методические разработки. Урок русского языка в 11 классе "Двоеточие и тире в БСП"

Рубанова Зоя Сергеевна

  Конспект урока русского языка в 11 классе.

Тема: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения».

 

Цели:

  1. Обучающие:

-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

-формирование навыков выполнения задания А24 в формате ЕГЭ ;

-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.

 

2. Развивающие:

- закрепление знаний о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении ;

-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.

-развитие пунктуационной зоркости.

 

3. Воспитательные:

-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.

 

Тип учебного занятия: урок закрепления знаний.

 

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, мобильный класс, рабочий лист урока, таблица самоанализа знаний

Ход урока:

1.Организация начала занятий.

2.Подготовка к основному этапу занятий.

.                                              

                                                                                                                 Эпиграф.

                                                                 Знание только тогда знание, когда оно

                                                                                    приобретено усилиями своей мысли…

 Л.Н.Толстой.                        

                                                                                                                                                          

 

-Верность этих слов великого русского классика мы  проверим сегодняшним уроком.

3. Повторение (Пунктуационная разминка. Устно)

 - Какие виды сложных предложений вам известны? (ССП, СПП, БСП).

Задание1. 1 вариант.

Определить вид сложных предложений, Объяснить знаки препинания.

 Самопроверка в парах с объяснением.

1. Произведения XX века, которые перевернули наше сознание, наше понимание истории и современности, стали достоянием нашего поколения. (СПП).

2. Поэма А.Ахматовой «Реквием» - особая книга в этом ряду. (ПП)

3. Сама она прошла через ужасы сталинских репрессий: был арестован и семнадцать месяцев провел в сталинских застенках сын Лев, под арестом находился и муж Н.Пунин; погибли близкие и дорогие ей О.Мандельштам, В. Пильняк; с 1925 г. ни единой ахматовской строчки не было опубликовано, поэта словно вычеркнули из жизни. (Простое, БСП)

4. Став жертвой такого режима, поэтесса говорит от имени пострадавшего многомиллионного народа, поэтому поэма до сих пор волнует читателей. (СПП)

5. Поэма А.Ахматовой – это осуждение насилия над личностью, и устами лирической героини поэтесса взывает к нашей памяти, памяти своих современников и будущих поколений. (ССП).

Проверка. 1 – СПП,  2- ПП,  3 – ВСП, 4 – СПП,  5 -  ССП

Задание2. вариант 2.

Выписать основы предложений.

1. Произведения стали достоянием; которые перевернули

2. Поэма – книга.

3. Она прошла, был арестован сын Лев, погибли близкие и дорогие О.Мандельштам, В. Пильняк; не было опубликовано, вычеркнули. (БСП)

4. Поэтесса говорит; поэма волнует.

5. Поэма–осуждение; поэтесса взывает.

Заполняется лист самоконтроля.

 

 

        Оценка

 

 1. Пунктуационная разминка.

 

 

 

Задание3 (общее)

4. Сравнение СПП и БСП

Вывод: В отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому здесь смысловые отношения достаточно четкие и определенные.

- Можно ли данные предложения превратить в бессоюзные?

Подумайте, как изменятся знаки препинания. Выберите правильную интонацию.

 Чтение получившихся предложений(1 ученик)).

 - Что изменилось?

(Убрали союзы, и смысловые отношения теперь выражаются менее четко)

 - Как мы все-таки устанавливаем эти отношения и передаем в устной речи и на письме?

(Из содержания простых предложений, входящих в БСП. Интонация. Различные знаки препинания (,  - : )

Итак, на прошлом уроке мы подробно познакомились с какими знаками препинания в БСП?  Запятая, точка с запятой. Теперь, думаю, вы поняли, о чём мы будем говорить на уроке?  Рассмотрим и другие знаки пунктуации - постановку тире и двоеточия в БСП.

Тема урока «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения».

 

Определение цели: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этом основании верно выбирать знак препинания.

 

5. Работа в группах. 1-я группа – постановка тире; 2 группа – постановка двоеточия. Работа с учебником, параграф 98, стр. 328-329, прочитать и синтаксический разбор предложения.  Составления алгоритма объяснения. Работа в парах. (1 вариант объясняет – 2 - и наоборот:  – 2-й вариант объясняет  - 1.. Затем вопросы задают друг другу – 1-вариант – 1; 2 вариант – 2 по изученной теме. К доске вызывается представители 1 и 2 вариантов.

