Самообразование

Казанцева Наталия Викторовна

Учусь учить

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как и  каждый современный учитель,  я нахожусь в постоянном поиске тех приемов и методов работы,  которые позволят создать наиболее эффективную образовательную среду.    

Мир меняется настолько стремительно, что мы должны учиться всю жизнь. Поэтому сегодня наиболее остро стоит вопрос:

"Как сохранить ценности российского классического образования с его знаниевой парадигмой и успеть за реалиями времени?"

Современное общество все более приобретает черты информационного, поэтому появляются новые требования к образованию, которое должно соответствовать динамичным изменениям в социуме, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Учитель уже давно перестал быть  основным носителем информации для ребенка, теперь его роль кардинально изменилась. Поэтому волнует вопрос: как выстроить свою образовательную систему, чтобы научить ребенка выбирать нужную информацию, сформировать у него потребность саморазвития и самообразования.
 

 Возможность организации  образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося нормативно прописана в Законе «Об образовании»: «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» (статья 15).

  Мы не можем в современном мире не учитывать опыт  активного использования электронного обучения  западных стран,  и сравнение его с традиционными формами обучения, основанными на прямом личном общении учителя и обучающегося, выявили чётко различимые сильные стороны каждой из этих форм.

 Так,  к сильным сторонам электронного обучения относят гибкость, индивидуализацию, интерактивность, адаптивность как возможность организации учебного процесса для обучающихся с разными возможностями и запросами и др. К сильным сторонам традиционной очной формы обучения причисляют эмоциональную составляющую личного общения, спонтанность в образовании цепочек ассоциативных идей и открытий.

Возможность гибкого сочетания электронного дистанционного и очного обучения в купе с самообразованием заложена в технологии смешанного обучения.

Американская организация Innosight Institute (www.innosightinstitute.org) с 2007 года изучает опыт реализации технологии смешанного обучения в школах Америки. В их ежегодных отчётах приводятся результаты выпускников школ, которые всегда выше, чем у выпускников школ, обучающихся по традиционной очной форме обучения.

Введение в образовательный процесс смешанного обучения позволяет решить ряд задач:

  • расширить образовательные возможности обучающихся за счёт увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
  • стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;
  • трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему  конструированию обучающимся собственных знаний;
  • персонализировать образовательный процесс: учащийся самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности, учитель же является помощником обучающегося.

Реализация этих задач невозможна без комплексного мониторинга и анализа деятельности всех участников образовательного процесса.

Традиционно в зарубежной практике выделяют шесть моделей смешанного обучения:

1. Модель «FacetoFace Driver». Значительная часть учебной программы изучается в школе при непосредственном взаимодействии с учителем. Электронное обучение используется в качестве дополнения к основной программе, чаще всего работа с электронными ресурсами организуется за компьютерами в течение урока.

2. Модель «Rotation». Учебное время распределено между индивидуальным электронным обучением и обучением в классе вместе с учителем. Учитель, работающий очно в классе, также осуществляет дистанционную поддержку при электронном обучении.

3. Модель «Flex». Большая часть учебной программы осваивается в условиях электронного обучения. Учитель сопровождает каждого ученика дистанционно, для отработки тем, сложных в понимании, он организует очные консультации с малочисленными группами или индивидуально.

4. Модель «Online Lab». Учебная программа осваивается в условиях электронного обучения, которое организовано в стенах школ, как правило, в кабинетах оснащённых компьютерной техникой. Онлайн обучение сопровождают учителя. Ученики, помимо онлайн-курсов, могут проходить обучение и в традиционной форме в классно-урочной системе.

5. Модель «Selfblend». Модель является традиционной для высших учебных заведений Америки. Студенты самостоятельно выбирают дополнительные к основному образованию курсы. Поставщиками образовательного контента могут выступать разные школы и образовательные учреждения.

6. Модель «Online Driver». Большая часть учебной программы осваивается с помощью электронных ресурсов информационно образовательной среды. Очные встречи с учителем носят периодический характер. Обязательными являются процедуры очных консультаций, собеседований, экзаменов.

