мое педагогическое кредо

Литвинова Евгения Сергеевна

Учитель — это не только любящий, но и мудрый, знающий руководитель класса. Именно он делает  класс организованным коллективом, в котором комфортно каждому. Это он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, пытается интересно и с пользой организовать школьную жизнь. А в его должностные обязанности входит огромное количество аспектов, призванных воспитать нового человека нового поколения, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества.

Воспитывать - значит учить человека относиться к людям и к делу по-человечески, по правде. Нам кажется, что ничего значительного не происходит, но процесс воспитания идет, мы учим добиваться своих целей определенными душевными движениями.

Я добиваюсь своего не только кропотливым трудом, но и шутя,  и учу тому же своих подопечных. Ведь отношения как усилитель: чуть не такой ребенок, чуть не такое отношение к нему и ребенок развивается по- другому. Одного похвалим, а другого похвалим чуть-чуть сильнее. Так получаются разные дети…

Вот и хочется призвать на помощь следующие качества: совесть, правду, честь, свободу, сердце, радость, счастье, красоту, добро, веру, надежду, любовь, справедливость, нравственность, долг, дух, душу и духовность.

Терпение и время самые нужные понятия, без которых воспитательный процесс не принесет успеха. А еще важно уметь быть ребенком! Всегда быть частью их жизни, жить их проблемами и заботами, чтобы чувствовать, чтоб им не приходилось тебе все объяснять. Помните, в «Маленьком принце»? «Трудный народ эти взрослые, им все бесконечно надо объяснять».

Суть работы? Принципы, методики? Они просты. Сократ, Руссо, Песталоцци, Монтессори, Блонский, Шацкий, Макаренко, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили. Общечеловеческие ценности легли в основу педагогических принципов и опыта. Этот опыт обобщен и прописан — педагогика общей заботы (автор — Игорь Петрович Иванов), педагогика здравого смысла (автор — Алексей Алексеевич Леонтьев). Основные принципы — общее дело и забота каждого о каждом.

У человека только в процессе активной жизни появляется опыт. Опыт включает формирующуюся личность в мыслительный процесс. Мысли, подкрепленные новыми примерами и собственным опытом, постепенно становятся жизненной позицией. Но это потом, а пока, на первом этапе формирования социальной личности, нужен серьезный опыт коллективной деятельности и создание эмоционально богатой событиями среды. Нужно дело важное, полезное для собственного развития, для близких людей, для всего окружающего мира. Нужно детей с детства приучать к ответственности друг за друга, к милосердию, доброте, через коллективно-творческие дела. Чтобы они были единым целым, а не разрозненными частичками.

Учитель и класс – это единое целое, одна маленькая семья, когда все вместе и когда все — только личные, «безличных» быть просто не может! Разве не одного и того же желаешь «своим» и «не своим», разве разные цели ставишь, разные решаешь задачи, разных ждешь результатов? Может быть, методы и приемы отличаются? Да нет же. Я хочу, чтобы все мои дети были счастливыми, здоровыми, творческими, самостоятельными, предприимчивыми, чтобы умели зарабатывать. И я знаю — чтобы прийти к успеху, надо много трудиться и искренне радоваться каждой победе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Литвинова Е.С., учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ №78, 1 категория.

Урок в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент любого урока.
Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда  не уедешь…».

Cмогли бы мы сегодня отказаться от таких привычных нам вещей, как сотовый телефон, компьютер, принтер, калькулятор… Конечно же, нет. Так почему же образование должно стоять на месте? В век новых технологий, когда ребенок начинает печатать на компьютере раньше, чем писать ручкой в бумаге, создавать самостоятельно иллюстрации и блуждать в паутине интернета, не смешно ли учить его устаревшими методами?... В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. 

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Использование данной технологии значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.  

Поэтому я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Мною лично данная технология применяется, несомненно, не на каждом уроке, но занимает довольно внушительную часть. Я по-разному применяю ИТ в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. Данную технологию использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

 Во-первых, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий", основной частью которых являются электронные уроки литературы и русского языка с 5 по 11 классы, представляющие собой справочник по теории литературы и лингвистике, энциклопедические статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, которые можно копировать, увеличивать, распечатывать отдельно от текста. Использую Большую энциклопедию КМ. Уникальна электронная библиотека текстов "Хрестоматия по русской литературе", содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс, биографии и фотографии писателей. Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебные пособия "Страна "Лингвиния" и «Фраза». Беру из этих программ диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников.

Во-вторых, ИКТ позволяют урок сделать мобильным, ярким и интересным для детей. Самый распространенный вид работы – создание мультимедийных презентации. Подготовка презентаций – это серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, портреты писателей, видеофрагменты, таблицы с правилами, кроссворды, ребусы. Также можно использовать готовые презентации, которые можно найти на разных образовательных сайтах, но их уже приходится подстраивать под свое видение урока. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу.

