Ресурсное обеспечение обучения, воспитания и коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Имашева Айгуль Жумабековна

В НРМДОБУ "Детский сад комбинированного ""Капелька" созданы условия для развития инклюзивного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий НРМ ДОБУ Д/с "Капелька"

___________О.Д. Попугаева

Приказ №_____от «___»______________2018г.

 

ПАСПОРТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

группы компенсирующей направленности

для детей с ТНР

Нефтеюганского районного муниципального дошкольного

образовательного бюджетного учреждения

«Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Ответственный за кабинет:

Имашева Айгуль Жумабековна

учитель-логопед

г.п. Пойковский, 2018г.


Кабинет организован 1 сентября 2018 года.

Кабинет расположен на первом этаже и является смежным с помещением группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Основанием для разработки данного паспорта являются следующие нормативно-законодательные документы:

1. Конвенция о правах ребёнка (от 20 ноября 1989г.);

2. Декларация прав ребёнка;

3. Федеральные законы:

4. Федеральный "Закон об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.  N 1155).

Целью деятельности логопедического кабинета является своевременное выявление и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Задачи логопедического кабинета:

  1. Консультативно-диагностическая работа и отбор детей для осуществления коррекционной работы в кабинете;
  2. Проведение индивидуальных и групповых логопедических коррекционно-развивающих  занятий;
  3. Консультативная работа с родителями, привлечение родителей к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье;
  4. Пропаганда логопедических знаний среди педагогов ДОУ.

Функции логопедического кабинета:

  1. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
  2. Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
  3. Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Направления работы логопеда:

1. Диагностика (ранняя, для комплектования групп, мониторинг (промежуточный и конечный) качества логопедических услуг).

2. Коррекция (индивидуальная, подгрупповая, групповая).

3. Организационно – методическая поддержка (педсоветы, семинары, круглый стол, деловые игры).

4. Просветительско – профилактическое сопровождение (родителей, воспитателей через родительские собрания, выступления, оформление тематических папок – раскладушек.

5. Консультационная помощь родителям и педагогам через индивидуальные и групповые тематические консультации.

Технические характеристики логопедического кабинета:

Освещение: люстры /лампы накаливания/

Освещенность по рабочим местам: 150 Лк на 1 кв.м.

Температурный режим:  20 – 21 С

Аптечка: 1 шт.

Средства пожаротушения: нет

Пол: доска обрезная, линолеум, ковер.

Стены: обои

Вход: 1 деревянная дверь.

Окно: 1 шт. без решеток

Уборочный инвентарь: нет

Базовое оснащение логопедического кабинета.

Мебель:

  • Интерактивный стол со встроенным зеркалом для проведения индивидуальных занятий
  • Стол для детей – 2  шт;
  • Стулья детские - 7 шт;
  • Кушетка для логопедического массажа
  • Письменный стол для логопеда - 1 шт;
  • Стулья для взрослых - 1 шт;
  • Мольберт - 1 шт;
  • Магнитная доска- 1шт.
  • Шкаф для наглядных пособий и литературы– 2 шт;
  • Ковер напольный - 1шт;

Материал для индивидуальных и подгрупповых занятий:

  • Настольные зеркала для индивидуальной работы -10.шт;
  • Логопедические зонды: 7 шт., спирт, вата, салфетки.
  • Деревянные (разовые) шпатели.
  • Металлические тарелки: 1 шт.
  • Подставки для тетрадей: 2 шт.
  • Корзинки: 5 шт.
  • Дидактический материал (см. каталог).
  • Специальная литература (см. каталог).

Логопедический кабинет - пригоден для логопедической работы с подгруппой детей и индивидуально, площадью 22 кв. м, хорошо освещён.

Логопедический кабинет группы оснащен  средствами ИКТ и оборудованием, позволяющим использовать современные здоровьесберегающие педагогические технологии, такие как логомассаж, сенсорная стимуляция, динамическая электронейростимуляция, развивающие интерактивные игры:

  • Cистема аудиостимуляции Rulisten;
  • Гарнитура FORBRAIN;
  • Мульти-сенсорная обучающая программа SOUNDSORY;
  • Интерактивный стол со встроенным зеркалом;
  • Аппарат электронейростимуляции ДЭНАС;
  • Программное обеспечение «Мерсибо»;
  • Песочный стол с подсветкой.

