Урок, опыт. методика

Рубанова Зоя Сергеевна

Мои сообщения. разработки уроков. статьи, комментарии, презентации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

I Всероссийский конкурс методических разработок

«Нескучные уроки»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №38»

Номинация 4.8:

 Обновление традиционных способов организации урока:

Урок-полилог по литературе, 11 класс по теме

 «Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку»

(по пьесе М. Горького «На дне»)

Выполнила:

Рубанова Зоя Сергеевна

                                                                   учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей № 38»

Г. Белгород

2012г.

Вводный урок в 11 классе по теме:

«Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку». 

(По пьесе М. Горького «На дне»)

Цели урока:

образовательные: способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Горького; развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; при знакомстве с героями пьесы воспитывать внимание к слову; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации через синквейны; организовать деятельность учащихся по определению конфликта и проблематики произведения.

развивающие: способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной компетентности; создать условия для развития креативности на уроке; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности в создании презентаций, схем, опорных конспектов; закрепить умение анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев;

воспитательные: приобщить учащихся к нравственным ценностям; развивать умение самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия; способствовать формированию личности гибко реагировать на изменение потребностей общества, уметь трудиться и уважать труд других людей, заботиться о своём духовном и физическом здоровье.

Оборудование:

- проектор (презентация к уроку, слайды);

- портрет М. Горького;

- иллюстрации к роману;

- таблица: характеристика героев;

Тип урока:  урок-полилог.

Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог. 

Методические приёмы:

- работа с эпиграфами;

- экспресс-опрос;

- ассоциативное мышление;

- исследование афиши: (значение имён, профессий, возрастов героев);

- информация о прототипах героев;

- осмысление названия произведения «На дне», работа со словом;

- заполнение таблицы: выписка цитат о героях, особенности языка;

- выразительное чтение по ролям 1-го действия.

Учебник: «Русская литература XX-века» под редакцией Ю.И. Лыссого

Основной вопрос, который

я хотел поставить в пьесе

«На дне», - это что лучше:

Истина или сострадание?

М Горький

Горький нагромоздил гору

величайших страданий...

и объединил жгучим стремлением

к правде и справедливости.

Л. Андреев о пьесе «На дне»

Ход урока

I Оргмомент. Сообщение темы урока: «Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку». Обращение к эпиграфам урока, комментирование их.

II Повторение. Драматические произведения. В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?

Ответы учеников. 

Драма (греч. - "действие") - самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию - исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).

Учитель. Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев - все герои должны быть включены в конфликт.

III Экспресс-опрос. Прежде чем приступить к изучению пьесы объясните вашу ассоциацию на слово «дно». Варианты ответов учеников: дно – это мусор, яма, отбросы общества, падение, банкротство, безысходность.

Учитель: а что значит оказаться на «дне»?

Ученики: быть бесправным, ничего не делать, не работать, стать нищим.

Учитель: Горький писал эту пьесу в начале прошлого века. Изменилось ли что-нибудь?

Ученики: практически нет. Существуют ночлежки, нищие, бездомные.

Учитель: таким образом, тема, которую определил автор, до сих пор актуальна.

Учитель: а что вы знаете из истории об экономическом кризисе на рубеже веков? (Межпредметная связь)

Ученики: в девяностые годы в России разразился жестокий экономический кризис. Заводы и фабрики закрывались. Массы разорившихся крестьян в поисках заработка бродили по стране. Тысячи рабочих и крестьян оказались без средств к существованию. Появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы тёмных трущоб нашли возможность извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют бездомные, нищие, безработные, бродяги и воры.

Учитель: посмотрите но экран. Здание приюта «Бугровская ночлежка» было построено в 1880-83 годах. Строительство велось на средства предпринимателя Бугрова. Обитатели ночлежки послужили прототипами героев пьесы «На дне».

IV Работа с пьесой.  Вопросно-ответная форма беседы.

Учитель. Вопрос. А сейчас задержимся на афише, познакомимся с действующими лицами. Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие - по имени, третьи - полностью, с указанием рода занятий?

Ответ. Уже название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке. Дном" называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Действующие лица  - выходцы почти из всех слоёв тогдашнего русского общества: мужчины и женщины, различные по возрасту, по характеру и социальному положению, поэтому и разное к ним обращение.

Учитель. Горький отверг первоначальные названия пьесы — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву. Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования "дна" жизни предполагает и наличие "верхнего течения", к которому стремятся персонажи.

