Социальное проектирование

Литвинова Евгения Сергеевна

ЧЕМ МОЖЕТ ГОРДИТЬСЯ РОССИЯ? Мы часто слышим слова Россия, Отчизна, Отечество. Что же для нас они значат? Для большинства - это святые слова, включающие в себя необъятные просторы нашей Родины. А для кого-то это город, в котором вырос, родная школа, друзья, родители. Это и язык, на котором мы говорим. Это и культура, и традиции. А в особенности – достижения народа. Того народа, который называет себя таким великим словом – РОССИЯНЕ!

А чем могут гордиться россияне? Победой в Великой Отечественной войне, первым полетом человека в космос, великими достижениями в науке, медицине, технике, спорте, искусстве, политике… Можно, безусловно, назвать еще огромное количество вещей, которые вызывают гордость у взрослого человека.  

Я же задалась вопросом выяснить, как отзываются в душе молодого человек эти, казалось бы, простые слова: «Чем вы, юные граждане России, гордитесь сегодня? Как Вы можете помочь своей Родине?». Если с первым вопросом проблем не возникло, ребята с легкостью перечислили и полет Гагарина, и роль Челябинска в годы Великой Отечественной войны, и олимпиаду в Сочи, то вот на второй вопрос я так и не услышала толкового ответа. А значит, ребята не очень задумываются над проблемами, которые существуют в окружающем их обществе.

Тут уже проблема возникла передо мной. Как воспитать деятельного гражданина России, а не стороннего наблюдателя. Именно к этому призывает нас и государство:  высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Решить свою дилемму мне помог конкурс «Я – гражданин России». Именно участие в данном проекте позволяет познакомить учащихся с социальной средой общества: теоретические знания, полученные на разных предметах (обществознание, история, биология, литература), подкрепить практической реальной деятельностью. Социальное проектирование дает колоссальный опыт необходимый в жизни подрастающему поколению.

В рамках поиска проблемы учащимися были рассмотрены проблемы от школьного сообщества до экологических проблем:  оформление школьной столовой, составление «Путеводителя школьника по правовым вопросам», помощь приютам для животных, организация досуга в стационаре для детей с больным сердцем… Только тут ребята увидели, сколько вокруг проблем, которые  ждут своего решения.

Общим голосованием ребята выбрали наиболее волнующую их проблему: помощь инвалидам и престарелым жителям дома-интерната в п.Каштак. Ребята осознали, что таким людям наиболее одиноко, им не хватает человеческого тепла и внимания.  Поэтому инициативной группой был разработан план мероприятий, которые будут в течение года проводиться в интернате. В итоге ребята организовали два концерта, один литературный вечер, отвезли под новый год подарки, организовали акцию «Книга в подарок» для библиотеки дома-интерната…

Уже после первой поездки ребята осознали, что делают «настоящее» стоящее дело. Они были потрясены видом стареньких больных людей, от которых шел такой позитив и умение радоваться миру. Ребята провели около трех часов и, как мне кажется, каждый в этот день приобрел для себя что-то новое, важное. Со многими жителями интерната ребята стали переписываться, созваниваться, стали для них настоящими друзьями. В последующие поездки нас уже ждали, улыбаясь, словно родным.

Очень важно рассказать учащимся о логике проекта, что добиться результата можно тогда, когда будут пройдены все этапы последовательно, серьезно. Каждый учащийся может выбрать себе любую роль (правоведа социолога, аналитика, журналиста, оформителя и т.д.), даже если он не определился, можно попробовать в любом жанре и оценить свои возможности.

Социальный проект «Я - гражданин России» позволяет выработать у молодежи правильный грамотный подход к решению социальных проблем.   

  Вопросы социального проектирования могут быть самые разнообразные:

n социальные отношения (к детям, старикам, ветеранам войны, инвалидам, сиротам ...);

n социальные структуры (больницы, школы, детские дома,...);

n социальные явления («неформальные» группировки, алкоголизм, курение, наркомания, сквернословие ...);

n социальная среда (благоустройство и озеленение, детские площадки, площадки для выгула собак, игровые площадки ..);

n ландшафт ( городской, природный, сельский...).

Объектов деятельности огромное количество. Выяснить, обсудить тему проекта можно самим, посоветоваться с родителями, с друзьями. Нам в этом помогли волонтерские организации и благотворительные фонды. Именно от них произошел первый стартовый толчок. Они посоветовали ребятам три важных направления социальных проблем, ну а ребята выбрали близкую им.

