методические разработки

Рубанова Зоя Сергеевна

Управление образования администрации  г. Белгорода

 

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Лицей № 38»

 

image

 

 

 

 

УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«Чудо поэтического слова»

 

Литература

6 класс

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

Рубанова Зоя Сергеевна

 

 

 

 

Белгород

2011г

Тема урока: «Чудо поэтического слова»

 

Цели:

образовательные:  организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению поэтического слова, развивать у школьников умения на материале стихов русских и советских поэтов чувствовать и понимать художественное слово, обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания с учётом своего познавательного стиля;

развивающие: содействовать формированию и  пробуждению интереса к лирической поэзии, развитию навыков в определении понятий о метафоре, эпитете, сравнении;

воспитывающие: помочь учащимся в формировании культуры восприятия поэтического слова, привить любовь к поэзии.

 

Оборудование:

      1. Репродукции И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Февральская лазурь».

  1. Слайды о природе.
  2. На доске запись определений эпитетов, метафор, сравнений.
  3. Музыкальное сопровождение.

 

Тип учебного занятия: учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.

 

Логика урока: мотивация – актуализация комплекса знаний и способов деятельности – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации – контроль – коррекция – рефлексия.

 

Эпиграф:

«В каждом слове бездна пространства...»

Н.В. Гоголь.

 

ХОД УРОКА

1.Слово учителю.

На уроках литературы, изучая произведения, стихотворения, мы работаем со словом. Слово - одна из великих загадок поэзии и прозы. Вот что об этом говорят великие люди.

«В каждом слове бездна пространства...». Н.В. Гоголь.

«Да, есть слова, что жгут как пламя,

Что светят вдаль и вглубь до дна» А.Т. Твардовский.

«И слово движет. И земля горит». Е.М. Винокуров.

«Живой да будет каждая строка». Н.Н. Матвеева.

«С наукой смыкается точной

Точная точность стиха». B.C. Шефнер.

«Слов меченые атомы». Л.К. Татьяничева.

«Чтоб... рыбкой золотой сверкнуло слово». М.А. Светлов.

Попадая в художественный контекст, слово преображается, оно часто приобретает не одно, а несколько значений. Иногда вы подбираете подолгу слова, чтобы точнее передать содержание книги, образ героя; красоту лирического стихотворения, выразительность картины.

 

2.Творческая работа. Сейчас вы просмотрите слайды и подберете нужные слова, словосочетания, предложения к увиденному,

  • розы - великолепные; цветущие; кажется, что они смотрятся как ковер; так и хочется вдохнуть аромат.
  • море - ласковое, спокойное, бескрайнее.
  • костер - языки пламени; Разгораясь, потрескивают сучья.

Вспоминают стихотворения И. Бунина «Костер»:

  • Ворох листьев сухих все сильней веселей разгорается       

И трещит и пылает костер.

  • Пышет пламя в лицо, теплый дым на ветру развивается Затянул весь лесной косогор... И. Бунин.
  • Озеро «Рица». Озеро - жемчужина Абхазии, оно находится высоко в горах.

 

3 Вывод учителя. Работая со слайдами, вы старались более точно, красочно описать увиденное. А выразить свои чувства вам помогли слова и изобразительные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения. Речь без них была бы беднее, менее выразительна.

Давайте вспомним определения изобразительных средств.

 

4.Индивидуальные задания. Сообщения о метафоре, эпитете, сравнении.

 

5.Вывод учителя о художественных изобразительных средствах языка.

Вот почему мастер слова так напряженно и кропотливо ищет то единственное слово, которое, вставив в строку, заставит ее звучать по-новому. Об этом В. Маяковский говорил так:

Поэзия - та же добыча радия.

В грамм добыча,

В год труды. Изводишь

Единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

 

6. Проверка домашнего задания.

А теперь посмотрим, сколько тонн словесной руды извели вы, составляя стихотворение по предложенным рифмам.

1.  ... тает                                             2. ... одетый

... земли                                              ... ждет

... расцветает                                      ... согрето

... журавли.                                         ... поет.

2-3 ученика читают получившиеся у них стихи и сообщают, как работали со словом.

В творческой работе вы попытались найти нужные слова, думая о смысле. Ясно, что стих должен получиться о природе, весне.

А теперь посмотрим, как приход весны с помощью точных деталей описал поэт А.К. Толстой.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

 

7. Беседа по вопросам:

Каким настроением пронизано это стихотворение?

Отметим наблюдательность поэта, хорошее знание природы, найдём яркие, интересные выражения.        

 

8. Выступление учащихся со своими стихами, которые были напечатаны в школьном альманахе «Полёт мечты».

 

9. Назвать, кого из писателей вы любите и за что?

Примерные ответы:

  • Я полюбил Фета, написавшего про обожжённые морозом георгины. Представьте себе…Сентябрь. Облетают листья. Ночью был первый мороз. Ещё вчера цвели георгины. А сегодня? Что случилось с ними? Как бы сказали об этом житель города? Они подумали и сказали бы: «Надо их вытащить и вскопать клумбу». А поэт написал:

Осыпал лес свои вершины.

Сад обнажил своё чело.

Дохнул сентябрь. И георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Метафоры: дохнул сентябрь, дыханьем обожгло, позволяют представить, как налетел холодный ветер, как будто ледяной великан, дохнул на сад - и заморозок. Георгины поникли, почернели, будто обгорели.

  • Я полюбила Ф.И. Тютчева, открывшего нам сказку очаровательного
    зимнего леса.

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою

Чудной жизнью о блестит.

 

10. Творческое задание: Сравнить репродукции двух картин И. Шишкина «Зима» и И. Грабаря «Февральская лазурь». Какая из них больше соответствует прочитанному стихотворению по настроению? На обеих картинах изображен прекрасный зимний лес. Примерные ответы.

«Зима» Шишкина - поможет понять тютчевские метафоры «под слой бахромою» «легкой цепью пуховой».

«Февральская лазурь» Грабаря - пронизана солнцем, морозом, больше соответствует сказочной интонации стихотворения.

