Урок, опыт. методика

Рубанова Зоя Сергеевна

Департамент образования, культуры и молодёжной политики

Белгородской области

Областное государственное автономное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

 

 

 

 

Итоговая аттестационная работа:

 

 

Особенности обобщения и систематизация знаний на уроках русского языка и литературы

 

 

 

Подготовила:

слушательница курсов

повышения квалификации

«Совершенствование преподавания

русского языка и литературы

в современной школе» группы 221-12

Рубанова Зоя Сергеевна

Учитель МАОУ «Лицей №38»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород

2012

Содержание

 

Введение                                                                                                          стр.2

Глава 1. Теоретические основы обобщения и систематизации знаний на уроках русского языка и литературы.                                                                  

  1.  Особенности обобщающих уроков                                                              3

1.2 Типы уроков                                                                                                    4

1.3 Структурные элементы обобщающих уроков                                          4-5

1.4 Виды уроков при систематизации и обобщении знаний                            5

Глава 2. Совершенствование процесса обобщения и систематизации.

2.1 Из опыта работы                                                                                        5-13

Заключение                                                                                                          13

Список литературы                                                                                        13-14

Приложение                                                                                      мастер-класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В условиях модернизации отечественного образования обучение становится эффективным, когда идеи современного качественного преподавания основаны на сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным потребностям личности и общества, когда цель – освоение новых форм поиска и анализа информации, поставленная учителем, становится целью самих учащихся.

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны уроки обобщения и систематизация знаний, которые формируют приёмы и навыки для целевого усвоения материала, готовят каждого обучающегося к итоговому самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность не только развивать познавательные компетенции, но приобретать практический опыт.

Глава I Теоретические основы обобщения и систематизации знаний на уроках русского языка и литературы

Что же собой представляют уроки обобщения? Обратимся к словарю  С.И. Ожегова.

1. Обобщенный - представляющий собой обобщение. В обобщенном виде изложить (представить) что-нибудь
2. Обобщить - сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-н. Обобщить свои наблюдения. Обобщить опыт.

Таким образом, обобщение - это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует, что обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.

1.1 Формирование и развитие способностей учащихся к обобщению и систематизации, развитие и совершенствование научных, теоретических и практических понятий происходит непрерывно, на всех этапах обучения и отражает всё более глубокое проникновение в суть предмета.

Особенности обобщающих уроков:

  • Более высокий уровень знаний, умений и навыков, развитие ценностных установок личности, формирование мировоззрения, развитие творческих способностей учащихся;
  • Рациональная организация работы всех учащихся и усвоение большого объёма учебного материала за короткое время.
  • Наличие заданий, реализация которых позволяет переходить от частного к более широким обобщениям, что, в свою очередь, даёт возможность выявлять сущность изучаемых процессов.
  • Создание творческой атмосферы и доверительной обстановки на уроке, обеспечивающих усвоение материала учащимися на более высоком уровне..
  • Наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения.
  • Сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности , формирование образных и понятийных  обобщений.

В широкой практике обучения русскому языку процессы обобщения знаний и способов деятельности, как известно, связываются главным образом с работой на завершающих этапах, т. е. на этапе закрепления и повторения уже изученного материала. Но четко определилось и другое, достаточно перспективное направление, ориентирующее на такой ход обучения, когда общее усваивается не на завершающем этапе, а в качестве исходной основы. Применительно к курсу русского языка в качестве такого «общего» могут выступать как обобщенные понятия и закономерности, так и целые группы сходных языковых явлений (определений, правил) и способов их применения.

1.2. Из методики преподавания мы знаем, что существует несколько типов уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала (сюда входят вводные, вступительные, наблюдений и сбора материала);
  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки обобщения и систематизация знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоения материала;
  • комбинированные уроки;
  • контрольные уроки (учёт и оценка знаний и умений).

На уроках обобщения и систематизации знаний выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.

1.3 В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:

1. постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;

2. воспроизведение и коррекция опорных знаний

3. повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;

4. обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;

5. усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;

6. подведение итогов урока.

1.4 Какие же виды уроков можно использовать при проведении систематизации и обобщении знаний?

