Проектная деятельность

Мелькова Светлана Владимировна

В данном разделе содержатся учебные проекты обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krylova_i.docx23.95 КБ
Файл melkov_proekt.docx324.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Татарского района Новосибирской области

Проект по русскому языку:

  «Роль нецензурных выражений
в процессе коммуникации подростков»

                                                                             Работу выполнила: Крылова Ирина,

                          ученица 11 класса

Руководитель: Мелькова С.В.,

                                   учитель русского языка и литературы

                                                           с. Новотроицк, 2022 г

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую люди при ссорах

Осторожнее быть со словами

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьезно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете  рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчет кривотолков –

Ведь от них остаются решения,

Как от мелких, но острых осколков.

(М. Матусовский)

В недрах нашего «могучего,  великого»  языка есть особый пласт лексики – это ненормативная лексика или мат.

Мат – язык, которого нет, но на котором все говорят. Эта лексика называется непечатной – её,  действительно,  избегают публиковать.

Обратимся к толковым словарям, где дается определение этого понятия.

В словаре С. И.Ожегова дается такое определение: «Мат – это неприличные слова, брань».

В современном словаре русского языка Г. Агишевой научное определение мата таково: «Употребление грубых, вульгарных ругательств есть сознательная замена эмоционально и стилистически нейтрального слова более грубым, пренебрежительным, заряженным эмоционально-экспрессивной оценкой, чаще негативной».

В словаре В.И. Даля читаем такое определение нецензурной лексики: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растленье, все богопротивное»

Если сравнить эти три определения нецензурной лексики, мата, то можно отметить такую закономерность: во время В.И. Даля,  т.е. в 19 веке, отношение общества к ненормативной лексике было резко отрицательное, негативное.

        В 20 веке, в современном  нам обществе – 21 веке – отношение к нецензурной лексике изменилось, она активно проникает в речь людей, поэтому и в словаре закрепилось более сглаженное определение мата.

        Цель нашего исследования – охарактеризовать отношение подростков в возрасте 11-17 лет к нецензурным выражениям.

Задачи исследования:

 1. выявление ситуаций, в которых употребляются нецензурные выражения;

2. определение роли и социальной функции ненормативной лексики;

3.влияние мата на здоровье человека.

Методы исследования:

  1. анализ публикаций в СМИ по данной проблеме;
  2. проведение социологического опроса, аналитическая обработка статистических данных.

Глава 1.

Роль и социальные функции ненормативной лексики.

В русском государстве всегда боролись с употреблением нецензурной лексики. Ещё в 17 веке приезжавший в Москву Адам Оленарий поражался широкому употреблению мата. Эти порочные слова были строго запрещены публично оглашенным указом, даже под угрозой кнута: назначенные тайно лица должны были хватать ругателей и на месте же для публичного позора, наказывать их

Активно борется со злом сквернословия Православная церковь, которая считаем мат грехом.

В Административном кодексе РФ есть соответствующая статья, предусматривающая за сквернословие штраф или арест до 15 суток.

        Но число сквернословящих граждан отнюдь не стало меньше. В настоящее время есть люди, которые пытаются не замечать мата, другие превратили его чуть не в знамя свободы, дав нецензурным выражениям зеленый свет в литературе, кино и прессе, так что для громадных пластов населения его использование стало неотъемлемой частью обычной жизни, вне которой людям уже невозможно представить себя. Как часть нашей речи, изначально являясь грубым просторечием, в настоящее время мат выполняет различные функции.

        В прямом, бранном значении мат означает проклятие, пожелание смерти.

        К бранной функции мата примыкает трудовая. В процессе трудовой деятельности мат переносится на неодушевленные предметы, препятствия. Агрессивная направленность при частом использовании мата стирается, значительно выветривается.

        Социальная роль нецензурной лексики  - придание речи экспрессивности – удивления, потрясения, восторга. В этой роли нецензурные выражения соответствуют междометьям «ух ты», «ого», придают речи определенную твердость, весомость.

         В сфере коммуникативной мат используется как средство общения малограмотных людей, сводя многообразие русского языка всего лишь к нескольким словам и производным от них. Такая упрощенность, «опущенность» языка прекрасно соответствует упрощенной психической организации.

        Есть в мате очень важный социальный элемент – уравнительный. Мат – это всегда обращение на «ты». Легкость и соблазн матерного обращения в том, что оно объединяет людей на биологическом уровне, ведь ругающийся  человек всегда чувствует себя «свободным», т.е. не признающим никаких правил приличия.

В своей основе мат крайне антиэстетичен. И, как ни парадоксально, это, кажется, тоже обуславливает его широкую популярность: русский человек панически стесняется красоты, это понятие для него глубоко личное, скрываемое от посторонних.

        Употребление нецензурных выражений частью интеллигенции чаще всего носит характер своеобразного конформизма (не оторваться от народа, почувствовать себя частью массы)

        Ненормативная лексика используется в СМИ. В художественной литературе бранные слова могут приводиться в качестве иллюстрации, как речь литературного персонажа, это заведомо аморально и противоправно. Автор может  использовать в художественном произведении ненормативную лексику как вызов общественному мнению, грубо нарушает общественную нравственность, это можно квалифицировать как хулиганство.

В современном обществе мат пышно расцветает в молодежной среде. Причина употребления ненормативной лексики молодыми людьми – агрессивность и нигилизм.

Глава 2.

Результаты  социолингвистического анкетирования школьников.

        Респондентами стали учащиеся 5-9 классов МБОУ Новотроицкой основной общеобразовательной школы. Возраст опрошенных 11-16 лет. В этом возрасте закладываются основы базовой структуры личностных духовных и нравственных ценностей. Анкетирование проводилось анонимно. В анкетировании приняли участие 29 человек: 17 мальчиков и 12 девочек. Результаты анкетирования шокирующие: на вопрос «Используете ли вы в своей речи нецензурные выражения?»   - 71 процент опрошенных мальчиков ответил «Да, иногда»,  42% девочек также дали положительный ответ.