Знакомство с постановкой пьесы. 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне». Зрители впервые увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков. Напряжённая тишина, прерываемая временами то рыданиями, то гневными выкриками свидетельствовала о том, как был потрясён зал… Каждая реплика о «волчьей жизни», о том, что «работы нет, хлеба нет», что «бьют для порядка», вызывала такую неистовую реакцию зрителей, что Немирович-Данченко шептал из-за кулис актёрам, чтобы те играли «полегче». Он опасался, что полиция не даст закончить спектакль.

Вопрос: Чем могло привлечь зрителей  название пьесы?

Ответ: возможно, демократический зритель понял «На дне» как призыв к изменению жизни, как «предисловие» к революции.

V Прототипы героев

  1. Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип:
  2.  артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера;
  3.  Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя;
  4. В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки. 
  5. Сатин также писался с конкретного человека.
        Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.

VI Поговорим об именах, фамилиях. Вопросно-ответная форма. Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией ЛУКА?

- один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.: "Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".)

- Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").

- В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией Сатин?

Сатин - в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

Учитель: О чём говорит род занятий действующих лиц?

Клещ – слесарь.

Квашня - торговка пельменями.

Алёшка – сапожник.

Кривой Зоб и Татарин - ключники.

Ответы: Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.

Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).

Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.

Обратимся к героям. Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?

Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.

- Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

VII Учитель: работаем по теме домашнего задания: дать краткую информацию о героях. (Индивидуальные сообщения, в ходе которых класс заполняют таблицу).

Таблица-исследование судьбы героев в пьесе Горького «На дне».

Предыстория героя, как попал на «дно»

Чем занимается в ночлежке?

К чему стремится, о чём мечтает?

Особенности речи, афоризмы

Вывод.

Чего достиг.

Дома учащиеся готовили индивидуальные сообщения о героях пьесы с презентациями. Другие учащиеся составляли синквейны к героям пьесы (по выбору).

Первоначальное знакомство с героями. Презентация.

Клещ.

  1. Всего полгода находится в ночлежке. Он угрюмо сторонится всех.
  2. Всю жизнь работал, не разгибая спины. Но труд не спасал рабочего человека от голода.
  1.  Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда.
  1. Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность.
  1. В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
  1. Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»

Учащиеся зачитывают синквейны к героям. (Это было домашнее задание). Например:

Клещ

Угрюмый, мрачный.

Работает, молчит, страдает.

Стремится вырваться со «дна» жизни.

Безысходность.

Актёр.

  1. В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив.
  2. Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников. Тяжело воспринимает своё падение.
  3. на данное время пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
  4. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись".
  5. У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
  6. Судьбой актёра Горький с неопровержимостью раскрыл трагическую ошибочность попыток спрятаться от действительности в мир беспочвенных фантазий. Так рождается мысль о тупике.

Синквейн:

Актёр

Добрый, интеллигентный.

Мучится, страдает, погибает.

Его мечта – вылечиться и начать новую жизнь

Трагичность.

Бубнов.

  1. Дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.
  2. Груб, циничен. На просьбу умирающей Анны прекратить крики, брань спокойно отвечает: «Шум – смерти не помеха».
  3. Безразличен к судьбе товарищей. Равнодушие его проявляется в момент смерти Анны. «Кашлять перестала,» -говорит он.
  4. Когда-то имел мастерскую...пропил, стал нищим, живёт в долг.
  5. «Ленив я. Страсть как работать не люблю».

Синквейн.

Бубнов

Равнодушный, циничный..

Грубит, бранится, ленится.

Ни к чему не стремится в этой жизни.

Безразличие.

 Барон

  1. Потомок богатых и знатных вельмож, когда-то сорил деньгами, а теперь стал босяком. Его судьба – свидетельство вырождения господствующего класса.
  2. В ночлежке опустился ниже всех. В этом человеке нет ни одного светлого человеческого качества.
  3. Он ещё молод, ему 33 года, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня. Настю обзывает «дура», «шлюха», «мразь» - и тут же спешит мириться, цинично объясняя: «Не помиришься – на выпивку не даст».
  4. «Пропащая душа, пустой человек,» -говорят о нём босяки. Он ничего не ждёт от будущего.

Барон

Молодой, бездушный.

Ленится, грубит, обижает.

Потерял человеческое достоинство.

Циник.

Васька Пепел.