  • Урок – обзорная лекция,
  • урок – экскурсия,
  • урок – конференция,
  • урок-семинар,
  • урок – контрольная работа и другие.

Такие уроки, с одной стороны, - возможность лучше узнать, как понят и усвоен материал, оценить индивидуальные особенности учащихся. С другой стороны, - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Структура повторительно-обобщающего урока:

  • организационный момент;
  • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
  • формулирование выводов по изученному материалу;
  • оценка результатов урока; подведение итогов;
  • задание на дом (не всегда).

Глава II. Совершенствование процесса обобщения и систематизации.

Уверена, плохих детей не бывает, поэтому задача педагога – найти путь к каждому ученику, создать условия для его развития, помочь «раскрыться». Необходимо пробудить живой ребёнка интерес к тем знаниям, которые он должен добыть для себя, усвоить, закрепить. Значит, на уроке не должно быть равнодушия и скуки, его основа – творчество, то есть целенаправленное информационное взаимодействие учителя и ученика в триаде:

информация – знание – понимание.

Данный алгоритм станет решающим в усвоении знаний обучающихся, поможет их «обработать», сохранить и применить на практике.

2.1. Из опыта работы.

А теперь хочу остановиться на некоторых уроках систематизации и обобщения знаний, которые я проводила со своими учениками.

Одним из приемов обобщения и систематизации знаний учащихся может служить школьный урок-лекция. Она должна отвечать ряду требований: научность, доступность, последовательность и эмоциональность изложения информации. Лекцию необходимо четко спланировать и органично связать с другими формами учебных занятий: использование наглядных пособий, информационных технологий, Т. С. О, демонстрации таблиц, схем, опытов и т. д. Все выше названное способствует созданию зрительных образов у школьников и тем самым повышает эффективность данной формы обобщения и систематизации его знаний. Обобщающая лекция обычно завершает изучение темы, систематизирует и углубляет знания по теме, полученные на уроках. Такие уроки-лекции по литературе я обычно даю на вводных занятиях при изучении обзорной темы, биографии писателя, эпохи.

На уроках русского языка можно сначала дать общее представление о теме с использование схем, алгоритмов,

 

image

а затем остановиться на конкретной теме. Возьмём изучение «Односоставные предложения» в 8 классе. Фрагменты уроков.

Тема: «Определённо-личные предложения». Закрепление материала.

Работа в парах. Сформулируй вопрос и ответь на него.

Например.

  • Какие предложения называются определённо-личными?
  • Чем выражена в них форма глагола-сказуемого?
  • Так как в определённо-личных предложениях отсутствует подлежащее, то какова роль сказуемого?
  • Приведите примеры определённо-личных предложений.
  • Восстанавливается ли в таких предложениях подлежащее?

Можно предложить домашнее задание: преобразовать двусоставные предложения в односоставные, например  на тему «Мой город».

Например:  Я люблю свой город – люблю свой город.

                     Я с друзьями люблю гулять по улицам города - мне нравится с друзьями гулять по его улицам.

Тема: Неопределённо-личные предложения». Систематизация знаний.

Задание.

Сравните определённо-личные и неопределённо-личные предложения

Назовите отличительные признаки, докажите, составьте схему, запишите примеры.

 

определённо-личные

неопределённо-личные

Прош.вр. мн. чис.

3 лицо мн. Число

1

Люблю свой город

Любили свой город.

Любят свой город.

 

Тема: «Закрепление односоставных глагольных предложений».

Тест. Например: найти определённо-личное предложение.

  1. По телевизору показывали парад на Красной площади.
  2. С волнением наблюдаю за встречей выпускников.
  3. По одёжке встречают, по уму провожают.
  4. О предстоящих экзаменах уже сообщено.
  5. Птиц нигде не было видно.

Приведи в соответствие левый и правый столбики.

 

Виды односоставных предл.-й

Предложения

1

Определённо-личное.

А)  По радио передали ураган.

2

Неопределённо-личное.

Б)  В этом году быть половодью.

3

Обобщённо-личное.

В)  Это наш краеведческий музей.

4

Безличное.

Г)  Цыплят по осени считают.

5

Назывное.

Д)  Люблю тебя, Петра творенье!