рассказывают алгоритм работы:

  • Внимательно читаем предложение,
  • определяем правильную интонацию,
  • выделяем части предложения и определяем их границы,
  • Если предложение сложное, попытаться определить смысловую связь грамматических основ, вставив подходящий союз на место знака препинания (одновременность, последовательность, причинно-следственные отношения и др.)
  • По союзу определить вариант ответа. Если сложное предложение, определить интонационную связь. (перечислительную, сочинительную, подчинительную).

Заполняется лист самоконтроля.

 

 

        Оценка

 

 2 Знание теоретического материала

 

 

 

6. В роли учителя выступают заранее подготовленные ученики, объясняет тему и предлагают задание.. Использование презентации.

Учитель. Ваша подготовка ещё раз убеждает в правильности эпиграфа.

 Знание только тогда знание, когда оно

                                                                                    приобретено усилиями своей мысли…

                                                                                                Л.Н.Толстой.                        

 

Заполняется лист самоконтроля.

 

 

        Оценка

 

 2 Умение знания применять на практике.

 

Вопрос.:

1. В каких предложениях смысловые связи сильнее: в бессоюзных или союзных? А интонация где ярче, выразительнее?

Учитель: Действительно, смысловые связи сильнее в союзных предложениях, ведь они усилены союзами или союзными словами. А вот интонация выразительнее в бессоюзных.

7.Лингвистический эксперимент. А теперь посмотрим, что произойдет с бессоюзными сложными предложениями, если в них поменять местами части. Переделайте предложения, расставьте знаки препинания.

Александр Блок понимал назначение своё как поэта: сделать мир лучше, прекраснее.

Будет день – и свершится великое,

Чую в будущем подвиг души. (А.Блок)

Итак, что произошло с предложениями? (Изменился смысл предложений, что повлекло за собой изменение в пунктуации).

 

 

        Оценка

 

 Лингвистический эксперимент

 

 


8.  Задания по ЕГЭ. Тестовую работу проведёт заранее подготовленный ученик.

 

9. Самостоятельная практическая работа. Объяснить смысловые связи. На столах листы.

Задание 1. Указать бессоюзные предложения в следующем порядке:

  1. вариант - где стоит тире
  2. вариант - где стоит двоеточие. (Знаки препинания не расставлены.)
  1. Мотив неустойчивости всего и вся является  главным и всё определяющим в поэзии А.Ахматовой: он проходит, можно сказать, через все сюжеты, через всю её жизнь. (Вторая часть предложения разъясняет и раскрывает содержание 1)
  2. .Пейзажная лирика Анны Андреевны совершенно неотделима о её любовного переживания – в этом её резкое своеобразие.(Вывод)
  3. Вот почему так насыщена, наэлектризована и всеохватывающа тема любви у Ахматовой: она вбирает у неё весь видимый мир. (Причина)
  1. Страшное одиночество А.Ахматовой, сопровождавшее её всю жизнь, началось со стихотворения «Мне голос был…»: от неё отвернулась и так называемая «внутренняя эмиграция». (А именно)
  2. А ведь в 1922 году Анна Андреевна пишет не менее знаменитое стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» - оно сразу, повторно и на долгие годы отделило её и от «внешней» т от «внутренней» эмиграции. (Быстрая смена событий, союз И).

 Самопроверка: через проектор. Синтаксический разбор предложения. 1в. – 5; 2в – 4

1 вариант – тире: 2.  5,

2 вариант – двоеточие: 1, 3, 4.

1 ученик делает синтаксический разбор предложения у доски. (Проверка)

Никакого состязания между А. Ахматовой и столь исключительным литературным окружением не произошло: она вступила на звёздную плеяду на равных. (БСП состоит из 2 –х частей. 2-е предложение указывает на причину того, о чём говорится в 1)

 

 

 

        Оценка

 

 Практическая работа.

 

10. Проверка домашнего задания. Сочинение-рассуждение «Нужны ли бессоюзные сложные предложения?» Приведите аргументы, доказывая  свою точку зрения.

 

 

        Оценка

 

 Домашнее задание.

 

 

11. Задания по ЕГЭ. Тестовую работу проводит ученица..

