К урокам литературы

Казанцева Наталия Викторовна

Предварительный просмотр:

Н.С.Лесков «Левша»

1. Сказом называется:

А) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или о нескольких событиях в жизни человека;

Б) повествование от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи;

В) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле.

2. Тема произведения:

А) отсутствие бережного отношения к народному достоянию;

Б) любовь к Родине;

В) быт и нравы российской глубинки.

3. Согласно авторскому замыслу, рассказчик должен:

А) достоверно изложить события;

Б) выступить от лица народа;

В) выразить личное отношение к событиям.

4. Честь и славу русской нации составляет:

А) простой труженик;

Б) знаменитый полководец;

В) император.

5. Персонаж, у которого «на щеке пятно родимое, а на висках волосья ... выдраны», - это:

А) Платов;

Б) косой Левша;

В) поп Федот.

6. Платов взял Левшу в Петербург в качестве:

А) заложника;

Б) умелого мастера;

В) слуги в своем доме.

7. Мастера-оружейники не открыли секрет Платову, потому что

А) они ему не доверяли;

Б) Платов усомнился в их честности и обвинил во вредительстве;

В) тайну мастерства и ремесла передавали только ученикам.

8. Перед началом работы мастера-оружейники отправились в Мценск поклониться иконе Николая Чудотворца, так как

А) такой иконы не было в Туле;

Б) одного из мастеров звали Николаем, и он хотел заручиться поддержкой этого святого;

В) этот святой был покровителем торгового и военного дела.

9. Царедворцы терпеть не могли Платова за его:

А) глупость;

Б) невежество;
В) храбрость.

10. Смысл поступка Левши, который пред смертью просил передать государю, что англичане не  чистят ружья кирпичом:

А) это был бред больного;

Б) он переживал за судьбу страны и исход возможной войны;

В) поездка в  Англию изменила Левшу – он стал чувствовать себя государственным человеком, отвечающим за оборону страны.



Предварительный просмотр:

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

1. Название поэмы переводится с грузинского языка как

А) свободолюбивый        Б) пленник        В) еще не принявший постриг монах

2. Эпиграф к поэме взят из

А) древнерусских летописей     Б) Библии       В) былин

3. Определите жанр произведения

А) баллада         Б) элегия        В) поэма-исповедь       Г) притча

4.  К какому литературному направлению можно отнести поэму

А) реализм        Б) романтизм      В) классицизм

5. Что можно назвать символом свободы в поэме

А) степь    Б) Кавказ     В) барса    Г) девушку-грузинку

6. Выделите черты романтизма в поэме

А) бурная, неистовая природа              Б) гибель героя

В) герой одинок и не понят миром      Г) введение сна героя в сюжет поэмы

Д) мотив борьбы, мятежа

7. Какой сюжет в поэме можно назвать кульминационным?

А) побег из монастыря                   Б) встречу с грузинкой

В) бой с барсом                               Г) гибель Мцыри.

8. В исповеди Мцыри звучит

А) гнев, негодование                      Б) смирение, покаяние

В) грусть, размышления                Г) призыв отказаться от бесплодной борьбы

9. Почему местом действия поэмы М.Ю. Лермонтов избирает Кавказ?

А) проявляется любовь автора к Кавказу

Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя

В) связь с историей России

Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

10. В чем заключается основная идея произведения?

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения

Б) тоска по воле

В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

Г) призыв к борьбе с любыми проявлениями деспотизма.



Предварительный просмотр:

Русская литература 18 века

  1. Какой из художественных методов является продуктивным

А) сентиментализм                                Б) классицизм

2. Какому из художественных методов соответствует «мир чувств»

А) сентиментализм                                Б) классицизм

3. Соотнесите название произведений с их авторами (Радищев, Ломоносов, Державин, Фонвизин)

А) «Властителям и судьям»  Б) «Ода...1747 года»  В) «Недоросль»

Г) «Путешествие из Петербурга в Москву»

4. Какому литературному жанру соответствуют произведения возвышенного стиля, воспевающие кого-либо или что-либо

А) поэма     Б) ода       В) песня     Г) былина

5. К какому литературному роду относится комедия

А) лирика        Б) драма        В) эпос

6.К какому литературному направлению можно отнести комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль»

А) сентиментализм       Б) классицизм       В) реализм

7. Кому из героев комедии Фонвизина принадлежат слова «Просвещение возвышает одну благодетельную душу»

А) Софье       Б) Милону        В) Стародуму

8. Из указанных проблем, поставленных Фонвизиным , выбрать лишнюю

А) проблема крепостного права

Б) проблема воспитания

В) формы государственного управления

Г) проблема необходимости народного восстания.

