов. Почему он принимает революцию 1917 года, хотя во многом сомневается?
  3. Изварин, Подтёлков,  их влияние на Григория Мелехова.
  4.  Каково душевное состояние Григория после такой политической мешанины, почему он переходит на сторону белых?

III группа (Б)

Отчаяние, ожесточение, возвращение в хутор.

Книга III, часть VI, гл. X, XVI, XX

  1. Что делают красные на базу у Мелеховых?
  2. О чём Григорий узнаёт  у Аникушки на гулянке?
  3. Что он вынужден делать и почему?

III группа (В)

В поисках обетованной земли.

Книга IV, часть 8, гл. XIII- XIV

  1. Изгнанник, неприкаянный, что делать, куда идти Григорию?
  2. О чём он сожалеет и мечтает в столь тяжёлое время?
  3. К чему привёл его очередной поиск своей дороги, обетованной земли?

IV группа (А)

Преодоление жизненных испытаний, мужание Григория.

    Книга первая, часть 3, гл. XXIV

  1. Что ожидало Григория Мелехова в Ягодном, когда он приехал в отпуск со службы?
  2. Что решает делать?
  3. Куда опять после отпуска отправляется, что делает?
  4. Что меняется в его жизни, убеждениях?

IV группа (Б)

Служба у белых, резкий взлёт воинской карьеры

Книга III, часть 6, гл., XXXIV-XXXVI

  1. За кого и кому мстит Григорий?
  2. Каких воинских чинов он достиг?
  3. Какая жестокая расплата постигла его?
  4. Чем заканчивается служба в белой армии для Григория?

IV  группа (В)

Финал тяжкого пути познания истины.

Книга IV, часть 8, гл. XVII

  1. Куда и зачем возвращается Григорий, что бросает в полынью Дона?
  2. На что он решился?
  3. Что он собирается сделать?
  4. Каким в финале романа мы видим Григория Мелехова?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обзор литературы второй половины XX в.

Слайд 2

Периодизация литературного процесса I период - 90-е годы – 20-е годы (завершение Гражданской войны). II период – 20 – 40-е гг. (до начала Великой Отечественной войны. III период – 1941 – 1956 гг. (до начала «оттепели»). IV период 1956 -1991гг. (до развала СССР). V период 1991 -2000гг. (новейший этап – условная граница)

Слайд 3

Тематика русской литературы XX века В 50-60-е гг. – переосмысление роли войны, раскрытие противоречий в мирной жизни («Судьба человека» М. Шолохова, «Районные будни» В. Овечкина). Появление нового поколения писателей, которые критически подходили к истории и к современной жизни народа и государства: В. Аксёнов, В. Дудинцев, И. Бродский, А. Солженицын и др. Интерес писателей к нравственным конфликтам (В. Розов, А. Вампилов, А. Володин).

Слайд 4

Тематика русской литературы XX века В 60-70-е гг. – взлёт поэзии: Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Казакова, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Н. Рубцов. Интересна «деревенская проза»: Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин, Б. Можаев . Возникает авторская песня: А. Галич, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Ю. Ким и др.

Слайд 5

Тематика русской литературы XX века В 80-90-е гг. стали доступны произведения писателей русского зарубежья: В. Набокова, И. Бродского и др. Появляются недоступные ранее для читателей произведения: «Реквием» А. Ахматовой, «Окаянные дни» И. Бунина, «По праву памяти» А. Твардовского.

Слайд 6

Великая Отечественная война заново приучила людей принимать решения и действовать самостоятельно нарушила полную самоизоляцию сталинской державы активизировало уничтоженное было христианство Надежда на демократизацию и либерализацию

Слайд 7

Усиление тоталитаризма изолирование вчерашних военнопленных, депортация в восточные районы ряда обвиненных в « коллективном предательстве» народов, арест и вывоз в отдаленные районы инвалидов войны «Страшное восьмилетие было долгим. Вдвое дольше войны. Долгим, ибо в страхе отшелушивались от души фикции, ложная вера; медленно шло прозрение. Да и трудно было догадаться, что ты прозреваешь, ибо прозревшие глаза видели ту же тьму, что и незрячие» (Д. Самойлов)

Слайд 8

« Ждановщина » 14 августа 1946 года Постановление ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства «О журналах «Звезда» и «Ленинград». «Пошляки и подонки литературы» Зощенко и Ахматова. 4 сентября 1946 год. «О безыдейности в кинематографе». Февраль 1948 года. «О декадентских течениях в советской музыке ». М.М. Зощенко