-   А мне нравится стихотворение В.А. Луговского «Медведь». Вы,
наверное, все любите плюшевые игрушки. Вот и маленькая героиня
стихотворения любит Медведя, которого ей подарили. Это ее единственный
друг и радость. Девочка так одинока. Ее оставили дома одну, да еще и в
праздник!

Кто твою хозяйку приголубит?

Мать с отцом встречают

Новый год,

Домработница танцует в клубе,

К девочке мохнатый сон идет.

Девочка засыпает, и ей то ли снится, то ли чудится, что ее любимый медведь уходит.

Неужели зверь уйдет навсегда от маленькой хозяйки, которой так одиноко, которой он так нужен?

Если хотите узнать об этом - прочитайте стихотворение сами.

 

11. Рекомендации учащимся по уроку читает учитель, они вывешиваются на доске. (Дети записывают).

  1. Учись работать со словом, старайся увидеть яркие строчки - образы, ощутить их неповторимость.
  2. Используйте изобразительные средства языка в своей речи. Говорите красиво!
  3. Вдумчиво вчитывайтесь в текст, выделяя основную мысль.
  4. Учись видеть в обыкновенном необычное.

 

  1.  Разгадай кроссворд.
  1. Сравнение.
  2. Дактиль.

3. Хорей.

4. Олицетворение.

5. Метафора.

  1. Изображение одного предмета путем сравнения его с другим.
  2. Трехсложный размер с ударением на первом слоге /—/.
  3. Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие нечетные слоги /- - /.
  4. Изображение неживых предметов в виде живых существ: вьюга злилась.
  5. Слово или выражение, употребляемое в переносном смысле, вместо другого слова (шляпка гриба, ручка двери ...).

 

  1. Д/з.  Проанализировать понравившееся стихотворение русских поэтов: Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Е.А. Баратынского, И.С. Никитина, А.Н. Майкова.
  2.  Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon семинар "Причастие"162.5 КБ
Microsoft Office document icon Урок-пролог 288 КБ
Microsoft Office document icon урок-письмо284 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации  г. Белгорода

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Лицей № 38»

УРОК-СЕМИНАР 

 «Причастие»

Русский язык

7 класс

Учитель:

Рубанова Зоя Сергеевна

Белгород

2013


Тема урока: «Причастие» (семинар)

Цели:

образовательные: содействовать закреплению теоретических сведений, полученные по теме «Причастие»; провести систематизацию знаний; формировать умения правильного определения категории причастия, правописания причастий, находить и выделять знаками препинания причастный оборот; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению семантической, словообразовательной и грамматической разницы между причастием, прилагательным и глаголом;

развивающие: развивать умение правильно применять изученные правила, способствовать формированию интереса к особой форме глагола – причастию, активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии;

воспитательные: развивать умения и навыки как коллективной, так и индивидуальной исследовательской и поисковой деятельности, формировать чувство ответственности за результат команды, вырабатывать умения выступать, отстаивать свою тему.

Оборудование: выставка книг по теме урока, таблицы по теме «Причастие», вопросы к семинару, разноцветные карточки для выполнения заданий в зависимости от уровня сложности.

Учебник: М.М. Разумовская «Русский язык, 6 класс».

Тип урока: систематизация знаний, умений учащихся и способов деятельности.

Форма семинара: групповая, по характеру – научно-познавательная.

Методические приёмы:

  1. работа в группах по карточкам;
  2. исследовательская работа с текстами;
  3. индивидуальная творческая работа по составлению лингвистического рассказа или сказки о причастии.

ХОД СЕМИНАРА

I. Слово учителю. 

1.Читает наизусть строки:

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю

Глагол по значению напоминаю.

(П. Чесноков)

О чем эта загадка? (о причастии)

2. Читаем высказывание В. Даля: «Причастие - это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного».

Вопрос: Как вы понимаете смысл этого выражения? Что значит «причастный»?   (имеющий  непосредственное отношение)

II. Сообщается тема и цель урока, уточняется его форма. Знакомство с выставкой лингвистической литературы.

III. Выступления по группам (задания были известны заранее).

  1. группа работает по вопросу «Что такое предложение, как оно строится, нужен ли порядок слов в предложении, от чего зависит интонация предложения, роль пауз?».
  2. группа рассказывает о причастии и причастном обороте в предложении.
  3. группа работает по опорным схемам: «Орфограммы причастия», предлагают несколько вопросов по правописанию.
  4. группа составляет рассказ или сказку о данной части речи (можно проявить творчество и предложить свой вариант).
  5. группа подбирает тексты разных стилей и указывает причастия и причастные обороты в них, определяет роль данной части речи. Подтверждается вывод о том, что причастия более употребительны в письменной речи, в научном и научно- популярном стиле.

IV. Практические тренировочные упражнения на закрепление темы «Причастие» (оценивает жюри из учащихся 9-го класса).

Каждая группа выбирает карточку по мере трудности: баллы: жёлтая – 4, зелёная – 6, синяя – 8, красная – 10

V. Подведение итогов семинара (отмечается лучшая творческая группа, лучшие выступления учеников).

VI. Рефлексия.

Ребята, с помощью цветных магнитов оцените наш урок по тем критериям, которые написаны на магнитной доске, и прикрепите в соответствующую колонку.

Д/з: используя причастия, опишите наш урок в виде отзыва.

Вопросы к семинару

  1. Что такое предложение? Как оно строится? Нужен ли вообще определенный порядок слов в предложении?
  2. От чего зависит интонация предложения? Какова роль пауз в предложении? Как связана интонация с пунктуацией?
  3. Сколько сообщений в простом предложении? Как они выражаются?
  4. Что называется причастием и причастным оборотом? Каково место причастного оборота в предложении? Какова интонация предложения с причастными оборотами?
  5. Какие ошибки возможны при употреблении причастий и причастных оборотов?
  6. Какие орфограммы «принадлежат» причастию?
  7. Роль причастий в предложении

Практическое задание

  1. Показать на примерах текстов (ученики подбирают сами) роль причастий и причастных оборотов в нашей речи.
  2. Составить рассказ, сказку, стихи о причастии.
  3. Найдите высказывания о роли причастий в нашей речи.