9. Какие черты классицизма нашли свое отражение в комедии «Недоросль»

А) оппозиционное отношение к правлению Екатерины II

Б) обличение самодержавно-крепостнического строя

В) система «трех единств», «говорящие фамилии»

Г) критика системы воспитания

10.Какая характеристика соответствует идеалу сентиментального героя

А) герой – человек, овладевший своими страстями, подчинивший личное общественному, для которого важен долг пред государством

Б) герой – человек чувствующий, безудержный в своем индивидуализме.

11. Определите, о каком художественном методе идет речь

А) непродуктивный творческий метод, в котором вместо культа разума утверждает культ чувства, исходящий из положения об изначальной доброте человека и призывающий развивать эту доброту с помощью обращения к природе

Б) продуктивный творческий метод, в основу которого был положен принцип «подражания природе», которая  представлена рационалистически гармоничной. Утверждение человеческого разума, призванного обуздать частные страсти ради общественного долга.

12. Выбрать определение понятия сатира

А) способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными

Б) художественный прием, намеренное искажение чего-либо или кого-либо, нарушение пропорций изображаемого мира или его части; причудливое соединение фантастики с реальностью.

     



Предварительный просмотр:

  1. В конце 19 – 20 века в литературе сформировались три основных модернистических направления  в литературе. Определить эти направления:

А) течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, отрицающее культурные традиции, делающие попытки создать искусство, устремленное в будущее

Б) Течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является «искусство для искусства»», «тайнопись неизреченного», недосказанность, условность образа.

В) Течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа, отточенность деталей конкретных предметов, перекличка с минувшими литературными эпохами.

2. К какому литературному направлению принадлежали

А) В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский

Б) К.Бальмонт, В.Брюсов, А.Блок, А.Белый

В) А.Ахматова, Н.Гумилев, О.Мандельштам

3. Какому поэту принадлежит цикл стихотворений «О прекрасной Даме»

А) С.Есенин          Б) А.Блок        В) В.Маяковский

4. В стихотворении А.Блока «Незнакомка»  реальный мир и воображение лирического героя

А) гармонично сочетаются, дополняя друг друга

Б) противопоставлены

В) неразрывно связаны

5. К какому литературному направлению был близок С.Есенин?

А) символизму    Б) акмеизму     В)имажинизму     Г) футуризму

6. Определите художественное средство выразительности, с помощью которого создается образ природы:

                                   Белая береза

                                   Под моим окном

                                   Принакрылась снегом,

                                   Точно серебром.

А) эпитет               Б) метафора             В) метафорическое сравнение

7.  Все есенинское творчество представляет собой единое целое – своеобразный лирический роман, главным героем которого является

А) сам поэт            Б) образ поэта

8. Лирический герой – это:

А) условный образ в лирических и лиро-эпических произведениях, чье отношение к изображаемому стремиться передать автор

Б) эмоциональное восприятие автором описываемого, выраженное в литературном произведении художественными средствами

В) главный персонаж или главное действующее лицо, вызывающее сочувствие автора

9. Какое из утверждений более соответствует задачам искусства, по Маяковскому:

А) «Искусство для искусства»

Б) «Искусство и политика несовместимы»

В) «Надо разбить вдребезги сказку об аполитичности искусства»

10. В.В.Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:

А) Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным

Б) Один из тропов, художественное преувеличение

В) Один из видов комического, едкая, злая насмешка.



Предварительный просмотр:

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

1. Жанр произведения:    А) рассказ;      Б) повесть;       В) сказка – быль.

