Отчеты по профориентационной работе
В России профориентационная работа после долгого перерыва (с середины 30-х годов) возобновилась в широком масштабе с середины 80-х годов. Сначала в подшефных школах крупных предприятий такая работа проводилась на уровне профориентационных мероприятий, отдельных исследований и консультаций, а затем во многих школах был введен курс «Основы производства. Выбор профессии».
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованностью у личности способностью адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Поэтому важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенных суммы знаний, но и развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
При этом подчеркивается, что решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Для решения проблемы готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, в нашей школе открыли центр профориентации «Компас».
Немного истории:
- 2004 -2005 г.г.- первая презентация «Профессии» у девочек 9-х классов по разделу технологии «Основы производства. Выбор профессии»;
- 2005-2006 г.г. - освоение экспериментального курса «ТПК», первая презентация профессий учащихся 9-х классов, общешкольное мероприятие в рамках клуба интересных встреч «Мир профессий». Написание социального проекта «Профессий разных много…»;
- 2006-2007 г.г. - освоение грантовых денег, заказ, установка и освоение нового оборудования, презентация кабинета профориентации, завершает курс «ТПК» ролевая игра «Презентация портфолио», установление социальных связей, проведение экскурсий, подбор методик ;
- 2007 -2008 г.г.- преобразование кабинета профориентации решением педагогического совета в центр профориентации «Компас» и интернет ресурс. Цель: создание условий для успешного профессионального самоопределения учащихся. Основными задачами являются профессиональное просвещение учащихся, их родителей, формирование у учащихся профессиональных интересов, мотивов профессионального выбора, подготовка к осознанному профессиональному самоопределению с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей региона в профессиональных кадрах. Оказание педагогам организационной и методической помощи.
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация.
Для того, чтобы профориентационная работа в школе представляла собой упорядоченную систему мероприятий составляется план работы на учебный год.
Школьный центр профориентации осуществляет следующие функции:
-информационно-справочную, просветительскую (знакомство с различными образовательными учреждениями, условиями приема, и дальнейшего обучения. Получение сведений о профессиях, их содержании, статусе на рынке труда, условиях образования, сроках обучения, перспективах трудоустройства);
- Данная функция осуществляется на уроках экономики, ТПК, ППК.
- с помощью профориентационных экскурсий.
- социальных партнеров.
- Частично привлекаются родители, это приятно и для самих родителей и для детей. В начальной школе на вопрос: «Кем ты хочешь стать?», ребята очень часто отвечают:
- справочников, книг, фильмов, выставок, интернета.
- для учащихся составлен перечень учебных заведений, куда чаще всего поступают выпускники нашей школы, разработаны папки учебных заведений города.
- разработан буклет по центру профориентации «Компас» и профильному «Роснефть - классу».
- одним из условий эффективной профориентации является работа с учреждениями профессионального образования всех уровней подготовки и форм собственности, расположенных на территории города.
- учащиеся принимают активное участие в благоустройстве нашего города, работают в период каникул.
-диагностическую (помощь в самопознании, выявлении интересов, склонностей и способностей, необходимых для формирования практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старших классах); Разработана папка с подбором методик для курса ТПК
- приобретена специальная литература, разрабатываются профессиональные пробы. И
- используются активизирующие формы работы: игры, дискуссии, презентации профессий, составление «Дерева роста», «Мой жизненный план», составление профессиограмм.
- ролевые игры: «Оптимисты» и «Скептики»; «Приём на работу»; «Презентация портфолио», «Аукцион», «Чемодан в дорогу».
-консультативную (помощь в формировании способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии).
- Для учителей имеется литература и разработки по написанию социального проекта, проведению профориентационных и тематических классных часов.
Раскрывая вопрос моего выступления: «Эффективность работы центра профориентации «Компас», я думаю, можно сказать, что успех профориентационной работы во многом зависит не от того, какое количество тестов выполнит ученик, а от того, как организованна воспитательная работа в школе кто и как проводит различные мероприятия , для этого необходимо быть увлеченным своим делом специалистом. По существу, все усилия педагогов, родителей, психолога, должны быть направленным на оптимизацию процессов обучения и воспитания, в конечном итоге должны способствовать активизации профессионального самоопределения учащихся. Именно поэтому мы говорим, сегодня о профориентации как о системе подготовке молодежи к самостоятельному выбору профессионального пути. Эффективность подготовки к выбору профессионального пути должна стать органической частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и семье.
Поступления наших выпускников в учебные заведения, является основным показателем работы всей школы.
Центр профориентации «Компас», организует и проводит профориентационную работу. Организует экскурсии и встречи со специалистами, представляющими наиболее интересные для школьников профессии. Поддерживает ребят в их профессиональном выборе, способствует планированию учебной и профессиональной карьеры, проектированию собственного жизненного пути. Вносит свою посильную лепту в одно общее дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
отчет за 2006-2007 г.г. | 25 КБ |
отчет за 2009-2010 г.г. | 23.1 КБ |
отчет за 2011-2012 г.г. | 13.91 КБ |
отчет за 2014-2015 г.г. | 19.54 КБ |
отчет за 2016-2017 г.г. | 23.5 КБ |
отчет за 2017-2018 г.г. | 24.32 КБ |
отчет за 2018-2019 г.г. | 26.6 КБ |
отчет за 2019-2020 г.г. | 25.66 КБ |
programma_po_proforientatsionnoy_profilnoy_i_predprofilnoy_-mbou_sosh_no_1.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет.
Сентябрь, 2006-2007 учебный год.
В нашей школе психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников осуществляется при помощи учебно-воспитательной программы «Школа – второй дом» и учебно-образовательной деятельности. В этом году начинает работу кабинет профориентации .
Цель открытия кабинета*:
Информирование обучающихся и их родителей о потребности рынка труда в квалифицированных кадра, возможностях и путях получения профессионального образования;
Организация посещений учащимися учебных заведений профессионального образования;
Проведение консультаций учащихся ,их родителей по проблеме профессионального самоопределения ,
Предоставление информации о возможностях трудоустройства учащихся в каникулярное время;
На базе кабинета проводится занятия курса «Твоя профессиональная карьера» и элективный курс «Личная экономика» для учащихся 8-х классов. В рамках воспитательной программы «Профессий разных много» планируется работа Клуба Интересных Встреч для педагогической поддержки самоопределении учащихся 9,10,11 классов. Классные руководители ознакомлены с планом работы кабинета, порядком заседаний Клуба Интересных Встреч и планируемой датой проведения мероприятия.