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации  г. Белгорода

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Лицей № 38»

УРОК-ПРОЛОГ

«Прекрасен наш союз»

(лицейские годы в жизни А.С. Пушкина)

Литература

9 класс

Учитель:

Рубанова Зоя Сергеевна

Белгород

2012г.


Цели урока:

 образовательные: содействовать ознакомлению учащихся с "прекрасным союзом" юношей, сроднившихся в стенах лицея; обратить внимание на определяющие черты личности каждого; создать условия для новых основополагающих понятий «культура» и «цивилизация», необходимых для понимания современной действительности, формировать интерес к знаниям, умениям работать с дополнительной литературой, чтобы больше узнать о лицейском периоде Пушкина;

развивающие: способствовать развитию коммуникативно-познавательных и творческих способностей учащихся, использовать приёмы педагогической техники, чтобы учащиеся смогли почувствовать неувядаемую пушкинскую музыку стиха;

воспитательные: через использование индивидуальной формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за порученную роль, суметь донести светлый образ лицеистов, их дружбу, сплочённость, пробудить чувства прекрасного в сердцах гимназистов.

Оборудование.

  1. Портреты Пушкина и лицеистов.
  2. Диафильм "В садах Лицея".
  3. Выставка книг.
  4. Фонохрестоматия "Пушкин на лицейском экзамене".
  5. Репродукция Репина "Пушкин на лицейском экзамене".

Учебник: Г.И. Беленький. Литература, 9 класс. Учебник-практикум.

Тип урока: театрализованный урок обучения умениям и навыкам, систематизация знаний и способов деятельности.

Методические приёмы:

  1. Индивидуальная работа с каждым образом.
  2. Обучение актёрскому мастерству: отработка мимики, жестов, движений, речи.
  3. Изготовление костюмов лицеистов;
  4. Сотрудничество с учителем танцев, разучивание «Мазурки», «Падеграса», «Вальса».
  5. Пресс-конференция с гостями.

Форма организации урока: групповая работа в форме деловой игры «Лицеисты пушкинской поры и сегодняшнего времени».

ХРАНИТЕ, О ДРУЗЬЯ, ХРАНИТЕ ТУ ДРУЖБУ С ТОЮ ЖЕ ДУШОЙ.

      Из "Прощальной песни" А. Дельвига.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя:

В честь юбилея лицея я провожу урок-праздник, посвященный друзьям-лицеистам, называется он "Прекрасен наш союз". Это союз лицеистов, союз разных веков, союз лицеистов и гимназистов. И, устремляясь в прошлое, мы как бы соединяем единой нитью наше сегодня и их далекое. И огромного исторического расстояния, как и не существовало.

(Лицеисты танцуют вальс.

Мальчики в мундирах, девочки в бальных платьях пушкинской поры.)

Сегодня мальчики надели лицейскую форму, а девушки почувствовали себя юными леди. Гимназисты, лицеисты... Разница веков нам небезразлична. Каждая эпоха имеет свой неповторимый голос, стиль. И сколько здесь общего! На стенде помещены списки лицеистов пушкинской поры и лицеистов 9-а класса, их распорядок дня.

19 октября 1811 года состоялось открытие Лицея. 30мальчиков сели за парты.

Первый курс Царскосельского Лицея. Те, кто обучался здесь, могли считать себя и школьниками (им было в среднем лет по 12), и студентами, потому что после окончания Лицея не надо было учиться ни в каком другом учебном заведении. Небольшое число дворянских детей должно было получить наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России. Когда слух о Лицее пронесся по столицам и губерниям, заволновались старинные фамилии, бросились искать влиятельных заступников, чтобы устроить сыновей в невиданное заведение.

Летом 1811 года образовался конкурс, потому что на 30 мест было куда больше желающих. В результате были зачислены перечисленные молодые люди (показать список).

2. Индивидуальное сообщение. Рассказ о Лицее по диафильму "В садах Лицея".

В начале 1811 года был опубликован указ Сената об основании Лицея, который находился в Санкт-Петербурге. К началу октября 1811 года все в Лицее было готово для приема воспитанников. Флигель был 4-х этажный, при Екатерине II его строил архитектор Илья Неелов.

В 1-м этаже флигеля разместилось хозяйственное управление Лицея, квартиры гувернеров; во 2-м - гардеробная, столовая, буфетная, больница с  аптекой, канцелярия; в 3-м - большой зал, классы, физический кабинет, Газетная комната, библиотека; в 4-м - комнаты-спальни воспитанников. В каждой комнате - железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.

Форма одежды была стеснительная: по будням синие сюртуки с красными воротниками и брюки того же цвета, а по праздникам белые панталоны, белый жилет, мундир синего сукна, ботфорты.

Первый директор Лицея - Малиновский - создал атмосферу свободомыслия и пригласил талантливых учителей.

УЧИТЕЛЬ: Лицеисты приглядываются к начальству, начальники к лицеистам.  Вот одна из первых характеристик. (На доске портреты).

ПУШКИН АЛЕКСАНДР - 13 лет, имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, в характере мало постоянства и твердости.

ПУЩИН ИВАН - 14 лет, с весьма хорошими дарованиями; всегда прилежен и ведет себя благоразумно. В обращении приятен, вежлив и искренен.

АНТОН ДЕЛЬВИГ - спокойный, уравновешенный. Память тупа, понятия ленивы. Заметна живость воображения.

КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ - способен и весьма прилежен; беспрестанно занимается чтением и сочинениями, он не радеет о прочем, оттого мало в вещах его порядка и опрятности.

ШЫЛИЧЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ - из числа немногих воспитанников, соединяющих счастливые способности памяти и понятливости. С сильным воображением и начитанностью книг. В нем приметно больше пылкости, нежели основательности.

УЧИТЕЛЬ: и вот мы в компании лицеистов. Что они могут рассказать о себе, о друзьях, о лицее? (Выступление героев в форме лицеистов).

ПУШКИН. В те дни, когда в Садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

И Цицерона не читал,

В те дни, в таинственных долинах

Весной, при кликах лебединых

Близ вод, сиявших в тишине,

                                Являться муза стала мне.

ПУЩИН. Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слышали, всё, что читал, помнил, но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал высказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы.

