Учебная деятельность

Старкова Александра Валерьевна

Для учащихся: виртуальный кабинет математики в социальной сети "В контакте": https://vk.com/club182630963

Общая информация: итоговая аттестация, успеваемость, участие в Олимпиадах по предмету, работа в рамках РМО, публикации в печатных СМИ.

Публикации в электронных СМИhttps://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/01...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы актуализации знаний и мотивации учебной деятельности

Актуализация знаний 

   Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий.

Мотивация учебной деятельности

         Данный этап предполагает тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение  в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Цели этих этапов: раскрыть значимость изучения данного материала, привлечь внимание учащихся, пробудить их интерес, желание узнать, понять, применить.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

        Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).

Приём  “Верно – неверно”

Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Используются «сигналы» определенного цвета или определенной формы. Учитель дает утверждение, учащиеся подтверждают сигналом либо его истинность, либо ложность.

Приём  “Создание проблемной ситуации”

Учитель создает проблемную ситуацию. Ученик принимает проблемную ситуацию. Вместе выявляют проблему. Учитель управляет поисковой деятельностью. Ученик осуществляет самостоятельный поиск. После идет обсуждение результатов.

Приём  “Логическая цепочка”

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится  к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Приём  “Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.        Используется для активизации полученных ранее знаний. Часто используется, когда учащиеся знакомы с термином и тема углубляется и расширяется. Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию.

Приём  «Ребус/кроссворд»

Ребусы/кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Помимо игры, а ребусы/кроссворды, отчасти, таковыми и являются, дети вспоминают пройденный материал, учатся грамотной записи математических терминов. В кроссворде может быть столбец с зашифрованной темой урока или с поздравлением с началом учебного года, с новым годом, с началом каникул и т.д.

Приём  «удивления»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

Приём  “Невозможности выполнить требование учителя”

Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Приём  «Проведение исследовательских, лабораторных и практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п»

        Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка, чертежа, таблицы или схемы. Перед учащимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Приём  «Исторические задачи, легенды,

сведения из истории по данной теме»

Преподаватель дополняет реальную  ситуацию легендами, сведениями из истории. Вы можете перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека.

Приём «Проблема предыдущего урока»

        В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.        

Приём “Да-нет”.

Универсальный приём: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.

        Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину;  умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

        Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Приём “Шаг за шагом”.

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы). Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приём  “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Приём “Развивающий канон”

                Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

Пример. 

Слагаемое – сумма = множители - ?

Круг – окружность = шар -?

Береза – дерево = стихотворение - ?

Песня – композитор = самолет - ?

Приём “Ложная альтернатива”

                Универсальный прием. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или», где ни один из предлагаемых ответов может не является верным.

Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?

Что растет на березе - яблоки или груши?

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Столица России - Москва или Минск?

Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

Стратегия “Вопросительные слова”.

        Универсальный прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

        Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Вопросительные слова

Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение?



Предварительный просмотр:

Августовская конференция 2013г.

Секция учителей математики.

Анализ ЕГЭ-2013  по математике

по Казанскому району.

В 2013 году в Казанском районе сдавали ЕГЭ по математике 149 учащихся. Получивших незачет нет.

Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором для сдачи экзамены, 24 балла.

Средний балл по области составил 48,4; по району -  50,6.

Выше районного средний балл в следующих школах: Казанской СОШ, Новоселезневской СОШ, Челюскинской СОШ.

Выше областного средний балл в следующих школах: Казанской СОШ, Новоселезневской СОШ, Челюскинской СОШ, Большеченчерской СОШ.

Наибольший балл отмечен у  учащегося МАОУ Новоселезневская СОШ – 83 балла.

№ п/п

Наименование ОУ

Количество сдававших

Средний балл

Выполнили С1

кол-во учащихся

% от общего количества сдававших

1

МАОУ Афонькинская СОШ

7

45,14

2

28,60%

2

МАОУ Большеченчерская СОШ

9

50,22

2

22,20%

3

МАОУ Большеярковская СОШ

6

37,33

0

0

4

МАОУ Грачевская СОШ

7

45,57

3

42,90%

5

МАОУ Дубынская СОШ

4

37

0

0

6

МАОУ Ильинская СОШ

15

47,47

6

40%

7

МАОУ Казанская СОШ

53

54,66

36

67,90%

8

МАОУ Новоселезневская СОШ

32

53,16

19

59,40%

9

МАОУ Огневская СОШ

6

46

0

0

10

МАОУ Смирновская СОШ

6

48

1

16,70%

11

МАОУ Челюскинская СОШ

4

51,5

2

50%

По району

149

50,6

71

47,70%

Сравнительный анализ за 2012, 2013 г.