2. В основе произведения лежит:  

           А) повествование о трудной работе;

           Б) изображение природы Сибири;

           В) повествование о приключениях героя.

3. Васютка бродил по лесу:           А) в поисках кедровых орехов;

                                                          Б) выполняя поручение отца;

                                                          В) ради удовольствия.

4. В предложении: «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу у дедушки Афанасия» - автор использует:

А) сравнение;               Б) антитезу;                      В) метафору.

5. Птица, которая «увела» Васютку от затесей:

А) тетерев;                    Б) глухарь;                       В) кедровка.

6.  Когда Васютка понял, что заблудился, он:

А) горько заплакал;     Б) запаниковал;               В) решил не сдаваться.

7. В предложении: «Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них» - используется:

А) метонимия;              Б) сравнение;                   В) метафора.

8. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:

А) в озере есть водоворот;       Б) озеро проточное;       В) ветер принесет непогоду.

9. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:

А) речка;                       Б) болото;                         В) озеро.

10. В предложении: «Будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали темно-красные листья» - автор прибегает к:

А) антитезе;                  Б) сравнению;                  В) метафоре.

11. Главному герою удалось спастись благодаря:

А) богатейшей флоре фауне тайги;

Б) теплой осенней погоде;

В) умениям и навыкам таежного жителя.

12. Найдя озеро, Васютка:

А) стал известным на всю страну;

Б) зазнался;

В) принес пользу стране.

13. Родные Васютки:

А) были уверены, что он сам найдется;

Б) потеряли надежду найти его;

В) продолжали искать и надеяться.

14. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге:

А) «С тайгой дружить надо»;

Б) «Тайга хлипких не любит»;

В) «В тайге одному делать нечего».



Предварительный просмотр:

В.В. Маяковский

1.  Заглавие стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче...» вводят читателя в атмосферу

А) рассказа               Б) поэмы             В) веселой сказки.

2. Литературный прием, использованный автором в строке «В сто сорок солнц закат пылал»

А) гипербола          Б) сравнение           В) антитеза.

3. Поэт и Солнце в стихотворении предстают как

А) божество и маленький человек      

Б) непримиримые враги

В) два друга.

4. В стихотворении использован неологизм

А) слазь              Б) шляться             В) златолобо.

5. Тема стихотворения

А) жизнь летом на даче

Б) фантастическая встреча человека и Солнца

В) назначение поэта и поэзии.

6. В этом стихотворении автор утверждает, что

А)  поэт возвышается над миром простых людей

Б) поэзия  играет созидательно-преобразующую роль

В) поэзия  должна приукрашивать жизнь.

7. Диалог и авторские ремарки насыщены

А) разговорной лексикой

Б) высокопарной лексикой

В) сатирическими выпадами.

8. В стихотворении «Гимн обеду» (1915г.)  Маяковский

А) славит разнообразие русской кухни

Б) высмеивает тех, кто живет мелкими бытовыми проблемами

В) мечтает о сытом времени для всех людей на земле.

9. В этом стихотворении автор использует сатирический прием

А) иронию       Б) гиперболу            В) гротеск.

10. В фразе «Пожаром мир опоясан» автор говорит о

А) революции

Б) первой мировой войне

В) гражданской войне.



Предварительный просмотр:

Н.А.Некрасов

1. Что объединяет стихотворения «Размышления у парадного подъезда» и «Железная дорога»

А) обращение к детям     Б) тема страдания народа     В) использование диалога

2. Эпиграф – это

А) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя

Б) краткое описание развития сюжета

В) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами

Г) изображение действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых герои находятся до начала действия произведения.

3. С какой целью Н.А.Некрасов использует эпиграф в стихотворении «Железная дорога»

А) образно, метафорически выразить основную мысль произведения

Б) проверить справедливость утверждения генерала

В) стремление к оригинальности

Г) привлечение внимания к основной проблеме произведения

4. Почему именно разговор генерала с Ваней вынесен в эпиграф стихотворения «Железная дорога»

А) в разговоре генерал приводит несправедливое, предвзятое утверждение, возмущающее автора

Б) разговор имеет важное значение для воспитания мальчика

В) основная задача стихотворения – опровергнуть высокомерное мнение генерала

5. С какой целью автор водит в стихотворение «Песню мертвецов»?