ДЕЛЬВИГ. Помните, как Кошанский преподавал российскую словесность и задал описать восход солнца в стихах? Услышав, что солнце у тупого лицеиста Мясоедова восходит на западе, Пушкин приделывает окончание:

Блеснул на западе румяный царь природы,

И изумленные народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать.

ПУШКИН. Но охотнее всех других классов я занимался в классе Куницына. Он был умный, образованный, держался с достоинством, не заискивал перед начальством. Преподавал логику, психологию, нравственность, право, финансы. Ведь чтобы перестраивать Россию, изменять законы, мы должны знать законы. Многое я понял тогда из лекций Куницына.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им Краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

КЮХЕЛЬБЕКЕР. Полюбился нам и молодой профессор Петербургского педагогического института А.И. Галич. Учил не по школьному. Лекции его превращались в оживленные, шумные беседы. Читали стихи, задавали вопросы, спорили о литературе и об искусстве. Мы видели в нем не начальника, а доброго, умного друга.

ПУШКИН. Без большой охоты занимались мы в классе профессора математических наук Я.И. Карцева, потому что заинтересовать он своим предметом воспитанников не сумел. Я помню, как однажды Карцев вызвал меня к доске и задал алгебраическую задачу. Я долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Учитель спросил меня наконец:

- Что же вышло? Чему равняется икс?

Я улыбнулся и ответил: «Нулю».

         - Хорошо. У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Идите на свое место и пишите стихи.

ИЛЛИЧЕВСКИЙ. Сначала сочинять лицеистам не разрешалось, но мы писали украдкой. Однажды; в конце урока словесности профессор Кошанский сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья; опишите мне, пожалуйста, розу стихами». "Господа" призадумались. Лишь один только Пушкин вмиг сочинил и подал профессору четверостишье.

Запрет на сочинительство был отменен. В программу Лицея входили упражнения в стихах и прозе, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли.

ДЕЛЬВИГ. Уже в декабре 1811 года в квартире гувернера Чирикова начались "литературные собрания". Удобно расположившись, мы затевали игру, которая всем нравилась. Игра заключалась в том, что кто-нибудь начинал рассказывать прочитанную или выдуманную историю, а остальные по очереди продолжали.

В устных рассказах первенствовал Дельвиг. Когда дело касалось литературы, поэзии, его вялость и лень исчезали.

ПУЩИН.  Жизнь наша лицейская  сливается  о  политической  эпохой народной жизни: приготовлялась гроза 1812 года. Это событие сильно отразилось на нашем детстве. Все внезапно переменилось.

Началось  с  того,  что  мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого лицея.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: В эти дни решалась судьба России. И все происходящее нас волновало и тревожило. Мы узнали, как генерал Раевский взял за руки юных сыновей и пошел с ними вперед... на батарею неприятеля. Он  крикнул

солдатам: "Вперед, ребята! Я и дети мои укажем вам дорогу". И батарея была

взята. Понимаете, взята! Машенька мне оказывала, что дети Раевского не старше нас с вами. Они в бою, а мы-то здесь ...

ПУШКИН. Зато какое "Ура!" при известии об отступлении Бонапарта из Москвы, какой подарок к первой годовщине Лицея.

ИЛЬИЧЕВСКИЙ. А помните, случилось это осенью 1814 года. Осень вообще бывала для нас самым унылым временем. Кому-то: Пущину, Малиновскому или Пушкину - пришла в голову мысль хоть чем-то усладить свое существование - полакомиться гоголем-моголем. Уговорили дядьку Фому купить яиц, мелкого сахара, бутылку рому. Забрались в одну из спален, тайком притащили кипящий самовар, и работа началась. Сахарный песок растерли с яичными желтками, добавили рому, щедро развели все это кипятком и стали пробовать приторно сладкий, слегка хмельной напиток. Позднее Пушкин изобразил это в своем послании к Пущину.

ПУШКИН.  Как только мы узнали, что Державин будет присутствовать на экзамене, все заволновались. Меня Галич уговорил написать к экзамену подобающее стихотворение, лучше всего оду. Я написал "Воспоминания в Царском Селе". Прочитал друзьям, все были в восторге.

И вот 8 января я на экзамене. Как сейчас вижу в двух шагах от себя Державина, (прослушивание пластинки "Пушкин на Лицейском экзамене", на доске репродукция Репина "Пушкин на лицейском экзамене - сопоставляем).

Ученик говорит, что изображено на картине.

ПУЩИН. Пушкин читал, ничего не замечая. Он не видел ни взволнованно-растроганного лица Державина, ни других удивленных взглядов. Когда Пушкин дочитал, Державин был в восторге, он торопливо выбрался из-за стола, чтобы прижать к груди кудрявого раскрасневшегося мальчика, но того уже не было. Он убежал.

КЮХЕЛЬБЕКЕР. 27 ноября 1815 г. Жуковский подарил Пушкину свои стихотворения. Пушкин не расставался с подаренным томиком, читал, перечитывал его не только потому, что он высоко ценил поэзию Жуковского. Он упивался унылыми жалобами влюбленных, потому что сам был влюблен. Он стал задумчив, рассеян.

Звали ее Екатерина Павловна Бакунина. Она была старшей сестрой

одного из лицеистов. В нее были влюблены Пущин, Илличевский.

В роли Бакуниной ученица: Пушкин подарил мне стихотворение "К живописцу". Мне оно очень дорого. (Читает стихотворение "К живописцу".)

УЧЕНИК: Незаметно пролетели 6 лет учения, 6 лет лицейской жизни. Впереди была жизнь неизведанная, новая. Свобода радовала и не радовала. Их было 29, связанных крепкой дружбой.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен.

Срастался он под сенью дружных муз,

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы; нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

И вот экзамены позади. С окончанием лицея выпускников поздравил царь, (входит император, произносит приветственное слово) И специально к  выпуску лицея А. Дельвиг написал "Прощальную песню". А мы подобрали музыку.

Учащимися исполняется "Прощальная песня".

УЧИТЕЛЬ: Итак, лицей окончен. Тоскливо было расставаться. Навсегда уходило детство. Впереди ждала новая жизнь. Но верный лицейский круг не

разорвался. Еще в годы учения было решено ежегодно праздновать 19-е октября - день открытия лицея.