Слайд 9

«Теория бесконфликтности» «В советском обществе нет оснований для рождения антагонистических конфликтов, есть только конфликт между хорошим и лучшим». «Удручающе одинаковы эти вязкие книги! В них стереотипны герои, тематика, начала, концы. Не книги, а близнецы – достаточно прочитать их одну-две, чтобы знать облик третьей» ( В. Померанцев «Об искренности литературы, 1953)

Слайд 10

Размышляющая очерковая проза 1952 год . В. Овечкин «Районные будни». Цикл из 5 очерков. Факты реальной жизни людей из глубинки, положение колхозных крестьян (трудодни, отсутствие паспортов). Образ советского бюрократа –функционера Борзова противопоставлен образу «душевного» Мартынова. Прежний волевой управленец и новый самостоятельный хозяйственник. 1953 год . В. Тендряков «Падение Ивана Чупрова». Председатель колхоза обманывает государство ради блага своего колхоза. Нравственное перерождение человека, корыстно использующего свое положение в обществе. 1953 год. Г. Троепольский «Записки агронома». Цикл сатирических рассказов о деревне. 1955 год. По мотивам повести В. Тендрякова «Не ко двору» «Будни послевоенной деревни»

Слайд 11

1954 год. Второй Всесоюзный съезд писателей Дискуссии на страницах «Литературной газеты»: Вопрос о характере героя литературы Вопрос о лирике. 1955 год . Выход толстых журналов: «Дружба народов», «Иностранная литература», «Нева». 1956-57 годы - «Молодая гвардия», «Вопросы литературы» и др. « Советский народ хочет видеть в лице своих писателей страстных борцов, активно вторгающихся в жизнь, помогающих народу строить новое общество. Наша литература призвана не только отражать новое, но и всемерно помогать его победе».

Слайд 12

Во главе Союза писателей стал А.А. Фадеев, который пытался добиться изменения стиля руководства в Союзе писателей и его отношений с ЦК КПСС. Но эти попытки привели к его опале, а затем и к самоубийству.

Слайд 13

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня,- кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература – этот высший плод нового строя – унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать худшего. Чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти – невежды. Из предсмертной записки:

Слайд 14

«Мнение народа» 1957год. Травля Б. Пастернака. 1963 год. «Окололитературный трутень» И. Бродский арестован. 1965 год. За «антисоветскую агитацию и пропаганду» арестованы А. Синявский и Ю. Даниэль (публикация за рубежом сатирических произведений за рубежом) 1970 год. Нобелевская премия Солженицыну. 1974 год. Лишение советского гражданства. 1970 год. Разгром «Нового мира» «Письма трудящихся» - гневные послания от лица рабочих и пр. «Мнение народа» оспаривать было невозможно. Внесудебные формы расправы: людей принудительно помещали в специальные психиатрические больницы

Слайд 15

Проза 1956 год. В.Дудинцев . Роман «Не хлебом единым». 1956 год. П. Нилин «Жестокость» 1957 год. С. Антонов. «Дело было в Пенькове » 2005 год. С. Говорухин

Слайд 16

1946 год . В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Война показана через быт простых солдат. Победу в войне одержали не генералы и маршалы, а народ. «окопная» правда о войне «Лейтенантская проза» 1959 год. Г. Бакланов «Пядь земли» и др. 1957 год. Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» и др. 1963 год. К Воробьев. Повесть «Убиты под Москвой» и др. 1969 год. Б. Васильев. «А зори здесь тихие» и др. Судьба человека в нечеловеческих условиях. Истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что стало предметом раздумий героев и их авторов.

Слайд 17

1964 год. С. Залыгин «На Иртыше». Коллективизация 30-х годов в сибирской деревне – трагедия гибели многовекового крестьянского уклада с глубокими, культурными традициями. 1966 год. В. Белов «Привычное дело». Чудовищно несправедливая жизнь вологодского колхозника и его жены. «Крестьянский космос» наполнен поэзией, любовью, мудростью . 1970 год. В. Распутин. « Последний срок». Смерть деревенской старухи Анны – спокойный и сознательный переход от земного существования к иной жизни. Проблемы жизни и смерти. Деревенская проза 60-70-х годов 1952 год. В. Овечкин «Районные будни». 1956 год. А.Яшин . Рассказ «Рычаги». Руководители колхоза до, во время и после партийного собрания. Нормальные люди превращаются в «рычаги» власти. «Деревенщики»

