Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и её развитию в рамках проектной деятельности

Литвинова Евгения Сергеевна

статья о проектной деятельности и личностно-ориентированном подходе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и её развитию в рамках проектной деятельности

Большое внимание на своих уроках и дополнительных индивидуально-групповых занятиях уделяю внимание работе с одаренными детьми. Цель работы с одаренными: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией, чтобы создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Ставлю перед собой следующие задачи:

  1.  Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  2.  Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, ответить неправильно.
  3.  Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбрать значимые для него вид и форму учебного содержания.
  4.  Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать работу других учащихся.
  5.  Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Принципы обучения:

  1. вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
  2. синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
  3. приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.

Данные принципы лежат в основе следующих методов обучения, которые зависят от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала:

  • Игровые технологии;
  • Дифференцированный и интегрированный подходы к обучению;
  • ИКТ;
  • Метод проектов: исследовательский проект, творческий проект, ролево-игровой проект, информационный проект.

Моим учащимся нравится инсценировать произведения, сочинять сказки по правилам, рассказы. Каждый учащийся ведет читательский дневник, где записываются впечатления о прочитанном. В 7-ых классах часто в качестве домашнего задания для «сильных» учащихся предлагается тема для устного выступления или дискуссии. В младших классах с удовольствием ребята создают самостоятельно карточки с пропущенными буквами для проверки знаний своих одноклассников, кроссворды по литературным терминам. Те, кто любит рисовать, иллюстрирует прочитанные произведения.

С 5 по 7 класс я вовлекаю своих учащихся в проектную и исследовательскую деятельность. Если раньше это были робкие шаги начинающего испытателя, то теперь работы становятся более качественными. Участие в конференциях необходимы современному поколению, так как помогают творчески подходить к решению различных проблем, учат организовывать и реализовывать свою деятельность.

Отличительная черта проектной деятельности – это поиск необходимой информации, которая в дальнейшем осмысляется, прорабатывается и представляется общественности участниками проекта. Предоставляю учащимся разнообразные варианты демонстрации своих результатов:

  • Выставка;
  • Газета;
  • Видеофильм;
  • Презентация;
  • Публичное выступление перед классом.

Темы проектов предлагаются учащимся разнообразные:

  1. Моя родословная;
  2. Тайна моего имени;
  3. Словарик профессионализмов моих родителей;
  4. Школьные жаргонизмы;
  5. Моя бабушка;
  6. Письмо водителю;
  7. Письмо моему герою;
  8. Военная лексика в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»;
  9. Семейные фразеологизмы и т.п.;
  10. Интервью с учителем;
  11. Грамматические сказки;
  12. Зимние мотивы в лирике 19 века и т.п.

Проект необязательно должен быть рассчитан на весь учебный год. Это может быть мини-проект, рассчитанный на выполнение в течение одного урока. Ребята в группе от 3 до 4 человек могут поработать над созданием алгоритма по правилу, сочинить грамматическую сказку, провести интервью с писателем и т.п.

Серьезные долгосрочные исследовательские работы создаются в рамках конкурсов, конференций. Здесь уже ведется работа с одаренными детьми, заинтересованными в научно-поисковой деятельности.

В результате работы над проектами у учащихся формируются общеучебные умения и навыки:

  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • Умение самостоятельно находить недостающую информацию или запрашивать ее у эксперта (библиотекаря, учителя, родителей;
  • Умение планировать время, деятельность;
  • Умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • Умение уверенно держать себя во время выступления
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

  1. Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Личностно-ориентированный подход – это «принцип синтеза направлений педагогической деятельности вокруг ее главной цели - личности, принцип индивидуальности и саморазвития ребенка» [Сериков В.В.];  «создание условий для активизации личностных функций на основе личностного опыта переживания субъекта учения» [Алексеев Н.А.]; подход, нацеленный на развитие «индивида, наделенного неповторимым субъектным опытом» [Якиманская И.С.].