Средний балл по области: 2012г. – 47,29;   2013 г. -  48,4

Наименование ОУ

Количество сдававших

Средний балл

2013 г.

2012 г.

2013 г.

2012 г.

МАОУ Афонькинская СОШ

7

11

45,14

47

МАОУ Большеченчерская СОШ

9

3

50,22

59,7

МАОУ Большеярковская СОШ

6

3

37,33

53

МАОУ Грачевская СОШ

7

9

45,57

40

МАОУ Дубынская СОШ

4

9

37

46,2

МАОУ Ильинская СОШ

15

28

47,47

45,3

МАОУ Казанская СОШ

53

46

54,66

53,6

МАОУ Новоселезневская СОШ

32

26

53,16

47,1

МАОУ Огневская СОШ

6

8

46

46

МАОУ Смирновская СОШ

6

10

48

46,5

МАОУ Челюскинская СОШ

4

9

51,5

42,1

По району

149

162

50,6

48,2

Сравнивая результаты ЕГЭ по математике за 2012, 2013 годы, можно отметить, что незачетов нет, процент выполнения работ составляет 100%. Общий средний балл по району увеличился с 48,2 до 50,6. Среди школ района Увеличение среднего балла в сравнении с прошлым годом произошло в Грачевской СОШ (с 40 до 45,57), в Ильинской СОШ (с 45,3 до 47,47), в Казанской СОШ (с 53,6 до 54,66), в Новоселезневской СОШ (с 47,1 до 53,16), в Смирновской СОШ (с 46,5 до 48), в Челюскинской СОШ  (с 42,1 до 51,5). В Огневская СОШ средний балл остался на уровне 46. В остальных общеобразовательных учреждениях произошло уменьшение среднего балла. Самый низкий средний балл в МАОУ Дубынская СОШ (37) и МАОУ Большеярковская СОШ (37,33).

Нужно отметить, что средний балл по району выше областного на 2,2 балла. (Средний балл по району - 50,6, средний балл по области – 48,4) Средний балл выше областного и районного имеют Казанская СОШ (54,66), Новоселезневская СОШ (53,16), Челюскинская СОШ (51,5).

Анализ выполнения заданий части В.

 

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

В10

В11

В12

В13

В14

Кол-во уч-ся, выполнивших задание

132

144

127

97

135

140

133

72

126

118

71

73

115

102

% выполнение задания

88,6

96,6

85,2

65,1

90,6

93,9

89,3

48,3

84,6

79,2

47,7

49

77,2

68,5

Вывод:                 Лучше всего учащиеся справились с заданиями:

-  В1(Простейшие текстовые),                                              - В2 (Чтение графиков и диаграмм),

- В3 (Планиметрия: вычисление длин и),                           - В5 (Простейшие уравнения),

- В6 (Планиметрия: задачи, связанные с углами),             - В7 (Вычисления и преобразования),

- В9 (Стереометрия).

Хуже с заданиями:

- В8 (Производная и первообразная),                                  - В11 (Задачи по стереометрии),

 - В12 (Задачи с прикладным содержанием).

Анализ выполнения заданий части С.

С1 Тригонометрические уравнения (2 балла)

Кол-во баллов

1 балл

2 балла

Кол-во уч-ся

30

41

Всего уч-ся

71

% выполнения от общего числа уч-ся

47,7

С2 Углы и расстояния в пространстве (2 балла)

Кол-во баллов

1 балл

2 балла

Кол-во уч-ся

0

3

Всего уч-ся

3

% выполнения от общего числа уч-ся

2,01

 

С3 Неравенства и системы неравенств (3 балла)

Кол-во баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Кол-во уч-ся

6

1

5

Всего уч-ся

12

% выполнения от общего числа уч-ся

8,05

С4 Многоконфигурационная планиметрическая

задача  (3 балла)

Кол-во баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Кол-во уч-ся

2

2

2

Всего уч-ся

6

% выполнения от общего числа уч-ся

4,02

С5 Уравнения, неравенства,

системы с параметром  (4 балла)

Кол-во баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Кол-во уч-ся

4

0

0

0

Всего уч-ся

4

% выполнения от общего числа уч-ся

2,68

 

С6 Числа и их свойства  (4 балла)

Кол-во баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Кол-во уч-ся

1

1

0

0

Всего уч-ся

2

% выполнения от общего числа уч-ся

1,34

 

 



Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в системе ФГОС:

создание условий для саморазвития и самореализации личности.

