Внеклассная работа, внеурочная деятельность

Агапов Александр Сергеевич

Тесты

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

Принята на заседании методического (педагогического) совета

от «___»________________

Протокол №____________

   

Утверждаю

Директор МАОУ  СОШ № 1

_Шарафутдинова  И.Р.

«___»___________20___г.

Дополнительная общеразвивающая программа

              «Умелые руки »

направленность: техническая

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 11 -13 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                      Составитель: Агапов Александр Сергеевич,

       учитель технологии.

г. Когалым,  2020 год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по технологии в рамках реализации образовательной программы основного общего образования разработана на основе:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05 марта 2004 г. №1089 (с изменениями от 24 января 2012 г. №39);
  • Государственная программа ХМАО-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма;
  • Положение о Рабочей программе по внеурочной деятельности реализующей ФГОС ООО в МАОУ СОШ №1 курса, дисциплины (модуля), утвержденное приказом директора МАОУ СОШ №1 от 28.08.2015г № 381;
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-2960 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
  •  Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; - «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся».

Актуальность программы. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности

Образовательная область: согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования предмет «Технология» входит в предметную область: «Технология». Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям. В основу организации образовательного процесса положены следующие подходы и технологии: технологии полного усвоения; технология модульного обучения, технология проблемного обучения (авторы А.М. Матюшкин, И.Я. Ленер, М.И. Махмутов); технология поэтапного формирования знаний (автор П.Я. Гальперин); технология «имитационные игры»; компетентностный подход; деятельностный подход; технология творческого обучения.

Данные технологии

  • вовлекают каждого обучающегося в процесс само- и соуправления своим развитием;
  • способствуют раскрепощению в каждом обучающемся творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
  • пробуждают деятельное начало, пронизывающее все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные.

Типы уроков по видам деятельности:

  • Урок постановки учебной задачи;
  • Урок решения учебной задачи;
  • Урок моделирования и преобразования модели;
  • Урок решения частных задач с применением открытого способа;
  • Урок контроля и оценки.
  • Типы уроков по целеполаганию:
  • Уроки «открытия» нового знания;
  • Уроки отработки умений и рефлексии;
  • Уроки общеметодологической направленности;
  • Уроки развивающего контроля.

Используемые методы обучения:

Методы мотивации учебной деятельности:

Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Рассказ, беседа, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование и др.

Методы формирования новых умений:

метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач), самостоятельная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная).

Методы обобщения и систематизации изученного:

• Кодирование информации: создание схем, таблиц.

• Декодирование информации: чтение схем, таблиц и др.

Методы контроля результатов обучения:

• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.

• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.

• Машинные: тест.

Приоритетными методами обучения являются практические работы, выполнение творческих проектов.

Общая характеристика внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Обучение во внеурочной деятельности строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов и энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Программой предусмотрено изучение необходимых теоретических сведений, их содержание согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На практическую часть отводится не менее 70% общего объема времени. Темпы освоения программы и практические результаты каждого учащегося зависят от первичной подготовки и уровня творческого потенциала, поэтому являются индивидуальными показателями .Чередование различных технологий декоративно-прикладного творчества помогает самоопределению обучающегося в том или ином виде деятельности, способствуя наилучшей реализации в одном (или нескольких) из них. Разнообразие видов деятельности помогает расширить круг творческих интересов обучающихся. Освоив различные технологии, обучающиеся получат возможность комбинировать их, создавая уникальные продукты творчества. Вариативность практических занятий позволяет проявить творческие способности также в процессе репродуктивной деятельности. Интерес поддерживается возможностью практического применения умений и навыков (создание сувениров, подарков к праздникам и т.д.). В плане работы кружка предусматривается посещение музеев, выставок с последующим обсуждением увиденного.

Роль внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность предоставляет возможность обучающимся войти в мир искусственной, созданной людьми технике и технологии называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. Из всего многообразия видов творчества декоративно–прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека. Кроме того, общее увлечение  родителей и детей любым видом декоративно–прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью. Осмыслить все вышесказанное помогают занятия художественной обработки древесины.

Цели программы:

Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.

Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.

Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.

Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и  самореализации учащихся.

Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными технологиями художественно-прикладных работ (выжигание, выпиливание лобзиком, резьба).