Из своего опыта могу утверждать, что работа в рамках конкурса «Я - гражданин России» поможет отработать каждый этап, чётко себе представить ход решения социальных проблем. Мои ребята смогли на собственном опыте понять важность данной работы, необходимость разбираться в трудных вопросах современного общества и находить пути решения. А участие во Всероссийской акции «Я - гражданин России»,  проводимой в Москве, показало, что социальным проектированием занимается молодежь многих регионов, от Камчатки до Санкт-Петербурга. Ребят интересуют очень серьезные вопросы, над которыми иногда не задумываются даже взрослые. Это вселяет уверенность в будущее России. Нам очень повезло оказаться в числе лучших проектов России, хотя это не было нашей главной целью.

Важно также то, что в проекте могут участвовать ребята разного возраста, всем найдется работа. Так мои семиклассники привлекли не только ребят из своей параллели, но и ребят начальной школы, старшеклассников. Учащиеся, работая над проектом, узнают много очень важной информации, своей деятельностью принесут пользу сообществу, увидят результат своего труда, станут непосредственными участниками становления гражданского общества в России.

А еще Проект «Я гражданин России» объединяет на конкретном  деле учащихся, родителей, педагогов, спонсоров, чиновников; этот процесс имеет серьёзный воспитательный характер! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №78

Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ №78

_____________Н.А.Кирасирова

Программа курса внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Бюро добрых услуг»

http://images.dmir.ru/dmir/images/organizaciya-svadeb-25688267.jpg

Составитель: Литвинова Е.С., учитель русского

языка и литературы, 1-ая квалификационная категория

Рассмотрено на Методическом совете

«__» сентября 2015г.

Протокол №____

Челябинск, 2015г.

Содержание Программы

  1. Пояснительная записка

1.1.Введение

    1.2. Цели и задачи программы курса «Бюро добрых услуг»

    1.3. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса социального проектирования «Бюро добрых услуг»

3. Тематическое планирование

4. Содержание Программы курса внеурочной деятельности

5. Информационно-методическое обеспечение программы «Бюро добрых услуг»

6. Материалы для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.

Пояснительная записка

В настоящее время многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество обучающихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы.

В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.

Актуальность программыопределена прежде всего тем, что согласно новому государственному образовательному стандарту перед современной школой остро ставится задача социализации школьников. Инструментом социализации выступают компетентности, представляющие собой интегральную совокупность знаний, общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность, способностей и личностных качеств и свойств. Формирование компетентностей, как известно, происходит только в непосредственной деятельности. С целью обеспечения мотивации к деятельности в ходе обучения рекомендуется использование технологии проектирования.

Новизна программы в том, что метод социального проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

•  социально значимая, имеющая социальный эффект;

•  результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

•  задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

•  в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

•  через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса.

Нормативно-правовое обеспечение

  1. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования. Список изменяющих документов (в ред. ПриказаМинобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);
  3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности  учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986);
  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. «189.);
  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106);
  6. Письмо от Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования»;
  7. Положение об организации внеурочной деятельности в МАОУ СОШ №78 г.Челябинска.
  8. Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся МАОУ СОШ № 78
  9. План внеурочной деятельности в МАОУ СОШ №78 на 2015-2016 учебный год.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы -  создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения школьника, создание психолого-педагогических условий для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование мотивации развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству, в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Задачи:

  1. Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта.
  2. Сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности и позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия.
  3. Сформировать позитивную самооценку, самоуважение.
  4. Сформировать коммуникативные компетентности в сотрудничестве:
  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование социально адекватных способов поведения.
  1. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
  • воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения

1.3. Особенности реализации программы внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»

Занятия по программе внеурочной деятельности проводятся в форме классных часов, тренингов, мастер-классов, КТД, акции, встречи с интересными людьми, экскурсии, театральные постановки.Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Все занятия направлены на  поддержку детской индивидуальности, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.

Через коллективное творческие дела предполагается не подавление личных интересов и инициатив каждого для достижения результата, а использование инициативы и энергии всех участников для того, чтобы добиться максимального результата.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, наблюдения на экскурсиях закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом. В рамках внеурочной деятельности ребята научатся осуществлять общественно-полезную деятельность. Задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к окружающему миру, заставить задуматься о себе и об окружающих его людях, научиться ставить перед собой цели и добиваться их достижения.

Программа реализуется учителем русского языка и литературы. Возможно привлечение работников других организаций: библиотекарей, педагогов дополнительного образования и т.д. Учитель проводит занятия во внеучебное время один раз в неделю. На занятиях присутствует не весь класс.

Определяя стратегию и содержание Программы «Бюро добрых услуг», мы руководствуемся следующими подходами:

• личностно-ориентированный (предполагает обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его индивидуальности);

• деятельностный подход (идея этого подхода заключается в совместной деятельности педагога и воспитанника по реализации вместе выбранных целей и задач, деятельность является средством становления и развития субъектности ребёнка);

• гуманистический подход (терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним, выявление и развитие всех его внутренних сил, уважительное отношение между педагогами и детьми.Ребенок - главная ценность, а главная норма - гуманность);

• системный подход (процесс воспитания и воспитанник рассматриваются, как система).

Межпредметные связи на занятиях по решению проектных задач:

·  с уроками русского языка и литературы;

·  с уроками изобразительного искусства;

·  с уроками труда.

1.4. Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в Рабочей программе внеурочной деятельности МАОУ СОШ №78

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Бюро добрых услуг» предназначена для обучающихся 5-9 классов, с учетом реализации ее с детьми в возрасте 12-16 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 35 часов в год. Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Бюро добрых услуг» состоит из 3 основных разделов:

  1. как работать над проектом;
  2. общественно-полезная деятельность;
  3. работа над коллективными и индивидуальными проектами.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися Программы внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»

Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:

  1. Обучающиеся учатся работать с первичной идеей.
  2. Закрепляется навык планирования деятельности.
  3. Совершенствуется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.
  4. Получает дальнейшее развитие опыт защиты своей идеи.
  5. Развивается опыт самоопределения.
  6. Формируется и закрепляется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
  7. Обучающиеся совершенствуют умение взаимодействовать в паре, в группе.
  8. Закрепляется опыт первичной исследовательской деятельности.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(5-6 класс)

Второй уровень результатов (7 класс)

Третий уровень результатов

(8-9 класс)

предполагает приобретение учениками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

а) личностные универсальные учебные действия:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
  • личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

б) регулятивные универсальные учебные действия:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 
  • определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);
  •  учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература,  средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;  
  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

в) познавательные универсальные учебные действия:

  • извлекать информацию;
  • ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
  • делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
  • добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;
  • перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для  сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);
  • использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

  • доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  
  • учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы);
  • договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Бюро добрых услуг» рекомендовано использовать следующий диагностический инструментарий

  • Методика определения индекса групповой сплочённости К. Сишора
  • Методика «Направленность личности»
  • Опросник мотивации Н. Лускановой

Для оценки результативности программы «Бюро добрых услуг» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания по разделам.

  1. Тематическое планирование 5 класс

месяц

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Сентябрь

1

«Вместе весело шагать» или Учимся работать в команде

1

+

2

Что такое проект.

1

+

3

Коллективная игра - исследование «Символика нашего класса»

1

+

4

Акция нравственно-этической направленности «Чужих стариков не бывает»

1

+

Октябрь

5

Встреча с ветеранами педагогического труда. Проект «Открытка моему учителю»

1

+

6

Тема проекта и ее обоснование

1

+

7

Учимся постановке цели и задач работы

1

+

8

Экскурсия «Мой родной город». Беседа «Будущее твоего города зависит от тебя»

1

+

Ноябрь

9-10

Подготовка проекта «Я, ты, мы, наша учительница - дружная семья»

2

+

11

Урок ораторского мастерства. Публичное выступление: «Я, ты, мы, наша учительница – дружная семья»

1

+

Декабрь

12

Учимся  составлять план работы. Проектный продукт

1

+

13

«Мастерская Деда Мороза. Мастер-класс «Сотвори чудо своими руками»

1

+

14

Экскурсия в учебный центр «Перспектива». Беседа «Азы проектирования»

1

+

15

Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Учимся распределять роли

1

+

Январь

16

Акция экологической направленности «Берегите птиц».

1

+

17-19

Подготовка проекта «Ох, уж эти басни» (по басням И. А. Крылова)

3

+

февраль

20

Экскурсия «Закулисье театра». Секреты успешного выступления

1

+

21

Театрализованное представление «Ох, уж эти басни»

1

+

22

Знакомство с этапами проектной деятельности

1

+

23

Проект «Подарок маме», планирование, прогнозирование

1

+

март

24

Концерт-презентация «Подарок маме»

1

+

25

Помощь школе. Рейд «Береги учебник»

1

+

26

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования

1

+

апрель

27

Экскурсия в музей изобразительных наук

1

+

28

Мастерская «Пасхальная открытка»

1

+

29

Обработка результатов социологического опроса. Тренинг «Уверенное поведение».

1

+

30

Экскурсия «Навечно в памяти» (автобусная) или библиотечный урок в библиотеке им.Горького

1

+

май

31

Помощь школе. Выпуск стенгазеты ко Дню Победы. Устный журнал «Эхо памяти»

1

+

32

Акция патриотической направленности «Поздравь ветерана» Встреча с ветераном ВОВ или детьми войны.