        Не используют в своей речи нецензурные выражения 29% мальчиков  и 58 % девочек.

        Как видим, уровень загрязнения речи матом гораздо выше у мальчиков.

        Большинство опрошенных начали использовать нецензурную лексику в возрасте 10-13 лет – 12 человек, 2 – в период начальной школы, 1 – до школы.

Респондентам было предложено отнести нецензурные слова к одному из трех типов: «неприличные» - противоречащие правилам приличия; «невежливые» - невоспитанные и неучтивые; «разговорный сленг».

Неприличными матерные слова считают 71 % мальчиков и 75 % девочек; невежливыми – 18% мальчиков и 25% девочек; 11% мальчиков отнесли нецензурные слова к разговорному сленгу.

        Настораживает то, что 8% девочек и 17% мальчиков считают, что нецензурные слова незаменимы в нашей речи. Можно использовать нецензурные выражения, но в нужное время и в нужном месте, считают 18% мальчиков и 34% девочек.

Но 65% мальчиков и 58 % девочек уверены, что употребление нецензурных слов в речи является недопустимым.

        Определяя место нецензурных выражений в процессе коммуникаций, респонденты указали ситуации, вынуждающие их материться:

-показать себя, выделиться – 35% мальчиков, 50% девочек;

-просто так, по привычке – 53% мальчиков, 42% девочек;

-почувствовать себя раскрепощено – 12% мальчиков, 8% девочек.

Были указаны другие причины употребления бранных слов:

-чтобы выглядеть взрослее;

-по привычке;

-чтобы выразить свои эмоции;

-ответить матом на мат.

Определяя свое отношение к использованию ненормативной лексики в СМИ, большинство респондентов не обращают на это внимания (53% мальчиков и 42% - девочек); 35% мальчиков и 58% девочек относятся к использованию мата в СМИ резко отрицательно; 12% мальчиков считает это вполне приемлемым.

        Значимым фактором употребления мата является социальная среда. 17% школьниц слышат нецензурные слова в компании друзей -сверстником постоянно, 50%  - иногда. Мальчики слышат нецензурные слова у 65 % своих сверстников.

Как же из этой обстановки выйти неругающимся? Ведь мат – это заразно. Если твой друг использует ненормативную лексику, то и ты сам угодишь в сети неприличной брани.

        Большинство респондентов понимают, что мат – это позорное явление нашей речи. Радует то, что 76% мальчиков и 92% девочек считают, что надо избавляться от использования нецензурных слов в речи.

        Таким образом, анкетирование показало, что нецензурная лексика используется в речи школьников, которые выбирают грязный путь развития языка, так как он легок в освоении, применим в любых ситуациях, заразен как болезнь.

Глава 3.

Влияние сквернословия на здоровье.

        Как остановить распространение мата в подростковой среде?

        Можно предложить несколько способов

Во-первых, показать, как мат влияет на здоровье человека.

Во-вторых, показать образцы правильной культурной речи.

О влиянии мата, сквернословия на здоровье можно узнать из СМИ. Образцы правильной речи дает нам художественная литература, фильмы, снятые в советский период нашего государства.

Сегодня уже научно подтвержден тот факт, что мат опасен для здоровья. Группа ученых под руководством П.П. Гаряева, кандидата биологических наук, пришла к выводу о том, что, что используя словесные мыслеобразы, человек способен творить или разрушать свой генетический аппарат.

        Исследователи доказали опытным путем, что употребление матерных слов порождает как бы взрыв в генетическом аппарате человека, после чего происходит мутация. Следствием данных нарушений, которые повторяются с каждым поколением, является вырождение человека. Чтобы доказать эту гипотезу, ученые изобрели аппарат, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания. Последние, как доказано ранее,  влияют на молекулы ДНК, отвечающие за наследственность. Получается, что в то время, когда человек бранится матом, его хромосомы начинают портиться и гнуться, а гены меняют свои места. Вследствие этого ДНК начинает вырабатывать  ненормальные программы. И постепенно потомству человека передается изменённая программа самоликвидации.

Несколько лет проводился эксперимент с общением бранью на семенах растения арабидопсис. Почти все  растения в итоге погибли. Те же, которым удалось выжить, имели генетические отклонения, уродство. Ученые, кроме того, заметили, что мутагенный эффект не зависит от громкости, с которой произнесли слова. Таким образом, они сделали вывод, что есть слова, которые обладают информационным воздействием на ДНК, значит,  ДНК воспринимает человеческую речь.

Группа ученых под руководством И.Б. Белявского, доктора биологических наук, почти 20 лет занималась вопросом сквернословия. Путем наблюдения, статистическим подсчетом они доказали, что матерщинники живут меньше, чем те люди,  которые не сквернословят. Это происходит потому, что в клетках людей, часто употребляющих мат, очень быстро наступают возрастные изменения, в результате проявляются различные болезни.

        Если человек часто употребляет бранные слова, то перед ним два пути. Первый – продолжать ругаться матом, сквернословить, этим включая программу самоуничтожения.

Второй – стремиться к духовному самосовершенствованию, красоте. Вам решать, по какому пути идти.

Выводы:

  1. забота о правильности и чистоте родной речи, о высоком уровне национальной речевой культуры – гражданский долг каждого человека;
  2. нецензурная лексика – это показатель низкой культуры человека.

Аргументы «против» мата:

  1. мат ограничен тематически;
  2. мат не может быть основой национальной культуры;
  3. мат не может передать точной информации;
  4. мат обладает ограниченной эмоциональной окрашенностью, не передает весь спектр эмоций;
  5. мат сводит общение к примитивной коммуникации;
  6. мат  подрывает здоровье человека.