Также имеются средства сенсорной интеграции от компании «Сова-нянька»:

  • Утяжеленное одеяло- 2шт;
  • Яйцо Совы- 1 шт;
  • Подушка- 1шт;
  • Жилет- 1 шт;
  • Чулок Совы – 1 шт.

Дидактический материал

  1. Материал для обследования.
  1. Альбом для логопеда. О.Б. Иншакова «Владос», 2008
  2. Игрушки, счётный материал, материал для обследования мелкой моторики пальцев рук. 
  1. Материал для формирования правильного звукопроизношения.
  1. Пособия для развития речевого дыхания: султанчики, пузырьки, вертушки, полоски бумаги и др.
  2. Картинки-профили правильной артикуляции звуков.
  3. Рисунки с изображением артикуляционных упражнений.
  4. Картинки - символы звуков.
  5. Карточки для звукового анализа.
  6. Цифровые ряды (наборы цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка).
  7. Набор фишек.
  8. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков
  9. Картинный материал для автоматизации звуков в словах, фразах, текстах:  Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. - Альбомы по автоматизации звуков свистящих, шипящих, сонорных (4 альбома), «Гном и Д», 2006.; Комарова Л.А –Альбомы по автоматизации свистящих, шипящих, соноров, «Издательство Гном»,2018.г.
  10. Демонстрационный материал: картинки со всеми звуками речи.
  11. Дидактические игры: «Поймай рыбку»; «Узнай слово по гласным»; «Как их зовут?»; «Определи место звука»; «Пирамида»; «Подбери и назови» (логопедическое лото) под редакцией Л. Успенской, М. Успенской; «На какой звук начинается слово?»; «Если звук ты угадал, верно слово ты назвал»; «Цепочка слов»; «Подбери слово к схеме» (18 таблиц) для фронтальной и индивидуальной работы; «Найди слово»; А. Вадбольская «Карусель из слов».

  1. Пособия для дифференциации звуков: сигналы разного цвета; игра «Красный - белый»; «Слова-паронимы» (картинки- слова, отличающиеся одним звуком, на все пары; «Звенит - жужжит» (з - ж); «Свистит - шипит» (с - ш); «Звенит - жужжит - свистит - шипит».

I. Для обогащения словарного запаса и формирования

грамматического строя речи

  1. Папки с картинным материалом по лексическим темам.
  2. Карточки по развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи «Мерсибо».
  3. Дидактические игры «Животные и их детёныши» (пазлы); «Антонимы»; «Синонимы»; «Времена года»; «Части суток»; «Чей хвост? Чья голова?»; «Какой? Какая? Какое?» (относительные прилагательные); «Кто как передвигается?»; «Кем я буду?».
  4. Картинки сюжетные с глаголами «моет, одевает»; «Что забыл нарисовать художник?»; «Кому что нужно?»; «Когда это бывает?»; «Кто как голос подаёт?»; «На ферме»; «Найди такой же».
  5. Картинки к словам сложного слогового состава. Дидактические игры.

II. Материал для развития связной речи. 

  1. Картинки для составления рассказов.
  2. Сказки.
  3. Серии последовательных сюжетных картинок.
  4. Схемы для составления описательных рассказов по темам.
  5. Мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
  6. Алгоритмы по составлению предложений.
  7. Загадки, потешки.

III. Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа

1      Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;

2      Цветные фишки для звукобуквенного анализа;

3        Предметные картинки на дифференциацию звуков;

4        Тексты на дифференциацию звуков

IV. Для обучения грамоте (чтению и письму):

1      Бумажный алфавит;

2      Схемы для анализа предложений;

3      Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;

4      Кассы букв

5      Логопедические буквари;

6      Кассы букв на каждого ребенка.