Самая оптимальная, на мой взгляд,  форма работы в школе - модели группы "Вращение" («Rotation»).  Например,  модель  "Перевернутый класс" изменяет подход к организации домашнего задания:  основное усвоение теоретического материала ложится на ребенка дома, а в классе происходит закрепление, практическая отработка. В "Дневнике. ру"я  выкладываю домашнее задание с прикрепленным видеофайлом или  ссылкой , по которой ребенок находит видеоурок или образовательный фильм. Ученик смотрит  видео с объяснением дома. Кому-то достаточно посмотреть один раз, кому-то — три раза. Я к этому ролику прилагаю один-два вопроса или задание (например, при изучении биографии Михаила Афанасьевича Булгакова предлагаю посмотреть документальный фильм "Проклятие мастера"  и записать в тетрадь 5 фактов биографии писателя, которые поразили),  по ответам детей вижу, кто не подготовился или  не понял материал. Проанализировав всё это, можно совершенно по-другому организовать работу в классе. Например, распределить  детей на группы в зависимости от уровня усвоения материала и дать каждой группе своё задание, направленное на решение разноуровневых задач. Дети, которые медленно воспринимают материал, стесняются задать вопрос, могут просмотреть ролик ещё раз, воспользоваться и другими источниками информации (их я даю с пометой дополнительно). А тот, кто воспринимает быстрее других, может более эффективно использовать своё время. Каждый работает в своём темпе.   Новая технология построения образовательной деятельности учеников даёт возможность формировать универсальные учебные действия, в первую очередь регулятивные, потому что у ребят появляется возможность планировать время на выполнение заданий, контролировать свою нагрузку и обучаться в удобном месте и в удобное время. 

Модель «Смена рабочих зон» является наиболее сложной в плане организации и реализации. На уроке по такой модели дети делятся на группы (слабые, средние и сильные), и в течение урока каждая группа, пройдя через 3 рабочие зоны, представляет определенный продукт. Выполняя группой задание продуктивного типа, дети заранее знают, по каким параметрам и как будет оцениваться это задание ими же самими.

    Как изменяется деятельность педагога при использовании технологии смешанного обучения?

 1. Педагог совместно с обучающимися выстраивает их индивидуальные образовательные траектории как на уроке, так и вне его; организует разные виды деятельности с использованием информационнообразовательных ресурсов, в том числе сети Интернет; координирует деятельность учеников как очно, так и дистанционно в условиях высокотехнологичной информационнообразовательной среды школы.

2. Педагог непрерывно осуществляет мониторинг учебного процесса и комплексный анализ промежуточных результатов деятельности каждого ученика. К этим данным, как правило, относят время работы в сети, качество выполненных в тестовой форме контрольных заданий, количество попыток выполнения того или иного задания, обращение к дополнительным образовательным ресурсам внутри образовательной платформы, сведения об индивидуальном консультировании с учителем внутри платформы, сведения об активности работы на форуме.

  3. Педагог отбирает электронный образовательный контент, сообразный целям урока, или создаёт собственные мультимедийные продукты, включая аудиозаписи, видеолекции.

4. Педагог оказывает очную и дистанционную индивидуальную поддержку, в том числе эмоционально  поощрительную, и сопровождение ученика. Учителю очень важно создать «ситуацию присутствия» в условиях  дистанционного режима работы. Комфортность этой ситуации заключается в том, что ученик понимает, что ему будет оказана своевременная помощь, он не одинок в виртуальной образовательной среде. Наиболее эффективным способом поддержки в формате дистанционного взаимодействия является обеспечение обратной связи посредством комментирования прогресса и скорости прохождения учебного материала, успешности его выполнения. Основой технологической базы становится авторские презентации к каждому урока (часть из них размещена на интернет ресурсах прошла экспертизу).

    Таким образом, я считаю, что технология смешанного обучения имеет ряд приимуществ:

- приобретение квалификационных компетенций, направленных на реализацию ФГОС нового поколения;

- использование новых видов контроля и коммуникации в педагогическом процессе;

- повышение мотивации познавательной деятельности обучающихся

   Смешанное обучение — это один из факторов, которые позволяют устроить школу в соответствии с принципами здравого использования всех имеющихся ресурсов и рациональной организации образовательного пространства.