  1. Богатырь по своей силе и душевной щедрости;
  2. Полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором;
  3. Ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна; ему бежать хочется, жить иначе, чтобы силы свои к труду приложить.
  4. «Надо так жить, чтобы самому себя уважать можно».
  5. Его можно сравнить с Челкашом – та же простота души.
  6. Всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу, которая поможет выбраться из болота жизни.
  7. Убив Костылёва – хозяина ночлежки - Пепел попадает в Сибирь.

Васька

Добрый, щедрый.

Ворует, протестует, страдает.

Всей душой хочет жить иначе..

Сибирь.

Сатин.

  1. Появляется не со словами, а с рычанием.  Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница.
  2. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.
  3. Оказался  здесь потому, что убил негодяя.
  4. Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты.
  5. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
  6. В его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.
  7. Монолог о Человеке: «Человек! Это – великолепно. Это звучит...гордо!»

Сатин

Гордый, образованный.

Пьёт, мечтает, протестует.

В его монологе звучит горьковская мечта о свободном человеке.

Правда.

Лука.

  1. Появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной. На вопрос Василисы: «Ты кто такой? – отвечает: «Проходящий...странствующий».
  2. Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.
  3. В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор, готов дать совет, призывает верить и терпеть.
  4. Для каждого находит ласковое слово, утешение. Хочет примирить с жизнью окружающих.
  5. Много говорит о необходимости сострадания к ближнему.
  6. Он видит и понимает, что в современном ему обществе царствует социальная несправедливость («порядка нет в жизни»).
  7. Замечая зло и неправду жизни, он не верит в возможность борьбы.
  8. В нужный момент, когда нужна его помощь, - исчезает.

Лука

Ласковый, добрый.

Сострадает, обещает, советует

Для каждого находит ласковое слово, утешение.

Милосердие.

Учитель. Итак, мы познакомились с обитателями ночлежки. Увидели, что попасть на «дно» - значит стать бесправным, бездомным, выброшенным из общественной жизни. Таковы босяки ночлежки. А каковы же её обитатели?

Сообщение учащегося: Костылев - «54 года, содержатель ночлежки». Он женат на женщине, вдвое моложе его, живет не только платой жильцов за ночлежку, но и скупкой краденого у Пепла, о чем знают все его квартиранты. Жильцы не любят Костылева., относятся к нему насмешливо, дерзят. Вместе с женой Василисой он издевается над Наташей, свояченицей, в их доме постоянные драки. В момент одной из них Наташе обварили кипятком из самовара ноги. Пепел, заступаясь за Наташу, ударил Костылева и невольно убил его.

Учитель. В пьесе «На дне» Горький показывает людей, сломленных жизнью,

отброшенных обществом. Это набор откровений различных людей, собравшихся в ночлежке. Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею, над которыми нам предстоит еще ни один раз поразмышлять.

VIII Чтение 1-го действия по ролям. (Примерно 5-7 мин.) (в драме важно появление героев, их первые реплики).

Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. "Озяб", - говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.

Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя, мимикой и жестами выразить наболевшее, то, что волнует героя.

IX Выводы после чтения. Работа со словом ПОЛИЛОГ. 

Учащиеся отмечают, кому роль «удалась», кто не совсем справился с задачей.

Учитель: В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своём.

Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.

Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, "сонное". Развитие конфликта начинается с появления Луки.

Основная проблематика пьесы: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

X Домашнее задание.

 1)Ответить устно, опираясь на текст, что лучше: истина или сострадание? 

2) образы Сатина и Луки – индивидуальные задания.

3) Продолжить заполнение таблицы. Отметить особенности речи. Сделать вывод, т.е. чего достиг герой к концу пьесы.

Рефлексия: Горькому удалось в оригинальной форме полилога передать духовное разобщение людей, но какую бы вы правду выбрали: Бубнова, Луки, Сатина? Прикрепите свои листики к нужному герою. И следующий урок начну с результатов вашего выбора.



Предварительный просмотр:

I Всероссийский конкурс методических разработок

«Нескучные уроки»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №38»

Номинация 4.2:

 нестандартные уроки: урок-размышление в 7 классе на тему:

«Понятие «конфликт» в художественном произведении. Язык – отражение внутреннего состояния героя»

(по произведению И.С.Тургенева «Бирюк»).

Выполнила:

Рубанова Зоя Сергеевна

                                                                   учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей № 38»

Г. Белгород

2012г.

Урок-размышление в 7 классе  по теме: «Понятие «конфликт» в художественном произведении. Язык – отражение внутреннего состояния героя»

 (по произведению И.С.Тургенева «Бирюк»).