Содействие жизненному самоопределению учащихся.

Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:                                                                                                                     Обучающие:                                                                                                                Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.  Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе. Обучить технологиям различных видов декоративно-прикладного творчества.                                                                                                       Воспитательные:                                                                                                              Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности. Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.                                                                                  Развивающие:                                                                                                                                         Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание. Развивать положительные эмоции и волевые качества. Развивать моторику рук, глазомер.

             Мотивационные  :                                                                                                           Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.                                                                 Социально-педагогические:                                                                                                  Формирование общественной активности. Реализация в социуме.                                         Программа кружка дополнительного образования «Умелые руки» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической .

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

Предлагаемая программа по различным видам декоративно-прикладного искусства предназначена для обучения детей 11-13 лет. Программа рассчитана на 1 учебный год (68часов,  68 занятий по 2 часа в неделю). В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.

Связь программы со смежными дисциплинами

Обучение внеурочной деятельности по технологии предполагает широкое использование межпредметных связей с курсами:

Алгебра и геометрия (при проведении расчетных операций и графических построений);

Химия (при изучении свойств конструкционных материалов) ;

Физика (при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов  приборов, видов современных технологий);

История и искусство (при изучении  технологий художественно прикладной обработки материалов);

Естественнонаучного и эстетического циклов (при изучении истории развития науки, техники, искусства);

Информатики и ИКТ (представление своего продукта в виде презентаций, графических изображений).

В рабочую программу включён региональный компонент:  тема: «Народные ремесла и промыслы народа ханты проживающих в Сургутском  районе».

Рабочая программа предусматривает привлечения социальных партнеров: родителей (помощь в организации внеурочной деятельности и сотрудничество с детьми), детского сада «Березка» (изготовление мелких поделок), музейно-выставочный центр (участие в ежегодных выставках декоративно-прикладного творчества).

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности.

Цели и задачи  внеурочной деятельности по технологии в школе предусматривают формирование у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В результате работы обучающиеся получат возможность выполнять по установленным нормативам  различные трудовые операции и работы и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. При выполнении творческих работ, проектов формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности                              Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций В рамках познавательной деятельности изучение технологии способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. При выполнении творческих работ, проектов формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учебный план.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Выпиливание лобзиком

20

3

17

проект

2.1.

Материалы, инструменты, приспособления для выпиливания. Правила безопасного труда.

1

тест

2.2.

Организация рабочего места. Приемы выполнения работы.

2

тест

2.3.

Выпиливание по внутреннему контуру.

3

Творческие задания

2.4.

Выпиливание по внутреннему контуру.

4

Творческие задания

2.5.

Комплексная работа по выпиливанию.

        10

зачет

3.

Выжигание по дереву

10

3

7

3.1.

Материалы, инструменты, приспособления для выжигания. Правила безопасного труда.

1

тест

3.2.

Организация рабочего места. Приемы выполнения работ

1

тест

3.3.

Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.

1

2

Творческие задания

3.4.

Отделка изделия из древесины выжиганием.

5

Творческие задания

4.

Резьба по дереву

22

4

18

Инструменты, приспособления для худ. обработки древесины.

1

тест

Основные свойства древесины.

1

тест

Технология контурной резьбы.

1

3

Творческие задания

Выполнение задания по образцу. (на светлом фоне).

1

3

Творческие задания

Контурная резьба по тонированному фону.

        4

Творческие задания

Технология и декоративные особенности геометрической резьбы.

-

2

Творческие задания

Азбука геометрических элементов.

2

Творческие задания

Изготовление предмета с резной заставкой.

4

Творческие задания

Подготовка к выставке.

10

10

проект

5

Проектные работы

2

2

зачет

6

Экскурсии

1

1

экскурсии

всего

68

11

56

        

Содержание учебного материала

Содержание программы учитывает требования образовательной программы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. В соответствии с учебным планом школы на изучение курса отводится: всего 34 часа, 1 час в неделю.

1.Вводное занятие (1 час). Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

2.Выпиливание лобзиком (10 часов). Традиционные виды декоративно – прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Народные ремесла и промыслы народа ханты проживающих в Сургутском  районе. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты, приспособления для выпиливания. Правила безопасного труда. Организация рабочего места. Приемы выполнения работ. Практические работы. Выпиливание изделий из древесины лобзиком, их отделка. Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам.