Овладеть технологией смешанного обучения, по мнению Наталии Любомирской, – то же самое, что научиться водить машину. Для этого нужно только желание и время. Учителям фактически предстоит пересесть с телеги на автомобиль, но мне кажется, что именно за этой технологией будущее.  



Предварительный просмотр:

Технология уровневой дифференциации

      Дифференцированное обучение, основанное на применении  разноуровневых заданий, является одной из инновационных педагогических технологий. Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:

 - овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;

- учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно ориентированного обучения;

- применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты.

   Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть

индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

   Чтобы обучение можно было считать дифференцированным, наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:

- уровень обученности в данной области знания,

- уровень общего развития, культуры;

- особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу, пр.);

- особенности характера, темперамента.

    Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, но каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их

в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого

применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и

самосовершенствованию.

   Уровневые задания с успехом могут быть использованы на всех этапах обучения:

- при изучении нового материала;

- при контроле за усвоением знаний, умений и навыков;

- при проверке знаний.

Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.

   Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обучаемости. В этом помогает входная диагностика.

Разные авторы предлагают по-разному организовать входную диагностику. Так, МилейкоГ. А. предлагает вот такие работы.

Уровень А – сильные учащиеся - творческий уровень,

уровень Б –средний - конструктивный уровень усвоения,

уровень В – слабые учащиеся -  воспроизводящий уровень.

  Перед такой работой учащимся даётся указание отвечать на те задания, на какие они хотят и могут ответить, а также учитель сообщает, что оценка за эту работу ставиться не

будет.

    Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними

Группа уровня А - школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию

их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.

  Задача - особого внимания требует воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.

Группа уровня Б - школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в

разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию

самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту.

   Задача - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

Группа уровня В - учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической

запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.)

   Задача - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно.        Готовлю карточки и задания для определённых групп учащихся. Также можно

предлагать учащимся задания на выбор, иногда оговаривая уровень задания, сообщая ребятам: «Это задание для сильных. Если ты чувствуешь в себе силы, сделай это. Это задание проще, ну а это совсем простое. Если вы боитесь, ещё не чувствуете в себе силы выполнить более трудное задание, выбирайте это». Чаще всего ребятам стыдно выбирать самое простое задание. Но здесь учитель может и направить ребят. Если сильный ученик выбрал задание лёгкое, то учитель может направить его, сказать: «Тебе бы я посоветовала вот это задание. Оно тебе по силам». А слабый ученик, выбравший задание не по силам и понявший, что он пока не может с ним справиться, всегда может поменять задание.

Работа со слабоуспевающими учащимися

Причины, порождающие отставание, многообразны. Однако для дифференцированной работы необходимо определить основную причину, ведущую к стойкой пониженной успеваемости. В работе З.И.Калмыковой рассматриваются два типа слабоуспевающих школьников:

1 тип – к нему относятся дети, главной причиной отставания которых является бедный фонд знаний - педагогически запущенные школьники. Они требуют большого контроля, систематической работы на уроке по преодолению пробелов, посильного включения в активную познавательную деятельность. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу по 2 варианту.

2 тип - учащиеся с пониженной (успеваемостью) обучаемостью, у которых педагогическая

запущенность сочетается с формированием неблагоприятных качеств ума: поверхностность, инертность, неустойчивость, неосознанность мыслительной деятельности. Работа с этими учащимися представляет для учителя наибольшую трудность. Здесь главная задача - развитие умственных способностей. Необходимо постепенно учить ребят сравнивать явления, находить черты общего и различия, сопоставляя, обобщая, находить главное. В работе с ними широко применяется

письменные инструкции-алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы. Особенно важна работа по развитию речи, так как запас слов у них беден, конструкции предложений примитивны. Необходимы постоянные упражнения в связных высказываниях (по данному плану, схеме, опорным словам).

  Объяснение нового материала должно быть более детализированным, развернутым, опираться на наглядность, практическую деятельность ребят. Учитывая особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученному правилу, повторять его, доведя до автоматизма.