УЧЕНИЦЫ делают сообщение "Друзья - лицеисты".

1-я: первые годы после выпуска годовщины праздновались регулярно. ОКТЯБРЬ 1817 года. Бывшие лицеисты приехали в Царское Село и здесь отметили первую годовщину. Пушкин был среди друзей. 19 ОКТЯБРЯ 1818 года.  14 человек собрались у Пушкина. Пели лицейские песни, вспоминали анекдоты, смешные истории.

2-я: 1820 год. Александра Пушкина ссылают в Екатеринослав, ссылают почти на 6 лет. Все эти годы друзья собираются без него. Дельвиг, Ильичевский читают свои стихи, посвященные "дню лицея". ОСЕНЬ 1825 года. Пушкин теперь в Михайловском. В этот день в Петербурге у Яковлева собрались 6 бывших лицеистов: Дельвиг, Ильичевский, Комовский, Саврасов,

Корф и Яковлев. Двое из первого выпуска уже ушли из жизни. Вскоре после окончания лицея скончался 18-летний Ржевский, а в Италии умер от чахотки 19-летний Корсаков, талантливый певец, поэт, композитор.

Читают "Пируйте же, пока еще мы тут".

19 ОКТЯБРЯ 1826 года - 15-я годовщина лицея. В памяти у всех трагические события 14 декабря 1825 г. Стихи Дельвига на лицейскую годовщину 1826 г.: "Но на время омрачим Мы веселье наше, братья..."

1-й чтец:  19 октября 1827 года - Пушкин не был на торжестве, но посвятил

этому дню стихи: "Бог помочь вам, друзья мои..."

Последняя строчка - воспоминанье о ссыльных декабристах, вызвала гнев правительства. Пушкину были сделаны строгие внушения.

2-й чтец: 19 октября 1828 года. В первый раз после ссылки Пушкин присутствовал на праздновании "дня лицея". Протокол празднования написан самим поэтом. Он весь искрится озорным, мальчишеским юмором: бывшие лицеисты названы их школьными прозвищами; все вместе они именуются скотобратцами.

Вот начало протокола:

"19 октября 1828... Собрались на пепелище скотобратца Курнофенуса Тыркова (по прозвищу Кирпичного бруса) 8 человек скотобратцев, а именно: Дельвиг - Тося, Ильичевский - Олосенька, Яковлев - Паяс, Корф - Дьячек-Модан... Пели скотобратские куплеты..."

1-й чтец: В 1829 и 1830 г.г. лицеисты, по-видимому, не собрались. 1831 год -

годовщину отмечали у Яковлева. Пушкин на торжестве не присутствовал, но

написал стихотворение: «Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину». 19 октября 1836 года - собралось 11 первых лицеистов. Праздник прошел грустно. Даже неугомонный весельчак Яковлев пишет: "Приметно стареем мы. Никто лишнего уже не пьет, никто с избытком сердца уже не веселится! 1837 год - о лицейской годовщине нам известно очень мало. 40-летие Лицея 1851 год - снова собрались лицеисты. Мотюшкин начал свой протокол так: 40-летие лицея. Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился.

2-й чтец: Все теснее и теснее становился круг друзей. В 1858 г. скончался ПУЩИН, В 1868 г. - "ЛИЦЕЙСКИЙ СТАРОСТА" Яковлев, объединявший вокруг себя лицеистов первого выпуска. Один за другим уходили из жизни Малиновский (1871 г.), Данзас (1871 г.), Матюшкин (1872 г.). Последним из лицеистов скончался 85-летним A.M. Горчаков - в 1883 году.

УЧИТЕЛЬ: Уже давно нет пушкинского выпуска, но теперь каждый год 19 октября празднуется " День Лицея"

Учащиеся исполняют танец "ПАДЕГРАС"

УЧИТЕЛЬ: Лицеисты всегда с честью держали экзамен. Сейчас они готовы

ответить на ваши вопросы, уважаемые гости.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ (Гости задают героям урока - лицеистам вопросы.)

УЧЕНИЦА читает стихотворение, написанное к уроку.

"ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ "

Слова поэта - гимн для лицеистов.

Сквозь ветры беспокойные,

Сквозь подвиги бессмертные,

Шагают годы школьные,

Шагают души светлые.

Пройдет, быть может, много лет,

Но школьный круг всецело

Не разорвется никогда

И будет, как в Лицее.

Не забывай веселой, шумной школы,

Не забывай своих учителей,

Не забывай друзей, среди которых

Проходят годы юности твоей.

Заключительное слово учителя. Сегодня мы познакомились с лицейскими годами Пушкина, с его друзьями и проследили, как сохранился "прекрасный союз" после Лицея! (Учитель читает эпиграф урока). Да, они берегли верную, преданную, бескорыстную дружбу, поддерживали друг друга в трудную минуту. И хотелось бы, чтобы вы, юные лицеисты учились жить, дружить и любить по-пушкински.



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации  г. Белгорода

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

 «Лицей № 38»

УРОК ПИСЬМА 

«Письма - это от сердца к сердцу…».

Номинация: «Олимпийцы среди нас» , (посвящённая олимпийским играм в Сочи и столетию утверждения олимпийского знамени)

7 класс

Учитель:

Рубанова Зоя Сергеевна

Белгород

2013

Тема урока: «Письма – это от сердца к сердцу »

Цели:

          образовательные: создать организационные условия для развития у школьников познавательного интереса к олимпийскому и паралимпийскому движению,  воспитание гордости за свою страну - родину великих спортсменов, чемпионов и призеров олимпийских и паралимпийских игр, освоение навыков написания письма; познакомить с почтовыми правилами оформления адреса и с нормами современного делового языка в области лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики;  понаблюдать над особенностями употребления элементов официально-делового стиля в художественной литературе;

развивающие: создать условия для расширения познавательной деятельности о письмах и определении их роли в различных жизненных ситуациях; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации в правильном оформлении почтовых бумаг; закрепить умение анализировать и оценивать написанное; расширять познания о Дне российской почты, переосмыслить взгляды на спорт и современные Олимпийские игры с господствующими ныне тенденциями развития человеческого сообщества, с нынешними взглядами на спорт.