Пути решения проблемы:

  1. обсудить результаты анкетирования на классных часах;
  2. провести классные собрания «Сквернословие и здоровье»;
  3. вести в школе пропаганду чтения;
  4. вовлекать всех учащихся школы в общешкольные творческие дела, предметные недели;
  5. занимать активную позицию в общении.

Приложение.

  1. Приказ по школе.
  2. Анкета.
  3. Аналитический материал.
  4. План выполнения работы.

План выполнения работы:

24.02. – 28.02 – подготовка анкет, анкетирование

01.03 – 03.03 – обработка аналитического материала

04.03 – 10.03 – анализ материала из печатных источников

11.03-20.03 – оформление результатов  работы.

Список  литературы:

  1. В.Ирзабеков «Тайна русского слова».-М.: Даниловский благовестник, 2008
  2. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.-М.: Гуманитарный изд. цент ВЛАДОС, 2000.
  3. Г.В.Цветкова. Русский язык. Проектная деятельность.- Волгоград: ИДТ «Корифей», 2009.
  4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.-М.: Просвещение, 2006
  5. Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык /Под ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 2008

Интернет-ресурсы

www.resercher.ru



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Татарского района Новосибирской области

Проект по литературе:

«Псевдонимы, или кто скрывается под маской»

 Работу выполнил: Мельков Сергей,

                                                                              ученик 11 класса

 Научный руководитель: Мелькова С.В.,

 учитель русского языка и литературы

                                                           с. Новотроицк, 2022 г

Содержание

I.Введение …………………………………………………………………………… 3

II. Основная часть

  1. Теоретическая
  1. Из истории псевдонимов…………………………………………       4
  2. Кто и почему использует псевдонимы………………………………5-6
  3. Какие бывают псевдонимы ………………………………………..…7-8
  1. Практическая
  1. Результаты социологического опроса………………………………9

III. Заключение ………………………………………………………………….…… 10

IV. Список литературы ………………………………………………………..……. 11

V. Приложения …………………………………………………………………….….12 - 20

Если ты приобрел имя, совершенно неважно,    

                                                                              как тебя зовут.

                                                                                                                             Вернер Мич

Введение

    Прежде всех прочих даров человеку даются жизнь и имя. Жизнь по своему усмотрению не выбрать, но имя нетрудно изменить. Так случается, что настоящее имя остаётся лишь в документах, а новое начинает жить и завоевывать мир вместе со своим обладателем. 
Истории  известна масса подобных примеров.

    Почему я выбрал такую тему?

Во-первых, потому что она показалась мне достаточно интересной и реализуемой (дополнительный материал по данной теме доступен, его можно найти в литературоведческих пособиях, энциклопедиях, публикациях в журналах, словарных статьях и на интернет-сайтах).

Во-вторых, объект исследования – это термин известный в науке, но до конца не исследованный.

Актуальность: Я считаю, что тема моего исследования актуальна. Псевдонимы  –

Большой пласт неофициальных именований – ещё недостаточно изучены с точки зрения  языковой теории, поэтому они представляют особый лингвистический интерес. Кроме этого актуальность предпринятого исследования представляется в том, что современный человек не мыслит свою жизнь без компьютера. Мы общаемся через Интернет, используя «логины», пароли и «Ники» (так называемые псевдонимы).

       Гипотеза: предположим, что псевдонимы выбирают себе публичные люди.

 Цель работы: установить причины появления псевдонимов и их роль в жизни человека.

Задачи:

- собрать материал по теме;

- исследовать способы и условия возникновения псевдонимов;

- сравнить и проанализировать собранные материалы.

Объект исследования: псевдонимы известных литературных деятелей, а также людей различных социальных прослоек общества.

Предмет исследования: поэты, писатели, певцы, артисты, художники, политики.

    Новизна исследования: для меня лично новизна состоит  в том, что удалось, хоть на секунду, заглянуть в тайну имени, понять причины, которые побуждают людей взять тот или иной псевдоним. Я был удивлён тому, какое разнообразие псевдонимов существует  и насколько популярно использование псевдонимов в современном мире.

Методы исследования:

1. Теоретический (изучали и анализировали теоретический материал по теме из литературных источников и Интернет –ресурсов);

2. Эмпирический (анализ, обобщение и систематизация полученных сведений);

3. Статистический (обработка материала).

Практическая значимость:

Материалы и результаты работы могут быть использованы на спецкурсах и факультативных занятиях; в курсе преподавания русского языка и литературы в школе; в работе библиотекаря, а также другими учащимися для продолжения работы над темой.

    Давайте разберёмся, что же такое псевдоним? Какие определения дают словари?

(Приложение № 1)

 Существует наука, изучающая псевдонимы – антропонимика.

Основная часть

           1. Теоретическая

1.1. Из истории псевдонимов

     Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Порой прозвища становились литературными именами независимо от воли их носителей.

     Проблема псевдоимен волновала исследователей с XVII века – именно к этому периоду относится труд И.Сауэрса «О подписях и знаках, под коими скрыты истинные имена» (1652 г.) – первый в данной области. Выяснилось, что немало авторов скрывают свои истинные имена. Вскоре псевдонимы стали объектом пристального внимания. 
    В 1874 году юрист Винцент Плакций опубликовал трактат «Обозрение анонимов и псевдонимов». Ученых занимали не только вопросы подлинного авторства, но также причины и способы образования псевдонимов, их роль в творчестве того или иного автора. 
    В 1690 году французский ученый Адриен Байе предпринял уникальную попытку классификации «чужих, заимствованных, придуманных, ложных, зашифрованных, нарочито измененных, вывороченных или переведенных на другой язык фамилий».Из книги Байе видно, что уже в ХVII в. в обычай заменять свои имя и фамилию другими был широко распространен среди писателей, артистов, художников и т. д. Байе перечисляет свыше двух десятков способов такой замены: использование чужого имени (иногда за плату), имен родственников, слуг, учеников, персонажей книг; укорочение настоящих имени и фамилии, замена их посредством синонима или антитезы; перевод их на другой язык; зашифровка их посредством анаграммы, акростиха, ребуса; замена настоящих имени и фамилии инициалами или конечными буквами.