Слайд 18

Основные черты поэтики «деревенщиков»: очерковость , исследовательский характер произведений; деревня – символ противостояния Цивилизации и Природы; лирическая (эмоциональная, субъективная) деталь и социально-бытовая деталь

Слайд 19

«Лагерная проза» 1954-1973 годы. В.Т. Шаламов пишет «Колымские рассказы» ( публ . 1978 год в Лондоне, 1988) 1964-1975 годы. Ю.О. Домбровский пишет «Факультет ненужных вещей» ( публ . 1978 Франция) 1962 год. А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича» ( публ . 1962) «Эту повесть о- бя - зан про- чи -тать и выучить наизусть — каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза» (А.А Ахматова)

Слайд 20

Отношение человека к природе. Объектом постоянного внимания художников слова в 50-80-е годы становится традиционно важная для русской литературы тема человека и природы. Это и глубоко лирическое восприятие природы, и тема её сохранения, и отражение животворной связи человека с землёй и окружающим миром, трепетное отношение к природе, которое сталкивается с холодностью и чёрствостью людей.

Слайд 21

Образы дивной сибирской природы находят воплощение в повести В.П.Астафьева «Царь – рыба», отмеченной Государственной премией. Нравственные проблемы, поставленные в повести, тесно соединяются с проблемами экологичности .

Слайд 22

Б.Л.Васильев. Героем романа «Не стреляйте в белых лебедей» является Егор Полушкин. Его трепетное отношение к природе сталкивается с холодностью и чёрствостью людей и приводит героя к гибели.

Слайд 23

«Бронзовый век» Евтушенко Е. Вознесенский А. РождественскийР . Ахмадулина Б. Окуджава Б. Соколов В. Куняев С. Горбовский Г. Рубцов Н. Жигулин А. Наровчатов С. Слуцкий Б. Друнина Ю. Самойлов Д. Левитанский Эстрадная лирика Тихая лирика Фронтовая лирика Оттепель - период расцвета поэзии в литературе

Слайд 24

Особенности эстрадной поэзии Яркие образы, легко воспринимающиеся на слух Рубленая фраза (возврат к поэтике футуризма) Тема поэзии, политические темы

Слайд 25

Авторская песня Романтическая «песня странствий»: образ друга образ пути Сатирическая «песня протеста» (А. Галич, Ю. Ким, В. Высоцкий)

Слайд 26

Драматургия лиризм, повышенная субъективность, свойственные литературе оттепели, жанр мелодрамы Афиногенов А. «Машенька» Арбузов А. «Таня» Леонов Л. «Обыкновенный человек» Розов В. Зорин Л. Володин А. Алешин С. Радзинский Э. Рощин М. повседневная жизнь людей (тонкая, деликатная поэзия), их житейские хлопоты (острый драматизм)

Слайд 27

1954 год. «В добрый час!» 1957 год. «В поисках радости» 1957 год. «Вечно живые» «Розовские мальчики» совершают выбор между принятыми эталонами и собственной индивидуальностью, активно сопротивляются стандарту, ищут свою систему координат. Лирический пафос пьес – сплав сострадания, юмора, слёз и улыбки, иронии и патетики. Розов Виктор Сергеевич (1913-2004)

Слайд 28

«Пять вечеров» 1966 год. «Старшая сестра» «С любимыми не расставайтесь» Александр Володин Герои пьес Володина – интеллигенты: беззащитны, ранимы, предпочитают страдать сами, а не причинять боли близким людям, поэтому они особенно нуждаются в сочувствии и понимании. (1919-2001) 1963 год. «Таня» 1964 год. «Мой бедный Марат» Голос автора как голос поколения . Молодой герой, самоуверенный, входящий в жизнь и надеющийся обустроить её заново. В поисках счастья проходит жизнь Алексей Арбузов (1908 -1986)

Слайд 29

Александр Валентинович Вампилов (1937-1972) 1967 год. «Старший сын» 1967 год. «Утиная охота» Произвёл революцию и в русской драматургии , и в русском театре.

Слайд 30

Театр Вампилова Мелодрама 1960-х годов Театр экзистенциализма переосмысление роли своего поколения: «звёздные мальчики» представлены как «потерянное поколение» отношение как к парадоксальному эксперименту, нацеленному на проверку главного вопроса его творчества ЧТО ЕСТЬ СВОБОДА? «пороговая ситуация» (именно на «пороге» выявляется подлинная цена и значение свободы) Современный городской фольклор анекдотические сюжеты – атмосфера комическо-абсурдного лицедейства