Таким образом, мы планируем в рамках модернизации образования оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного труда.
Предварительный просмотр:
29 декабря 2009 года
«Эффективность работы центра профориентации «Компас»
Заведующая профцентром Жукова Марина Владимировна
В России профориентационная работа после долгого перерыва (с середины 30-х годов) возобновилась в широком масштабе с середины 80-х годов. Сначала в подшефных школах крупных предприятий такая работа проводилась на уровне профориентационных мероприятий, отдельных исследований и консультаций, а затем во многих школах был введен курс «Основы производства. Выбор профессии».
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованностью у личности способностью адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Поэтому важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенных суммы знаний, но и развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
При этом подчеркивается, что решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников является предпосылкой для разработки и применения в педагогической практике новых средств ориентировочной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах в связи с тем, что ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования возникает уже в выпускном классе основной школы.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Например, вот такие профессии:
СПИЧРАЙТЕР- специалист по написанию речей, статей, докладов,
ТРЕЙДЕР - специалист по ценным бумагам, принимающий участие в биржевых торгах,
МАКЛЕР- посредник при заключении сделок на фондовых, товарных и валютных биржах,
ДЕВЕЛОПЕР – занимается проектированием, строительством, сдачей в аренду или продажей объектов недвижимости,
ИМИДЖМЕЙКЕР – специалист, формирующий образ человека или предпринимателя,
ПРОМОУТЕР - ЧЕЛОВЕК, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ПРЯМОЙ РЕКЛАМОЙ ТОВАРА.
Для решения проблемы готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, в нашей школе открыли центр профориентации «Компас».
Немного истории:
- 2004 -2005 г.г.- первая презентация «Профессии» у девочек 9-х классов по разделу технологии «Основы производства. Выбор профессии»;
- 2005-2006 г.г. - освоение экспериментального курса «ТПК», первая презентация профессий учащихся 9-х классов, общешкольное мероприятие в рамках клуба интересных встреч «Мир профессий». Написание социального проекта «Профессий разных много…»;
- 2006-2007 г.г. - освоение грантовых денег, заказ, установка и освоение нового оборудования, презентация кабинета профориентации, завершает курс «ТПК» ролевая игра «Презентация портфолио», установление социальных связей, проведение экскурсий, подбор методик ;
- 2007 -2008 г.г.- преобразование кабинета профориентации решением педагогического совета в центр профориентации «Компас» и интернет ресурс. Цель: создание условий для успешного профессионального самоопределения учащихся. Основными задачами являются профессиональное просвещение учащихся, их родителей, формирование у учащихся профессиональных интересов, мотивов профессионального выбора, подготовка к осознанному профессиональному самоопределению с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей региона в профессиональных кадрах. Оказание педагогам организационной и методической помощи.
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация.
Для того, чтобы профориентационная работа в школе представляла собой упорядоченную систему мероприятий составляется план работы на учебный год.
Школьный центр профориентации осуществляет следующие функции:
-информационно-справочную, просветительскую (знакомство с различными образовательными учреждениями, условиями приема, и дальнейшего обучения. Получение сведений о профессиях, их содержании, статусе на рынке труда, условиях образования, сроках обучения, перспективах трудоустройства);
- Данная функция осуществляется на уроках экономики, ТПК, ППК.
- с помощью профориентационных экскурсий.
- социальных партнеров.
- Частично привлекаются родители, это приятно и для самих родителей и для детей. В начальной школе на вопрос: «Кем ты хочешь стать?», ребята очень часто отвечают:
- справочников, книг, фильмов, выставок, интернета.
- для учащихся составлен перечень учебных заведений, куда чаще всего поступают выпускники нашей школы, разработаны папки учебных заведений города.
- разработан буклет по центру профориентации «Компас» и профильному «Роснефть - классу».
- одним из условий эффективной профориентации является работа с учреждениями профессионального образования всех уровней подготовки и форм собственности, расположенных на территории города.
- учащиеся принимают активное участие в благоустройстве нашего города, работают в период каникул.
-диагностическую (помощь в самопознании, выявлении интересов, склонностей и способностей, необходимых для формирования практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старших классах); Разработана папка с подбором методик для курса ТПК
- приобретена специальная литература, разрабатываются профессиональные пробы. И
- используются активизирующие формы работы: игры, дискуссии, презентации профессий, составление «Дерева роста», «Мой жизненный план», составление профессиограмм.
- ролевые игры: «Оптимисты» и «Скептики»; «Приём на работу»; «Презентация портфолио», «Аукцион», «Чемодан в дорогу».
-консультативную (помощь в формировании способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии).
- Для учителей имеется литература и разработки по написанию социального проекта, проведению профориентационных и тематических классных часов.
Раскрывая вопрос моего выступления: «Эффективность работы центра профориентации «Компас», я думаю, можно сказать, что успех профориентационной работы во многом зависит не от того, какое количество тестов выполнит ученик, а от того, как организованна воспитательная работа в школе кто и как проводит различные мероприятия , для этого необходимо быть увлеченным своим делом специалистом. По существу, все усилия педагогов, родителей, психолога, должны быть направленным на оптимизацию процессов обучения и воспитания, в конечном итоге должны способствовать активизации профессионального самоопределения учащихся. Именно поэтому мы говорим, сегодня о профориентации как о системе подготовке молодежи к самостоятельному выбору профессионального пути. Эффективность подготовки к выбору профессионального пути должна стать органической частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и семье.
Поступления наших выпускников в учебные заведения, является основным показателем работы всей школы.
Центр профориентации «Компас», организует и проводит профориентационную работу. Организует экскурсии и встречи со специалистами, представляющими наиболее интересные для школьников профессии. Поддерживает ребят в их профессиональном выборе, способствует планированию учебной и профессиональной карьеры, проектированию собственного жизненного пути. Вносит свою посильную лепту в одно общее дело.
Предварительный просмотр:
27. 09. 2012 г.
Выступление на отчетной конференции «Увлеченные»
о работе центра профориентации «Компас» в 2011-2012 учебном году.
Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься с правильностью своего выбора - у тебя нет проблем. И что бы ни говорили родители, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии и биологии, и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончанию школы.