Антуан Барбье, библиотекарь Наполеона, издал в 1806 – 1809 г.г. четырёхтомный словарь анонимных сочинений, появившихся на французском языке. Современный английский словарь псевдонимов Кеннеди насчитывает около 60 тысяч, а немецкий Хольцмана и Бохата -  около 83 тысяч вымышленных фамилий. Даже в небольшой Дании словарь псевдонимов включает 10 тысяч. 

     Вслед за первыми основными трудами стали создаваться и пополняться словари псевдонимов на Украине, в Грузии, Дании, России.  Русские литературоведы и библиографы  также уделяли этому вопросу большое значение. В 1874 году Г.Геннади составил «Список русских анонимных книг с именами их авторов и переводчиков». В «Библиографическом словаре русских писательниц» Н.Голицына указаны анонимные и вышедшие под псевдонимами произведения». В. Карцов и М. Мазаев начали в 1891году – «Опыт словаря псевдонимов русских писателей».

Советский библиограф  И.Ф.Масанов собрал свыше 80 тысяч русских писателей, учёных и общественных деятелей. Его словарь состоит из четырёх томов и является сейчас наиболее полным справочником этого рода, хотя в нём присутствуют неточности. Однако, из всех этих словарей и справочников можно узнать только, кто стоит за тем или иным псевдонимом. Но существует книга Валентина Григорьевича Дмитриева «Скрывшие своё имя» из истории анонимов и псевдонимов, М., изд. «Наука», 1980 г.,  в которой была сделана попытка систематизировать некоторые факты из области литературоведения с использованием примеров.

1.2. Кто и почему использует псевдонимы
Второе имя существовало издавна у многих народов и имело большое значение. В древности человеку традиционно давалось два имени: одно – обманное, для широкого употребления, другое – тайное, использовавшееся только в кругу близких. Как правило, имя для широкого употребления выбирали неблагозвучное, потому что красивое и нежное имя, считалось, привлекает злые силы. А кто же польстится на душу Неждана или Кручины? В семье разыгрывался целый обряд мнимого «похищения» бесами – наши предки верили, что этот обман поможет защитить ребенка.

 В современности псевдонимы выполняют другие функции. В частности, они: 
*делают имя более ярким и запоминающимся; 
*содержат в себе зашифрованную информацию о человеке – его роде деятельности, социальном положении, характере;
*мистифицируют, придают фигуре автора загадочность и тем самым повышают интерес аудитории; 
*комические псевдонимы создают определенную атмосферу и потому образуют единство с самим произведением. 
 Псевдоним может выполнять одну из этих функций или сразу несколько. Нередко авторы использовали псевдонимы в тех случаях, когда занятие литературой (или политикой) могло отразиться на их карьере или социальном положении. Молодые авторы брали себе другое имя из-за неуверенности в своих способностях, в своем творческом будущем. Словом, псевдонимы были очень полезны во все времена. 
Многое говорится о возможном влиянии имени на жизненный путь. Одни думают, что это всего лишь суеверие, другие склонны согласиться – имя действительно определяет человека и его судьбу.

Древние славяне полагали, что имя не дается кем-то, оно изначально существует в природе и важно правильно угадать его. Возможно, подбирая псевдоним сообразно своим потребностям и стремлениям, человек способен угадать правильнее. Или, напротив, осознать, что первое имя, данное при рождении, имеет для него гораздо большую ценность.

Литературные произведения, выпущенные без подписи автора известны с древнейших времён ещё до изобретения книгопечатания. Причины, принуждавшие авторов сохранять инкогнито, всегда разнообразны. Одни были вынуждены держать своё имя в тайне из-за его неблагозвучия или из-за боязни преследования, другие не открывали его из-за общественного положения, третьи – из желания отвлечь от себя огонь критики или потому, что было модно. Встречаются авторы, которые из скромности или равнодушия к славе не желали выставлять своё имя напоказ. А для сатириков и юмористов забавные псевдонимы были дополнительным средством, чтобы произвести комический эффект.
Как уже говорилось выше, одной из главных причин во все времена, побуждавших автора скрывать своё подлинное имя, было стремление избежать преследований за сочинения обличительного характера. Это было в те времена, когда свобода печати была ограничена. Анонимными были памфлеты и эпиграммы, направленные против властей.
Первая книга, обличавшая ужасы и варварство крепостного строя, знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева была издана без указания автора под безобидным заглавием. Радищева приговорили к смертной казни, но Екатерина заменила её ссылкой в Сибирь. После её смерти через шесть лет Радищева амнистировали, но травля автора продолжалась. В 1802 году Радищев покончил с собой. Книга была уничтожена.
 Князь П.В.Долгоруков выпустил в Париже на французском языке, от имени графа Альмагро, брошюру «Заметки о знатных русских семействах», где содержались компрометирующие материалы о высокопоставленных особах. Непочтительным был рассказ о Екатерине I : сообщалось, что прежде стать императрицей, она была служанкой пастора, женой шведского драгуна, а затем – наложницей двух русских генералов. Псевдоним автору не помог: по возвращении в Россию он был арестован и по приказу Николая I выслан в Вятку. Впоследствии стал политическим эмигрантом.
Сохранение тайны псевдонима имело немалое значение для писателей.
 Известный публицист Н.К.Михайловский в одной из своих статей писал: «Неприкосновенность псевдонима есть едва ли не элементарнейшее понятие добропорядочного литературного общества…».     Раскрытие псевдонима при жизни его носителя считается грубым нарушением литературной этики. 
Одной из причин, заставлявших некоторых авторов скрывать своё имя, были сословные предрассудки. Сочинительство считалось трудом недостойным для благородного происхождения. Писателей сторонились в так называемом высшем обществе.
Екатерина вторая помещала свои пьесы в сборниках «Российский Феатр» без подписи, члены семьи Николая первого подписывались либо инициалами, либо вместо подписей ставились звёздочки. Княгиня Екатерина Дашкова подписывалась К.Д., или К,Е.Р.Д., а также Благородная россиянка.
Что касается платного литературного труда женщин, то в 19 веке он считался позорным. Интересна в этом отношении литературная биография сестры Софьи Ковалевской,  А.В. Корвин - Круковской. Их отец – генерал был консерватор и деспот. Втайне от него Анна, с одобрения Достоевского, напечатала рассказы в журнале «Эпоха» под мужским псевдонимом  Юрий Орбелов. Когда после получения гонорара обман был раскрыт, отец чуть не умер от стыда. В порыве гнева он сказал: «Сейчас ты продаёшь свои повести, а придёт, пожалуй, время, и будешь продавать себя!»
Особенно преследовалось «сочинительство» в военных заведениях. В 1-м кадетском корпусе в 1824 году приказано было давать по 25 розог каждому кадету, замеченному в сочинении прозы, и по 50 розог за стихи. Поэтому, когда А.Н.Куприн в девятнадцать лет, будучи юнкером Александровского военного училища, напечатал рассказ «Последний дебют»,  подписав его Ал.К-рин, его, по воспоминаниям, «посадили на двое суток в карцер и под угрозой исключения из училища запретили заниматься впредь недостойным будущего офицера бумагомаранием».

