Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Народная утварь»

Степанкина Юлия Александровна

Цель: Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с предметами быта (кухонная утварь, игрушки, музыкальные инструменты).

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, народным творчеством, искусством.

3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.

4. Развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических  особенностей.

Интеграция с образовательными областями.

В «познании»: Продолжать знакомить детей с предметами быта, их названиями, предназначением. Закреплять умение различать по росписи изделия (Дымка, Городец). Использовать русские народные потешки, загадки, пословицы.

В «художественном чтении»: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества через разучивание потешек, пословиц, загадок.

В «коммуникации»: Обогащать активный словарь детей. Активизировать употребление в речи названий народной утвари.

В «труде»: Помощь бабушке Федоре в уборке дома и приготовление баранок.

В «безопасности»: Использование пословиц о труде.

В «музыке»: Создать условия для восприятия красивых предметов быта, закреплять движения в хороводе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предварительная работа:

 1. Чтение Произведений устного народного творчества,

 2. Рассмотрение иллюстрация к произведениям устного народного творчества (художники: Ю. Васнецов, В. Пименов),

 3. Ознакомление с родным краем, его промыслами (Дымка, Городец, Семеново),

 4.  Разучивание народных игр,

5.     Рассматривание предметов быта,

6.     Выявление у родителей интереса к истокам народного творчества

          Материалы и оборудование:

1.     Открытие музея национального быта и культуры в группе

2.     Слушание музыки

3.     Использование альбомов: «Русские народные игрушки, «потешки»,

«кухонная утварь», «кокошники», «народные игры».

4.     Использование дидактических игр: («Составь узор», «Изба»)

 Перспектива: Объединить усилия ДОУ и семьи в создании единого контекста воспитания и развития на основе приобщения детей к истокам народной культуры, воспитание патриота малой Родины.

Литература:

1.     «Народная культура и традиции» В. Н. Косарева В. 2012 г.

2.     «Знакомство детей с русским народным творчеством»

3.     «Русский детский фольклор» М. Н. Мельников М. П. 1987 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Ребята к нам в детский сад пришло письмо от Федоры. Она пишет, что случилась беда. Отправимся в деревню к Федоре на помощь? (звучит русская народная музыка).

Дети: Да.

Воспитатель: В эту деревню едит автобус только украшенный городецкой росписью. Дети идут на остановку находят нужный автобус (цвет, элементы). Приехав в деревню находят дом бабушки Федоры. Она сидит у крыльца плачет: -Ой беда, беда, всё из дома убежало от меня.

Воспитатель: а почему они убежали от неё дети?

Дети: Потому - что она не любила, не мыла, закоптила, запылила.

Воспитатель: да, правильно дети, давайте скажем бабушке Федоре, как гласит русская пословица:

- Домом жить - обо всём тужить;

- Откладывай безделье, а не откладывай дела;

- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!;

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда;

- Дом вести – не лапти плести;

Дети наводят порядок в избе.

Хоровод «Ой вставала я ранешенька»

Ой вставала я ранешенька

Умывалась я белешенька

Ой-ли-да-ли калинка моя

В саду ягода - малинка моя

Воспитатель обращается к бабушке Федоре, чтобы та рассказала, что у неё было в избе. Федора загадывает загадки о предметах народного быта:

- Мать толста,

Дочь красна,

Сын сокол,

Под небеса ушел (печь, огонь, дым)

- Четыре брата

Под одной крышей стоят (стол)

- Все голубки вокруг одной прорубки (ложки с блюдцем)

- Черный конь

Скачет в огонь (кочерга)

- Стоит попадья

Тремя поясами подпоясанная (кадка)

- Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает

Что схватит - отдает

Сам в угол идет (Ухват)

- Рыба в море, хвост на заборе (ковшик)

- Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине - огонь, да вода(Самовар)

 

-Шипит недовольно, кусается больно, Опасно его оставлять одного. С  ним надо поладить, и можете гладить, Но гладить не стоит его (Утюг)

- В нем готовили пищу в печке (чугунок)

Воспитатель: Ну вот Федора вернули мы тебе все домой.

Федора: За это я хочу вас угостить чаем с баранками.

Дети вместе с Федорой готовят из теста баранки, пряники.

- Ай, качи-качи-качи!

Глянь-баранки, калачи!

Глянь-баранки, калачи!

С пылу ,с жару из печи.

Федора ставит самовар на стол и приглашает к столу воспитателя и детей

- Самовар – птица – жар!

Кран открывается –чай наливается!

А рядом чайничек

С чашечками – тарарашечками.

Дети исполняют Хоровод «Бабушка». После прощаются с Федорой и возвращаются в детский сад.

Хоровод «Бабушка»

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

Горячие и пышные

С малиною и вишню,

С малиною и вишню.

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

Душистые и вкусные

С грибами , да капустою

С грибами , да капустою

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

С малиною, сметаною

Как бабушка румяные.