Цели урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению конфликта и приёмов словесной изобразительности в рассказе; содействовать осмысливанию учащимися речи героев, их внутреннего состояния с помощью художественных средств и приёмов, использованных писателем, формирование у учащихся навыков анализа текста.

Развивающие: содействовать развитию языковой, коммуникативной и познавательной компетенции школьников, развитию умений погружаться в текст, внимая языку; способствовать развитию культуры письменной и устной речи.

Воспитательные: воспитывать внимание к выразительным средствам языка через наблюдение и анализ текста.

Оборудование урока: портрет И.С. Тургенева, музыка Свиридова «Деревянная Русь», ассоциативно-предметные рисунки, компьютер.

Учебник Г.И. Беленький «Литература 7 класс».

Тип урока: урок-размышление (комплексное применение знаний и способов деятельности).

Методические приёмы: исследовательская работа с текстом, словарная работа, лингвистический эксперимент, работа в парах, защита ассоциативно-предметных рисунков, сопоставление героев по таблице, выразительное чтение.

Запись на доске. Словарь:

Бирюк – в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый; конфликт – столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов. Конфликт – столкновение, серьезное разногласие. ./С.И. /Ожегов/

Эпиграф:

Перед нами громада – русский язык.

Наслаждение глубокое зовёт нас

 Насладиться ,погрузиться во всю

 неизмеримость его и изловить

чудесные законы его.

Н.В. Гоголь

Ход урока

1. Оргмомент. Учащиеся читают высказывания о произведениях И.С.Тургенева (запись под портретом) М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Вопрос: «Что можно сказать…о произведениях Тургенева? Учитель напоминает учащимся, что сегодня необычный урок, а урок-диалог, поэтому в ответах должны быть выводы, наблюдения, обоснования, доказательство.

Ответы:

  1. после прочтения произведений Тургенева легко дышится, легко верится, тепло чувствуется.
  2. Тургенев пишет красочно, понятно, его язык – это, действительно, «громада», «кладезь мудрости».

Учитель: Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы учащихся основаны на прочтении статьи учебника д/задание, доп. Материал.)

2. Обращение к теме и эпиграфу урока. Вопрос: где скрыта главная мысль высказывания? ( Язык – громада, надо погружаться в него, насладиться им, знать его законы).

3.Лингвистический эксперимент: «узнай героя» (по языку и манере говорить составь о нём представление). Первый текст.

«- Ты сама посуди! Нам с барином нельзя здесь оставаться; теперь скоро зима, а в деревне  - зимой – ты сама знаешь – просто скверность. То ли дело в Петербурге! Там просто такие чудеса, каких ты, глупая, и во сне себе представить не можешь. Дома какие, улицы, а обчество, образованье – просто удивленье! (Акулина слушала его, Виктора Александровича, слугу барина, с пожирающим вниманием, слегка раскрыв губы, как ребёнок…

- Однако мне пора идти, - проговорил Виктор и уже опёрся было на локоть…

- Подождите ещё немножко, - умоляющим голосом произнесла Акулина.

- Чего ждать?.. Ведь я уж простился с тобой.

- Подождите, - повторила Акулина…Я ничего…ничего не хочу…а хоть бы словечко, на прощанье…И слёзы полились у ней ручьём.

(Ответ: молодой человек грубый, бессердечный, явно нахватался слов из высшего общества, а выговорить не может «обчество»; высокомерен, унижает бедную Акулину. Отрывок из рассказа «Свидание»)

Второй текст. «Я не вру, а ты брешешь. Стало быть, будет петь, коль об заклад побился, божья коровка ты эдакая, плут ты этакой. Моргач» (Вульгарные выражения, человек грубый, невыдержанный, даже ласковые слова из его уст звучат обидно. Из рассказа «Певцы», Обалдай).

Учитель. Вопрос. Итак, что есть язык?

Тема урока: отражение внутреннего мира человека. Вот и сегодня, погружаясь в рассказ «Бирюк», внимая языку героев, мы продолжаем познавать трудную науку о человеке через его язык.

Вы закрыли последнюю страницу рассказа. Какие чувства вы испытали? Огорчение, грусть, лёгкость – это чувства, а как это ещё можно назвать? Движение души.

4. Работа с текстом.

«Бирюк» - что это такое? Кого так называют? (Смотрят запись на доске). У Даля – волк, медведь; прозвище – угрюмый, необщительный человек. А как звали этого человека в рассказе? (Фома Кузьмич). Называли его по-разному. Запись в тетради: бирюк – лесник – приведение – мой проводник – он – молодец – Фома Кузьмич.