V. Материал для развития мышления, внимания, памяти, сенсорного восприятия.

  1. Коноваленко, С. В. Смотри, думай, выигрывай / С. В. Коноваленко. - М.: Детство-Пресс, 2012.
  2. Игры «Сложи картинку»; «Что изменилось?» (сравнение двух картинок); «Составь такой же узор»; «Замри»; «На что это похоже?»; «Подбери цвет к предмету»; «Подбери по цвету»; «Подбери по форме»; «Какой из шести?»; «Найди девятое»; «Найди пару» (3 варианта); «Футболисты»; «Составь букет»; «Подбери чашки к блюдцам»; «Четвёртый лишний»; «Помоги Незнайке»; «Продавец и покупатель».
  3. Пирамидки.
  4. Кубики.
  5. Мозаики.
  6. Пазлы.
  7. Наборы предметных картинок для запоминания (от 4 до 10).
  8. Счётные палочки (1 набор).
  1. Материал для развития мелкой моторики.
  1. Трафареты по всем изучаемым темам.
  2. Шнуровки.
  3. Игры «Волшебные верёвочки»; «Лего»; «Заплети косичку».
  4. Бусы.
  5. Кубики.
  6. Матрёшки.
  7. Конструкторы.
  8. Мозаики.
  9. Пазлы.
  10. Раскраски.
  11. Цветные карандаши.
  12. Подбор специальных упражнений для развития мелкой моторики.
  13. Многофункциональная игрушка «Клоун Яша».
  1. Игрушки.
  1. Дудочки (2 штуки).
  2. Колокольчик.
  3. Вертушки (2 шт.)
  4. Мяч (1 шт.).
  5. Волчки (5 шт.)
  6. Губные гармошки (5шт.)
  7. Игрушечный фотоаппарат (5 шт.)
  8. Трубочки (10 шт).

        

Учебно-методический комплекс

      АООП  для детей с ТНР (ОНР)  5-7 лет НРМДОБУ «Детскиий сад комбинированного вида «Капелька»