А) напугать читателя      Б) показать широкую панораму России

В) вызвать сострадание к тяжелому положению народа

6. Кто согнал народ на строительство железной дороги

А) царь       Б) приказчик     В) голод

7. В чем суть спора и разногласий генерала и попутчика?

А) в том, кто является строителем дороги

Б) во взглядах на роль народа в истории развития общества

В) в понимании значения культуры для народа

8. что необходимо умершим от тяжелого труда строителям дороги

А) чтобы причитающиеся им деньги были выплачены

Б) чтобы их похоронили по-человечески

В) чтобы их помнили

9. С какой целью автор вводит в стихотворение четвертую часть? Ведь основная тема (вера автора в торжество народа) исчерпана уже во второй части.

А) показать долготерпение и забитость народа

Б) выразить авторское негодование по поводу слепого подчинение народа эксплуататорам

В) показать «светлую сторону» отношений рабочего и хозяина

10. Почему стихотворение посвящено детям?

А) связь с будущим России

Б) попытка пробудить молодое поколение к действию

В) тема детства является одной из излюбленных для писателя.



Предварительный просмотр:

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

1. Жанр произведения:

А) рассказ;           Б) быль;             В) сказка.

2. Значение слова «теплый» в названии произведения:

А) обладающий теплотой, приветливый;

Б) согревающий тело, сытный;

В) недостаточно горячий.

3. Раненый конь остался жить у:

А) кузнеца;          Б) мельника;          В) лесника.

4. Старая сорока считала, что помогла Фильке:

А) позвав на помощь ворон;

Б) разбудив летний ветер;

В) напугав своим стрекотанием лютый мороз.

5. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

А) злобу людскую;

Б) ненависть народную;

В) грубость человеческую.

6. Филька понял, что совершил отвратительный поступок, когда:

А) обидел коня;

Б) усилился мороз;

В) услышал рассказ бабушки.

7. История старого солдата представляет собой:

А) быль;             Б) легенду;               В) сказку.

8) В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами» - словосочетание «как невеста» является:

А) сравнением;     Б) олицетворением;            В) антитезой.

9. В предложении: «Ветер… понесся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» - автор использует:

А) метафору;     Б) сравнение;            В) олицетворение.

10. В предложении: «За окнами воздух был синий, густой, страшный» - выделенные слова представляют собой:

А) эпитеты;         Б) сравнения;          В) метафоры.

11. Настоящим спасением для деревни является:

А) совместный труд ее жителей;

Б) перемена направления ветра;

В) своевременная помощь сороки.

12. Смысл подношения детьми хлеба – соли коню:

А) желание поделиться хлебом с голодным животным;

Б) благодарность за труд;

В) примирение и извинение за злой поступок Фильки.



Предварительный просмотр:

Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 2

1 вариант

1. Какую дорогую сердцу вещь заложил Раскольников старухе-процентщице?

А) кольцо-подарок сестры;

Б) медальон матери;

В) единственный костюм;

Г) брошь матери.

2.Что общего (трагического) увидел Раскольников в судьбе Сони Мармеладовой и будущем своей сестры Дуни?

А) Обе они чувствительные, романтичные натуры, которые в современном обществе не могут быть оценены по достоинству;

Б) Обе ради материального благополучия семьи продавали себя;

В) Соня и Дуня обе любили Раскольникова;

Г) Обе девушки были бедны и не имели шансов удачно выйти замуж.

3. Определите, портрет какого героя приводится ниже:

«Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове...Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».

А) Замётов;

Б) Разумихин;

В) Лужин.

4. С какой просьбой обратился Раскольников к Порфирию Петровичу во время первой их встречи?

А) Найти убийцу старухи;

Б) Вернуть заложенные старухе-процентщице вещи, которые он готов был выкупить;

В) Прочесть статью Раскольникова о преступлении;

Г) Посодействовать Раскольникову в устройстве на работу.

5. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?

А) В Свидригайлове;

Б) В Лужине;

В) В Лебезятникове.

6. О какой невесте мечтал Лужин?

А) Об образованной, хорошо воспитанной, но непременно очень бедной, во всём от него зависящей;

Б) О богатой, хорошо воспитанной невесте;

В) О независимой умной женщине, способной оценить его достоинства.

7. Кому принадлежат комнаты?

А) «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая...походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый...; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам».

Б) «Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы...туалете с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках».

В) «Это была крохотная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями...».

А) Алёне Ивановне;

Б) Соне;

В) Раскольникову.

8. С какого момента начинается преступление Раскольникова?

А) До убийства;

Б) Во время убийства;

В) После убийства.

9. На какой вопрос хотел ответить Раскольников, убивая старуху, в чём он себя проверял?

А) Сможет ли он спасти мир, уничтожив вредную, никому не нужную старуху;

Б) Относится ли он к разряду людей исключительных, имеющих право на кровь по совести;

В) Сможет ли он выжить в мире несправедливости;

Г) Получится ли у него сохранить достоинство после  преступления.

10. Какую часть в романе занимает подготовка «преступления»Раскольникова, а какую-наказание его?

А) Одну часть-наказание;

Б) Пять частей -преступление.

11. Почему Раскольников сказал, что он и Соня -преступники?

А) Соня когда-то воровала, поэтому её тоже можно было назвать преступницей;

Б) Проституцию он тоже считал преступлением;

В) Раскольников считал, что Соня покрывает его, зная, что он убил старуху и Лизавету;

Г) Раскольников совершил преступление, убив старуху, а Соня совершила преступление по отношению к самой себе.

12. Каким образом Соню признали невиновной, когда Лужин обвинил её в краже 100 рублей?

А) Лебезятников выступил свидетелем подлога Лужина и оправдал Соню;

Б) Раскольников силой вынудил Лужина рассказать правду;

В) Вызвали полицию, провели тут же расследование и уличили Лужина во лжи;

Г) Лужин сам, пожалев Соню, отказался от своих слов

13.Что собирался сделать на самом деле Свидригайлов, сообщая всем, что едет в Америку?

А) Покончить жизнь самоубийством;

Б) Взять на себя вину Раскольникова и сознаться в убийстве, которое не совершал;

В) Украсть Дуню и увезти её за границу;

Г) Тайно уехать в Сибирь и поселиться там в одиночестве.

14. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я ... поклонился»,-как-то дико произнёс он».

А) «Всем страдающим женщинам»;

Б) «Всему страдающему человечеству»;

В) «Всем обиженным».

Тест по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

2 вариант

1. Родион Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:

А) Семьи Мармеладовых;

Б) Матери и сестры;

В) Оправдания своей теории.

2. Какое событие явилось для Раскольникова решающим фактором, после которого составился план преступления?

А) Письмо сестры, в котором она сообщает, что выходит замуж;

Б) Встреча с Соней Мармеладовой;

В) Подслушанный Раскольниковым разговор студента и офицера о старухе-процентщице;

В) Написание статьи о преступлении;

Д) Потеря работы.

3. Определите, портрет какой героини приводится ниже:

«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми  глазами...выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

А) Дуня Раскольникова;

Б) Соня Мармеладова;

В) Девушка на бульваре.

4. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

А) Дмитрий Прокофьич;

Б) Порфирий Петрович;

В) Пётр Петрович.

5. О ком идёт речь?

«Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он...чувствовал, как много на нём было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят...»

А) Раскольников и Софья Семёновна;

Б) Свидригайлов и Марфа Петровна;

В) Разумихин и Авдотья  Романовна.

6. Кто из героев романа помог детям Катерины Ивановны, определив их в пансионы и приюты?

А) Раскольников;

Б) Соня;

В) Дуня;

Г) Разумихин;

Д) Свидригайлов;

Е) Лужин.

7. Какое оскорбление Дуне нанёс Свидригайлов?