Одной из причин появления псевдонимов является наличие однофамильцев, особенно если они тоже причастны к литературе.
У А.П.Чехова (Антоши Чехонте) два брата тоже выступали в печати; у первого из них инициалы были те же, что и у Антона Павловича, и он писал под псевдонимами: А.Седов, Агафопод Единицын, Гусев, Алоэ и другие..
Кроме автора «Тихого Дона» в литературе известен ещё один Шолохов, который подписывался Шолохов - Синявский, будучи родом из хутора Синявского.
Таким образом, добавочное слово указывало на место его рождения Примеры: Сергеев – Ценский, Гусев – Оренбургский, Оленин - Волгарь, Власов – Окский, Алдан – Семёнов.П.П.Бажов с тонким юмором подписывал свои первые сказки Колдунов, по его мнению, именно колдуну пристало рассказывать сказки.
(Приложение № 2)

1.3. Какие бывают псевдонимы

Известный библиограф Валентин Григорьевич Дмитриев классифицировал псевдонимы в соответствии со способом их образования. Он разделил псевдонимы на два типа:

 1) псевдонимы, в которых истинное имя спрятано различными способами, но его можно расшифровать;

2) псевдонимы, характеризующие автора с той или иной стороны; представляющие автора не таким, каков он есть на самом деле (литературные маски); обеспечивающие инкогнито.

Псевдонимы первого типа

Зашифровка подписей – криптоним (от греч. «kryptos» -«тайный») – могла производиться посредством анаграмм – перестановки букв. Например, одним из псевдонимов В.Я.Брюсова был Аврелий (анаграмма его имени Валерий).

Анаграммы, получаемые от чтения справа налево – палионимы – было легко расшифровать. В 1901 году в Москве вышла книга «Строфы Нирузама». В предисловии сообщалось, что Нирузам – персидский поэт, якобы живший в X веке. На самом деле все стихи в этой книге были написаны и «переведены» К.М.Мазуриным, и естественно, никакого Нирузама не существовало. Автор заметил, что его фамилия при чтении справа налево приобретает экзотический оттенок. С целью сделать мистификацию правдоподобнее «переводчик» в предисловии подробно рассказывал, как он нашел рукопись, сообщал биографические сведения об авторе.

Многие авторы использовали ателонимы (от греч. «atelis» - «неполный») – сокращение имен посредством пропуска части букв. Так, в 1924 году журнал «Жизнь искусства» поместил статью «Вечная история», которая не была подписана, но заканчивалась так: «Мои гласные – эеау, а согласные – йхнбм. А сам я, ей-богу, очень добрый человек». Так зашифровал свою фамилию критик Б.М.Эйхенбаум, известный своими работами о Льве Толстом и других русских классиках.

Иногда писатели использовали апоконимы (от греч. «apokopto» - «отрезаю», «отрубаю») – криптонимы, полученные путем отбрасывания начала или конца имени или фамилии. Получалось: Злов вместо Козлов, Гарев вместо Огарев, Ленский вместо Оболенский. В 1908 году несколько статей о театре А.В.Луначарский подписал В.Чарский.

Довольно часто использовали паронимы (от греч. «para» - «возле», «около») – псевдонимы, образованные по сходству звучания с настоящей фамилией. Так, например, И.Э.Бабель очерки в «Журнале журналов» и «Новой жизни» (1917-1918) подписывал Баб-Эль. Николай Васильевич Корнейчук из своей фамилии образовал свои литературные имя и фамилию Корней Чуковский.

Писатели часто брали в качестве псевдонима патроним (от лат. «pater» - «отец») – образованный из имени отца автора. Так, например, мировую славу Алексею Пешкову принес псевдоним Максим Горький. Старые нижегородцы утверждали, что он избрал этот псевдоним в память об отце, спасшем Алексея от холеры. Максима Савватеевича, отца писателя, прозвали «Горьким» за едкие шутки. Также Демьян Бедный в «Красной газете» подписывалсяДедСофрон – настоящее имя его деда. Эта же подпись стояла под несколькими его дореволюционными баснями. Андрей Платонович Климентов выбрал себе псевдоним Андрей Платонов, образованный от отчества.

Иногда основой для псевдонима становилась девическая фамилия ее матери или ее имя – матроним (от лат. «mater» - «мать»). Также имена более отдаленных предков автора могли использоваться при выборе псевдонима. Так, например, Анне Ахматовой, шальной семнадцатилетней девчонке, пришло на ум взять себе псевдоним – татарскую фамилию бабушки, происходившей от древнего рода хана Ахмата.