  Работа с этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны.

     Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. Рекомендуется сделать акцент на более тесную связь обучения с жизненным опытом этих школьников, который  у них нередко шире, чем у других, то есть, попробовать вовлечь их в экспериментальную, практическую работу, которая их интересует больше, чем теоретические знания. Необходимо активно управлять их учебной деятельностью, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп

объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.

    В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

Различные виды дифференцированной помощи:

- Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.

- Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.

- Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения

материала или выполненной самим памяткой для ответа.

-Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.

- Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении заданий.

- Предоставление времени для подготовки к ответу

- Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.

- Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).

- Указание алгоритма выполнения задания.

- Указание аналогичного задания, выполненного раньше.

- Объяснение хода выполнения подобного задания.

- Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

- Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

- Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.

- Выдача ответа или результата выполнения задания.

- Постановка наводящих вопросов.

- Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

   На мой взгляд, действовать с определением уровня знаний обучающихся нужно очень осторожно, чтобы не навесить ярлыки на учеников.

    Помимо входной диагностики, позволяющей определить уровень знаний обучающегося, использую на уроках вопросы для различного уровня (А, Б, В).

Учащимся не объявляю об уровне вопроса, задаётся не менее трёх адресных вопросов уровня А, или Б, или В. Это позволяет повысить самооценку обучающихся, развить ситуацию успешности.

Организация работы на уроке при объяснении нового материала

Так, при самостоятельной работе с учебником на этапе усвоения нового теоретического материала может быть дано такое задание для учащихся группы В: составить простой план параграфа, для группы Б – составить сложный план параграфа, для учащихся группы А изложить материал в виде опорного конспекта, схемы или рисунка. Потом представляется результат работы, идёт обсуждение,в ходе обсуждения учитель задаёт вопросы по содержанию параграфа. Так незаметно в ходе обсуждения учащиеся усваивают новый теоретический материал.

Структура дифференцированного урока

1. Совместная постановка задачи;

2. Дифференцированное повторение необходимого материала;

3. Совместное изучение нового материала;

4. Дифференцированное закрепление;

5. Проверка работы каждой группы с участием  остальных учеников;

6. Общая проверка усвоения материала;

7. Дифференцированное  домашнее задание.

Рассмотрим некоторые этапы урока. Итак, второй этап – дифференцированное повторение. Здесь уместнее всего использовать уплотнённый опрос. (Методика проведения такого опроса хорошо разработана Богдановой Г. А. в книге «Опрос на уроках русского языка»).  Некоторым учащимся (6 ребятам) даётся задание на дифференцированных карточках.  Кто-то выполняет работу на доске, кто-то на местах, на листочках. Сильный учащийся из группы А выступает у доски с устным монологическим ответом. Можно вызвать к доске и слабого учащегося, но он, например, может

пользоваться при ответе планом ответа. Остальные учащиеся его оценивают ответ по

предложенному плану. После устного ответа проверяется работа у доски. Ребята задают отвечающим дополнительные вопросы, оценивают их ответы. Работу ребят, которые выполняли её на листочках, проверяют консультанты из группа А. Таким образом в ходе уплотнённого опроса оценивается работа 10-15 учащихся.

  Четвёртый этап – дифференцированное закрепление. Можно организовать работу в группах. Часто мы видим в ходе такой работы, как в группе проявляют инициативу мотивированные учащиеся, а инертные так и остаются без дела. Это большое недостаток организации групповой работы. Как же изменить эту ситуацию? Можно формировать группы по уровням усвоения материала, когда каждая группа получает посильное задание. Но в таком случае есть опасность того, что группа слабых учащихся будет чувствовать себя ущемлённой. Чтобы избежать этого, можно всё-таки попытаться организовать работу в разноуровневой группе. Сильный учащийся при этом играет роль эксперта, который организует и оценивает работу. Учащиеся группы Б подают идеи, а учащиеся группы В

выполняют воспроизводящие задания, отбирают или оформляют материал. Лучше таким ребятам предлагать практические задания.