          воспитательные: способствовать развитию культуры письменной и устной речи учащихся, воспитывать любовь к родному языку через письмо; развивать способности учащихся адекватно и более полно представлять свою страну в контексте диалога культур; повысить интерес к услугам почтовой связи.

Оборудование: стенд «Формы деловых бумаг»; на доске прикреплён конверт с адресом, проектор.

Учебник: «Русский язык 7 класс» под редакцией М.Т. Баранова

Тип урока: урок-практикум по формированию новых навыков, знаний умений в написании письма.

Словарь: адрес, адресат, адресовать, конвенция, средства коммуникации, сотовая связь, факс, электронная почта, олимпиада, паралимпийские игры (запись на доске)

Методические приёмы:

  1. ролевая игра – встреча с почтальоном;
  2. викторина;
  3. практическая работа – написание письма;
  4. словарная работа;
  5. индивидуальные сообщения.

Письма - это прежде всего память,

письма - это от сердца к сердцу.

Письма ничем нельзя заменить.

           В. Носов

Ход урока.

  1. Оргмомент. На проекторе эпиграф (слайд №1). Зачитываются слова В. Носова - начальника отделения "Почта России».
  2. Слово учителя. Ребята, надеюсь, вы поняли, о чём сегодня у нас на уроке пойдёт речь? Записывают тему урока – строка из эпиграфа «Письма – это от сердца к сердцу…». Попробуем определить цели урока. (Называют. Слайд №2).

Сегодня мы не случайно проводим урок развития речи - урок письма, потому что 9 октября отмечается Всемирный День почты. Именно в этот день в 1874 году 21 государства, в том числе и Россия, подписали в Берне Почтовую конвенцию. С тех пор 9 октября считается датой рождения Всемирного почтового союза. Главным героем праздника стало традиционное письмо в конверте с почтовой маркой.

Теперь, когда каждому школьнику доступны современные средства коммуникации (электронная почта, пейджинговая и сотовая связь) письмо оказалось незаслуженно забытым. Ведь именно в старательно выведенных строчках, по мнению В. Носова, раскрывается индивидуальность. (Зачитывается высказывание, вынесенное в эпиграф.)

Современные почтовые технологии давно ушли от милого почтового голубя. Любое сообщение можно отправить факсом или электронной почтой. Однако любому человеку приятно, когда он получает от руки написанное поздравление или письмо, куда автор вложил частичку своей души...

3. Лексическая работа: выясняются этимология и значение слов: адрес, адресат, адресовать («Словарь русского языка» С.И.Ожегова, проектор, слайд №3)

Адрес - вошло в русский язык из французского и обозначает надпись на письме, посылке, бандероли и т.п., указывающую получателя и место назначения.

Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка.

Адресовать – послать по какому-нибудь адресу.

Учитель: Но сегодня мы будем адресовать письма будущим олимпийцам, я узнала, что ваш класс самый спортивный в лицее, вы являетесь победителями различных эстафет, спортивных соревнований как на школьном уровне, так и на городском, областном. Многие ребята имеют взрослые разряды, успехи в личном первенстве и командном. Посмотрим на экран (на проекторе список учащихся, кто занимается спортом). Ребята о себе кратко рассказывают – 3-4 человека.

  1. Багров Дмитрий – 5 лет занимается теннисом, второй по рейтингу, имеет 1-е, 2-е и 3 места в соревнованиях.
  2. Горан Павел – 4 года занимается настольным теннисом. Пятая ракетка области. Вывел команду на 3-е место по данному виду спорта.
  3. Дудкин Сергей – 1 взрослый разряд по хоккею. Три раза выиграл чемпионат Москвы и занял 3 место на клубном чемпионате мира в Финляндии в составе хоккейного клуба «Динамо» Москва. Обладатель множества призов лучшему игроку матча, лучшему игроку и бомбардиру различных турниров.
  4. Енин Максим – 7 лет занимается футболом. Имеет золотые, серебряные и бронзовые медали, кубок лучшего игрока.
  5. Золотых Анастасия – занимается фигурным катанием, имеет бронзовую медаль.
  6. Косовцов Николай – мастер спорта по борьбе, имеет синий, коричневый и чёрный пояса.
  7. Кудрин Никита – 1 взрослый разряд по танцам. Является победителем и призёром с 2007 года в различных соревнованиях, которые проходили в Воронеже, Курске, Туле, Рязани, Старом Осколе.
  8. Кожанов Даниил – посещает секцию гандбола. Вместе с командой побеждали в Венгрии, Белгороде, Украине и других городах России.
  9. Краснопёрова Елизавета – занимается лыжероллерным спортом. Открытие сезона 2012г. – 2 место; закрытие сезона 2012г. – 3 место.
  10. Касымова Елена –имеет 1-е и призовые места в Белгороде по спортивной акробатике. Спортивная гимнастика -  в Казахстане, Узбекистане – 1 место, Украине – 3 место
  11. Никитина Ольга – 4 года занимается дзюдо, есть победы в личном первенстве.
  12. Ралко Тарас – имеет грамоты за 3 место в открытом первенстве СДЮСШО по плаванию с 2008г. по 2012г. в городских Международных турнирах.
  13. Овчаров Дмитрий – 6 лет занимается КХДО. Имеет 3 взрослый разряд, обладатель 6 аттестатов на поясе, 2 место в областных соревнованиях
  14. Толыпин Даниил – имеет III взрослый разряд по акробатике, занимается 5 лет.
  15. Табунщик Сергей – занимается спортивными бальными танцами 8 лет. Имеет кубки, медали и грамоты за 2 место в открытом первенстве Белгородской области по Европейской программе и 3 место в открытом первенстве Белгородской области по Латиноамериканской программе.
  16. Шляев Максим – имеет 1 взрослый разряд по плаванию и  3 взрослый разряд по спортивному ориентированию.

Учитель. Да, этому классу можно гордиться спортивными достижениями. Молодцы, ребята, что серьёзно относитесь к спорту. А ещё к этому уроку у вас было задание - рассказать о своих любимых спортсменах. Ведь они у вас есть? (Желающие зачитывают творческие работы. Привожу работу Мелихова Ильи).