Псевдонимы второго типа

Инкогнитоним – подпись, подчеркивающая, что автор хочет остаться неизвестным. Подпись М.ГорькогоН.Х. под фельетонами в «Нижегородском листке» и «Самарской газете» (1896) следовало читать: «Некто икс».

Однако псевдонимы брались не только для того, чтобы скрыть имя, но и для того, чтобы подчеркнуть то или иное качество автора, например, национальность, особенность внешности, месторождения или жительства, главную черту характера или его творчества, звание, должность, социальное положение и многое другое.

Часто избранное автором имя указывает на место его рождения или жительства – геоним (от греч. «geo» - «земля»). Автор «Приваловских рассказов» и «Золота» Д.Н.Мамин-Сибиряк вспоминает: «Пробовал я подписываться фамилиями Рассказов и Томский – не то! А мою фамилию еще в бурсе просмеяли: мы, мол, все мамины, почему не тятин? И решили, что самый подходящий псевдоним – Сибиряк: ведь Екатеринбург – за Уралом, и в представлении российских Сибирь и Зауралье сливаются в одно понятие!»

Многие авторы приняли в разное время псевдоним Северянин. Самым известным из них стал Игорь Северянин, поэт-модернист, которого даже избрали на одном литературном вечере в 1918 году «королем поэтов». Его настоящее имя было Лотарев Игорь Васильевич.

Часто писатели использовали геронимы – имена литературных и мифологических героев.  Например, М.Горький в «Самарской газете» фельетоны «Самара во всех отношениях» с подзаголовком «Письма одного странствующего рыцаря» подписывал Дон Кихот (1896). Случалось, что авторы использовали в качестве псевдонима имя персонажа своего собственного произведения. В 1928 году М.Горький один его фельетон в «Чудаке» подписал Самокритик Словотеков. Эту фамилию носил персонаж сатирической пьесы Горького «Работяга Словотеков», написанной им в 1920 году для Театра народной комедии. Горький сообщил редакции «Чудака»: «Лично сотрудничать в журнале вашем вряд ли найду время, но разрешите рекомендовать вам знакомого моего, Самокритика Кирилловича Словотекова. Самокритик – подлинное имя его, данное родителями при рождении. Человек он довольно пожилой, но «начинающий». Беспартийный. Отношение к алкоголю – умеренное».

Впервые имя Демьяна Бедного появилось в большевистской «Звезде» в 1911 году. Один из ее редакторов, Н.Г.Полетаев, вспоминает: «В начале своей работы у нас Демьян Бедный подписывался своей настоящей фамилией Е.Придворов, но вот однажды, придя к нам в типографию, он принес небольшое, но очень звучное стихотворение «О Демьяне Бедном, мужике вредном». Следующий его приход мы встретили возгласом: «Демьян Бедный идет!» Так это прозвище за ним и осталось. Происхождение его связано и с тем, что дядю поэта, одного из беднейших крестьян Херсонщины звали Демьяном. Этот псевдоним можно отнести и к патрониму.

Также для создания псевдонима использовались цвета - хроматонимы (от греч. «chroma» - «цвет»), названия цветов, деревьев – фитонимы (от греч. «phytos» - «растение»). Например, литературная фамилия Б.Н.Бугаева – А.Белый, поэт Игорь Северянин, прежде чем принять это литературное имя, подписывался Мимоза.

  1. Практическая
  1.  Результаты социологического опроса

     С целью подтверждения нашей гипотезы и изучения осведомлённости школьников в области псевдонимики мы в нашей школе провелиопрос. В нём участвовали  21 человек с 7 по 11 классы и учителя школы. Задавались следующие вопросы:

  • Знаете ли вы, что такое псевдонимы? Дайте определение.
  • Играют ли роль псевдонимы в жизни человека?
  • В чем причина того, что писатель или артист берёт псевдоним?
  • Кто использует псевдонимы?
  • Взяли бы вы псевдоним?

     Опрос показал, что большинство опрошенных знают, что такое псевдоним (Приложение № 3).

Эти же участники опроса дали ответы на вопрос: играют ли роль псевдонимы в жизни людей? (Приложение № 4).

Разными были мнения учеников по вопросу: в чем причина того, что писатель или артист берёт псевдоним? (Приложение № 5)

  • Придать своему имени таинственности - 18%.
  • Заменить распространённую фамилию на яркую и броскую – 6%.
  • Скрыть настоящие имя и фамилию – 44%.
  • Боязнь критики –32%.

Также были получены ответы на остальные вопросы (Приложения № 6 и 7)

      Таким образом, результаты опроса подтвердили актуальность нашей работы и нашу гипотезуо том, что псевдонимами, как правило, пользуются публичные люди. Ещё результаты опроса показывают, что объем знаний школьников в области псевдонимики невелик. Мало знают причины появления псевдонимов, а также кто их использует. Для многих ребят явилось, например, открытием, что хорошо знакомый всем Корней Чуковский – псендоним.


Заключение

Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. Получается, выбирая себе псевдоним, человек сам выбирает себе судьбу. Можно сказать, что своя судьба есть у каждого псевдонима. Часто жизнь его бывала короткой: вымышленное имя, под которым начинающий автор из осторожности или по другим соображениям вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным и отбрасывалось. Но порой, и не так уж редко, литературная фамилия полностью вытесняла настоящую, как на страницах книг, так и в жизни их авторов.

Псевдонимы заслуживают изучения, как один из важных факторов литературной жизни всех времён и народов. Я думаю, что знакомство с такой интересной темой расширит кругозор любителей литературы.