3. Выжигание по дереву (10 часов). Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты, приспособления для выжигания. Правила безопасного труда. Организация рабочего места. Приемы выполнения работ. Практические работы. Отделка изделия из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.

4. Резьба по дереву (22 часов). История художественной обработки древесины. Инструменты, приспособления для художественной обработки древесины. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения. Соблюдения правил безопасного труда. Профессии, связанные с художественной обработкой древесины. Практические работы. Разработка изделия с учетом назначения и эстетических свойств. Художественная резьба по дереву по выбранной технологии. Изготовление изделий содержащих художественную резьбу, по чертежам и эскизам. Отделка изделий. Соблюдение правил безопасного труда.

5. Проектные работы (10 часов). Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию. Технические и технологические задачи  при проектировании изделия, возможные пути их решения. Подготовка графической и технологической документации. Окончательный контроль  и оценка проекта. Использование ПК при выполнении и презентации проекта. Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации  с использованием сети Интернет. Выполнение эскиза, моделей изделия. Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Составление учебной инструкционной карты. 

6. Экскурсии  (2 часа). Знакомство с экспонатами выставки декоративно прикладного творчества  музея. Порядок проведения экскурсии. Правила поведения в общественных местах.

Требования к уровню достижений обучающихся во внеурочной деятельности на конец учебного года

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности  значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
  • умение самостоятельно оценивать умственные и физические способности при трудовой деятельности

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной  информацией (анализировать и обобщать факты, составлять  простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных современных источников, ориентироваться в ней;
  • Планирование технологического процесса и процесса труда;
  • Подбор инструментов, приспособлений и оборудование с учетом требование технологий.
  • Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решение творческих задач моделирования, конструирования.
  • Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений

Требование к уровню освоения предмета

1. Знание информации, работа с ней, получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации.

2. Работа с источниками:

  • читать технологическую карту, определять последовательность выполнения операции в создании объектов труда;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

3. Описание (реконструкция):

  • рассказывать и отбирать  сведения на основе 2-3 источников знаний;

4. Анализ, объяснение:

  •  отбор информации и использование в конструировании , моделировании объектов труда и технологии
  • называть базовые (безопасные) приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;
  • сравнивать, распознавать и оценивать свойства конструкционных материалов.

      Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности по технологии. Система оценки достижения планируемых результатов является комплексной и включает оценку достижения обучающимися трёх групп результатов :

предметных, метапредметных, личностных.

  • Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
  • Оценка метапредметных результатов: оценка универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

решение задач творческого и поискового характера; учебное проектирование;

мониторинг сформированности основных учебных умений и др.

  • Оценка личностных результатов учащихся осуществляется с помощью портфолио.

Критерии оценки проектной деятельности:

Индивидуальный проект – это способность к приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения; сформированность предметных знаний и способов действий;

сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью.

сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: письменная работа, эссе, реферат, отчеты, готовое изделие.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Список литературы

1 .Лихонин А. С. Резьба по дереву. - Нижний Новгород: «Времена», 2000.

2. Манжулин А. В., Песьяков А. С. Резчикам по дереву: альбом орнаментов. Вып.  - М.: Народное творчество, 2004.

3 Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. –М.6 Изд-во ЭКСМО, 2005. – 64 С., ил.                                                                                       4.Нилова И. В. Резчикам по дереву: альбом орнаментов. - М.: Народное творчество, 2003                                                                                                                                          5.Тищенко А.Т., Синица Н.В.Технология: программа: 5-8 классы. – М. : Вентана-Граф,  2013. – 144 с.                                                                                                             Перечень средств обучения и учебного оборудования.                                                                                     Учебно-методический комплект  для образовательной области «Технология».                                                                                                                                                                                                

Технические средства обучения

 Компьютер, мультимедийный проектор и экран, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера,

Интернет-ресурсы:

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция  ЦОР;

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»;  

http://ant-m.ucoz.ru –виртуальный кабинет технологии.

http://standart.edu.ru/-сайт Федерального государственного образовательного стандарта

http://www.ug.ru – Официальный сайт «Учительской газеты»