12. Работа с учебником.Составить схемы предложений. 1вариант – упр 459;

 2 вариант – 467 – заменить бессоюзные сложные предложения на союзные.

12. Повторение и обобщение знаний по теме (материал демонстрируется на компьютерах учащихся).

 Бессоюзное сложное предложение.

Части бессоюзного сложного предложения связаны только с помощью интонации. СОЮЗА между грамматическими основами НЕТ.

imageМежду частями бессоюзного предложения могут использоваться

 

запятая, точка с запятой

            двоеточие

тире

[      ], [       ]

= и

 Перечисление

 [      ]; [       ]

части далеки по смыслу

Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью.

Внутри частей есть запятые

Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их.

[       ]: [причина]

= потому что, так как

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.

[       ]: [пояснение]

= а именно, то есть

У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают.

[       ]: [дополнение]

= что

Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет.

[       ] – [       ]

противопоставление (сопоставление)

= а, но

Семь раз отмерь – один отрежь.

[Время, условие] – [     ]

= когда…то, если…то

Солнце взошло – начинается день.

[   ] – [вывод, следствие]

= поэтому

Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.

 [   ] – [    ]

      ↔

= быстрая смена событий

На полном бегу набок  салазки – Саша в снегу.

[   ] – [    ]

Сравнение

= словно, будто

Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.

    

 

13. Закрепление.  Выясните смысловые отношении между частями бессоюзных сложных предложений (перечислительные, пояснительные, сопоставительные, временные, изъяснительные, причинно-следственные, условно-следственные и др.). Объясните постановку знаков препинания.

1. И думал он: отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу  (дополняет смысл)

2. К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль .(причинно-следственные)

 3. В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул .(раскрывает содержание 1-го).

4. Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак . (дополняет смысл)

5. Он гость – я хозяин. (противопоставление)

6. Удастся в Ташкент хорошо съездить – дело понравится .(причинно-следственные)

 7. Теперь им предстояло самое трудное: они должны были покинуть товарища, зная о том, что ему угрожает.(раскрывает содержание 1-го).

8. Биться в одиночку – жизни не перевернуть. ( условно-следственные)

9. Подведение итогов урока.

- Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену.

Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 3, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

 

Лист самоконтроля.

 

 

Оценка

 

1.Пунктуационная разминка.

 

2. Практическая работа.

 

3.Роль учителя. Ответы учеников.

 

4. Лингвистический эксперимент

 

5. Синтаксический разбор предложения.

 

6. Задания по ЕГЭ. Тестовая работа.

 

7.Домашнее задание. Сочинение-рассуждение

 

 

10. Домашнее задание: Составить и записать 5 заданий в тестовой форме А24 в формате ЕГЭ

Рефлексия.  Синквейн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Тесты

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части

 

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Особым этапом в судьбе Каземира Малевича был 1905 год: пятого августа этого года он подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий

4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части

 

 

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В 20-21 веках корейские города, выстроенные в гористой местности, уже не следовали китайской схеме: их улицы не были прямыми, а ансамбли дворцов и храмов, дозорных башен и крепостных сооружений вписывались в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения  того, о чём говорится во второй части

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

3) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части

 

 

4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

 

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Стекло все шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, которая служит людям.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

 

 

6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совершенно разных по очертаниям берега: один - древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой - низкий, пологий, болотистый у воды.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части

3) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения  того, о чём говорится во второй части

 

 

7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В портрете воссоздается облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.

1) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения  того, о чём говорится во второй части

 

 

8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Речная вода обладает удивительным свойством: трудно отличить настоящие берега и заросли от их отражения в воде.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части

 

 

 

9. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Обаяние, как дар особой привлекательности, было у великого актера Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прославленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения  того, о чём говорится во второй части

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Философия вещей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Цели урока:

  1. образовательные:

- способствовать формированию исследовательских навыков учащихся по  выявлению сюжетообразующей функции детали в романе через портрет, пейзаж, внутренние монологи;

 - способствовать систематизации знаний по обучению целенаправленной деятельности учащихся по нахождению способов решения проблемы;

-формирование  умения  свободно высказывать  свое  суждение  о  прочитанном  тексте , аргументировать свой  ответ через создание проекта;

 -овладение  выразительными  средствами русского  литературного языка, совершенствование  речи учащихся;.

