Муниципальный этап конкурса "Классный руководитель года - 2018"

Булгакова Ольга Валерьевна

Страница содержит материалы конкурсных испытаний в номинации "Классный руководитель года - 2018"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_klassnyy_rukovoditel.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

 Булгакова О.В.,

                              учитель начальных классов,

                                                              Падунская СОШ, филиал МАОУ «СОШ № 4»

Я – классный руководитель

 

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь.

В.Г. Белинский

Я - учитель начальных классов, я – классный руководитель.

Как же разделить эти две такие удивительные, но такие непростые обязанности? У меня не получается, потому что найти границу между обучением и воспитанием в школе, а особенно в начальной, очень сложно, порой даже невозможно.  Да и чаще всего ребята и их родители называют меня просто: наша учительница.  

Для меня быть  хорошим учителем – трудно,  быть хорошим классным руководителем - в сто крат труднее. Потому что класс – это большая семья, в которой много-много детей, классный руководитель – это их мама. Она их любит, понимает, воспитывает. Научиться быть мамой невозможно, ею просто надо быть. Воспитание – это особое искусство, его сложно подчинить каким-то правилам и шаблонам. Каждый ребенок особенный, поэтому нет и не может быть универсальных советов для воспитания детей.

Начальная школа – первая, самая сложная ступенька в жизни каждого ученика. Ребенок попадает в новый мир общения со сверстниками и взрослыми, учеба начинает занимать большое место в его детской жизни. На этом этапе так важна роль классной мамы. Помните, у Л.С. Выготского,  – «зона ближайшего развития».  В радиус действия этой зоны как раз и попадает его классный руководитель, чтобы стать мостиком между тем, что знал и умел первоклассник и тем, чему ему предстоит научиться, что он должен будет усвоить, понять. Поэтому в школе и должна быть создана доброжелательная атмосфера, а лучшими методами воспитания должны стать пример, поощрение, убеждение.  Обучаясь, сотрудничая со сверстниками и взрослыми людьми, просто живя школьной жизнью, ученик приобретает  жизненный опыт, формируется его личность и индивидуальность.  

Как же сложно увидеть первые ростки этой индивидуальности, чтобы помочь им прорасти, полить их живительной влагой поддержки, взаимопомощи и  взаимопонимания. Сложно, но все в наших руках, в руках профессиональных педагогов.

Вглядываюсь в лица своих учеников, какие они умные, веселые, любознательные и … разные. Да, разные. Сейчас они уже четвероклассники, их непохожесть становится все ярче: кто-то уже серьезно занимается спортом, участвует в художественной самодеятельности, пишет стихи, рисует. Они спорят с учителем, доказывая свою точку зрения, заслуживают доверия, уважения к их мыслям и чувствам, уважения и любви.

Уважение и любовь! Для меня это одни из главных инструментов воспитания. Уважаем старших, уважаем чужое мнение, уважаем чужой труд, уважаем себя... Любим  семью, любим Родину,  любим природу, любим жизнь...

Ставя перед собой важные ориентиры в воспитании учеников, я выделяю среди них семью и Родину.

Семья. С неё начинается наша жизнь, начинается воспитание. Связь с семьями учеников, установление партнерских отношений с родителями, бабушками и дедушками – важное звено в работе любого классного руководителя. Сегодня заинтересованные родители всегда в курсе всех событий нашей школьной жизни. Они  находят время для совместных праздников, турслетов, экскурсий, встреч и спортивных состязаний.  Я  рада, что родители  рядом с детьми в их школьной жизни, их опора и поддержка. Они прислушиваются к моим рекомендациям, уважают мою педагогическую позицию, это так значимо для меня. И снова красной нитью воспитания становится  уважение и любовь к своим родителям, уважение к семейным традициям и ценностям, уважение к учителю.

Родина. Воспитание любви к Родине, большой и малой, – это не показной патриотизм и красивые слова. Это  чувство глубокого уважения к истории своей страны, традициям, людям, живущим рядом и далеко-далеко от тебя, чувство гордости за достижения наших соотечественников  в науке, спорте, искусстве. Я кропотливо стараюсь прививать эти чувства своим ученикам. На помощь приходят занятия внеурочной деятельности разнообразной тематики, на которых мы говорим о Родине, изучаем ее историю, животный и растительный мир, обсуждаем происходящие в мире и в нашей стране события, знакомимся с известными людьми. Часы общения, встречи, беседы, посещения школьного и краеведческого музея, совместный просмотр видеофильмов — это только малая часть того, что помогает мне, как классному руководителю, достичь поставленных целей воспитательной работы в начальной школе.

        … Прежние мои ученики стали взрослыми, некоторые уже сами мамы и папы. При встрече говорим с ними о жизни, вспоминаем школу. Я читаю в их глазах любовь и уважение ко мне как к педагогу, другу. Теперь, спустя годы, я вижу результат своей работы и коллег по воспитанию человека, гражданина, родителя...

         На страничку в социальной сети сквозь Интернет летит сообщение - счастливый смайлик от Киры, значит, у нее все хорошо! Для меня важно знать, что в «большой» жизни у них все хорошо. И я в ответ, за сотни километров, - улыбку - у меня тоже все хорошо.         Оптимизм и вера в то, что «мы счастливый мир построим», в котором жить нам и нашим воспитанникам, помогают мне, дают силы для каждодневного труда по воспитанию моих учеников.  Я не считаю свою мечту утопической, я просто  стараюсь воплотить ее в реальность каждый день, каждую минуту. А девизом для меня, как и прежде, остаются строки  Александра Твардовского:

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая — быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая,

И чью-то душу отпустила боль.