Если это так, то ты – счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, кем быть и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
Если нет внутреннего голоса, которые шепчет « иди в артисты « или в «каратисты «, то разобраться без соответственной помощи в этом море занятий, специальностей и навыков тяжело. Что бы найти свое место в мире профессий , а это нелегко, ведь их более 7000.
Но возможно! В нашей школе есть центр профориентации «Компас» , в работу которого входит профориентация учащихся нашей школы.
В течение учебного года мы занимались по программе активного профессионального самоопределения в центре школьной профориентации « КОМПАС». На занятиях мы развивали наблюдательность, пытались принимать решения в нестандартных ситуациях, вести диалог, формировали представление о сферах трудовой деятельности, изучали личностные особенности, представлений о будущей профессии.
В прошлом году были организованы и проведены экскурсии на предприятия с целью знакомства с различными профессиями, в учебные заведения нашего города, оформлялись информационные стенды различной тематики. Оказана помощь в проведении родительских собраний выпускных классов на тему «Как помочь ребенку в выборе профессии?». Проводилась диагностика личностных качеств учащихся среднего звена, мониторинг 9-х и 11 классов по теме «Моя будущая профессия». Классные часы привлечением специалистов службы занятости по вопросу профориентации учащихся 9-х, 11-х классов на специальности, востребованные на рынке труда.
Узнать о профессиях можно и из стихов. Давайте поиграем:
У каждого дела запах особый.
В булочной пахнет тестом и … (сдобой).
Мимо столярной идешь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей… ( доской )
Пахнет маляр скипидаром и …(краской),
Пахнет стекольщик оконной…( замазкой)
Куртка шофера пахнет …(бензином),
Блуза рабочего - маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате -…(лекарством) приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за …(плугом)
Рыбой и морем пахнет… (рыбак)
Только бездельник не пахнет никак.
Хорошо, когда проблема выбора профессий тревожит – это означает твою социальную и психологическую зрелость. Нам было очень интересно на занятиях, мы с удовольствием их посещали.
Спасибо, за внимание.
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИЯ
о проведении профориентационной работы
в МБОУ СОШ № 1 в 2014-2015 учебном году
| 3 | ||
| 7 | ||
| 5 | ГБУЗ «Охинская ЦРБ» | 1. «Вводная беседа»; 2. «Мир медицинских профессий»; 3. Тренинг для 5-11 кл. «Формирование здорового образа жизни»; 4. Беседа для 6-х кл. «Вредные привычки»; 5. «День открытых дверей» |
5 | Служба занятости | 1. беседа «Как найти работу»; 2.беседа «Как составить резюме»; 3.беседа «Как пройти собеседование»; 4. беседа «Рынок труда»; День открытых дверей | |
7 | ООО «РН Сахалинморнефтегаз» | 1.Игра «Приём на работу»; 2. Игра «Логос»; 3. Семинар-тренинг «Лестница к успеху»; 4. Тренинг «На пути к цели»; 5. «Посвящение молодых специалистов»; 6.Конкурс презентаций Компании РН и профессий нефтяного бизнеса; 7. Встреча с молодыми специалистами ООО «РН Сахалинморнефтегаз». | |
2 | Охинский краеведческий музей | 1.Выставка «История города Охи»; 2. Выставка «Промыслы Охи»; | |
2 | ЦБ | 1.«Нефть и люди Охи»; 2. «Из прошлого в будущее» | |
1 | ГБПОУ «Сахалинский индустриальный техникум»; | 1.Презентация учебного заведения» | |
| 19 | ||
|
| ||
| 1.Родительские собрания в 5-11 классах; 2.Общегородское собрание для родителей 9-классов. 3. Анкетирование на начало и конец года. 4. Классный час «Мои родители нефтяники» | ||
| 10 Направления:
| ||
| 1.Семинар-тренинг; 2.Ролевая игра; 3. Конкурс; 4. Анкетирование; 5. Классный час; 6. Беседа; 7. Экскурсия 8. Встреча с интересными людьми | ||
|
|
Руководитель центра профориентации «Компас» Жукова М.В.
Предварительный просмотр:
Отчет
о проведении профориентационной работы
в МБОУ СОШ № 1 в 2016-2017 учебном году
| 1 | ||
| 5 | ||
| 1 | ГБУЗ «Охинская ЦРБ» | 1. Для 9-11 классов: «Вводная беседа»; 2. Для 9-11 классов: «Мир медицинских профессий»; |
2 | Служба занятости (старшего инспектора ОКУ Охинский ЦЗН Быковой Анастасия Павловна) | 1.Семинар для 7-8-х классов: «Технология выбора профессии»; 2. Беседа для 11 а, б класса 3.Беседа для 11 а, б класса «Как составить резюме», «Как пройти собеседование» «Как найти работу»; 4.Беседа для 10 а, б класса «Рынок труда»; 5.Беседа для 11 а, б класса Беседа для 9-х классов «Моя профессиональная карьера». | |
3 | ООО «РН Сахалинморнефтегаз» | 1. Семинар-тренинг для обучающихся 10 а класса п. Переяславка Хабаровского края «Лестница к успеху»; 2.Конкурс презентаций Компании РН и профессий нефтяного бизнеса (10 а, 11 а классы); 3. экскурсия «Гиляко-Абунан» ( 9 кл.) 4.экскурсия «Одопту-море» (10 а кл.) 5. экскурсия «НП-Тунгор» (11 а класс) 6. Встреча с геологом II категории ЦДНГ №2, ОП «УДНГ» Юсуповой Э.М. | |
4 | Предприниматель г. Охи (Квашин Б.В., магазин «Волна») | 1.Беседа для 10-11 классов « Мой путь в бизнес» | |
5 | ООО «СахалинНИПИморнефть» (ведущий специалист отдела по персоналу и социальным программам Базановой Мариной Сергеевной) | 1.Экскурсия в Охинский филиал ООО СахалинНИПИморнефть» (10 а кл.) | |
6 | Предприниматель г. Охи Багровой А.В., фитнес-клуб «Ритм» | 1.Беседа для 10-11 классов « Мой путь в бизнес» | |
7 | ГБПОУ «Сахалинский индустриальный техникум»; | 1.Презентация учебного заведения» для обучающихся 9-х кл.; 2. Экскурсия для обучающихся 9–х кл.; | |
8 | ГХУ г. Комсомольск-на-Амуре, Киба Д.А., доцент кафедры промышленной экономики | Презентация учебного заведения | |
9 | Встреча с представителем медицинского колледжа г. Южно-Сахалинск | Презентация учебного заведения | |
10 | ЦУВД г. Оха | 1.Экскурсия для 11 а класса; (18 чел.) 2. Экскурсия для 11 б класса; (15 чел.) | |
11 | ОАО «ТЭЦ» | 1.Экскурсия для 9-х классов (15 чел.) | |
12 | ООО «Охинский механический завод» | 1.Экскурсия для 9-х классов; | |
| 17 | ||
|
| ||
|
| ||
| 14 Направления:
| ||
| 1.Семинар-тренинг; 2.Ролевая игра; 3. Конкурс; 4. Анкетирование; 5. Классный час; 6. Беседа; 7. Экскурсия 8. Встреча с интересными людьми 9. Тест 10. Квест | ||
| 1.Выставки по типам профессий «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек - знаковая система», «Человек-техника», «Человек - художественный образ»; 2.Выставка «Учебные заведения Сахалинской области»; 3.Выставка «Учебные заведения Дальнего Востока» 4.Выставка «ХТТ» г. Хабаровск 5.Выставка «Правила выбора профессии» 6.Выставка «Сферы профессиональной деятельности» 7.Выставка «Роснефть-класс» |
Руководитель центра профориентации «Компас» Жукова М.В.
