Информационная карта инновационного опыта

Жукова Марина Владимировна

Инновационный опыт работы по организации профориентации школьников начинается с 2006 года, после написания грантовых Проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учреждение

МБОУ СОШ № 1 г. Оха имени А.Е.Буюклы., ул. 60 лет СССР, 32/1; 3-08-65; 3-16-10;3-18-55; факс 3-18-55; электронный адрес: skool1@mail. ru

Стаж работы в должности

26 лет

1.Тема  инновационного (передового) педагогического опыта

«Организацияусловий для развития мотивации к профессиональному самоопределению учащихся»

2. Источник изменений( противоречия, новые средства обучения образовательной деятельности)

Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют новых подходов к профессиональному определению молодёжи. В последнее время в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно- воспитательном процессе. Для достижения результатов необходимо  помочь ребенку в выборе образовательного и профессионального маршрута, установить социальные связи и разработать  маршрут профориентационных экскурсий, организовывать и проводить  тематические встречи с интересными людьми,  разработать выставки профориентационной направленности, организовать подбор  ролевых и деловых игр, выступать  о профессиональном самоопределении  старшеклассников на родительских собраниях, совещаниях. Для формирования решения о выборе профессионального маршрута и реализации карьерных замыслов необходимо организовать  мероприятия позволяющиеактивизировать  познавательные процессы у обучающихся  к выбору профессии, научить анализировать  соответствия личных качеств, способностей, склонностей, ценностных установок  человека выбранной профессии. Выявление организаторского, интеллектуального, творческого  потенциала школьника будет формировать представления учащихся  о выбираемой профессии.

3.Идея  изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

Опыт основывается на идеях, изложенных в работах   С.Н.Чистяковой, Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, Т.В.Беловой, О.Н.Большакова и др., впоследствии отраженных в Концепции модернизации российского образования:

  • личностно-ориентированный подход в образовании;
  • инновационная деятельность;
  • компетентностный подход(в частности, развитие коммуникативной компетентности).

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Применение личностно-ориентированного подходаспособствует изменению организационного поведения школьников, которое предполагает: стремление активно участвовать в жизни школы, максимально способствовать достижению её целей, сделать максимум возможного.Участие социальныхпартнеров  способствует  ориентации  и помощи, учащимся в профессиональном самоопределении, поддержки в решении  экзистенциальных проблем, развитии современной перспективы, способности к целеполаганию, развитию психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения.

5. Условия реализации изменений

Педагогический опыт может быть использован  для предпрофильной подготовки  и профильного обучения  школьников  8-11 классов.

6. Публикация (если есть)

Статья: «Методы профориентационной работы в современной школе», на сайте infourok.ru28.04.2017;

Статья: «Временная перспектива будущего и её влияние на профессиональное самоопределение старших школьников»  14.10.2017.,  Свидетельство о публикации №258981 в сетевом издании «Педагогический Журнал» в категории «Основное общее и среднее/полное образование»;

Статья: «Социальное партнерство одно из важнейших стратегических ориентиров образовательной среды», Серия ФФ №6942 от 08.11.2017., Свидетельство о публикации. Международный образовательный журнал «Педагог»;

7.Результаты изменений (использование предлагаемых способов обучения и воспитания)

Главной задачей современного этапа  является достижение нового качества образования, качества, которое проявляется в усилении личностной направленности образования, в создании условий для проявления активности школьников, в увеличении возможностей выбора.

В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего профессионального пути. Важно правильно выбрать ориентиры образовательной среды. Ключевое направление в развитии социальных связей школы занимают отношения  со структурами и организациями, влияющими на профессиональное самоопределение школьников.  Это учреждения дополнительного образования, учебные заведения профессионального образования, учреждения социальной защиты, органы здравоохранения, учреждения  культуры и спорта, территориальные службы и отделы занятости, межшкольные комбинаты, органы внутренних дел, средства массовой информации.

III. Описание инновационного опыта учителя

Профессиональная деятельность в жизни человека является основой в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждения и самореализации. Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает должных знаний о современном рынке труда, о правилах поведения  на нем, слагаемых построения успешной карьеры, о правилах и обязанностях в сфере трудовых отношений.  Она не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Психологи считают, что неуспех человека в профессиональной сфере, приводит к устойчивым стрессам, депрессии, то есть нарушает состояние внутреннего здоровья, что вызывает проявление ассоциативных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность.

