Культура Древней Руси (презентации к урокам литературы)
Культура Древней Руси - основа национальной духовной культуры, не зная истоков, трудно планировать будущее. Презентации помогут иллюстрировать уроки литературы, провести внеклассные мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Монументальная живопись Древней Руси | 298 КБ |
Архитектура Древней Руси | 1.75 МБ |
Путешествие к истокам русского книгопечатания | 713.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
X век – век становления Русского государства (увеличение городов и, соответственно, строительства), - век объединения восточнославянских племен вокруг Киева, - век принятия христианства. Задание: Объясните причины развития архитектурного строительства на Руси.
В XI веке в 1014 году новгородский князь отказывается платить Киеву дань, вследствие чего происходит выделение Новгорода в «государство в государстве» и упадок Киева. А на съезде князей в 1097 году было провозглашено знаменитое « Кождо да держит отчину свою!», т.е. фактическое начало феодальной раздробленности. Наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. И храмовая архитектура занимает главенствующие позиции.
Есть красота несказанная, светлая, Та, что святою не зря называется… Тихо раскроется тайна заветная. Русь белой лебедью в сердце останется. Сном благодатным, радостью сбывшейся – Час созерцания, Богом подаренный, Будто бы чудом с Небес опустившийся – Песней беззвучною – Храм белокаменный… М. Кравцова
Собор Святой Софии. 11 в. Киев
Собор Святой Софии. 11 в. Киев
Дмитровский собор во Владимире Дмитровский собор во Владимире
Древний храм Пскова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первая русская книга Книги на Руси появились еще до принятия христианства в 988 году. Эти древние памятники письменности до нас не дошли. Они погибли в годы иноземных нашествий, во время пожаров, наводнений, а иногда по причине людского невежества. Книгу на Руси издавна любили и почитали. «Велика бывает польза от учения книжного, - говорит летописец, рассказывая о просветительской деятельности киевского князя Ярослава Мудрого. - Мудрость бо обретаем и воздержанье от книжных словес : се бо суть реки напояющи вселенную, се суть исходища мудрости; книгам бо есть неисчетная глубина…» Первый древнерусский писец поп Упырь Лихой работал в Новгороде в 1047 году. Он написал книгу пророков, которая, однако, не сохранилась. В более поздние времена с неё изготовили копию, в которой помянули и древнего мастера. Фрагменты древнейшей Саввиной книги , которую ученые относят к 10 – 11 векам, хранятся в Москве, в Центральном государственном архиве древних актов .
Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие – так названа книга по имени первого владельца, по заказу которого она была создана с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года .
Как изготовляли на Руси рукописные книги? Приступая к работе, писец брал стопу пергаменных листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями. Промежутки между линиями должны быть равны. Линовали страницу с помощью тупого шильца. Рукописи большого формата писали в два столбца (в каждом по 18 строк). Основным инструментом писца было гусиное перо, которое полагалось расщепить и заточить. Делали это небольшим ножиком, который с тех времен стал называться перочинным. Писали чернилами, которые изготовляли из ржавого железа, из сажи, из специальных чернильных орешков. Заголовки , фразы, которые писец хотел выделить, он воспроизводил красной киноварью. Иногда использовалось твареное золото, смешиваемое с рыбным клеем.
Художественное убранство рукописи Написано Остромирово Евангелие строгим и четким почерком. Вертикальные штрихи строго перпендикулярны к линиям строк. Такой тип письма называется уставом. Позже появился полуустав с наклонными штрихами букв, а затем и упрощенная скоропись. Древние рукописи иллюстрировали и заботливо украшали. Выполненные от руки иллюстрации называются миниатюрами. Их создавали художники-миниатюристы. Остромирово Евангелие дьякон писал почти 7 месяцев. За день он успевал написать не более 3 страниц. Это был тяжелый и изнурительный труд. Его успешное окончание было праздником. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и темную половину дня, писали при свечах или лучинах. Подчас писца одолевала дремота , и он делал ошибки. Столь высокая трудоемкость изготовления книги, дорогая цена, которую приходилось платить за пергамен, чернила и краски, приводили к тому, что рукописи стоили дорого.