Предварительный просмотр:
Отчет
о проведении профориентационной работы
в МБОУ СОШ № 1 в 2017-2018 учебном году
| 3 | ||
| 4 | ||
| 1 | ГБУЗ «Охинская ЦРБ» | 1.Классный час (9-10 кл.): «Мир медицинских профессий»; 2.Беседа (8абв) «Понимай себя»; |
2 | Служба занятости (старшего инспектора ОКУ Охинский ЦЗН Быковой Анастасия Павловна) | 1.Анкетирование «Выбор профессии» (8абв.); 2. Анкетирование «Выбор профессии» (9 абв.); 3.Ярмарка образовательных услуг (9а,б,в) 4. Круглый стол «Будущий предприниматель» (8-11 кл.) | |
3 | ООО «РН Сахалинморнефтегаз» | 1. Классный час «Нефтяные профессии» (8-9 классы); 2.Конкурс презентаций Компании РН и профессий нефтяного бизнеса (10 а,11 а классы); 3. экскурсия «Одопту-море» (10 а РН- класс) 5. экскурсия «НП-Тунгор» (11 а РН-класс) 6. Классный час «Нефтяные профессии» (10-11 классы); | |
4 | МОГО «Охинский», архив | 1.Беседа для 11 классов « Профессия архивариус»; 2. Экскурсия в архив (9абв) | |
5 | ГБПОУ «Сахалинский индустриальный техникум»; | 1.Презентация учебного заведения» для обучающихся 9-х кл.; 2. Экскурсия для обучающихся 9–х кл.; | |
6 | МВД | 1. Встреча с старшим инспектором МВД Шалковой Е.В. профессия «Полицейский» (11аб); 2.Экскурсия, беседа для 9-11 классы « Правовые университеты» | |
7 | Встреча с представителем Сахалинского Гуманитарно-технического института | 1.Классный час « Знакомство с учебным заведением» (11аб) | |
8 | Встреча с начальником отдела прогнозирования, экономического развития и предпринимательства ГО «Охинский»Барковской Ириной Владимировной | Круглый стол в рамках Всемирной недели предпринимательства «Будущий предприниматель» (8-11 кл.) | |
8 | Встреча сдепутатом МО ГО «Охинский»; Руководителем местного отделения ВОО «Молодая Гвардия Единой России»Бугровой Анастасией | Круглый стол в рамках Всемирной недели предпринимательства «Будущий предприниматель» (8-11 кл.) | |
9 | Встреча сруководителем клиентской службыУправления пенсионного фонда Саяпиной Еленой Владимировной | Круглый стол в рамках Всемирной недели предпринимательства «Будущий предприниматель» (8-11 кл.) | |
10 | Встреча сруководителем Центр занятостиЕрофеевой Оксаной Сергеевной | Круглый стол в рамках Всемирной недели предпринимательства «Будущий предприниматель» (8-11 кл.) | |
11 | Встреча сналоговым инспектором Государственного Пенсионного ФондаРоссии в ГО «Охинский» Жалимовой Ольгой Николаевной | Круглый стол в рамках Всемирной недели предпринимательства «Будущий предприниматель» (8-11 кл.) | |
| 6 | ||
|
| ||
|
| ||
| 1.Семинар-тренинг; 2.Ролевая игра; 3. Конкурс; 4. Анкетирование; 5. Классный час; 6. Беседа; 7. Экскурсия 8. Встреча с интересными людьми 9. Тест 10. Квест | ||
| 1.Выставки по типам профессий «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек - знаковая система», «Человек-техника», «Человек - художественный образ»; 2.Выставка «Учебные заведения Сахалинской области»; 3.Выставка «Учебные заведения Дальнего Востока» 4.Выставка «ХТТ» г. Хабаровск 5.Выставка «Правила выбора профессии» 6.Выставка «Сферы профессиональной деятельности» |
Отчет подготовила: Жукова М.В.