Выполняя данную работу, нам было очень интересно. Удалось, хоть на секунду, заглянуть в тайну имени, понять причины, которые побуждают людей взять тот или иной псевдоним.  Удивительно, какое разнообразие псевдонимов существует в мире. И удивительно, насколько популярно использование псевдонимов в современном мире. Работа может быть продолжена, ведь как сказано выше: появляются новые псевдонимы и новые группы. А также в будущем хочется рассмотреть такую обширную тему, как логины, ники, популярность которых сейчас неизменно растет с введение в нашу жизнь компьютерных технологий.

Таким образом, возвращаясь к поставленным задачам, мы пришли к следующим выводам:

  1. Основные причины появления псевдонимов - незвучная фамилия, боязнь преследования или произведения не соответствующие имиджу автора.
  2. Способы образования псевдонимов разнообразны. Существует классификация В.Г.Дмитриева.
  3. Наиболее часто используют псевдонимы писатели, артисты, певцы.

Работа может быть использована для педагогов при подготовке к факультативным и элективным занятиями ,на уроках русского языка и литературы, а также научным пособием для учеников и желающим правильно и грамотно подобрать себе псевдоним.

С развитием компьютерных технологий в современном мире возрастает популярность использования «ников», тех же самых псевдонимов. Возрастает и число новых псевдонимов и их групп, поэтому работа может быть продолжена.

Литература

  1. Дмитриев  В.Г. Скрывшие свое имя. -  М.: Просвещение, 1996.
  2. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей в 4-х томах. М., Издательство Всесоюзной книжной палаты. 1956 – 1960г.г.
  3. Осовцев, С. Что в имени тебе моем? // Нева. – 2001. - № 7. – С. 183-195. 
  4. Петрова И. Псевдонимы писателей.
  5. Синдаловский Н. А. Псевдоним: легенды и мифы второго имени // Нева. - 2011. - N 2. - С.215-238. 
  6. Википедия. Свободная энциклопедия.
  7. Русскоязычные сайты, найденные поисковой системой Yandex и Google.
  8. Электронный ресурс: РС DVD-ROM «Большая советская энциклопедия», 2007г.

Приложение № 1.

  ПСЕВДОНИМ, -а, м. Вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля (словарь С.И.Ожегова).

   ПСЕВДОНИ́М, псевдонима, ·муж. (·греч. pseudonymos - носящий ложное имя) (·книж. ). Вымышленное имя, которым писатели, художники, артисты пользуются в публичных выступлениях (словарь Д.Н. Ушакова).

               В Российском  энциклопедическом словаре под ред. А. М. Прохорова:

ПСЕВДОНИМ, ( отгреческ. псевдос- ложь, онума- имя) – это условное имя автора  или артиста, которое заменяет его настоящее имя или фамилию.

В словаре В.И. Даля читаем:

ПСЕВДО греч. Ложно, ложный, подложный, неподлинный.

ПСЕВДОНИМЪ  м.  Писатель подъчужимъименемъ, подыменщикъ.

Приложение № 2.     Писатели, скрывшие своинастоящие имена

Брать псевдоним такая же древняя писательская традиция, как и сам литературный труд.

Еще в начале 17 века вышел труд «О подписях и знаках, под коими скрыты истинные имена» (1652), в котором анализировались источники псевдоимен писателей и поэтов.

Практически каждый, кто сумел опубликовать свое произведение в открытой печати, пользовался псевдонимом или множеством разнообразных псевдонимов. Причины бывают самые разнообразные: скромность, боязнь неуспеха, уход от преследований, неудовольствие семьи и просто эстетическая неудовлетворенность  звучания собственного имени.

1. Сын  персидского мастера, изготавливающие шатры, Гийас ад-Дин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим стал поэтом, математиком, философом и астрономом. Во всем мире он известен как «палаточных дел мастер» Омар Хайям - именно так переводится  литературный псевдоним поэта, избравшего для него название рода занятий своей семьи  (ткани для шатров по-персидски «хайма»).

2.Льюис Кэрролл – Чарлз ЛатуиджДоджон, знаменитый автор «Алисы в Стране Чудес», был  также  математиком, фотографом, логиком,  изобретателем. Псевдоним выбран не случайно: писатель перевёл своё имя – Чарлз Латуидж – на латинский, получилось «КаролюсЛюдовикус», что по-английски звучит как Кэрролл Льюис. Затем поменял слова местами. О том, чтобы серьёзному учёному публиковать сказки под собственной фамилией, и речи быть не могло. Настоящая фамилия писателя частично «проявилась» в сказочном персонаже – неуклюжей, но остроумной и находчивой птице Додо, в которой сказочник изобразил себя.

3.По схожим соображениям и наш соотечественник Игорь Всеволодович Можейко, широко известный писатель-фантаст Кир Булычев, вплоть до 1982 года скрывал свое настоящее имя, считая, что руководство Института Востоковедения, где он работал,  посчитает фантастику несерьёзным занятием и уволит своего сотрудника. Псевдоним образован из имени жены писателя Киры Алексеевны Сошинской и девичьей фамилии матери, Марии Михайловны Булычёвой. Изначально псевдонимом Игоря Всеволодовича был «Кирилл Булычёв». Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо — «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился «Кир Булычёв». Встречалось и сочетаниеКирилл Всеволодович Булычёв, хотя очень многие  люди почему-то обращались к фантасту «Кир Кириллович».

4.Раньше, чем Льюис Кэролл-Доджсон, свою настоящую фамилию отдал литературному герою другой сочинитель. Пьер-Огюстен Карон, он же  всемирно известный драматург Бомарше имя  цирюльника Фигаро сложил из двух слов fils (сын) и Caron. В 1756 г.  Карон выгодно женился на богатой  вдове и присоединил к своей фамилии прибавку де Бомарше по названию поместья жены (позднее он приобретает и дворянский титул). Брак оказывается несчастливым, и супруги вскоре начинают жить раздельно. Через десять месяцев после свадьбы жена Бомарше внезапно умирает, но полученное благодаря ей имя остается с Кароном навсегда.