2) развивающие:

- развитие эмоционального восприятия  учащихся, активизация художественно – эстетических  потребностей  детей, развитие  литературного вкуса через анализ текста, исследовательские навыки, выразительное чтение отрывков из произведения;

- Учимся строить полный ответ и логику ответов в разрешении проблемного вопроса;

-  развивать навыки мыслительной деятельности (сравнение, анализ, интерпретация, характеристика).

3) воспитательные:

- воспитание  высоких  нравственных  чувств  у  учащихся; 

- формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;

- осмысливать стремление познать себя, определять своё предназначение.

Задача урока: Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их нравственные поиски смысла жизни, делая упор на философские размышления Толстого о смысле жизни, об истинной и ложной красоте, о войне и мире, выявляя при этом сюжетообразующую функцию детали.

Тип урока: урок – исследование;

Оборудование: экран , проектор, диск с фильмом  С. Бондарчука «Война и мир», текст романа «Война и мир», переносная доска, , фотографии   Л.Н. Толстого, иллюстрации  к  роману А.В. Николаева.

Методические приёмы:

  1. работа в группах;
  2. исследовательская работа по предложенным темам, погружение в текст;
  3. ответы на проблемные вопросы;
  4. составление схем, проектов;
  5. анализ эпизода;
  6. выразительное чтение; инсценировка эпизода «Лунная ночь в Отрадном»;
  7. участие в аукционе по определению функции детали в тексте.

Учебник Ю.И. Лысого Русская литература XIX века 10 класс»

                      Ход  урока   

Деятельность учителя  и учащихся

1.Организационный  момент – 1 минута.

2.Вступительное  слово  учителя -  5  минут.

А.) Книги характеризуются тем, как они живут в читательской памяти. «Война и мир» запоминается яркостью эпизодов, поступками героев, философскими размышлениями о смысле жизни, о добре и зле, о чести и бесчестии Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщена. В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц. Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью.

Но именно это произведение для сегодняшней молодёжи должно стать «учебником жизни», поскольку те вопросы, которые затрагивает писатель, они всегда актуальны.

Б.) Объявление  темы  урока: «Философия вещей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

В) Знакомство с группами, их темами:

А) мир и война;

Б) жизнь ( для других – жизнь для себя) - смерть

В) любовь и  предательство;


3) Алгоритм работы в группах:

Информация - знания - реализация

На  партах  у  каждого  ученика лежит  произведение  Л.Н.Толстого


На  экране  изображается  портрет  Л.Н.Толстого.

Обозначены темы, по которым работали группы.

  1. Работа 1 группы по теме «Война и мир в романе».

Проблема: как изображены картина мирной жизни и войны в романе. -Почему именно природа указывает истину?

Основными событиями сюжета являются войны 1805 и 1812 годов. Вокруг этих событий сосредотачиваются все частные сюжетные линии мирной жизни главных героев (Болконских, Ростовых, Безуховых). За основу нашей исследовательской работы мы взяли слова-противопоставления:  «война» - «мир».

Слова, вынесенные в заглавие романа, – многозначны. Так, понятие «война» означает в толстовском повествовании военные столкновения враждующих армий. В романе показано несколько сражений: Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское. И для Толстого важно, что думают герои перед сражением. Например, князь Андрей. Фрагмент фильма.

Но война у Толстого – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение. В обычной, повседневной жизни людей неизбежны конфликты. Так, сражаясь с князем Василием за наследство умирающего графа, Анна Михайловна Друбецкая  ведёт прямо-таки военные действия. Толстой нарочно подчёркивает это: «Она сняла перчатки и в завоёванной позиции расположилась в кресле».

Князь Василий продолжает войну – уже вместе со всем его наследством. В итоге Пьер женится на красавице Элен, дочери князя Василия. Но вся картина рокового «объяснения» чем-то напоминает военные затруднения. Как и в войне есть страшная черта, отделяющая жизнь от смерти, своих от врагов, так и Пьер наедине с Элен чувствует известную черту, перейти через которую не в силах: «Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу». - думает он, но переходит и становится несчастным. Затем следует уже прямо война – дуэль с Долоховым, более страшная, чем военные действия, потому что убийство  могло произойти в мирной жизни.

А теперь обратимся к фрагменту фильма Бондарчука - «На батарее Раевского»– где мы можем  увидеть войну вблизи и определить роль человека на войне.