Предварительный просмотр:
Отчет
о проведении профориентационной работы
в МБОУ СОШ № 1 в 2018-2019 учебном году
| 3 | ||
| 4 | ||
| 1 | ГБУЗ «Охинская ЦРБ» | 20.09.18.Общешкольный классный час (9-10 класс)«Мир медицинских профессий»; 2.Экскурсия в ГБУЗ ЦРБ (8а, б, в класс – 28 чел.) |
2 | ОФ СГУ | 1.Участие в ролевой игре «Презентация портфолио», презентация учебного заведения» для обучающихся 9-х классов; | |
3 | ООО «РН Сахалинморнефтегаз» | 1. Участие в торжественном собрании «(90 летие «Сахалинморнефтегаз» (10 а класс); 2.Конкурс презентаций Компании РН и профессий нефтяного бизнеса (10 а,11 а классы); 3. экскурсия «Одопту-море» (10 а РН- класс) 5. экскурсия «НП-Тунгор» (11 а РН-класс) 6. Интеллектуальная игра «ЛОГОС» (10-11 классы); 7. Интеллектуальная игра «ЧТО?ГДЕ?КОГДА?» (10-11 классы); 8. Семинар - тренинг для 10- класса «Лестница к успеху»; 9. «День пожилого человека», чтение стихо, (10 а, 11 а классы); 10. семинар «Основы разработки месторождений»10а,11а; 11. Открытие «Роснефть-класса -13»; 12.Экскурсия в музей « Нефть и люди Сахалина» 10а; 13. Конкурс рисунков «Мой родной край» (5абв;6абв); 14. Игра «Добыча» 10а; 15. Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (10-11 классы); 16. Литературная гостиная «След женщин в истории» ( 10 а); | |
4 | МОГО «Охинский», архив, Ялалова Лилия Ахметовна | 1.Классный час «Профессия архивариус» ( 9 абв); 2. Экскурсия в архив (8б-8 человек); | |
5 | ГБПОУ «Сахалинский индустриальный техникум» | 1.Ролевая игра «Презентация портфолио», презентация учебного заведения» для обучающихся 9-х классов; 2.Общешкольный классный час «СИТ» (9абв); 3. Участие 9–х классов в «Дне открытых дверей»; | |
6 | ОФ СГУ | Ролевая игра «Презентация портфолио», презентация учебного заведения» для обучающихся 9-х классов; | |
7 | Начальник отдела прогнозирования, экономического развития и предпринимательства ГО «Охинский»Барковская Ирина Владимировна | Всемирная неделя предпринимательства, круглый стол «Будущий предприниматель», ученики 8-11 классов; | |
8 | Депутат МО ГО «Охинский»; Руководитель местного отделения ВОО «Молодая Гвардия Единой России»Бугрова Анастасия | Всемирная неделя предпринимательства, круглый стол «Будущий предприниматель»ученики 8-11 классов; | |
9 | Управление пенсионного фонда, руководитель клиентской службыСаяпина Елена Владимировна | Всемирная неделя предпринимательства, круглый стол «Будущий предприниматель»ученики 8-11 классов; | |
10 | Государственный Пенсионный Фонд россии, налоговый инспектор Жалимова Ольга Николаевна | Всемирная неделя предпринимательства, круглый стол «Будущий предприниматель»ученики 8-11 классов; | |
11 | Центр занятости, директор Ерофеева Оксана Сергеевна | Всемирная неделя предпринимательства, круглый стол «Будущий предприниматель»ученики 8-11 классов; | |
12 | ГБУЗ «Охинская ЦРБ» | Экскурсии 8а,б,в -28 человек | |
13 | Росгвардия., Дедин Александр Сергеевич | Учебные заведения Федеральной службы. (10аб) | |
| 11 | ||
|
| ||
|
| ||
| 1.Семинар-тренинг; 2.Ролевая игра; 3. Конкурс; 4. Анкетирование; 5. Классный час; 6. Беседа; 7. Экскурсия 8. Встреча с интересными людьми 9. Тест 10. Квест 11. литературная гостиная | ||
| 1.Выставки по типам профессий «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек - знаковая система», «Человек-техника», «Человек - художественный образ»; 2.Выставка «Учебные заведения Сахалинской области»; 3.Выставка «Учебные заведения Дальнего Востока» 4.Выставка «ХТТ» г. Хабаровск 5.Выставка «Правила выбора профессии» 6.Выставка «Сферы профессиональной деятельности» 7.Выставка «Роснефть-класс» |
Учитель технологии Жукова М.В.
Предварительный просмотр:
Отчет
о проведении профориентационной работы
в МБОУ СОШ № 1 имени А. Е. Буюклы в 2019-2020 учебном году
| 3 | ||
| 5 | ||
| 1 | ГБУЗ «Охинская ЦРБ»-3 | 1.Общешкольный классный час «Мир медицинских профессий» (Бобович Г.И.) 9-11 классы (149 чел.); 2.Экскурсия на Станцию переливания крови (Ярославская В.В.) 8б, в классы (24 чел.); 3. Профориентационная беседа «Востребованные профессии» Филиал ФБУЗ Центр гигиены и этимологии в Сахалинской области в Охинском районе (Довженко) 11а, б (35 чел.); 4. Акция «Подарок донору»; |
2 | Служба занятости (инспектор ОКУ Охинский ЦЗН Трошина Анастасия Борисовна)- | 1.Беседа «Выбор профессии», Информация о портале «Моя карьера». Знакомство с «Атласом профессий», программа временного трудоустройства, что такое профессия и как ее выбрать, игра «Профессия на букву», тест «Профпригодность», профессии будущего в медицине, трудоустройство с чего начать, правила составления резюме, формы самопрезентации, промышленность: плюсы выбора профессий, анкетирование «ДДО» для 9,10,11 классов (149 чел.); | |
3 | ООО «РН Сахалинморнефтегаз» | 1. Семинар-тренинг для обучающихся 10 а-11 а «Роснефть - класса» «Лестница к успеху» (36 чел.); 2.Конкурс презентаций Компании РН и профессий нефтяного бизнеса (10 а, класса) (24 чел.); 3. Участие в собрание «День нефтяной и газовой промышленности (24 чел.); 4. экскурсия ООО «ТЭЦ» 10 а-11 а (36 чел.); 5. Профориентационная игра «ЛОГОС» 10 а-11 а (36 чел.); 6. Литературная гостиная «Женщины поэтессы» 10 а-11 а (30 чел.); 7. Семинар-тренинг «Командные и индивидуальные ценности: от образа мышления к профессиональной эффективности» (36 чел.); 8. Открытие «Роснефть - класса» (36 чел.); 9. Профориентационная игра «Что? Где? Когда?» для 10а и 11 а «Роснефть - классов» (36 чел.); 10. Профориентационная встреча со специалистами ООО «РН-Шельф-Дальний Восток» для 10а и 11 а «Роснефть - классов» (36 чел.); 11. Профориентационная встреча со специалистами «РН-Восток-нефтепродукт для 10а и 11 а «Роснефть - классов» (36 чел.); 12. Профориентационная встреча с молодыми специалистами ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» о профессии «Оператор добычи нефти и газа для 10а и 11 а «Роснефть - классов» (36 чел.); 13. Профориентационная встреча ООО «РН-Шельф-Арктика» для 10а и 11 а «Роснефть - классов» (36 чел.); 14. Профориентационная встреча со специалистами «РН-Бурение» для 10а и 11 а «Роснефть - классов» (36 чел.); 15. «Новогодняя викторина» с молодыми специалистами ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» для 10а и 11 а «Роснефть - классов» (36 чел.); 16. Фестиваль «Роснефть - зажигает звезды» для 10а и 11 а «Роснефть - классов» (5 чел.); 17.