1

+

33

Источники информации

1

+

34

Секреты успешного выступления.

1

+

Количество занятий/ процент

34

12/

35%

22/

65%

Тематическое планирование 6 класс

месяц

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Сентябрь

1

«Сказка о трех поросятах» на новый лад или что такое Проект

1

+

2

Что такое команда.

1

+

3

Коллективная игра-тренинг «Лидер и его команда»

1

+

4

Диспут «Легко ли быть лидером»

1

+

Октябрь

5

Акция социальной направленности «Помни о других. Ты не ОДИН на свете» (помощь животным)

1

+

6

Составление «Золотых правил группы». Составление схемы шагов

1

+

7

Учимся постановке цели и задач работы

1

+

8

Экскурсия в музее Леса. Беседа «Чисто там, где не мусорят»

1

+

Ноябрь

9-10

Подготовка проекта «Наша школьная жизнь». Презентация.

2

+

+

11

Урок ораторского мастерства. Встреча с артистом драмтеатра В.Кругляком

1

+

Декабрь

12

Подготовка проекта «Герои России». Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Учимся распределять роли

1

+

13

Практическое занятие  «Сотвори чудо своими руками» - «самая длинная гирлянда», снежинка

1

+

14-15

Подготовка проекта «Герои России».  

2

+

+

Подготовка проекта «Герои России».  Презентация.

Январь

16

Тренинг «За» и «против». Поиск проблемы в рамках соцопроса.

1

+

17

Экскурсия в «Солнечная долина». Беседа «Культура спорта». Фотоотчет.

1

+

февраль

18

Источники информации. Советы библиотекаря.

1

+

19-21

Акция «Скорая помощь» (шефская помощь одноклассникам)

1

+

22

Знакомство с этапами проектной деятельности

1

+

23

Учимся строить графики

1

+

март

24

Встреча с интересным человеком (волонтеры)

1

+

25-26

Поиск деловых партнеров: умение общаться

2

+

+

апрель

27

Экскурсия в музей ЧТЗ. Беседа «Чем знаменит наш город»

1

+

28

Мастерская «Открытка в стиле квилинг»

1

+

29

Тренинг-игра «Портрет моего Я».

1

+

30

Проект «Чистый двор»

Помощь школе. Субботник

1

+

май

31

1

+

32

Акция патриотической направленности «Открытка для ветерана» Экскурсия к Вечному огню.

1

+

33

Секреты успешного выступления.

1

+

34

Подведение итогов. Рефлексия

1

+

Количество занятий/ процент

34

12/

35%

22/

65%

4. Содержание программы. 5 класс

Раздел №1. Как работать над проектом (12 ч.)

1. Вместе весело шагать или Учимся работать в команде. (1ч.)Золотые правила группы. Занятие-знакомство. Составление схемы шагов.

2. Что такое проект.(1 ч.)

Диагностика уровня школьной мотивации.Знакомство с понятием “проект”. Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся. Проект – это пять «П» - проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Понятия: проект, проблема, информация.

3. Тема проекта и ее обоснование (1 ч.) Беседа, «мозговой штурм», анализ жалоб. Понятия: Тема.

4. Учимся постановке цели и задач работы.(1ч.) Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра “Угадай, о чем спросили”, “Найди загадочное слово”. Правила совместной работы в парах.

5. Учимся  составлять план работы. Проектный продукт.(1ч.)

Развитие умения планирования работы. Знакомство с перечнем проектных продуктов. Правила представления информации в компьютерной презентации.

6. Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Учимся распределять роли. (1ч)

Знакомство с этапами проектной деятельности (подготовительный, планирование, реализация проекта, представление проекта, осмысление и оценка проекта).Понятия: тема, этапы деятельности.

7.Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования (1ч.)

Знакомство с понятием «гипотеза»; формирование умения выдвигать гипотезу, развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать.

Игра “Найди причину”.

8. Обработка результатов социологического опроса (1ч.). Умение составлять статистику, заполнять таблицы.

  1. Источники информации (1ч.)

Знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).Понятия: источник информации.

10.Секреты успешного выступления (2ч.)

12. Экскурсия в учебный центр «Перспектива». Беседа «Азы проектирования».

Раздел №2 .Общественно-полезная деятельность. (13ч)

1. Коллективная игра - исследование «Символика нашего класса». (1ч.) Учимся создавать продукт на поставленную проблему.