«Одежда» книги Рукописи стоили очень дорого, естественно у владельцев книг возникало желание защитить их от превратностей времени и судьбы. Так появился переплет. Форма и конструкция переплета на протяжении многих столетий оставались неизменными. Тетради книжного блока пришивали к шнурам или «плетям», которые делали из конопляных нитей. Корешок блока промазывали клеем, а затем будущую книгу обрезали с трех сторон, чтобы все страницы её были одинаковыми. Концы шнуров продевали в отверстия, высверленные в хорошо отструганных сосновых или березовых досках. Доски и служили основой перелета. Шнуры закрепляли в отверстиях «гвоздичками» - деревянными шпонками. Затем доски обшивали - обволачивали кожей или тканью. Обволоченные кожей переплетенные крышки покрывали тисненным рисунком – « басмили ». Края переплета украшали медными листами или чеканными наугольниками. А к нижней крышке прикрепляли сферические ножки – « жуковины ». При чтении книга как бы опиралась на них и её переплет не истирался, сохранялся дольше. Иногда переплет оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Такие металлические переплеты называют окладами.
Древнерусская рукописная книга Древнейшие книги писали на пергамене – особо обработанной телячьей коже. На одну книгу в зависимости от формата и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных, почти целое стадо. Гусиное перо извлекали из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой руки. Перо обезжиривали , втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали… Чернила писец промокал мелкотолченым песком, который хранили в песочнице – сосуде, похожем на современную солонку. Писали обычно на колене, поставив под ногу невысокую скамеечку. На столе раскладывали принадлежности.
Пергамен изготавливали из шкур животных. А так делали бумагу во времена Ивана Федорова.
Переплетчик в своей мастерской. В древней типографии.
Берестяные грамоты Жарким июльским полднем 1951 года один из археологов, работая на раскопках в Новгороде, заметил среди остатков деревянной мостовой изодранный свиток бересты. На свитке сквозь грязь проступали буквы. Береста – это удобный материал для письма. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной. Листу бересты придавали прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой костяной или металлической палачкой – писалом. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями. Однажды археологи раскопали сразу 16 берестяных грамот 13 века. Большинство из них представляли собой ученические тетради новгородского мальчика Онфима. Записи Онфима – бесценное сокровище, т. к. немногое известно о школьном образовании средневековой Руси. А ведь в 11 веке Ярославом Мудрым была создана школа для обучения детей грамоте.
Берестяная грамота
Рисунок мальчика Онфима На бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие ему быстро наскучило, и он принялся рисовать. По – детски неумело он изобразил себя всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.
Иван Федоров, первопечатник По инициативе царя Ивана Грозного и при поддержке церкви в 1564 году в Москве на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу, которая называлась «Апостол».
«Апостол»
Первые азбуки В 1574 году во Львове Иван Федоров напечатал первую известную восточнославянскую Азбуку . Книга открывается 45 буквами алфавита, созданного Кириллом и Мифодием. Сначала ученики заучивали буквы, затем постигали начальные упражнения для чтения и для письма, представленные сочетаниями согласных с различными гласными. Азбука знакомила учеников с примерами спряжения глаголов, с системой «ударений» и «придыханий», со склонением существительных и прилагательных. Осваивалось написание широко распространенных в тогдашней книжности слов. Слова сокращались, писались под специальными, вынесенными над строкой знаками – «титлами». Это позволяло экономить дорогой тогда писчий материал. Заключала книгу краткая хрестоматия – тексты для закрепления и развития навыков чтения и письма. Взятые из библии, они были подобраны так, что создавали что-то вроде свода этических правил и норм: «Не сотвори насилия убогому», «Послушая отца твоего, иже тя родил» и т. д.
Композиция из трех переплетов острожских книг Ивана Федорова – Библии (1581) и Нового завета с Псалтирью (1580)
Композиция из 5 книг Ивана Федорова. В центре - раскрытые львовский Апостол (1574) и острожский Новый завет с Псалтирью (1580)
В Москве - мемориальная доска на здании, на месте которого находилась типография Ивана Федорова.
Памятник Ивану Федорову
Хорошо слушал ? Проверим…