Встреча с молодым специалистом Есипенко Р. в рамках Всероссийского фестиваля «Вместе ярче»; 18. Экскурсия «Одопту-море» для 10 а «Роснефть – класса» (24 чел.); 19. Участие в «Дне пожилого человека», 10-11 классы ( 10 человек); 20. Профориентационная встреча ООО «СаХНИПИ» для 10а и 11 а «Роснефть - классов» (36 чел.); 21. Профориентационная встреча ООО «Сахалинморнефтегаз» профессия Геолог для 10а и 11 а «Роснефть - классов» (36 чел.); 22. Акция «Нет тебя дороже» к Дню мамы, 5-6 классы (25 чел.); Профориентационная игра «Добыча» для 10а и 11 а «Роснефть - классов» (36 чел.); 23. Профориентационная встреча для 9- классов «Профессии нефтяного бизнеса».( 68 чел.) | |
4 | ФГБОУ ВО, Охинский филиал СаХГУ | 1.Профпробы «Электромонтаж» для 9-х классов (20 человек); | |
5 | МБОУ ДО ДДиТ | 1.Всероссийский урок Профессионализма для 5-11 классов ( 30 чел.); 1.Экскурсия для 6-х классов (68 чел.) | |
6 | ГБПОУ «Сахалинский индустриальный техникум»; | 1.Профпробы «Электрогазосварщик» для 9-х классов (10 человек); 2. Профпробы «Автомеханик» для 9-х классов 8 в, г (11 человек); | |
7 | Налоговая инспекция | 1.Участие в акции «Налоговая грамотность» 8а, б, в (31 чел.); | |
8 | Встреча с представителем медицинского колледжа г. Александровск-Сахалинский | Презентация учебного заведения (9-11); | |
9 | ЦУВД г. Оха | 1.Экскурсия для 11 а класса; (12 чел.); 2. Экскурсия для 11 б класса; (23 чел.); 3. Экскурсия для 10 а класса; (24 чел.); 4. Экскурсия для 10 б класса; (22 чел.); | |
10 | ОАО «ТЭЦ» | 1.Экскурсия для 10 а класса (24 чел.); 2. Экскурсия для 11 а класса (12 чел.); | |
11 | Архив | 1.Экскурсия для 8а класса (10 чел.); | |
12 | студия «Шоколад» | 1.Экскурсия в студию «Шоколад» для 9-х классов (13 человек); 2. Профориентационная встреча «Профессии модельного бизнеса» 9-10 классы (22 человека) | |
| 11 | ||
|
| ||
| 1.Участие во Всероссийском тестировании «Билет в будущее» (8-11 классы) 86 чел.; 2.Участие во Всероссийском тестировании «Zасобой» (8-11 классы) 65 чел.; 3.Участие в Региональном родительском собрании онлайн «Профориентационная беседа» для родителей 9,10,11 классов (25 человек); 4.Выступление на родительском собрании «Роль родителей в профессиональном становлении личности» в 6а,9б,9в,10 а,11 а (55 чел.); 5.«Проектория» (7 уроков) для 8-11 классов (217 человек); 6.Экономическая игра «В мире экономике» для 8-х классов (71 чел.); 7. Конкурс «Здравствуй, милая картошка!» для 6 –х классов (68 чел.); 8.Беседа «Выбор профессии» 5-11 классы; 9.Региональная игра «Стратегия будущего» 9-11 классы (12 чел.); 10.Предварительный опрос 9-х классов «Мой образовательный маршрут» (сентябрь); 11.Предварительный опрос 9-х классов «Мой образовательный маршрут» (март); 12. Профориентационная встреча «Профессии Рос гвардии» (9-11 классы); 13. Профориентационная встреча «Таможенник» 10б класс (22 чел.; 14. Профориентационная встреча с предпринимателем ЧП «Шоколад» Бутаковой В. Для 9-х классов; 15. участие в Региональных общественных слушаниях «Мост :материк Сахалин» 9 10а,11 а) 10 человек. | ||
| 14 Направления:
| ||
| 1.Семинар-тренинг; 2.Ролевая игра; 3. Конкурс; 4. Анкетирование; 5. Классный час; 6. Беседа; 7. Экскурсия 8. Встреча с интересными людьми 9. Тест 10. Квест | ||
| 1.Выставки по типам профессий «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек - знаковая система», «Человек-техника», «Человек - художественный образ»; 2.Выставка «Учебные заведения Сахалинской области»; 3.Выставка «Учебные заведения Дальнего Востока» 4.Выставка «ХТТ» г. Хабаровск 5.Выставка «Правила выбора профессии» 6.Выставка «Сферы профессиональной деятельности» 7.Выставка «Роснефть-класс» |
Руководитель центра профориентации «Компас» Жукова М.В.
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол от 28.11.2019 г. № 23 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 1 г. Охи имени Героя Советского Союза А.Е. Буюклы ____________Е.Б. Бойчук Приказ от 28.11.2019 г. № 23 |
Программа по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению МБОУ СОШ № 1 г. Охи имени Героя Советского Союза А.Е. Буюклы
Обоснование необходимости осуществлению программы:
В рамках модернизации образования РФ одним из приоритетных направлений в деятельности МБОУ СОШ №1 г. Охи имени Героя Советского Союза А.Е. Буюклы (далее-школа) является программа профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильному обучению (далее-программа) подрастающего поколения на всех ступенях образования.
Ситуация по данной проблеме в школе на современном этапе характеризуется параметрами:
-отсутствие системной работы по организации профориентационной работы, предпрофильной работе и профильному обучению обучающихся;
- острая необходимость общества в квалифицированных кадрах;
-ярко выраженное избегание обучающимися самостоятельное решение о путях продолжения дальнейшего образования;
-недостаточная психолого-педагогическая поддержка профориентационной, предпрофильной и профильной работы;
-низкая мотивация, несформированность у обучающихся профессионального прогнозирования.
В школе отсутствует системная работа по подготовке подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда.
Участники программы: педагогический коллектив, обучающиеся, родители (далее представители).
Структура программы:
1.Профориентационная работа – обучающиеся 1-6 классов;
2. Предпрофильная подготовка - обучающиеся 7-9 классов;
3. Профильное обучение - обучающиеся 10-11 классов.
Сроки и этапы Программы: 5 лет, 2019-2024 гг.
Содержание программы:
Программа по разработке системы профориентационной работы, предпрофильной подготовке и профильному обучению обучающихся, включает следующие направления деятельности:
1. Профориентационная работа.
2. Предпрофильная подготовка.
3.Профильное обучение.
Программа реализуется в процессе обучения, воспитания в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, Центром Занятости, предприятиями, учреждениями, организациями района и области.
Программа осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей обучающихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной и средней школе.
Цель программы:
Создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной адаптации и самореализации в обществе.
Задачи:
-создать условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с особенностями, склонностями , личностными особенностями; потребностями общества, региона в кадрах; формирование способности к социально - профессиональной адаптации в обществе;
- создать систему специализированной подготовки обучающихся 10-11 классов в рамках профильной подготовки и профильного обучения;
- апробировать новое содержание, формы и методы профилизации с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора обучающимися будущей профессии;
- организовать сотрудничество с лицами и организациями, предприятиями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
- раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий; интегрировать учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;
- осуществлять диагностическую функцию, определить динамику развития личности, функциональной грамотности, технологической умелости, интеллектуальной и волевой подготовленности;
- сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру;
- разработать, апробировать, адаптировать, осуществить корректировку образовательных программ в области профессионального самоопределения обучающихся и воспитанников;
- повысить профессиональный уровень, творческое мастерство педагогического коллектива, обеспечить профессиональный, карьерный рост педагогов;
- предоставить возможность обучающимся школы выполнить серию различных проб в системах «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек–образ», «человек-человек» и получить представление о своих возможностях и предпочтениях;
- способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
Общешкольные мероприятия:
Наименование мероприятия | Классы | Дата проведения | Ответственные |
Оформление стенда «Профориентационная карта Сахалинской области» | 1-11 | Сентябрь | педагог-организатор |
Неделя творчества | 1-11 | Сентябрь | педагог-организатор, учителя-предметники |
Выпуск тематических газет, презентаций к профессиональным праздникам | 1-11 | В течение года | педагог-организатор, учителя-предметники |
Игра «Мир профессий» | 5-11 | В течение года | педагог-организатор, учителя-предметники |
Районная ярмарка профессий высших и средних профессиональных учебных заведений области, страны (в рамках дня открытых дверей) | 8-11 | По плану Центра занятости населения МО «Охинский» | Классные руководители, педагог-организатор |
Система дополнительного образования школы:
Наименование кружков дополнительного образования | Возраст |
«Занимательный английский» | 8-12 лет |
«Театральный кружок «Этюд»» | 8-15 лет |
«Кружок вязания «Клубок»» | 9-15 лет |
ЮИД «Пешеход» | 10-14 лет |
«Спортивные игры» | 11-14 лет |
«Клуб вокалистов «Лира»» | 11-17 лет |
«Школьная пресса» | 11-17 лет |
«Патриот» | 12-17 лет |
«Баскетбол» | 13-17 лет |
«Волейбол» | 14-17 лет |
«Парус» | 14-17 лет |
Раздел I. Профориентационная работа.
Профориентационная работа в школе проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся и воспитанников, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессий, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты района, области), путем расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям обучающихся и воспитанников.
Профессиональная ориентация в школе включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, социально – профессиональную адаптацию.
Профориентационная работа в школе осуществляется в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.
1-2 классы - Профессии наших родителей.
Знакомство с профессиями родителей | - Классные часы-встречи - Рассказ о профессии |
Формирование положительного отношения к трудовой деятельности | - Экскурсии на предприятия села - Профориентационные игры - Беседы о труде - Внеклассные мероприятия |
3-4 классы - Мир профессий.
Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий | - Составление каталога профессий - Классные часы-встречи -Экскурсии на предприятия, в учреждения города, района, области - Профориентационные игры «Путешествие по миру профессий» |
5 класс - Кем я хочу быть?
Формирование основ профессиональной направленности | - Анкетирование обучающихся - Психологическое тестирование |
- Осознание учащимися своих интересов «Какой я? Моё хобби» | - Игры - Классные часы - Выставки |
6 класс - Кем я должен быть по профессии, чтобы стать профессионалом?
Осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий «Какой я? Моё хобби» | - Психологические тренинги - Классные часы - Профориентационные игры - Сотрудничество с районной библиотекой |
Раздел II. Предпрофильная подготовка.
Система работы по предпрофильной подготовке обучающихся 7-9 классов определяется задачами профилизации обучения на старшей ступени, исходя из основной цели, определенной «Концепцией профильного обучения». Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников. Особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки обучающихся в 9-м, 7-8-х классах, так как возраст 13-15 лет – это возраст самоопределения.
Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.
Предпрофильная подготовка включает в себя следующие этапы:
- ознакомительный (системообразующий), где обобщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов, и вводится система семичасовых пропедевтических классных часов под общим названием «Человек - профессия»;
- пропедевтический, где в образовательный процесс системно вводится пропедевтические классные часы, обобщающие, систематизирующие, углубляющие знания обучающихся в выбранной области профессионального познания, где решаются задачи профессионального самоопределения;
- основной (в период обучения в 9-м классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, определение круга профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся, перспективами обучения в старшей школе, высших или иных профессиональных образовательных учреждениях.
7 класс. Ознакомительный (системообразующий) этап профилизации.
Основные задачи:
- Обобщение знаний о мире профессий через введение системы пропедевтических классных часов: «Человек – профессия: человек – знаковая система», «Человек – профессия: человек – художественный образ», «Человек – профессия: человек - человек», «Человек – человек: человек - техника». Введение данных классных часов является логическим завершением системы профильных классных часов и переводом деятельности по профессиональной ориентации на новый уровень.
- Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса обучающихся.
- Изучение особенности личности ребенка, его профессиональных предпочтений;
- Прогнозирование будущей профессиональной деятельности, профессиональной карьеры, дальнейшего обучения.
- Моделирование возможных ситуаций и выхода из них при достижении цели в ходе дальнейшего обучения.
В течение учебного года каждый ребенок попытается «примерить» на себя ту или иную профессию, постарается изучить особенности сфер и видов деятельности, познать себя, и в итоге – определить ту профессиональную область, которую он хотел бы познать более глубоко с целью профессионального самоопределения.