Докажите, что это не только желание писателя не повторяться, но и отношение к герою, движение души автора.

Лесник – профессиональная лексика, не несёт никакой оценки дополнительно; объясняет появление человека в лесу.

Приведение – видно, он очень легко ходит, почти незаметен, хорошо ориентируется в лесу.

Мой проводник – употребляя притяжательное местоимение, автор словно оказывает знак благодарности, признательности человеку, который помог ему в такое несчастье.

Молодец – автор называет его так, когда видит, каков он.

Читаем портретную характеристику героя: «Сложен он на славу – молодец!» Вот вам движение души автора, выражение через слово.

Вопрос: Как по-вашему, что сделало Фому бирюком? (Одиночество, оторванность от людей, заставляющая в каждом встречном видеть «порубщика»; ещё горе, которое, видимо, тяготит лесника, покинутого женой).

Задание 1: найдите в тексте этот диалог о жене.(Зачитываем). Какие слова, фраза лесника вас поразили, взволновали душу?

- Умерла, знать?

- Нет…да…умерла, - прибавил он и отвернулся.

- С прохожим мещанином сбежала, - произнёс он с жёсткой улыбкой.

Посмотрим на эту фразу.

  1. Какие синтаксические конструкции здесь употреблены? Зачем? (Частично неполные предложения – характеризуется краткость речи, сдержанность).
  2. А почему в последнем предложении отсутствует подлежащее? (Он, Фома, даже имя жены не хочет вспоминать, так ему тяжело).

Задание 2.Читаем диалог автора и девочки. Вопрос: что можно сказать по речи о характере девочки? (Замкнута, нелюдима, всех боится).

Задание 3. Доказать цитатой из текста, почему или за что Фому прозвали деревенские «бирюком»? (Читаем с. 106. «Все окрестные мужики боялись, как огня…нагрянет, как снег на голову…ловок, как бес. И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами…Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались…». Обращаем внимание на лексику, наличие фразеологических оборотов

5. Работа со словом «конфликт». (Запись на доске).

Вопрос: Между какими героями возникает конфликт? (Между бирюком и мужиком, воровавшим лес).

Вопрос: в чем же причина конфликта между мужиком и Бирюком? (разорение мужика; ненависть всей деревни к Бирюку).

 Вопрос: на чьей стороне закон? (на стороне Бирюка)

6.Описание внешности.

- мужика: «Он сидел неподвижно на лавке. При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие толстые брови, беспокойные глаза…», «Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрёпанной бородой».

- лесника: «Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой рубашки…выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза…).

Вывод: мужик жалок; лесничий суров, его боятся крестьяне, он силён.

7. Беседа по вопросам.

  1. Чем вызван суровый характер лесника? ( Его должность, понимание того, что крестьяне, от которых он охраняет лес, - воры и враги).
  2. А чем вызвана озлобленность мужика? Его ненависть к Бирю ку? (Отчаянием).
  3. Почему Бирюк так беспощаден к порубщикам? Может быть, угодить барину желает? (Нет). Он «должность свою справляет». Как вы понимаете это выражение?
  4. А что ещё говорит Бирюк о своей должности? (Даром господский хлеб есть не хочу).
  5. Итак, почему же Бирюк так ревностно несёт свою службу? (Он неуклонно честен, добросовестен, самолюбив).
  6. Не напоминает ли он вам героя известного рассказа Тургенева «Му-му» - Герасима?

8. Рассуждения учителя. Итак, какая ситуация возникла в этом рассказе?

Есть закон: нельзя присваивать себе чужого, что тебе не принадлежит. Кто из героев рассказа выполняет этот закон? Только Бирюк, а мужик ворует лес. Авторская позиция? Автор жалеет мужика и готов заплатить деньги, чтобы только лесник отпустил его. Разве автор не понимает, что мужик прав? Понимает, но выполнить этот закон невозможно, иначе погибнут от голода семья, дети. Нет выхода. Эту безысходность провоцирует крепостное право. Нет возможности работать, найти заработок, потому что крестьянин крепостной. И усиливают в тексте эту трагичность, безысходность художественные средства.

Пейзаж. «Гроза надвигалась…» (зачитать начало предложения, употреблены метафоры, олицетворение). «Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса». Что это? Простые прилагательные или умение увидеть цвет? «Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали».

Тревожное начало, ощущение, что должно что-то произойти. И как бы из грозы появляется мужик. Лесник – леший. Его мы видим в свете молнии. Избушку тоже увидим при свете молнии. Чего ожидаешь от такого начала? (Что-то фантастического). А что мы видим? (Убожество, бедность).