  Так, например, в 10 классе по теме «Фразеологизмы. Обобщение» проводился урок-практикум. Ребята были разделены на разноуровневые группы. Каждая получила

своё задание. В течение 15 минут группа работала с заданием, оформляла его. При этом эксперт должен был наблюдать, чтобы участвовал каждый член команды. Во второй части урока группа докладывала о результатах своей работы. Лучше, чтобы защиту работы выполняли ребята группы Б,  а то и В. На этом этапе урока есть опасность, что остальные группы не будут слушать выступления, а будут продолжать готовиться к своему. Здесь важно остановить работу, нацелить на оценку работы других групп, сообщив, что в конце урока будет небольшая работа по проверке усвоения материала.

   Также можно предложить оценить работу группы, задать дополнительные вопросы, самый интересный вопрос поощрить хорошей оценкой. Тогда в работу будут вовлечены все.

    Перейдём к дифференцированному домашнему заданию. Этот вопрос наиболее изученный и внедрённый в практику. Есть несколько способов предложения домашнего задания. Первый – это задание на выбор, о чём уже говорилось выше. Для воспроизводящего уровня предлагается  работа по образцу, по алгоритму. Для конструктивного уровня – собрать материал, обобщить, составить таблицу, опорный конспект. Например, выбрать из произведения примеры на какое-то правило,

составить диктант, дополнить таблицу примерами. Для творческого уровня творческое задание проблемного характера, мини-проект. Например, можно предложить изложить содержание параграфа в виде лингвистической сказки, сценария телепередачи, мультфильма.

   Второй способ – работа с дифференцированными карточками. Здесь уже каждому учащемуся предлагается конкретная карточка с заданием. Вот пример таких карточек по русскому языку в 9 классе при изучении бессоюзного сложного предложения со значением перечисления.  Уровень В. Работа с текстом.

Задание: вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, объясните их постановку, пользуясь таблицей «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении». Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях.

На окне, серебря..ом от инея,

За ноч.. хризантемы ра..цвели

В верхних стеклах – небо ярко (синее)

И застреха в снеговой пыли.

Всход..т солнце, бодрое от холода,

Зол..тит.. ся отблеском окно

Утро тихо радо..но и мол..до

Белым снегом все запущено.

                        (И. Бунин)

Уровень Б.

Задание: из данных простых предложений построить сложные предложения разных видов (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение со значением последовательности явлений).

Солнце взошло. Туман рассеялся. Мы тронулись в путь.

Время вышло. Работа была закончена. Я отправился домой.

Голова моя закружилась. В глазах замелькали звезды. Я потерял сознание.

Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее. Колеса начали задевать за сучки.

Уровень А.

Творческое задание: опишите вид из окна, используя бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

  Такие карточки можно создать для анализа большого произведения по литературе. Это, например, карточки к изучению романов Л. Н. Толстого «Война и мир»,                            Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», М. Шолохова «Тихий Дон». Потом на уроке работа строится по этим заданиям. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать

небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Каждый ученик заранее знает, о чём его спросят, нет момента неожиданности, всё готовы, все получают положительные оценки. Ведь в нашей работе немаловажную роль играет ситуация успеха. Приведу пример карточек к изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Карточка  уровня В.

Прочитайте портрет Элен. Какой вы её себе представляете? Какие ключевые слова в этом описании вы нашли? Что бросается в глаза? На что намекает этими деталями Л.Н.Толстой?

Карточка уровня Б

Почему А. П. Шерер пугает Пьер? Чем он отличается от всех гостей салона?

Карточка уровня А

Как равнодушие к  разуму, рассудительности Ростовых отразилось в Николае?

Третий способ – групповая подготовка к уроку. Ребята объединяются в группы по интересам. Как правило, это разноуровневые группы, в которых есть капитан из группы А. Он распределяет задания, организует подготовку, проверяет, организует репетиции. Так, например, мы готовились к уроку-путешествию по календарю. Каждая команда «защищала» своё время года. Ребята группы В оформляли стол, делали костюмы, рисовали иллюстрации, участвовали в инсценировках. Ребята группы Б готовили выразительное чтение стихов, сочиняли сказки. Ребята группы А координировали

работу, помогали в её выполнении.