  1. Агранович З.Е Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР СПб.: 2010г.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.-М.: ТЦ Сфера,2005.
  3. Бабина Г.В, Шарипова Н.Ю Слоговая структура слова: слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи М.: 2014г.
  4. Белая А.Е., Мирясова В.И.. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.:Профиздат, 2006.
  5. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
  6. Гадасина Л.Я Звуки на все руки СПб.: 2008г.
  7. Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить. М.: Гном и Д, 2006.
  8. Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки. СПб.: Каро, 2007.
  9. Долганюк Е.В Моторная аллалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста Спб.: 2013г.
  10. Журнал «Логопед», приложение «Библиотека учителя-логопеда» «Говорим и развиваемся»
  11. Игры для развитиямелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования СПб.;2012г.
  12. Карточки по развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи «Мерсибо».
  13. Карточки по автоматизации и дифферециации звуков  «Мерсибо»
  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П  Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Я учусь владеть собой.
  1. Комарова Л.А. Автоматизация звуков разных групп в игровых упражнениях.
  2. Коноваленко В.В,  Коноваленко С.В  Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения М.: 2014г.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР.
  4. Лебедева А.Н.. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. М.: Школьная пресса, 2004.
  5. Логоритмика для детей 5-7 лет. ТЦ СФЕРА 2016г.
  6. Логопедические скороговорки и считалки.
  7. Макарова Н.Ш Коррекция неречевых и речевыхнарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики СПб.: 2009г.
  1. Нищева Н.В  «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)».
  1. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Уч.-м. пособие.+CD СПб-2014г.
  2. Нищева Н.В Развивающие сказки СПб «Детство-пресс» 2002г.
  3. Нищева Н.В Веселые диалоги СПб:. Детство –Пресс 2014г.
  4. Нищева Н.В Разноцветные сказки СПб.: Детство- Пресс 2003г.
  5. Нищева Н.В «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».
  6. Нищева Н.В. «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда.  Детство - Пресс, Санкт Петербург 2014г.;
  7. Нищева  В.В Веселая дыхательная гимнастика . Детство - Пресс, Санкт Петербург 2011г.;
  8. Нищева  В.В  Веселая мимическая гимнастика. Детство - Пресс, Санкт Петербург 2015г
  9. Нищева Н.В Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группах детского сада для детей с ОНР., Спб.: Детство-Пресс, 2006
  10. Титаренко В.А Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников.  CПб.;Детство- Пресс 2014г.
  11. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Для детей с ОНР 5- 6 лет.
  12. Узорова О.В, Нефедова Е.А Пальчиковая гимнастика М.: 2003г.
  13. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В.  Программа  «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» М  2009г.
  14. Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста.–Спб.: «Речь», 2003.  
  15. Филичева Т.Б., Г.В. Чиркина, С.А. Миронова  Коррекция нарушений речи.,. М.: Просвещение, 2009
  16. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
  17. Филичевой, Т.Б.,.Чиркиной  Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (ч.II , второй год обучения. М.1993г.);
  18. Цвынтарный В.В Играем пальчиками и развиваем речьСПб1997г.
  19. Цуканова С.П, Л.Л Бетц Учим ребенка говорить и читать (конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи речи и обучению гграмоте детей старшего дошкольного возраста 1 период,2 период,3 период) М.:2012г.
  20. Четвертушина Н.С Слоговая структура  слова М.: 2017 г.
  21. Ястребова Ф.В, О.А Лазаренко Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи М.: 2001г.
  22. КПК выпуск № 10. «Аквариумные и пресноводные рыбы, насекомые». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2013г.;
  23. КПК выпуск № 27 «Бытовая техника». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2012г.;
  24. КПК выпуск №1 «Фрукты, овощи». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2009г.;
  25. КПК выпуск №4 «Животные наших лесов, домашние животные и их детеныши». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2010г.;
  26. КПК выпуск №29 «Образный строй речи дошкольника (атрибутивный словарь). Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2012г.;
  27. КПК  выпуск № 24 «Глагольный словарь дошкольника». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2014г.;
  28. КПК выпуск № 36 «Употребление предлогов». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2013г.;
  29. КПК  выпуск №18 «Одежда, обувь, головные уборы». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2013г.;
  30. КПК выпуск № 17 «Игрушки, школьные принадлежности». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2013г.;
  31. КПК выпуск № 15. «Орудия труда и инструменты». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2011г.;
  32. КПК выпуск № 13 «Профессии». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2011г.;
  33. КПК выпуск № 2 «Деревья, кустарники, грибы». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2011г.;
  34. КПК выпуск №7 «Первоцветы, полевые, луговые, садовые цветы». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2012г
  35. КПК выпуск №6 «Садовые и лесные ягоды. Комнатные растения». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2012г.;
  36. КПК выпуск №5 «Животные жарких и северных стран. Животные мир океанов». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2012г.;Веселые диалоги». Под ред. В.В. Нищевой, Детство - Пресс, Санкт Петербург 2014г.;



Предварительный просмотр:

Создание «безбарьерной» среды

НРМ ДОБУ Детский сад комбинированного вида «Капелька»

для обучающихся с ОВЗ

Материально-технические условия

  • Рабочее место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.
  • Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для ребенка с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
  • Для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо свободное мало изрезанное пространство, сухие бассейны, тренажеры.

Архитектурная среда и учебное пространство

  • Наличие транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов.
  • Внутренний и внешний пандус.
  • Поручни и ручки-скобки, ступенькоходы, съезды на тротуар.
  • Пространство для передвижения коляски.
  • Специально оборудованные туалеты (стульчик, ручки и перила), адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки для смены памперсов
  • Входная дверная группа, обеспечивающая беспрепятственный доступ в здание детей-инвалидов.
  • Вертикализатор. Опора для сидения «Антошка».
  • Опора функциональная для лежания для детей –инвалидов «Я Могу!» исполнение ОС-006  .
  • Ходунки для больных ДЦП регулируемых по высоте на 4-х колесах НМР- КА 2200.
  • Кресло многофункциональное «SPEEDY».
  • Ходунки Поло-Плюс-Т.
  • Стул для координации движений ребенка.
  • Сенсорный мяч.
  • Сухой бассейн.
  • Сенсорная комната.
  • Массажные валики.
  • Пособия: модуль для развития тактильных ощущений, шнуровка.

Специальное оборудование

  • минифланелеграфы с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
  • средства передвижения: кресло-каталка.
  • коврики, мягкие маты, оборудование сенсорной комнаты для релаксации;
  • оборудование группы мультимедийным проектором.