Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса

Литвинова Евгения Сергеевна

 Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса. Гигиенические требования к уроку. Физкультминутки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Урок русского языка - урок, на котором 75% времени обучающиеся занимаются письмом. Поэтому, максимальная нагрузка приходится на  органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если  обучающимся будет предоставлен небольшой отдых во время урока, то они смогут переключиться на другой вид деятельности.  Это позволит детям расслабиться, снять мышечное и психологическое напряжение. Наиболее эффективны в этих случаях физкультурные минутки.

      Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем – при появлении первых признаков утомления. Но  практика показывает, что признаки утомления  проявляются примерно через 20–25 минут после начала урока. Внешним проявлением утомления  является потеря интереса, отсутствие  внимания, ослабление памяти, нарушение почерка и т.д.                   

      Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у обучающихся, повысить эффективность урока поможет включение в структуру урока двигательных упражнений средней интенсивности, так называемых физкультминуток.

     Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут. Комплекс  включает 3-5 упражнений. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз.

Зимние физкультминутки

1. Мы на лыжах в лес идем,          Дети машут руками, словно
Мы взбираемся на холм.           Работают лыжными палками.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,      Вращение туловищем
Он деревья крутит, вертит                    вправо и влево.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,                      Прыжки.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.

2.  Вот студеною зимой                              Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу.                          
Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах.                      
Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса                                  
несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит.                          
Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах.                      
Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса.                            
Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся                
Ходьба.
И домой к себе вернемся.                     
Дети садятся за столы.

3. На дворе у нас мороз.                          Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,                                    
топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                       
Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.                    
хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                       
Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,                   
Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем                            
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.                     
Дети садятся на свои места.

4. Зимушка-зима

Здравствуй Зимушка-зима!       (кланяемся)
Что в подарок принесла?       
    (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,            
   (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                     
  (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,              
(имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!                   
  (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

5. Снег

Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          
(приседаем)
И на елке снег, снег,               
  (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.            
(обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, 
  (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь         
  (пальчик к губам, шепотом)

6. В лесу

Весь засыпан снегом лес.
(повернулись вправо,правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка.
    (прыгаем)
Там синичек села стайка.         
(машем руками,как крыльями)
Здесь лисичка за кустом.          
(приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. 
   (встаём, поднимаем руки вверх)

. Большая буква

         Если названное слово надо писать с большой   буквы,    учащиеся поднимают руки вверх, если с маленькой - приседают.

  река – Вычегда      кот – Мурзик    город – Сыктывкар

  Влад – пятиклассник      государство – Россия     газета – «Радуга»   и т.д.

  2.Мягкий знак

          Если в слове есть мягкий знак, учащиеся хлопают в ладоши, если нет -  поднимают руки вверх.

 Ночка – печь     Дочка – соловьи      Грач – сварщик

Мышь – ночь     Обезьяна – много туч ит.д.

 3. Однокоренные слова

   Если произносятся однокоренные слова, дети  хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова - приседают.

 Зимушка – зима – зимовать

Маленький – маленькая – маленькую

Мышка – мышонок - мышиный

Мышь – мыши-  о мыши

Спорить – спорим - спорщик – спор  и т.д.

«Успокоение»

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.


         Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глаза прикрыли, руки сложили,

Головы опустили, рот закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (два раза).

Сном волшебным засыпаем…

Дышатся легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (два раза).

Шея не напряжена…

            Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

           

Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
  • устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.

Для глаз:

1. Зажмурив глаза, посидеть минутку спокойно.

2. Отвести взгляд от тетради  и посмотреть в сторону, в окно, обратив внимание на зеленый и голубой цвета объектов окружающего мира.

3. Учитель предлагает детям внимательно осмотреть все предметы в кабинете. Дальше он говорит: «Закройте глаза (пауза), назовите, какие вы увидели предметы». От каждого ряда выступают по одному ученику. Фамилии называет учитель. Поднявшиеся из-за парт дети с закрытыми глазами перечисляют предметы. (Остальные с открытыми глазами). Победителем считается тот ряд, где ученик назвал больше предметов.



Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. Учащимся приходится много работать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. 

Гигиенические показатели, характеризующие урок.

1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски;

2.Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная, работы и т.д.

3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.

4.Различные методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная, работа и т.д. Норма – не менее трех.

5.Чередование видов преподавания: ориентировочная норма – 10-15 минут.

6.Наличие и выбор   на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.;

активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар ,ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.).

7.Место и длительность применения ТСО ( в соответствии  с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссий, обсуждения.

8.Физкультминутки и другие. оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма-15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения.

9.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

10.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности  на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

11.Психологический климат на уроке.

С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приёмы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряжённости работы на уроке, проводится: гимнастику для глаз, физкультразминки, физкультминутки, динамические паузы.

В процессе обучения использует современные информационные технологии. Использовние ИКТ не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Постоянно ведётся профилактическая работа по предупреждению близорукости, исправлению осанки. На уроках уделяется внимание проблеме здорового образа жизни, сохранения здоровья.