Создание школьного кабинета профориентации «Компас» позволило расширить знания учащихся о возможности выбора профессии и самих профессиях, оптимизация процесса выбора профессии  происходит в соответствии с личными интересами школьников и потребностями рынка труда. У учащихся происходит формирование профессиональных интересов, способностей, мотивов профессионального выбора. Учащиеся 8-11 классов  подходят к выбору профессии осознанно, с учетом индивидуальных особенностей.

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современную школу. Изменение школы –объективный процесс.  Главной задачей современного этапа  является достижение нового качества образования, качества, которое проявляется в усилении личностной направленности образования, в создании условий для проявления активности школьников, в увеличении возможностей выбора.

В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего профессионального пути. Важно правильно выбрать ориентиры образовательной среды. Ключевое направление в развитии социальных связей школы занимают отношения  со структурами и организациями, влияющими на профессиональное самоопределение школьников.  Это учреждения дополнительного образования, учебные заведения профессионального образования, учреждения социальной защиты, органы здравоохранения, учреждения  культуры и спорта, территориальные службы и отделы занятости, межшкольные комбинаты, органы внутренних дел, средства массовой информации. Сегодня можно констатировать, что в жизнь образования входит еще одно новое понятие – социальное партнерство. В современных условиях никакое правительство, предприятие, компания или образовательное учреждение не могут действовать без сотрудничества с партнерами и потребителями. Какой бы ни была общественность, успех взаимодействия определяется взаимопониманием. Без хороших отношений невозможны ни постановка целей, ни согласованность действий и  их реализация.

Изменяющиеся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. В нашей школе помочь учащимся 8-9 классов  ориентироваться в сложном мире труда, призван новый экспериментальный курс «Твоя профессиональная карьера». Для учащихся профильных классов  курс «Планирование профессиональной карьеры». В начале года проводится диагностика учащихся с целью выявления готовности  планирования  личностных и профессиональных перспектив. Не все учащиеся задумываются  о необходимости выбора профессии -10 процентов, задумывались, но еще не выбрали – 58 процентов, определились с выбором профессии – 32 процента. И эти, в том числе данные способствовали написанию социального проекта  «Профессий разных много…». Операторы шельфовых проектов компании «Элвари Нефтегаз» и «Эксон»  выделили  средства,  и в нашей школе был открыт кабинет профориентации «Компас». Кабинет был укомплектован необходимым оборудованием, закупить методическую литературу.  На базе кабинета проходят уроки экономики, курса «Твоя профессиональная карьера», «Планирование профессиональной карьеры». Проходят встречи с людьми, работающими в различных сферах деятельности и профессий.  На уроках используются современные образовательные технологии.  Представители бизнеса участвуют в совместном проведении ролевых игр.  Представители службы занятости проводят занятия и информируют учащихся  на предмет профессионального маршрута и востребованости специалистов в Охинском районе на перспективу. Учащиеся профильного «Роснефть –класса» принимают участие в научно-технических конференциях молодых специалистов компании, семинарах-тренингах на командообразование, профориентационных экскурсиях на предприятия компании.

Учащиеся 8-11 классов выезжают на экскурсии  предприятий нашего города: ООО «ОМЗ»; ООО «ТЭЦ»; УМНГ; НГДУ и другие. Налажены связи с профессиональными заведениями нашего города :ПЛ №6 и ФГОУ СПО СТЭТ, совместно с ними проводится заключительное мероприятие на параллели 9-х классов по курсу «ТПК»  «Презентация портфолио». Ребята получают опыт в самопрезентации и работы с папкой личных достижений. Представители  учебных заведений рассказывают о своих заведениях, правилах приема, организации образовательного процесса и маршрут движения учащихся после 9 –го класса.

Успех реализации социальных связей школы, построение общественных отношений во многом зависят не только от руководителя, но и от рядового педагога школы, от сложившегося типа его организационного поведения, которое предполагает: стремление активно участвовать в жизни школы, максимально способствовать достижению её целей, сделать максимум возможного.  Считаю, что все перечисленные приемы, методы и социальные связи способствуют  ориентации  и помощи, учащимся в профессиональном самоопределении, поддержки в решении  экзистенциальных проблем, развитии современной перспективы, способности к целеполаганию, развитию психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения.

IV. Экспертное заключение

Уровень (масштабы распространения представленного опыта) и формы распространения изменений

Опыт Жукова Марины Владимировны  имеет большое значение для образовательного учреждения МОУ СОШ №1 г. Охи  реализующего программу « Школа –второй дом».Учитель выдвигает на первый план работу по предпрофильной подготовке  и профильному обучению школьников. Успешно реализует себя в воспитательной программе «Профессий разных много…».