А) Прилюдно назвал её воровкой;

Б) Не заплатил за отработанное в его доме время;

В) В присутствии матери и Раскольникова оскорбил Дуню;

Г) Приставал к Дуне, когда та служила в его доме гувернанткой, пока жена Свидригайлова не выгнала Дуню.

8. Какое обвинение предъявил Лужин Соне на поминках Мармеладова?

А) Утверждал, что Соня выпросила у него 10 рублей;

Б) Рассказал, что Соня его оскорбила;

В) Сказал, что Соня украла у него 100 рублей;

Г) Утверждал, что Соня украла его золотые часы.

9. Каким образом Раскольников выразил своё преклонение перед Соней Мармеладовой?

А) Он потребовал от окружающих уважать Соню;

Б) Посадил её рядом со своей сестрой и матерью, поклонился ей;

В) При всех Раскольников заявил, что Соня его невеста, он её очень любит.

10. Как складывалась до встречи с Дуней личная жизнь Свидригайлова?

А) Свидригайлов был одинок;

Б) Жил с женщиной, которая спасла его от долговой тюрьмы, терпел её капризы;

В) Свидригайлов был неженат, вёл распутный образ жизни;

Г) Был женат на мудрой и богатой женщине, которую очень любил, но через семь лет овдовел.

11. Как умер Мармеладов?

А) Скончался после продолжительной болезни;

Б) Бросился с моста в Неву;

В) Умер в тюрьме, не выдержав тяжёлых условий жизни;

Г) Был раздавлен экипажем на мостовой.

12. Кто из героев романа по профессии юристы?

А) Порфирий Петрович;

Б) Замётов;

В) Лужин.

13. В чём суть теории Раскольникова?

А) Причина преступлений -человеческие страдания, поэтому надо наказывать не преступников, а тех, кто этих людей довёл до отчаяния;

Б) Вину за преступления несёт общество, потому что только среда может довести человека до такого шага;

В) В исключительных случаях человек, который может в обществе сказать новое слово, совершить какое-то открытие, может позволить себе преступление, если его результат приведёт ко всеобщему благу;

Г) Общество должно провести реформу судебного дела, чтобы преступников-убийц приговаривать к высшей мере наказания. Только так, по мнению Раскольникова, искоренится преступность.

14. С какого момента начинается наказание Раскольникова?

А) До убийства;

Б) Во время убийства;

В) На каторге.



Предварительный просмотр:

А.С.Пушкин «Полтавский бой» (отрывок из поэмы «Полтава»), «Песнь о Вещем Олеге»

1. В строчке : «Горит восток зарею новой» - поэт использует:

А) сравнение;

Б) метафору;

В) антитезу.

2.  … Его глаза

     Сияют. Лик его ужасен.

     Движенья быстры. Он прекрасен,

     Он весь, как Божия гроза.

     Идет. Ему коня подводят –

Это портрет:

А) Петра I;

Б) Олега;

В) Карла  XII.

3. … Несомый верными слугами,                 Выходит Петр. Его глаза

        В качалке, бледен, недвижим,              Сияют. Лик его ужасен.

        Страдая раной, Карл явился.                Движенья быстры. Он прекрасен…

В этих отрывках при описании героев автор использует:

А) гиперболу;

Б) антитезу;

В) метафору.

4.      Волхвы не боятся могучих владык,

         А княжеский дар им не нужен.

Литературоведы считают, что Пушкин в этой фразе говорит о:

А) духовной свободе поэта от властей;

Б) смелости волхва;

В) неприязни волхва к князю.

5. «Песнь о вещем Олеге» - это:

А) историческая баллада;

Б) литературная баллада;

В) семейная баллада.

6.       Воителю слава – отрада;

          Победой прославлено имя твое:

          Твой щит на вратах Цареграда…

В этих строчках речь идет о:

А) Иване Грозном;

Б) Петре I;

В) Олеге.

7. Источником для «Песни о вещем Олеге» послужили:

А) древнерусские летописи;

Б) русские народные сказки;

В) исторические песни.

8. А.С.Пушкин затронул историческую тему в стихотворении:

А) «Песнь о вещем Олеге»;

Б) «Узник»;

В) «Зимнее утро».