Ода Евгению Малкину (хоккеист)

Славься Малкин! Славься Женя!

Не терял ты в жизни время!

Ты хоккеем занимался

Каждый день тренировался.

Путь к карьере был тяжёл.

Не раз после игры ты возвращался зол.

Ты тренировался и довольно быстро

 Стал одним из лучших хоккеистов.

Сейчас тобою вся страна гордится.

Летишь по льду ты словно птица

И, обманув соперников своих,

Ты забиваешь гол в ворота их.

4. (Стук в дверь). Входит почтальон с сумкой газет, писем и представляется. Говорит о цели своего прихода – возродить российские традиции эпистолярного жанра, дать возможность каждому поучаствовать во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма». Но сначала поводит викторину:

  1. Объяснить значение и правописание слов «письмо», «письмоводитель», «письмоносец», олимпиада, паралимпийские игры
  2. Когда пользуются письмом?
  3. Когда в письменных памятниках упоминается о почте? (Почтовая связь России ведет начало с реформ Петра Великого).
  4. В 1693 году в Архангельске была заложена первая российская судостроительная верфь и установлено регулярное почтовое сообщение... с каким городом? (Москвой).

Добавляет: Петр I издал Указ об организации внутренней почтовой линии по маршруту Москва - Переславль, Залесский - Ростов, Великий - Ярославль - Вологда - Архангельск.

Почтальон: А теперь вопросы будут связаны с предстоящей олимпиадой.

  1. Столица зимних Олимпийских Игр 2014? ( Сочи)
  2. А когда состоятся зимние XXII олимпийские игры? (2014 год, 7-23 февраля);
  3. А XI Паралимпийские Игры?  (7-16 МАРТА)
  4. Кто избран талисманами зимних Олимпийских Игр? (Талисманами зимних Олимпийских игр 2014 были избраны Белый мишка, снежный Леопард и Зайка).
  5. Кто являлся основателем современных Олимпийских Игр? (Барон Пьер де Кубертен)
  6. Эмблема Олимпийских Игр? (Эмблема Олимпийских Игр состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец. Этот символ был разработан основателем современных Олимпийских Игр бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году
  7. Что вы знаете об Олимпийском флаге? (Официальный флаг Олимпийских Игр представляет собой изображение олимпийского логотипа на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время Игр. Флаг планировалось впервые использовать на Играх 1916 года, но они не состоялись из-за войны, поэтому впервые флаг появился на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене (Бельгия). Олимпийский флаг используется в церемониях открытия и закрытия каждой Олимпиады.

Почтальон.  Молодцы, ребята! Чувствуется, что вы следите за подготовкой к Олимпиаде 2014. Всем участникам викторины работник почты выдает памятные сувениры (газеты, открытки, марки, конверты) и делает объявление о конкурсе на лучшее письмо. Знаю, что у Вас есть ребята, которые занимаются спортом и готовятся стать будущими олимпийцами. Так вот вам задание: напишите кому-нибудь письмо: своему другу, в оргкомитет по спорту, в редакцию «Почта России».  Вы можете рассказать  о себе, о своих увлечениях спортом, а можете рассказать о своём друге-спортсмене. Ведь мы сегодня работаем над темой «Олимпийцы среди нас». Эти письма вы сдадите мне, а я на правах почтальона отправлю их тем, кому они будут адресованы..

5. Учитель: Знакомство с правилами оформления адреса. Итак, ребята, познакомимся с некоторыми почтовыми правилами оформления адреса:

  1. адрес пишется разборчиво, грамотно и аккуратно;
  2. фамилия, имя, отчество получателя - в дательном падеже; отправителя в именительном;
  3.  на почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс;
  4.  располагаются части адреса в строго установленной органами связи

последовательности.
(Образец оформления дан на доске).

От кого:        Поляковой Екатерины Сергеевны

Откуда:        г. Белгород ул. Костюкова, д. 36, кв. 214

Индекс места отправления:   308012

Кому: на конкурс «Лучший урок письма»

Куда: г. Москва Ананьевский переулок, 4/2, стр. 1

Индекс:    107045

Учитель: Теперь, надеюсь, вы правильно напишете адрес на конверте и ваше письмо дойдет до адресата. (Уместно в качестве примера напомнить учащимся чеховский рассказ «Ванька»).

Сегодня мы расширим объем сведений о письмах и определим их роль в различных жизненных ситуациях.

6. Индивидуальные сообщения. (2 минуты):

  1. О роли переписки известных поэтов, писателей, ученых (на усмотрение учителя);
  2. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (назвать основные положения из 21 письма «Как писать?»);
  3. Ученик предлагает 1-2 отрывка из произведений художественной литературы для наблюдений над особенностями употребления элементов официально-делового стиля.

7.  Учитель напоминает правила написания письма:

  1. Начните с обращении к адресату. Формы обращения к должностному лицу: «Уважаемый товарищ! Уважаемая редакция», а к другу - «Здравствуй, Коля!»
  2. Сообщайте о событиях в хронологической последовательности.
  3. Выделяйте важные, существенные факты.
  4. Нужно уметь рассуждать, логически мыслить, доказывать свою точку зрения, убеждать.
  5. Письмо о товарище или к товарищу должно быть интересным.

Что ещё нужно помнить?

  1. Нужно помнить, с какой целью ты пишешь письмо.
  2. Уважительно относитесь к собеседнику.
  3. Писать разборчиво, грамотно.
  4. Строго соблюдать нормы современного делового языка в области лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики.

Учитель: Вы знаете основные положения написания письма. Кстати, вы его можете ещё отправить по электронной почте.

8. Индивидуальное сообщение ученика об электронной почте.

Учитель. Теперь за дело. Итак, тема письма «Олимпийцы среди нас». Не забудьте вложить в него частичку своей души. Не забывайте крылатые слова «пожалуйста», «спасибо», «извините». Удачи.

9. Самостоятельная работа.  Дети пишут письма.

10. Письма собирает почтальон, раздаёт адресатам. Некоторые зачитываются.

Домашнее задание. Составить синквейн о спорте или  об уроке письма.