Когда ученики овладели основными умениями, различными способами самостоятельной работы, научились работать по опорным схемам, теперь-то они имеют возможность подвести итоги своим знаниям: закрепить слабо усвоенное или блеснуть эрудицией. Следует отметить, что такие уроки-обобщения являются в то же время психологическими тестами: они снижают стрессогенный фактор проверки качества знания и уровень развития.

А вот другой урок. Класс разбиваю на группы по тем разделам, которые были изучены в 6 классе (причастие, деепричастие, местоимение, числительное) и выдаю технологическую карту, где прописываю рекомендации по обобщению темы над определённым модулем.

 Вот как выглядит технологическая карта по теме «Причастие».

1группа. Провести презентацию причастия:

- дать определение причастию;

- указать грамматические признаки;

- действительные и страдательные причастия;

- их образование;

- полные и краткие причастия;

- буквы Н и НН в причастиях;

- слитное и раздельное написание НЕ с причастием;

- причастный оборот;

- роль причастия в русском языке.

2 группа. Подобрать тренировочные упражнения для закрепления темы:

            - различные тексты с причастиями, причастными оборотами;

            - словарный диктант на правописание суффиксов, Н и НН;

НЕ с причастиями, «говорящие морфемы»;

          - игры по теме, например: «придумай причастие», «собери причастия

в корзинки «действительные», «страдательные»; «угадай причастие»;

          - подготовь карточки на правописание причастий;

          - проведи тест на закрепление темы.

3 группа. Выпустить информационный бюллетень или газету по теме.

4 группа. Сочинить лингвистическую сказку.

5 группа. Провести исследовательскую работу «Роль причастия в текстах художественных произведений, в ответах учащихся на различных уроках, в сочинениях».

6. Составить кроссворд по теме.

 И такие технологические карты выдаю по каждой изученной теме: «Деепричастие», «Местоимение», «Числительное».

Таким образом, каждый учащийся активно включается в результативную деятельность, определяет для себя цели и задачи, решает проблемы в результате самостоятельных и коллективных действий, эффективно использует и развивает свой интеллектуальный потенциал, учится общаться с одноклассниками и учителями, у него вырабатывается чувство ответственности за командный результат.

Что же дают такие уроки? Они формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков.

Так, на интегрированных уроках, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний. На уроках с использованием групповых форм работы дети осознают важность делового партнёрства, творческого содружества. На уроках проблемного обучения ученики самостоятельно ищут пути решения оригинальных идей.

Урок-семинар. Оправдало себя и использование семинарских занятий. Они способствуют значительному повышению эффективности образовательного процесса школьников. Это форма коллективной и самостоятельной работы учащихся. Проводя такие уроки, я делаю теоретические обобщения изученного материала, выделяю основные положения, показываю связь внутри темы и между темами с жизнью, с практикой. Каждый тип семинарских занятий провожу в три этапа: вступительное слово учителя, обсуждение пунктов плана и подведение итогов проделанной работы.

Я проводила уроки-семинары по русскому языку в 6-м классе по темам: «Причастие», «Деепричастие», в 7-м - «Наречие», «Предлоги», «Союзы», направленные на развитие творческих возможностей учащихся, и по литературе в 11-м классе  «Если бы я написал картину», где учащиеся сопоставляли творчество А. Блока и творчество художников: В. Васнецова, М. Нестерова, М. Врубеля

Каковы же основные функции семинара? Что дают такие уроки учащимся? Во-первых, они систематизируют знания, закрепляют умения и навыки; во-вторых, развивают коммуникативные способности.

Урок-исследование по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» на тему:

image

дал возможность обобщить изученный материал по темам: мир и война, жизнь и смерть, любовь и предательство. Работа в группах позволила учащимся ещё раз обратиться к текстам, проанализировать судьбы героев, сопоставить с фильмом С. Бондарчука, задуматься над проблемой: какая жизнь настоящая – жить для себя или для других. Письменно отвечали на вопрос: «Как нужно прожить жизнь?». Такие уроки-обобщения систематизируют знания, остаются в памяти и помогают в написании сочинения ЕГЭ.

Урок-аннотация.