Пушки стреляют «беспрестанно одна за другой…оглушая своими ударами…» Дым выстрелов уже не кажется  «круглым, плотным, играющим лиловым, серым и молочно-белым цветами». (Отметим метафору играющим, указывающую на радостный колорит картины). Пушки стреляют, «застилая всю окрестность пороховым дымом». Перед нами «небольшое количество людей, занятых делом». Солдаты заряжают и накатывают орудия Картина тяжёлого труда совсем не вяжется с привычным представлением о героизме. Солдаты и офицеры выполняют свою работу. Это простые люди, им страшно, им не хочется умирать. На вопрос Пьера: «А та разве не боишься?» - краснорожий солдат отвечает простодушно: «А то как же? Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться…»

Мужество в том и заключается, что люди умеют скрыть страх, под пулями и ядрами сохраняют бодрость, душевное здоровье и чувство юмора.не раз в сцене «На батарее Раевског» повторяется ключевое слово «семья». Скрытая теплота единого, общего всем чувства – вот что делает участников сражения людьми и превращает их в дружную семью.

А что же стало с французской армией?  Толстой говорит о том, что французы представляли собой сначала злую силу, что они утратили чувство добра, справедливости, человечности, показывает, что нравственная сила атакующей армии была истощена, ей противостоит топор русской армии. Уместно привести здесь такое сравнение: «Французское нашествие, как разъярённый зверь, получивший в своём разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель».

Вывод. Таким образом, через описание батальных сцен, образы. солдат Толстой показал простоту, доброту, истинную человечность и величие души простых тружеников войны. Однако война, по мысли Толстого. – людей не только объединяет, но и разъединяет. В этом писатель видит величайшее зло. Война несет смерть, поэтому тема жизни и смерти неизбежно возникает в романе. Показывая все ужасы войны, от первого сражения Николая Ростова и ранения Андрея Болконского в Аустерлицком сражении до смерти князя Андрея и бегства французской армии, Толстой доказывает бессмысленность войны. Война - противное человеческому естеству дело. Она несет страдания и смерть.

Точно так же, как и война, понятие мир раскрывается в эпопее в самых разнообразных значениях.

Мир – это весь народ без различия сословий.

Мир – это ближайшее окружение.

Мир – это Вселенная.

Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Кстати, слово «мир» в толстовском времени писалось по-разному и имело несколько значений: через «и восьмеричное» (и) – в значении «мира» как отсутствие войны, отсутствие вражды, несогласия и через «и десятиричнре» (i) в большинстве значений. Во всех, кроме одного, изданиях книги Толстого, вышедших, когда ещё действовали правила старой орфографии (в том числе и во всех опубликованных при жизни писателя), слово «мир» в заглавии писалось через «и восьмеричное» и имело, таким образом, значение отсутствия вражды, войн

Почувствовать мирную жизнь мы сможем из эпизодов: «Ночь в Отрадном» (т.2,ч.3.гл.2), «Встреча с дубом» (т.2,ч.3, гл.3). Инсценировки.

Вывод. Немаловажную роль в романе играют сцены описания природы – это одна из сюжетообразующих функций , которая помогает почувствовать глубокую поэтическую связь природы и человека. Ночь в Отрадном мы видим глазами и Болконского и Наташи – и видим прежде всего волнующую красоту ночи.

Так, в описании весеннего леса, старого дуба определяющим является то, что они даны с точки зрения князя Андрея, невольно олицетворяющего явления природы, остро чувствующего глубокую поэтическую связь между её жизнью и своим сложным духовным миром. “В первую встречу дуб для князя Андрея – это олицетворение безнадежности, а во вторую встречу дуб кажется ему символом радостной веры в счастье. Андрей согласен: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год…»

При жизни Толстой стремится быть ближе к природе – там правда, она не обманет, наоборот даст силу, исцелит твою душу. Поэтому именно на природу возлагается такая важная миссия: помочь найти человеку правду, помочь найти истину.

Вывод. Таким образом, как же трактовать слова Толстого, вынесенные в заглавие романа? Слово «мир» - это жизнь, оно даёт надежду, вселяют уверенность, а слово «война» холодное, противопоставлено мирной жизни, несёт отчаяние, уныние, смерть.

Учащиеся показывают опорный конспект по данной теме..

