К урокам русского языка в 5 классе

Казанцева Наталия Викторовна

Материалы для подготовки к урокам русского языка для учащихся, их родителей и коллег

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по лексике (5 класс).

1. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Аукц..он, груша,умный, лавка, десница, душ..грейка, за..ц,  тушить, омон..мы, синон..мы, антон..мы, чес..ный, меню, лучина, козюля, худой, герой ,золотой, конь, око, с_фьяновый, арш..н, авиац..я, д..алектизмы, пюре, професс..онализмы.

2. Выпишите из ряда данных слов одно из многозначных и приведите примеры его употребления в разных значениях(составить словосочетание или предложение).

3.Подберите к словам синонимы и антонимы.

1 вариант                                       2 вариант

                              Честный                                              Умный

Весёлый                                         Быстрый

4.Выпишите одно из слов, которое имеет омоним. Выполните на выбор одно из заданий: 1) составьте и запишите их словарные статьи; 2) составьте с ними словосочетания, которые позволят понять значение каждого из них.

5. Выпишите  слова иноязычного происхождения. Подчеркните те особенности (буквы, сочетания букв), которые указывают на их иноязычное происхождение. Приведите два-три примера исконно русских слов.

6. Из данных слов выпишите два необщеупотребительных слова. Укажите, к какой группе необщеупотребительных слов они относятся.

7.  Выпишите устаревшие слова, объясните их значение.

8.  Выпишите  слова, лексическое значение которых указано верно:

1 вариант                                     2 вариант

а) Ряска – хищное животное из            а) Лекторий – запас слов и выражений

семейства кошачьих.                                    человека.

б)Бакен – плавучий знак для               б) Притча – краткий иносказательный

обозначения опасных мест на реках.              поучительный рассказ.

в) Цикада – насекомое, обитающее                   в) Айсберг – плавучая гора ,                               в степях.                                                  отколовшаяся от ледника.

9.  Образуйте словосочетания со словами, данными в скобках. Подчеркните те словосочетания, в которых имя прилагательное будет иметь переносное значение.

1 вариант                                       2 вариант

Горячий (молоко, печь, время)                    Горький (перец, лекарство, доля)

Легкий (пальто, характер, ноша)                  Тонкий (сукно, ум, слух)

10. Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы. Выпишите слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средства художественной выразительности, созданные на основе этого переноса.

1 вариант

Звёзды ясные, звёзды прекрасные

Наш_птали цветам ска_ки чудные,

Леп_стки улыбнулись атласные,

Задр_жалил_стки изумрудные.

                (К. Фофанов)

2 вариант

Со..нце за день нагулялося,

За кудрявый лес спускает(?)ся;

Лес стоит под шапкой тёмною,

В золотом огне купает(?)ся.

                   (И. С. Никитин)



Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ"

СКВОРЦЫ

  Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят скворцы. Эти милые, веселые, общительные птицы - первые перелетные гости, радостные вестники весны. Много сотен верст нужно им лететь со своих зимних становищ: с юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки. Иным придется сделать больше трех тысяч верст. Многие пролетят над  Средиземным или Черным морями. Сколько приключений и опасностей подстерегают их в пути: дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников. Право, нет сердца у стрелков, которые уничтожают птицу во время трудного пути.

(По А. Куприну)

(87 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Сделать морфологический разбор имени существительного

 1-й вариант:   Африки

 2-й вариант:  морями

  2) Выделите безударные окончания существительных и объясните выбор написания.

  3) 1-й вариант: найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, подчеркните их.

    2-й вариант: найдите сложное предложение, подчеркните грамматические основы.



Предварительный просмотр:

Тест по синтаксису 5 класс

  1. Синтаксис — это раздел языка, который изучает:

а) лексические значения слов;

б) ударения и произношения слов;

в) правописания слов;

г) законы построения словосочетаний и предложений.

  1. Словосочетания бывают:

а) главными и зависимыми;

б) глагольными и именными;

в) односоставными и двусоставными;

г) местоименными и наречными.

  1. Словосочетанием не является:

а) гулять по аллее;

б) солнечный свет;

в) письмо друга;

г) снег выпал.

  1. Найдите односоставное предложение:

а) Солнце заглянуло в оконце;

б) Люблю грозу в начале мая;

в) Вышли утром мы из дома;

г) Мой дядя — строитель.

  1. Найдите побудительное предложение:

а) Почему вы до сих пор не уехали?

б) Сегодня выдался отличный день.

в) Хорошо бы прогуляться по парку!

г) Какой удивительный праздник получился!

  1. Найдите нераспространенное предложение:

а)  Мы пошли в лес.

б) Оля и Петя сегодня дежурят.

в) Дни и ночи летят и мелькают.

г) Суворовцы этого достигли.

  1. В каком предложении есть обращение:

а) Друзья мои, прекрасен наш союз!

б) Мои друзья навестили меня во время каникул.

в) «Дорогая наша бабушка приехала!» - крикнул папа.

г) Анна Ивановна вошла в класс.

  1. В каком предложении есть однородные члены:

а) В поле за деревней  расцвели незабудки;

б) Подул сильный ветер, и застучали первые капли дождя, и полетели листья с деревьев;

в) Подул сильный ветер, и закружил листья по саду, и понес их в хороводе.

г) Сквозь листву деревьев, блестящую от дождя, пробились утренние лучи.

  1. Какое предложение соответствует схеме «П», - а.:

а) «Мы победили!» - кричали болельщики.

б) Воспитатель сказал: «Построение на ужин!»

в) «Во сколько закончатся занятия?» - спросил руководитель театральной студии.

г) «Мы заберем тебя после уроков в субботу», - сказали мне родственники.

  1. Какое предложение является сложным:

а) Все вокруг: и тропинки, и скамейки в парке, и деревья — было покрыто снегом;

б) Нам солнце улыбнется веселей, и каждый день нам радостным покажется.

в) Дети весело бегали по лужайке, играли мячом, ловили бабочек.

г) Жили у бабуси два веселых гуся.

  1. В каком случает при однородных членах предложения ставится двоеточие:

а) если обобщающее слово находится после однородных членов предложения;

б) если обобщающее слово находится перед однородными членами предложения;

в) если при однородных членах предложения нет обобщающего слова;

г) между повторяющимися однородными членами предложения.

  1.  Укажите правильную характеристику предложения  Раскаты грома затихали вдали, капли дождя застучали по крыше.

а) простое, односоставное, повествовательное, невосклицательное, распространенное, не осложнено;

б) сложное, повествовательное, бессоюзное;

в) простое, двусоставное, повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

г) простое,  двусоставное, повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено  обращением.

  1. Укажите правильную характеристику предложения  «...Белочка при всех золотой грызет орех, изумрудец вынимает, а скорлупки собирает...»

а) простое, односоставное, повествовательное, невосклицательное, распространенное, не осложнено;

б) сложное, повествовательное, бессоюзное;

в) простое, двусоставное, повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

г) простое,  двусоставное, повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено  обращением.