9. «Песнь о вещем Олеге» является:

А) самостоятельным литературным произведением;

Б) поэтическим пересказом древнего текста;

В) стилизацией фольклорного произведения.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

1. Жанр произведения:

А) роман;

Б) историческая хроника;

В) повесть.

2. В этом произведении автор:

А) высказывается от своего лица;

Б) не высказывается;

В) делает редкие замечания.

3. В строке: «К нему не зарастет народная тропа…» - автор использует:

А) сравнение;

Б) метафору;

В) гиперболу.

4. Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги:

А) Пугачев;

Б) капитан Миронов;

В) Гринев.

5. Гринева и Швабрина объединяет:

А) служба у Пугачева;

Б) презрительное отношение к людям;

В) общественное и служебное положение.

6. К теме народного восстания Пушкин обратился в повести:

А) «Станционный смотритель»;

Б) «Капитанская дочка»;

В) «Метель».

7. Идейный и художественный центр «Капитанской дочки» олицетворяет:

А) Маша Миронова;

Б) Гринев;

В) Пугачев.

8. Образы Гринева и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А) антитезы;

Б) сопоставления;

В) взаимодополнения.

9. Повествование в произведении ведется от лица:

А) повествователя;

Б) Гринева;

В) нескольких персонажей.

10. В основе произведения лежит принцип:

А) фантастики;

Б) жизнеподобия;

В) сочетания жизнеподобия и фантастики.

11. В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению, культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей:

А) Гринев;

Б) семья капитана Миронова;

В) Швабрин.

12. Наиболее опоэтизирован в произведении образ:

А) Маши Мироновой;

Б) Василисы Егоровны;

В) Ивана Кузьмича.

13. «Веселое лукавство ума» характерно для:

А) Гринева;

Б) Савельича;

В) Пугачева.

14. Повелительное наклонение преобладает в речи:

А) Пугачева;

Б) Старика Гринева;

В) генерала.

15. Речевая характеристика Гринева помогает раскрытию его:

А) многопланового образа;

Б) общественного положения;

В) культурного уровня.

16. Сказка, рассказанная Пугачевым Гриневу, - это:

А) ирония;

Б) иносказание;

В) сатира.

17. В раскрытии образа Пугачева особую роль играет:

А) фольклор;

Б) сведения, полученные капитаном Мироновым;

В) сцена в военном совете.

18. «Лицо его имело выражение довольно приятное. Но плутовское. Волоса были острижены в кружок» - это портрет:

А) Гринева;

Б) Пугачева;

В) Швабрина.

19. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:

А) наступательно;

Б) путем подкупа;

В) оборонительно.

20. Проблема чести возникает в произведении:

А) «Капитанская дочка»;

Б) «Песнь о вещем Олеге»;

В) «Борис Годунов».

Л.Н.Толстой «После бала»

1. Жанр произведения:

А) повесть;

Б) очерк;

В) рассказ.

2. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза;

Б) гипербола;

В) олицетворение.

3. Число рассказчиков в произведении:

А) один;

Б) два;

В) несколько.

4. Авторская позиция:

А) скрыта;

Б) выражена в авторском повествовании;

В) передана одним из персонажей.

5. Роль вступления в произведении:

А) показать время и место действия;

Б) познакомить с участниками событий;

В) познакомить с рассказчиком.

6. Повтором одной и той же стилистической фигуры ( «…все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны…») автор:

А) воспроизводит унылый свист флейты;

Б) показывает полковника в новой роли;

В) предает ужас свершающегося.

7. Произведение заставляет задуматься о:

А) судьбе полковника;

Б) личной ответственности человека за жизнь общества;

В) любви Ивана Васильевича.

8. Тема произведения:

А) повествование о любви Ивана Васильевича;

Б) Рассказ о полковнике;

В) показ николаевской России.

9. Образ полковника:

А) типичен;

Б) трагичен;

В) исключителен.

10. Тон повествования в этом произведении:

А) нейтрален;

Б) эмоционально окрашен;

В) протокольно сух.