2.Акция нравственно-этической направленности «Чужих стариков не бывает» (1ч.). Возможна поездка в дом-интернат №1 или помощь одиноким пожилым людям.

3. Экскурсия «Мой родной город». Беседа «Будущее твоего города зависит от тебя» (1ч.).

4. «Мастерская Деда Мороза. Мастер-класс «Сотвори чудо своими руками» (1ч.)

5.Акция экологической направленности «Берегите птиц». (1 ч.)

6. Помощь школе. Рейд «Береги учебник» (1 ч)

7. Экскурсия в музей изобразительных наук(1 ч)

8. Мастерская «Пасхальная открытка» (1 ч)

9. Экскурсия «Навечно в памяти» (автобусная) или библиотечный урок в библиотеке им.Горького (1 ч)

10. Помощь школе. Выпуск стенгазеты ко Дню Победы. Устный журнал «Эхо памяти» (1 ч)

11 Акция патриотической направленности «Поздравь ветерана» Встреча с ветераном ВОВ или детьми войны (1 ч)

12. Экскурсия «Закулисье театра» (1ч.). Секреты успешного выступления.

13. Подведение итогов. Рефлексия (1ч.)

Раздел №3. Подготовка индивидуальных и коллективных проектов (10 ч.)

1. Проект «Открытка моему учителю» (1 ч.).Встреча с ветеранами педагогического труда в школьном музее. Рефлексия.

2. Проект «Подарок маме» (2ч.),планирование, прогнозирование. Творческая работа. (2 ч.). Подготовка наглядного материала. Подготовка выступления.Продукт: концерт-презентация «Подарок маме».

3. Подготовка проекта «Ох, уж эти басни» (по басням И. А. Крылова) (4ч.). Учимся планировать свою деятельность. Презентация продукта: театрализованное представление «Ох, уж эти басни». Рефлексия.

4. Подготовка проекта «Я, ты, мы, наша учительница - дружная семья» (3ч.). Урок ораторского мастерства. Публичное выступление: «Я, ты, мы наша учительница – дружная семья». Рефлексия.

Содержание программы. 6 класс

Блок №1. Как работать над проектом (14 ч.)

  1. «Сказка о трех поросятах» на новый лад или что такое Проект (1ч.)
  2. Что такое команда. (1ч.)
  3. Коллективная игра-тренинг «Лидер и его команда» (1ч.). Понятия: лидер, коллектив, идея.
  4. Диспут «Легко ли быть лидером» (1ч.). Практическое занятие на ораторское искусство с элементами интерактивных упражнений.
  5. Составление «Золотых правил группы» (1ч.). Составление схемы шагов социального проектирования.
  6. Учимся постановке цели и задач работы (1ч.). Упражнение «Ромашка».
  7. Подготовка проекта «Герои России» (1ч.)  Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Учимся распределять роли.
  8. Тренинг «За» и «против» (1ч.). Поиск проблемы в рамках соцопроса.
  9. Источники информации (1ч.). Советы библиотекаря. Работа с каталогами.
  10. Знакомство с этапами проектной деятельности (1ч.)
  11. Учимся строить графики (1ч.). Урок компьютерной грамотности.
  12. Поиск деловых партнеров: умение общаться (2ч.). Составление Памятки «Мой стиль общения с деловыми партнерами» и эскиз «Мой деловой вид».
  13. Секреты успешного выступления (1ч.).

Блок №2. Общественно-полезная деятельность (13ч.).

  1. Акция социальной направленности «Помни о других. Ты не ОДИН на свете» (помощь животным) (1ч.). Сотрудничество с фондами «Друг» и «Спаси меня».
  2. Экскурсия в музее Леса (1ч.). Беседа на экологическую тему «Чисто там, где не мусорят».
  3. Урок ораторского мастерства. Встреча с артистом драмтеатра В.Кругляком (1ч.)
  4. Практическое занятие  «Сотвори чудо своими руками» - «самая длинная гирлянда», снежинка (1ч.)
  5. Экскурсия в «Солнечную долину». Беседа «Я и спорт» (1ч.)
  6. Акция «Скорая помощь» (шефская помощь одноклассникам) (3ч.)
  7. Встреча с интересным человеком (волонтеры) (1ч.). Час общения «Помоги другому»
  8. Экскурсия в музей ЧТЗ. Беседа «Чем знаменит наш город» (1ч.). Создание творческого отчета по результатам экскурсии.
  9. Мастерская «Открытка в стиле квиллинг» (1ч.)
  10. Тренинг-игра «Портрет моего Я» (1ч.).
  11. Акция патриотической направленности «Открытка для ветерана» Экскурсия к Вечному огню (1ч.). Возложение цветов.