Исследование слов «война» и «мир». Презентация.

Учащиеся из других групп составляют опорный конспект данной темы.
















Тексты «На батарее Раевского».Как рисуется война не на дальнем расстоянии, а вблизи.






















Вывод записывают.







Учащиеся дают комментарий игры актёров.








Учащиеся показывают опорный конспект по данной теме.


  1. Выступление 2 группы. Тема «жизнь (для других – и жить для себя) - смерть»

Проблема: какая жизнь настоящая: жить для себя или для других? Как нужно прожить жизнь?

Одной из сюжетообразующих функций в романе является ДИАЛОГ. За основу  для исследования мы взяли философский поединок двух друзей Андрея Болконского и Пьера Безухова – разговор в Богучарове (т.2. главы 11-12 , ч.2.) исключительно важный для развития художественной идеи романа.

Их позиции: жить для других – и жить для себя.

Слушают выступления и делают выводы, какая жизнь настоящая?

жить для других Пьер

жить для себя. Андрей

Пьер «сдерживал себя, боясь быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорее показать своему другу, что он был теперь совсем другой…»

«Пьер стал рассказывать, что он сделал в своих имениях…»





«А любовь к ближнему, а самопожертвование?..Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу…для других, только теперь я понял всё счастие жизни…»


«Да как же жить для одного себя?»

«Его (Пьера) поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице, но взгляд был потухший, мёртвый.

Князь Андрей «слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер».. «Пьеру стало неловко в обществе своего друга.»

«Жить для себя,…вот вся моя мудрость теперь».


«…но каждый живёт по-своему…Я жил для славы. (Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь…) Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор

стал спокоен, как живу для одного себя».

Вывод. У Пьера «жизнь для других» предстаёт в виде увлекшего его масонства и филантропической деятельности в своих поместьях. У князя Андрея позиция «жизнь для других», в виде стремления к славе, была тем же желание любви людей, к которой стремится сейчас Пьер. И так же, как князь Андрей разочаровался в такой «жизни для других», - так же и Пьеру предстоит разочарование в в той же форме ложного общего, которая сейчас увлекает его.

Жизнь только для себя у князя Андрея, для которого, в отличие от Пьера, не характерна чувственность, а характерна склонность к рационализму, предстаёт в негативной форме: отрицание какой бы то ни было деятельности во имя ближнего; не делать ничего такого, что могло бы привести к угрызению совести; не мешать другим; в устройстве дел своей семьи, своего сына.

В богучаровском споре, на наш взгляд, в котором обе стороны одинаково правы и одинаково не правы, Толстой сочувствует обоим героям.

Письменный ответ на вопрос: как вы считаете, какая жизнь настоящая: жить для себя или жить для других? Ответы зачитывают и показывают на листах.

Кстати, у Ю.Нагибина герой Вася из расск5аза «Старая черепаха» открыл истину: «Не только мир существует для тебя, но и ты для мира»

Тема смерти – Итак, смерть в романе “Война и мир” показана Толстым в трех аспектах. Есть изображение физической смерти, смерти нравственной и смерти как пробуждения от жизни. Как Толстой её преподносит? Своих героев Толстой проводит через испытание смертью. Первым это испытание встречает Андрей Болконский. Он, минуту назад сильный и смелый, полный прекрасных надежд и мечтаний, лежит теперь на земле без сил, без надежды выжить. Он смотрит в небо и чувствует бренность славы, бренность своего тела, бренность бытия. В эту минуту он близок к смерти, и он счастлив. Почему же он счастлив? Он счастлив сознанием чего-то нового, высокого и прекрасного (как небо над ним). Показывает иллюстрации А.В. Николаева к роману «Война и мир»

Одни умирают тихо, почти бесследно проходит их жизнь. Так изображена смерть старого графа Безухова и Элен. Другие персонажи близки автору и любимы им, поэтому расставание с ними очень болезненно. Таково описание смерти князя Андрея и Лизы.Болконской.

Так погибает Петя Ростов, этот мальчик, который “привык есть что-нибудь сладкое”. Война для него была лишь игрой во взрослого. И он умело, самоотверженно играл в нее, преодолевая страх во время поездок в разведку к французам с Долоховым, стараясь показаться всем действительно взрослым и мужественным, стесняясь, но все же проявляя свою доброту, жалея пленного французского мальчика “Весеннего”, по-детски считая всех вокруг добрыми людьми. Но эта игра лишила его жизни. Поэтому его смерть так трагична и нелепа.

