Статья на тему: "Использование предметов - заместителей в музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС"

Мясникова Ирина Юрьевна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей Московского района  Санкт - Петербурга

 

 

 

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ – ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ  В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ  В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»

(из опыта работы музыкального руководителя)

 

 

 

                                                                                                                                                 

 

Выполнила:                                                                                          

                      Мясникова Ирина Юрьевна                                                                                музыкальный руководитель

 высшей кв. категории 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2019 г.

     Должность музыкального руководителя многогранна и предполагает владение многими навыками. Он должен не только владеть музыкальным инструментом, но и обладать  навыками режиссёра, сценариста,   компьютерной грамотностью, а также и художественно-мастеровыми умениями. Каждая встреча с детьми должна быть пропитана удовольствием от музыкальной деятельности! Этому способствует создание необычных пособий и атрибутов.  В своей работе с дошкольниками я использую различные атрибуты,  сделанные своими руками, с помощью воспитателей и родителей, а так же предметы - заместители, которые повышают интерес детей к  музыкальным занятиям, способствуют развитию музыкально сенсорных способностей, побуждают к творчеству и развивают творческий потенциал ребёнка. К тому же их использование помогает развивать у детей  слуховое внимание, ритмический слух, координацию движений мелкой  моторики; побуждать к игровому творчеству, фантазии.   

    Предметы-заместители – что это? Важным моментом в развитии игры и фантазии  у детей является введение предметов-заместителей. Не все педагоги достаточно понимают назначение предметов, заменяющих игрушки, музыкальных инструменты. Предмет-заместитель – это предмет, заменяющий функции реального объекта, носит условный характер. Как известно, без игры нет детства, нет развития ребенка, нет радости созидания. Детство начинается с игрушки. Большую радость для ребенка доставляет простая любимая игрушка, созданная своими руками вместе с мамой и папой. Это игрушка-самоделка -  вещь, служащая для игры, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом. Важно, чтобы  воспитатели и родители участвовали  в совместных играх с детьми, использовали игрушки самоделки. Предметы-заместители (это тоже «игрушки – самоделки»); с ними начинаем знакомить детей в первой младшей группе («напоить куклу из чашки в виде крышечки»). Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно - игровой среде: необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить цветной самоклеящейся бумагой, а затем вырезать в них красивые фигурки или окошки; пластиковых прозрачных контейнеров, куда помещают «бросовый материал» (баночки, небьющиеся пузырьки, др.). Главное условиеэстетика оформления  -   привлекать внимание ребенка, способствовать фантазии,  вовлечению в игру с характерными деталями. Особое внимание и интерес детей вызывают  музыкальные предметы заместители, которые можно использовать и в характерном озвучивании  персонажей сюжетно-ролевой игры, и в оркестре.  Так, простые на первый взгляд «бросовые безделушки», становятся нужными и интересными для детей музыкальными инструментами. Знакомство детей с игрой предметов заместителей начинается с  задания: «Послушай и определи: на что похоже звучание данного предмета-заместителя?»    По своей конструкции музыкальные предметы – заместители должны быть безопасными; необходимо  исключать возможность несчастных случаев: поверхность музыкальных предметов - заместителей должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц. Максимальная масса предмета – заместителя или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка (возрасту) и не превышать 400 г. для детей дошкольного возраста.

Музыкальные предметы - заместители обладают ценными педагогическими качествами:

 - полифункциональностью: могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения;

-    возможностью применения в совместной деятельности, быть пригодны к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра) и инициировать совместные действия – ансамбли, коллективные постройки, совместные игры;

-  дидактическими свойствами - несут в себе способы развития музыкально -  сенсорных способностей, обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом и формой. Приведу небольшой перечень предметов - заместителей,  выполняющих роль персонажей, знакомых детям:

*пластмассовые колпачки и крышечки от кофе и дезодорантов разного цвета и  размера; напоминают копытца; развивают ритмический слух и мелкую моторику ребенка;  *бамбуковые палочки от детской кроватки – клавесы; передают стук копыт лошадки, колес паровоза; используются в речевых играх с палочками в коррекционной работе; *«разноцветные блинчики» – деревянные кружки на круглой резинке, под которую ребенок просовывает ладошки; постукивание «блинчиками» издает приятный звук; развивают ритмический слух ребенка, учат различать цвет; используются в игровой деятельности, оркестре; небольшие *расписные дощечки знакомят ребенка с русским народным инструментом рубелем; *«цветочки - «хлопушки» - самодельные плоскостные цветочки, вырезанные из цветного картона; внутри цветочка – пластмассовая крышечка от молока, прикрепленная круглой резинкой к середине цветочка. Используются в танце с хлопками, др., развивают ритмический слух, слаженность музыкально - ритмических  движений; *трубочки от металлофона, скрепленные веревочкой передают звучание капелек дождя, сказочной музыки. Таким образом, музыкальные предметы – заместители, как и игрушки, помогают педагогам представить и отобразить игровые действия детей, адекватно их оценить с педагогической точки зрения. Учат грамотно помогать детям в развитии сюжета игры, развивают музыкально-сенсорные способности, коммуникативные и партнерские качества, подводят к мысли о «педагогическом сотрудничестве» с ребенком во время игры.

Используемая литература:

1. О.А. Ворожцова Музыка и игра в детской психотерапии.

2. Д.А. Рытов  Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем. Ярославль: Академия развития; М.:  Полиграфиздат, 2010

 3.  Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / под ред. Подьякова Н.Н. – М.: Просвещение, 1981.

4. З. Роот. Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. Айрис дидактика, Москва 2004.