Блок №3. Коллективные проекты (6ч.).

  1. Подготовка проекта «Наша школьная жизнь». (2ч.)
  2. Подготовка проекта «Герои России».  Презентация. (2ч.)
  3. Проект «Чистый двор». Помощь школе. Субботник (2ч.)

5. Информационно-методическое обеспечение программы «Бюро добрых услуг.

  1. Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие // Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.
  2. Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.
  3. Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. – М., 1975.
  4. Нечаев М.  П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. Учебно-методическое пособие. М: УЦ Перспектива,2012
  5. Нечаев М. П. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Воспитание школьников, 2013, №9 с.16-21
  6. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград, 2008.
  7. Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников // Дополнительное образование. - №10, 2005. – С. 26-29.
  8. Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков // Внешкольник. - №12, 2006. – С. 17-19.
  9. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М: Аркти, 2009
  10. Ступницкая М. А. Учимся работать над проектами. Новые педагогические технологии. Ярославль, Академия развития, 2010

6. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности, направленную на социализацию обучающихся в рамках социального проектирования, «Бюро добрых услуг» предполагает обучение на двух основных уровнях:

Первый – информативный, который заключается в изучении азов социального проектирования;

Второй – практический, позволяющий закрепить социальные модели поведения.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем наблюдения, тестирования и оценивания конечного продукта – проекта. Критерии проекта:

1. Самостоятельность работы над проектом;

2. Актуальность и значимость темы;

3. Полнота раскрытия темы;

4. Оригинальность решения проблемы;

5. Артистизм и выразительность выступления;

6. Как раскрыто содержание проекта в устной презентации;

7. Использование средств наглядности, технических средств.

В ходе устного выступления заполняется оценочный лист, чтобы потом проработать с учащимися минусы и ошибки.

Контроль и оценка достижений обучающихся 5-6 классов (лист наблюдения)

Раздел

Баллы

Критерии оценки

Общение

3

Легко общается в коллективе, владеет навыками вежливого поведения.

2

Требуется незначительная помощь воспитателя в сотрудничестве с детьми, стремление к общению со сверстниками.

1

Ребёнок не инициативен в общении: необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

Планирование

3

Умеет совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других.

2

Строит разнообразные новые идеи: индивидуально подходит к творческим замыслам, но не воспринимает мнения других.

1

Не умеет находить пути решения задач без помощи взрослого.

Оценивание

3

Умеет адекватно оценивать работу. Понимает о недопустимости равнодушия (от качества труда каждого ребенка зависит результат работы)

2

Умеет видеть положительные работы сверстников, но выделять только свой труд.

1

Не умеет оценивать и сравнивать конечный результат.

Изо-навыки

3

Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами.

2

Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами.

1

Выполняет работу однотипно, материал использует неосознанно.

Творчество

3

К выполнению задания относится с творческой фантазией, работа отличается оригинальностью.

2

Требуется незначительная помощь воспитателя в стремлении к наиболее полному раскрытию замысла.

1

Не стремится к полному раскрытию замысла, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

 Итого:

15

Критерии оценки докладов

№ п/п

 Оцениваемые параметры

балл

1.

Качество доклада:
- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

3

- четко выстроен;

2

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

1

- зачитывается.

0

2.

Использование демонстрационного материала:
- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

2

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

1

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

0

3.

Качество ответов на вопросы:
- отвечает на вопросы;

3

- не может ответить на большинство вопросов;

2

- не может четко ответить на вопросы.

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:
- показано владение специальным аппаратом;

3

- использованы общенаучные и специальные термины;

2

- показано владение базовым аппаратом.

1

5.

Четкость выводов:
- полностью характеризует работу;

3

- нечетки;

2

- имеются, но не доказаны.

1

 Итого:

14 баллов

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу социализации, развитию лидерских качеств и коммуникативных умений. Ребята научатся сотрудничать, но при этом каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Теренетьев\Desktop\article93.jpg

Описание проекта

Название проекта

Республика активного общения

Команда проекта

Руководитель

Литвинова Евгения Сергеевна

Ф.И.О. руководителя проекта

Г.Челябинск, ул.Кирова 101-21, индекс 454091

Адрес проживания с индексом

89518093781

Городской (с кодом) и мобильный телефоны

ewgeniya-1983@mail.ru

Адрес электронной почты (обязательно)

http://vk.com/id142481127

Адреса социальных сетей (ЖЖ, Твиттер, Вконтакте и др.)

Участник

Коротовских Владислав Сергеевич

Ф.И.О.