Самоопределение в области «человек – труд - профессия»
Формирование профессионального самопознания | - Классные часы. - Сотрудничество со специалистами Центра занятости населения района. - Индивидуальные и групповые консультации. - Встречи с представителями учебных заведений. - Сотрудничество с районной библиотекой. |
Определение личностного смысла выбора профессии | |
«Кем быть?» (профессиональное самоопределение) | Психологические тренинги, тестирование. |
"Выбор профессии - дело серьезное". «Наши профессиональные намерения» | Классный час. Анкетирование. |
8 класс. Пропедевтический этап профильной ориентации.
Основные задачи:
- Расширение, углубление знаний о мире профессий.
- Формирование умений соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими личностными возможностями.
- Общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения (формами обучения).
- Характеристика уровней и перспектив профессионального образования в зависимости от востребованности на рынке труда различных профессий.
- Знакомство с достижениями профессионального успеха.
- Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса обучающихся.
На данном этапе предпрофильная подготовка обучающихся 8 класса строится на основе матрицы выбора профессий посредством проведения классных часов «Мир профессий», «Секреты выбора профессии», «Слагаемые выбора профессий и направления дальнейшего обучения», а также через систему внеклассных, общешкольных мероприятий с использованием индивидуального, группового консультирования, тестирования и других форм профориентационной работы.
9 класс. Предпрофильная подготовка.
Основные задачи:
- Определение индивидуальной стратегии образования, перечня профильных и базовых дисциплин, углубленного (повышенного) уровня изучения отдельных предметов, круга профильных исследований.
- Организация практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования.
- Изучение образовательных запросов обучающихся, прогнозирование образовательной траектории дальнейшего обучения: профиля, возможных форм и вариантов обучения, образовательных учреждений.
- Конкретизация запросов обучающихся в отношении связи содержания избираемого профиля обучения с содержанием послешкольного образования и будущей профессиональной деятельности.
- Расширение сфер познания, углубленное (повышенное) изучение отдельных дисциплин в рамках выбранного профиля в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся.
- Повторное проведение диагностики (диагностика «на выходе»).
- Формулировка, ранжирование, аргументация совершаемого выбора профиля.
- Выбор профиля обучения.
Задачи, стоящие перед педагогами, при проведении элективных (ориентационных) курсов следующие:
- дать обучающимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- уточнить готовность и способность обучающихся осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профилирования).
8-9 классы
Внеклассная деятельность | Общешкольные мероприятия |
- Системные классные часы - Беседа «Мой выбор», «Умею строить отношения» -Анкетирование обучающихся, родителей (отслеживание результатов) - Социальный опрос для определения профильного обучения в 10-11 классах (обучающиеся, родители) - Тестирование (отслеживание результатов) - Собеседование (отслеживание результатов) - Экскурсии - Творческие встречи «Все работы хороши, выбирай на вкус» - Эвристические сочинения - Предпроектная, проектная работа - Посещение учебных заведений в рамках дней открытых дверей - Самостоятельная работа с источниками информации - Работа с сайтами учебных заведений - Стенд «Учебные заведения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - Сотрудничество с библиотекой | - Участие в составлении образовательной карты территории. - Участие в акции: «Я – гражданин России» - Деятельность системы дополнительного образования. - Неделя профессий. - Профориентационная ролевая игра «Презентация портфолио». - Посещение Центра занятости во время ярмарки профессий высших и средних профессиональных учебных заведений (в рамках дня открытых дверей). - Общешкольное родительское собрание «Взгляд в будущее» |
Направления деятельности в рамках предпрофильной подготовки основывается на современной системе профориентационной работы и включает следующие виды:
1. Информационный – поиск, сбор и хранение информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях, рабочих местах, лицах и организациях, оказывающих консультационные услуги, на основе данных средств массовой информации, литературы, мультимедиа и Интернета.
2. Профессиографический – создание описаний профессий, методик анализа и выявления требований различных профессий и должностей к человеку, изучение общих закономерностей и специфики различных видов профессиональной деятельности.
3. Диагностический – разработка, апробация и внедрение методик психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих и специальных профессиональных способностей, склонностей и интересов.
Раздел III. Профильное обучение.
С целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно–ориентированного учебного процесса, в рамках системы профориентационной работы, учитывая социальный заказ семьи, потребность общества в повышении общей правовой, экономической культуры населения, кадровый состав, предполагается внедрение в образовательный процесс профильного обучения.
Цели при организации профильного обучения обучающихся старших классов преследуются следующие:
- Повысить социально-экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школы к процессам вхождения выпускников в рынок труда и образования, к стартовым этапам профессиональной карьеры;
- Усилить интеграцию образовательных и предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школы;
- Реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учетом локальных изменений в потребностях общества по формированию правовой, экономической культуры населения.
Учитывая несформированность профессиональных запросов современных обучающихся, с целью снижения риска ошибочного выбора, изменения в ходе обучения профессиональных притязаний обучающихся при составлении учебного плана неизменным остается федеральный компонент базисного учебного плана (универсальный вариант).
Вариативная часть базисного учебного плана строится с учетом социального заказа семьи и обучающихся, перечня вступительных экзаменов (экзаменов по выбору в рамках ЕГЭ).
Структура профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, а также систему внеклассной деятельности, общешкольных мероприятий, дополнительное образование.
Деятельность в классе | Общешкольные мероприятия |
- Системные классные часы -Анкетирование (обучающиеся, родители) - Тестирование (отслеживание результатов) - Собеседование (отслеживание результатов) - Эвристические сочинения - Предпроектная, проектная работа - Посещение учебных заведений в рамках дней открытых дверей - Самостоятельная работа с источниками информации - Работа с сайтами учебных заведений | - Участие в составлении образовательной карты территории. - Участие в акциях: «Я – гражданин России». - Деятельность системы дополнительного образования. - Организация и участие в читательской конференции «Профессия и личность». - Неделя профессий. - Профориентационная игра «Мир профессий». - Посещение Центра занятости во время ярмарки профессий, высших и средних профессиональных учебных заведений (в рамках дня открытых дверей). - Сотрудничество с нефтяными компаниями. - Посещение профильного Роснефть-класса в школе № 1 г. Охи. - Встреча с выпускниками школы. - Общешкольное родительское собрание «Взгляд в будущее» |
Мониторинг реализации программы:
- Педагогическое просвещение классных руководителей, учителей-предметников, родителей.
- Учебно-просветительная работа классных руководителей, учителей, родителей.
- Семинары, лектории, психолого-педагогический консилиум.
- Подведение итогов работы педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендации по данной тематике.
- Заседание ШМО учителей-предметников, классных руководителей.