 Это вариант урока-рецензии. Его я провожу в старших классах, когда изучается поэзия Серебряного века и любимых поэтов: Е. Евтушенко, В. Высоцкого. А. Вознесенского, А Дементьева. Цель: организовать деятельность учащихся по осмыслению поэзии Серебряного века, обобщение и систематизация информации с помощью «погружения» в текст. Способствовать развитию умения анализировать стихи, давать общую оценку сборника современного поэта или написать аннотацию к сборнику любимых поэтов.

Даю план или опорные слова для написания аннотации.

Урок «Мой поэт» после изучения творчества С. Есенина, В. Маяковского побудил учащихся к написанию сочинений-размышлений: «Мой ли поэт Маяковский?», «Нужен ли Маяковский в 21-м веке?», «Наедине с Есениным», «Размышляя над строкой поэта». А в 5-6 классах после изучения поэзии провожу урок «Чудо поэтического слова». На материале стихов русских и советских поэтов, пробуждаю интерес к лирической поэзии, формирую культуру восприятия поэтического слова. Такие уроки дают возможность ученикам высказаться о том, что они думают о поэзии, о жизни, а я в свою очередь выявляю истинных знатоков поэзии. Данный урок был напечатан в сборнике «В помощь учителю», издательство Волгоград.

image

 

Урок-экскурсия. На этом уроке я систематизирую знания учащихся за счёт установления связи теории с практикой, с жизненными явлениями, развиваю познавательный интерес, творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность. Результатами такого урока явились творческие работы: «Самый лучший памятник города», «О чём говорят названия улиц», «Знакомство с Круглым зданием в Головчино», «Что мне дала поездка в Купино» и др.

image

Урок защита проектов. Наиболее интересной формой проведения итоговых уроков является урок защита проектов. Это особое учебное занятие. Оно требует кропотливой и длительной по времени подготовки.. Один из уроков такой формы я провела в 11классе по теме «Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы».

В ходе подготовки к уроку предоставила школьникам возможность выбора темы проекта, организовала распределение ролей и функций в группах (организатор, теоретик, программист, сценарист, видео-оператор, экспериментатор, оформитель, докладчик и т. д.), способствовала проявлению поисковой активности, поддерживала и поощряла использование различных методов исследования, консультировала на всех этапах работы. Таким образом дети суммировали свои знания, аналитический подход позволял обобщить мысли, сконцентрировать внимание на главном.

Учащиеся готовили следующие проекты: информационный (рассказали о противоречиях писателя и о смысле названия романа); исследовательский (представили модель идеального государства);

 

image

 

игровой (провели викторину «Узнай героя по деталям облика», создали геометрическую систему персонажей и сыграли сцену бунта в Едином Государстве ); творческий (подвели итог экспедиции в Единое Государство и выпустили телепередачу «За круглым столом»). Интересным моментом урока, считаю, была оценка самими учащимися проектов по критериям: за содержание, эмоциональность и речь, практическую значимость. Итоги подводились сразу. Ребята выслушивали замечания коллег и советы учителя.

По результатам опроса учащихся выяснилось, что 95% детей были заинтересованы темой, возрос интерес к жанру антиутопия, были обобщены знания по произведению, сформированы познавательные и исследовательские компетенции.

Материал по проектному обучению есть в сборниках.

image

 

image

 

image

 

 

image

 

Вывод. Таким образом, обобщение и систематизация материала проходит через все формы уроков. Это даёт возможность создать оптимальные условия для самореализации каждого ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Айзерман Л.С. Уроки гуманизма и гуманизм уроков. //Литература в школе, 1989г. №6, с. 81.
  1. Векслер Н. М. Современные требования к уроку. М. Просвещение. 1985.
  1. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. -М., 1983.
  1. Денисова Л.О. Развитие творческих способностей школьников./ Русский язык в школе №3 2007.
  1. Климкина Ю.Е. Уроки семинары по русскому языку в старших классах.// Русский язык в школе. 2001, №4, с.27-29.
  1. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров.// Русский язык в школе.1997. №1, с.25-26.
  1. Кульневич С.В. Нетрадиционный урок.// 2002,8
  1. Махмутов М.И. Современный урок.//Вопросы теории.-М.,1981.,с.50-52.
  1. Томпсон Н.А. Технология модульного обучения.// Русский язык в школе №3 2007г.
  1. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения, Каунас. 1989г. с.10.