 Смерть физическая ничего не добавляет к смерти “мертвых” героев. Они тонут в забвении. Элен очень быстро забыли в Петербурге. На “живых” героев смерть физическая действует иначе. Они умирают, но после них остается след. Так, князь Андрей оставил после себя сына и добрую память у всех близких. Так, княжна Марья заботится о том, чтобы все ее действия и поступки находились в согласии с волей умершего. Воспитывая Николушку, она все время спрашивает себя, одобрил бы ее действия брат или нет. Николушка мечтает стать таким же, как отец.

Вывод: так, жизнь и смерть представлены в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” в различных формах. Основным авторским приемом на протяжении всего романа является антитеза. И главным противопоставлением является противопоставление жизни и смерти. Даже в заглавии романа это видно: война несет людям страдания, горе, смерть, а мир - радость жизни. Принято отождествлять войну со смертью, а мир с жизнью, но в реальной жизни все не так однозначно, и потому в своем романе автор противопоставляет также естественную смерть ради продолжения жизни и противоестественную человеческой природе смерть на войне; жизнь естественную простых людей и лучших представителей дворянства — жизни мертвых духовно людей света. Толстой выдвигает главный жизненный принцип: “Надо жить, надо любить, надо верить”.

  1. Аукцион вещей. Цель: определит роль данной вещи в тексте как связующей детали. (Каждая группа выставляет на аукцион «вещь», упомянутую в романе, которая сыграла большую роль в развитии сюжета. Учащиеся определяют функцию данной вещи в романе.)

Например: кошелёк.

Когда обнаруживается, что у Денисова пропал кошелёк и он кричит на своего лакея Лаврушку, Ростов понимает, что кошелёк взял Телятин. Николай думает, что всё вокруг должно быть по справедливости. Офицер украл деньги у товарища – позор, следовательно, нужно рассказать о его поступке полковому командиру. Ростов так и делает, а полковой командир отвечает ему, что он лжёт. Столкнулось 2 разных представления о о чести и бесчестии. Для Николая бесчестие – скрыть поступок Телятина, для офицера – обнаружить его. В душе Ростова разрушена вера в справедливость и благородство. Подлец побеждает благородного человека.

Гитара – платок. Пляска Наташи.

«Дядюшка, ни на кого не глядя, сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил… Где, как, когда всосала в себя из русского воздуха, которым она дышала. – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые давно должны были бы вытеснить?» Толстой замечает, что Наташа «умела понять всё то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке». Через пляску Наташи раскрывается её внутренний мир, её душевная красота.

Мозаиковый портфель

За него борются княжна и Анна Михайловна, чтобы узнать, кому достанется богатство умирающего графа. Эта сцена борьбы за портфель -спорную вещь -раскрывает глаза на истинное положение вещей: слышны звуки усилий борьбы за него, портфель падает у старшей княжны, Анна Михайловна его подхватывает и бежит в спальню, за ней идут князь Василий и старшая княжна, а через несколько минут, рыдая, сообщают Пьеру о смерти старого графа Безухова. Всё наигранно, лживо, фальшиво.














Письменный ответ на вопрос:


Учащиеся определяют предназначение данной вещи в романе. Рассказывают о неё.

  1. Выступление 3 группы по теме: «Любовь – предательство».

Проблема: как решает Толстой вопрос роли женщины в обществе?

Внутренний мир человека, исследование души — вот одна из философских проблем, волнующих Толстого.

Рассмотрим любовный треугольник: Андрей – Наташа – Анатоль. (Сообщение уч-ся.). Остановимся на взаимоотношениях Наташа и Андрей, Наташа и Анатоль. Что общего между ними?

Андрей – живёт разумом, уверенный в себе, знает жизнь, знает, чего хочет в этой жизни.

Анатоль – живёт глупо, животно, беспутно, удовольствуясь каждой минутой, легко и уверенно.

Наташа – живёт легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?.

Что их сближает? Понятие «всё можно».

Для Анатоля всё можно благодаря животности его его эгоизма, благодаря тому, что для него ни совести, ни ответственности.