5.Настоящее имя Марка Твена  -СэмюэлЛенгхорнКлеменс.Для псевдонима он взял слова, которые произносят при измерении глубин реки, «мерка – две» ( mark-twen).   «Мерка – две» - это глубина, достаточная для прохода судов, и эти слова часто слышал молодой Клеменс, работая машинистом на пароходе.  Писатель признаётся: «Я был новоиспечённым журналистом, и мне нужен был псевдоним... и сделал все, что мог, чтобы это имя стало...знаком, символом, порукой в том, что все, подписанное так, - твердокаменная истина; удалось ли мне достичь этого, решать мне самому будет, пожалуй, нескромно».

6.Анна Ахматова - Анна Андреевна Горенко, русская поэтесса, обязана своим литературным псевдонимом бабушке, которая вела свой род от татарского хана Ахмата. Фамилия бабушки Ахматова и стала литературным именем юной поэтессы. Позже Анна Андреевна рассказывала: "Только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы… Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: "Не срами мое имя". - "И не надо мне твоего имени!" - сказала я…" (Л. Чуковская «Записки об Анне Ахматовой»).

7. История рождения, да и имени знаменитого писателя, переводчика и литературоведа Корнея Ивановича Чуковскоговообще похожа на приключенческий роман. Николай Васильевич Корнейчуков был незаконнорожденным сыном полтавской крестьянки Екатерины Корнейчук и петербургского студента знатного происхождения. После трех лет совместной жизни отец бросил незаконную семью и двоих детей — дочь Марусю и сына Николая. По метрике у Николая как незаконнорождённого вообще не было отчества. С начала литературной деятельности Корнейчуков, долгое время тяготившийся своей незаконнорожденностью, использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество — «Иванович». Позднее Корней Иванович Чуковский стало его настоящим именем, отчеством и фамилией. Дети писателя носили отчество Корнеевичи и фамилию Чуковские.

8. Эдуарду Вениаминовичу Савенко псевдоним Эдуард Лимоновпридумал друг-художник. Молодой «Эдичка» считал, что такое имя выделит его среди конкурентов. Лимонов, скандальный писатель и популярный политик, сам давно стал литературным персонажем многих книг, в которых ему придумывают новые имена, остроумно используя псевдоним литератора.  В детективных романах Льва Гурского выведен писатель Фердинанд Изюмов, в пьесе Владимира Максимова «Там вдали за бугром» главный персонаж — Варфоломей Ананасов, в романе Дэвида Гуревича «Путешествия с Дубинским и Клайвом»  фигурирует русский эмигрант, писатель Бен Апельсинов.

9. Один из самых популярных современных писателей Борис Акунин появился в 1998 года как псевдоним япониста, филолога, переводчика  ГригорияЧхартишвили. Слово «акунин» с японского переводится как «злой гений».  Сам писатель говорит: «Вообще эта история с псевдонимом была затеяна не для того, чтобы устраивать мистификацию. Псевдоним мне понадобился потому, что этот вид сочинительства очень не похож на все мои другие занятия». Чхартишвили пишет также еще и под другими псевдонимами. Почему они ему понадобились, читайте в интервью писателя  здесь.

10. Еще один популярный современный писатель Захар Прилепин вовсе не Захар. Настоящее имя Прилепина Евгений. Почему именно имя Захар выбрано для псевдонима, писатель уже и сам не помнит. «Когда я начал писать свою прозу мне, наверно, показалось, что чисто эстетически Евгений звучит слишком размягчено. Я подумал, что имя Захар языческое, звучит брутально и рокочуще.Тем более у меня прадед по отцовской линии Захар, и мало того, отца моего во дворе все тоже называли Захар. Я подумал, раз у меня такое родовое имя, пускай я тоже буду Захаром".

Псевдонимы артистов и певцов

Григорий Лепс – российский певец – Григорий Викторович Лепсверидзе

Марио Ланца – американский певец (тенор) – АльфредоАрнольдоКокоцца

Мария Каллас – американская певица (сопрано) греческого происхождения – София СеселияКалос (Калогеропулос)

Марк Бернес – Отто Нейман

Милен Фармер – французская певица – Милен Готье

Стинг – Гордон Самнер

Тина Тёрнер – Анна МэйБаллок

Вуди Аллен – Аллен Стюарт Кёнигсберг

Гарри Гудини – американский иллюзионист – Эрик Вайс

Жан Габен – Жан АлексиМонкорже

Ив Монтан – ИвоЛиви

Смоктуновский Иннокентий Михайлович – Смоктунович Иннокентий Михайлович

Карандаш – Михаил Николаевич Румянцев

Мадонна – Мадонна Луиза Чикконе (MadonnaLouiseCiccone)

Марина Влади – Мария-Луиза Полякова-Байдарова

Марлен Дитрих – Мария Магдалена Дитрих

Мэрилин Монро – Норма Джин Бейкер

Раневская Фаина Георгиевна – Фельдман Фаина Георгиевна

Софи Лорен – София Шиколоне

Утесов Леонид Осипович – Лазарь Иосифович Вайсбейн

Псевдонимы художников

Сандро Боттичелли – итальянский живописец – АлессандроФилипепи

Тициан – итальянский живописец – ТицианоВечеллио

Джорджоне – итальянский живописец – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко

Пармиджанио – итальянский живописец – ФранческоМаццола

Эль Греко – испанский живописец – Доменико Теотокопули

Псевдонимы политиков

Ленин — Владимир Ильич Ульянов 
Сталин — Иосиф Виссарионович Джугашвили 
Троцкий — Лев (Лейба) Давидович Бронштейн

Каменев - Лев Борисович Розенфельд

Карл Маркс -  МозесМордехай Леви

Приложение № 3.Что такое псевдоним?        

Приложение № 4   Причины появления псевдонимов

Приложение № 5. Взяли бы вы псевдоним?

Приложение №6. Играют ли роль псевдонимы в жизни человека?

Приложение №7. Кто использует псевдонимы?