   

Ещё один способ – работа с одарёнными учащимися при помощи индивидуальных заданий. Для этих ребят 7-11 классов я составила карточки, которые готовят к олимпиадам по русскому языку. Они получают эти индивидуальные задания, я их проверяю, оцениваю, даю образцовый ответ. Для таких ребят у меня заведён особый журнал, где учитывается, сколько заданий, каких, на каком уровне было выполнено. Такая работа развивает интерес к урокам, повышает мотивацию учащихся, формирует

глубокие лингвистические знания.

Вот пример карточек для учащихся 8 класса по русскому языку.

Карточка № 1

1. Объяснить смысл фразеологизмов:

во всю ивановскую_____________________________________________________

гол, как сокол__________________________________________________________

на воре шапка горит_____________________________________________________

2. Образовать форму множественного числа, родительного падежа от существительных:

Яблоко_______________________

Апельсин________________________________

Грамм_______________________________________

Носок_________________________________

Валенок__________________________________

Чулок__________________________________________

3. Образовать форму множественного числа именительного падежа от существительных:

Длина___________________________________

Толщина_________________________________

Ширина______________________________________

Высота___________________________________

Количество___________________________________

Качество________________________________________

Карточка №5

1. Определите значение выделенных слов в приведенных предложениях:

1) — Да притом, — продолжал он, — и мужики-то плохие, опáльные (И. Тургенев. Два помещика);

2) Но между тем какой  позóр // Являет Киев осажденный?.. // Народ, уныньем пораженный, // Стоит на башнях и в стенах // И в страхе ждет небесной казни (А. Пушкин. Руслан и Людмила);

3) — Росли вы под крылышком отца и учились на его счёт, а потóм сразу захватили синекýру, имея притом право работать, как и сколько вам угодно, хоть ничего не делать (А. Чехов. Палата № 6).

Опальные ____________________________________________________________________

Позор ______________________________________________________________________

Синекура ____________________________________________________________________

Карточка №12 Соотнесите лингвистические термины с их определениями. Соедините соответствия стрелочками

1. Оксюморон  А. Слово или оборот речи, заимствованные из латинского языка,

2. Тезаурус  Б. Повторение того же самого слова или слов с одним и тем же корнем в

микроконтексте.

3. Тавтология  В. Фигура речи, состоящая в соединении двух понятий, которые

противоречат друг другу, логически исключают одно другое.

4. Латинизм  Г. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов;

происхождение слова.

5. Этимология  Д. Словарь, отражающий словарный состав того или иного языка в

полном объеме.

  Также для таких учащихся целесообразно давать задание выполнить краткосрочный или долгосрочный проект. Проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Особый опыт у меня в организации групповых проектов. Ребята группы А собирают и обобщают теоретический материал, пишут сценарий. Ребята группы Б проводят социологический опрос, интервьюируют, обобщают сведения в виде графиков, диаграмм, делают выводы. Ребята группы В собирают иллюстративный материал, участвуют в инсценировках,  оформляют результаты работы. Каждый получает задание к определённому дню. В этот день ребята отчитываются о проделанной работе, учитель вносит правки, даёт следующие задания. Так строится работа, которая часто занимает полгода. Но результат всегда превышает все ожидания. Всегда это интересная , практико-ориентированная работа.

    Можно составлять тесты и контрольные работы разного уровня.

Контрольная работа по теме: « Бессоюзное сложное предложение».

Уровень В.

Задание: перепишите, преобразуя предложения в бессоюзные сложные, расставляя необходимые знаки препинания, используя таблицу «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Объясните выбор знаков препинания.

  1. Я посмотрела в небо и увидела, что в небе пролетали журавли.
  2. Учитель попросил у ученика дневник, но дневника у него не оказалось.
  3. Дождь шел очень долго, поэтому в огород никто не заглядывал.
  4. Стоит сильная духота, так что  к ночи возможна гроза.
  5. Пробираться сквозь чащу было трудно, так как колючие кусты разрослись очень густо.
  6. Я посмотрел назад и увидел, что за мной по-прежнему плелся обоз.
  7. Когда занавес поднялся, зрители успокоились.

