Дидактическая игра «Подводный мир»

Степанкина Юлия Александровна

Дидактическая игра предназначена для осуществления познавательного развития детей 4-7 лет. Игра реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическими играми формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование игры в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.

Уникальность данной игры состоит в том, что она оказывает помощь педагогу в обучении детей от 4 до 7 лет по многим темам  примерной образовательной программы О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина и др. «Детство», а также помогает ребенку знакомиться с подводным миром и их обитателями; получить знания о речных и морских рыбах; их геометрических фигурах и размерах.

Дидактическая игра подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций, для индивидуальной работы с детьми, а также служит прекрасным интерьером групповой комнаты.

В ходе индивидуальной работы с детьми и в  процессе проведения различных игровых и проблемных ситуаций связанных с подводным миром и различными видами рыб, накопился опыт к созданию дидактической игры под названием «Подводный мир» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации по использованию дидактической игры будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной и самостоятельной деятельности детей. В  образовательной деятельности игра выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did._igra_podvodnyy_mir_-_kopiya.doc583.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

Дидактическая игра

«Подводный мир»

Степанкина Юлия Александровна

Арзамас

Аннотация.

Дидактическая игра предназначена для осуществления познавательного развития детей 4-7 лет. Игра реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическими играми формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование игры в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.

Уникальность данной игры состоит в том, что она оказывает помощь педагогу в обучении детей от 4 до 7 лет по многим темам  примерной образовательной программы О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина и др. «Детство», а также помогает ребенку знакомиться с подводным миром и их обитателями; получить знания о речных и морских рыбах; их геометрических фигурах и размерах.

Дидактическая игра подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций, для индивидуальной работы с детьми, а также служит прекрасным интерьером групповой комнаты.

В ходе индивидуальной работы с детьми и в  процессе проведения различных игровых и проблемных ситуаций связанных с подводным миром и различными видами рыб, накопился опыт к созданию дидактической игры под названием «Подводный мир» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации по использованию дидактической игры будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной и самостоятельной деятельности детей. В  образовательной деятельности игра выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Пояснительная записка

Актуальность:

 Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Предлагаемая дидактическая игра  предоставляет детям возможность  самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. 

В этой игре сенсорное развитие направлено на то, чтобы точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.). Также развивает их творческие способности. Дидактическая игра является очень интересной и увлекательной для детей  среднего и старшего дошкольного возраста.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения творческой активности; формирование первичных представлений о себе , других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форме, цвете,  размере, материале, звучание, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покои, причинах и следствиях и другое).

В условиях реализации ФГОС ДО данная игра способствует формированию познавательного  интереса и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Цель: развитие воображения,  представлений о свойствах  и отношениях объектов окружающего мира.

Ожидаемые результаты

В процессе игры у ребенка сформируются:

  • простейшие представления о некоторых особенностях строения тела рыб в связи с их жизнью в воде и способах передвижения;
  • представления о свойствах  и отношениях объектов окружающего мира

( в форме, цвете, размере, количестве, ориентации в пространстве, причинах и следствиях) ;

  • представление о подводном мире и его обитателях.

Новизна предлагаемой дидактической игры.

Ценность дидактической игры заключается и в том, что дети в  самостоятельной  и  активной деятельности помогают друг другу и взаимно себя проверяют. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к познавательной деятельности, к познанию ими подводного мира.

Значительная часть игры позволяет ребенку сделать то или иное обобщение, осознать правило, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Данная игра может быть использована при освоении разными образовательными областями:

- познавательное развитие – развитие знаний детей  об обитателях подводного мира их форме и размере;

- речевое развитие – умение словесно выражать свои мысли;

- художественно-эстетические – закрепление цвета;

- социально-коммуникативное развитие – развивает общение и взаимосвязь ребенка со взрослым и сверстниками в процессе игры, формирует готовность к совместной деятельности со взрослыми.

Подготовка к проведению игры. Выбирая игру нужно руководствоваться содержанием  программы и учитывать принципы построения системы игр: дидактического, психологического и познавательного.

Описание игры.

Информация о подводных жителях.

 Подводный мир всегда интересовал людей, ведь все, что находится под водой- спрятано от глаз человека. Подводный мир-это мир, состоящий не только из водных живых обитателей, но и из других объектов: водорослей, камней, рифов. В каждом водоеме - свои обитатели. В реках живут такие, как: карась, сом, окунь, лещ, щука и многие другие. В море живут: черепахи, морские звезды, крабы. Все они отличаются по форме, способам передвижения.

Материал и оборудование игры: иллюстрация дна  водоема- формата  А 3,

картинки рыбок из реки и моря, картинки рыб разной геометрической фигуры (круг, треугольник, ромб), цвета ( красный, зеленый, желтый, голубой и синий), и размера ( большая, средняя, маленькая).

Варианты хода игры:

I Вариант игры «Большие и маленькие» 
Цель: развитие зрительного восприятия.
Игровое правило: дети раскладывают рыбок по размеру, форме и цвету (большие и маленькие, красные, желтые, зеленые, голубые,  круг, треугольник, ромб).

II Вариант игры   «Найди лишнюю рыбку»
Цель: развитие логического мышления.
Игровое правило: найти рыбку, которая отличается от других рыбок размером,  цветом, формой и направлением движения.

III  Вариант игры  «Ориентация в пространстве».
Цель: развитие у детей ориентировки в пространстве.
Игровое правило: разложить рыбок так, чтобы одни плыли направо, а  другие налево.

IV Вариант игры «Друг за другом»

Ребенку даются рыбки одного цвета и предлагается положить сначала большую рыбку, потом поменьше и самую маленькую. Можно уточнить: «Где большая рыбка, маленькая, поменьше? За большой, какая рыбка плывет? А маленькая, за какой рыбкой плывет?».

V Вариант игры «Куда плывет рыбка?»
На столе иллюстрация дна водоема голубого  цвета. Взрослый выкладывает рыбку и уточняет у ребенка, куда она плывет. Можно выложить две рыбки. Одна плывет вверх, другая вниз, влево и право.  Рыбки могут быть разного цвета, тогда ребенок называет цвет и направление.

VI Вариант игры  «Кто где живёт»

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях морей и рек.

Картинки рыб из рек и морей разложить по местам обитания.

 Речные рыбы в реке. Морские рыбы в море.

Список литературы:

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014г.
  2. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет) / сост. Т.В.Хабарова. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТАВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017г.
  3. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012г.