Нетрадиционные формы  внеклассной работы.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

и я научусь.

Конфуций

Одной из ключевых идей  ФГОС ООО второго поколения является формирование компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях.  В условиях введения нового стандарта особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

  1. Выявление интересов, склонностей и способностей обучающихся в разных видах деятельности;
  2. Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  3. Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
  4. Создание условий для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков;
  5. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся; расширение рамок общения школьников с социумом.

Для решения данных задач разработан, отобран и апробирован ряд образовательных технологий. Все они созданы на основе активных методов обучения, при которых учащиеся являются «субъектом» обучения: они выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем.

Опыт работы в 5-11 классах показывает, что наиболее эффективными в развитии метапредметных компетенций учащихся являются следующие технологии работы:

  1. Мастерские.
  2. Мастер-классы.
  3. Исследовательская работа.
  4. Составление олимпиадных (конкурсных) заданий для младших школьников.
  5. Математические состязания (интернет-олимпиады, математическе бои, заочные олимпиады, тематические турниры, викторины, конкурсы).
  6. Игры.
  7. Проектная деятельность.
  8. Изготовление наглядных пособий.
  9. Оформление стенгазет.
  10. Составление кроссвордов, ребусов.
  11. Проведение выставок.
  12. Сочинение математических сказок.

Рассмотрим подробнее различные технологии работы.

При проведении мастер-классов можно  предложить сделать доклады или презентации на темы: «Математика вокруг нас», «Геометрия в музыке», «Геометрия в изобразительном искусстве» и т.д.

В технологии мастерских упор делается на освоение знаний через практическую работу. Это может быть изготовление наглядных пособий.

Также внимание в работе необходимо уделять проектной деятельности учащихся. Проекты могут быть как небольшими, рассчитанными на одно занятие, так и достаточно объёмными, требующими от учащихся длительной подготовки. В работе можно использовать такие темы проектов: «Решение уравнений в целых числах» (Освоение способа решения уравнений с двумя неизвестными первой и второй степени в целых числах), «Системы счисления» (Знакомство с различными системами счисления и формирование математической грамотности), «Золотое сечение» (Исследование  применения золотого сечения в различных  сферах жизни человека).

Одной из востребованных технологий работы с учащимися оказалась технология интернет-олимпиад. Ребята активно включились в процесс, даже не подозревая, что, занимаясь этим, они развивают собственные метапредметные умения и навыки, включающие умение решать новые, нестандартные проблемы.

В технологии игр особое  место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей и других объектов из специальных наборов геометрических фигур. На рисунке 1 предложены некоторые фигуры, которые можно сложить из данного набора. Данную игру можно использовать как одну из станций при организации «Математических путешествий»

        http://www.babylessons.ru/wp-content/uploads/2010/04/011.jpgрис. 1

Хорошо зарекомендовали себя такие игры, как: «Кто хочет стать миллионером?», «Один против всех», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?». Ребята активно включаются в процесс игры, при этом они развивают умения соответствовать предъявляемым  требованиям к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

В процессе применения представленных технологий были получены результаты: развитие у учащихся умения докладывать, объяснять, доказывать, возражать; обосновывать, отстаивать собственное мнение и прислушиваться к мнению других; сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других; развитие умения формулировать вопросы; повышение мотивации к обучению.



Предварительный просмотр:

Результаты итоговой аттестации 11 класса.

Учитель: Старкова А.В.

Предмет: математика

год

Всего.

база/

проф

сдавало

Средний балл по школе/

оценка

Средний балл

по району

Средний балл

области

%  общей успев.

2008/2009

30

30

43,2

100

2009/2010

19

19

46,7

49,5

100

2010/2011

17

17

54

52,9

51,2

100

2011/2012 (д/о)

28

28

43,7

48,8

48,5

100

2012/2013

15

15

47,5

50,6

46,35

100

2013/2014

24

24

46,6

45,65

46,2

100

2014/2015

19

19

19

19

3,9

27

3,74

26,13

2015/2016

17

17

17

6

3,8

46,5

3,79

38,56

4

44,1

2016/2017

22

22

22

2

3,7

65

36

2017/2018

(д/о)

19

19

19

5

3,4

48

42,5

2018/2019

17

17

13

4

3,5

54,8

2019/2020

11

6

11

6