9. Выразительное чтение избы лесника на фоне музыки Свиридова "Деревянная Русь". Назвать изобразительные средства.

Вопросы. 

  1. А каковы же чувства, ощущения автора? («Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло; невесело войти ночью в мужицкую избу»).
  2. Помогла ли вам музыка представить, прочувствовать описание избы? (Да, музыка как бы нас окунула в ту эпоху и помогла представить убогость крестьянской жизни)
  3. Чем же заканчивается рассказ? (Бирюк, сам живший в нужде, бедности, не может не пожалеть этого жалкого, озлобленного человека. Он сам нарушает свой жизненный закон и отпускает вора.).
  4. Почему же Бирюк отпускает мужика?

10. На проекторе задание. Вопросно-ответная форма. Посмотрите на вора глазами Бирюка и автора. Что чувствует тот и другой. (Работа в парах).

Бирюк

Чувства

Автор

Чувства

а)

Бежит по лесу:

 - Мы его духом поймаем!

 - Вишь, бормотал он сквозь зубы; Повалил! - Горечь, что не уследил.

- Куда, стой,- загремел его железный голос.

- Врёшь, не уйдёшь!  Поймал!

Злость, обида.








Злость

Закричал жалобно, по-заячьи.

Мужичок мокрый, в лохмотьях, с длинной растрёпанной бородой. Дрянная лошадёнка.


Испитое, морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза.

Страх.


Жалкий, отрицательный эпитет.

Не ласкатт, а пренебрежительное

Отрицательные эпитеты.

б)

- Ну, поворачивайся, ворона! – промолвил он сурово.

- Воровать не след…

- Знаю я вас!

Рассеянный, невинный человек.

Поймал и успокоился.

Мужик умоляет, жалуется, хочет разжалобить.



Ругается - от отчаяния, - говорит всё, что думает о леснике

Вывод. Таким образом, сопоставляя героев, мы анализировали их действия, сопоставляли характеры через язык, т. е. речь.

Вопрос. Так кто же из героев стоит на более высокой нравственной позиции? Мужик? Автор? Бирюк? Примерные ответы:

Мужик груб, невоспитан, полон отчаяния, его терпению приходит конец, он теряет контроль над собой, обзывает Бирюка «душегубом», «кровопийцей», «зверем».

Бирюк, к изумлению автора, вытолкнул мужика вон: «Убирайся к чёрту со своей лошадью!..»

Автор: «Ну, Бирюк, удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый».

Учитель. Итак, конфликт между мужиком и Бирюком разрешён: он отпускает вора. На наиболее высокой нравственной позиции стоит лесничий.

Вопрос. Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?

Ответ. Угрюмый и нелюдимый, Фома, исправно несущий свою службу ("Я тоже человек подневольный; с меня взыщут"), оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика.

Вопрос: И какую роль, по-вашему, сыграл рассказ "Бирюк" в деле отмены крепостного права? 

Ответ. Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, "Записки охотника" сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга ("Записки охотника") послужила делу освобождения крестьян. Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. Недаром известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с "Записками охотника", что И.С. Тургенев "зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил".

1 Защита ассоциативно-предметных рисунков. (Это было домашнее задание.) Например,  кому-то бирюк напоминает медведя, кому-то тучу, кому-то ветер, мужик ассоциируется с зайцем, веточкой, дождём. Учащиеся показывают рисунки и комментируют ответы.

Например. На рисунке медведь. Ученик объясняет, что бирюк ассоциируется у него с медведем потому, что действие рассказа происходило в лесу, где главный герой был лесничим, а значит, главным. И медведя все звери боятся, потому что он сильный. А сила бирюка заключалась в том, что он охранял лес хозяина, значит, на его стороне был закон. Но в сказках медведь ещё и добрый. И в рассказе бирюк отпускает мужика, проявляя лучшие человеческие качества.

12. Рефлексия. А с чем ассоциируется сейчас ваше состояние души? Изобразите на листиках и прикрепите к доске. (На листах было разное: солнышко, сердечко, восклицательный знак, «пятёрка» и др.)

На дом. Задание по выбору.

1.Провести лингвистический эксперимент на тему «Узнай героя» по рассказам Тургенева «Записки охотника»: "Хорь и Калиныч", "Касьян с Красивой Мечи", "Певцы".

2. Подготовить пересказ рассказа «Бирюк» от одного из персонажей.