У Наташи, напротив, в её наивном «всё можно» - идеальный общественный смысл: это наивное требование немедля, сейчас открытых, прямых, человеческих простых отношений между людьми и естественное непонимание всяких других отношений. Она хочет жить, любить сейчас, не ожидая, не откладывая. В этом стремлении проявляется естественность её чувств. Она не может даже подумать, что за горячими уверениями, за улыбкой Анатоля таятся фальшь и обман. Она верит Анатолю.

Но, следуя неуклонно своему инстинкту полной свободы, Наташа неотвратимо идёт к катастрофе – сближению с Анатолем. И жизнь не без умысла действует, сводя Наташу и Анатоля: Наташа должна узнать, что в желании абсолютной свободы есть оборотные стороны, за что её придётся серьёзно «платить». В какой-то момент Наташа не понимает уже, почему нельзя быть ей вместе с обоими – и Болконским и Анатолем. Наташа преступила нравственную черту, и это наваждение привело к большой ошибке, уверяя себя, что никогда не любила Андрея. Чувственная страсть, принятая за любовь, привела к неправде.

Итоги анкетирования среди учащихся 10-х классов, родителей по вопросам.

  1. Я осуждаю поступок Наташи.
  2. Я оправдываю Наташу.
  3. Одновременно и осуждаю и оправдываю.
  4. Мне всё равно, что с ней происходит.

Вывод. Итак, в анкетировании участвовало 50 человек: учащиеся 10-х классов, родители.

Большая часть опрошенных одновременно и оправдывает Наташу и осуждает – 70%;

Осуждают Наташу – 15%

Удивительно, но 10% всё равно, что с ней происходит

Оправдывают Наташу – 5%

Следовательно, большая часть участников анкетирования попыталась понять героиню, осудить  и простить, т.к. каждый имеет право на ошибки. Важно, что она их потом поняла и наказала себя за это, ей стыдно было за содеянное.

Ещё рассмотрим взаимоотношения между Марией, Анатолем и француженкой Журден, Соней, Николаем и Марией.

Подводятся итоги соцопроса.

Вывод. Как решает Толстой вопрос роли женщины в обществе? Он отрицательно относился к эмансипации женщины. Если Тургенев, Чернышевский женщину рассматривали в другом аспекте, то Толстой считает, что для женщины главное — домашний очаг. Поэтому Наташа Ростова просто мать и жена в конце романа. А жаль! Мария с её умом и знаниями становится просто женой Николая Ростова. А Соня помогает вести хозяйство.

А  ведь все они обладают замечательными качествами: добрые, одаренные, излучающие тепло и свет.

. В этой позиции я с Толстым не могу согласиться, потому что умной женщине мало быть просто домашней "гусыней”, ей все равно хочется большего. И если у Наташи был богатый духовный мир, то куда же он делся, ушел в домашний быт? В этом Толстой — консерватор.

Как решается данная тема другими писателями (Пушкиным, Островским, Тургеневым)?

Зачитывают акростих о героях, синквейны.

Слушают выступления и составляют опорный конспект.






Отвечают на вопрос.




















Отвечают на вопросы по карточке.



Показывают опорный конспект.

Итог урока. Защита итогового проекта по теме урока.  нИндивидуальное задание ученицы.

Рисуют проект по уроку.

Рефлексия: после работы по данной теме определитесь, кем бы вы могли быть: консультантом или учеником.

Составляют синквейн.

На дом: философия вещей в романе. Над какими темами вы ещё хотели бы поразмыслить. Мини-сочинение.

Записывают домашнее задание.

Использованная литература:

1.Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 22 т.. М., Худож. лит- ра, 1978г.

2. Тютчев Ф.И. “Весенние воды”. Лирика. М., Дет. лит., 1978г.

3. Фейн Г.Н. Роман Л.Н.Толстого “Война и мир”. М., Просвещение, 1966г.

4. Ильин Е.Н. “Искусство общения”. М., Педагогика, 1982г.

5. “Уроки рус. лит-ры в старших классах”. А.А.Комиссаров (из опыта работы) Казань, Тат. книжн. издат., 1985г.

6. “Уроки литературы сегодня” (из опыта работы) М., Просвещение, 1974г.

7. Лыссый Ю.И. Русская литература 19 века.

8. Бурсов Б.И., Качурин М.Г. Методическое руководство к учебнику политературе.