Уровень Б.

Тест:

  1. Накйдите бессоюзное сложное предложение, в котором одна часть противопоставлена другой:

а) Собака поджала хвост – охотник насторожился.

б) Лето припасает – зима поедает.

в) Посмотрит – рублем подарит.

г) Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть имеет значение причины:

а) Я понимал: выручить нас может только случайность.

     б) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

      в) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

      г) Большинство было согласно в одном: так больше продолжаться не может.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должна стоять точка с запятой. (Знаки препинания не расставлены):

а) Я оглянулся на шорох сзади никого не было.

б) Боялись не голода боялись холода.

в) Поезд ушел быстро огни скоро исчезли стук колес затих наступила тишина.

г) Лес расступился неожиданно пройдя дубовый кустарник росший в этом месте сплошной стеной мы вышли к водопаду.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять двоеточие. (Знаки не расставлены):

а) Пока мы шли по полевой дороге все говорили о долгом привале.

б) Светила луна сверкали звезды вокруг стояла тишина.

в) Было ясно урок сорван.

г) Дождь прошел соревнования продолжились.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять тире. (Знаки препинания не расставлены).

а) Иду и думаю давно в театре не был.

б) Зазвучала песня разом смолкли голоса разговаривавших.

в) Метель разыгралась кибитка остановилась.

г) Он приехал к сентябрю как раз когда должны были начаться задания.

  1. Какое предложение соответствует схеме  [ ] – [ следствие ]

а) Воды бояться – в море не бывать.

б) Солнце дымное встает – будет день горячий.

в) Будет ясная погода – экскурсия состоится.

г) Придет пора – напишешь книгу.

  1. Какое предложение соответствует схеме [ ] : [ пояснение ]

а) Печален я: со мною друга нет.

б) К вечеру погода испортилась: подул ветер, пошел холодный дождь.

в) Туристы разложили на траве своё имущество: палатки, рюкзаки, спальные мешки.

г) В лесу я увидел неожиданную картину: на опушке стоял лось.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

а) Нас предупредили заранее, остановок в пути не предвидится.

б) Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось совсем немного.

в) Кончится дождь – небо вновь наполнится голубизной и светом.

г) В тихие июльские дни краски все светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательности и нежности.

  1. Найдите соответствие. (Знаки препинания в предложениях не расставлены):

а) [ ] : [ изъяснение ] .

б) [ условие ] – [ ] .

в) [ ] , [ ] .

г) [ ] ; [  ] .

1) Дубровский между тем лежал в постели уездный лекарь не совершенный невежда успел пустить ему кровь.

2) На клумбе белели ромашки синели незабудки.

3) Глубже пахать больше хлеба видать.

4) Павел мгновенно почувствовал наконец-то подул долгожданный южный ветерок.

Уровень А.

Задание: составьте рассказ на тему «Книга открывает мир», используя в нем предложения, соответствующие схемам:

  1. Предложения – перечисления:

а) [ ] , [ ] , [ ] , [ ] .

б) [ ] , [ ] ;  [ ] .

  1. Предложение – причина, предложение – дополнение:

а) [ ] , [ ] : [ ] .

б) [ ] : [ ] ;  [ ] .

  1. Предложение – противопоставление, предложение – вывод:

а) [ ] – [ ] , [ ] .

б) [ ] ; [ ] – [ ] .

Разноуровненвые задания могут быть и стимулом развития ученика. Так, если предложить разную систему баллов за задания и заранее оговорить, что на «5» нужно набрать 15баллов, то ребенок может сам решить, какие задания он будет выполнять, чтобы набрать нужное количество баллов.

Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс 
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы 

1 вариант
1. Как произошло знакомство Ольги Ильинской с Обломовыи? (1балл) 
1. Расскажите об Обломовке и ее жителях?(1балл) 
2. Портрет Захара. (1 балл) 
4.Сравните отношение к Обломову Ольги и Агафьи Матвеевны.(2 балла) 
5. Каков образ жизни Штольца? Каковы его нравственные идеалы?( 2 балла) 
6. Можно ли охарактеризовать внутренний мир Обломова на материале 1 части.( 2 балла) 
• Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? ( 3 балла) 
• Какие романы принадлежат перу И.Гончарова? В чем их основной конфликт?( 3 балла) 
• Почему смерть Обломова Гончаров сравнивает со сном? ( 3 балла) 
2 вариант

1. Портрет Обломова. ( 1 балл) 
2. Как проходили годы ученичества Ильи? ( 1 балл) 
3. Расскажите, как жила после смерти Обломова Агафья Матвеевна? ( 1 балл) 
4. Какую черту Обломова хотел подчеркнуть Гончаров словами «поэты задели его за живое»? ( 2 балла) 
5. Выскажите свое отношение к Обломову, Штольцу, Ильинской, Пшеницыной ( на выбор двух героев) ( 2балла) 
6. Почему Обломов отказывается от последней встречи с Ольгой? ( 2 балла) 
-Проведите сравнитеольный анализ жизни Обломова на Гороховой, в доме Пшеницыной и воспоминаний Ильи Ильича об Обломовке. ( 3 балла) 
- С каким известным вам литературным персонажем можно сравнить Обломова при первом знакомстве? ( 3 балла) 
- Почему для Штольца духовная смерть Обломова наступила раньше физической? ( 3 балла)
3 вариант.

1.Что говорит о характере и образе жизни героя обстановка в его квартире? ( 1 балл) 
2.Расскажите о службе Обломова в канцелярии. ( 1 балл) 
3.Расскажите о родителях Андрея Штольца. Какими принципами они руководствовались в воспитании сына?(1 балл) 
4.Почему , на ваш взгляд, отношения Ольги и Обломова лишены будущего? ( 2 балла) 
5.Когда и при каких обстоятельствах появляется в романе слово «обломовщина»7 (2 балла) 
6.Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? ( 2 балла) 
• Почему брак Ольги со Штольцем стал возможен только после любви Ольги к Обломову? ( 3 балла) 
• Какие черты сближают Штольца с Обломовым? ( 3 балла) 
• Каким вырастет Андрей Обломов? ( 3 балла) 
4 вариант
1. Какие два «несчастья» занимают Обломова? Какие трудности он видит в решении этих проблем? ( 1 балл) 
2.Посетители Обломова . Цель их визитов ( 1 балл) 
3.Как проводил свободное время И.И.Обломов? ( 1 балл) 
4.Расскажите о том, как складываются отношения Ольги и Ильи. ( 2 балла) 
5. Какое место занимаетТарантьев в системе образов романа? Какова его роль в жизни Обломова? ( 2 балла) 
6. Как относится Обломов к новвовведениям в деревне, о которых рассказывает Штольц? ( 2 балла) 
• Сравните совместную жизнь Ольги Ильинской и Андрея Штольца. Достигли ли они идеала? ( 3 балла) 
• Какие художественные детали использует автор при создании портретной характеристики Обломова? ( 3 балла) 
• Какова роль Пшеницыной в жизни Обломова? ( 3 балла) 

   Важнейшим способом активизации творческих сил учащихся и возможности дифференцированно подходить к обучению и воспитанию, является разнообразие жанров уроков, проведение нетрадиционных уроков. Сама форма урока требует от учащихся и учителя неординарного, внимательного и творческого подхода. Можно провести самые разные формы нетрадиционных уроков в разных классах: урок-концерт,  урок-суд, урок-путешествие, урок-виртуальная экскурсия,  урок-КВН, урок-соревнование,  интегрированные уроки .

Использованная литература и источники.

1. Беляева Н.В. Дифференциация обучения на уроках литературы. – М.: «Первое сентября», 2008.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2006.

3. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки. – Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2007.

4. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003.

5. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования.- М.: "Народное образование", 2005.

6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. -  М.:  

«Сентябрь», 1996.

7. Милейко Г. А. Уровневая дифференциация при обучении литературе в основной школе

8. Яснова И. В. Индивидуально - дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе через использование ИКТ