В моей копилке уже довольно много мультимедийных презентаций по различным темам и для различных типов уроков. Это и презентации к урокам, объясняющим новый материал, и к урокам-повторениям, к урокам-играм, к проверочным работам. Стараюсь их сделать ярче, насытить заданиями различного типа, что, к сожалению, не всегда можно найти в учебниках. Чтобы разбавить серьезность и напряженность урока люблю включать в ход урока видеоматериал из серии «Академия занимательных наук» или аудиозаписи радионяни.

Часто сама создаю видеоролики для определенных уроков. Например, для подготовки детей к публичному выступлению на тему «Берегите природу»  мною был создан трогательный фильм о красоте родной природы. На уроках литературы часто использую видеоматериал из серии «Живой журнал», где в очень интересной форме рассказывается о жизни и деятельности того или иного писателя. А кто откажется на уроке продемонстрировать экранизацию произведения, которое изучается на уроке, или включить авторское прочтение стихотворение. А каким интересным может стать урок в виде виртуальной экскурсии при изучении биографии писателя. Этот прием я использую часто.

Все учителя знают,  насколько  нелегко даются ребятам словарные слова.  Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов я использую презентацию.

 Презентация построена таким образом:

  •  сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса или кроссворда,
  •  проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,
  •  появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,
  •  затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология),
  •  подбирают к слову однокоренные слова,
  •  подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),
  •  составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.

Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику. К написанию словарных слов нужно обращаться на разных этапах урока.

Кроме того, ИКТ очень удобны для проверки знаний учащихся. Использую как экспресс-тесты, когда ребенок может сам проверить себя, когда на следующем слайде увидит ответы на вопросы, так и целые уроки, где обучающийся в ходе игры может проверить свои знания. Так моими любимыми играми являются презентации «Своя игра», «Кто хочет стать отличником» и т.п. Любят учащиеся отгадывать орфографические кроссворды.

Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне:

1. значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень  обученности  и качество знаний. В результате только за 1,5 года у меня 9 призеров и победителей различных конкурсов и олимпиад;

2. усилить эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

 4. улучшить организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

5. повысить качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;

6. расширить объём предъявляемой учебной информации.

 Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Поэтому я считаю, что современный урок ценен обучением различным приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов.

Список литературы:

  1. Канаво В.А. Интернет-технологии в образовании // http://www.teacher-edu.ru
  2. Полат  Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.
  3. «Сеть творческих учителей»  http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология написания научной статьи Общие положения

Слайд 2

– основной результат деятельности специалиста, ученого. Главная цель научной публикации – сделать работу автора достоянием других специалистов и обозначить его приоритет в избранной области исследований. Научная публикация

Слайд 3

Виды научных публикаций : – Монография – Тезисы докладов – Научные статьи

Слайд 4

Статья может быть написана в виде : 1) дискуссии с применением элементов описания и повествования, построена на основе широкого применения рассуждений и умозаключений, которые опираются на факты, изложенные в ней; 2) может быть теоретической , в этом случае в ней излагаются ход экспериментальных исследований и их результаты.

Слайд 5

Задача автора – дать краткий подробный отчет о проведенных исследованиях и объективное обсуждение его значения.

Слайд 6

Всю помещенную в статью научную информацию можно разделить на три части: Результаты исследований. Результаты анализа. Сообщения о себе как авторе проведенных исследований и анализа.

Слайд 7

Какова цель написания статьи? Делаете ли вы новые и важные научные исследования? Даете ли вы свое, новое толкование ранее опубликованных результатов? Делаете ли вы обзор литературы? 4. Представляете ли вы обзор какой-либо научной темы?

Слайд 8

II. Каково отличие материалов вашей статьи от материалов других статей на эту же тему? Какой вклад дает ваша статья в научную литературу (в науку)? Какое отношение имеет ваша статья к другим работам в данной области?

Слайд 9

Автор должен также ответить на такие поставленные перед самим собой вопросы: Зачем я пишу эту статью? Какую информацию я должен представить читателю? Какие выводы я должен представить читателю, чтобы привлечь его внимание? Ответив на перечисленные вопросы, автор должен продумать порядок подготовки статьи и технологию ее написания. Лучше всего это делать в определенной последовательности.

Слайд 10

Последовательность написания 1. Рассмотреть и привести в порядок результаты своей работы. 2. При необходимости обсудить результаты со своими коллегами по работе. 3. Сделать выводы по результатам анализа и обсуждения их с коллегами. 4. Сравнить полученные результаты своих исследований с результатами исследований других авторов. Вновь проанализировать результаты своей работы и ранее сделанные выводы.

Слайд 11

ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА СТАТЬИ Одно из основных условий успешной творческой работы автора – правильно, просто и ясно построенный план. План – составленный в последовательном порядке развернутый перечень всех вопросов, которые будут раскрыты в статье.

Слайд 12

ОБЩАЯ СТРУКТУРА НАУЧНОЙ СТАТЬИ титульный лист заголовок; аннотация; введение; основная часть: * постановка задачи; * способы решения поставленной задачи; * экспериментальная или теоретическая часть работы; * при необходимости описание примерных методик исследований (если это оригинальные методики решения задачи); * результаты исследования; * обсуждение и анализ результатов исследований; 6. выводы или заключения, в которых указываются результаты работы; 7. благодарности отдельным лицам или организациям, оказавшим помощь при проведении данных исследований: 8. библиографический список.

Слайд 13

Титульный лист Титульный лист – начальный лист статьи, на котором печатают инициалы и фамилию автора (именно в таком порядке), полное название статьи. Пишутся: – название организации, где была выполнена работа; – полные почтовые адреса всех соавторов; – имя автора.

Слайд 14

Заголовок 1. Заголовок включает в себя не более двенадцати слов. 2. При составлении заголовка необходимо ключевые слова помещать в начале заголовка. 3. При составлении заголовка нельзя применять неизвестные сокращения. 4. Название должно быть понятным читателю.

Слайд 15

Аннотация Аннотация выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация помещается обычно на обороте титульного листа. В рукописи ее печатают на отдельном листе. Рекомендуемый объем аннотации (согласно ГОСТ 7.9-95) – 500 печатных знаков.

Слайд 16

Введение позволяет: – ввести читателя в тему, рассматриваемую в статье; – подготовить к восприятию материала статьи; – дать возможность читателю оценить значимость полученных и описанных в статье результатов.

Слайд 17

Во введении необходимо указать: – цель работы; – планы, которые вы связываете с проблемой, поставленной в данной статье; – причины, по которым вы изучаете эту проблему; – предысторию данной проблемы (кратко); – связь данной работы с предыдущими, ранее опубликованными работами, показать преемственность вашей работы при решении поставленной проблемы; – значение вопроса, поставленного в вашей статье, масштаб его рассмотрения и ограничения данного решения в вашей статье.

Слайд 18

Основная часть От самостоятельного исследователя требуется умение : 1) выбрать задачу для исследования; 2) пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства; 3) разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование.

Слайд 19

Выводы В этом разделе необходимо выявить соответствие (задаче, указанной в начале статьи): 1) совпадают ли они и насколько; 2) чему способствует данная статья; 3) в чем заключается новизна статьи; 4) в чем логическое значение ваших исследований; 5) есть ли возможность применения ваших результатов для дальнейшей работы или практического внедрения; 6) может быть, ваши результаты выявили тупиковую ситуацию, и дальнейшее продолжение работ по этой проблеме бессмысленно?

Слайд 20

Выражение благодарности Примером выражения благодарности может быть такой текст: « Автор благодарит П. И. Иванова за участие в дискуссии по теме работы; С. П. Петрова – за оказание помощи в проведении экспериментов; И. В. Сергеева – за редактирование рукописи». При этом не следует указывать их ученые степени и ученые звания.

Слайд 21

Библиографический аппарат публикации В библиографический аппарат входят: библиографические ссылки (совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте); 2) прикнижные (пристатейные) библиографические списки (библиографическое пособие, содержащее библиографические описания использованных или рекомендуемых документов).

Слайд 22

Правильный вариант ссылки Высказывание А. И. Горшкова по этому поводу: «…межтекстовые связи мы понимаем не как некое отвлеченное явление, а как вполне определенное, имеющее материальное воплощение, свойство текста, которым он может обладать, а может и не обладать» [5, с. 167].

Слайд 23

Библиографический список Виды библиографического списка: 1) по алфавиту фамилий авторов или заглавий; 2) по хронологии публикаций; 3) по тематике и др.

Слайд 24

Библиографическое описание литературы следует осуществлять в соответствии с действующими стандартами: – для библиографических списков литературы ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» – для оформления библиографических ссылок на литературу ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка»

Слайд 25

Специальные разделы – перечень сокращений или терминов, понятий; – глоссарий; – перечень математических обозначений; – перечень символов; – многословная или дополнительная историческая справка по данному вопросу.

Слайд 26

СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО Отражает следующее : 1. Является ли представленная рукопись оригинальной работой, которая не была опубликована ранее. 2. Не находилась ли она на рассмотрении для публикации в другом издании. 3. Указать название журнала, в который направлена рукопись. 4. Автор должен указать адрес, по которому редакция может отправлять корреспонденцию или дополнительные запросы. 5. Указать полный почтовый адрес автора, его номер телефона, номер факса или электронной почты (если они есть у автора).