11.Рефлексия. На доску прикреплён конверт. На листиках учащиеся графически изображают состояние на уроке (можно рисунок, можно слова, отражающие состояние души) и бросают в конверт.

Приложение.

Привожу примеры некоторых писем.

Здравствуй, Стас!

В этом письме я хотел бы рассказать тебе о своих достижениях в футболе. Этим видом спорта я занимаюсь с 7 лет. Он дарит мне заряд бодрости и оптимизма, стремления к успеху.

С самого детства я играл в футбол на улице с друзьями. Меня это очень увлекало. Помню: приду из школы, сделаю уроки и сразу на улицу играть. Нас собиралось много ребят с разных дворов, разных возрастов. И только поздно вечером, когда уже стемнеет, мама могла дозваться меня домой. Я приходил весь чумазый, уставший, голодный, но довольный.

Несмотря на регулярные тренировки в команде, у нас ещё хватало сил и времени на футбол во дворе.

За эти семь лет у меня много наград: 4 кубка за лучшего игрока турнира, 9 золотых, 6 серебряных, 3 бронзовых медалей. Наша команда за это время 2 раза становилась чемпионом турнира по мини-футболу. Мы ездили играть в разные города: Курск, Старый Оскол, Губкин, Орёл, Воронеж, Волгоград, Мариуполь.

Мне очень нравится заниматься футболом, потому что это подвижный вид спорта, очень интересный и захватывающий, но ещё и травмоопасный. Этот спорт закаляет характер и дисциплинирует.

Этому виду спорта я собираюсь посвятить  своё будущее. Хочу покорять новые вершины и стать олимпийцем.

Пиши, Стас, каким видом спорта занимаешься ты. Расскажи о себе подробнее.                                             Пиши. С уважением Максим.

Здравствуй, Маша.

Я бы хотела немного рассказать о себе. Самой яркой, важной и, наверное,  долгой полосой в моей жизни является спорт. С трех лет я занимаюсь фигурным катанием. Упорные тренировки, взлеты и падения…  Все это не очень ощущается в детстве. Честно, я не очень  успешная спортсменка, но , думаю, могу назвать себя упорной. Больше всего в фигурном катании мне нравится скользить по гладкой поверхности льда и прыгать. Но как же долго нужно учиться мастерству катания! Только в этом  году я начала защищать разряд КМС!  И недавно заняла третье место в соревнованиях, выступив по этому разряду. Эту бронзовую медаль я считаю главным достижением в своей жизни на данный момент.

А начинала спорт как все…Я даже помню свой первый день на льду…Очень много детей, родителей, строгий тренер, которая сразу начала обучать нас мастерству катания… Знаете чему первым делом нужно научиться на льду? Падать! Падать и вставать. Ведь фигурное катание, как и многие другие виды спорта, очень травмоопасно.  Когда ты учишь элемент, например прыжок, тут уже без падений не обойтись. И чтобы чувствовать меньше боли, нужно уметь падать… Тебя учат толкаться, чтобы можно было набирать высокую скорость, выполнять правильные позиции, чтобы быстрее вращаться, правильно группироваться, делать мах, садиться на дугу, ставить ногу… И все только для того, чтобы получился чистый, докрученный прыжок.

А первые соревнования!.. Тебе шьют красивое платье, тренера ставят программу, подбирают музыку и вот, наконец, после такой упорной подготовки ты готов начать. Стоишь один, на большом льду, на тебя внимательно смотрят судья, зрители - родители и друзья всех выступающих ребят… Ты начинаешь волноваться, сердце сначала замирает, а потом начинает биться с огромной скоростью, словно собирается вот-вот выпрыгнуть из груди… И уже чувствуешь, как начинают трястись коленки, как раздается музыка… Страшно… Но ты заставляешь себя оттолкнуться и, улыбаясь всем, катать программу…

Это и есть первые шаги в спорт. Не первая тренировка, а именно первые соревнования. Конечно, не для всех они хорошо кончаются, но и не для всех плохо. В любом случае не стоит  волноваться, если провалил. Ошибка? С кем не бывает… Тем более, это обычные соревнования, а не чемпионат мира… Все равно обидно… Но где-то через обиду, которая словно тучи затянула радость первого выступления, проскальзывает гордость, которая, как первый весенний лучик, проскользнувший через затянутое тучами небо. И ты волей-неволей начинаешь считать себя спортсменом, как взрослые, и становишься счастлив. Но это всего лишь первые соревнования.

Мы растем, появляются новые интересы и увлечения, мы идем в школу… Однако уровень спорта тоже не стоит на месте, он идет вместе с нами в гору, к вершинам знаний. Уже нужно защищать разряды, набирать нужное количество баллов… А когда защитил последний юношеский разряд – 1 юношеский, ты уже совсем взрослый! Тренера ставят тебе новую программу, но уже не одну, а две. Одна короче, другая сложнее, но нельзя сказать, что та программа, которая короче – короткая, легче. Вовсе нет.  И опять тебя начинает преследовать череда упорных тренировок, взлетов и падений… И чем старше ты становишься, тем тебе сложнее.

 В семь лет ты идешь в школу. Это еще одно из самых важных событий в жизни. Но школа – это не только мир знаний.  Это то, что останется неизведанным от первого до последнего звонка, и за время  учебы тебе не удается уловить какое-то волшебство этого места, ставшего родным.

Школа состоит не только из мира знаний, дружбы и отношений. В ней как, впрочем, и везде немалую долю составляет мир спорта. И опять соревнования. Только уже не такие, как на льду. Тут ты уже не сам за себе. Тут ты вместе с командой. Но и личные зачеты есть.

У меня очень много грамот за атлетические конкурсы…  И все я выиграла… Этим можно гордиться… Однако нельзя не отметить, что это только благодаря занятию фигурным катанием. Именно те нагрузки позволили мне побеждать.

Сейчас мне почти четырнадцать лет, и я очень люблю спорт. Многими видами спорта я просто увлекаюсь. Горные лыжи, сноуборд, стрельба, обычные лыжи, баскетбол, лапта, бег, плаванье… Всем этим я люблю заниматься и занимаюсь. Но для меня важнее быть не чемпионкой, а просто спортивным человек, в хорошей форме.                                                            

До свидания. С уважением…Анастасия Золотых.