Победитель в рамках реализации молодежной политики на территории муниципального образования «Охинский район» социального проекта «Профессий разных много…». Основное инновационное содержание проекта: создание кабинета профориентации для учащихся МОУ СОШ №1 для формирования готовности старшеклассников к основному выбору профессии.

Марина Владимировна является организатором школьного профориентационного центра «Компас». Строит своюработу с учетом знаний возрастных и психологических особенностей учащихся.  Её  педагогический опыт работы по проблеме: «Внешние связи и социальное партнерство как показатель открытости и демократичности образовательного учреждения» обобщен и занесен в районную базу данных. (удостоверение №  3 )

 Учитель охотно делится своим накопленным опытом с коллегами, выступая с докладами и сообщениями на педсоветах, заключительных методических конференциях, педагогических чтениях района и области.

Таким образом, опыт Жуковой М.В. способствует расширению знаний учащихся о возможности выбора профессии и самих профессиях, оптимизации процесса  профессионального выбора и дальнейшего образовательного маршрута.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Заместитель директора по ВРЛабузова Галина Михайловна, место работы: МОУ СОШ №1,

телефон: 2-16-  10; glabuzova@mail.ru

V. Информационные характеристики опыта

Характеристика инновационного опыта

Обучение

Воспитание

Дополнительное образование

  1. Ценности и ценностные ориентации

Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно - ориентированной модели обучения требуют новых подходов к профессиональному определению молодёжи. В последнее время в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно- воспитательном процессе  - помощь ребенку в выборе образовательного и профессионального маршрута

2.Цели и задачи

Создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы.

3. Идея  изменений

Опыт основывается на идеях, изложенных в работах   С.Н.Чистяковой, Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, Т.В.Беловой, О.Н.Большакова и др., впоследствии отраженных в Концепции модернизации российского образования:

  • личностно-ориентированный подход в образовании;
  • инновационная деятельность;
  • компетентностный подход ( в частности, развитие коммуникативной компетентности).

4.Содержание  образования

Система работы со  старшеклассниками представляет сочетание учебной и внеурочной деятельности.

5.Технологии, в том числе и ИКТ

Игровые технологии при завершении курса «Твоя профессиональная карьера» в форме ролевой игры «Презентация портфолио». Ребята получают опыт в самопрезентации, работы с папкой личных достижений. Представители  ПЛ №6, ФГОУ СПО СТЭТ рассказывают о своих заведениях, правилах приема, организации образовательного процесса , узнают маршрут движения учащихся после окончания  9 –го класса.

6.Средства

  • Учебно-наглядные пособия;
  • Организационно-педагогические;
  • Компьютер.

7.Методы

  • проблемно-поисковый;
  • словесный.

8.Организационные формы

  • простые 
  • составные

9.Образовательная среда

Раскрытие и развитие личного потенциала каждого ребенка, Формирование индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников, внеклассная работа по предмету.

10.Информационно-методическая среда

Школьный центр профориентации «Компас» готовит профориентационные стенды, есть подборка профориентационных часов, викторин, презентаций профессий, видеопрофессиограмм, деловых и ролевых игр.

11. Информационные ресурсы

 Методическая литература, ресурсы Интернета

12.Организационные ресурсы

Положение о создании в МОУ СОШ №1 центра профориентации «Компас», план работы

13.Мотивационные ресурсы

 Самоактуализация педагога

14.Кадровые ресурсы

-------------------------------------

15.Научно-методические ресурсы

Методический совет школы

16.Материально-технические ресурсы

----------------------------------------

17.Нормативно-правовые ресурсы

Положение о создании школьного центра профориентации «Компас»

  • в качестве учебных пособий   для учащихся:  учебник «Твоя профессиональная карьера»8-9 классы,  автор С.Н. Чистякова.
  • для учителя:  методика «Твоя профессиональная карьера»8-9 классы, автор С.Н.Чистякова; программа «Твоя профессиональная карьера»8-9 классы, автор  С.Н.Чистякова. Н.С. Пряжников «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники»8-11 классы. М.Ю.Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» 9-11 классы. Психолого-педагогическое сопровождение  профессионального самоопределения старшеклассников 10-11 классов» 1, 2 части.
  • создать специальные учебно- методические  папки с  распечатанными методиками  по курсу.
  • выделить кабинет для проведения уроков по курсу «ТПК», «ППК»;
  •  написать социальный проект и выиграть его для приобретения  необходимого оборудования: компьютер-3 шт., ксерокс-1 шт., сканер-1 шт., принтер -1 шт., ламинатор-1 шт., брошюратор – 1шт.,  жалюзи на окна, мультимедийный  проектор-1 шт., экран -1 шт., фотокамера-1шт;