Обращаясь в своей преподавательской деятельности к личностно-ориентированному подходу, я понимаю необходимость стимулирования учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, ответить неправильно. Установлено, что личностно-ориентированный подход, способствующий актуализации имеющегося личностного опыта учащегося, является необходимым условием оптимизации образовательного процесса на уроках  в 5-9 классах основной школы. А проектирование урока литературы как личностно-ориентированного способствует усилению мотивации учения, повышению качества обученности, продуктивности работы с учащимися, достигаемой за счет организации личностно-ориентированного диалога, включения в урок субъектного опыта учащегося.

Особенность личностно ориентированного обучения в процессе преподавания русского языка заключается в следующем:

  • Работа над освоением учениками определенного минимума «знаний - умений - навыков» заменяется созданием активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности с индивидуальным языком и стилем. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей.
  • Подготовка дидактического материала и построение учебного процесса основывается на глубоком знании и грамотном использовании психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности.
  • Свойство личности не « задаются» в соответствии с нормативами, а приобретают статус «востребованных», поскольку они изначально заложены природой в ученике как потенциал его личностного саморазвития.
  • Ученику предоставляется свобода выбора цели, содержания, способов учения. В связи с этим изменяется структура урока, появляется потребность в уроках-исследованиях, уроках-практикумах, уроках-дискуссиях и т.п.
  • Меняется критерий ценности учителя - он тоже самоценен как явление, и не потому, что знает и умеет больше, а потому, что умеет на мотивационной основе организовать педагогический процесс. Учитель и ученик образуют систему отношений, где каждый для другого выступает в качестве источника импульсов для его личностного саморазвития.                      
  • Такое обучение возможно только на определенной содержательной (культуроемкой, культуронасыщенной) основе и реализуется в творческой деятельности.

Исходя из 8 лет опыта педагогической работы в обучении учащихся русскому языку и литературе считаю, что индивидуальным подходом в работе мы занимаемся, не задумываясь, и постоянно. Как нет одинаковых внешне детей, так и нет учащихся, которые одинаковы в обучающем уровне. До одного ребенка быстро доходит объяснение учителя. Другому потребуются сравнительные тексты и слова. А третий поймет только через несколько дней, и то при условии тщательного изучения и консультации. Отсюда, с одними ученики она вынуждена долго толкаться на месте, чтобы обучить языковым и орфографическим стандартам. Другим же должна предоставить дополнительный материал. В качестве такового являются следующие:

- карточки индивидуального опроса, которым в современном мире найдена обновленная форма, а именно, ЦОРы;

-  разнотемные тексты художественных произведений для  анализов или проведения творческих  работ  и содержательной работы на уроках;

-  кроссворды для проведения орфографических, лингвистических  и творческих диктантов;

-  тексты к урокам по развитию речи (включая « Продолжи…»);

-  карточки для индивидуальной работы;

- другие.

         В методике преподавания тоже применяет дифференцированный подход. Так, некоторым детям достаточно зрительного восприятия орфограммы. Иные же требуют ряда закрепительных упражнений. А есть группа людей, которым помогает параллельное ассоциативная связь, которую не все применяют. Примеры некоторых параллелей:

гаЛерея- ГаЛя, стОмАтолог- с тОмАтом, вИнЕгрет- в вИнЕгрет и др.

Моя задача – заметить усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.

                Одна из проблем по русскому языку – это невыполнение домашних заданий. Если ребенок не выполнил письменное упражнение, то тогда он однозначно не изучал теоретический материал. Приходится большее время уделять на изучение правил во время уроков. И тут ярко выражен индивидуальный подход. Одни только знакомятся с новыми нормами. Другие уже придумывают и записывают слова. Третьим уже удается какая-то сравнительная работа.

                Организация процесса обучения в условиях дифференциации позволяет формировать у учащихся положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня обученности. Основной принцип моей работы – научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться.