Программа дополнительного образования социально- педагогической направленности для детей среднего дошкольного возраста

Имашева Айгуль Жумабековна
Веду активную профилактическую и коррекционную деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в рамках логопедического кружка «Звукарик». В течение учебного года кружок посещали 18 воспитанников средней общеобразовательной группы, из них 4 ребенка с тяжелыми нарушениями речи - ОНР II, III уровень.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

НРМДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Аналитическая справка-отчет

о реализации программы дополнительного образования

по развитию звукопроизношения и лексико- грамматического строя речи

у детей среднего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования по развитию звукопроизношения и лексико- грамматического строя речи в рамках логопедического кружка «Звукарик» имеет познавательно – речевое направление и представляет собой систему комплексных занятий на основе программы Н.В. Нищевой «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».

Цель работы кружка: создание благоприятных условий для развития всех компонентов речи у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Развитие фонематического слуха.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие дыхания и  мелкой моторики.

4. Формирование правильного звукопроизношения.

5. Работа над интонационной выразительностью речи.

6. Расширение словарного запаса.

7. Формирование связной речи.

8. Воспитание культуры речевого общения..

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего было запланировано 30 занятий (с середины с октября по март, включительно), проведено  по факту 21 занятие.

В содержание  занятий были включены следующие виды работы:

•Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.

•Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

•Дыхательные и фонопедические упражнения.

•Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.

•Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.

•Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи

•Упражнения на расслабление (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения  использовались нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп ипликатором Кузнецова, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применялись средства ИКТ (интерактивные презентации и игры «Мерсибо»)

Каждое занятие было посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликались с требованиями ООП ДОУ, что создавало преемственность в работе логопеда и воспитателей, что  в свою очередь повышало результативность занятий.

В течении учебного года кружок посещали 18 воспитанников средней группы, из них 4 ребенка с ОНР, 6 детей с фонетическими дефектами, 5  детей с незначительными нарушениями лексико-грамматического строя речи, 3 воспитанников с нормальным речевым развитием.

В результате проведенной работы:

  • У большинства детей сформированы базовые артикуляционные упражнения: «Лопатка», Иголочка», «Хоботок», «Заборчик», «Качели», «Часики», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Лошадка», «Шарик». Органы артикуляции подготовлены к правильному произношению основных групп звуков.
  • Отмечается правильное и четкое произношение: гласных звуков А, О, У, Ы, И; согласных звуков М-Мь, Б-Бь, П-Пь, Т-Ть, Д-Дь, Н-Нь.
  • Сила, высота голоса и речевое дыхание стали более развитыми.
  • Уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи - обогатился номинативный, предикативный и качественный словарь детей грамматическими категориями.
  • Дети научились произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом.
  • Стало доступно выполнение динамических упражнений для пальцев и кистей рук.
  • Усовершенствованы психические процессы: внимание, память, мышление.

В процессе занятий возникали трудности:

- в выполнении статических упражнений для пальцев рук;

- в заучивании и воспроизведении загадок, коротких четверостиший.


Руководитель кружка

учитель-логопед Имашева А.Ж                                                                 ___________