Ул.Молодогвардейцев 54-124, индекс 454021

Адрес проживания с индексом

89514511697

Городской (с кодом) и мобильный телефоны

-

Адрес электронной почты (обязательно)

http://vk.com/v.korotovskikh

Адреса социальных сетей (ЖЖ, Твиттер, Вконтакте и др.)

Участник

Бровка Никита Викторович

Ф.И.О.

Г.Челябинск, Проспект Победы 289-16, индекс 454003

Адрес проживания с индексом

89090799975

Городской (с кодом) и мобильный телефоны

ewgeniya-1983@mail.ru

Адрес электронной почты (обязательно)

http://vk.com/id208134578

Адреса социальных сетей (ЖЖ, Твиттер, Вконтакте и др.)

Срок реализации проекта

6 месяцев

продолжительность проекта (в месяцах)

20.09.2015

Начало реализации проекта (день, месяц, год)

10.03.2016

Окончание реализации проекта (день, месяц, год)

Целевая аудитория проекта

Местное сообщество (обучающиеся МАОУ СОШ №78, их родители и педагоги)

Категория

400-600 человек

Предполагаемый охват проекта

1. Краткая аннотация

Опишите в 10 предложениях основную суть своего проекта

Проект направлен на формирование, развитие информационной культуры школьников и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений общаться друг с другом, активно проводить свободное время. В наше время это очень актуально, так как гаджеты и Интернет поглощают у подростков все свободное время. В результате вместо занятий спортом, чтения книг, увлечения каким-то хобби, реального общения ребята выбирают многочасовое, порой бездумное и бесполезное, просиживание в Интернете, соц.сетях, компьютерных играх. Мы против этого, мы за реальное общение.

2. Проблема, решению/снижению остроты которой посвящен проект. Актуальность проекта для молодёжи

Опишите проблему, которую Вы хотели бы решать.

Опишите актуальность своего проекта.

Не более 1 страницы.

Проблема: Злоупотребление детьми и подростками нашей школы гаджетами, бездумное использование средств сети Интернет, которое вредит их здоровью.

Актуальность нашего проекта может быть доказана следующими фактами:

  1. Была проведена скрытая фотосъемка в школе на перемене. Оказалось, что более 50% учащихся в этот момент использует телефон для выхода в ВК или играет.
  2. Проанализировали средства массовой информации и выяснили, что там также прослеживается обеспокоенность чрезмерным влиянием интернета, гаджетов на психику детей и подростков:

А) «Фламеньюс» СМИ: Российские школьники будут обучаться "основам безопасногоселфи", где рассказывается о моде делать подростками экстримальных фотосъемок. Подчеркивается причина такихселфи- восполнение недостатка внимания.

Б) Школы будут защищать детей от сайтов с пропагандой суицида и наркотиков и другой опасной для нормального развития ребенка информации, сообщает «Российская газета», 2012г.

В) Труд», 2011 апрель: «Около 50% интернет-зависимых детей— депрессивные больные. Причиной является сниженное настроение, невозможность получения эмоций, интернет здесь используется в качестве лекарства от тревоги, позволяет отвлекаться»

Г) Сайт 74 ру: С ноября в школах Челябинской области начнутся ежемесячные уроки медиабезопасности" - такое поручение в понедельник, 12 октября, на аппаратном совещании дал губернатор Борис Дубровский, напомнив о преступлении, совершенном подростком в Миассе, информирует пресс-служба главы региона. (4.10.15 убил маму за то, что та отобрала компьютер и тяжело ранил отца!!!)

TV-передачи: «Утро с Губернией» Компьютерная зависимость подростков; Выпуск на 1 «Ночные новости» Интернет-зависимость, «Продвижение» Отцы и дети. Интернет-зависимость и др.

3) От учителей физики, школьного медицинского работника и других источников узнали о вреде компьютеров, планшетов, сотовых телефонов на здоровье человека. Медицинский работник школы подчеркнул, что на данный момент в школе более 20% детей с серьезными проблемами со зрением, практически отсутствует 1 группа здоровья.

4) Провели социологический опрос среди обучающихся школы, педагогов. Было выяснено, что

- 65% учеников проводит в интернете почти все свое свободное время;

- Затрачивают на интернет более 10 часов - 24% опрошенных и 4-6 часов – 29%!!!

- не сможет прожить без интернета 20%;

- Проблемы с осанкой наблюдаются у 40%, со зрением у 20%;

- всегда включают интернет на перемене 10% и иногда 55%.

5) нормативно-правовые документы:  ст. 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», нормами международного права — ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вступает в действие 01.09.2012), Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 "О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта "Образование").

3. Основная цель проекта

вовлечение учащихся в активные формы общения, способные отвлечь детей от чрезмерного пользования Интернетом и гаджетами.

4. Задачи проекта

1.  Разработать  и  провести анкетирование  учащихся  школы по проблеме.

2. Организовать уроки безопасности, с целью информирования о проблеме Интернет-зависимости, о правилах пользования и поведения в Интернете;

3.   Разработать план действий по привлечению учащихся школы на переменах к активной деятельности;

4) Привлечение интересных людей города, организаций дополнительного образования, социальных партнеров, чтобы совместно с ними приучать школьников к активному общению;

5.  Проведение творческих конкурсов и поиска альтернативных видов деятельности: проведение интересных квестов,  флеш-мобов, зарядок на переменах, конкурсов и т.п.;

6. Сделать школьный мир перемен максимально ярким, чтобы у учеников не хватало бы времени на гаджеты и интернет.

5. Календарный план реализации проекта

(последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)

Мероприятие

Сроки (дд.мм.гг)

Количественные показатели реализации

Анкетирование по проблеме

28-30.09.2015

400 человек

Уроки безопасности (Правила поведения в Интернете)

22.-27.10.2015

150 человек (5 классов)

Акция «Что, где, куда??? или Веселые переменки» (проведение игр на сплочение, зарядок, квестов и т.п.)

Ноябрь 2015

400

Фестиваль «Ярмарка национальностей» с приглашением различных диаспор, проведением традиционных игр различных национальностей

17.12.2015 (приблизительно)

700-800

Танцевальный общешкольный батл с привлечением выпускников школы и педагогов (в течение месяца готовятся)

25.12.2015

600-700

Конкурс рисунков и литературных произведений учащихся МАОУ СОШ №78 «Мой Выбор» (безопасный интернет, опасности в сети Интернет, я и Интернет и др.темы)

29.01.2016

50-200

Акции «Тайный друг», «День OFF-LAIN», танцевальные переменки

Февраль 2016

300-400

6. Ожидаемые результаты

(Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению)

Количественные показатели

(указать подробно количественные результаты, включая численность вовлечения молодёжи в мероприятия проекта)

  1. Планируется повысить количество обучающихся, занимающихся в разных клубах, секциях, кружках, активно участвующих в школьной жизни, как показатель уменьшения количества Интернет-зависимых детей. На данный момент количество занимающихся в доп. образовании составляет 69%. Планируется повысить до 85-90%
  2. Создадим средства пропаганды безопасного поведения в сети: буклеты (300), стенд (1), памяток для детей и родителей (400).
  3. Проведем акции (3) и мероприятия, формирующие у обучающихся школы адекватной позиции по проблеме Интернет-зависимости (1), активное общение на переменах (игры, викторины и т.п.) и общешкольные мероприятия (2). В итоге планируется вовлечь в данные мероприятия в среднем 450-500 человек, что составит 55-60% от количества обучающихся в школе.

Качественные показатели

(указать подробно качественные изменения)

  1. У учеников будет меньше свободного времени, так как они будут заняты подготовкой к крупным мероприятиям или вовлечены в разовые мероприятия.
  2. Появится прекрасная возможность чему-то научиться новому, познакомиться с новыми людьми.
  3. Повысится коммуникативность, социализированность учащихся, раскроются их творческие способности.
  4. Школьная жизнь станет ярче, интереснее.
  5. Ребята будут меньше времени уделять виртуальному общению, а больше живому.

7. Мультипликативность

(укажите, какие есть возможности тиражирования проекта)

Данный проект можно реализовать на базе любой школы

8. Детализированная смета расходов

(подробно указываются все расходы. Включаются только статьи, на которые планируется потратить денежную часть гранта)

Статья расходов

Стоимость (ед.), руб.

Кол-во единиц

Всего,

руб.

1

Информационный стенд о правилах поведения в Интернете, советами

4000

1

4000

2

буклеты, памятки для детей и родителей с информацией о безопасном пользовании Интернетом

1,5

300/400

1050

3

Поощрения для участников Акции (сладости, канцелярия и др.)

30-100

350-300

3000

4

Грамоты для конкурсов

20

15

300

5

Карандаши

20

10

200

6

Ватман

6

10

60

7

Фломастеры

50

12

600

8

Настольные игры

250

4

1000

ИТОГО:

10200

9. Приложения

(Список приложений: фотографии, видео, статьи в СМИ, ссылки на сообщения о проекте и т.д., если такие имеются к моменту начала реализации проекта)

http://vk.com/public103466052

http://vk.com/dobrogid74

«_2_»__ноября_ 2015 г.                                              

                                                    __________________________     __Литвинова Е.С.

 подпись                                        Ф.И.О.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: